Право язды. Сдаем практику на категорию "В" в Польше (ч.4, прощальная)
Да, я знаю, что эта картинка не слишком годится на КДПВ, но эта печать и подпись - главное событие на сегодня. Этим постом я завершаю серию из раз два трех публикаций про то, как сдать на права в Польше, которые были на Кадабре раньше. Теперь будет про практику, которую я сегодня успешно сдал.
Курсант с Востока
Я не Джамшут и не Гоги и акцент у меня - с характерным "гэ". Тем не менее, в Польше я - с Востока. Того который ближе, но не ближний. Ну и считается какбэ что у меня более восточный менталитет. То есть кто-то так считает, а кто-то - нет. Ну вот, хотел объяснить что и как, но в итоге все больше погрязаю в словоблудие.
На самом деле я хотел рассказать, что все-таки решился на скромный подарок для своего инструктора, с которым я уже успел подружиться. В Беларуси в свое время (может и сейчас? кто посвятит?) скидывались на "пакетик" для инструктора, для гаишника, еще Бог знает для кого. Тут, в Польше так не принято. Но как-то вот так сказать "пока" человеку, с которым отъездил 30 часов, с которым столько времени проговорили обо всем на свете - про машины, женщин, футбол, кредиты и политику, про несовершенство проклятой античеловеческой капиталистической системы и все-таки немного про ПДД. Припер я Гжегожу из Беларуси бутылку на меду и липе, хоть вообще-то странно дарить водку поляку, ведь Польша - главный поставщик этого продукта в Европе.
Тут подарки инструктору случаются, но не "организовано", а в частном порядке и когда уже курсант не зависит от инструктора, когда часы отъезжены или даже когда уже получены права. Гжегож не слишком сопротивлялся, хоть было видно, что он удивлен.
В ночь перед экзаменом я спал беспокойно - все снился экзаменатор, который вымогал от меня взятку, а у меня не было с собой наличных.
Едем, едем!
Сны эти снились были совершенно далеки от реальности. Как я уже писал раньше, в машине, на которой сдаешь экзамен, установлены четыре камеры и записывается звук. Предлагать или вымогать взятку при таком раскладе - мягко говоря, глупо. Если экзаменатор вас специально "завалил" на надуманных проколах - вы можете в течение двух недель, пока хранятся записи, оспорить решение. И подозреваю, периодически эти записи могут просматриваться для контроля работы инструктора.
Итак, в 7 утра я явился в экзаменационный центр. Периодически по внутренней связи объявляли фамилию того, кто следующий будет сдавать экзамен. Печалька была просто неимоверная. Экзаменаторы удалялись с курсантами (-ками) и возвращались через 5 минут без них. Это значило только одно - сдающий не смог выполнить элементарные задания на маневровой площадке: проехать и повернуть направо в бокс, а потом на задней передаче обратно, второе задание - тронуться в горку на ручнике.
Много сдавало девочек лет по 20, видно было что они в жутком стрессе. Одна всерьез ЗАБЫЛА и не могла сообразить, в какую сторону нужно крутить руль когда едешь назад и нужно повернуть вправо. Забегая вперед - не сдала. И слава Кришне.
За кадром баяна: Торможу... А что случилось??? Господи, Дева Мария!!! Что случилось?? Все же было хорошо!
Волнение передалось и мне. Примерно час я мандражировал, а потом начал клевать носом и чуть не заснул. Но вызвали меня. Экзаменатор пан Пётр Цолка. Гусары, молчать! У меня вообще рядом с домом есть улица Тёлка и парк Мочидло. Не Чехия, конечно, но смешные, с точки зрения русскоязычных, названия и фамилии встречаются.
Пётр поинтересовался, не слишком ли рано вставать на семь, но я и так встаю в 5:50 почти каждый день, так что прям родственные вечноневыспавшиеся души.
Кроме заданий на маневровой площадке, случайным образом выбираются 2 задания по обслуживанию автомобиля. Показать, как измерить уровень масла или другой техжидкости. Как проверить, работают ли "стопы" и т.п. Мне попалось самое фееричное - проверить исправность клаксона и включить дальний свет. Справился :D
Потом поездил по дуге и назад, тронулся в горочку с ручника. Конечное же, с ревом двигателя, на экзаменационной машине сцепление как-то позже хватает, чем я привык. А на горочке нельзя заглохнуть и нельзя скатиться более чем на 20 см. Так что газ в пол - про это ничего в правилах сдачи не сказано ;)
Пётр заметил, что за рулем прям-таки асс, а потому снял куртку и плюхнулся спереди. Хороший знак, во всяком случае, выедем с площадки :)
По цо Пан мне страши? (Зачем вы меня пугаете?)
В Варшаве трафик такой-сякой есть, но как по мне - не страшно. Трамвайчики, отважные на грани слабоумия пешеходы, таксисты бывшие танкисты и водители автобусов, которые, судя по повадкам, раньше управляли авианосцами или ледоколами.
Но я-то не такой. И мамашу с ребенком на переходе пропущу, и гигантскую лужу аккуратно объеду. Правда, при этом наехал на сплошную. Инструктор насупился. Второй косяк - на перекреске уж слишком медленно поворачивал, а с главной ехал какой-то перец, как оказалось, несколько быстрее, чем я оценил. В общем, ему пришлось даже сбавить скорость. А я получил в свой табель сразу две "птички" о ошибках: мол не уступил дорогу и неправильное поведение в отношении других участников движения. Пётр стал зол.
табель про мои "косяки" и "достижения" на экзамене
Еще на одном перекрестке я притормозил, ибо как-то резко чувак слева подьезжал. Но - остановился. Экзаменатор весьма холодно и подчеркнуто сдержанно спросил, зачем я затормозил. "Вот, - говорю, - я бы не хотел чтобы мой экзамен из-за какого-то мммм другого человека закончился ДТП". Ответ был принят :)
Два раза перпендикулярно парковался. Каждый раз от волнения выезжал все же на грани фола. уж слишком близко к другим авто. Пётр не выдержал и начал мне выговаривать на повышенных тонах: "По цо Пан мне страши? Или пан хочет чтобы я выжал сцепление и ударил по тормозу? Перывать экзамен и до видзэня? разве это безопасное движение?". Ох, думаю, накосячил. Но - смирение, мой юный падаван. "Нет, говорю, прошэ пана. Это задание можно было бы выполнить лучше". Остыл. Уфф. Наверное, ему было самому обидно ездить со мной полчаса по городу и потом значит вот так просто взять и отправить домой. Назад ехали молча.
Несмотря на обилие косяков экзамен я сдал. И могу сказать, что несмотря на дурную славу варшавских центров движения, невозможного тут от сдающих не требуют. Но если не знаешь, куда повернуть руль, если едешь на задней передаче и хочешь повернуть вправо... извините. :)
P.S.: Я хотел бы поблагодарить Кадабру за внимание к моей писанине, еще раз спасибо Гжегожу. Что дальше? Надобно заработать три тысячи евро и купить ласточку. Один мой знакомый говорит, что первая машина должна быть машиной, о которой мечтаешь, а уже после - будешь выбирать не сердцем а разумом. Мое сердце гулко стучит при виде вот такой старомодной штуковины. 9 лет небитнекрашен одинхозяин, 3 тысячи евро.
Заработать деньги и убедить жену, что нам нужно именно это, а не подержаный немец, как у всех, а?
По мне дак лучше немца чем это чучело)
а видео, да
Как раз девушка сдает на права, остался город, очень интересно сравнить сдачу там и тут))
Приезжайте, Польша гостеприимная страна )
И конечно же, огромное спасибо за статьи!!! Очень нравится!!!
мой инструктор вообще много внимания уделял вроде бы "мелочам", но теперь, как я понимаю, это здорово облегчает жизнь. сначала ну никак моя левая нога не хотела убираться со сцепления на такую специальную подставку слева. Ну или любил на выжатом сцеплении поворачивать. В принцпе, можно ж было и наплевать - езди как хочешь, лишь бы деньги платил. Но подход к процессу обучения был честный, без халтуры.