Написать пост

honest

Битва Автоэкспертов. 1 этап


В автомобиле сломался турбокомпрессор. В магазине запчастей владельцу машины предложили турбокомпрессор, восстановленный после ремонта. Автовладелец сам установил его, но компрессор начал давать течь. Магазин автозапчастей отказался менять "бракованный" турбокомпрессор или возвращать деньги без экспертного заключения.

Что показала экспертиза? Что является причиной повышенного расхода масла через уплотнение
турбины турбокомпрессора?

Экспертная загадка

Восстановленный турбокомпрессор.

На роторе турбины заметны незначительные следы масла.

Для проведения исследования была проведена полная разборка
турбокомпрессора:
Ротор турбины и вал представляют собой неразборную конструкцию.

Измерение зазоров проводилось при помощи микрометра и нутромера.

Зазор между валом и втулкой составил: 0,05-0,06мм. (оптимально 0,04-
0,05мм.).

Зазор между корпусом и втулкой составил: 0,05-0,06мм. (оптимально 0,03-
0,04мм.).

Вопрос: Что является причиной повышенного расхода масла через уплотнение
турбины представленного на исследование турбокомпрессора?

Немного о конкурсе

Это первый этап конкурса "Битва Автоэкспертов". Если Вы бывалый автолюбитель, то всё ещё можете принять в нем участие.

Победитель получает - 10 000 рублей от независимой экспертизы Honest и сертификат на прохождение курса «Экстремальное управление автомобилем».

Занявший второе место в конкурсе - сертификат на прохождение тренинга «Экстремальное управление автомобилем».

И занявший третье место может освоить курс «Теория контраварийного вождения, профессиональное вращение руля».

Правила

В комментариях можно оставлять свои ответы. Лучший ответ - это точный, полный, но в тоже время лаконичный ответ. Время публикации имеет значение. Оставлять комментарии можно до среды. Победители этапа будут объявлены в четверг.

Условия участия

Для участия в конкурсе ставите активную ссылку в любых своих социальных сетях, блогах и на форумах.

Вид текста и ссылки следующий (просто скопируйте строку и вставьте в свой блог, форум или твиттер):

"Я участвую в Битве Автоэкспертов: http://autokadabra.ru/shouts/58052"

А затем размещаете в комментариях к этому посту или в любом из постов конкурса ссылку на ваш блог, где стоит ссылка на конкурс.

Организаторы


Конкурс организован Автокадаброй и независимой экспертизой Honest. Honest - это не только независимая экспертиза, но и спасатель автолюбителей от произвола страховых компаний.

Курсы вождения предоставлены клубом безопасного управления автомобилем Extrim Drive. Это курсы повышения водительского мастерства, которые надо проходить, имея хороший опыт управления автомобилем.

Прошедшие этапы

1 этап: Турбокомпрессор
1 этап: итоги

2 этап: BMW
2 этап: итоги

3 этап: ГРМ
3 этап: итоги

4 этап: OPEL
4 этап: итоги
Кто виноват в течи масла?
Неумелый водитель
10
10.1%
Тот, кто ремонтировал турбокомпрессор
75
75.8%
Производитель турбокомпрессора
14
14.1%
проголосовало 99 пользователей
68 комментариев 6нравится избранное
SaltLake
Lexy
last1hopeful
Cresh
tutpusto
Boomburum
  • xlobuz
    13 мая 2013 в 11:22
    http://4put.ru/pictures/max/614/1887747.jpg
    Экспертиза показала некачественное восстановление турбины. 2 бороздки на валу на картинке скорее всего находятся местах контакта с сальником, что и вызвало течь масла через уплотнительные сальники.
    Больше ничего не могу предположить так как загрязнения или нехватки смазки невидно, перекрута турбины с последующими следами тоже.
    • honest
      13 мая 2013 в 11:35
      в чём некачественность восстановления?
      • xlobuz
        13 мая 2013 в 13:19
        При работе сальник проедает канавку на валу, когда восстанавливали не обратили на нее внимание или не захотели. Новый сальник на том же месте привел к течи масла. Чтобы правильно восстановить - менять вал - что нереально в виду того что он выполнен единой деталью с ротором.
        • honest
          13 мая 2013 в 17:24
          хочу заметить, что сальников там нет, это металлические сплавные уплотнения и втулки. Всмысле, что не из резины и прочих нематаллических материалов.
          • xlobuz
            1 13 мая 2013 в 17:50
            Хех. Почему-то думал что там все устроено по принципу коленвала или расперндвала. Буду знать.
  • Cresh
    13 мая 2013 в 11:28
    "Тот, кто ремонтировал турбокомпрессор"
    Вероятнее всего причина в износе вала, в следствии его "косило" и поэтому увеличился зазор между корпусом и втулкой - там и потекло.

    Думаю коротко можно сказать так - Ремонтировали то что стоило выбросить.
    • honest
      13 мая 2013 в 11:32
      а как можно доказать, что был износ вала?
      • Cresh
        13 мая 2013 в 11:44

        1 - Отполировано и цвет темный (явно отличается от остальной части) - возможно и перегрев но как доказать не знаю
        3 - Результат - отсюда и потекло
        2 - появились позднее (не успело потемнеть)
        • honest
          13 мая 2013 в 11:49
          ок. Принято :)
      • Cresh
        13 мая 2013 в 11:45
  • WIllyVel
    13 мая 2013 в 11:28
    На 7 и 8 фотографии видны следы трения на валу, вызванные неисправностью подшипников. В результате люфта подвижной части - неполный контакт сальников, отсюда появилась масляная течь.
    • WIllyVel
      13 мая 2013 в 11:30
      И, да, виноваты те, кто ремонтировал компрессор.
  • Mitya777
    13 мая 2013 в 11:55
    Нет в этой турбине подшипников) В следствии ремонта турбины "переточили" вал. Все понимаем, что вся эта конструкция работает на масляном клине. Исходя из этого при пуске двигателя втулка набила по валу канавку. Все происходит во время пуска и остановки двигателя, когда турбина останавливается и центробежная сила не так велика, тут то и происходит течь (ну соответственно при работе еще чуть чуть) Вывод: зазоры не в норме, от этого и течь.
  • Mitya777
    13 мая 2013 в 11:57
    турбина для дизеля? не в бензиновый мотор ее впихнули?) Тогда версия перегрева актуальна)
    • honest
      13 мая 2013 в 12:05
      нет :). Турбина соответствует.
  • Magnifico
    13 мая 2013 в 12:45
    1. Некачественное восстановление вала и как следствие - трение (об этом нам говорят непонтные бороздки на нем). Возможно не был учтен фактор нагрева и изменения размера вала в связи с этим.
    2. Уплотнительные материалы, отличные от заводских и соответственно не соответствующие по параметрам
    3. Несоблюдение моментов затяжки - следствие потеря уплотнительными материалами своих свойств.
    • Magnifico
      13 мая 2013 в 18:08
      А, кстати нагрев вала и его трение также могло произойти из-за отсутствия турботаймера и глушения авто после хорошего отжига.
      • honest
        13 мая 2013 в 18:13
        Должны быть явные подтверждения. Эти фотографии показывались в суде. На основании этих фото эксперт доказывал свою точку зрения.
  • last1hopeful
    13 мая 2013 в 12:50
    турбина втулочная, значит работает на прослойке масла,
    как видно на одном из фото в маслянной канавке корпуса произошла полимеризация масла, - соответственно маслу некуда было деваться и его давило в холодную часть.

    возможные причины полимеризации:
    1) неправильная эксплуатация турбированного авто - после езды "с ветерком" машина была остановлена и выключен двигатель - масло не успело стечь и закоксовалось.
    2) некачественное масло, либо уже отработавшее свое - потеря свойств и устойчивости к нагреву.

    Из-за плохого доступа масла к втулке происходило маслянное голодание и как результат небольшое трение между втулкой валом и корпусом - отсюда и следы.
    • last1hopeful
      13 мая 2013 в 12:53
      в дополнение к первому варианту причины полимеризации: т.к. масло стекает под силой гравитации, а турбина стоит под определенным углом то полимеризация произошла лишь на "нижнем" участке турбины. что видно по канавке.
    • last1hopeful
      13 мая 2013 в 13:14
      давить масло могло и в горячую часть, кстати :) по фото непонятно - там только нагар обыкновенный или маслянный
  • zxEngineer
    1 13 мая 2013 в 13:23
    Эта турбина работает на масляном клине. На фото заметны следы от трения вала и втулки. Мне кажется проблема была в забитых масляных каналах.
  • Turbocat
    13 мая 2013 в 13:54
    А что за авто если не секрет?
    • honest
      13 мая 2013 в 14:54
      точно не помню. Какая-то иномарка.
      • Turbocat
        13 мая 2013 в 14:59
        По номеру на корпусе нагуглилось руководство по ремонту для саабов, наверное это сааб))
        • Cresh
          13 мая 2013 в 15:00
          очень вероятно, хотя они надежные - странно что так глупо сломалось
  • intersign
    13 мая 2013 в 14:03
    Сальник протоптал от времени канавку на валу, при восстановлении на это было забито. Лечится проваркой поверхности с последующей проточкой (канает на полуосях и коленвалах, за турбны сказать не могу).
    • honest
      13 мая 2013 в 17:18
      там сальника нет, это динамическое уплотнение.
  • Ke4
    13 мая 2013 в 14:31
    Я хоть официально и не участвую, но похоже дефект тут.
    • xlobuz
      2 13 мая 2013 в 14:50
      так никто же не мешает начать участвовать)
      • DesolE
        13 мая 2013 в 18:49
        Это м.б. нижняя часть
  • Norireki
    13 мая 2013 в 15:33
    1.При установке не залили масла в турбину.
    2.Возможная забитость каналов как маслоподачи, так и слива.(ведь много масла, тоже плохо)
    2.????
    3.Profit!

    P.s. Дизельные дудки с VGT крайне живучи, обычно тысяч по 300 выхаживают.
    • honest
      13 мая 2013 в 17:30
      рад бы принять ответ, да условия конкурса не позволяют )
  • antoxakulik
    13 мая 2013 в 15:51
    Низкое давление масла либо его низкий уровень, и , как следствие, преджевременный износ уплотнений вала ротора (на фото видна выработка на валу), масляное голодание подшипника скольжения по причине уноса масла в рабочую сеть компрессора.Выбоины на посадочном месте - результат неквалифицированного ремонта, заводской брак либо кипячение авто.
  • Winder69
    13 мая 2013 в 19:26
    Другая причина- повышенное давление в картере, но при этом более вероятна течь через оба уплотнения, и со стороны турбины, и со стороны компрессора
    • honest
      14 мая 2013 в 10:46
      эти фото показывались в суде. И на основании этих фото происходило обоснование версии эксперта. Если приводится какая-то версия, то она обосновывается указанием на конкретное фото и видимую причину. То есть если бы Вы в суде выступали, то судья Вашу версию забраковал.
      • Winder69
        14 мая 2013 в 15:03
        На снимках колеса турбины хорошо видно промытый сектор, а рядом круглый след, вероятно, от пальца. Подобный сектор мог образоваться на неподвижном колесе. Следовательно, вал не вращался, динамическое уплотнение не работало, масло попадало в улитку турбины и образовывало нагар на лопатках. ТК собран неправильно, и его нужно менять
        • honest
          14 мая 2013 в 15:05
          ок. Принято.
          • Winder69
            14 мая 2013 в 15:53
            Не знаю, как вставить картинку. Вставил так:


            На рис. 3 видно внутренний полукорпус улитки компрессора. Если при разборке ничего не сдвигали, то можно видеть, что положение центрирующего отверстия на улитке не соответствует положению штифта на корпусе подшипников (синие стрелки), а указанный красным фиксатор не закреплён в своём гнезде. Повторюсь, неправильная сборка ТК.
  • rauan
    13 мая 2013 в 19:56
    Если на роторе был сальник, то может его не той стороной вставили.

    Либо второй вариант, несоответствующие зазоры стали причиной повышенного люфта ротора, привели к повышенным вибрациям, что снизило плотность прижимания сальников или уплотнителей.
  • ilmir5555
    13 мая 2013 в 20:38
    Виноват "Тот, кто ремонтировал турбокомпрессор"

    Динамические уплотнения, в свою очередь, могут нормально работать только в воздушном пространстве, то есть только тогда, когда внутренняя полость корпуса подшипников свободна от моторного масла. Если корпус подшипников по каким-либо причинам заполняется (``подпирается``) маслом или нарушается баланс давлений внутри корпуса подшипников и извне его, динамические уплотнения практически перестают работать, происходит утечка масла через уплотнительные кольца в корпус комрессора и в корпус турбины.
    А причина этому ИМХО несоответствие зазоров между корпусом и втулкой.
    • ilmir5555
      13 мая 2013 в 20:43
    • honest
      14 мая 2013 в 10:52
      Подшипников в турбокомпрессоре нет, эти полосы на валу - следы от втулки.

      >А причина этому ИМХО несоответствие зазоров между корпусом и втулкой.

      Так что же является причиной течи: баланс давлений, несоответствие зазоров?
      • ilmir5555
        14 мая 2013 в 17:41
        а разве эта втулка не является подшипником?))
        > Если корпус подшипников по каким-либо причинам заполняется (``подпирается``) маслом
        >А причина этому ИМХО несоответствие зазоров между корпусом и втулкой.
        • honest
          14 мая 2013 в 17:48
          имеется ввиду не шариковые подшипники.
          • ilmir5555
            14 мая 2013 в 17:52
            шариковые подшипники не выдержали бы таких нагрузок)
            • SaltLake
              14 мая 2013 в 18:46
              Шариковые подшипники ставят на турбины, уменьшают инерциальность ротора, но ресурс у них меньше. Да что там турбины, есть конструкции коленвалов (составных) на шариковых подшипниках.
  • physik85
    13 мая 2013 в 20:47
    Виноват владелец....который устанавливал турбокомпрессор...скорей всего копрессор был не затянут...
    • honest
      14 мая 2013 в 10:54
      жаль такие фразы в суде не прокатывают :))). Представляете - мы приходим и говорим: "Ну, скорее всего компрессор был не затянут".
      • WIllyVel
        14 мая 2013 в 11:01
        А как это происходит в суде? Неужели судья вникает во все эти детали? Судьи-то разные бывают. Или они просто склоняются к тому, кто убедительнее говорит?))
        • honest
          14 мая 2013 в 11:09
          верно, кто убедительнее. :)

          Но адвокаты не лыком шиты, могут подкопаться к любой фразе эксперта. И будут более убедительны, если нет доказательств.
  • SaltLake
    14 мая 2013 в 00:40
    Вне конкурса.

    В исправном турбокомпрессоре в корпусе турбины присутствует повышенное давление отработанных газов. В корпусе копрессора также создается повышенное давление (наддув). В корпусе подшипников давление понижено за счет разрежения в картере двигателя. Эта разность давлений не дает маслу проникать из корпуса подшипников через газодинамические уплотнения в турбину или в компрессор, в области колец уплотнения корпуса подшипников не должно быть масла в жидком виде.

    На лопатках турбины заметны следы закоксованного масла.


    Видны следы проникновения масла через кольцо газодинамического уплотнения в область турбины.


    Проникновение масла через уплотнительное кольцо вызвано повышенным давлением в корпусе подшипников турбокомпрессора.
    Это может быть вызвано:
    — повышенным давлением в картере из-за неисправной системы вентиляции картерных газов или из-за износа поршневой группы;
    — засорением маслянного канала, по которому масло стекает из корпуса подшипников в картер.
    Как правило, в компрессоре давление больше, чем в турбине и поэтому масло выдавливало в корпус турбины.

    Причиной повышенного расхода масла через уплотнение турбины является неисправное состояние двигателя.
    • honest
      14 мая 2013 в 10:55
      а почему вне конкурса?
      • SaltLake
        14 мая 2013 в 11:10
        У меня нету соц. сетей.
        • honest
          14 мая 2013 в 11:14
          а блог, любимый форум?
          • SaltLake
            14 мая 2013 в 11:29
            Блогов и форумов не существует. Есть только автокадабра.

            А были ли следы подтеков масла в область копрессора? Правильно ли я понимаю что на одной из фотографий уплотнительное кольцо снято? Замеры втулок приведены с разбросом в одну сотку — это их так сточило и появилась конусность или просто так приведены результаты измерений?
            • honest
              14 мая 2013 в 11:42
              >Блогов и форумов не существует. Есть только автокадабра.

              Очень афористично получилось. :))


              >Правильно ли я понимаю что на одной из
              >фотографий уплотнительное кольцо снято?

              Да.

              >просто так приведены результаты измерений?

              Просто приведены результаты. Но объяснять причину не буду. :)
        • Turbocat
          14 мая 2013 в 11:49
          Чет вы комментраии сломали)
        • Turbocat
          14 мая 2013 в 11:51
          Можно поступить как я))
    • SaltLake
      14 мая 2013 в 11:33
      Не официальная часть.
      Причиной изначальной замены турбокомпрессора явилась, вероятно, его поломка. Он мог также гнать масло в область турбины, нагар на крылчатке вызвал дисбаланс и износ подшипников. Но неисправность могла быть не в самом турбокомпрессоре, а в состоянии двигателя. И соответственно замена турбокомпрессора ни к чему хорошему не привела.
      • honest
        14 мая 2013 в 11:44
        ок. Как говорил ранее - там нет подшипников, там втулка.
        • SaltLake
          14 мая 2013 в 11:50
          Да, был немного не точен. Бронзовая втулка. По назначению это подшипниковая втулка. По сути — подшипник скольжения, работающий на маслянном клине.
  • Turbocat
    14 мая 2013 в 09:26
    Тоже склоняюсь к тому, что течь была вызвана нарушением нормального оттока масла из картриджа турбокомпрессора: либо засорен слив или пережат, либо нарушена вентиляция картера, либо турбина была неправильно установлена (сток под углом). Сам ротор и лопатки выглядят нормально, почти как новые, скорее всего при ремонте был заменен картридж целиком. Уплотнительное кольцо выглядит как то в неестественной позе, но тут хз. Зазоры втулки немного отклоняются от оптимальных, вряд ли это играет тут роль, обычно люфт становится проблемой когда его уже можно почувствовать рукой.
    • honest
      14 мая 2013 в 10:58
      Ну где-то на фото должно быть подтверждение того, что Вы говорите. Если засорен слив - то где это на фото?

      Эти фото показывались в суде. И на основании этих фото происходило обоснование версии эксперта. Если приводится какая-то версия, то она обосновывается указанием на конкретное фото и видимую причину.
      • Turbocat
        14 мая 2013 в 11:46
        Вначале сказано что появилась течь через уплотнение турбины турбокомпрессора, что собственно и видно на фото, все колесо турбины в масле. Лопатки тоже немного черненькие, но могли и грязными пальцами заляпать когда вынимали. Сами внутренности картриджа выглядят без повреждений, на них нет следов прорыва туда выхлопных газов, перегрева и угара масла. Увеличенные зазоры не критичны, следов перекоса не наблюдается. Исходя из этого можно предположить что течь вызвана затрудненным отводом масла из картриджа. Слив может быть засорен или пережат уже вне турбины, либо вышеперечисленные проблемы, типа нарушенной вентиляции, установки не в том положении. Это уже не так важно, важно что турбокомпрессор тут не причем.
        • honest
          14 мая 2013 в 11:49
          ок. Принято.
  • vnp79
    29 июл 2014 в 00:33
    Предположительно из минимума предоставленной информации:
    1 Канавка газомаслянного уплотнения (ГМУ) на бобышке ротора не калибрована во время ремонта турбы и вместо строго прямоугольного профиля имеет трапецивидный. (проверка профиля производится концевыми мерами длины) В следствии этого кольцо ГМУ не обеспечивало должного прилегания плоскостями по профилю бобышки ротора. (на фото виден поясок износа на кольце, характерный для непоправленной канавки ГМУ)
    2 посадочное место кольца ГМУ в корпусе имеет раковину, а возможно и эллипс с конусом(это меряли???) нужно было втулить ремвтулкой из чугуна.
    Это два основных пункта из того, что дано в задаче.

    Для более точного ответа - встречный вопрос: осевой зазор кольца в канавке, зазор замка кольца при посадке его в корпус??? (хотя с таким износом профиля ни об одном из зазоров говорить не приходится...)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.