«День жестянщика»: главные опасности
Cмена сезонов всегда тянет за собой массу сложностей. Даже постепенное снижение температуры и вполне ожидаемый переход через «ноль» ведёт к увеличению аварий. Мы уж не говорим о внезапно налетевших снегопадах и ледяных дождях... Главная причина этих аварий – неготовность водителей к ухудшению фрикционных свойств покрытия под колёсами. Рассмотрим несколько типичных примеров и ошибок, которые совершают водители в межсезонье и зимой на скользкой дороге.
Причины: невнимательность, резкий манёвр на скользкой дороге.
Водитель Skoda Octavia решил перестроиться вправо. Он включил «поворотник» и начал плавное перестроение, но вовремя его прекратил – справа от себя в «мёртвой зоне» водитель заметил (сам или получил предупреждение звуковым сигналом?) параллельно двигающийся Kia Spectra.
Водитель Октавии не учёл (не знал? не видел? не чувствовал?), что на дороге был гололёд. Неоправданно резкий в этих условиях манёвр влево и попытка вернуть автомобиль к прямолинейному движению на скользком покрытии спровоцировали развитие первого небольшого левого заноса, с которыми водитель справиться не смог. Далее одиночный занос перерос в серию резонансных колебаний (ритмический занос), амплитуда которых, как правило, увеличивается и ведёт к развороту. На четвёртом полуколебании Октавия бьёт Спектру в заднюю часть, отправляя её в занос и отбойник. Затем по такому же сценарию посылает в «нокаут» фургон и там же оказывается сама. На «ровном месте» после серии ударов разбиты три машины – надеемся, все были пристёгнуты!
Обратите внимание на окружающих. Действия водителей Audi, Chevrolet Tahoe (они в кадре в конце видео) и автомобиля, с которого снят ролик, очень грамотны – они плавно притормозили, дав возможность идущим сзади среагировать на ситуацию, включили аварийную сигнализацию, но водители не стали останавливаться (при этом видно, что водители интересуются состоянием терпящих бедствие), чтобы резко не стопорить поток. А вот действия водителя Mitsubishi Outlander (его видно на протяжении всего ролика справа) адекватными никак не назовёшь. Последний, завидев аварийную ситуацию, тормозить не стал, а, наоборот, надеясь «проскочить», прибавил газа и стал уходить вправо. В результате Outlander оказался в самом «пекле» и едва не поплатился за свои некорректные действия, сильно усугубив ситуацию.
Причины: торможение с блокировкой, неправильно выбранная дистанция на скользком покрытии.
Все едут относительно плавно и размеренно, скорость вроде невелика, дистанции тоже приличные. Но для данных условий они не подходят.
Белый минивэн во время торможения на скользкой дороге занесло и развернуло. Причин несколько – неработающая ABS, допустившая полную блокировку колёс, разнородные покрытия и небольшой уклон полотна. Часто водители не следят и даже не представляют того, какое покрытие у них под колёсами. Водитель, намереваясь затормозить на скользком участке, с «привычным» усилием нажимает на педаль тормоза в ожидании, что автомобиль адекватно отреагирует, и тут оп – колёса с лёгкостью блокируются, а автомобиль начинает бесконтрольно скользить, как в данном случае. Занос водителю минивэна, естественно, скорректировать не удалось – заблокированные колёса не позволили этого сделать.
Водитель едущего позади военного УРАЛа, применив с приличным опозданием экстренное торможение, тоже сделал несколько ошибок. Выбранной дистанции для безопасной экстренной остановки было слишком мало. Тормозной путь на льду у тяжёлого грузовика, обутого в задубевшую универсальную резину, закономерно длиннее, чем у легковушки на зимних шинах. Тормозной путь в данном случае увеличивается ещё и тем, что лёд, разогреваясь от трения, плавится в пятнах контакта (в оставляемых следах хорошо видно отражение фар), вода в данном случае работает как дополнительная смазка. Обратите внимание, заблокированные передние колёса УРАЛа поворачиваются влево (попытка объезда), но грузовик траекторию не меняет и бьёт-таки развернувшийся минивэн. Управляемость грузовику вернулась лишь в тот момент, когда водитель отпустил тормоз, и колёса вновь покатились.
Причины: высокая скорость входа в поворот, резкие манёвры на обледеневшей дороге.
За короткий промежуток времени, запечатлённый на видеорегистратор, на данном отрезке дороги потеряли управление три автомобиля. Ошибки, совершённые водителями, типичные.
Белый встречный Mitsubishi Lancer в дуге срывается в занос. Причина – превышение безопасной скорости входа в поворот, в котором центробежная сила превысила силу сцепления покрышек с дорогой. По вывернутым в сторону заноса колёсам видно, что водитель борется с вышедшим из-под контроля автомобилем, но угол заноса достигает угрожающей величины (судя по всему, водитель действует с запозданием), и Lancer закономерно выдавливает на полосу встречного движения. Уже позже – на 10-й секунде по столбу поднятого на обочине снега понятно – водителю Лансера вернуть автомобиль в стабильный режим движения так и не удалось, скорее всего, после первого одиночного правого маха Лансер попал в ритмический занос и окончательно потерял управление.
Как действует водитель «видеорегистратора»? Неожиданное появление Лансера вынудило его резко отруливать на обочину. Уходя вправо, водитель сбрасывает газ и экстренно тормозит (слышно по специфическому звуку). Резкая смена вектора направления с резкой перекладкой рулевого колеса (руль вправо – уход на обочину, потом руль влево – возвращение на асфальт) в совокупности с замедлением, которое привело к перераспределению веса между осями (передние колёса загрузилась, а задние наоборот), спровоцировали занос. Времени и места, чтобы разъехаться со встречным Лансером, хватило, но с возникшим заносом водитель уже не справился. Далее следует разворот на 180о и кювет... «Хоть так», – констатирует, водитель. «Не гони, Лёха!» – парирует попутчик. Через некоторое время на том же месте ту же ошибку с превышением скорости вхождения в поворот совершает водитель Лады. Но ему везёт меньше, автомобиль, летя в скольжении правым боком вперёд, подвергая опасности жизни всех, кто находится на обочине, налетает на угол грузовика. Удар – страшный и очень жёсткий. Страшен он, во-первых, тем, что слишком велика разница в массах – остановка для Лады была почти мгновенной. Во-вторых, что сбоку от пассажира жизненного пространства минимум а ремни при этом не так эффективны.
Причины: невнимательность, неготовность пешеходов и водителей к ухудшению сцепных свойств.
Меняем шины, не дожидаясь «дня жестянщика», когда под колёсами обнаруживается гололёд, а в шиномонтаже — очередь на двое суток. «Переобуваемся» заблаговременно, когда среднесуточная температура воздуха у отметок +5 — +7oС. Это верный знак, что через нулевой рубеж температура может перескочить в любой момент. Не тяните до последнего — не страшно, если, перейдя на зимнюю резину, вам придётся поездить на ней по асфальту неделю—другую. Главное, что заморозки, «ледяные» дожди (они в это время — не редкость) и первые снегопады вы встретите во всеоружии! Мнимая экономия на зимней резине может вылиться в трагедию — ни затормозить нормально, ни сманеврировать. Добавьте к этому поголовную неготовность водителей к «скользким» условиям. Помните, при слабоположительных температурах летняя резина «дубеет» и изрядно теряет сцепные свойства. Так что смотрим прогноз погоды хотя бы на неделю вперёд и в нужный момент едем на «переобувку».
Переходим к плавному и расчетливому стилю вождения заранее, не дожидаясь льда и слякоти. Сложно себя заставить? Тяжело в учении, безопасно в «бою». Основные резервы безопасности скрыты именно в поведении! Что делаем?
— Уменьшаем скорости, увеличиваем дистанции и интервалы. Сцепление с асфальтом у зимних покрышек, особенно шипованных, хуже, чем у летних, на 5-15%. Следствие — на сухом и мокром асфальте зимняя резина отправляется в юз раньше. Это ведёт к увеличению тормозного пути и более раннему срыву в боковое скольжение в повороте. На асфальте для остановки с 50 км/ч легковому автомобилю среднего класса, оснащённому хорошей шипованной резиной и AБС, требуется 15-17 метров, на льду — около 40. У этого же автомобиля на летней резине тормозной путь на льду увеличивается до 70-80 метров, у грузовиков и автобусов, «обутых» во всесезонку, и того больше. Вероятность потери управления и возникновения заносов сильно возрастает.
— После «переобувки» не рвитесь сразу в бой. Сначала попробуйте понять, насколько изменилось поведение автомобиля на зимних шинах. Для этого лучше подыскать какую-нибудь свободную дорожку. В отсутствие других участников движения на прямой сделайте несколько торможений от слабого до сильного — «в пол». Определите момент блокировки колёс (или момент срабатывания AБС, если она имеется). Оцените, как реагирует автомобиль на поворот руля. Зимняя резина мягче и податливее, чем летняя, — в скольжения она отправляется хоть и раньше, но плавнее (обладает большей прогрессивностью). Реакции на руль менее остры, зато момент наступления сноса или заноса определить проще. Из-за того, что срыв в скольжение плавный, у водителя появляется время и, соответственно, больше возможностей скорректировать поведение и выйти сухим из воды.
Первые заморозки особенно коварны! Вроде бы, ничего не предвещает беды: лёгкий морозец, ясно, осадков нет, сцепление, вроде, хорошее, едешь себе — и вдруг в повороте улетаешь в кювет.
В чём дело? Атмосферная влага, конденсируясь на холодном полотне, превращается в слой тончайшего, так называемого, «чёрного льда». При этом по виду скользкая дорога абсолютно ничем не отличается от сухого шершавого асфальта. Туман в минусовую температуру, иней на деревьях и окружающих объектах (вероятность их появления близ водоёмов особенно велика) — верные признаки того, что дорожное полотно покрыто тонким слоем льда. Всё это справедливо, естественно, не только для первых ночных заморозков.
— Идёте к машине, не поленитесь — пошаркайте по покрытию. Простое, на первый взгляд, движение может дать вам бесценную информацию. Всем рекомендую довести такую проверку до автоматизма, целее будете.
— Начав движение, на прямом участке пустой дороги резко и коротко нажмите педаль тормоза. Кивок (или его отсутствие), ранняя блокировка колёс, снижение динамики торможения, срабатывание ABS дадут необходимую информацию о том, чего ждать от автомобиля в сегодняшней поездке.
— Похожая ситуация, если нажать на газ — автомобиль, что называется, отказывается разгоняться. Пробуксовка в добавок сопровождается характерным звуком от ведущих колёс, увеличением оборотов двигателя и показаний спидометра. Чтобы автомобиль не потерял траекторию под действием боковых сил (в повороте или на поперечном уклоне), нужно отпустить газ, тогда сцепление колёс с дорогой восстановится, и сорвать в боковое скольжение автомобиль будет сложнее. Автомобиль, оборудованный противобуксовочной системой, тоже не будет эффективно разгоняться, здесь с проскальзываниями будет бороться электроника, в этот момент начнет мигать желтый индикатор с «поскользнувшейся машинкой».
— Срабатывание системы электронной стабилизации ESP в повороте или перестроении (её работа сопровождается характерным хрустом, раздающимся из моторного отсека и от колёсных тормозных механизмов, а также мигающим индикатором с «поскользнувшейся машинкой») уже само по себе сигнализирует о том, что совершена грубая ошибка! То есть вы уже сорвали автомобиль в скольжение, а электроника, подтормаживая нужные колёса, возвращает его к стабильному режиму движения на ту траекторию, которая задана рулём. Если понимаете, что система время от времени или постоянно вступает в работу, это означает что вам нужно поумерить свой пыл и снизить интенсивность движения. Здесь нужно понимать, что второго или третьего шанса электроника может и не подарить — ESP не панацея, она работает в пределах сцепных свойств покрытия. Времени и места не всегда может хватить, чтобы вовремя стабилизировать автомобиль. Чем хуже сцепные свойства, чем выше скорость и круче вираж, которого вы хотите придерживаться, тем меньше шансов сохранить заданную траекторию. Неподготовленному водителю ESP незначительно повышает шанс на выживание. Потому как отсутствие наработок и физиология стрессовой ситуации не позволит ему что-либо сделать, кроме как нажать на тормоз. А вот для подготовленного по контраварийным программам водителя эти системы станут куда более эффективной дополнительной страховкой на случай, если по какой-то причине начало развиваться негативное поведение автомобиля. Электроника «подарит» ему дополнительное время для активного вмешательства, кроме того, сам процесс возврата автомобиля к безопасному режиму движения благодаря ESP будет более эффективным.
Конструкция и полотно мостов-эстакад, обдуваемые ветром, быстрее охлаждаются и быстрее обмерзают, чем покрытие дорог, проложенных по земле. Мосты, проложенные над водоёмами, покрываются льдом быстрее из-за повышенной влажности и испарений, идущих от поверхности воды. Об этой «подставе» межсезонья многие не знают.
Так что осторожность и внимание на максимум — следим и за встречными, и за попутными. Тактика следующая: если видите, что за мостом пробка или какие-то затруднения, начинаем тормозить ещё до моста, поскольку на нём это может оказаться невозможным. Кстати, часто из-за перегиба бывает не видно, что происходит на и за мостом, поэтому лучше перестраховаться и заранее снизить скорость до минимально-оптимальной, чтобы была возможность в любой момент экстренно замедлиться. Сразу после обледеневшего моста тоже тормозить опасно — вполне вероятно, что едущий за вами эту статью не читал. Особое внимание металлическим стыкам путепроводов, трамвайным или железнодорожным путям — металлические элементы охлаждаются и покрываются льдом быстрее, чем толща асфальтобетонного покрытия.
Наиболее скользко при минусовой температуре и снегопаде там, где автомобили часто тормозят и разгоняются — снег спрессовывается и превращается в лёд, а лёд, вдобавок ко всему, полируется колёсами. Это места перед пешеходными переходами, перекрёстками и остановками общественного транспорта. Помним об этом, тормозим заблаговременно, не откладывая замедление на последние метры. Перед перекрёстками учитываем — даже если у вас главная дорога, не факт, что идущий наперерез по второстепенной грузовик успеет остановиться. Притормозите, оглядитесь, перепроверьте — не убудет. Перед стартом на «зелёный» обождите пару-тройку секунд, даже если вам сзади сигналят — не реагируйте, трогаться лучше плавно, прикрыв правую и левую сторону другими стартующими параллельно автомобилями. Здоровее будете.
В «день жестянщика», то есть когда «для всех неожиданно становится скользко» и когда количество аварий превышает все разумные и неразумные пределы, лучше вообще отказаться от поездок. Да, вы подготовились — поменяли заранее резину, настроились и в курсе всех опасностей. А остальные участники движения? А коммунальщики? А снегоуборочная техника? Зачем рисковать и попадать в «замесы», спровоцированные другими менее опытными и недальновидными? Рецепт тот же — следим за прогнозами, и при наступлении «красного дня календаря» по возможности планируем провести его без личного авто. Пусть этот и, возможно, ещё пару следующих дней естественного отбора пройдут без вашего участия. К тому же, сэкономите время, не простаивая в жутких пробках.
Но если всё-таки без автомобиля вам не обойтись, помните — ваша задача сейчас сводится к тому, чтобы предвидеть и компенсировать ошибки других участников движения, для которых скользкая дорога стала неожиданностью. Понимание, предусмотрительность и предупредительность (правило трёх «П») — это главные помощники, которые на страже вашего здоровья и здоровья окружающих.
Обзорность — краеугольный камень безопасности. Пока есть время — проверяем работоспособность светотехники, передних и задних противотуманных фар и фонарей, подогревов стёкол и зеркал. С наступлением осени и зимы мы всё больше и больше времени проводим в сумерках и темноте в условиях дождей и снегопадов.
Меняем при необходимости «дворники» — нет ничего хуже разводов, размывающих контуры объектов на дороге.
Заранее запасаемся «незамерзайкой» и заливаем её в систему, не дожидаясь, когда термометр уйдёт в минус. Замёрзшая вода надолго лишает хорошей обзорности — помните о грязи, которая появляется на дорогах и в воздухе в результате действия реагентов? Жирная плёнка на окнах и фарах особенно сильно мешает в тёмное время суток. Попробуй в таких условиях «выцепить» из окружающей обстановки тёмных пешеходов в контровом свете встречных фар!
Если же вода в бачке всё-таки замёрзла и омыватель не работает — «отогреться» можно в тёплом сервисе или на отапливаемой парковке. Ещё вариант: можно включить двигатель, прогреть подкапотное пространство и салон, а также долить в бачок предварительно подогретой незамерзающей жидкости, спирта, или просто водки — так лёд в бачке и трубках растает быстрее. Вместе с «незамерзайкой» кладём в багажник щётку для снега и скребок.
Чтобы конденсат и наледь на внутренних поверхностях стёкол не мешали обзору, активируем и направляем дефлекторы обдува в нужные зоны (центральные воздуховоды можно перекрыть), выставляем комфортную температуру и включаем кондиционер, последний в данном случае нам нужен только как осушитель. Но если у вас кондиционера нет, для удаления влаги со стёкол достаточно немного открыть окна, приподнять температуру и сделать обдув интенсивнее. Внимание(!) — горячий воздух на лобовое стекло в мороз резко лучше не направлять — может треснуть.
— Перед тем, как выходить на проезжую часть, трижды оцените условия, дистанцию и способность автомобилей «если что» остановиться. Далеко не факт, что водитель, приближающийся к вам, перестроился на «зимний лад» и сменил резину. Что если до сего момента он не знал, какое покрытие у него под колёсами? А ведь автобусы и грузовики круглогодично эксплуатируются на нешипованной демисезонной резине! При такой «двухсторонней» неготовности потерять здоровье и жизнь проще простого.
— Включайте внимание, смотрите под ноги и по сторонам;
— Не спешите и действуйте «с запасом»! Целее будете;
— Ждите разрешающий сигнал светофора (автобус, маршрутку) на тротуаре — подальше от проезжей части и автомобильного потока.
— Думайте за других, прогнозируйте наихудшие варианты развития событий и действуйте, учитывая их. В поведении скрыты основные резервы вашей безопасности!
Отсюда.
1. Ритмический занос
Причины: невнимательность, резкий манёвр на скользкой дороге.
Водитель Skoda Octavia решил перестроиться вправо. Он включил «поворотник» и начал плавное перестроение, но вовремя его прекратил – справа от себя в «мёртвой зоне» водитель заметил (сам или получил предупреждение звуковым сигналом?) параллельно двигающийся Kia Spectra.
Водитель Октавии не учёл (не знал? не видел? не чувствовал?), что на дороге был гололёд. Неоправданно резкий в этих условиях манёвр влево и попытка вернуть автомобиль к прямолинейному движению на скользком покрытии спровоцировали развитие первого небольшого левого заноса, с которыми водитель справиться не смог. Далее одиночный занос перерос в серию резонансных колебаний (ритмический занос), амплитуда которых, как правило, увеличивается и ведёт к развороту. На четвёртом полуколебании Октавия бьёт Спектру в заднюю часть, отправляя её в занос и отбойник. Затем по такому же сценарию посылает в «нокаут» фургон и там же оказывается сама. На «ровном месте» после серии ударов разбиты три машины – надеемся, все были пристёгнуты!
Обратите внимание на окружающих. Действия водителей Audi, Chevrolet Tahoe (они в кадре в конце видео) и автомобиля, с которого снят ролик, очень грамотны – они плавно притормозили, дав возможность идущим сзади среагировать на ситуацию, включили аварийную сигнализацию, но водители не стали останавливаться (при этом видно, что водители интересуются состоянием терпящих бедствие), чтобы резко не стопорить поток. А вот действия водителя Mitsubishi Outlander (его видно на протяжении всего ролика справа) адекватными никак не назовёшь. Последний, завидев аварийную ситуацию, тормозить не стал, а, наоборот, надеясь «проскочить», прибавил газа и стал уходить вправо. В результате Outlander оказался в самом «пекле» и едва не поплатился за свои некорректные действия, сильно усугубив ситуацию.
2. Потеря управляемости при торможении, наезд сзади
Причины: торможение с блокировкой, неправильно выбранная дистанция на скользком покрытии.
Все едут относительно плавно и размеренно, скорость вроде невелика, дистанции тоже приличные. Но для данных условий они не подходят.
Белый минивэн во время торможения на скользкой дороге занесло и развернуло. Причин несколько – неработающая ABS, допустившая полную блокировку колёс, разнородные покрытия и небольшой уклон полотна. Часто водители не следят и даже не представляют того, какое покрытие у них под колёсами. Водитель, намереваясь затормозить на скользком участке, с «привычным» усилием нажимает на педаль тормоза в ожидании, что автомобиль адекватно отреагирует, и тут оп – колёса с лёгкостью блокируются, а автомобиль начинает бесконтрольно скользить, как в данном случае. Занос водителю минивэна, естественно, скорректировать не удалось – заблокированные колёса не позволили этого сделать.
Водитель едущего позади военного УРАЛа, применив с приличным опозданием экстренное торможение, тоже сделал несколько ошибок. Выбранной дистанции для безопасной экстренной остановки было слишком мало. Тормозной путь на льду у тяжёлого грузовика, обутого в задубевшую универсальную резину, закономерно длиннее, чем у легковушки на зимних шинах. Тормозной путь в данном случае увеличивается ещё и тем, что лёд, разогреваясь от трения, плавится в пятнах контакта (в оставляемых следах хорошо видно отражение фар), вода в данном случае работает как дополнительная смазка. Обратите внимание, заблокированные передние колёса УРАЛа поворачиваются влево (попытка объезда), но грузовик траекторию не меняет и бьёт-таки развернувшийся минивэн. Управляемость грузовику вернулась лишь в тот момент, когда водитель отпустил тормоз, и колёса вновь покатились.
3. Занос и потеря управляемости
Причины: высокая скорость входа в поворот, резкие манёвры на обледеневшей дороге.
За короткий промежуток времени, запечатлённый на видеорегистратор, на данном отрезке дороги потеряли управление три автомобиля. Ошибки, совершённые водителями, типичные.
Белый встречный Mitsubishi Lancer в дуге срывается в занос. Причина – превышение безопасной скорости входа в поворот, в котором центробежная сила превысила силу сцепления покрышек с дорогой. По вывернутым в сторону заноса колёсам видно, что водитель борется с вышедшим из-под контроля автомобилем, но угол заноса достигает угрожающей величины (судя по всему, водитель действует с запозданием), и Lancer закономерно выдавливает на полосу встречного движения. Уже позже – на 10-й секунде по столбу поднятого на обочине снега понятно – водителю Лансера вернуть автомобиль в стабильный режим движения так и не удалось, скорее всего, после первого одиночного правого маха Лансер попал в ритмический занос и окончательно потерял управление.
Как действует водитель «видеорегистратора»? Неожиданное появление Лансера вынудило его резко отруливать на обочину. Уходя вправо, водитель сбрасывает газ и экстренно тормозит (слышно по специфическому звуку). Резкая смена вектора направления с резкой перекладкой рулевого колеса (руль вправо – уход на обочину, потом руль влево – возвращение на асфальт) в совокупности с замедлением, которое привело к перераспределению веса между осями (передние колёса загрузилась, а задние наоборот), спровоцировали занос. Времени и места, чтобы разъехаться со встречным Лансером, хватило, но с возникшим заносом водитель уже не справился. Далее следует разворот на 180о и кювет... «Хоть так», – констатирует, водитель. «Не гони, Лёха!» – парирует попутчик. Через некоторое время на том же месте ту же ошибку с превышением скорости вхождения в поворот совершает водитель Лады. Но ему везёт меньше, автомобиль, летя в скольжении правым боком вперёд, подвергая опасности жизни всех, кто находится на обочине, налетает на угол грузовика. Удар – страшный и очень жёсткий. Страшен он, во-первых, тем, что слишком велика разница в массах – остановка для Лады была почти мгновенной. Во-вторых, что сбоку от пассажира жизненного пространства минимум а ремни при этом не так эффективны.
4. Наезд на пешеходов
Причины: невнимательность, неготовность пешеходов и водителей к ухудшению сцепных свойств.
Как обезопасить себя на дороге в межсезонье и зимой?
1. Меняем шины
Меняем шины, не дожидаясь «дня жестянщика», когда под колёсами обнаруживается гололёд, а в шиномонтаже — очередь на двое суток. «Переобуваемся» заблаговременно, когда среднесуточная температура воздуха у отметок +5 — +7oС. Это верный знак, что через нулевой рубеж температура может перескочить в любой момент. Не тяните до последнего — не страшно, если, перейдя на зимнюю резину, вам придётся поездить на ней по асфальту неделю—другую. Главное, что заморозки, «ледяные» дожди (они в это время — не редкость) и первые снегопады вы встретите во всеоружии! Мнимая экономия на зимней резине может вылиться в трагедию — ни затормозить нормально, ни сманеврировать. Добавьте к этому поголовную неготовность водителей к «скользким» условиям. Помните, при слабоположительных температурах летняя резина «дубеет» и изрядно теряет сцепные свойства. Так что смотрим прогноз погоды хотя бы на неделю вперёд и в нужный момент едем на «переобувку».
2. Корректируем поведение
Переходим к плавному и расчетливому стилю вождения заранее, не дожидаясь льда и слякоти. Сложно себя заставить? Тяжело в учении, безопасно в «бою». Основные резервы безопасности скрыты именно в поведении! Что делаем?
— Уменьшаем скорости, увеличиваем дистанции и интервалы. Сцепление с асфальтом у зимних покрышек, особенно шипованных, хуже, чем у летних, на 5-15%. Следствие — на сухом и мокром асфальте зимняя резина отправляется в юз раньше. Это ведёт к увеличению тормозного пути и более раннему срыву в боковое скольжение в повороте. На асфальте для остановки с 50 км/ч легковому автомобилю среднего класса, оснащённому хорошей шипованной резиной и AБС, требуется 15-17 метров, на льду — около 40. У этого же автомобиля на летней резине тормозной путь на льду увеличивается до 70-80 метров, у грузовиков и автобусов, «обутых» во всесезонку, и того больше. Вероятность потери управления и возникновения заносов сильно возрастает.
— После «переобувки» не рвитесь сразу в бой. Сначала попробуйте понять, насколько изменилось поведение автомобиля на зимних шинах. Для этого лучше подыскать какую-нибудь свободную дорожку. В отсутствие других участников движения на прямой сделайте несколько торможений от слабого до сильного — «в пол». Определите момент блокировки колёс (или момент срабатывания AБС, если она имеется). Оцените, как реагирует автомобиль на поворот руля. Зимняя резина мягче и податливее, чем летняя, — в скольжения она отправляется хоть и раньше, но плавнее (обладает большей прогрессивностью). Реакции на руль менее остры, зато момент наступления сноса или заноса определить проще. Из-за того, что срыв в скольжение плавный, у водителя появляется время и, соответственно, больше возможностей скорректировать поведение и выйти сухим из воды.
3. Помним, под колёсами в любой момент может оказаться скользкое покрытие
Первые заморозки особенно коварны! Вроде бы, ничего не предвещает беды: лёгкий морозец, ясно, осадков нет, сцепление, вроде, хорошее, едешь себе — и вдруг в повороте улетаешь в кювет.
В чём дело? Атмосферная влага, конденсируясь на холодном полотне, превращается в слой тончайшего, так называемого, «чёрного льда». При этом по виду скользкая дорога абсолютно ничем не отличается от сухого шершавого асфальта. Туман в минусовую температуру, иней на деревьях и окружающих объектах (вероятность их появления близ водоёмов особенно велика) — верные признаки того, что дорожное полотно покрыто тонким слоем льда. Всё это справедливо, естественно, не только для первых ночных заморозков.
Как определить качество покрытия под колёсами?
— Идёте к машине, не поленитесь — пошаркайте по покрытию. Простое, на первый взгляд, движение может дать вам бесценную информацию. Всем рекомендую довести такую проверку до автоматизма, целее будете.
— Начав движение, на прямом участке пустой дороги резко и коротко нажмите педаль тормоза. Кивок (или его отсутствие), ранняя блокировка колёс, снижение динамики торможения, срабатывание ABS дадут необходимую информацию о том, чего ждать от автомобиля в сегодняшней поездке.
— Похожая ситуация, если нажать на газ — автомобиль, что называется, отказывается разгоняться. Пробуксовка в добавок сопровождается характерным звуком от ведущих колёс, увеличением оборотов двигателя и показаний спидометра. Чтобы автомобиль не потерял траекторию под действием боковых сил (в повороте или на поперечном уклоне), нужно отпустить газ, тогда сцепление колёс с дорогой восстановится, и сорвать в боковое скольжение автомобиль будет сложнее. Автомобиль, оборудованный противобуксовочной системой, тоже не будет эффективно разгоняться, здесь с проскальзываниями будет бороться электроника, в этот момент начнет мигать желтый индикатор с «поскользнувшейся машинкой».
— Срабатывание системы электронной стабилизации ESP в повороте или перестроении (её работа сопровождается характерным хрустом, раздающимся из моторного отсека и от колёсных тормозных механизмов, а также мигающим индикатором с «поскользнувшейся машинкой») уже само по себе сигнализирует о том, что совершена грубая ошибка! То есть вы уже сорвали автомобиль в скольжение, а электроника, подтормаживая нужные колёса, возвращает его к стабильному режиму движения на ту траекторию, которая задана рулём. Если понимаете, что система время от времени или постоянно вступает в работу, это означает что вам нужно поумерить свой пыл и снизить интенсивность движения. Здесь нужно понимать, что второго или третьего шанса электроника может и не подарить — ESP не панацея, она работает в пределах сцепных свойств покрытия. Времени и места не всегда может хватить, чтобы вовремя стабилизировать автомобиль. Чем хуже сцепные свойства, чем выше скорость и круче вираж, которого вы хотите придерживаться, тем меньше шансов сохранить заданную траекторию. Неподготовленному водителю ESP незначительно повышает шанс на выживание. Потому как отсутствие наработок и физиология стрессовой ситуации не позволит ему что-либо сделать, кроме как нажать на тормоз. А вот для подготовленного по контраварийным программам водителя эти системы станут куда более эффективной дополнительной страховкой на случай, если по какой-то причине начало развиваться негативное поведение автомобиля. Электроника «подарит» ему дополнительное время для активного вмешательства, кроме того, сам процесс возврата автомобиля к безопасному режиму движения благодаря ESP будет более эффективным.
Мосты, эстакады, путепроводы
Конструкция и полотно мостов-эстакад, обдуваемые ветром, быстрее охлаждаются и быстрее обмерзают, чем покрытие дорог, проложенных по земле. Мосты, проложенные над водоёмами, покрываются льдом быстрее из-за повышенной влажности и испарений, идущих от поверхности воды. Об этой «подставе» межсезонья многие не знают.
Так что осторожность и внимание на максимум — следим и за встречными, и за попутными. Тактика следующая: если видите, что за мостом пробка или какие-то затруднения, начинаем тормозить ещё до моста, поскольку на нём это может оказаться невозможным. Кстати, часто из-за перегиба бывает не видно, что происходит на и за мостом, поэтому лучше перестраховаться и заранее снизить скорость до минимально-оптимальной, чтобы была возможность в любой момент экстренно замедлиться. Сразу после обледеневшего моста тоже тормозить опасно — вполне вероятно, что едущий за вами эту статью не читал. Особое внимание металлическим стыкам путепроводов, трамвайным или железнодорожным путям — металлические элементы охлаждаются и покрываются льдом быстрее, чем толща асфальтобетонного покрытия.
Переходы, перекрёстки, остановки
Наиболее скользко при минусовой температуре и снегопаде там, где автомобили часто тормозят и разгоняются — снег спрессовывается и превращается в лёд, а лёд, вдобавок ко всему, полируется колёсами. Это места перед пешеходными переходами, перекрёстками и остановками общественного транспорта. Помним об этом, тормозим заблаговременно, не откладывая замедление на последние метры. Перед перекрёстками учитываем — даже если у вас главная дорога, не факт, что идущий наперерез по второстепенной грузовик успеет остановиться. Притормозите, оглядитесь, перепроверьте — не убудет. Перед стартом на «зелёный» обождите пару-тройку секунд, даже если вам сзади сигналят — не реагируйте, трогаться лучше плавно, прикрыв правую и левую сторону другими стартующими параллельно автомобилями. Здоровее будете.
«День жестянщика»
В «день жестянщика», то есть когда «для всех неожиданно становится скользко» и когда количество аварий превышает все разумные и неразумные пределы, лучше вообще отказаться от поездок. Да, вы подготовились — поменяли заранее резину, настроились и в курсе всех опасностей. А остальные участники движения? А коммунальщики? А снегоуборочная техника? Зачем рисковать и попадать в «замесы», спровоцированные другими менее опытными и недальновидными? Рецепт тот же — следим за прогнозами, и при наступлении «красного дня календаря» по возможности планируем провести его без личного авто. Пусть этот и, возможно, ещё пару следующих дней естественного отбора пройдут без вашего участия. К тому же, сэкономите время, не простаивая в жутких пробках.
Но если всё-таки без автомобиля вам не обойтись, помните — ваша задача сейчас сводится к тому, чтобы предвидеть и компенсировать ошибки других участников движения, для которых скользкая дорога стала неожиданностью. Понимание, предусмотрительность и предупредительность (правило трёх «П») — это главные помощники, которые на страже вашего здоровья и здоровья окружающих.
Обзорность
Обзорность — краеугольный камень безопасности. Пока есть время — проверяем работоспособность светотехники, передних и задних противотуманных фар и фонарей, подогревов стёкол и зеркал. С наступлением осени и зимы мы всё больше и больше времени проводим в сумерках и темноте в условиях дождей и снегопадов.
Меняем при необходимости «дворники» — нет ничего хуже разводов, размывающих контуры объектов на дороге.
Заранее запасаемся «незамерзайкой» и заливаем её в систему, не дожидаясь, когда термометр уйдёт в минус. Замёрзшая вода надолго лишает хорошей обзорности — помните о грязи, которая появляется на дорогах и в воздухе в результате действия реагентов? Жирная плёнка на окнах и фарах особенно сильно мешает в тёмное время суток. Попробуй в таких условиях «выцепить» из окружающей обстановки тёмных пешеходов в контровом свете встречных фар!
Если же вода в бачке всё-таки замёрзла и омыватель не работает — «отогреться» можно в тёплом сервисе или на отапливаемой парковке. Ещё вариант: можно включить двигатель, прогреть подкапотное пространство и салон, а также долить в бачок предварительно подогретой незамерзающей жидкости, спирта, или просто водки — так лёд в бачке и трубках растает быстрее. Вместе с «незамерзайкой» кладём в багажник щётку для снега и скребок.
Чтобы конденсат и наледь на внутренних поверхностях стёкол не мешали обзору, активируем и направляем дефлекторы обдува в нужные зоны (центральные воздуховоды можно перекрыть), выставляем комфортную температуру и включаем кондиционер, последний в данном случае нам нужен только как осушитель. Но если у вас кондиционера нет, для удаления влаги со стёкол достаточно немного открыть окна, приподнять температуру и сделать обдув интенсивнее. Внимание(!) — горячий воздух на лобовое стекло в мороз резко лучше не направлять — может треснуть.
Пешеходам и детям
— Перед тем, как выходить на проезжую часть, трижды оцените условия, дистанцию и способность автомобилей «если что» остановиться. Далеко не факт, что водитель, приближающийся к вам, перестроился на «зимний лад» и сменил резину. Что если до сего момента он не знал, какое покрытие у него под колёсами? А ведь автобусы и грузовики круглогодично эксплуатируются на нешипованной демисезонной резине! При такой «двухсторонней» неготовности потерять здоровье и жизнь проще простого.
— Включайте внимание, смотрите под ноги и по сторонам;
— Не спешите и действуйте «с запасом»! Целее будете;
— Ждите разрешающий сигнал светофора (автобус, маршрутку) на тротуаре — подальше от проезжей части и автомобильного потока.
— Думайте за других, прогнозируйте наихудшие варианты развития событий и действуйте, учитывая их. В поведении скрыты основные резервы вашей безопасности!
Отсюда.
???
PROFIT!
например перевернувшая фура занявшая все полосы впереди ...
вот у меня была такая ситуция,я остановиться успел перед фурой которую занесло на спуске
а потом гляжу в зеркала, а на меня летит вторая фура которую тоже занесло
и самая засада в кювет было у не уйти,слева и справа высокий подъемы
я тогда много седых волос новых приобрел оказавшись между фурами....
а так конечно можно с ручником,главное не переборщить и чтобы сзади никого не было...