Через тернии к звездам, или трудный путь по Казахстану.
Прочитав пост "Покупка авто. Часть 3 - Из Сибири в Москву." ( http://autokadabra.ru/post/37766/ ) обнаружил там неоднократные упоминания о том, что не стоит ездить через территорию Казахстана, лучше делать большие многокилометровые крюки, но только не территория Казахстана. Был заинтересован данным фактом и стало интересно, почему же не стоит кататься по территории Казахстана. И вот на просторах интернета я нашел интересную статью одного "очевидца", который ездил из России на Байконур и обратно. Рассказ не мой, я в Казахстане никогда не бывал, хотя граница не далеко. Но рассказ очень интересный и советую всем прочитать!
Еще раз хочу подчеркнуть, рассказ не мой, датируется октябрем 2007 года, но я думаю с тех пор мало что изменилось.
Итак, собственно рассказ:
Выехали из Томска вечером 5 октября на Карасук, машина Камри-Грация, без проблем прошли пограничный и таможенный контроль и поехали по маршруту Павлодар-Караганда-Балхаш-Шу-Тараз-Шимкент-Кызылорда-Байконур.
Под утро, 7 октября остановились на короткий сон около Шу. Мы торопились к вывозу ракеты утром 8 октября. Дорога в целом хорошая, только после Шидерты около 100км плохого асфальта, и между Балхашем и Шу идет большой ремонт дороги с ужасным объездом. Надо подчеркнуть, что до Шу проехали без каких-либо проблем с казахстанской полицией. Нас, конечно, останавливали, проверяли документы, но не находили никаких зацепок и мы спокойно продолжали движение с хорошим настроением и оптимизмом. Но настроение и оптимизм быстро закончились, как только мы въехали в Шу.
На выезде из Шу нас догнала полицейская машина, сидевший в ней "полисмен" не выходя из машины приказал нам остановиться, забрал документы и объяснил, что мы проехали на красный сигнал светофора (а мы миновали его минут пять назад, естественно на зеленый), что у него полная машина свидетелей и что с нас Одна тысяча российских рублей, иначе нас задержат до оплаты большого штрафа. Но, узнав что мы едем на Байконур, сказал, что сам служил там и смилостивился до 500 р. Слегка озадаченные мы заплатили и поехали дальше. В Кулане позавтракали и тут же нарвались на засаду, нам ткнули радар с показанием 58км\час (там был знак ограничения 50км\час) и указали на не включенные фары. На наши возражения, что знак населенного пункта на белом фоне объяснили, что по их правилам все не казахстанские машины обязаны ездить всегда с включенными фарами!!! (Правильный подход - объект для вымогательства виден за версту), Сунули под нос распечатку с суммами штрафов и за два нарушения безаппеляционно выставили счет в Две тысячи рублей, и не отдавали права и документы на машину пока мы не заплатили.
Дальше мы уже поехали с мыслями о нерадостном ближайшем будущем. Ехали с соблюдением всех знаков, а знаки там, это что-то... Напр. знак 40 и табличка "Зона действия 10км", и это на хорошо просматриваемой дороге с приличным асфальтом. Рекордное сочетание: знак - 50 и зона действия 20км.. На подходе к Таразу остановили братки на черном Ауди, поинтересовались, кто, откуда, куда, предложили проводить, мы вежливо отказались, они спросили, нет ли за нами еще российских машин, развернулись и уехали. Въехали в Тараз и поехали, минуя центр города. Нас остановила полицейская машина, в которой кроме инспектора МАИ (это Казахстанская ГАИ) находились капитан милиции в форме и капитан миграционной службы, тоже в форме.
Они объяснили, что у них совместный рейд, поэтому они должны нас усиленно проверить. Документы были в порядке, но тем не менее капитан миграционной службы сказал, что мы должны заплатить, дать им денег по его выражению "на фарт" и пообещал, что больше в Таразе нас никто не тронет. Договорились на 500 рублей, но, как выяснилось позже, они нас обманули. Уже отъезжая услышали вопль МАИшника, который в это время занимался другой машиной, и, видимо, решил, что его обделили, но из машины ему что-то крикнули и он нас отпустил. Минут через 10 подъехали к посту полиции на выезде из города Тараз, нас остановили, мы прошли в здание поста где офицер проверил документы, сделал запись в журнале и разрешил ехать дальше. Прямо на выходе из поста мне перегородил дорогу сотрудник МАИ и начал объяснять, что здесь усиленный пост "Рубеж" для борьбы с наркотиками, что у них проходит операция «Мак» и они обязаны учинить нам тщательный досмотр, я согласился, тогда он подвел ко мне человека в милицейской форме и сказал, что это специалист по поиску наркотиков, и если он начнет их искать в нашей машине, то обязательно найдет, а может даже найдет их у наших детей. Это был удар ниже пояса, и начался торг, как на базаре, сначала они назвали 2000 руб, но я уперся и постепенно они скинули до 1000 рублей. Дальше мы ехали почти в шоковом состоянии, подсчитывая финансовые возможности на обратную дорогу.
На удивление пост полиции на границе Таразской и Шимкентской областей мы проехали без проблем, нас остановили, проверили документы и даже пожелали счастливого пути. Значит там есть и нормальные люди. Их бы слова да богу в уши... Но на выезде из Шимкента нас тормознула белая БМВ с "братвой", долго выясняли, кто мы, откуда, куда едем, что везем, предложили проводить, а потом сказали, что надо оказать уважение местной братве, а то дорога длинная, мало ли что, после небольшого торга уважение выразилось в 1000 рублей, нам показали выезд из города и мы покатили на Кзыл-Орду. Постепенно зрела мысль, что назад здесь мы не поедем. Проехали поселок Туркестан, на выезде заметили гаишника, который стоял к нам спиной, копаясь в своей машине, он нас просто не видел, не подал никаких знаков остановиться и мы поехали дальше. Нас догнали минут через десять, на гражданском Опеле, и, высунув из окна красную палку приказали остановиться. В машине было двое - гаишник и человек в милицейской форме, проверили все документы, и предъявили обвинение в неподчинении приказу остановиться. На наши возражения "полисмены" предложили вернуться и показать нам свидетелей нашего неподчинения, пригрозили арестом машины и штрафом в 14000 теньге, после артистичной паузы от них последовало предложение договориться и начался "привычный" уже торг. С 2000руб упали до 1000, спросили не обижаемся ли мы на них и отпустили. Наша тоска по Родине становилась все непреодолимее.
На границе Шимкентской и Кзылординской областей опять пост, остановка, проверка документов, но обошлось без проблем, нам сказали, что Кзылорда - красный город, и нам нечего бояться. Усталые и издерганные мы почти поверили в эту сказку.
На въезде в Кзылорду на посту остановили, проверили документы и сказали, что по линии ГАИ у них к нам претензий нет, но тут вмешался старлей в милицейской форме, пояснил нам, что это не простой пост, а усиленный - "Рубеж", он снова, тщательнейшим образом проверил все документы и обнаружил отсутствие таможенных деклараций. Он заявил, что подозревает нас в транспортировке наркотиков и что теперь нас и машину подвергнут усиленному обыску. Нам вывернули карманы, ощупали с ног до головы и, заодно, ознакомились с содержимым бумажников. После этого загнали машину в ангар, старлей вытряхнул все из машины, даже выпустил воздух из запаски, велел выложить на стол личные сотики, фотоаппараты и видеокамеру, объявил их незаконно ввезенными и, после некоторой паузы предложил договориться, предупредил, что без торга, написал на бумажке 2000 и быстро зачеркнул. Это происходило вечером 7 октября, я уже был готов на разборки с местными властями, но мы должны были 8го утром быть на Байконуре, и, скрипя зубами согласились. Напоследок старлей поинтересовался, не держим ли мы на него зла…
Поздно ночью мы прибыли на Байконур, отчет в теме 50 лет космической эре. 9 октября мы зашли в Миграционную службу для того, чтобы поставить отметки в миграционных карточках, нас отправили собирать справки, делать ксерокопии паспортов и т.п. 10го утром все необходимое было собрано, но майор миграционной службы, женщина, объявила, что документы будут готовы через ТРИ дня, а ведь нам уезжать ночью!!! На наше возмущение она ответила, что нас будет проверять Комитет Национальной Безопасности Казахстана, эта проверка длительная и по их правилам занимает как раз три дня. На наш вопрос – как это ускорить, последовало предложение – по 1000р с человека. Это действительно ускорило работу и КНБ, и Миграционной службы Казахстана, потому что через десять-пятнадцать минут нам вынесли карточки с печатями.
Назад мы поехали через Иргиз, правда двумя машинами, на нашей Камри Грации и Ипсуме москвичей.
Цены на проезд постов в Аральске и Новоказалинске – были уже смешными. В одном случае подарок – бутылка водки, в другом 100руб и их обещание выпить за наше здоровье и хорошую дорогу. И на том спасибо. До границы проехали через Хромтау, Актюбинск без всяких остановок и проблем. Может Южный и Северный Казахстан – две разных страны?
Переходили границу на посту в Яйсане. С документами проблем не было, но уже на досмотре подбежал щупленький «боец» таможни и начал говорить, что мы едем из южных районов, что нас надо тщательно досмотреть, но сделать это они могут только днем, потому что ночью плохо видно… Я потребовал, чтоб нас загнали в ангар и досмотрели немедленно, близость Родины придавала смелости. Обошлось без ангара, вытряхнули все из машины, спустили остатки воздуха из запаски, долго стучали ей об землю, но все это закончилось и ночью, 12октября мы вернулись на Родину.
Вместо эпилога…
Маленькая Алиса посмотрела на них большими, полными слез от незаслуженной обиды, глазами и тихо сказала: «Я просто ох…еваю от этого зоопарка».
P.S.
1. Если кто-то сомневается в правдоподобности этого отчета – может сесть на машину с российскими номерами, посадить за руль лицо славянской национальности и проехать по нашему маршруту.
2. На все наши разговоры о дискриминации и поборах с россиян, о российско-казахской дружбе, о встрече Путина и Назарбаева нам отвечали лишь пренебрежительными усмешками.
3. По России мы ехали через Оренбург-Магнитогорск-Челябинск-Курган-Омск-Новосиб. За всю дорогу нас ни разу не остановила ГАИ, а если мы спрашивали у них дорогу - все толково и терпеливо объясняли. У мужиков на Ипсуме после «двойного» Иргиза отвалился бензонасос, они стояли ночью с аварийкой под Рязанью, так гаишники сами остановились, предложили помощь и бесплатно дотащили на веревке до места ремонта. Может у нас, в России, хоть что-то меняется к лучшему?
Первоисточник здесь: http://www.land-cruiser.ru/Forum/index.php?showtopic=21984
Еще раз хочу подчеркнуть, рассказ не мой, датируется октябрем 2007 года, но я думаю с тех пор мало что изменилось.
Итак, собственно рассказ:
Выехали из Томска вечером 5 октября на Карасук, машина Камри-Грация, без проблем прошли пограничный и таможенный контроль и поехали по маршруту Павлодар-Караганда-Балхаш-Шу-Тараз-Шимкент-Кызылорда-Байконур.
Под утро, 7 октября остановились на короткий сон около Шу. Мы торопились к вывозу ракеты утром 8 октября. Дорога в целом хорошая, только после Шидерты около 100км плохого асфальта, и между Балхашем и Шу идет большой ремонт дороги с ужасным объездом. Надо подчеркнуть, что до Шу проехали без каких-либо проблем с казахстанской полицией. Нас, конечно, останавливали, проверяли документы, но не находили никаких зацепок и мы спокойно продолжали движение с хорошим настроением и оптимизмом. Но настроение и оптимизм быстро закончились, как только мы въехали в Шу.
На выезде из Шу нас догнала полицейская машина, сидевший в ней "полисмен" не выходя из машины приказал нам остановиться, забрал документы и объяснил, что мы проехали на красный сигнал светофора (а мы миновали его минут пять назад, естественно на зеленый), что у него полная машина свидетелей и что с нас Одна тысяча российских рублей, иначе нас задержат до оплаты большого штрафа. Но, узнав что мы едем на Байконур, сказал, что сам служил там и смилостивился до 500 р. Слегка озадаченные мы заплатили и поехали дальше. В Кулане позавтракали и тут же нарвались на засаду, нам ткнули радар с показанием 58км\час (там был знак ограничения 50км\час) и указали на не включенные фары. На наши возражения, что знак населенного пункта на белом фоне объяснили, что по их правилам все не казахстанские машины обязаны ездить всегда с включенными фарами!!! (Правильный подход - объект для вымогательства виден за версту), Сунули под нос распечатку с суммами штрафов и за два нарушения безаппеляционно выставили счет в Две тысячи рублей, и не отдавали права и документы на машину пока мы не заплатили.
Дальше мы уже поехали с мыслями о нерадостном ближайшем будущем. Ехали с соблюдением всех знаков, а знаки там, это что-то... Напр. знак 40 и табличка "Зона действия 10км", и это на хорошо просматриваемой дороге с приличным асфальтом. Рекордное сочетание: знак - 50 и зона действия 20км.. На подходе к Таразу остановили братки на черном Ауди, поинтересовались, кто, откуда, куда, предложили проводить, мы вежливо отказались, они спросили, нет ли за нами еще российских машин, развернулись и уехали. Въехали в Тараз и поехали, минуя центр города. Нас остановила полицейская машина, в которой кроме инспектора МАИ (это Казахстанская ГАИ) находились капитан милиции в форме и капитан миграционной службы, тоже в форме.
Они объяснили, что у них совместный рейд, поэтому они должны нас усиленно проверить. Документы были в порядке, но тем не менее капитан миграционной службы сказал, что мы должны заплатить, дать им денег по его выражению "на фарт" и пообещал, что больше в Таразе нас никто не тронет. Договорились на 500 рублей, но, как выяснилось позже, они нас обманули. Уже отъезжая услышали вопль МАИшника, который в это время занимался другой машиной, и, видимо, решил, что его обделили, но из машины ему что-то крикнули и он нас отпустил. Минут через 10 подъехали к посту полиции на выезде из города Тараз, нас остановили, мы прошли в здание поста где офицер проверил документы, сделал запись в журнале и разрешил ехать дальше. Прямо на выходе из поста мне перегородил дорогу сотрудник МАИ и начал объяснять, что здесь усиленный пост "Рубеж" для борьбы с наркотиками, что у них проходит операция «Мак» и они обязаны учинить нам тщательный досмотр, я согласился, тогда он подвел ко мне человека в милицейской форме и сказал, что это специалист по поиску наркотиков, и если он начнет их искать в нашей машине, то обязательно найдет, а может даже найдет их у наших детей. Это был удар ниже пояса, и начался торг, как на базаре, сначала они назвали 2000 руб, но я уперся и постепенно они скинули до 1000 рублей. Дальше мы ехали почти в шоковом состоянии, подсчитывая финансовые возможности на обратную дорогу.
На удивление пост полиции на границе Таразской и Шимкентской областей мы проехали без проблем, нас остановили, проверили документы и даже пожелали счастливого пути. Значит там есть и нормальные люди. Их бы слова да богу в уши... Но на выезде из Шимкента нас тормознула белая БМВ с "братвой", долго выясняли, кто мы, откуда, куда едем, что везем, предложили проводить, а потом сказали, что надо оказать уважение местной братве, а то дорога длинная, мало ли что, после небольшого торга уважение выразилось в 1000 рублей, нам показали выезд из города и мы покатили на Кзыл-Орду. Постепенно зрела мысль, что назад здесь мы не поедем. Проехали поселок Туркестан, на выезде заметили гаишника, который стоял к нам спиной, копаясь в своей машине, он нас просто не видел, не подал никаких знаков остановиться и мы поехали дальше. Нас догнали минут через десять, на гражданском Опеле, и, высунув из окна красную палку приказали остановиться. В машине было двое - гаишник и человек в милицейской форме, проверили все документы, и предъявили обвинение в неподчинении приказу остановиться. На наши возражения "полисмены" предложили вернуться и показать нам свидетелей нашего неподчинения, пригрозили арестом машины и штрафом в 14000 теньге, после артистичной паузы от них последовало предложение договориться и начался "привычный" уже торг. С 2000руб упали до 1000, спросили не обижаемся ли мы на них и отпустили. Наша тоска по Родине становилась все непреодолимее.
На границе Шимкентской и Кзылординской областей опять пост, остановка, проверка документов, но обошлось без проблем, нам сказали, что Кзылорда - красный город, и нам нечего бояться. Усталые и издерганные мы почти поверили в эту сказку.
На въезде в Кзылорду на посту остановили, проверили документы и сказали, что по линии ГАИ у них к нам претензий нет, но тут вмешался старлей в милицейской форме, пояснил нам, что это не простой пост, а усиленный - "Рубеж", он снова, тщательнейшим образом проверил все документы и обнаружил отсутствие таможенных деклараций. Он заявил, что подозревает нас в транспортировке наркотиков и что теперь нас и машину подвергнут усиленному обыску. Нам вывернули карманы, ощупали с ног до головы и, заодно, ознакомились с содержимым бумажников. После этого загнали машину в ангар, старлей вытряхнул все из машины, даже выпустил воздух из запаски, велел выложить на стол личные сотики, фотоаппараты и видеокамеру, объявил их незаконно ввезенными и, после некоторой паузы предложил договориться, предупредил, что без торга, написал на бумажке 2000 и быстро зачеркнул. Это происходило вечером 7 октября, я уже был готов на разборки с местными властями, но мы должны были 8го утром быть на Байконуре, и, скрипя зубами согласились. Напоследок старлей поинтересовался, не держим ли мы на него зла…
Поздно ночью мы прибыли на Байконур, отчет в теме 50 лет космической эре. 9 октября мы зашли в Миграционную службу для того, чтобы поставить отметки в миграционных карточках, нас отправили собирать справки, делать ксерокопии паспортов и т.п. 10го утром все необходимое было собрано, но майор миграционной службы, женщина, объявила, что документы будут готовы через ТРИ дня, а ведь нам уезжать ночью!!! На наше возмущение она ответила, что нас будет проверять Комитет Национальной Безопасности Казахстана, эта проверка длительная и по их правилам занимает как раз три дня. На наш вопрос – как это ускорить, последовало предложение – по 1000р с человека. Это действительно ускорило работу и КНБ, и Миграционной службы Казахстана, потому что через десять-пятнадцать минут нам вынесли карточки с печатями.
Назад мы поехали через Иргиз, правда двумя машинами, на нашей Камри Грации и Ипсуме москвичей.
Цены на проезд постов в Аральске и Новоказалинске – были уже смешными. В одном случае подарок – бутылка водки, в другом 100руб и их обещание выпить за наше здоровье и хорошую дорогу. И на том спасибо. До границы проехали через Хромтау, Актюбинск без всяких остановок и проблем. Может Южный и Северный Казахстан – две разных страны?
Переходили границу на посту в Яйсане. С документами проблем не было, но уже на досмотре подбежал щупленький «боец» таможни и начал говорить, что мы едем из южных районов, что нас надо тщательно досмотреть, но сделать это они могут только днем, потому что ночью плохо видно… Я потребовал, чтоб нас загнали в ангар и досмотрели немедленно, близость Родины придавала смелости. Обошлось без ангара, вытряхнули все из машины, спустили остатки воздуха из запаски, долго стучали ей об землю, но все это закончилось и ночью, 12октября мы вернулись на Родину.
Вместо эпилога…
Маленькая Алиса посмотрела на них большими, полными слез от незаслуженной обиды, глазами и тихо сказала: «Я просто ох…еваю от этого зоопарка».
P.S.
1. Если кто-то сомневается в правдоподобности этого отчета – может сесть на машину с российскими номерами, посадить за руль лицо славянской национальности и проехать по нашему маршруту.
2. На все наши разговоры о дискриминации и поборах с россиян, о российско-казахской дружбе, о встрече Путина и Назарбаева нам отвечали лишь пренебрежительными усмешками.
3. По России мы ехали через Оренбург-Магнитогорск-Челябинск-Курган-Омск-Новосиб. За всю дорогу нас ни разу не остановила ГАИ, а если мы спрашивали у них дорогу - все толково и терпеливо объясняли. У мужиков на Ипсуме после «двойного» Иргиза отвалился бензонасос, они стояли ночью с аварийкой под Рязанью, так гаишники сами остановились, предложили помощь и бесплатно дотащили на веревке до места ремонта. Может у нас, в России, хоть что-то меняется к лучшему?
Первоисточник здесь: http://www.land-cruiser.ru/Forum/index.php?showtopic=21984
Представляю, что там будет твориться после смены нынешней власти.
Честно говоря даже не думал что всё так плохо. Реально какой-то постапокалиптический мир.
Я по работе периодически мотаюсь в Казахстан и постоянно сталкиваюсь с этим делом. Из последнего припоминаю как ехал в поезде из Шимкента в Тараз и до меня докопалась транспортная полиция. Докопались что я мол вовремя не сделал регистрацию по месту пребывания. Что есть бред, т.к. от момента моего въезда в страну до проверки документов прошло два дня, а по закону я должен зарегистрироваться в течение 5 дней. Закончилось всё фразой «ну мы же не будем тут ничего друг другу доказывать, у нас тут Юг, ты ж понимаешь» и дачей на лапу суммы эквивалентной где-то 500 рублям. Казахстан дикий, и чем южнее, тем это откровенней.
Мне местные рассказывали, что у одной девочки, которая возвращалась от родственников из другого города домой, на последней «проверке» гайцы забрали очки(!), потому что денег у неё уже не было…
Хотя всё в принципе логично, посмотреть на то как живет Питер или Москва или заглянуть в глубинку России, будет примерно такая же разница.
Не хочу ни в коем случае подвергать слова автора критике, меня там не было, не знаю, но, повторю еще раз, у меня проблем не было во время поездок по Казахстану.
Исторически, Казахстан — клановое государство, отсюда и все проблемы. В-общем, моя рекомендация — если ничего не знаете об этой стране, лучше туда не соваться, иначе вас разведут как мексиканца на чемпионате мира по футболу. Приятных поездок :)