Автобан и с чем его едят
Автобан (нем. Autobahn, дословно — «автомобильная трасса», произносится как «áутобан») — в Германии, Австрии и Швейцарии — скоростная автомагистраль/автострада.
© Wikipedia
Автобан. Слово, знакомое каждому водителю. Одно из последних доступных простому смертному мест на планете, где можно выжать из своего автомобиля все, на что он способен, не нарушив правил.
Да, на двух третях немецких автобанов не существует постоянного ограничения скорости. На половине его не существует вообще. И тем не менее, автобаны являются по статистике самыми безопасными дорогами страны - на них происходит меньше аварий и погибает меньше людей, чем в городах или на загородных трассах. Как такое возможно?
В этой статье я хотел бы познакомить читателя с феноменом немецких автобанов, их историей, особенностями и правилами. Начнем, пожалуй, с истории.
История
Формальный термин "Autobahn" появился в немецких документах в 1932 году. Им обозначалась "скоростная трасса без перекрестков и встречного движения". Первая трасса, отвечающая данным требованиям, была открыта в том же году между Кельном и Бонном и была уже в то время рассчитана на скорости движения до 120 км/ч, хотя лишь очень немногие автомобили могли тогда их достигнуть. Сегодня эта трасса несет обозначение А555.
В 1933 году, с пришествием к власти национал-социалистов, началось массовое строительство автобанов. Их планировалось использовать для быстрого перемещения воинских сил по территории страны, а так же в качестве временных взлетных полос в случае необходимости. Под напором нацистской пропаганды сеть автобанов развилась очень быстро, и из-за низкой плотности движения по ним было разрешено ездить даже велосипедистам.
После войны, большая часть автобанов была в плохом состоянии. В Западной Германии уже в 50-е годы была развернута программа восстановления, которая постепенно перетекла в расширение существующей сети; крупные стройки продолжались до середины 80-х. В ГДР, однако, большая часть автобанов пребывала в плачевном состоянии вплоть до воссоединения Германии в 1990 году. Во время Холодной Войны на реставрацию и поддержание дорог выделялось малое количество денег. На автобанах Восточной Германии был установлен предел скорости в 100 км/ч, во многих местах даже ниже.
Автобаны сегодня
На сегодняшний день протяженность автобанов в Германии составляет около 12500 км. Почти на 50% всех автобанов отсуствует ограничение скорости; есть лишь "рекомендуемая" скорость, которая составляет 130 км/ч и рассчитана на оптимальный расход топлива при движении. Обычная скорость потока на средней полосе средне загруженного автобана составляет 140-150 км/ч, на левых полосах нередко наблюдается поток машин на скорости более 170 км/ч.
Для обеспечения безопасности движения на столь высоких скоростях на автобанах созданы уникальные условия. Само собой, отсуствуют перекрестки и светофоры; все соединения автобанов друг с другом и с "меньшими" дорогами осуществляются через скоростные развязки. На любом участке автобана в каждую сторону ведут как минимум две полосы, на более загруженных участках три, четыре, иногда даже больше. Дорожное покрытие поддерживается в идеальном состоянии: асфальтовое покрытие полностью обновляется не реже, чем раз в 15 лет, везде лежит свежая и отлично видимая разметка. В последние годы новые автобаны строятся с использованием современного бетонного покрытия, которое сохраняет необходимые свойства до 30 лет.
На особо загруженных участках автобанов используются специальные табло, на которых могут показываться предупреждающие знаки (например, о ДТП или строительных работах впереди) и/или временные ограничения скорости.
Однако, несмотря на созданные условия для быстрой езды, решающую роль в безопасности автобанов играют правила движения по ним. Этих правил немного и их несложно запомнить; однако их несоблюдение может привести в лучшем случае - к серьезному штрафу, изъятию прав или даже административному преследованию, а в худшем - к страшному ДТП.
Правила автобанов
Главное правило на автобане (как, впрочем, и на всех остальных немецких дорогах) - "Rechtsfahrgebot", предписывающее всегда держаться самой правой из свободных для движения полос. Именно благодаря соблюдению этого правила медленно едущие автомобили не мешают на автобане более быстрым, и их совместное присуствие на дороге не приводит к проблемам. С этим правилом соотносится расположение подавляющего большинства съездов и выездов на автобан с правой стороны (замедляясь перед съездом, вы уходите на правую полосу, а разгоняясь после въезда, вливаетесь в поток налево), а также разрешение обгона только слева.
При въезде на автобан автомобили, уже находящиеся на нем, имеют преимущество. Таким образом, вливающийся поток не создает помехи траффику на основных полосах. Здесь, кстати, есть единственное исключиние из упомянутого вверху правила: если вы только что въехали на автобан и еще находитесь на "разгонной полосе" (которая является отдельной полосой, идущей довольно долго вдоль автобана с правой стороны после въезда), вы имеете право обгонять по этой полосе автомобили, едущие слева от вас. Таким образом, можно "вырваться" на автобан впереди медленно ползущего грузовика без необходимости снижать скорость и вновь набирать ее, когда правая полоса освободится.
На автобаны имеют право въезжать только моторизованные транспортные средства, способные развивать скорость не менее 60 км/ч. Что интересно, на самом автобане минимальная скорость не регламентирована - запрещено лишь останавливаться, кроме как на обочине в случае технической неисправности. Между прочим, остановка на автобане по причине пустого бака неисправностью не считается, является незаконной и наказывается штрафом - заправок вдоль автобанов в достатке, так что извольте следить.
Штрафы за нарушения правил на автобане, как уже упомянуто выше, весьма высоки. Так, штраф за несоблюдение дистанции на скорости выше 130 км/ч может достигать €400 и лишения прав до трех месяцев. Штраф за превышение скорости может доходить до €600.
Многие нарушения фиксируются автоматически. На автобанах распространены автоматические камеры, которые с недавнх пор ввели и в России. Также изредка можно встретить патрулирующие полицейские автомобили, как с опознавательными знаками, так и замаскированные под гражданских.
Будущее автобанов
Автобаны - одна из важнейших составляющих немецкой транспортной сети. Безусловно, это является гарантом постоянной модернизации и расширения сети, как в ближайшем будущем, так и в отдаленных планах. Однако многое может измениться в ближайшие годы.
Одна из основных проблем сети - ее переполнение, в первую очередь грузовым транспортом. Дальнобойщикам в Германии предписывается находиться в пути не более 4,5 часов, после чего следует сделать перерыв в 45 минут минимум. Проблема в том, что для этих перерывов и ночных стоянок вдоль автобанов не хватает парковок. Для решения этой проблемы предпринимаются различные шаги: строятся новые места отдыха вдоль важных автобанов, вводятся дополнительные пошлины на проезд грузовых автомобилей.
Также уже давно обсуждается введение повсеместного ограничения скорости. Главным аргументом приводится расход топлива на высокой скорости и загрязнение окружающей среды. Дебаты на эту тему идут уже много лет, но окончательное решение пока не предвидится.
Источники: de.wikipedia.org, focus.de, Kraftfahrt-Bundesamt, многие другие и вообще Google.
© Wikipedia
Автобан. Слово, знакомое каждому водителю. Одно из последних доступных простому смертному мест на планете, где можно выжать из своего автомобиля все, на что он способен, не нарушив правил.
Да, на двух третях немецких автобанов не существует постоянного ограничения скорости. На половине его не существует вообще. И тем не менее, автобаны являются по статистике самыми безопасными дорогами страны - на них происходит меньше аварий и погибает меньше людей, чем в городах или на загородных трассах. Как такое возможно?
В этой статье я хотел бы познакомить читателя с феноменом немецких автобанов, их историей, особенностями и правилами. Начнем, пожалуй, с истории.
История
Формальный термин "Autobahn" появился в немецких документах в 1932 году. Им обозначалась "скоростная трасса без перекрестков и встречного движения". Первая трасса, отвечающая данным требованиям, была открыта в том же году между Кельном и Бонном и была уже в то время рассчитана на скорости движения до 120 км/ч, хотя лишь очень немногие автомобили могли тогда их достигнуть. Сегодня эта трасса несет обозначение А555.
В 1933 году, с пришествием к власти национал-социалистов, началось массовое строительство автобанов. Их планировалось использовать для быстрого перемещения воинских сил по территории страны, а так же в качестве временных взлетных полос в случае необходимости. Под напором нацистской пропаганды сеть автобанов развилась очень быстро, и из-за низкой плотности движения по ним было разрешено ездить даже велосипедистам.
После войны, большая часть автобанов была в плохом состоянии. В Западной Германии уже в 50-е годы была развернута программа восстановления, которая постепенно перетекла в расширение существующей сети; крупные стройки продолжались до середины 80-х. В ГДР, однако, большая часть автобанов пребывала в плачевном состоянии вплоть до воссоединения Германии в 1990 году. Во время Холодной Войны на реставрацию и поддержание дорог выделялось малое количество денег. На автобанах Восточной Германии был установлен предел скорости в 100 км/ч, во многих местах даже ниже.
Автобаны сегодня
На сегодняшний день протяженность автобанов в Германии составляет около 12500 км. Почти на 50% всех автобанов отсуствует ограничение скорости; есть лишь "рекомендуемая" скорость, которая составляет 130 км/ч и рассчитана на оптимальный расход топлива при движении. Обычная скорость потока на средней полосе средне загруженного автобана составляет 140-150 км/ч, на левых полосах нередко наблюдается поток машин на скорости более 170 км/ч.
Для обеспечения безопасности движения на столь высоких скоростях на автобанах созданы уникальные условия. Само собой, отсуствуют перекрестки и светофоры; все соединения автобанов друг с другом и с "меньшими" дорогами осуществляются через скоростные развязки. На любом участке автобана в каждую сторону ведут как минимум две полосы, на более загруженных участках три, четыре, иногда даже больше. Дорожное покрытие поддерживается в идеальном состоянии: асфальтовое покрытие полностью обновляется не реже, чем раз в 15 лет, везде лежит свежая и отлично видимая разметка. В последние годы новые автобаны строятся с использованием современного бетонного покрытия, которое сохраняет необходимые свойства до 30 лет.
На особо загруженных участках автобанов используются специальные табло, на которых могут показываться предупреждающие знаки (например, о ДТП или строительных работах впереди) и/или временные ограничения скорости.
Однако, несмотря на созданные условия для быстрой езды, решающую роль в безопасности автобанов играют правила движения по ним. Этих правил немного и их несложно запомнить; однако их несоблюдение может привести в лучшем случае - к серьезному штрафу, изъятию прав или даже административному преследованию, а в худшем - к страшному ДТП.
Правила автобанов
Главное правило на автобане (как, впрочем, и на всех остальных немецких дорогах) - "Rechtsfahrgebot", предписывающее всегда держаться самой правой из свободных для движения полос. Именно благодаря соблюдению этого правила медленно едущие автомобили не мешают на автобане более быстрым, и их совместное присуствие на дороге не приводит к проблемам. С этим правилом соотносится расположение подавляющего большинства съездов и выездов на автобан с правой стороны (замедляясь перед съездом, вы уходите на правую полосу, а разгоняясь после въезда, вливаетесь в поток налево), а также разрешение обгона только слева.
При въезде на автобан автомобили, уже находящиеся на нем, имеют преимущество. Таким образом, вливающийся поток не создает помехи траффику на основных полосах. Здесь, кстати, есть единственное исключиние из упомянутого вверху правила: если вы только что въехали на автобан и еще находитесь на "разгонной полосе" (которая является отдельной полосой, идущей довольно долго вдоль автобана с правой стороны после въезда), вы имеете право обгонять по этой полосе автомобили, едущие слева от вас. Таким образом, можно "вырваться" на автобан впереди медленно ползущего грузовика без необходимости снижать скорость и вновь набирать ее, когда правая полоса освободится.
На автобаны имеют право въезжать только моторизованные транспортные средства, способные развивать скорость не менее 60 км/ч. Что интересно, на самом автобане минимальная скорость не регламентирована - запрещено лишь останавливаться, кроме как на обочине в случае технической неисправности. Между прочим, остановка на автобане по причине пустого бака неисправностью не считается, является незаконной и наказывается штрафом - заправок вдоль автобанов в достатке, так что извольте следить.
Штрафы за нарушения правил на автобане, как уже упомянуто выше, весьма высоки. Так, штраф за несоблюдение дистанции на скорости выше 130 км/ч может достигать €400 и лишения прав до трех месяцев. Штраф за превышение скорости может доходить до €600.
Многие нарушения фиксируются автоматически. На автобанах распространены автоматические камеры, которые с недавнх пор ввели и в России. Также изредка можно встретить патрулирующие полицейские автомобили, как с опознавательными знаками, так и замаскированные под гражданских.
Будущее автобанов
Автобаны - одна из важнейших составляющих немецкой транспортной сети. Безусловно, это является гарантом постоянной модернизации и расширения сети, как в ближайшем будущем, так и в отдаленных планах. Однако многое может измениться в ближайшие годы.
Одна из основных проблем сети - ее переполнение, в первую очередь грузовым транспортом. Дальнобойщикам в Германии предписывается находиться в пути не более 4,5 часов, после чего следует сделать перерыв в 45 минут минимум. Проблема в том, что для этих перерывов и ночных стоянок вдоль автобанов не хватает парковок. Для решения этой проблемы предпринимаются различные шаги: строятся новые места отдыха вдоль важных автобанов, вводятся дополнительные пошлины на проезд грузовых автомобилей.
Также уже давно обсуждается введение повсеместного ограничения скорости. Главным аргументом приводится расход топлива на высокой скорости и загрязнение окружающей среды. Дебаты на эту тему идут уже много лет, но окончательное решение пока не предвидится.
Источники: de.wikipedia.org, focus.de, Kraftfahrt-Bundesamt, многие другие и вообще Google.
И тошнотов с крайнего левого, кстати, тоже принято сгонять миганием фар. Там тошнот тот, кто менее 220 едет:)
правда была пробка 1 раз.