Октаново
Как химичат на АЗС
Нефтяные автогиганты вняли предостережению президента Дмитрия Медведева – цена на топливо по стране пусть медленно, но поползла вниз. А тут еще и ФАС вмешалась…
Одним словом, правительство России применило по отношению к монополистам тот самый административный ресурс, о котором говорят уже лет десять, если мне память не изменяет. Водители, правда, пока не спешат радоваться. С цены «минус рубль» – прибыток небольшой. 40 – 60 рублей за два-три дня, максимум – неделю. Смотря кто как ездит. А вот о чем уже начали поговаривать, так это о росте доли контрафактного бензина – своего рода ответ на снижение стоимости топлива. По сообщениям специалистов «профильных» департаментов, доля некачественного бензина в столице колеблется на уровне 25%, реально – достигает половины. Чем бодяжить будем?
Главное свойство бензина – его способность противостоять сжатию, не самовоспламеняясь (в отличие от дизеля). Степень сжатия бензина характеризуется октановым числом. Самое низкое – 60. Оно характерно для сортов, используемых далее в химической промышленности. 76-й (или 80-й) применяется для устаревших двигателей и грузового автотранспорта. К слову, от его производства Россия должна была отказаться к 1 января 2009- го, но, судя по всему, не откажется. Далее идут Аи-92 и Аи-95. Аи-98 – это уже для иномарок последних поколений.
Теоретически бензин с высоким октановым числом получают путем использования сложного и дорогостоящего оборудования. Практически из Аи-76 можно получить практически любой тип бензина. Да что там! Даже из Аи-60 легко можно получить Аи-92. Вопрос – каким путем? Естественно, повышением октанового числа. А повысить его можно самыми разными… нет, не способами, а добавками. Например, можно сдобрить квази-бензин обычным нафталином, приправить растворителем вроде уайт-спирита или долить простую воду. В результате бензин получит искомое октановое число, а в двигателе начнутся необратимые процессы, которые приведут его к капитальному ремонту. Это называется «бодяжить». Очень выгодный бизнес: ведь Аи-60, как химическое сырье, не облагается такими налогами, как Аи-76 (92-95-98). Купил тонн пять, влил прямо в бензовоз несколько ведер «октаноповышающей присадки» – и в путь. Пока цистерна идет в Москву, ингредиенты как следует перемешаются. Можно продавать! Один – за всех
Согласен: прободяженный, или, как еще говорят, суррогатный бензин на автозаправках известных брендов заливать в баки не будут. Доброе имя дороже. Однако и у «брендов» есть немало шансов вполне легально (хотя неосознанно) продавать клиентам бензин не самого высокого качества. И вот почему.
Очень немногие компании имеют в Москве или области собственные нефтебазы. А с Московского нефтеперерабатывающего завода далеко не весь бензин попадает на АЗС столицы. Доля МНПЗ – 20 – 30% рынка. Остальное – то, что многочисленные операторы привозят сами – из регионов, в которых они зарегистрированы. Возникает проблема – где хранить? Все, кто торгуют бензином в Московском регионе, завозят его на две гигантские нефтебазы: одна расположена на севере за МКАД, недалеко от аэропорта «Шереметьево», другая – на юге, рядом с «Домодедово».
Большинство компаний заливает на хранение вполне качественное топливо. Меньшая часть – суррогат, производимый неизвестно где, неизвестно кем и неизвестно из чего. Родственные жидкости, как известно, смешиваются. И получается так называемый компот – смесь хорошего топлива и суррогата. Этот «компот» затем сливают в бензовозы. Дальше – вы уже поняли – мы покупаем черт знает что на легальных и очень пафосных АЗС. Что в имени тебе моем?
Определенную ответственность за присутствие суррогата на топливном рынке России вообще и Москвы в частности несет система франчайзинга. Тут все просто. Крупная и хорошо известная компания – франчайзер – предлагает маленькой и малоизвестной, но занимающейся схожей деятельностью фирме сотрудничество. Франчайзер «сдает» мелкой фирме «в аренду» свои логотипы, свои корпоративные цвета, основные идеи. И маленькая компания – теперь она называется франчайзи – оказывается под крылом у «старшего брата»…
По такой же схеме 10 лет назад развивалось большинство компаний, торгующих топливом. Мелкие сети АЗС получали громкие имена, узнаваемую цветовую гамму оформления комплексов. Предполагалось, что и бензин они будут приобретать качественный. Но увы: черного кобеля не отмыть добела – свою роль играл менталитет. Так велик соблазн купить топливо на стороне и продать его – легально! – втридорога под качественным брендом.
Продолжалось это довольно долго. И только в Москве и центральной России крупные бренды наконец все-таки решили избавиться от «паршивых овец». Так, многие АЗС синего цвета сохранили цветовое оформление комплекса, но лишились «громких» вывесок.
Хотя… Постояв какое-то время безымянной, такая АЗС найдет нового франчайзера – новые красиво оформленные сети появляются в регионе с пугающей регулярностью. Вместо послесловия
Наверное, после прочитанного возникнут два извечных русских вопроса: кто виноват? и что делать? Да в том числе и мы сами. Когда поощряем бодяжников, покупая у них бензин. Просто потому, что он на какие-то копейки дешевле, чем у проверенных временем конкурентов.
Вот потому и хотелось бы, чтобы бензин подешевел не на рубль, а хотя бы на четверть. Только в таком случае бодяжникам не удастся конкурировать с нефтезаводами.
И тогда они вымрут. Как мамонты. (С) Сергей ДМИТРИЕВ
Нефтяные автогиганты вняли предостережению президента Дмитрия Медведева – цена на топливо по стране пусть медленно, но поползла вниз. А тут еще и ФАС вмешалась…
Одним словом, правительство России применило по отношению к монополистам тот самый административный ресурс, о котором говорят уже лет десять, если мне память не изменяет. Водители, правда, пока не спешат радоваться. С цены «минус рубль» – прибыток небольшой. 40 – 60 рублей за два-три дня, максимум – неделю. Смотря кто как ездит. А вот о чем уже начали поговаривать, так это о росте доли контрафактного бензина – своего рода ответ на снижение стоимости топлива. По сообщениям специалистов «профильных» департаментов, доля некачественного бензина в столице колеблется на уровне 25%, реально – достигает половины. Чем бодяжить будем?
Главное свойство бензина – его способность противостоять сжатию, не самовоспламеняясь (в отличие от дизеля). Степень сжатия бензина характеризуется октановым числом. Самое низкое – 60. Оно характерно для сортов, используемых далее в химической промышленности. 76-й (или 80-й) применяется для устаревших двигателей и грузового автотранспорта. К слову, от его производства Россия должна была отказаться к 1 января 2009- го, но, судя по всему, не откажется. Далее идут Аи-92 и Аи-95. Аи-98 – это уже для иномарок последних поколений.
Теоретически бензин с высоким октановым числом получают путем использования сложного и дорогостоящего оборудования. Практически из Аи-76 можно получить практически любой тип бензина. Да что там! Даже из Аи-60 легко можно получить Аи-92. Вопрос – каким путем? Естественно, повышением октанового числа. А повысить его можно самыми разными… нет, не способами, а добавками. Например, можно сдобрить квази-бензин обычным нафталином, приправить растворителем вроде уайт-спирита или долить простую воду. В результате бензин получит искомое октановое число, а в двигателе начнутся необратимые процессы, которые приведут его к капитальному ремонту. Это называется «бодяжить». Очень выгодный бизнес: ведь Аи-60, как химическое сырье, не облагается такими налогами, как Аи-76 (92-95-98). Купил тонн пять, влил прямо в бензовоз несколько ведер «октаноповышающей присадки» – и в путь. Пока цистерна идет в Москву, ингредиенты как следует перемешаются. Можно продавать! Один – за всех
Согласен: прободяженный, или, как еще говорят, суррогатный бензин на автозаправках известных брендов заливать в баки не будут. Доброе имя дороже. Однако и у «брендов» есть немало шансов вполне легально (хотя неосознанно) продавать клиентам бензин не самого высокого качества. И вот почему.
Очень немногие компании имеют в Москве или области собственные нефтебазы. А с Московского нефтеперерабатывающего завода далеко не весь бензин попадает на АЗС столицы. Доля МНПЗ – 20 – 30% рынка. Остальное – то, что многочисленные операторы привозят сами – из регионов, в которых они зарегистрированы. Возникает проблема – где хранить? Все, кто торгуют бензином в Московском регионе, завозят его на две гигантские нефтебазы: одна расположена на севере за МКАД, недалеко от аэропорта «Шереметьево», другая – на юге, рядом с «Домодедово».
Большинство компаний заливает на хранение вполне качественное топливо. Меньшая часть – суррогат, производимый неизвестно где, неизвестно кем и неизвестно из чего. Родственные жидкости, как известно, смешиваются. И получается так называемый компот – смесь хорошего топлива и суррогата. Этот «компот» затем сливают в бензовозы. Дальше – вы уже поняли – мы покупаем черт знает что на легальных и очень пафосных АЗС. Что в имени тебе моем?
Определенную ответственность за присутствие суррогата на топливном рынке России вообще и Москвы в частности несет система франчайзинга. Тут все просто. Крупная и хорошо известная компания – франчайзер – предлагает маленькой и малоизвестной, но занимающейся схожей деятельностью фирме сотрудничество. Франчайзер «сдает» мелкой фирме «в аренду» свои логотипы, свои корпоративные цвета, основные идеи. И маленькая компания – теперь она называется франчайзи – оказывается под крылом у «старшего брата»…
По такой же схеме 10 лет назад развивалось большинство компаний, торгующих топливом. Мелкие сети АЗС получали громкие имена, узнаваемую цветовую гамму оформления комплексов. Предполагалось, что и бензин они будут приобретать качественный. Но увы: черного кобеля не отмыть добела – свою роль играл менталитет. Так велик соблазн купить топливо на стороне и продать его – легально! – втридорога под качественным брендом.
Продолжалось это довольно долго. И только в Москве и центральной России крупные бренды наконец все-таки решили избавиться от «паршивых овец». Так, многие АЗС синего цвета сохранили цветовое оформление комплекса, но лишились «громких» вывесок.
Хотя… Постояв какое-то время безымянной, такая АЗС найдет нового франчайзера – новые красиво оформленные сети появляются в регионе с пугающей регулярностью. Вместо послесловия
Наверное, после прочитанного возникнут два извечных русских вопроса: кто виноват? и что делать? Да в том числе и мы сами. Когда поощряем бодяжников, покупая у них бензин. Просто потому, что он на какие-то копейки дешевле, чем у проверенных временем конкурентов.
Вот потому и хотелось бы, чтобы бензин подешевел не на рубль, а хотя бы на четверть. Только в таком случае бодяжникам не удастся конкурировать с нефтезаводами.
И тогда они вымрут. Как мамонты. (С) Сергей ДМИТРИЕВ
Я бы будь владельцем АЗС никогда бы не стал свой бензус смешивать с еще чьим-то, имя и репутация дороже
помните о правах потребителя!
Конечно, не только бензин виноват, но я в подмосковье больше ничего стараюсь не лить.