Правила, лоси, инстинкт, резонанс
Меня мало что смущает в правилах дорожного движения, понятное дело пишутся они кровавыми чернилами исходя из статистики по ДТП и возможным причинам их возникновения, но есть одна норма в правилах, которая всё же не дает мне покоя. Не дает покоя потому что связана с самым важным в отношениях водителей, с сохранением здоровья и жизни при осуществлении движения за рулем.
Итак, правила дорожного движения предписывают водителю не создавать аварийных ситуаций. А если она всё таки возникла, то необходимо не меняя траектории движения принять меры по остановке автомобиля (по крайней мере так нас учили в автошколе). Понятное дело, что написано это для того, чтобы в экстренной ситуации из-за не правильной оценки окружающей действительности не создать своими действиями других аварийных ситуаций и угрозы для жизни и здоровья третьих лиц. Но ситуации бывают разные и иногда правильным видится именно решение дернуть рулем чуть в сторону. Это нормально, ведь срабатывает закон самосохранения. Т. е. обруливая возникшее препятствие или, если угодно, ситуацию мы подсознательно пытаемся спасти своё здоровье, жизнь, имущество. А такая реакция есть ничто иное, как «лосиный тест», который до сих пор у нас вне закона, я думаю из-за того, что нет статистики о количестве ДТП, которых удалось избежать умело крутя «баранку».
Я честно признаюсь, что в год мне приходится раза два-три применять этот прием с объездом препятствия или внезапно остановившегося автомобиля, тем самым избегая столкновения, хотя, руководствуясь правилами и тем, что мне говорили в автошколе я должен был тупо нажать на тормоз и прислать свой автомобиль в другую машину в виде пламенного привета со всеми вытекающими обстоятельствами. Но мне всегда везло в том смысле, что объезд удавалось вписать ширину обочины. Отсюда можно сделать вывод, что двигаясь и заполняя обочину, нарушители не только просто раздражают других участников движения, лезут в поток, растягивая время препровождения в пробке всех окружающих, но и создают вероятность возникновения ДТП, т. е. создают аварийную ситуацию.
За последние полтора года я избежал два столкновения путем объезда по обочине, а один раз по правилам, потому, что деваться было некуда и пришлось просто тормозить. Началось всё с экстренного торможения. Вечерком после дождя я возвращался домой и при заезде на круговое движение как вкопанная встала Нива, причем ничто не предупредило о том что она собирается остановиться. Тогда отец просто сказал: «Слава немецким тормозам!», а я глядя в зеркало, наблюдая как еле успела остановиться Вольво добавил: «И шведским!». Второй случай тоже с участием жигуля, я даже писал про него по-моему, сценарий тот же, останавливается для поворота, причем на уширении дороги так, что его не объехать справа без выезда на обочину, а слева абсурдно, потому что не ясно чего ждать от человека после таких маневров. Стопы даже не мигнули. Я думал сначала, что не заметил, но тот кто ехал со мной подтвердил, что они не загорались. Я его тоже обрулил по обочине. Третий случай произошел относительно недавно. Отстояв минут 50 в пробке от дачи, я наконец-то вырвался на свободу вместе со всем потоком. Поток рассредоточился все поехали со скоростью 80-90 км/час. Закатное солнце пробивалось сквозь деревья, образуя на дороге зеброподобную свето-тень. Вот это и сыграло злую шутку — мелькало это в глазах мелькало, а когда полоса тени стала чуть шире, то я увидел массивный зад впереди стоящей машины и горящие стопы. Испугаться я не успел, но успел затормозить и в управляемом торможении сдвинуть машину на обочину. Как оказалось не зря, потому что остановился я где-то на уровне средней стойки авто, в которое чуть было не влетел. Кстати потом я стал аккуратнее ездить по таким местам, где может возникнуть зрительный резонанс (это реальное явление, именно поэтому шпалы на железной дороге уложены с определенным интервалом, причем под скоростные поезда интервал укладки увеличивают). И заметил ещё, что почти каждый раз при совпадении условий освещенности и плотности движения на этом месте авария. Будте внимательнее на участках дороги, где свет часто премежается с тенью, даже солнечные очки не спасают от резонанса, хотя немного и сглаживают границы свето-тени.
Итак, правила дорожного движения предписывают водителю не создавать аварийных ситуаций. А если она всё таки возникла, то необходимо не меняя траектории движения принять меры по остановке автомобиля (по крайней мере так нас учили в автошколе). Понятное дело, что написано это для того, чтобы в экстренной ситуации из-за не правильной оценки окружающей действительности не создать своими действиями других аварийных ситуаций и угрозы для жизни и здоровья третьих лиц. Но ситуации бывают разные и иногда правильным видится именно решение дернуть рулем чуть в сторону. Это нормально, ведь срабатывает закон самосохранения. Т. е. обруливая возникшее препятствие или, если угодно, ситуацию мы подсознательно пытаемся спасти своё здоровье, жизнь, имущество. А такая реакция есть ничто иное, как «лосиный тест», который до сих пор у нас вне закона, я думаю из-за того, что нет статистики о количестве ДТП, которых удалось избежать умело крутя «баранку».
Я честно признаюсь, что в год мне приходится раза два-три применять этот прием с объездом препятствия или внезапно остановившегося автомобиля, тем самым избегая столкновения, хотя, руководствуясь правилами и тем, что мне говорили в автошколе я должен был тупо нажать на тормоз и прислать свой автомобиль в другую машину в виде пламенного привета со всеми вытекающими обстоятельствами. Но мне всегда везло в том смысле, что объезд удавалось вписать ширину обочины. Отсюда можно сделать вывод, что двигаясь и заполняя обочину, нарушители не только просто раздражают других участников движения, лезут в поток, растягивая время препровождения в пробке всех окружающих, но и создают вероятность возникновения ДТП, т. е. создают аварийную ситуацию.
За последние полтора года я избежал два столкновения путем объезда по обочине, а один раз по правилам, потому, что деваться было некуда и пришлось просто тормозить. Началось всё с экстренного торможения. Вечерком после дождя я возвращался домой и при заезде на круговое движение как вкопанная встала Нива, причем ничто не предупредило о том что она собирается остановиться. Тогда отец просто сказал: «Слава немецким тормозам!», а я глядя в зеркало, наблюдая как еле успела остановиться Вольво добавил: «И шведским!». Второй случай тоже с участием жигуля, я даже писал про него по-моему, сценарий тот же, останавливается для поворота, причем на уширении дороги так, что его не объехать справа без выезда на обочину, а слева абсурдно, потому что не ясно чего ждать от человека после таких маневров. Стопы даже не мигнули. Я думал сначала, что не заметил, но тот кто ехал со мной подтвердил, что они не загорались. Я его тоже обрулил по обочине. Третий случай произошел относительно недавно. Отстояв минут 50 в пробке от дачи, я наконец-то вырвался на свободу вместе со всем потоком. Поток рассредоточился все поехали со скоростью 80-90 км/час. Закатное солнце пробивалось сквозь деревья, образуя на дороге зеброподобную свето-тень. Вот это и сыграло злую шутку — мелькало это в глазах мелькало, а когда полоса тени стала чуть шире, то я увидел массивный зад впереди стоящей машины и горящие стопы. Испугаться я не успел, но успел затормозить и в управляемом торможении сдвинуть машину на обочину. Как оказалось не зря, потому что остановился я где-то на уровне средней стойки авто, в которое чуть было не влетел. Кстати потом я стал аккуратнее ездить по таким местам, где может возникнуть зрительный резонанс (это реальное явление, именно поэтому шпалы на железной дороге уложены с определенным интервалом, причем под скоростные поезда интервал укладки увеличивают). И заметил ещё, что почти каждый раз при совпадении условий освещенности и плотности движения на этом месте авария. Будте внимательнее на участках дороги, где свет часто премежается с тенью, даже солнечные очки не спасают от резонанса, хотя немного и сглаживают границы свето-тени.
Что же касается избежания ДТП, то сказано: «все меры, в том числе и остановка». Про сохранение траектории — ни ни.
Другое дело, что объязжая внезапно остановившегося чудака и выскачив при этом на встречку, придется каждый раз доказывать, что ты не верблюд.
По моей практике, троможение спасает от аварийной ситуации лишь примерно в 35% случаев. Остальное — маневрирование.
Кстати вспомнилась история одна. Был у моего деда очень хороший друг, много чего про него можно рассказать, может как-нибудь расскажу в юморе за что он 1,5 года отсидел первый раз. Остальные три раза его жена в тюрьму сажала, а потом ждала и плакала у окна и передачки возила, в общем странная такая любовь.
Ну так вот. Ехал он на мотоцикле с коляской по двухполосной дороге с очень крутыми кюветами по бокам, едет ему на встречу машина, а её обгоняет другая, не глядя кто там впереди и вообще не оценивая обстановку. И пришлось делать трудный, но единственно правильный выбор. По обочине шла женщина с коляской и ничего не оставалось дедову другу как свернуть в кювет, а там столбы стояли. В результате дурацкого обгона одного дурака, чуть не погибли мать с ребенком, либо дедов друг, который не очень аккуратно слетел в канаву да ещё по дороге и в столб налету врезался. В результате полностью лишился одного уха и наполовину мотоцикла.
но это печальнее.