Точка зрения на прули и автомобильное будущее России
Хотел сначала написать комментарий к посту про ввоз иномарок из США и Японии, но мыслей накопилось на полноценный авторский пост. :) Говорить буду главным образом про японский автопром.
Для японцев ввозимые в Россию б/у автомобили — это автохлам. Но русские — народ непритязательный, для нас и этот автохлам — роскошь. Потому что российский автопром нас не балует и то, что производится в России даже в новом состоянии — хуже, чем автохлам из Японии. Плюс в России совершенно ебанутое ценообразование на подержанные автомобили. В развитых странах автомобили очень быстро теряют в стоимости. За пару лет машина обесценивается в 2 раза. А у нас пятилетние автомобили продаются со скидкой 30% от стоимости нового. При том, что качество дорог и износ на российских дорогах выше.
Мы не избалованы, поэтому любой автомобиль, который ездит и не успел еще сильно сгнить, ценится почти как новый. Отчасти это вызвано неразвитостью автомобильного рынка и государственной системы. У нового автомобиля в России скорее больше минусов, чем плюсов: новый стоит дороже, плюс зачастую нужно ждать несколько месяцев, а что придет в итоге — лотерея; отношение продавцов в автосалонах после оплаты — хамское; техобслуживание только у официальных дилеров — дорогое содержание; новые автомобили чаще угоняют, чем старые, а полиция работает неэффективно — дополнительный риск; по гарантии дилеры ремонтируют крайне неохотно — бесполезность гарантии. В то время как подержанный автомобиль: пришел, увидел, купил. Обслуживать можно где угодно, риск угона минимальный.
Но всё-таки, не стоит забывать, что свои лучшие годы японские автомобили провели не в России, а к нам они приехали медленно умирать. Давайте немного пофантазируем. Что будет, если отменить все заградительные пошлины и техрегламенты? В страну хлынет поток старых автомобилей, которые по нормам развитых стран пора утилизировать. Российский рынок насытится этим автохламом и перестанет покупать новые автомобили. Соответственно, импорт новых автомобилей в страну сократится, автомобили российской сборки (включая форды, киа и т.п.) начнут банкротиться. За не имением собственного автопрома и при отсутствим спроса на новые импортные автомобили, мы будем вынуждены вечно "донашивать" старые автомобили за развитыми странами, а потом утилизовать их за счет государства (то есть за счет наших налогов). А че? Сибирь большая — можно много старых автомобилей в ней закопать на месте вырубленных лесов. Но как долго это сможет продолжаться? Не загоним ли мы себя тем самым в вечную кабалу и зависимость от других стран?
Какой оптимальный выход для России вижу я?
Во-первых, запретить ввоз автомобилей с неправильной (левосторонней) передней оптикой. Пусть японцы перед продажей в Россию у себя в Японии заменяют левосторонние фары на правосторонние из запчастей на аналогичные модели автомобилей для европейского рынка (у большинства автомобилей все же есть европейские аналоги, в крайнем случае пусть наладят производство таких фар специально для России — они в этом заинтересованы). Им это сделать будет всяко проще и дешевле, чем нам потом отдельно их заказывать из Японии или искать на разборках. Установка правильных фар необходима потому что никакие корректировки фар в автосервисе в действительности не способны сделать правильный свет по ГОСТу, это лишь позволит меньше слепить встречные автомобили, но не более того. Правильный свет — только в правосторонних фарах и никак иначе. Похожим образом можно поступить и с красными поворотниками у автомобилей из США (как я понимаю, они просто совмещены со стоп-сигналами) — заказать китайцам изготовление задних фонарей той же формы и той же разводки, но с отдельным оранжевым сигналом. Думаю, это не такая большая проблема.
Во-вторых, пересмотреть таможенные пошлины на импорт подержанных автомобилей. Сегодня они такие, что японские автомобили распиливают и везут в Россию половинками, а потом сваривают обратно кустарным способом. Никто не знает как поведет себя металл после такой сварки при ДТП. Может нормально, а может автомобиль на ходу порвется на части по сварочному шву. Кто-то контролирует качество такой сварки? Чтобы такого не было, нужно чтоб и на б/у запчасти были высокие пошлины, чтобы такие эксперименты с безопасностью были экономически нецелесообразны для перегонщиков автомобилей.
В-третьих, лишить всех существующих льгот завод АвтоВАЗ, чтобы он конкурировал со всеми на общих условиях. Не может — так не может. Сдохнет — так сдохнет. Рабочие пусть переезжают и работают на других автозаводах.
В-четвертых, предоставить налоговые и земельные льготы для иностранных автопроизводителей, желающих открыть свои филиалы производства автомобилей в России. Причем не только отверточную сборку автомобилей, но и производство самих запчастей. При этом на работу они могут как брать русских, так и ввозить своих собственных работников из своих стран.
В результате этих действий Россия получит дополнительный доход от иностранных автозаводов, ВВП вырастет, снизится зависимость России от импорта и от доллара, а рынок насытится качественными и недорогими автомобилями. Первое время качество и цены, конечно, будут не фонтан, но по мере появления конкуренции между иностранными автопроизводителями и по мере налаживания производства качество поднимется, а цены снизятся. Сейчас у нас пока еще слишком низкая конкуренция, чтобы ожидать снижения цен, а всё потому что шоколадных условий для иностранных производителей никто не создавал, мы всё еще холим и лелеем АвтоВАЗ, к сожалению...
Для японцев ввозимые в Россию б/у автомобили — это автохлам. Но русские — народ непритязательный, для нас и этот автохлам — роскошь. Потому что российский автопром нас не балует и то, что производится в России даже в новом состоянии — хуже, чем автохлам из Японии. Плюс в России совершенно ебанутое ценообразование на подержанные автомобили. В развитых странах автомобили очень быстро теряют в стоимости. За пару лет машина обесценивается в 2 раза. А у нас пятилетние автомобили продаются со скидкой 30% от стоимости нового. При том, что качество дорог и износ на российских дорогах выше.
Мы не избалованы, поэтому любой автомобиль, который ездит и не успел еще сильно сгнить, ценится почти как новый. Отчасти это вызвано неразвитостью автомобильного рынка и государственной системы. У нового автомобиля в России скорее больше минусов, чем плюсов: новый стоит дороже, плюс зачастую нужно ждать несколько месяцев, а что придет в итоге — лотерея; отношение продавцов в автосалонах после оплаты — хамское; техобслуживание только у официальных дилеров — дорогое содержание; новые автомобили чаще угоняют, чем старые, а полиция работает неэффективно — дополнительный риск; по гарантии дилеры ремонтируют крайне неохотно — бесполезность гарантии. В то время как подержанный автомобиль: пришел, увидел, купил. Обслуживать можно где угодно, риск угона минимальный.
Но всё-таки, не стоит забывать, что свои лучшие годы японские автомобили провели не в России, а к нам они приехали медленно умирать. Давайте немного пофантазируем. Что будет, если отменить все заградительные пошлины и техрегламенты? В страну хлынет поток старых автомобилей, которые по нормам развитых стран пора утилизировать. Российский рынок насытится этим автохламом и перестанет покупать новые автомобили. Соответственно, импорт новых автомобилей в страну сократится, автомобили российской сборки (включая форды, киа и т.п.) начнут банкротиться. За не имением собственного автопрома и при отсутствим спроса на новые импортные автомобили, мы будем вынуждены вечно "донашивать" старые автомобили за развитыми странами, а потом утилизовать их за счет государства (то есть за счет наших налогов). А че? Сибирь большая — можно много старых автомобилей в ней закопать на месте вырубленных лесов. Но как долго это сможет продолжаться? Не загоним ли мы себя тем самым в вечную кабалу и зависимость от других стран?
Какой оптимальный выход для России вижу я?
Во-первых, запретить ввоз автомобилей с неправильной (левосторонней) передней оптикой. Пусть японцы перед продажей в Россию у себя в Японии заменяют левосторонние фары на правосторонние из запчастей на аналогичные модели автомобилей для европейского рынка (у большинства автомобилей все же есть европейские аналоги, в крайнем случае пусть наладят производство таких фар специально для России — они в этом заинтересованы). Им это сделать будет всяко проще и дешевле, чем нам потом отдельно их заказывать из Японии или искать на разборках. Установка правильных фар необходима потому что никакие корректировки фар в автосервисе в действительности не способны сделать правильный свет по ГОСТу, это лишь позволит меньше слепить встречные автомобили, но не более того. Правильный свет — только в правосторонних фарах и никак иначе. Похожим образом можно поступить и с красными поворотниками у автомобилей из США (как я понимаю, они просто совмещены со стоп-сигналами) — заказать китайцам изготовление задних фонарей той же формы и той же разводки, но с отдельным оранжевым сигналом. Думаю, это не такая большая проблема.
Во-вторых, пересмотреть таможенные пошлины на импорт подержанных автомобилей. Сегодня они такие, что японские автомобили распиливают и везут в Россию половинками, а потом сваривают обратно кустарным способом. Никто не знает как поведет себя металл после такой сварки при ДТП. Может нормально, а может автомобиль на ходу порвется на части по сварочному шву. Кто-то контролирует качество такой сварки? Чтобы такого не было, нужно чтоб и на б/у запчасти были высокие пошлины, чтобы такие эксперименты с безопасностью были экономически нецелесообразны для перегонщиков автомобилей.
В-третьих, лишить всех существующих льгот завод АвтоВАЗ, чтобы он конкурировал со всеми на общих условиях. Не может — так не может. Сдохнет — так сдохнет. Рабочие пусть переезжают и работают на других автозаводах.
В-четвертых, предоставить налоговые и земельные льготы для иностранных автопроизводителей, желающих открыть свои филиалы производства автомобилей в России. Причем не только отверточную сборку автомобилей, но и производство самих запчастей. При этом на работу они могут как брать русских, так и ввозить своих собственных работников из своих стран.
В результате этих действий Россия получит дополнительный доход от иностранных автозаводов, ВВП вырастет, снизится зависимость России от импорта и от доллара, а рынок насытится качественными и недорогими автомобилями. Первое время качество и цены, конечно, будут не фонтан, но по мере появления конкуренции между иностранными автопроизводителями и по мере налаживания производства качество поднимется, а цены снизятся. Сейчас у нас пока еще слишком низкая конкуренция, чтобы ожидать снижения цен, а всё потому что шоколадных условий для иностранных производителей никто не создавал, мы всё еще холим и лелеем АвтоВАЗ, к сожалению...