Случай в дороге, или несколько слов о взаимопомощи.
Однажды, на заре наших с УАЗом приключений мы заглохли на пустынной проселочной дороге. Зимой. Ночью. В нескольких десятках километров от ближайшей населенки.
Однако, через некоторое время вдали показались огни встречной машины. И вскоре в свете тускнеющих фар Батона показался блестящий свежевымытый кроссовер. Автомобиль остановился в нескольких метрах от неровно подрагивающего аварийкой Батона, и из его уютного чрева к нам вышел немолодой, прилично выглядящий мужчина. Мы с Батоном, похоже, выглядели не очень прилично, поскольку недавно начали наше знакомство и у нас еще не закончился процесс взаимной притирки.
- Добрый вечер! Сказали мы и смущенно улыбнулись. Нам было приятно, что случайный путник остановился перед явно неисправной машиной на пустынной ночной дороге. Это вселяло некоторую надежду. Оставаться тут до утра с заглохшим движком и в одиночестве очень не хотелось. Однако, мужчина на улыбку не ответил.
- Дружок! - сказал он (лицо его приобрело кислое выражение) - Дружок, ты мешаешь проехать! Убери это (неопределенный жест в сторону Батона) с дороги, и там чинись. Ты людям проехать мешаешь, не видишь что ли?
Я очень удивился, когда мужчина не обернулся в поисках источника раздавшегося в этот момент пронзительного тонкого звука. Видимо, его услышал я один. С таким звуком рушится вера в человечество.
Мужчину можно было понять. Дорога ведет к дачным участкам и оттого проложена в одну полосу. Встречные машины разъезжаются на специально устроенных пятачках, или выезжают одной стороной на поросшую высокой травой неширокую обочину. Мы с Батоном насколько позволяла ширина - прижались. А вот мужчине на обочину ехать не хотелось. Ему хотелось, чтобы это досадное препятствие в виде нас с Батоном не портило его картину мира. Ни сейчас, ни в дальнейшем. Он нам кратко это объяснил, потратив на это еще два предложения и дополнительное брезгливое выражение лица.
Не буду лукавить, я в общем-то и не ожидал, что этот дядька снимет галстук и нырнет вместе со мной под капот. Но получить какой-нибудь дежурный совет - был бы рад. Видимо, такой уж я закоренелый романтик, что не могу понять такого поведения.
Это, собственно говоря, была преамбула. Амбула будет ниже ;)
У нас с Батоном регулярно в пути случаются ситуации, когда кому-то помогаем. Как-то нам не в тягость потратить несколько минут своего времени, чтобы кого-то выручить. А в силу специфики - чаще всего выходит таскать на тросе незадачливых автомобилистов.
И одно дело завести с троса заглохший дизельный фургон, а другое дело — тянуть из раскисшей канавы разложившийся м-класс со всеми его обвесами и декоративным водопроводом по кругу.
В результате у нас сложились некоторые правила, которых мы обычно придерживаемся, и которыми хотели бы с общественностью поделиться:
— Если кто-то явно разложился — всегда останавливаемся, интересуемся, не нужна ли помощь. Часто бывает, что не нужна, но и нам остановиться лишний раз не в напряг. Несколько расстраивает только привычка отдельных граждан не по делу врубать аварийку при каждом съезде на обочину. Не на переходе же запарковались, что за паника?
— Если народ реально пьян в лоскуты (в регионах частенько бывает), вежливо прощаемся и едем дальше. Пусть сами за свое раздолбайство отвечают. Вне дорог общего пользования — смотрим по обстоятельствам, если народ в адеквате — как правило впрягаемся помочь.
— Если уж подписались на помощь, всегда спрашиваем, есть ли трос, лопата, и т.д. Как правило — нету, но народ хоть задумывается, что нехреново бы положить на будущее ;)
Если есть и в нормальном состоянии — пользуемся их тросом, если нет — достаем свои.
— При использовании любого троса почти всегда организовываем на него успокоитель: были случаи и разрушения крюков на тросе, и проушины прилетали. Всех любопытных отгоняем с траектории возможного полета троса или узлов и агрегатов буксируемого автомобиля.
— Да, обязательно спрашиваем, мол не оторвется ли чего? А если немножко дернем? Точно нет? Ну, давай, только без претензий тогда. Как-то так. Иногда народ одумывается и решает вызывать эвакуатор/кран.
— Перед тем, как тянуть, идем и смотрим своими глазами, что коробка в нейтрали, ручник снят, двигатель заглушен, или воткнута нужная передача в нужную сторону и пилот осознает, что ему делать. Во всех случаях, когда это возможно, стараемся тянуть машину на нейтрали с заведенным мотором. Если мотор заглушен, проверяем, есть ли ключ в замке зажигания, только блокировки руля нам в процессе еще не хватало ;)
Регулярно, уже заехав в какое-нить болото народ рефлекторно затягивает насмерть ручник, при выезде втыкает не ту передачу, забывает затормозить, и т.д. и т.п.
— Перед тем, как непосредственно тащить, удостоверяемся, что пилот готов, а не ковыряет в носу, не полез поднять очки из-под педалей, не заснул, и не ушел еще раз залезть под колесо полюбоваться на трос ;)
— После вынимания тихонько сдаем до тех пор, пока не становится ясно, что свежевынутое авто способно самостоятельно затормозить.
— Никогда не просим денег, и обижаемся, если настойчиво предлагают. В качестве благодарности рекомендуем самим при случае кого-нибудь вытянуть или просто помочь на дороге ;)
- Ну, и здравый смысл — это наше все ;)
Вот примерно так получается. Интересно было бы почитать про опыт других участников.
А чем закончилась история с кроссовером то?
Смелый мужик, однако.
Я бы сразу в морду закатал с такими предъявами, даже не разбираясь особо.
Особенно на таких узеньких улочках.
Не, я нифига не рембо, но терпеть подобных ублюдков не могу.
позитивно и с дельными советами, спасибо!
Позыв дать в морду, конечно же был. Но видимо, родители мои с воспитанием перестарались, не получается у меня первым драку начинать. Да и по здравому размышлению — не стоит оно того. Хотя кулаки чесались, да ;)
Как говорится, желаю вам с Батоном «ни гвоздя гнутого, ни мента ебанутого»:)
Хороший рассказ, хорошо что есть такие люди. Удачи Вам с Батоном! :))
Скажу так, не нужно портить в себе картину мира из за одного козла. В мире есть хорошие люди и плохие, вы даёте пример правильного поведения на дороге, и правильно делаете, тем более пропагандируя :) вобщем мир наконец тоначал меняться не с дяти Стёпы, а с себя :) плюсую
А вообще — согласен, не стоит лениться быть человеком. Это просто, главное — начать.
Необходим для того, чтобы погасить момент инерции летящего лопнувшего крюка, или оторванной проушины.
Наиболее наглядно можно его себе представить в виде ватной телогрейки лежащей на середине троса.
Мы обычно используем для этой цели старый плед, который возим с собой на предмет подстелить под грязный груз, или прикрыть острые углы поклажи.
Можно использовать и кусок тяжелого резинового шланга, и пакет с песком, да в общем-то что угодно, лишь бы была достаточная масса и не было слишком жестким, чтобы не поранить кого.
Распространение человечности вирусным методом, ага ;)
Вообще, бывает конечно же по-разному. Бывает, что и неадекватные люди попадаются, бывает — и сами не знают, чего хотят. Случается, остановился у какого-то голосующего, а он — раз — и весь мозг тебе пожрал ;)
Особенно запомнился парнишка под Архангельском, который стоял в пятом часу утра на трех спущенных колесах напротив кладбища, и пока жужжал компрессор — нес какую-то невероятную ахинею о том, как это его так угораздило ;)
Не судите…