Написать пост

aLexusPro

В лобовую

Намедни наткнулся на интереснейший пост в ЖЖ, где автор рассуждает о физике лобового столкновения со всеми втекающими и вытекающими.
Один из крайне распространенных мифов состоит в том, что очень часто, когда говорят о лобовом ударе автомобилей, скорости этих автомобилей складывают. Вася ехал 60 км/ч, а со встречки на него вылетел Махмуд на 100 км/ч, удар — ну и сами понимаете, что там на 100+60 = 160 км/ч от машин осталось. Это — грубейшая ошибка. Реальная «эффективная скорость удара» для машин обычно будет равна приблизительно средней арифметической скоростей Васи и Махмуда — т.е. около 80 км/ч. И именно эта скорость (а не обывательские 160) и приводит к развороченным автомобилям и человеческим жертвам.
Весьма здравые и обоснованные рассуждения. Настоятельно рекомендую ознакомиться. Картинка является ссылкой на статью о соответствующих испытаниях. В догонку видео про смарт и S-класс.
47 комментариев нравится избранное
  • titovskiy
    13 мая 2009 в 20:21
    а я вот что то не пойму. мы ж берем скорость сближения
    если одну машину мы возьмем за 0 — то скорость второй будет своя + скорость первой. и да — это конечно удар не в абсолютно жесткое препятствие.
    поясните если что не так… что тут у нас эффективная скорость? откуда она?
  • temasan
    13 мая 2009 в 20:46
    Т.е. если я гоню со скоростью 200, то мне лучше врезаться в двигающийся мне навстречу со скоростью 10 км/ч авто чем в стену? Ведь тогда получится, что я не на двухста убрался, на 200+10/2=105км/ч…
  • nikthespirit
    13 мая 2009 в 21:11
    @temasan Согласен с вами. Приведенные в посте доводы — чушь. На мой взгляд, последствия аварии будут зависеть от энергии соударяющихся тел. Которая пропорциональна массе и квадрату скорости.
  • vamp756
    13 мая 2009 в 21:12
    Я не понимаю почему так. Даже ГАЙцы считают путем складывания. Откуда такая инфа?
  • vamp756
    13 мая 2009 в 21:12
    ЗЫ: Вес, все же, имеет значение, судя по видео.
  • Uriaha
    13 мая 2009 в 21:18
    Уже тут как-то обсуждалось на днях… Если представить себе два автомобиля как две материальные точки с массами M1 и M2 соответственно, и скоростями V1 и V2, то во время удара по второму закону господина Ньютона на них действуют одинаковые силы, сминающие в хлам капот и все, что в нем находится, направленные только в совершенно противоположные стороны. Силы то одинаковые, да массы разные, поэтому ускорение каждый авто получает при таком «торможении» разное, причем, обратнопропорциональное его массе. Проинтегрировав по времени столкновения, получаем, что и скорости, которые авто набирают за счет столкновения обратнопропорциональны массе (это вот только что доказали закон сохранения импульса). Так что для первого автомобиля столкновение будет идентичным столкновению с недеформируемым препятствием на скорости (V1 + V2)M2 / (M1 + M2). Так что, чем легче авто, те жесче для него лобовое (краштесты малого класса ведь не проводят, набив их багажники кирпичами...)
  • vamp756
    13 мая 2009 в 21:30
    @Uriaha Ну а если взять два одинаковых авто с одинаковой массой и зарядить их друг в друга точно лоб в лоб? В данном случае скорости можно суммировать?
  • Uriaha
    13 мая 2009 в 21:51
    @vamptheme Если взять два авто с одинаковыми массами, то для каждого из них столкновение будет идентичным столкновению с недеформируемым препятствием на скорости (формула выше) (V1+V2)M/(M + M) = (V1+V2)/2, то бишь, со средней скоростью (а вовсе не с суммой).
  • nooze
    13 мая 2009 в 21:52
    @temasan Получается даже еще круче, лучше зафигачить лоб в лоб машине которая несется 180! Ведь тогда скорость будет «как бы» 180+200/2 = 190! на 10км/ч таки меньше чем об стену.
  • Uriaha
    13 мая 2009 в 21:56
    @nikthespirit От энергии, и от импульса, если быть точным, т.к. разница масс имеет очень весомое значение :) В частности, столкновение с летящим навстречу комаром тоже, по сути, является лобовым, только всилу соотношения масс, авто для него является недеформируемым барьером, а потому и последствия для авто, к счастью, не такие, как для комара.
  • dea
    13 мая 2009 в 21:57
    @nikthespirit нет, доводы-то нормальные, а вот вывод… говорил о массах, а получилось только про скорости
  • temasan
    13 мая 2009 в 22:00
    @Uriaha С этим никто не спорит. Но автор нас убеждает в том, что если два одинаковых автомобиля с одинаковой массой на одинаковой скорости врежутся друг в друга, то результат аварии будет такой же, как если бы они врезались в стену. Где-то здесь ошибка, мне кажется.
  • Uriaha
    13 мая 2009 в 22:04
    @temasan Парадокс, но если у авто такая же масса, как и у Вас, то это действительно так. Два примера, чтоб не разводить полемику:
    1) Движущийся навстречу автомобиль имеет массу много меньше Вашей (например, этот автомобиль — комар). Очевидно, что в него гораздо выгоднее въехать, чем в стену.
    2) Или же движущийся навстречу автомобиль и есть стена (нечто, имеющее массу много большую, чем Ваша). Тогда роль комара играете уже Вы.
    Если массы сравнимы, то и эффективные скорости обратонопропорциональны им (верно на самом деле в пределе и если не сравнимы :)))
  • Uriaha
    13 мая 2009 в 22:04
    @temasan Парадокс, но если у авто такая же масса, как и у Вас, то это действительно так. Два примера, чтоб не разводить полемику:
    1) Движущийся навстречу автомобиль имеет массу много меньше Вашей (например, этот автомобиль — комар). Очевидно, что в него гораздо выгоднее въехать, чем в стену.
    2) Или же движущийся навстречу автомобиль и есть стена (нечто, имеющее массу много большую, чем Ваша). Тогда роль комара играете уже Вы.
    Если массы сравнимы, то и эффективные скорости обратонопропорциональны им (верно на самом деле в пределе и если не сравнимы :)))
  • temasan
    13 мая 2009 в 22:05
    @Uriaha Надо в Myth Busters написать:)
  • Uriaha
    13 мая 2009 в 22:05
    @Uriaha Что-й-то комментарии не туда попадают… :(
  • Uriaha
    13 мая 2009 в 22:13
    @vamptheme Не имеет значения для последствий, кто с какой скоростью ехал, имеет значение только суммарная скорость и соотношение масс. Поэтому и складывают. Все правильно. Только одно дело скорость столкновения, а другое — распределение энергии деформации. В случае недеформируемого барьера все достается автомобилю.
  • Uriaha
    13 мая 2009 в 22:18
    @temasan Если автомобили одинаковые, то в первом приближении автор прав. Но только если автомобили одинаковые. Мысленный эксперимент: в плоскость удара ставим бетонную стенку, потом меняем ее на деревянную, на лист бумаги… Что-нибудь меняется принципиально?
  • vlad
    13 мая 2009 в 22:18
    @titovskiy Ребят, вы забываете о том, что бетонная стена не гасит удар — она не деформируемая, а встречный авто гасит. Именно поэтому убраться в авто для вас будет лучше и именно отсюда взялась «эффективная скорость» — с точки зрения физики странный термин, но на обывательском уровне вполне себе.
  • Uriaha
    13 мая 2009 в 22:25
    @vamptheme Но скорость столкновения будет действительно равна сумме скоростей. Только эта величина сама по себе мало указывает на последствия такого столкновения.
  • Shajtan
    13 мая 2009 в 23:55
    @vamptheme ГАЙцы не аргумент… они вообще иногда такие забавные штуки видят — например, сплошную могут узреть там, где остальным смертным видны только ошмётки краски.
  • 0xE0
    14 мая 2009 в 00:04
    Я так понимаю базар сводится к тому, что в случае возникновения вероятности столкновения надо топить газ?
  • Yareactor
    14 мая 2009 в 00:06
    @vamptheme Согласен. Если бы смарт вез на крыше бетонную плиту, то я почему-то почти уверен, что другому срезало бы верхнюю часть салона. :)
  • bogatchik
    14 мая 2009 в 00:21
    @0xE0 и руль в сторону, чтобы была возможность порассуждать потом об этих законах физики
  • aLexusPro
    14 мая 2009 в 08:34
    @vamptheme Почему — написано в первой ссылке.
  • aLexusPro
    14 мая 2009 в 08:38
    @nikthespirit Да, от энергии. И что с ней станет? Она превратится в деформацию. Сколько машин деформируется? Две? Вот ираспределяйте запасенную энергию на две деформации.
  • mumi
    14 мая 2009 в 09:07
    @bogatchik а потом на себя и на запасной аэродром!
  • Ell
    14 мая 2009 в 11:04
    Кстати приведенная по ссылке статья очень хорошо пересекается с темой «Большая машина — маленькая пиписька» =)
  • olek
    14 мая 2009 в 11:18
    @0xE0 Топить газ надо всегда — так жизнь веселее. Правда короче.
  • Ell
    14 мая 2009 в 11:21
    @olek Что веселее — факт, что короче — не факт, исходя из того что мы, как здравые люди, полагаемся только на факты — топить надо по-любому.
  • olek
    14 мая 2009 в 11:25
    @Ell Кстати отлично сформулировал — я тебя почти люблю.
  • aLexusPro
    14 мая 2009 в 12:16
    @Ell А еще с тем, что лучшая машина — это БТР-80. Ну, или хотя бы КамАЗ.
  • vlad
    14 мая 2009 в 12:19
    @olek Мальчики, мы вам тут не мешаем
  • vlad
    14 мая 2009 в 12:19
    @olek ?
  • olek
    14 мая 2009 в 12:20
    @vlad Не, нет. Просто отвернитесь ;)))))
  • Yareactor
    14 мая 2009 в 12:22
    @vlad Я подозревал что-то такое. Теперь понятно, почему у меня с ними столько разногласий. :)
  • Yareactor
    14 мая 2009 в 12:23
    @aLexusPro Карьерный самосвал рулит полюбас.
  • vlad
    14 мая 2009 в 12:26
    @Yareactor Шагающий экскаватор — тру. Правда очень медленный.
  • Yareactor
    14 мая 2009 в 12:31
    @vlad Ну тогда уж роторный?
    Или даже так:
  • aLexusPro
    14 мая 2009 в 13:01
    @Yareactor Нафотошопили грендайзера, понимаешь :)
  • Ell
    14 мая 2009 в 13:02
    @vlad !
  • Ell
    14 мая 2009 в 13:02
    @vlad Завидуйте молча, Влад!
  • SanTar
    14 мая 2009 в 13:08
    @Yareactor ого. что это хоть есть-то? есть сцылко на первоисточник?
  • Ell
    14 мая 2009 в 13:14
    @SanTar Эта херня для добычи. Конкретно такую видел используют в Германии для добычи угля, так как пласт небольшой толщины его снимают постепенно, а эта херня как раз может достаточно точно позиционироваться.
  • Ell
    14 мая 2009 в 13:32
    @SanTar Вот, кадры из 4 серии 4го сезона How it's made
  • SanTar
    14 мая 2009 в 13:34
    @Ell Зачетно стоит «на двух ногах»
  • Z0Rk
    14 мая 2009 в 19:14
    Я вот недогоняю, зачем при краш-тестах на авто ставят такие красивые литые диски?? Ставили бы штамповку… на скорость ветра это ведь не влияет.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.