Написать пост

nooze

Установка автоматического реле для зарядки второй батареи в автодоме

Всем привет!

В этот раз доработал электро-схему своего автодома, сделав автоматическую систему подзарядки батарей "жилого отсека" от генератора фургона. С автоматическим разрывом цепи, когда двигатель не заведен (чтобы случайно не разрядить стартерный аккумулятор). Для этого существуют готовые решения, но прелесть моего варианта в том, что компоненты стоят очень дешево (600 руб за два реле и 1000р на предохранители)

Важное замечание! Я не авто-электрик и возможны какие-то недочеты в моем способе установки и выборе компонентов. На самый лучший в мире вариант не претендую. Это любительская ( ! ) установка

Такая модификация может быть полезна не только в доме на колесах, но и в других автомобилях для выставок, отдыха или работы, имеющих дополнительную аккумуляторную батарею. С помощью этой схемы она всегда будет заряжаться от генератора, а при заглушенном двигателе отключаться от основной цепи автомобиля, чтобы ее использование не высадило аккумулятор автомобиля нужный для старта двигателя.

Весь процесс установки показан на видео. Внимание видео на английском языке! А еще там я много много говорю, про то какие бывают вариант систем с дополнительной батареей.



Далее краткий текстово-картиночный вариант, для тех не хочет или не может смотреть видео, а может посмотрел но не все понял.

Сначала схема как все это устроено.



Разберем что там находится и зачем

В левой части видно "генератор авто" и "аккумулятор авто" - это то что у вас уже сейчас есть. Минусовой контакт аккумулятора всегда подсоединен к кузову автомобиля.

В правой части находится наш дополнительный аккумулятор, который мы и хотим заряжать (он тоже должен быть 12В). Его минусовую клемму также подсоединяем к кузову (а еще лучше к силовой части типа рамы или лонжерона) автомобиля. Причем хорошо так надежно подсоединяем проводом с большим сечением (20-35 квадратов)

Посередине схемы происходит все волшебство. Там мы ставим реле.



его "мощность" выбирается исходя исходя из мощности генератора. Обычно в легковых машинах это 60-90А, в фургонах 80-180А. У меня сейчас 90А, но реле я все равно взял на 200А. Во-первых - вдруг поменяю генератор на более мощный, во-вторых - в китайских дешевых реле особой веры в "амперы" нет, так что лучше взять сразу побольше, все равно разница в цене не велика.

Для тех кто не в курсе - реле это такая прикольная штука, которая может соединять и разрывать цепь с высоким током. И всем этим можно управлять "электрически".

В данном конкретном реле нужно к контакту "30" подсоединить плюсовой провод от стартерной батареи, а к "87" плюсовой провод "домашней" батареи.
Оставшиеся контакты 85 и 86 служат для управления реле. Если на них послать 12В ток, то реле замкнет соединение между контактами "30" и "87". Если перестать посылать ток, то соединение разорвется.

Управлением реле у нас будет заниматься маленькое автоматическое "реле" (на самом деле не реле) которое вообще создано для подключения ходовых огней. Стоит копейки типа 150 рублей.



У него два входа (вообще три, но желтый провод нам не нужен) и два выхода. Если на вход подать напряжение выше 13В - то на выходе мы тоже получим напряжение. Если на входе напряжение будет меньше 13В - то на выходе ничего не будет.

Тут вся прелесть заключается в том, что когда заведен двигатель - генератор автомобиля начинает вырабатывать ток и повышает напряжение в системе до 13-14В. Таким образом он и заряжает аккумулятор автомобиля (чтобы что-то зарядить нужно дать ток с более высоким напряжением, чем уже есть). Вот это маленькое "авто-реле" как раз и замечает такое изменение чтобы включить ходовые огни. А в нашем случае оно будет включать основное 200А реле.

К "85" контакту большого реле мы подсоединяем плюс с маленького, а в "86" контакту минус.

В принципе это все - когда мы будем заводить двигатель - "маленькое реле" будет активировать большое 200А, которое будет соединять "плюсы" наших батарей, давая возможность генератору заряжать сразу все батареи в автомобиле. Напомню что минус у нас уже соединен через кузов. Старайтесь конечно не включать в эту схему сразу много дохлых батарей, а то слабенький генератор может и не справиться. Совсем умершие батареи лучше заряжать по одной.

Теперь что нам надо еще. Во-первых провода. О да, провода нужны серьезные, всякие сопли по 1-2 квадрата к которым вы привыкли дома тут не прокатят. Так как речь идет о токах порядка 50-150 ампер, то и сечения проводов должны быть соответствующие.

Для генераторов менее 100 Ампер подойдут провода сечением 20 кв.мм. Для генераторов 100-200А нужны уже 35 кв.мм. К тому же не стоит делать провода слишком длинные, т.к. на высокоамперном постоянном токе идут большие потери по пути.

И второй необходимый момент - предохранители. Пожалуйста! Ставьте их везде и всегда. С такими проводами, если вы что-то напутаете или просто изоляция перетрется от старости и замкнет на кузов - без предохранителя место контакта превратиться в центр электро-сварки (я серьезно). Золотое правило - как только провод пошел от аккумулятора - сразу предохранитель!

Я ставил 200А автоматы специально сделанные для 12В авто.



Проверял в работе - действительно при коротком замыкании или превышении лимита автомат сразу срабатывает. Через пару минут его можно включить обратно.

Ну и по центру схемы еще можно увидеть 3-х позиционный переключатель типа "вкл-выкл-выкл". Он управляет режимами работы. В самом левом положении включена автоматическая система, как я описал выше. В среднем положении все выключено и реле будет всегда открыто (это значит что соединение между контактами разорвано). А в третьем положении я насильно замыкаю реле, чтобы иметь возможность завести двигатель авто, когда мой стартовый аккумулятор по какой-то причине разрядился.

Тут стоит сделать поправку, что 200А на которые рассчитано реле и предохранители может быть недостаточно для завода некоторых двигателей. Я пробовал - мой спринтер 2.1л заводится в теплую погоду через реле легко. Когда я делал это зимой (долго крутил стартер) - пару раз предохранители у меня сработали, но все таки фургон я завел, а реле не пострадало (это ему не дадут сделать предохранители). Так что это схема на крайний случай и на ваше усмотрение.

В остальном все круто работает, я доволен. Теперь все батареи сами заряжаются от генератора (а в автодоме заряженные батареи - это один из важных источников комфорта). Ну и можно не бояться, что стартовая батарея вдруг разрядится, т.к. она изолирована от потребителей с помощью этой простой схемы.

По стоимости:
- 200A реле - 450 руб (http://s.click.aliexpress.com/e/mYV7uvb)
- Автоматическое "реле" (для ходовых огней) - 150 руб (http://s.click.aliexpress.com/e/jMJ6u3Z)
- 200A предохранитель/автомат 350 руб (http://s.click.aliexpress.com/e/3faeyfI) - брал 3 штуки, хотя можно обойтись и двумя.

Провода купил в ближайшем электромагазине, за 35мм и 7 метров отдал что-то порядка 2000 руб
Переключатель стоил 50 рублей, всякие клеммы и прочая мелочь еще на 300 руб

Итого порядка 4000 руб за все счастье (половина за провода). Вот в принципе и все на сегодня, пойду дальше пилить дом, спасибо за внимание.
1 комментарий 6нравится избранное
Vaes
Moonshine
ZagZag
DeadFine
f1203
yastreb
  • DeadFine
    01 июн 2017 в 10:35
    А в каком состоянии вообще сейчас проект? В салоне кроме ламп есть что-нибудь новенькое?
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.