Написать пост

binba

Как же все-таки правильно ездить

Я читаю книжку, не простую а автомобильную. Как я до такого докатился? Сейчас расскажу.

Началось с того, что я читал сегодня приключения "тапка", там @Boomburum упомянул термин "Круг Камма". Я первый раз об этом услышал, хоть и читал раньше Циганкова. Мне стало интересно и после недолгого гугления нашел книгу "Новейший самоучитель безопасного вождения" тоже авторитетного автора Горбачева М.А.
Там есть несколько неоднозначных моментов и мне хотелось ими поделиться и обсудить.

Если вам как и мне стало интересно, процитирую момент касающийся круга Камма:

"чтобы было понятнее, рассмотрим такую ситуацию: хозяйка налила вам в тарелку борщ, и вам следует проследовать с тарелкой в столовую. «Хорошо, что еще не до краев налила!» – бормочете вы и внимательно смотрите на тарелку, чтобы не пролить суп. А он так и норовит пролиться через край по направлению вперед и влево. Стоп! Почему вперед и влево? Да потому что вы только что затормозили в конце коридора и повернули вправо. Точно так же запас сцепления шин устремляется вперед и вправо при торможении и повороте влево на нашем графическом изображении. Посмотрите, как только вы снова пошли, суп устремился назад, точно так же как у автомобиля, трогающегося с места, загружается задняя ось, из-за чего сцепление задних шин возрастает.
Первым предложил использовать окружность для графического изображения работы шины в повороте профессор Вунибальд Камм (1893–1966), работавший в техническом университете в городе Штутгарт, в Германии. Вероятно, прежде чем господин Камм пришел к выводу, что можно графически изобразить запас сцепления шины в повороте, он так же покружил с тарелкой супа в руках. Только это был не борщ, а немецкий айнтопф, но на результаты эксперимента это не повлияло.
Итак, силы, действующие на шину в повороте, можно изобразить векторами. Эта сила может быть большой, средней или нулевой. Измерять ее нет никакой необходимости, для нашего графика это неважно (рис. 1). Важно только что длина стрелки изображает – максимум, половина стрелки – середину максимума и ноль – ничего. Направление стрелки возможно в любую сторону, поэтому обведем вокруг окружность. Расстояние от центра до окружности изображает в данном случае максимальное боковое или продольное ускорение. Что происходит на линии окружности? Это и есть зона турбулентности, здесь силы сцепления иссякают и уступают место силам скольжения. В этой зоне достигается максимальное сцепление шины с дорожным покрытием, шины находятся в состоянии контролируемой нестабильности. Окружность профессора Камма наглядно показывает, что тормозить и разгоняться в повороте можно, важно только правильно распределить соотношение сил продольных и поперечных ускорений. Конечно, на практике все намного сложнее, но это помогает понять принцип работы шины в повороте. Скажу по секрету, что благодаря этой теории и была изобретена антиблокировочная система тормозов.


Рис. 1

Поверхность полусферы профессора Камма (рис. 2) показывает вертикальное ускорение. Мы говорили о том, что вершина поворота может находиться на холме или на изломе. В этот момент машина станет легче, а вектор устремится в направлении поверхности полусферы, снижая сцепление шины с покрытием дороги. В этот момент способность шины поворачивать, разгоняться или тормозить сильно ограничена. За разгрузкой подвески последует ее сжатие, и неизбежно возникнет прижимная сила – вес машины увеличится, сцепление шин улучшится. Графически это показывается увеличением окружности, отодвигающей зону начала скольжения. Это самый подходящий момент, чтобы тормозить или поворачивать.


Рис. 2

При проезде бугра автомобиль становится легче, и его возможности тормозить и поворачивать снижаются.
При проезде впадины – наоборот, окружность полусферы становится больше, значит, сцепление шин увеличивается под воздействием дополнительной нагрузки.

Подведем итог и суммируем вышесказанное. Управление автомобилем в движении создает силы, действующие на машину. Водитель может эти силы в процессе «борьбы» с дорогой и машиной увеличивать или уменьшать, но они все равно будут подчиняться законам физики. Грамотное управление автомобилем состоит в умении водителя понимать и не нарушать эти законы, а умело их использовать. Быстро, но безопасно ехать на автомобиле – значит умело балансировать на границе окружности профессора Камма. А в балансе главное чувствовать перемещение веса и не перебарщивать с ним. Иначе ваш борщ выплеснется из тарелки!"


Теперь к делу.


Много раз обсуждалось, да и я спорил на эту тему:

"Автогонщики уже давно знают, что при экстренном торможении выжимать педаль сцепления – грубая ошибка. Сначала сцепление, потом тормоз – только для очень маленькой скорости, а во всех остальных случаях надо действовать наоборот: сначала тормоз, а потом сцепление. Выжимая сцепление при экстренном торможении, вы теряете время и резко снижаете сцепление колес с дорогой, делая автомобиль практически неуправляемым. При резком нажатии на тормоз, если ведущие колеса отключены от двигателя, они моментально блокируются в юз, и контролировать поведение машины на дороге становится практически невозможно.
Все это было абсолютно справедливо, пока на автомобильной сцене не появилась антиблокировочная система. Специалисты выяснили, что на автомобилях с АБС сцепление выжимать при экстренном торможении не только можно, но и должно."

Ежегодная тема - греть или не греть

"Сразу трогаться на машине, не прогревая двигатель, рекомендуют и специалисты, так как моторные и трансмиссионные масла позволяют делать это без ущерба для агрегатов автомобиля. Кроме того, двигатель, работающий под нагрузкой, нагреется в несколько раз быстрее, чем «молотя» на холостых оборотах. А значит, и повышенный износ деталей двигателя, неизбежно сопутствующий работе на холодном масле, будет минимальным. В сильный мороз, конечно, не стоит сразу пускать своего неразогретого стального коня в галоп. Разумно начать поездку с неспешного движения на первой передаче на дистанцию в два-три километра.
Кстати, во многих странах работа двигателя на холостых оборотах в населенных пунктах в целях защиты окружающей среды запрещена, а за несоблюдение данного правила полагается солидный штраф."

Прочитана третья часть книги, так что пока все. Интересно ваше мнение.
Личный опыт: Разное
32 комментария 9нравится 6избранное
azzzimo
ljt
shurikki
Q2W
MaxKadett
Boomburum
alex-shadie
Mad51rus
scr1pt
  • Maksoff
    22 ноя 2012 в 20:33
    Сфера Камма логична до безобразия! И почему этого в автошколах обычных не говорят? Или это только мне, как физику, сразу понятно становится, почему нельзя тормозить и поворачивать одновременно при беглом взгляде на эту сферу? Прямо из серии "то о чем вы догадывались, но боялись спросить".
  • olegsuv
    5 22 ноя 2012 в 20:35
    Два-три километра на первой передаче? Да вы шутите?
    • topgear210
      2 22 ноя 2012 в 20:49
      со льдом вместо стекол?
      мне зимой минимум 5 минут нужно печку кочегарить и с щеткой танцевать, чтобы можно было трогаться. А потом уже дальше всё оттаивает...
      • Suhoy
        1 22 ноя 2012 в 21:00
        И лишний раз бегая вокруг машины вы нарушаете природную плотность снега, за что полагается штраф )
      • olegsuv
        22 ноя 2012 в 21:01
        У меня машина в гараже, таких намерзаний не видел.
        Если бы у меня по периметру был бы лед - фиг бы я куда поехал, хоть на первой хоть на пятой передаче.
    • lendarel
      4 22 ноя 2012 в 21:28
      Тут скорее нужно говорить про низкие обороты,а не про езду на первой передаче.
      • binba
        23 ноя 2012 в 09:14
        Не совсем. Только на первой на маленьких оборотах будет небольшая нагрузка на двигатель? на повышенных передачах нагрузка будет больше.
    • temasan
      23 ноя 2012 в 00:31
      У меня пыж вечность на холостых греется. Как только обороты упали - сразу еду.
  • Suhoy
    22 ноя 2012 в 20:59
    Ага, и тормозить педалью в пол не выжимая сцепление на мордоприводе гениально. В итоге машина заглохнет и возможности дальнейших действий не будет.
    • binba
      22 ноя 2012 в 21:03
      Хм, как раз здесь многие говорили, в том числе @Boomburum на курсах учили именно так
      • Boomburum
        4 22 ноя 2012 в 21:37
        Как и по ссылке, так и сейчас - сперва тормоз в пол, а лишь в сааамом конце - сцепление, чтобы не заглохнуть.
        • itch
          23 ноя 2012 в 08:07
          подтверждаю, этому надо научиться и оно поможет избежать неприятностей
    • binba
      22 ноя 2012 в 21:10
      И вот тут целый холивар
      • lendarel
        1 22 ноя 2012 в 21:28
        погоди, сейчас и тут начнется)))
    • name-no
      1 22 ноя 2012 в 21:49
      При снижении скорости до 20 км/ч нужно выжать сцепление, чтобы не заглохнуть, это же очевидно.
      • Q2W
        23 ноя 2012 в 00:37
        А на пятой передаче при 20 км/ч сколько оборотов будет? Мне кажется, заглохнет.
        • name-no
          23 ноя 2012 в 08:23
          На пятой не знаю, на четвёртой при 10 км/ч ещё норм. И ещё, если ыж оттормозился до таких скоростей, да ещё и на пятой, то уж про "рвануть с места" точно речи быть не может. На мой взгляд вместо сцепления в такой ситуации нужно передачу вырубать, это можно сделать без сцепления.
        • karapuzoff
          2 23 ноя 2012 в 10:52
          Будет дергаться, но не глохнуть.
  • Boomburum
    22 ноя 2012 в 21:40
    Спасибо за более подробное раскрытие темы и метафору с борщом - если бы не перепечатка, то отлично бы пошло для конкурса. Про круг Камма действительно сам никогда не слышал, а закинув в твиттер и инстаграмм, понял что там тоже никто ничего не слышал :) Картинок толковых к статье не нашел, хотя в некоторых местах есть "негрузящиеся" картинки с диаграммами разных водителей (новичок, бывалый и профи) и для других условий.
    • karapuzoff
      1 23 ноя 2012 в 10:54
      Думаю более-менее опытные водители и без круга могут понимать как распределяется прижимная сила по осям и колесам. Практика без теории всегда лучше, чем наоборот.
  • tutpusto
    2 23 ноя 2012 в 09:03
    Кроме того, двигатель, работающий под нагрузкой, нагреется в несколько раз быстрее, чем «молотя» на холостых оборотах. А значит, и повышенный износ деталей двигателя, неизбежно сопутствующий работе на холодном масле, будет минимальным.
    Очень спорно. Нет нагрузки - нет износа. В лучшем случае будет одинаково, из соображений "нужно сжечь одинаковое количество топлива".
    А вообще мне представляется это как если вместо разминки 5 минут перед тренировкой сразу взять штангу минуту потягать.
    • mpp181
      23 ноя 2012 в 09:51
      Работа на холостых вредна для двигателя. Погуглите почему.
      • tutpusto
        23 ноя 2012 в 10:04
        Нагуглил что длительная вредна. 5-10 минут - не длительная.
      • kasperr
        3 23 ноя 2012 в 10:30
        Повышенная нагрузка на холодный двигатель более вредна двигателю и КПП, чем работа во время прогрева на холостых
        • mpp181
          23 ноя 2012 в 12:13
          Повышенная. Если на 1500 оборотов ехать минут пять - это не повышенная.
          • tutpusto
            1 23 ноя 2012 в 12:26
            Нагрузка от оборотов неявно зависит. На 3000 нагрузка может быть запросто ниже чем на 1500 при большем ускорении.
          • kasperr
            2 23 ноя 2012 в 12:43
            А вы не подумали что за такими, прогревающимися и едущими со скоростью 20 км/ч приходится ехать иногда?

            Мне такие ситуации не очень нравятся...
            • mpp181
              23 ноя 2012 в 14:09
              У меня 1500 оборотов это 80 км/ч.
              • kasperr
                23 ноя 2012 в 15:36
                И какая при этом нагрузка на двигатель?
                • Q2W
                  23 ноя 2012 в 17:53
                  Нагрузка не зависит от оборотов и скорости.
                  В основном она зависит от степени нажатия на педаль.
          • Q2W
            23 ноя 2012 в 12:57
            Нагрузка - это насколько тяжело двигателю крутиться. Нажал ты тапку в пол и нагрузка повысилась.
            Так вот на холостых нагрузка минимальна, потому что кручению двигателя ничто не сопротивляется. Соответственно износ от нагрузки минимальный.
            У холостого хода много минусов, но если давать двиглу просраться (не на холодную, конечно), то всё должно быть ок.
  • degrion
    23 ноя 2012 в 10:21
    Цыганьков херня. Общался я с одним представителем его школы. Ездить не умеет в принципе.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.