Влияние октанового числа на расход топлива
Юристы у нас есть, компьютерщики есть, нужны ещё инженеры и прочие химики.
Октановое число бензина определяет его устойчивость к детонации. Чем больше октановое число, тем дольше бензин не взрывается при сжатии, тем сильнее его можно сжать. То есть, если двигатель хочет выжать из топлива больше энергии, он должен сжать топливо сильнее, а бензин от этого может взрываться (не в баке, а в цилиндре двигателя). Поэтому для таких двигателей придумывают бензины, которые выдерживают большее сжатие, не взрываясь. Чем больше степень сжатия топлива в двигателе, тем выше должно быть октановое число бензина.
Как это влияет на расход? Под кат.
Возьмём абстрактный двигатель одной абстрактной современной легковой машины. Степень сжатия топлива в этом двигателе не зависит от вида топлива, это характеристика, связанная исключительно с геометрическими параметрами: (Vc+Vh)/Vc, см. картинку к топику. На расход может повлиять только выделяемая при сгорании топлива энергия. А отличается ли энергия сгорания 95-го бензина от энергии сгорания 92-го? Судя по данным википедии, удельная теплота сгорания бензина 42-44 МДж. Даже если предположить, что 42 — это для 92-го, а 44 — для 95-го (это предположение изначально ложно, так как есть ещё 80-й и 98-й), то всё равно говорить о приросте 15% мощности нельзя вообще никак.
Для нашего абстрактного двигателя разница между бензинам следующая: если двигатель имеет степень сжатия 6-8, то ему достаточно, чтобы октановое число было 76/80 — бензин уже не будет детонировать в цилиндрах, но если 80-й бензин залить в наш абстрактный двигатель, у которого степень сжатия 8-9, то 80-й бензин начнёт взрываться (детонировать) раньше, чем его подожжёт искра от свечи, и пользы двигателю от этого будет мало: бензин не должен взрываться внутри цилиндра в нормальном режиме, он должен сгорать. Если же в этот двигатель залить 98-й, то он точно не будет детонировать раньше времени, зато он будет слишком медленно гореть после поджига (потому что рассчитан на большее сжатие) и поэтому будет вытекать недогоревшим в выхлопную трубу (от этого, кстати, клапана и прогорали раньше).
К счастью, в современных двигателях есть "мозги", которые позволяют ему самому решать, в какой момент поджигать топливо в цилиндре, поэтому в обоих случаях топливо поджигается раньше, чем если бы был залит родной 92/95. В случае с пониженным октановым числом это приводит к тому, что топливо сгорает слишком рано, расход растёт, движок ощутимо "не тянет". В случае с повышенным октановым числом просто снижается КПД (из-за растянутого времени сгорания топлива), расход растёт некритично, возможно ощущение что "не тянет" (на раннем зажигании так будет, даже с родным бензином).
Итак, правильный ответ на вопрос «влияет ли октановое число на расход»: если лить бензин с октановым числом ниже, чем расчётное, то расход повысится, если выше — то как минимум не снизится, может тоже повыситься.
Если двигатель рассчитан на 95-й — на 92-м расход повысится. Если двигатель рассчитан на 92-й, то на 95-м никаких преимуществ не будет.
Есть уточнения.
1. Если бензин разбавлять ослиной мочой, то его энергия сгорания снизится, соответственно расход увеличится. Так что расход зависит от заправки. Если на заправке бодяжат только 95-й или только 92-й, то расход может изменяться при переходе с одного на другой (вопреки вышеизложенной теории), но в данном случае это происходит из-за ослиной мочи, а не из-за октанового числа бензина.
2. Производитель автомобиля может заявлять заниженное октановое число в требованиях к топливу, чтобы привлечь большенищебродов покупателей. Стоит проверить степень сжатия своего двигателя, чтобы знать, имеет ли смысл попробовать более дорогой бензин, не рискуя нарваться на эффект плацебо. Занижение минимального октанового числа может приводить ко всяким спецэффектам, например, я замечал, что после каждой заправки (я заправляюсь 95-м) моя машина "не тянет" несколько первых километров. Это потому что мозги ещё не определили, что там залито в бак, и настроились на дефолтный 92-й, то есть, включили раннее зажигание.
3. 95-экто, 95-G-drive и т.п. — надо понимать,что даже если они и работают, то есть даже если они и прибавляют мощи, то точно не за счёт изменения октанового числа. Октановое число — 95, это указано в чеке. Соответственно:
1 как я отмечал выше, у этого топлива может быть повышена теплота сгорания (за счёт присадок),
2 у него могут быть присадки, повышающие другие характеристики, влияющие на общий КПД (вязкость, количество и вид образуемых газов, скорость сгорания, etc),
3 у него может отсутствовать ослиная моча в составе (это даёт эффект по сравнению с топливом, у которого этот компонент присутствует),
4 либо у него могут быть присадки, вызывающие эффект плацебо.
Что примечательно, нефтяники этот момент скрывают, то есть узнать, какой именно вариант используется для G-drive, а какой для 95-экто, — достаточно проблематично. Я склонен считать, что это комбинация из 3 и 4, но народ утверждает, что некоторые виды такого бензина смывают осадок в бензобаке, что намекает на элементы варианта 2 (очевидно, что смывают осадок они прямо в двигатель, так что с этим нужно поаккуратнее).
4. «95-й делают из 92-го, добавляя присадки». На самом деле — пофиг, хоть из 80-го, если у него октановое число 95 — значит, он 95-й, если он горит как бензин — значит это бензин, если он выделяет нужно количество энергии — машина будет ехать на нём, как на 95-м. До тех пор, пока в составе нет ослиной мочи и эти присадки не разъедают чего не надо (например, они могут убивать катализатор — но на расходе это не отразится) — этот бензин является нормальным 95-м. Если же он выпадает хлопьями в осадок на второй день — то здесь уже снова не в октановом числе проблема.
5. Есть разные способы определения октанового числа бензина, которые применяются в разных странах по дефолту. Американский способ определения октанового числа покажет на нашем 95-м примерно 90-92 своих попугая. Если в руководстве от американского автомобиля написано "лить 92-й", то при переходе на 95-й вы получите улучшение всех характеристик в точном соответствии с теорией, изложенной выше: расчётным бензином для такой машины является аналог нашего 95-го. Можно ориентироваться на степень сжатия, чтобы проверить, не занижает ли производитель требования и не скопипастил ли он октановое число из доков на американские запчасти. Правда, найти источник этой информации мне не удалось:
Кто хочет возразить — welcome.
Ссылка на теорию: http://www.cars-love.ru/record-107.html Картинка оттуда.
P.S. не пытайтесь лить в бак своей машины 80-й бензин — клина словите, а я виноват окажусь. Коррекция зажигания "помогает", если октановое число отличается на 2-3 единицы, и предназначено для небольшой корректировки при колебании октанового числа, а не для того, чтобы на 80-м ездить. Но в принципе, народ ездит, в критических ситуациях.
Октановое число бензина определяет его устойчивость к детонации. Чем больше октановое число, тем дольше бензин не взрывается при сжатии, тем сильнее его можно сжать. То есть, если двигатель хочет выжать из топлива больше энергии, он должен сжать топливо сильнее, а бензин от этого может взрываться (не в баке, а в цилиндре двигателя). Поэтому для таких двигателей придумывают бензины, которые выдерживают большее сжатие, не взрываясь. Чем больше степень сжатия топлива в двигателе, тем выше должно быть октановое число бензина.
Как это влияет на расход? Под кат.
Возьмём абстрактный двигатель одной абстрактной современной легковой машины. Степень сжатия топлива в этом двигателе не зависит от вида топлива, это характеристика, связанная исключительно с геометрическими параметрами: (Vc+Vh)/Vc, см. картинку к топику. На расход может повлиять только выделяемая при сгорании топлива энергия. А отличается ли энергия сгорания 95-го бензина от энергии сгорания 92-го? Судя по данным википедии, удельная теплота сгорания бензина 42-44 МДж. Даже если предположить, что 42 — это для 92-го, а 44 — для 95-го (это предположение изначально ложно, так как есть ещё 80-й и 98-й), то всё равно говорить о приросте 15% мощности нельзя вообще никак.
Для нашего абстрактного двигателя разница между бензинам следующая: если двигатель имеет степень сжатия 6-8, то ему достаточно, чтобы октановое число было 76/80 — бензин уже не будет детонировать в цилиндрах, но если 80-й бензин залить в наш абстрактный двигатель, у которого степень сжатия 8-9, то 80-й бензин начнёт взрываться (детонировать) раньше, чем его подожжёт искра от свечи, и пользы двигателю от этого будет мало: бензин не должен взрываться внутри цилиндра в нормальном режиме, он должен сгорать. Если же в этот двигатель залить 98-й, то он точно не будет детонировать раньше времени, зато он будет слишком медленно гореть после поджига (потому что рассчитан на большее сжатие) и поэтому будет вытекать недогоревшим в выхлопную трубу (от этого, кстати, клапана и прогорали раньше).
К счастью, в современных двигателях есть "мозги", которые позволяют ему самому решать, в какой момент поджигать топливо в цилиндре, поэтому в обоих случаях топливо поджигается раньше, чем если бы был залит родной 92/95. В случае с пониженным октановым числом это приводит к тому, что топливо сгорает слишком рано, расход растёт, движок ощутимо "не тянет". В случае с повышенным октановым числом просто снижается КПД (из-за растянутого времени сгорания топлива), расход растёт некритично, возможно ощущение что "не тянет" (на раннем зажигании так будет, даже с родным бензином).
Итак, правильный ответ на вопрос «влияет ли октановое число на расход»: если лить бензин с октановым числом ниже, чем расчётное, то расход повысится, если выше — то как минимум не снизится, может тоже повыситься.
Если двигатель рассчитан на 95-й — на 92-м расход повысится. Если двигатель рассчитан на 92-й, то на 95-м никаких преимуществ не будет.
Есть уточнения.
1. Если бензин разбавлять ослиной мочой, то его энергия сгорания снизится, соответственно расход увеличится. Так что расход зависит от заправки. Если на заправке бодяжат только 95-й или только 92-й, то расход может изменяться при переходе с одного на другой (вопреки вышеизложенной теории), но в данном случае это происходит из-за ослиной мочи, а не из-за октанового числа бензина.
2. Производитель автомобиля может заявлять заниженное октановое число в требованиях к топливу, чтобы привлечь больше
3. 95-экто, 95-G-drive и т.п. — надо понимать,что даже если они и работают, то есть даже если они и прибавляют мощи, то точно не за счёт изменения октанового числа. Октановое число — 95, это указано в чеке. Соответственно:
1 как я отмечал выше, у этого топлива может быть повышена теплота сгорания (за счёт присадок),
2 у него могут быть присадки, повышающие другие характеристики, влияющие на общий КПД (вязкость, количество и вид образуемых газов, скорость сгорания, etc),
3 у него может отсутствовать ослиная моча в составе (это даёт эффект по сравнению с топливом, у которого этот компонент присутствует),
4 либо у него могут быть присадки, вызывающие эффект плацебо.
Что примечательно, нефтяники этот момент скрывают, то есть узнать, какой именно вариант используется для G-drive, а какой для 95-экто, — достаточно проблематично. Я склонен считать, что это комбинация из 3 и 4, но народ утверждает, что некоторые виды такого бензина смывают осадок в бензобаке, что намекает на элементы варианта 2 (очевидно, что смывают осадок они прямо в двигатель, так что с этим нужно поаккуратнее).
4. «95-й делают из 92-го, добавляя присадки». На самом деле — пофиг, хоть из 80-го, если у него октановое число 95 — значит, он 95-й, если он горит как бензин — значит это бензин, если он выделяет нужно количество энергии — машина будет ехать на нём, как на 95-м. До тех пор, пока в составе нет ослиной мочи и эти присадки не разъедают чего не надо (например, они могут убивать катализатор — но на расходе это не отразится) — этот бензин является нормальным 95-м. Если же он выпадает хлопьями в осадок на второй день — то здесь уже снова не в октановом числе проблема.
5. Есть разные способы определения октанового числа бензина, которые применяются в разных странах по дефолту. Американский способ определения октанового числа покажет на нашем 95-м примерно 90-92 своих попугая. Если в руководстве от американского автомобиля написано "лить 92-й", то при переходе на 95-й вы получите улучшение всех характеристик в точном соответствии с теорией, изложенной выше: расчётным бензином для такой машины является аналог нашего 95-го. Можно ориентироваться на степень сжатия, чтобы проверить, не занижает ли производитель требования и не скопипастил ли он октановое число из доков на американские запчасти. Правда, найти источник этой информации мне не удалось:
Октановое число: | Степень сжатия: |
92 | до 10,5 |
95 | 10-12,5 |
98 | 12-14,5 |
102 | 13,5-16 |
109 | 15,5-18. |
Ссылка на теорию: http://www.cars-love.ru/record-107.html Картинка оттуда.
P.S. не пытайтесь лить в бак своей машины 80-й бензин — клина словите, а я виноват окажусь. Коррекция зажигания "помогает", если октановое число отличается на 2-3 единицы, и предназначено для небольшой корректировки при колебании октанового числа, а не для того, чтобы на 80-м ездить. Но в принципе, народ ездит, в критических ситуациях.
1. По книжке можно лить ни менее 91-го, до недавнего времени лил 92, неделю назад перещёл на 95. С учётом всех пробок, прогревов и проч. расход бензина снизился ощутимо - я уже пол недели катаюсь на четвертинке бака.
2. Попытайтесь в нашей стране найти настоящий 95 для начала, ведь чаще всего - этого октанового числа добиваются октан-корректорами. А ещё, в вашей статье ничего не увидел про AKI, что тоже не совсем верно, ведь единого способа обозначения детонационной стойкости бензина - нет, а отталкиваться от наших 92-х и 95-х я бы не стал.
2. В данном случае это все-таки лишнее, я считаю
АИ-95=AKI 91
АИ-98=AKI 93
Как-то так.
На этом всё. Остальные отличия на уровне "здесь ДТ бодяжат с солярой, здесь с 80-м бензином, а здесь — с ослиной мочой, поэтому заправляться надо на первой заправке, а на третьей нельзя заправляться совсем"
Я б еще добавила про уровень серы в дизеле.
Кстати, у ДТ есть не 2, а 3 вида: еще есть межсезонное. Соответственно, есть 3 сорта: C, E, F. Входит ли в F Арктический 1 и 2 или не - не знаю, если нет - то сортов не 3, а 5.
Тяжелей — чем больше объём двигателя, тем он тяжелее. Все дизели, которые я видел, имели больший объём, чем аналогичные по мощности бензиновые.
Ну и про сложность ремонта всё то же самое, что с ценой.
Бензиновый двигатель 2,4 (если точнее - 2,349), вес - 1940 кг
Бензиновый двигатель 2,2 (если точнее - 2,199), вес - 2047 кг
Почему дизельный двигатель с меньшим объемом прибавил машине 107 кг?
бензин - 174 л.с.
дизель 197 л.с.
А дизели все уже сто лет ультрасовременные и никак не устареют :-)
А ещё у дизельных стенки толще, там сильнее сжатие в цилиндрах. Чё-т я забыл про это...
К слову, впервые встречаю слово "безмен", у нас вряд ли так говорят.
И да, в денах измеряется не толщина, а плотность.
примерная схема разницы в весе такова - 50кг на каждый литр дизельного мотора тяжелее бензинового.
это не совсем точные расчеты, но для прикидок вполне достаточны.
так, Пассат с 2.0ТДИ тяжелее 2.0ТФСИ на 100кг. Ку7 с 4.2ТДИ тяжелее 4.2ФСИ на 200кг. Туарег 5.0ТДИ тяжелее 6.0FSI на 120 (но у 6.0 база богаче и сама машина тяжелее).
Сколько же тогда весит 4.2 тди на ку7? Полтонны?
Есть желающие протестировать 1.4 движки корейцев?
По моим ощущениям, разницы между 92 и 95 у нас вообще нету, хотя, как я говорил в каком-то топике, для трассы я все же 95 лью.
92 - слабее трогается, слабее разгоняется, но езда гораздо плавнее.
При том моя машина принимает 92 (на лючке бензобака написано).
В общем я покатался на 92, и захотел кататься на 95.
Если больше держать, то, может, будет не так заметно.
Мне кажется, что это в данной статье лишнее, так же, как и всякие другие (заграничные) методы определения октанового числа, потому что у нас есть ГОСТы на бензины, где метод определения жёстко закреплён, а бензины получают наименования в соответствии с ГОСТом, а не с фантазией производителя. Там материала хватит на отдельную статью такого же объёма.
У меня на лючке четко написано "95 и выше"...посмотрев в спеки мотора увидел СЖ 10.8,посему лью только 98...
а 95ый как раз для "привлечения нищебродов" :) хотя по факту народ на нём кучу км отъезжает и все норм.
НО...у меня на 98 движок ровнее работает и пуляет после 4000 оборотов заметно лучше...НА ГСМ предпочитаю никогда не экономить :)
ЗЫ но вот не согласен про снижение КПД мотора при использовании 98 бензина...не встречал еще таких моторов. Может на древних моторах...на современных врятли.
Вот еще по теме рекомендую к прочтению http://bmwservice.livejournal.com/5962.html
Тут спорный вопрос. Это фраза однозначно верна для двигателя, степень сжатия смеси у которого достаточно высока для данного топлива. Если же топливо сжимается недостаточно, то тут хз, но утверждать, что КПД будет выше у топлива с более высоким октановым числом уже нельзя. Уточню: речь идёт про холивар 92vs95, это применимо к этим, так сказать "дохлым" двигателям (у которых производитель заявляет топливо "не ниже 92-го"). Если степень сжатия 10,8 то тут и обсуждать нечего, 98 — то, что доктор прописал.
За ссылку спасибо.
Повторюсь,речь за современные моторы,а не как у рено, например, глубокие рестайлинги моторов 90ых годов...
ИМХО,если авто выпущен в 21 веке,то минимум это 95ый бензин,но бывают и исключения,для этого есть индикатор - степень сжатия и по нему лучше свериться.
Я на своем 1.4 двигателе нервы помотал очень большому кол-ву авто где движки под 2 литра и на 95+ бензине.
Вчера гонялся с заряженной лачетти - она не могла со мной ничего сделать, держалась на пол корпуса сзади.
Но естественно я тоже хочу более мощное, большое, комфортное, но сейчас не время менять машины.
Т.е. едет она лучше чем любая аналогичная лачетти.