Написать пост

SergeyStarodub

Dynamic + maximum + ion = Dymaxion. История одной машины

В недрах Сети как-то наткнулся на интересную подборку фотографий необычной машины. Необычной было все - форма корпуса, идея создания и конструкция. Дальнейшее изучение вопроса происхождения машины раскрыло тайну ее создания.
1.



12 июля 1895 года в городе Милтон, штат Массачусетс, родился мальчик по имени Ричард Бакминстер Фуллер (Richard Buckminster Fuller). Впоследствии он стал инженером, архитектором, изобретателем и автором более 30 книг. В основу своих работ Фуллер положил идею универсальности вещей.

2. Ричард Бакминстер Фуллер


Фуллер работал над изобретениями, стараясь облегчить жизнь человека своими работами. Одним из изобретений, которое было достаточно революционное для своего времени, был геодезический купол и построенные на его основе дом. Особенностью этого дома было то, что дом мог быть разобран на составляющие и собран в любом месте. К тому же дом был спроектирован таким образом, чтобы максимально использовать окружающую среду. Купол Фуллера был спроектирован таким образом, что при правильной установке прохладный воздух втягивался внутрь купола, создавая природную вентиляцию.

3. Dymaxion house


4.


Но вернемся к машине. Работая над своими проектами, Ричард Фуллер составил новое слово из комбинации: "dynamic", "maximum" и "ion". В итоге полученное слово "dymaxion" он использовал как свою торговую марку, используя в названиях своих изобретений.

Одним из таких проектов и стал Dymaxion car. Фуллер хотел сделать машину - гибрид автомобиля и самолета, с идеальной аэродинамикой и большой вместительностью. В 1927 Фуллер нарисовал первый дизайн Димаксиона под рабочим названием "4D Transport". Изначально концепт имел в наличии складывающиеся крылья. Через несколько лет Фуллер обратился к своему другу и скульптору Исаму Ногучи (Isamu Noguchi), который нарисовал ему обновленный дизайн. В результате их содружества над этим проектом, получился каплевидный дизайн корпуса с одним задним поворотным колесом, хвостовым стабилизатором и аэродинамической формой.

5. Чертежи Димаксиона из библиотеки патентов США


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.


13.


В 1933 году были готовы все необходимые чертежи, заявлен патент и Фуллер начал строительство машины в городе Бриджпорт (Bridgeport) в марте. Димаксион оимел алюминиевую раму, также обшитую алюминием и обоженным деревом. За счет своей аэродинамической формы машина, по расчетам, могла развить максимальную скорость до 120 миль в час (192 км/час), хотя по задокументированным тестовым испытаниям ее смогли разогнать максимально до 90 миль. (144 км). Что же касается расхода топлива, то автопроизводители только в последние годы смогли добиться таких результатов, как Фуллер в 1933 году - 28-30 миль/галлон (8 литров/100 км). Длина авто была 6,1 метра и могла принять на борт до 11 пассажиров. Фордовский V8 двигатель мощностью 85 лс располагался в задней части машины. Димаксион, благодаря своему уникальному дизайну поворотного заднего колеса, мог развернуться на 180 градусов практически на месте.

15.


16.


17.


18.


19.


20.


Всего Фуллер сделал 3 таких машины в разное время. Первая машина была продана компании Guif Oil и была презентована на международной выставке в Чикаго, где случилась авария. Профессиональный гонщик Фрэнсис Тёрнер (Francis Turner) с двумя пассажирами на борту перевернулся на большой скорости во время демонстрации возможностей Димаксиона. Тернер погиб в этой аварии, а оба пассажира получили серьезные травмы. Проведенная экспертиза доказала невиновность Фуллера и его машины, но инвесторы, уже готовые дать денег на массовое производство авто, решили не давать денег. Ходили слухи, что причиной отказа также послужила боязнь того, что производство Димаксиона может негативно отразиться на продажах других, менее вместительных и не таких экономных на бензин автомобилей.

21.


Из трех созданных машин первая, как я уже рассказал выше, была уничтожена в аварии. Второй прототип в наше время находится в Национальном Автомобильном Музее в городе Рено, штат Невада (Reno). В поисках информации я наткнулся на письмо, датированное 2001 годом, в котором немного приоткрывается история второй машины. Автор письма сообщает, что его прадедушка владел автомастерской в Бриджпорте. Второй прототип попал в аварию и его прикатили в эту автомастерскую для ремонта. После окончания восстановительных работ Фуллер не смог оплатить по счетам, поэтому машина перешла во владение хозяина мастерской. Много лет ею пользовалась семья автора письма, и, по его же словам, в семейном архиве сохранились фотографии его родственников на фоне Димаксиона №2. Потом машина, сломавшись, простояла несколько лет на заднем дворе и даже использовалась как курятник. Но автор письма не знает, каким образом машина попала в коллекцию семьи Харра (Harrah), которые и являются на данный момент владельцами. Они предоставили машину Национальному Автомобильному Музею в Рено, сохранив за собой право обладания. Эту историю косвеннно подтверждает и тот факт, что нескольких источниках указывается, что Ричард Фуллер попал в аварию на одном из прототипов. В той аварии также пострадала его дочь.

22.


Третья же машина, поменяв несколько владельцев, была утеряна в 1950х годах. Есть информация, что ее в итоге пустили под пресс.

23.


24.


25.


26.


В октябре 2010 года появился Димаксион №4. Машину воссоздал по чертежам студент Фуллера, Сэр Норман Фортер (Sir Norman Foster), известный британский архитектор. В его распоряжении были оригинальные эскизы и чертежи Фуллера. После работы над машиной стало понятно, что будь у Фуллера в свое время возможность построения компьютерной модели, его машина была бы гораздо лучше: из-за особенностей дизайна корпуса машина страдает от ошибки в аэродинамике - ее передняя часть поднимается воздушными потоками, что приводит к потере контроля.

27. Димаксион лорда Фостера на выставке в Лондоне в 2011 году


28.


29.


30.


Одним из интересных фактов является тот момент, что в 1978 году в комиксах про Железного Человека (Iron Man #113, 1978 год) появляется изображение Димаксиона.

Ниже еще несколько старых фотографий Димаксиона.

31.


32.


33. 3D модель


34.


35.


36.


37.


38. Фуллер и Димаксион


39.


40.


41.


42.


43.


44.


45.


46.


47.


Дизайн Димаксиона дал толчок в развитии не только автомобилестроения (было несколько подобных проектов в разных станах), но и для киноиндустрии, а также в писателям-фантастам. Ричарду Фуллеру было 38 лет, когда первый Димаксион был собран в Бриджпорте в 1933 году, но признание он получил лишь в середине 1950 годов за свой проект гиодезического купола и дома.
6 комментариев 21нравится 1избранное
dkoknk
kopusa
vnztlv
Skotch
da
m1276337
Kalashmatik
lkamenl
SergeyC
NoPos
BeARLiN
serega011
DjFiesto
yastreb
Linberg
Rusman
MaxKadett
RANNARAGE
ken-ra
  • negr55
    11 ноя 2012 в 07:37
    Самолет обезкрылили и обезхвостили....рожденному летать ездить не дано.
    • Timur1976
      1 11 ноя 2012 в 08:03
      Скорее вертолета.
      Сзади, так и дорисовывается оперение с хвостовым винтом, и сверху, этакий складной 4х-лопастной.
      Что-то он мне напоминает. CH-60?
    • Timur1976
      1 11 ноя 2012 в 08:04
  • DjFiesto
    4 11 ноя 2012 в 13:56
    Жаль не пошел в серию - 100% задавили автогиганты, т.к. 8 литров на 100 км, это где виданно в начале 20-го века? Тогда авто литров по 30 жрали...
    • rche
      2 11 ноя 2012 в 14:37
      Вроде тогда это вообще никого не волновало.
      • DjFiesto
        11 ноя 2012 в 16:23
        Ну да, а теперь жалуются что нефть заканчивается..
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.