Написать пост

Sibiryak

Стоит ли дожидаться выключения вентилятора радиатора перед тем как заглушить двигатель?

Слышал, что если при остановке на конечном пункте назначения (приехали в гараж), вдруг заработал вентилятор радиатора охлаждения или уже работал (летом), то необходимо дождаться, когда он отключиться и только после этого глушить двигатель. Опросил знакомых автолюбителей, одни утверждают, что однозначно надо ждать отключения карлосана, иначе есть риск вскипятить движок, вторые говорят — нет.
Что думают автохабровцы поэтому поводу, охота найти все таки истину…
Можно посмотреть обсуждения на самом источнике статьи.
28 комментариев нравится избранное
  • DeMark
    28 мая 2008 в 12:51
    Если не ждать выключения вентелятора и выключить, то он конечно не вскепит, но лучше для него не станет..
  • Sanei
    28 мая 2008 в 12:53
    У меня вентилятор работает ещё минуту две после глушения движка. Поэтому я не заморачиваюсь))
  • Sibiryak
    28 мая 2008 в 12:54
    @Sanei а помпа то не работает..толк от кулера?
  • Sibiryak
    28 мая 2008 в 12:56
    @DeMark а проведите эксперимент дома с электроплиткой и водой. нагрейте ее до градусов 90 и выключите.. вода сама дойдет до кипения. Не стоит забывать что я говорю про локальное кипячение.
  • basic
    28 мая 2008 в 13:00
    Нуачо, там есть два здравых каммента:
    # rattle пишет:
    27.05.2008 в 14:03
    А потому что, когда выключаешь движок, то останавливается и помпа..Карлсон конечно крутится, но охлаждающая жидкость то не циркулируется, т.к. помпа отключена, вот и можно получить локальный перегрев движка..

    и еще в одном проскакивала мысль про локальный перегрев в ГБЦ из-за остановки циркуляции. Это теория.
    На практике, при нормально работающем термостате и датчике включения карлсона ничего плохого не случится. Хотя, я придерживаюсь принципа «лучше перебдеть, чем недобдеть»
  • Sibiryak
    28 мая 2008 в 13:00
    @vlad машины с турбинами там ясен перец.. если турбины не охладить, последняя умрет..
  • basic
    28 мая 2008 в 13:31
    @vlad в гаражи сходи ;-) На 2106 блоках стопудово бывало что вело ГБЦ из-за перегрева. Или поговори с мотористами, которые обслуживают тачки, на которых жгут — тебе все покажут и расскажут, гыгы
  • apd
    28 мая 2008 в 13:59
    @basic Чо-токакой-то бред, по-моему. Да, двигатель по сути перестает охлаждаться из-за отлюченной помпы, но и нагреваться-то он тоже перестает! С чего там быть перегреву после его остановки?
  • basic
    28 мая 2008 в 14:08
    @apd Нагреваться перестает. Проблема в том, что отсутствие циркуляции ОЖ в контуре вызывает локальный перегрев в каналах ГБЦ. Если менее заумно, то, как я себе представляю физику процесса, антифриз температурой ~100градусов колом стоит в канале охлаждающего контура, при этом сам двигатель продолжает отдавать ему тепло, которое никуда не отводится (циркуляции то нету). Поэтому возникает ситуация кастрюльки с кипятком, накрытой крышкой. Только эффект «подпрыгивания крышки» выражается в том, что метал начинает расширяться и геометрию «коробит».
  • Sibiryak
    28 мая 2008 в 14:09
    @apd локальный перегрев, а не перегрев всего двига, разные вещи
  • apd
    28 мая 2008 в 14:18
    @basic Хороший пример с кастрюлей. Но заметь, что крышка практически мгновенно перестает подпрыгивать после того как мы вырубаем плиту. На самом деле все это бессмысленные домыслы. Для того что бы адекватно рассуждать на эту тему, нужно четко себе представлять систему охлаждения конкретного автомобиля. Сколько чего куда и когда выделяется, куда и как отводится и т.п.
  • ecologiarus
    28 мая 2008 в 14:20
    @basic Прошлым летом отъездил и не парился по этому поводу, надо следить внимательно за уровнем охлаждайки. Но про наши тачки слышал, что коробит головы от локальных перегревов. Движки 06 вообще расчитаны были под постоянный обдув вентилятором (привод от КВ).
  • akeeper
    28 мая 2008 в 14:21
    Я всегда дожидаюсь выключение вентилятора, чтобы исключить тепловой удар для двигателя. Мне не лень постоять немного, размять ноги после поездки. Особенно актуально это, если ездить с включённым кондеем, который тоже та ещё «печка» (простите за каламбур).
    Если уж совсем лениво ждать, открываем окна, выкручиваем печку на максимум (как делаем зимой) и включаем на 3-4 вентиляцию салона. Как показывает практика, остывает за 2-3 минуты максимум.
    P.S. Ещё одна причина, почему я даю остыть движку — я не фанат езды с оборотами двигателя в 1500-2500 rpm. Запросто и до 5000-6000 кручу периодически.
  • basic
    28 мая 2008 в 14:23
    @apd Да едрен батон))) Надо брать не кастрюлю, а пароварку с закрытым клапаном, помните такие? Вот она, если нормально нагреть и выключить плиту — могла ёбнуть не по детски, как раз потому, что отвода не было. По последним двум предложениям — согласен целиком и полностью. Но, опять же повторюсь, «лучше перебдеть, чем недобдеть». Менять голову из-за перегрева неохота, а посидеть пару минут в машине не обламывает.
  • apd
    28 мая 2008 в 14:23
    Особо показательный коммент по сылке:
    …просто немного странно, вентилятор работает и на выключенной машине, а помпа нет. как-то не продумали
    Дада, инженеры компаний, которые годами разрабаывают двигатели и тратят на это миллиарды денег как-то не продумали, а мы тут собрались и за пивком быстренько все решили.
    Автору публикации подсказываю как найти истину: прочитай наконец мануал к своей машине, там все написано что когда можно и когда нельзя*
    *истина может изменяться в зависимости от модели автомобиля.
  • KILLI
    28 мая 2008 в 15:10
    Бред. Одно дело жарить под 5-6к, как делает akeeper. Другое дело обычная размеренная езда. Вентилятор включается не на 100 градусах. Вода в машине закипает где-то в районе 106 градусов. Для случаев локального перегрева предусмотрен расширительный бачок. При исправной системе в таком случае просто сработает клапан и лишнее давление стравится.
    Совсем по-другому обстоит дело, когда вы уже закипели. Вот тут нельзя сразу глушить двигатель.
  • melik
    28 мая 2008 в 15:32
    @KILLI Уже не помню, но в мануале к какой-то своей машине прочитал, что типа если жаришь по 5-6 тысяч, то перед выключением двигателя, надо дать машине поработать пару минут на 2-3 тысячах. Ну то есть последние 500 метров просто проехать в спокойном режиме.
  • melik
    28 мая 2008 в 15:35
    @apd +1 за мануал.
    Я нигде похожих фраз не встречал. Когда турбина, да. А когда полностью исправный двигатель и система охлаждения и машина работает в штатных режимах, то не надо ерунду пороть.
    Просто это из серии прогревать или нет. Ни один мануал и ни в одной европейской стране вы не увидете чтобы машина тупо стояла заведенная, что остыть или прогреться..
    Не надо совковые взгляды «умников» переводить на современные автомобили.
    Я конечно не говорю про какие-нибудь скандинавские глубинки с —30 за окном.
  • Procyon
    28 мая 2008 в 15:38
    У одного знакомого от выключения зажигания при работающем вентиляторе сгорело реле этого вентилятора.
  • melik
    28 мая 2008 в 16:10
    @Procyon это уже другой вопрос)
  • 0xE0
    28 мая 2008 в 16:22
    @melik Как раз пока въезжаешь во двор и паркуешься =)
  • helix
    28 мая 2008 в 21:37
    @melik В европе Зеленые производителям запрещают писать такие вещи, так что я бы не стал так категорично заявлять…
    А вот в совке на экологию плевали и ничего принципиально нового с тех пор в строении двигателя не изобрели, так что как бы вам самому не оказаться теми самыми «умниками»…
  • brotherhoodofsteel
    28 мая 2008 в 21:49
    @helix с тех пор сильно поменялись масла.
    раньше при низких температурах масло обладало высокой вязкостью, потому и рекомендовали прогревать машину. сейчас это не так, и смысла в прогреве стало значительно меньше.
    про перегрев при выключении раньше не слышал.
    теоретически это возможно. практически — сомневаюсь…
  • Shkoder
    28 мая 2008 в 21:54
    я себе это так представляю — я выключил двигатель, источник нагрева пропал. без него температура блока и головки не может подняться выше, чем была в момент глушения двигателя, верно? вероятен, конечно, нагрев от раскаленных «штанов» или еще от чего-то, но это пару градусов, не больше. кстати, для равномерного охлаждения двигателя на многих машинах вентилятор продолжает обдувать некоторое время подкапотное пространство, но это уже прихоть производителя — ведь приводят крыльчатку и через термо-муфту не считая это техническое решение недочетом (кроме того, пожалуй, что муфта обычно ломается быстрее электромотора).
    теперь по поводу жидкости. как считаете, что проще деформировать, алюминий/чугун в ГБЦ или пузырь воздуха в расширительном бачке? даже если водитель налил ОЖ до метки Full, все равно в бачке останется достаточно места для компенсации расширения ОЖ из-за небольшого нагрева остановленного двигателя. точка кипения опять же повышается пропорционально повышению давления. за многолетний опыт я ни разу не видел машину, которая бы закипела после выключения двигателя (сработал клапан на бачке). кстати, некоторое время (секунда-две) ОЖ в выключенном двигателе циркулирует «самотоком» из-за инерции — это хорошо видно, если на холодной машине открыть крышку бачка, завести машину и заглушить через несколько минут.
  • melik
    29 мая 2008 в 01:10
    @helix Вы че?
    С дуба рухнули?
    Принципиально конечно в движках не изменилось… Это все теже ДВС. Но в остальном…
    Так что… Иногда лучше жевать!
  • Procyon
    29 мая 2008 в 11:19
    @Shkoder Комментарий неплохой, единственное хочу заметить, ГБЦ ведёт не от давления жидкости, а от неравномерного нагрева деталей двигателя.
  • Shkoder
    29 мая 2008 в 15:28
    @Procyon заметьте, при работе двигателя этот фактор намного выше, но ничего опасного не происходит. ведь основная роль ОЖ не в равномерном нагреве двигателя, а в эффективном переносе тепла к радиатору. при выключенном двигателе переносить уже нечего. как пример могу привести ДВС с воздушным охлаждением — у них неравномерность нагрева деталей просто огромна и ничего, работают замечательно.
  • amosh
    02 июн 2008 в 22:01
    @Sanei да и аккумулятор вентилятор садит здорово
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.