Написать пост

Boomburum

Преодоление неровностей: боковая разгрузка

На курсах контраварийного вождения рассказывали про полезнейший для наших дорог приём, боковую разгрузку автомобиля - под катом подробно описана физика процесса.


У меня не очень хорошо получалось это упражнение, поэтому я предложил инструктору показать мне пару уроков его кунг-фу. В итоге получилось видео упражнения с двух ракурсов, совмещённое с небольшим тест-драйвом моего «тапка» :)

Итак, что за разгрузка и для чего она нужна?

Довольно часто на наших дорогах встречаются «критические» препятствия, наезд на которые почти гарантированно гнёт/ломает диск, делает грыжу на резине или как минимум ощутимо бьют по подвеске - открытый люк, глубокая яма и т.д. Хорошо, если вы заметили неровность заблаговременно и смогли оттормозиться/объехать её, но что делать после точки невозврата? Выход есть, но не все о нём знают и уж тем более не все умеют делать.

Манёвр под названием «боковая разгрузка» основан на использовании центробежной силы, возникающей при повороте - когда одна из сторон автомобиля динамически разгружается за счёт переноса части её веса на противоположную сторону. Ведь не секрет, что в повороте колёса на внутренней стороне дуги ощутимо легче преодолевают препятствия, т.к. упругие элементы подвески разжаты и могут работать на полный ход; в то время как основная часть массы машины «давит» на противоположные колёса (находящиеся на внешней стороны дуги). Ничто не мешает использовать этот приём и на ровной дороге, разгружая необходимую сторону автомобиля резким поворотом руля «вправо-влево» или наоборот. Примерно как для преодоления препятствия поднимают одну ногу лыжники/роллеры/конькобежцы (это к вопросу о цапле в начале поста, если кто не понял).


Правильное выполнение приёма позволяет не только разгрузить нужную сторону, но и приподнять колесо над опасным препятствием, что повышает шансы сохранить автомобиль (пассажиров и т.д.) в целости и сохранности. При желании (= при наличии навыков) можно приподнять и оба колеса, но в первую очередь позаботиться надо именно о переднем, которое априори важнее заднего, так как является управляемым; а на переднем и полном приводах оно же ещё и ведущее, сложнее подвешено и уязвимее.

Техника выполнения упражнения:


1. Упражнение необходимо выполнять в границах одной полосы движения;

2. Для усиления разгрузки можно предварительно раскачать автомобиль в боковой плоскости, выполнив контрсмещение, то есть небольшой поворот в сторону, противоположную главному манёвру;

3. Скорость не ниже 30 км/ч (помните, что чем выше скорость, тем быстрее «набегает» препятствие и тем раньше надо начинать прием). Газ во время маневра не сбрасывается;

4. Непосредственно перед самим препятствием максимально быстро производятся два рывка рулем (двумя руками до скрещивания): первый — в сторону препятствия, второй (без паузы) — для возврата к исходному направлению движения («руль прямо»). Даже на скользкой дороге такой манёвр безопасен для траектории движения, но если сделать хотя бы небольшую паузу между рывками, это послужит «приглашением к заносу». Чем выше скорость, тем меньшей должна быть амплитуда рывкового руления;

5. В завершающей фазе манёвра (возврат к прежней траектории) делаются компенсирующие движения рулем для стабилизации автомобиля.

Важно помнить:


- Необходим высокий коэффициент сцепления шин с дорогой (асфальт, бетон)
- Препятствие должно быть узким (коротким) - не на всю ширину дороги;
- Прием опасен в плотном потоке машин, так как резкий маневр может вызывать еще более резкую реакцию соседей (что может привести к столкновению или наезду на пешеходов). Говоря проще - спасать подвеску имеет смысл только в том случае, если это не приведет к более тяжелым последствиям;
- Мягкая длинноходная подвеска и высоком центр тяжести (то есть речь о джипах) на высокой скорости может сильно и опасно раскачать автомобиль;
- При преодолении больших бугров, камней и других неровностей с выпуклой поверхностью — удар разгруженного колеса о высокое препятствие может привести к опрокидыванию автомобиля;

Для отработки упражнения необходимо проделать 100-200 повторений, предварительно изучив технику силового рывка двумя руками без перехватывания. Сперва «преодолевается» психологическая сложность - поворот руля в сторону препятствия, а не от него (сперва возникает естественное желание уехать от препятствия). Затем отрабатывается минимальный увод передней части автомобиля и точное попадание разгруженного колеса на препятствие, потом всё остальное (увеличение скорости, «прыжки», более высокие препятствия). В качестве «тренировочного» препятствия вполне подойдёт какая-нибудь доска или кусок покрышки (или лежачий полицейский, не доходящий до края дороги).

Типичные ошибки при выполнении упражнения:


- Недостаточная скорость (возможно, лучше будет оттормозиться)
- Плавное и медленное руление, приводящее к повороту, а не к разгрузке;
- Ожидание “реакции” автомобиля после первого рывка - обычно, занос;
- Позднее выравнивание автомобиля после маневра;
- Опоздание и, как следствие этого, создание загрузки, а не разгрузки;
- Колесо не попадает на препятствие (промах - бывает и такое).

Ну а теперь обещанное видео (извините за качество - снимал на стабилизатор от объектива):



Манёвр (по крайней мере первый) на видео выполнялся на скорости порядка 70 км/ч. Как видите, из-за жёсткой подвески и низкопрофильной резины (которая почти не деформируется) на «тапке» эффект «подпрыгивания» проявляется в минимальной степени - при переезде ямки или доски удар можно разве что смягчить. Но я попробовал проделать это же упражнение (к сожалению, видео нет) на LX570 - там, при желании, можно и КаМАЗ перепрыгнуть ;)

Моей ошибкой на “тапке” была недостаточная интенсивность и амплитуда поворота руля - когда я попробовал сделать как инструктор, всё получилось.

Ещё существует продольная разгрузка, но об этом как-нибудь в другой раз. Пока же можете почитать про «Одноглазого Джо». Берегите себя и свой автомобиль!
Личный опыт: Разное
75 комментариев 20нравится 7избранное
alex-shadie
da
hugarin
AndreyKo
alexaol
lkamenl
lafredo
qdecnik
ride
Q2W
SaintAnger
spirit73
Skotch
m1276337
dem0n
binba
krusha
patriot
renic
  • Dar4eG
    23 июл 2012 в 14:59
    бурум, тут фишка в том, что надо еще попасть так, чтобы колесо было разгруженным))
    • Boomburum
      2 23 июл 2012 в 15:04
      Так никто и не говорит, что сразу получится ;) Всё равно что бокс по книжке учить - одной теории мало, нужна практика.
  • Mighty
    32 23 июл 2012 в 15:00
    Ожидаем пополнение парка автомобилей в кюветах города.
    • Slicer
      09 авг 2012 в 17:58
      я после такой школы стал в городе ездить как пенсионер.. не знаю как, но эффект свой есть.
  • Clevik
    4 23 июл 2012 в 15:02
    Бурум. Ты еще про продольную разгрузку расскажи :)
    Очень удобно стыки на эстакадах и небольшие лежачие полицейские проходить.
    • Boomburum
      1 23 июл 2012 в 15:05
      Как-нибудь в другой раз, хотя на моём тапке опять же толку от этой разгрузки не было ) Точнее, не так ощутима, как например на инструкторском "Патриоте" или том же LX. А вот по поводу стыков на эстакаде... не, лучше уж их плавно проехать, чем туда-сюда дёргаться )
      • Clevik
        23 июл 2012 в 15:11
        Ну со стыками может и не все так плохо. Вот на внутренней части ТТК в районе Краснопрудной поменяли асфальт. Теперь там стыки либо переползать на скорости 50-60, либо удобно пользоваться разгрузкой. Я этот участок так и проскакиваю.
        Правда на автомате к концу набираешь "первую космическую" :) Несколько резких ускорений и к концу эстакады прилетаешь на скорости около 100-110. При начальной скорости в районе 80-ти.
    • Djels
      23 июл 2012 в 15:08
      Это типа резко притормозить прям перед лежачим?)
      • Clevik
        23 июл 2012 в 15:17
        Наоборот разогнаться :)
        Смысл в двух словах: при резком наборе газа (не зависит от привода) центр тяжести смещается к задней оси. Перед препятствием дается резкий газ, перед приподнимается. Затем в момент когда разгруженная передняя ось пересекает препятствие, педаль газа отпускается и нагрузка с задней оси переносится на переднюю (и задняя ось проходит препятствие с уменьшенной нагрузкой).

        Правда на автоматах пара таких кик-даунов и машина разгоняется до первой космической.

        Насчет притормозить - так тоже можно, но не на всех препятствиях такое решение более удачное.

        З.Ы. Тренируйтесь там где нет машин :)
        • Djels
          23 июл 2012 в 15:30
          Щас в Москве ставят такие лежачие полицейские, они высокие, поэтому стремно за колеса с подвеской))) Ну спасибо) Подумаю над этим лайфхаком)
          • Clevik
            23 июл 2012 в 15:31
            Не на всех полицейских это удобно. По стандартным маршрутам уже знаю где можно так проехать, а где лучше оттормозиться.
          • temasan
            23 июл 2012 в 15:34
            Все правильно, на новых резиновых лежачих полицейских это не работает. Как это ни странно, но они собственно и проектировались с расчетом на то, что перед ним будут тормозить, а не "прыгать".
      • Boomburum
        6 23 июл 2012 в 15:18
        Да, а потом газу до отказу )

        • Timur1976
          2 23 июл 2012 в 15:29
          Переднее пролетает и влетает задним в яму ! :)
          • binba
            23 июл 2012 в 15:43
            Следом торможение и разгрузка задней
            • Timur1976
              23 июл 2012 в 16:04
              Ну заднюю тоже особо не поднимешь. Мне это надо как-то увидеть, я не могу понять физику процесса. Скорость, она никуда не девается.
              Если я к лежацему копу подъезжаю на скорости 5км/ч, стоит ли тут разгоняться-тормозить?
              • Boomburum
                1 23 июл 2012 в 16:11
                На 5кмч смысла нет ) А вот если на скорости - да. Посмотри вот тут видео, особенно на 1:50 ) Не обращайя внимание на волшебную подвеску, там видно, что перед препятствием машина тормозит, а потом ускоряется.
              • Fukurokudzu
                23 июл 2012 в 22:25
                На велике это очень наглядно получается :)
                • a1exus
                  3 24 июл 2012 в 12:57
                  на велике легким переносом собственного веса можно поднять переднее или заднее колесо.
                  правое и левое поднимать не пробовал
        • Djels
          4 23 июл 2012 в 15:30
          лоурайдерский гольф :D прыгает перед ямами)
      • IgorAntarov
        24 июл 2012 в 11:42
        С изучением разгрузок аккуратно надо. Когда-то, в незапамятные времена, я в течении месяца тренируя продольную разгрузку на видавшей виде девятке - порвал на ней лонжерон в двух местах... Железо устало :)
        • Boomburum
          24 июл 2012 в 12:49
          Не думаю, что эта проблема актуальна для более-менее живых авто ))
          • IgorAntarov
            24 июл 2012 в 17:54
            Ну наверное да, там машина была куплена под конкретные цели, что бы попользоваться и сдать в утиль (что собственно после разрыва лонжерона и было сделано:).

            Но, на всякий случай, стоит иметь ввиду ;) При неправильно рассчитанной разгрузке, налетаешь на препятствие наоборот со сжатыми амортизаторами.
            • Boomburum
              24 июл 2012 в 18:24
              если совсем все так плохо, то лучше действительно на старых тазиках потренироваться )
              • IgorAntarov
                24 июл 2012 в 18:30
                Там было не плохо, там был fun-мобиль, развлечения и эксперименты :)
    • Dar4eG
      23 июл 2012 в 15:43
      это на подъезде к препятствию шарахнуть по тормозам и отпустить так, чтобы морда успела уйти по максимуму вверх?
      • Boomburum
        23 июл 2012 в 15:56
        Не просто отпустить, а именно поддать газу. Но на моём тапке "визуального" эффекта нет - он не "кивает" и не "взмывает ввысь" от подобных телодвижений )
        • Dar4eG
          23 июл 2012 в 15:59
          но морду то загружает-разгружает, он инерции никуда)
          • Boomburum
            23 июл 2012 в 16:08
            Всё верно. Вот тут лучше видно и торможение и рывок)
          • palikhov
            24 июл 2012 в 05:09
            Скажем так - Ньютона никто не отменял и за счет изменения момента тяги в момент "подпрыжки" реакция опоры будет гораздо больше на задних колесах, что соответственно изменит силу удара о препятствие (в случае пьяного копа), а в случае ямы даже миллиметра зазора хватит ее пролететь и не ебнуться краем колеса.
    • vitalyu
      3 23 июл 2012 в 15:55
      Вот этот парень знает все о разгрузках и преодолении ям =) http://www.youtube.com/watch?v=arL04K3HLMw
    • itch
      25 июл 2012 в 08:49
      у меня мягкая подвеска и профиль высокий и я часто использую продольную разгрузку, оттормаживаясь перед лежачим полицаем и отпуская за метр примерно
      даже пробовал подгазовывать непосредственно перед ним, но тут требуется еще более высокая точность
  • misho
    2 23 июл 2012 в 15:18
    не проще объехать?
    • Dar4eG
      23 июл 2012 в 15:45
      не все и не всегда можно объехать.
      • misho
        1 23 июл 2012 в 16:13
        нельзя объехать, следует остановиться
        • Dar4eG
          23 июл 2012 в 16:38
          с 80 км/ч вдруг открылось оно, из-за грузовика..
          • misho
            4 23 июл 2012 в 17:13
            И тут я резко вспоминаю, что такое боковая разгрузка и как её делать на трассе под фурой. Сзади ребенок, сбоку жена - пусть гордятся папкой. И кручу руляяяяя...

            Эм... Или ну её нахер эту подвеску, бах-бах и едем дальше. Зато все рядом
            • Boomburum
              1 23 июл 2012 в 17:15
              Бах в яму, на резине грыжа, диск разлетелся, уехали в кювет - разве лучше? И то и другое не лекарство от всех бед, моё дело - рассказать, а надо оно вам или нет - решайте сами.
              • misho
                23 июл 2012 в 17:32
                Та ладна. Но спасибо
            • renic
              4 23 июл 2012 в 17:58
              Этот приём - твой инструмент управления автомобилем наравне с ускорением, торможением, перестроением. Он ровно так же может быть доведен до автоматизма и использован в экстренной ситуации. Не хочешь - твоё право. Ровно так же:
              - кто-то не захочет тормозить в пол, потому что боится заноса
              - кто-то уйдет на встречку, потому что "там вроде никого, попробую быстро объехать препятствие и вернуться"
              - кто-то не посмотрит в зеркало при перестроении.
              • WIllyVel
                1 24 июл 2012 в 01:18
                Да, но, как правило, в экстренной ситуации работают не мозги, а моторная реакция. А она вырабатывается из повседневного вождения. Если ты приучил себя делать определенные движения при обычной езде, в экстренной ситуации ты вряд ли будешь креативить. Вывод - либо пользоваться постоянно, либо отказаться от идеи.
                • renic
                  24 июл 2012 в 12:17
                  Я себя при повседневной езде не приучал тормозить в пол например или выкручивать руль в сторону заноса. Так что, твой вывод, на мой взгляд - неправильный.
            • Dar4eG
              23 июл 2012 в 20:09
              вот поэтому ее и нужно доводить до автоматизма.
              чтобы руки сперва сделали, а потом мозг подумал - "твою мать, яма!!!"
  • temasan
    1 23 июл 2012 в 15:22
    А теперь добавь тег H1 с мигающим красным текстом - "Не пытайтесь это повторить на дороге без подготовки!"
  • binba
    23 июл 2012 в 15:41
    Замедлить бы, кажется первые 2 раза маневр выполнялся рановато.
    • Boomburum
      23 июл 2012 в 15:59
      Я благодарен приятелю даже за такой монтаж видео - изначально было несколько фрагментов, которые не хотелось выкладывать каждый по-отдельности )) На замедлении действительно лучше видно, но увы. Хотя вставил скриншот (вид у колеса) - справа видно, что колесо разгружено прямо над доской.
  • MadeOfSun
    2 23 июл 2012 в 15:48
    на селике пробовал это делать
    из-за жесткой подвести тяжело, плохо она раскачиванию поддается.
    решил забить на это, а просто объезжать ямки) благо подвеска жесткая позволяет.
    • Boomburum
      23 июл 2012 в 16:01
      Вместе со мной на курсе был сирокко - там тоже этот финт не проходил ) Так что действительно иногда проще вырулить (что на более "мягкой" машине было бы гораздо сложнее), но не буду же я объезжать препятствия на курсах :)) В остальных случаях - лучше попытаться разгрузиться.
      • MadeOfSun
        23 июл 2012 в 16:24
        частично я этот трюк использую, когда объезжать уже поздно.. обычно это бывает когда либо машина уже едет (не прямо) в сторону ямки или ямка широка чтобы объехать ее в нужном направлении:)
        но без первого смещения от ямки, сразу начинаю его перелетать загружая противоположные колеса :)
        хотя бы небольшое но смягчение удара
  • binba
    3 23 июл 2012 в 15:53
    Забыл сказать. Побольше таких постов!
    • Boomburum
      1 23 июл 2012 в 15:59
      Я один не смогу часто такое выдавать, если только это не станет основной моей деятельностью ) А вот если каждый постарается.... то вообще заживём ;)
  • bpahan
    2 23 июл 2012 в 15:53
    Немного не в тему топика, но почему инструктор так держит руки при повороте руля? Мне инструктор в автошколе на это делал серьезный упор и говорил, что у него ученики так пальцы вывихивали ))

    Ладно при разгрузке, но при развороте у него руки вообще в узлом завязаны
    • MadeOfSun
      23 июл 2012 в 15:58
      потому что это было в автошколе:)
      чтобы зеленые водители не наломали дров. А с опытом можно и животом рулить,если сильно захотеть :D
      • bpahan
        1 23 июл 2012 в 16:02
        Хотел бы посмотреть как в экстренной ситуации можно довернуть руль когда руки перекручены.
        В этом случае действительно придется докручивать животом или зубами
        • Boomburum
          23 июл 2012 в 16:06
          На видео в остальное от разгрузки время он едет по змейке вокруг конусов, для чего в случае с моим авто было достаточно того поворота руля, который есть при скрещенных руках - непредвиденной ситуации тут не может быть. В остальных случаях используется другая техника вращения руля.
        • MadeOfSun
          1 23 июл 2012 в 16:19
          я думаю, он до этого не доводит.
    • Boomburum
      23 июл 2012 в 16:05
      Это частая фигня - когда за руль садиться "неопытный" тренер/инструктор итд, а "опытный" ученик тут же начинает видеть кучи ошибок итд ) Думаю, в данном случае инструктор не играл в перфекциониста и ехал так, как ему было удобно, чувствуя машину по обстоятельствам. А в том что он не первый день за рулём, я верю из интернетов )
      • bpahan
        1 23 июл 2012 в 16:11
        Я в его компетентности и не сомневался, просто когда инструктор с учеником он обычно играет в перфекциониста ведь он на работе. А когда они сами, то ездят мягко говоря не по правилам - это да :)
        • Boomburum
          23 июл 2012 в 16:13
          Ну тут я и сказал - садись, будь как дома, едь как хочешь (в рамках разумного) - человек расслабился )))
  • Ruslan-s-tula
    1 23 июл 2012 в 16:33
    Одного гонщика знал, он мне показывал эти приемы, в умелых руках действенное средство!
  • dem0n
    23 июл 2012 в 17:32
    почем уроки инструктора и каков износ авто после этих уроков?
    • Boomburum
      23 июл 2012 в 17:40
      Для авто износа пракктически никакого, всё в рамках штатных возможностей любого авто - разве что на ряде упражнений (экстренное интенсивное торможение) резина чуть-чуть сотрётся. Индивидуально с инструктором дорого, я проходил в группе (на видео - просто пораньше до начала приехал, потратили пару минут на покатушки). А так вот расценки на курсы - я прошел первые два (теория и практика), но обязательно еще на зимнюю поеду (в этом году не успел).
      • dem0n
        23 июл 2012 в 17:44
        да уж, недешевое удовольствие :)
        • Boomburum
          23 июл 2012 в 17:48
          С одной стороны - да, но с другой стороны - всё для личного опыта. Да и если поделить цену на количество часов в курсе, то стоимость часа интенсивных занятий сопоставима со стоимостью многих других курсов. Например, час занятий с тренером (когда он большую часть времени стоит в стороне) у нас в спортзале больше, равно как и час занятий с хорошим репетитором по английскому языку )
        • palikhov
          24 июл 2012 в 05:14
          С другой стороны в Харькове мой друг периодически работает помимо обычного обучения инструктором по экстремальному вождению. В случае обычного обучения - 200 грн за 2 часа на машине ученика, экстремального - 400 грн за 2 часа.
  • m1276337
    23 июл 2012 в 18:13
    Такие курсы вещь, совершенно точно, нужная и важная. Раньше, наши отцы и деды, получали все те же уроки, но за более протяженный период времени. Сейчас ритм жизни быстрее и овладение навыками должно происходить быстрее. Я свой первый тренинг получил через месяц после получения прав. Стрельнул Краснодар — Екатеринбург. Хорошая тренировка. Зимой — на ВИЗовский пруд, на лед. Повадки и возможности своей машины надо узнать как можно быстрее. Тогда и сюрпризов неприятных будет по-минимуму.
    P.S. Посмотрел видео и поймал себя на мысли, что на трассе использовал этот прием совершенно неосознанно. И неоднократно. (Приятель этой весной приехал и Сочи. От Волгограда до Самары — 60 км/ч, два пробитых колеса, 2 погнутых диска. Гольф пятый. Чуть позже я поехал. Тот же участок — 80-90 км/ч. Колеса целы :) Аутбэк '05.)
    • Boomburum
      23 июл 2012 в 18:20
      С трассой, к сожалению, раз на раз не угадаешь ) Можно и на более низкой скорости машину угробить, а можно и на более высокой сухим из воды выйти )
      • MadeOfSun
        23 июл 2012 в 18:52
        ехал этой зимой из калуги к себе в подольск
        снегопад выпал накануне ужасный (один из последних если кто помнит)
        машину я буквально откапывал.
        так вобщем ехал я тихо, 60-80 км, ибо устал,а на дороге было чертизнаетчто, и время позднее,в районе 12.
        В левой полосе колея прокатанная до льда и все там куда-то торопились.
        По этому я ехал потихоньку в правой полосе по снежку. Но на одном мосту я ВНЕЗАПНО пробил себе покрышку :) ямы я не видел вообще, до того момента пока я в нее не въехал я о ней не подозревал.
        Удар был ужасный, то что я пересрался это мягко сказано :)видимо снегом как-то занесло, а с низкой посадкой эти ямы и так плохо видно. Вобщем то что колесо я пробил я понял сразу. В дырку которая осталась от той ямы, пролазил мой палец :)

        Странно то, что машина сразу после удара как ехала прямо так и ехала. Я ее почти даже не ловил.
        Думал при пробое колеса обычно бывает все хуже.
        • Boomburum
          23 июл 2012 в 19:00
          Пробой резины, равно как и прокол, обычно не самое страшное - резина остаётся на месте, воздух (а у некоторых гуру - "азот"))) выходит не сразу - на машине можно еще ехать какое-то время, можешь даже не сразу почувствовать. А вот когда дело доходит до обода/диска, там уже нельзя не заметить ) Так что датчик давления в целом очень полезная штука.
          • MadeOfSun
            23 июл 2012 в 19:08
            на диске осталось 2 следа. до асфальта я им достал, да и резину я порезал им видимо:) дыра была продольной
  • AlienJust
    1 23 июл 2012 в 19:23
    Мне вот на этом видео понравилось описание боковой разгрузки
    http://www.youtube.com/watch?v=gorMUIUXs90&feature=plcp
    Хоть и рекламы там хватает
    • SaintAnger
      23 июл 2012 в 22:14
      писец :)))) я думал эту Васину передачу нигде кроме местного канала не показывают :)))
  • HierOS
    23 июл 2012 в 22:01
    на уазике то покатался?
  • SaintAnger
    23 июл 2012 в 22:15
    на мазде так не получается в жизни :(
    на более "расхлябанной" подвеске выходило снижать силу удара........
    но на мазде с её острыми реакциями на руль и короткоходной подвеской по-моему проще обрулить :)
  • binba
    23 июл 2012 в 23:11
    Съездил, покатался на площадке. Одному очень сложно тренироваться, нужен кто-то, чтобы указывал ошибки или хотя бы на видео снимать, а потом смотреть и выявлять ошибки
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.