Битва Автоэкспертов. 4 этап: итоги.
Это анализ последней экспертизы конкурса «Битва Автоэкспертов». В понедельник 10 июня в 11.00 по Москве состоится объявление и награждение победителей.
Спонсоры конкурса
Honest - рвет страховые компании в суде. Делает экспертизы.
ExtrimDrive - обучает вождению автомобилем на уровне Формулы 1.
Анализ экспертизы
Если вы зашли на автокадабру в первый раз, и не в курсе, зачем далее так много букв, читайте сначала экспертную загадку: http://autokadabra.ru/shouts/59886
Вопросы, поставленные в 4 этапе конкурса звучали следующим образом:
1. Кто виноват в поломке двигателя?
2. Опишите последовательность разрушения двигателя.
Повреждение днища поршня первого цилиндра получено в результате его многочисленных контактов с посторонним предметом. Отсутствие тарелки впускного клапана в камере сгорания первого цилиндра позволяет предположить, что посторонним предметом, повредившим днище первого поршня, является тарелка клапана.
Оторвавшаяся от стержня тарелка клапана попала в зазор между днищем поршня и поверхностью камеры сгорания в головке цилиндров. В связи с тем, что размер тарелки клапана больше величины зазора, при подходе поршня к верхней мёртвой точке произошло вдавливание стальной тарелки клапана в более мягкие алюминиевые поверхности камеры сгорания головки цилиндров и днища поршня. В результате многократных деформаций на днище поршня и поверхности камеры сгорания образовались описанные выше повреждения.
Четвёртый поршень имеет повреждение головки и юбки.
Головка поршня пробита стержнем клапана. При подходе поршня к верхней мёртвой точке тарелка клапана встала в распор между головкой поршня и поверхностью камеры сгорания. В результате этого произошло разрушение юбки поршня, блока цилиндров в районе четвёртого цилиндра и гильзы четвёртого цилиндра.
На днище второго и третьего поршня заметны следы от контакта днища с тарелками впускных клапанов. Подобные контакты свидетельствуют о нарушении синхронизации вращения коленчатого и распределительных валов. Синхронизация обеспечивается работой деталей привода газораспределительного механизма.
(Приведена эта схема, а не более точная схема @Saltlake, только из-за наглядности обозначения деталей ГРМ.)
Нарушение синхронизации могло произойти только вследствие перескакивания звеньев цепи по зубьям звёздочки в результате ослабления натяжения цепи. Натяжение цепи в двигателе осуществляется при помощи натяжителя.
Недостаточное натяжение цепи двигателя может быть следствием:
- Недостаточного усилия натяжения цепи.
- Отсутствием механической фиксации штока натяжителя.
- Критического увеличения длины цепи.
В исследуемом двигателе усилие натяжения цепи создается воздействием штока натяжителя на башмак цепи. Шток натяжителя создаёт усилие благодаря воздействию на него пружины и давлению масла, подающемуся из системы смазки двигателя. Проведённое исследование показало работоспособность пружины и работоспособность гидравлической части натяжителя:
В ходе исследования изучался вопрос фиксации штока натяжителя. Фиксация осуществляется установленным внутри корпуса натяжителя механизмом фиксации:
Принцип действия механизма фиксации натяжителя заключается в том, чтобы не дать возможности штоку натяжителя вдвигаться внутрь корпуса. Для этого на фиксаторе натяжителя имеются запирающие пазы:
При возникновении усилия, пытающегося задвинуть шток натяжителя в корпус, один из пазов входит в контакт со штифтом, расположенным на внутренней поверхности штока, и фиксирует его. По мере выдвижения штока из корпуса натяжителя штифт входит в контакт со следующим пазом фиксатора. Исследование поверхности запирающих пазов позволило установить следы от контактного взаимодействия со штифтом на поверхности трёх пазов:
Следы на поверхностях трёх пазов говорят о последовательной работе натяжителя начиная с паза, соответствующего наименьшему выходу штока из натяжителя, и по мере удлинения цепи выход штока увеличивался, и механизм фиксации работал со следующим пазом. Следовательно, удлинение цепи происходило не одномоментно, а постепенно.
Кроме следов на поверхности запирающих пазов удалось обнаружить следы от контактного воздействия на винтовой поверхности фиксатора:
Наличие контактного следа на винтовой поверхности свидетельствует о работе натяжителя с недопустимо выдвинутым штоком. При таком положении механизм фиксации находится в нерабочей зоне и, следовательно, не может обеспечить требуемую фиксацию штока. Это может на определённых режимах работы двигателя привести к ослаблению натяжения цепи и возможному перескакиванию её звеньев по зубьям звёздочки.
Недопустимо выдвинутый шток натяжителя цепи может быть результатом либо изношенной накладки башмака натяжения цепи, либо результатом увеличенной длины цепи. Поскольку в результате исследований не было выявлено чрезмерного износа накладки башмака натяжителя цепи, можно однозначно утверждать, что работа натяжителя с недопустимо выдвинутым штоком является результатом критического увеличения длины цепи, привода газораспределительного механизма. При пробеге автомобиля 99129 км увеличение длины цепи является следствием естественного износа.
Проведённый анализ повреждений деталей двигателя позволил установить причинно- следственную связь развития событий, которая выглядит следующим образом:
Критическое увеличение длинны цепи вследствие её естественного износа привело к работе натяжителя с недопустимо выдвинутым штоком, в результате чего механизм фиксации не смог обеспечить требуемую фиксацию штока.
На определённых режимах работы двигателя произошло ослабление натяжения цепи, приведшее к возникновению колебаний, которые частично разрушили пластмассовый успокоитель. Последующая эксплуатация двигателя с критически увеличенной длиной цепи привела к перескакиванию звеньев цепи по зубьям звёздочки, что вызвало нарушение синхронизации вращения коленчатого и распределительных валов.
Нарушение синхронизации привело к контакту тарелок впускных клапанов с днищем поршней и, как следствие, отрыву тарелок клапанов от стержней. Оторвавшиеся тарелки клапанов первого и последнего цилиндра попали в зазор между днищем поршня и поверхностью камеры сгорания в головке цилиндров, вследствие чего произошло разрушение поршней, блока и гильзы цилиндра. Следовательно, причиной возникновения неисправностей двигателя является критическое увеличение длины цепи.
Увеличение длины цепи связано с естественным износом её звеньев, следовательно, этот процесс развивается постепенно, в течение всего срока эксплуатации двигателя, и носит эксплуатационным характер.
Увеличение длины цепи компенсируется работой натяжителя до того момента, когда длина цепи не становится критической. Критической длина цепи становится тогда, когда натяжитель теряет свою способность одновременно обеспечивать натяжение и фиксацию цепи вследствие его выхода из рабочего диапазона.
Пока штифт фиксатора взаимодействовал с любым запирающим пазом, натяжитель находился в рабочем диапазоне, обеспечивая фиксацию цепи, и следовательно длина цепи не являлась критической. После начала взаимодействия штифта с винтовой поверхностью фиксатора, натяжитель перестал обеспечивать фиксацию цепи и, следовательно, длина цепи стала критической, дальнейшая эксплуатация двигателя должна была быть прекращена до устранения дефекта (замены цепи).
Достаточно большой след на винтовой поверхности фиксатора свидетельствует о том, что двигатель ещё долгое время продолжал эксплуатироваться. Следовательно, критическое увеличение длины цепи произошло до приезда автомобиля на ремонт в техцентр.
Кто же в ответе за ситуацию?
Диагностировать такой механический дефект, как критическое увеличение длины цепи возможно только методом частичной разборки двигателя, в исследуемом двигателе для этого необходимо снять клапанную и переднюю крышку двигателя. Компьютерная диагностика может диагностировать только те параметры двигателя, которые заложены в её программном обеспечении, состояние цепи не является таким параметром. Предварительная компьютерная диагностика не позволяет диагностировать такой механический дефект, как критическое увеличение длины цепи.
Обратившись в техцентр, водитель автомобиля Opel-Signum в акте к заказ наряду, в графе заявка на ремонт указал две неисправности: «Дёргается АКПП и Неадекватно работает ДВС».
Указание «Неадекватно работает ДВС», нельзя рассматривать как заявку на ремонт, потому что оно не позволяет определить не только неисправность, но и даже характер неисправности.
Двигатель современного автомобиля - это сложное устройство, включающее в себя ряд систем, кроме того его работа зависит от многих систем автомобиля, поэтому неадекватная работа возможна по многим причинам. Практически каждая из многочисленных причин неадекватной работы двигателя имеет свои симптомы.
Кто лучше водителя может знать и описать эти симптомы? Например, симптомы критического увеличения длины цепи это - посторонний шум и неравномерная работа двигателя на холостых оборотах. Правда необходимо заметить, что подобные симптомы могут быть и у других неисправностей. Однако указание симптомов намного сужает круг поиска неисправности и ускоряет проведение диагностики.
Водителю необходимо было указать в акте к заказ- наряду: «Посторонний шум двигателя на холостом ходу».
Специалисты техцентра, получившие такое неинформативное указание, как: «Не адекватно работает ДВС», приняли решение - провести компьютерную диагностику двигателя и, кроме того, снять клапанную крышку для визуальной диагностики состояния механизма газораспределения и проверки фаз газораспределения.
Компьютерная диагностика позволяет быстро получить сведения о состоянии основных систем двигателя и автомобиля. В настоящее время, когда автомобиль насыщен электронными системами, то компьютерная диагностика, как правило, предворяет любую другую диагностику или ремонт.
Поскольку, как отмечалось выше, водитель не заявлял конкретные работы, то проведение специалистами техцентра предварительной компьютерной диагностики и снятие клапанной крышки с технической точки зрения полностью соответствует диагностированию неадекватно работающего двигателя и поэтому, проведенные работы можно считать заявленными водителем работами.
Эти работы не имеют причинно-следственной связи с фактическим состоянием двигателя, так как это состояние является следствием критического увеличения длины цепи, произошедшего ещё до проведения в автосервисе заявленных водителем работ.
Хороший юрист
Конечно, если говорить по-существу, водитель не обязан в деталях разбираться в автомобиле. Техцентр ещё на этапе принятия заказа-наряда должен был уточнить формулировки хозяина авто. Ну как должен? Стоило бы попытаться!
По-человечески можно понять водителя: он сделал, что мог. А техцентр, будучи специализированной организацией проявил некоторое равнодушие к заботам клиента. Кто принимал заказа наряд, в котором написано: «Не адекватно работает ДВС»? Как можно было принимать такой заказ?
Это похоже на то, как если бы на приеме у врача больной рассказал, например, о неадекватной работе желудка, а врач не потрудился выяснить, что имеет ввиду пациент.
Однако, что случилось, то случилось. Возникло судебное разбирательство. И здесь водителя автомобиля постигла новая беда в лице юристов автосервиса. Либо по своей неопытности, либо по каким-то другим причинам, хозяин автомобиля не обратил внимание на формулировки вопросов к судебной экспертизе. Которые были составлены таким образом, что бы вывести автосервис из под удара:
Вот так сидишь, делаешь экспертизу для суда. Понимаешь про себя, что сотрудники автосервиса повели себя не вполне профессионально. Но начинаешь отвечать на поставленные судом вопросы и видишь, как шаг за шагом образуется неудачный расклад для клиента техцнтра. Надо заметить, что экспертиза может отвечать только на поставленные вопросы суда. То есть в этой роли ( а есть и другие) ты не можешь защищать, ты только даешь ответ.
И вот такие вопросы были поставлены судом, вероятно не без помощи юристов техцентра:
1. Какие имеются неисправности двигателя внутреннего сгорания автомобиля Opel-Signum, и какова причина этих неисправностей?
- Повреждение блока цилиндров и четвёртой гильзы.
-Повреждение первого и четвёртого поршней двигателя.
-Повреждение головки цилиндров в районе первого цилиндра.
-Повреждение двух впускных клапанов четвёртого цилиндра и одного впускного и одного выпускного клапана первого цилиндра.
-Повреждение успокоителя цепи.
Причиной этих неисправностей двигателя является критическое увеличение длины цепи.
2. С учётом того, что автомобиль прибыл в техцентр собственным ходом, возможно ли определить причину и время возникновения неисправности, и возможность диагностирования неисправности – методом предварительной компьютерной диагностики?
Время возникновения критического увеличения длины цепи определить не представляется возможным, однако однозначно можно утверждать, что критическое увеличение длинны цепи произошло до приезда автомобиля в техцентре.
Такую механическую неисправность, как критическое увеличение длины цепи невозможно диагностировать методом предварительной компьютерной диагностики.
3. В случае обнаружения неисправностей ДВС в виде: разрушения клапанной группы, повреждения отдельных элементов ГРМ, поршневой группы, стенок цилиндров- определить наличие причинно- следственных связей между фактическим состоянием двигателя и заявленным владельцем работ?
Поскольку водитель не заявлял конкретные работы, то проведение специалистами техцентра предварительной компьютерной диагностики и снятие клапанной крышки с технической точки зрения полностью соответствует диагностированию «не адекватно работающего двигателя» и поэтому, проведенные работы можно считать заявленными водителем работами.
Эти работы не имеют причинно-следственной связи с фактическим состоянием двигателя, так как это состояние является следствием критического увеличения длины цепи, произошедшего ещё до проведения в автосервисе заявленных водителем работ.
4. Возможно ли повреждение деталей ДВС, вследствие воздействия на ДВС при снятии крышки блока цилиндров в техцентре, и является ли неисправность ДВС следствием действий сервисной организации?
Воздействие на двигатель при диагностическом снятии клапанной крышки (крышки блока цилиндров) не могло повредить детали ДВС, так как повреждение этих деталей является следствием критического увеличения длины цепи, в результате естественного износа её звеньев, развивающегося в течение всего срока эксплуатации двигателя, а не разового воздействия во время снятия клапанной крышки.
Следовательно, повреждение двигателя не является следствием действий сервисной организации.
5.Соответствуют ли, с технической точки зрения, выполненные работы на ДВС заявленным работам, поступившем от владельца, и не противоречат ли они требования «Правилам оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств», утверждённым Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 года №290?
Проведение специалистами техцентра предварительной компьютерной диагностики и снятие клапанной крышки с технической точки зрения полностью соответствует поступившим от владельца заявленным работам: «Дёргается АКПП и Неадекватно работает ДВС» и не противоречат требованиям «Правилам оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств», утверждённым Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 года №290».
В общем, ребята, это оказалось хорошей историей о том, как нужно не стесняться подробно записывать все беспокоящие факторы при сдаче "товара" в в сервис. А так же, как стоит следить за формулировками в документах.
Организаторы конкурса
Honest - уникальные предложения в случае ОСАГО.
Автокадабра - лучшая социальная сеть для автомобилистов.
А что с конкурсом?
Друзья, сегодня не будет объявления победителей 4 этапа и «Битвы Автоэкспертов».
Всё случится в понедельник 10 июня в 11.00 по Москве.
Мы решили всё-таки разделить анализ экспертизы и награждение победителей конкурса.
Сейчас вы можете уже "прикинуть", кто будет победителем. После трёх этапах «битвы» у нас следующая картина:
@MaxKadett - 7 баллов
@WIllyVel - 4 балла
@zxEngineer - 4 балла
@f1203 - 3 балла
@Turbocat - 3 балла
@Mitya777 - 1 балл
А кто, по-вашему мнению, лучший автоэксперт на автокадабре?
Прошедшие этапы
— 1 этап: Турбокомпрессор
— 1 этап: итоги
— 2 этап: BMW
— 2 этап: итоги
— 3 этап: ГРМ
— 3 этап: итоги
— 4 этап: OPEL
— 4 этап: итоги
Кто лучший автоэксперт на автокадабре?
MaxKadett
32
45.1%
WIllyVel
2
2.8%
f1203
1
1.4%
Turbocat
0
0.0%
Mitya777
0
0.0%
SaltLake
2
2.8%
Я
12
16.9%
Allalala
15
21.1%
zxEngineer
2
2.8%
проголосовал 71 пользователь
А меня смутило именно наличие VVT-i...
я не умею... ((((
И да, предвАряет.
По ходу мне полагается второе место)
И владелец не обязан вообще никак разбираться в устройстве автомобиля.
Только растяжение цепи было причиной?