Право язды. Сдаем "теорию" на категорию "В" в Польше (ч.3)
Полтора часа назад сдал теоретический экзамен по ПДД на категорию "В", с чем себя и поздравлю стаканчиком виски, когда допишу этот пост. Пост-продолжение о том, как получить права в Польше. Первый пост тут, его продолжение - тут.
Теория. Подаем документы.
Экзамен на знание ПДД (и теорию, и практику)в Польше сдают в специальных Центрах дорожного движения, которые не имеют никакого отношения к дорожной полиции. Такие центры подчиняются Маршалком воеводства (аналог Губернаторов в России), они есть в каждом крупном городе и даже в некоторых небольших (интерактивная карта тут), вроде Сувалок, где в городке-то пять перекрестков.
Для начала нужно придти в Центр и заполнить заявление, нужна также фотография, отвечающая требованиям фото на документы, свидетельство об окончании курса, справка о успешном прохождении медкомиссии. На месте можно заплатить за теоретический и практический экзамены (точнее, за пробу сдать ;). Теория - 22 злотых (5 евро), практика - 112 злотых (25 евро).
Со всеми бумажками и деньгами я приехал в Центр и узрел нехилую очередь, слава Богу хоть электронную. Передо мной было около 80 человек и два окошка с тетками, что принимают документы, периодически отлучаясь попить чаю или еще чего. В общем, "классика" бюрократии.
Естественно, что заявление, которое я заполнял по образцу, что висит на стене, было заполнено не совсем правильно, но тетка смилостивилась и позволила дозаполнить и подойти без очереди. Впрочем, как и десяткам другим будущим водителям.
Чтобы скрасить себе ожидание, я вышел на улицу глянуть, как сдают практику другие курсанты.
Почему люди глупеют на глазах?
Практический экзамен на категорию "В" незамысловатый. Это два маневра на площадке - заехать под горку с ручника и проехать по вперед и назад по гхм... дуге, что ли? Примерно так:
Удивительно, но факт: именно на этом элементе "срезается" огромное количество курсантов. Нужно проехать передом и повернуть, заехав в "бокс", а потом назад тылом :) Красные точки - это ограничительные столбики, а точнее - полосатые палки, которые задевать нельзя. Если наедешь на сплошную, имеешь право на вторую пробу.
И вот, стою я и наблюдаю, как один за одним ребята, но чаще - девушки (их просто больше сдает :) так и не выезжают с маневровой площадки, завалив экзамен.
Во время маневра курсант остается в машине сам, а экзаменатор идет рядом, наблюдая за тем, чтобы сдающий не наехал на линию или столбик. Вот, одна красавица на задней передаче-таки въехала в столбик (и второй пробы не будет! все! завалила!). Экзаменатор с недовольной миной садится в машину чтобы заполнить бумаги. Девушка от расстройства... правильно, бросает сцепление и Шкода еще раз прыгает на столбик кормой. Инструктор машет руками.
А вот бородач лет 35-ти все отлично проехал на площадке и выезжает с инструктором в город. Увы, не включив ближний свет. А это - причина, чтобы экзамен был "завален". Но инструкторы бывают разными. Иногда могут и подсказать, если ошибка маленькая. Как? Мой инструктор Гжегож говорит, что - намекнуть могут. Ибо все что происходит в машине фиксируется на видеорегистратор. Наверное, это был случай с таким "душевным" экзаменатором - бородач поехал сдавать дальше. Кстати, по статистике, в день только около 30% курсантов успешно сдают вождение. По моим наблюдениям, половина так и не выезжает в город.
Гжегож говорит, что заработок экзаменатора в некоторой степени зависит от количества людей, которые он успевает проэкзаминировать. То есть тут прямая заинтересованность "заваливать" курсантов не выезжая в город. Но этого практически не происходит. Причины две: если среди курсантов про один из Центров пойдет дурная слава, что там всех "заваливают", они просто обратятся в другой. Капитализм и конкуренция, понимаешь. Вторая причина - как я уже писал весь процесс сдачи регистрируется на видео со звуком (четыре камеры: картинка через лобовое, картинка через стекло сзади, картинка со спидометра и картинка с видом на водительское место). Если экзаменатор спровоцировал курсанта на нарушение ПДД или нарушения не было, это можно успешно обжаловать.
Теория. Экзамен.
А теперь вернемся к экзамену по теории. Все карты про практику я вам раскрою когда сдам, к тому же их наверняка будет больше (карт. ага :)).
Экзамен на знание ПДД проводят в компьютерных классах на 14 человек (в моем случае, мне попалось место 13 :). На экзамен дается 25 минут. Всего - 18 вопросов, на которые может быть несколько вариантов ответов. Таких вопросов всего мммм... около 400, если не ошибаюсь. Но буквально через неделю правила сдачи теории изменятся - вопросов в билете будет больше, будет введено ограничение во времени на ответ на каждый вопрос, а не на экзамен вцелом. А всего вопросов будет на менее 2 тысяч и они будут дополняться время от времени.
Так что да недавнего времени можно было скачать программку с этими 400 несчастными вопросами и за пару дней надро... натренировать их так, что будешь отвечать не читая вариантов ответов, по памяти :). Чем я, собственно, и занялся после того как прочитал тонюсенькую книжечку по ПДД.
После того, как ответишь на свои 18 вопросов, подходит экзаменатор и проверяет, на все ли вопросы был дан ответ и если это так, нажимает кнопочку закончить экзамен. Комп выдет резултат. Ошибиться можно только два раза. Если три - экзамен не сдан.
Вот такая коробочка вместо клавиатуры. Выбираешь варианты ответов и переходишь к следующему вопросу.
Экзаменатор весьма тактичен и если кто-то "заваливает", сообщает об этом чуть ли не шепотом, можно услышать только если сидишь рядом с завалившим. Ну собственно если и сдал, тоже тихонько говорит: проше пана, выник экзамина позитывны.
Кто как сдал - видно по лицам выходящих из кабинета :) Несдавшие выходят с каменными лицами, сдавшие, особенно девушки, начинают судорожно звонить своим близким с улыбкой до ушей. Радостно! :) По статистике, в течение дня около 60-70% курсантов экзамен сдают. Как будет после нововведений - не знаю. И знать не хочу, проскочил :)
Пошел за виски. Через месяц напишу про практику, на вопросы отвечу прямо тут.
П.С.: простите, если в тексте есть неточные термины, вся "водительская" лексика в голове по-польски. :)
Теория. Подаем документы.
Экзамен на знание ПДД (и теорию, и практику)в Польше сдают в специальных Центрах дорожного движения, которые не имеют никакого отношения к дорожной полиции. Такие центры подчиняются Маршалком воеводства (аналог Губернаторов в России), они есть в каждом крупном городе и даже в некоторых небольших (интерактивная карта тут), вроде Сувалок, где в городке-то пять перекрестков.
Для начала нужно придти в Центр и заполнить заявление, нужна также фотография, отвечающая требованиям фото на документы, свидетельство об окончании курса, справка о успешном прохождении медкомиссии. На месте можно заплатить за теоретический и практический экзамены (точнее, за пробу сдать ;). Теория - 22 злотых (5 евро), практика - 112 злотых (25 евро).
Со всеми бумажками и деньгами я приехал в Центр и узрел нехилую очередь, слава Богу хоть электронную. Передо мной было около 80 человек и два окошка с тетками, что принимают документы, периодически отлучаясь попить чаю или еще чего. В общем, "классика" бюрократии.
Естественно, что заявление, которое я заполнял по образцу, что висит на стене, было заполнено не совсем правильно, но тетка смилостивилась и позволила дозаполнить и подойти без очереди. Впрочем, как и десяткам другим будущим водителям.
Чтобы скрасить себе ожидание, я вышел на улицу глянуть, как сдают практику другие курсанты.
Почему люди глупеют на глазах?
Практический экзамен на категорию "В" незамысловатый. Это два маневра на площадке - заехать под горку с ручника и проехать по вперед и назад по гхм... дуге, что ли? Примерно так:
Удивительно, но факт: именно на этом элементе "срезается" огромное количество курсантов. Нужно проехать передом и повернуть, заехав в "бокс", а потом назад тылом :) Красные точки - это ограничительные столбики, а точнее - полосатые палки, которые задевать нельзя. Если наедешь на сплошную, имеешь право на вторую пробу.
И вот, стою я и наблюдаю, как один за одним ребята, но чаще - девушки (их просто больше сдает :) так и не выезжают с маневровой площадки, завалив экзамен.
Во время маневра курсант остается в машине сам, а экзаменатор идет рядом, наблюдая за тем, чтобы сдающий не наехал на линию или столбик. Вот, одна красавица на задней передаче-таки въехала в столбик (и второй пробы не будет! все! завалила!). Экзаменатор с недовольной миной садится в машину чтобы заполнить бумаги. Девушка от расстройства... правильно, бросает сцепление и Шкода еще раз прыгает на столбик кормой. Инструктор машет руками.
А вот бородач лет 35-ти все отлично проехал на площадке и выезжает с инструктором в город. Увы, не включив ближний свет. А это - причина, чтобы экзамен был "завален". Но инструкторы бывают разными. Иногда могут и подсказать, если ошибка маленькая. Как? Мой инструктор Гжегож говорит, что - намекнуть могут. Ибо все что происходит в машине фиксируется на видеорегистратор. Наверное, это был случай с таким "душевным" экзаменатором - бородач поехал сдавать дальше. Кстати, по статистике, в день только около 30% курсантов успешно сдают вождение. По моим наблюдениям, половина так и не выезжает в город.
Гжегож говорит, что заработок экзаменатора в некоторой степени зависит от количества людей, которые он успевает проэкзаминировать. То есть тут прямая заинтересованность "заваливать" курсантов не выезжая в город. Но этого практически не происходит. Причины две: если среди курсантов про один из Центров пойдет дурная слава, что там всех "заваливают", они просто обратятся в другой. Капитализм и конкуренция, понимаешь. Вторая причина - как я уже писал весь процесс сдачи регистрируется на видео со звуком (четыре камеры: картинка через лобовое, картинка через стекло сзади, картинка со спидометра и картинка с видом на водительское место). Если экзаменатор спровоцировал курсанта на нарушение ПДД или нарушения не было, это можно успешно обжаловать.
Теория. Экзамен.
А теперь вернемся к экзамену по теории. Все карты про практику я вам раскрою когда сдам, к тому же их наверняка будет больше (карт. ага :)).
Экзамен на знание ПДД проводят в компьютерных классах на 14 человек (в моем случае, мне попалось место 13 :). На экзамен дается 25 минут. Всего - 18 вопросов, на которые может быть несколько вариантов ответов. Таких вопросов всего мммм... около 400, если не ошибаюсь. Но буквально через неделю правила сдачи теории изменятся - вопросов в билете будет больше, будет введено ограничение во времени на ответ на каждый вопрос, а не на экзамен вцелом. А всего вопросов будет на менее 2 тысяч и они будут дополняться время от времени.
Так что да недавнего времени можно было скачать программку с этими 400 несчастными вопросами и за пару дней надро... натренировать их так, что будешь отвечать не читая вариантов ответов, по памяти :). Чем я, собственно, и занялся после того как прочитал тонюсенькую книжечку по ПДД.
После того, как ответишь на свои 18 вопросов, подходит экзаменатор и проверяет, на все ли вопросы был дан ответ и если это так, нажимает кнопочку закончить экзамен. Комп выдет резултат. Ошибиться можно только два раза. Если три - экзамен не сдан.
Вот такая коробочка вместо клавиатуры. Выбираешь варианты ответов и переходишь к следующему вопросу.
Экзаменатор весьма тактичен и если кто-то "заваливает", сообщает об этом чуть ли не шепотом, можно услышать только если сидишь рядом с завалившим. Ну собственно если и сдал, тоже тихонько говорит: проше пана, выник экзамина позитывны.
Кто как сдал - видно по лицам выходящих из кабинета :) Несдавшие выходят с каменными лицами, сдавшие, особенно девушки, начинают судорожно звонить своим близким с улыбкой до ушей. Радостно! :) По статистике, в течение дня около 60-70% курсантов экзамен сдают. Как будет после нововведений - не знаю. И знать не хочу, проскочил :)
Пошел за виски. Через месяц напишу про практику, на вопросы отвечу прямо тут.
П.С.: простите, если в тексте есть неточные термины, вся "водительская" лексика в голове по-польски. :)
А ещё железной дороги в Чили нет, поэтому все поездки между городами автобусные, для больших переездов есть двухэтажные автобусы с креслами которые превращаются в постель, типа нашего плацкарта в общем получается.
у нас, в России, как то так здают
http://www.youtube.com/watch?v=F1t2KQbCS40
\толстотроль