Желтое такси Нью-Йорка
Нью-Йорк, помимо всяческих прочих интересностей, знаменит и своим таксопарком. Yellow cabs известны далеко за пределами города и когда в фильмах мы видим желтые такси, сразу понимаем, что действие разворачивается именно в Нью-Йорке. Я как-то раз уже предпринимал попытку рассказать о такси в городе, а сегодня хочу провести небольшой исторический экскурс по одной из знаменитых машин, долгие годы служившей символом Нью-Йорка. CMC Checker Maraphon - легендарный автомобиль, служивший официальным такси города с 1961 по 1982 год. До сих пор в сувенирных лавках на Манхеттене продаются модели этого авто, покрашенные в желтый цвет. В один из теплых осенних дней мы с samsebeskazal гуляли в районе Red Hook и наткнулись на этот автомобиль, припаркованный в небольшом переулке около магазина Fairway.
Авто производилось компанией Checker Motors Corporation по заказу другой компании Checker Taxi. Обе компании принадлежали одному человеку - Моррису Маркину (Morris Markin), портному родом из Чикаго, штат Иллинойс. Эта фирма была кузовным салоном и выполняла заказы для компании Commonwealth Motors, которая собирала на базе этого кузова такси и продавала под маркой Mogul. Компания досталась Маркину как уплата долга - предыдущий хозяин не смог выплатить долг в 15 тыс долларов.
Моррис Маркин решил повторить успех Джона Хертса (John Hertz), который организовал сервис такси в Чикаго. Сначала Моррис стал скупать машины, принадлежащие компании Checker Taxi и к 1937 году получил полный контроль над ней. Компания Морриса стала первой в США, которая начала принимать на работу негров и обслуживать всех клиентов без разбора, а не только белых.
Противостояние Маркина и Хертса вылилось в настоящую войну и в один из дней дом Маркина подвергся настоящей бомбардировке, что подвигло его перенести производство в город Каламазу, штат Мичиган.
Хертс продает свою компанию Yellow Cab транспортной фирме Parmalee Transportation Company, оставив себе паркет акций, но в 1929 году, после пожара в его конюшнях, где погибли его породистые лошади, Хертс продает акции Маркину. Какой совпадение! :) В итоге Моррис Маркин, выкупив еще и часть акций Parmalee Transportation Campany, получает контроль над обеими компаниями.
Вторая война за рынок развернулась в Нью-Йорке между компанией Маркина Checker Taxi и компанией Terminal Taxi Company, принадлежащей General Motors. ЧТобы прекратить эти распри, мэр Нью-Йорка Джимми Вокер (Jimmy Walker) постановил организовать департамент Taxi Cab Commission, которая стала регулировать правила для такси. Одним из правил было то, что машины, используемые как такси, должны быть сделаны специально для этих целей, отвечать набору условий, а не переделанные из обычных машины.
В 1940 году компания Parmalee Transportation Company (включая Yellow Cab & Checker Taxi) стала самой крупной в США на рынке услуг такси. С момента основания машины, производимые Checker Motors, были громоздкие. В 1956 свет увидела модель A8, которая с стала впослдествии известным желтым такси Нью-Йорка. Машина в этом кузове практически без изменений выпускалась до 1982 года.
Модель, выпускаемая с 1956 по 1958 года, была оснащена одиночными фарами и большой широкой радиаторной решеткой. С 1958 года в США разрешили сдвоенные фары. Также были видоизменены задние фары, а на ранних моделях в центре заднего бампера была лампочка заднего хода.
Checker Motors продолжали самостоятельно выпускать только кузов машины, остальные же части покупались у сторонних фирм. Например, Студебеккер (Studebaker) делал запчасти для отделки салона, подвеска была от Ford'a, двигатель - от Continental, а коробка - от Bendix.
Начиная с 1959 года, Checker Motors решили выйти на рынок с пассажирскими машинами, предлагая адаптированную версию такси под названием Maraphon. Даже была представлена модель в кузове универсала, но продажи не пошли.
Адаптированная версия
Checker Maraphon универсал
1964 году власти штата Нью-Йорк обвинили Маркина в монополизме, так как он контролировал рынок услуг такси и сам же их производил. Моррис Маркин вместо того, чтобы разрешить владельцам жетонов покупать машины других производителей, стал продавать эти самые жетоны. Напомню, что по закону в Нью-Йорке каждое такси обязано иметь лицензию на извоз, которая выглядит как специальный жетон, установленный на машине. Жетоны номерные и количество выданных жетонов-лицензий ограничено и не меняется годами и регулируется специальным городским отделом TLC (Taxi & Limousine Commission).
С появлением новых требований к безопасности машин, Checker Motors добавляло новые опции, все так же сохраняя прежнюю форму кузова. При таком положении дел год выпуска машины можно определить по мелким деталям. Например, на моделях 1968 года указатели поворотов были круглой формы, а в 1969 году стали устанавливать подголовники на сиденья. Checker Motors также выпускали модель А-12Е - лимузин. Один из них, сделанный специально для жены исполнительного директора компании, до сих пор жив-здоров и на одометре накручено всего около 50 миль.
Checker Aerobus, 8-дверный.
В 1982 году последний Maraphon сошел с конвейера компании по причине того, что Checker Motors решили "завязать" с автомобилестроением. Компания какое-то время выполняла заказы Cadillac, пока в 2009 году не обанкротилась. Так немного бесславно закончилась история компании, оставившей глубокий след в истории США и особенно города Нью-Йорка.
фото из сувенирной лавки НЙ.
Авто производилось компанией Checker Motors Corporation по заказу другой компании Checker Taxi. Обе компании принадлежали одному человеку - Моррису Маркину (Morris Markin), портному родом из Чикаго, штат Иллинойс. Эта фирма была кузовным салоном и выполняла заказы для компании Commonwealth Motors, которая собирала на базе этого кузова такси и продавала под маркой Mogul. Компания досталась Маркину как уплата долга - предыдущий хозяин не смог выплатить долг в 15 тыс долларов.
Моррис Маркин решил повторить успех Джона Хертса (John Hertz), который организовал сервис такси в Чикаго. Сначала Моррис стал скупать машины, принадлежащие компании Checker Taxi и к 1937 году получил полный контроль над ней. Компания Морриса стала первой в США, которая начала принимать на работу негров и обслуживать всех клиентов без разбора, а не только белых.
Противостояние Маркина и Хертса вылилось в настоящую войну и в один из дней дом Маркина подвергся настоящей бомбардировке, что подвигло его перенести производство в город Каламазу, штат Мичиган.
Хертс продает свою компанию Yellow Cab транспортной фирме Parmalee Transportation Company, оставив себе паркет акций, но в 1929 году, после пожара в его конюшнях, где погибли его породистые лошади, Хертс продает акции Маркину. Какой совпадение! :) В итоге Моррис Маркин, выкупив еще и часть акций Parmalee Transportation Campany, получает контроль над обеими компаниями.
Вторая война за рынок развернулась в Нью-Йорке между компанией Маркина Checker Taxi и компанией Terminal Taxi Company, принадлежащей General Motors. ЧТобы прекратить эти распри, мэр Нью-Йорка Джимми Вокер (Jimmy Walker) постановил организовать департамент Taxi Cab Commission, которая стала регулировать правила для такси. Одним из правил было то, что машины, используемые как такси, должны быть сделаны специально для этих целей, отвечать набору условий, а не переделанные из обычных машины.
В 1940 году компания Parmalee Transportation Company (включая Yellow Cab & Checker Taxi) стала самой крупной в США на рынке услуг такси. С момента основания машины, производимые Checker Motors, были громоздкие. В 1956 свет увидела модель A8, которая с стала впослдествии известным желтым такси Нью-Йорка. Машина в этом кузове практически без изменений выпускалась до 1982 года.
Модель, выпускаемая с 1956 по 1958 года, была оснащена одиночными фарами и большой широкой радиаторной решеткой. С 1958 года в США разрешили сдвоенные фары. Также были видоизменены задние фары, а на ранних моделях в центре заднего бампера была лампочка заднего хода.
Checker Motors продолжали самостоятельно выпускать только кузов машины, остальные же части покупались у сторонних фирм. Например, Студебеккер (Studebaker) делал запчасти для отделки салона, подвеска была от Ford'a, двигатель - от Continental, а коробка - от Bendix.
Начиная с 1959 года, Checker Motors решили выйти на рынок с пассажирскими машинами, предлагая адаптированную версию такси под названием Maraphon. Даже была представлена модель в кузове универсала, но продажи не пошли.
Адаптированная версия
Checker Maraphon универсал
1964 году власти штата Нью-Йорк обвинили Маркина в монополизме, так как он контролировал рынок услуг такси и сам же их производил. Моррис Маркин вместо того, чтобы разрешить владельцам жетонов покупать машины других производителей, стал продавать эти самые жетоны. Напомню, что по закону в Нью-Йорке каждое такси обязано иметь лицензию на извоз, которая выглядит как специальный жетон, установленный на машине. Жетоны номерные и количество выданных жетонов-лицензий ограничено и не меняется годами и регулируется специальным городским отделом TLC (Taxi & Limousine Commission).
С появлением новых требований к безопасности машин, Checker Motors добавляло новые опции, все так же сохраняя прежнюю форму кузова. При таком положении дел год выпуска машины можно определить по мелким деталям. Например, на моделях 1968 года указатели поворотов были круглой формы, а в 1969 году стали устанавливать подголовники на сиденья. Checker Motors также выпускали модель А-12Е - лимузин. Один из них, сделанный специально для жены исполнительного директора компании, до сих пор жив-здоров и на одометре накручено всего около 50 миль.
Checker Aerobus, 8-дверный.
В 1982 году последний Maraphon сошел с конвейера компании по причине того, что Checker Motors решили "завязать" с автомобилестроением. Компания какое-то время выполняла заказы Cadillac, пока в 2009 году не обанкротилась. Так немного бесславно закончилась история компании, оставившей глубокий след в истории США и особенно города Нью-Йорка.
фото из сувенирной лавки НЙ.
А это что за штырь? О_о