Приусянка. Часть 3. Prius 2016
Те, кто неравнодушен к гибридам, и к Тойоте в частности, скорее всего, уже в курсе о том, что начались продажи нового Приуса. Начались, но, само собой, не в России. Этот досадный факт ни в коем разе не мог нас остановить, так что еще зимой мы списались с дилерами в ближайших автосалонах Тойоты в Финляндии и Эстонии. Выяснили, что автомобили появятся в марте-апреле и как только они будут в наличии, нас рады будут видеть на тест-драйве. А нам же оставалось ждать и рассматривать новый Приус на дилерских фотках.
В предыдущих сериях "Приусянки":
Часть 1
Часть 2
Просматривая обзоры в интернете, вышедшие после публикации фото и технических характеристик, мы заметили насколько же сильно расходятся ожидания и реальность. Судить эту машину по картинкам в интернете и набору чисел очень глупо. Приус в очередной раз удивил. Слишком неоднозначен и противоречив он получился, как снаружи, так и внутри. Так что пока сам не увидишь, не сядешь, не пощупаешь, не прокатишься, не появится полное видение машины.
Тест-Драйв
Прошло время, настал долгожданный день,и мы отправились на тест-драйв к дилерам Тойоты в финский город Порвоо, что расположен недалеко от Хельсинки в живописной бухте на побережье Финского залива.
В Порвоо нас встретил гостеприимный автосалон, расположенный на опушке леса. Внутри ожидал менеджер по имени Кари, похожий на Джереми Кларксона, который развеял наши опасения по поводу отсутствия Приуса в шоуруме. Приус пока что был один, и предназначался он для тест-драйвов, поэтому стоял на улице. Дождь сделал свое нехорошее дело и новый автомобиль покрылся мелкими подсохшими каплями с пылью. Увидев что мы вооружились фотоаппаратми, Кари предложил помыть машину для лучших фото и мы с радостью согласились. Что удивительно, он сам перегнал машину к мойке и сам же помыл. Никакого снобизма и отмазок, которые могли нас встретить в автосалонах нашей родины.
Я уверен, практически каждый из тех, кто читает этот пост, когда-либо проходил тест-драйв в России и знает, что для получения автомобиля нужно заполнить кучу документов, по которым автосалон получает вашу душу и тело в случае повреждения тестового авто. И, если вы все же решитесь подписать все бумаги, вас пустят за руль только под бдительным оком менеджера автосалона, который внимательно следит за вашими действиями. В Финляндии же попросили права, переписав имя и фамилию на латинице, электронную почту и…. Все! Нам вручили ключи, объяснили на словах маршрут и отпустили к машине.
Словами не передать, насколько это потрясающее ощущение, что тебе доверяют полностью, и ты можешь целиком насладится своим будущим авто! Конечно, машина была оснащена всевозможными системами слежения и вряд ли вам дадут далеко уехать от маршрута, обозначенного автосалоном, но это ощущение свободы дорогого стоит. А по прибытии в обратно в автосалон вы просто сдаете ключи, получив распечатку с результатами вашего “Эко-ралли”.
Экстерьер
Для упрощения понимания,здесь и далее мы используем обзначения моделей: “20ка” - Prius NHW20 (2004-2009 г.в.) и “30ка” - Prius ZVW30 (2009-2015 г.в.)
Насчет внешности: если 20ка и 30ка во многом были друг на друга похожи, то новый Приус в плане экстерьера отличается от них уже весьма значительно. Тем не менее традиции тут соблюдены на все 100% - если вы при первом взгляде на автомобиль не восклицаете - “WTF?! Что они сделали с автомобилем?!” или нечто покрепче в выражениях, то значит вы смотрите не на новый Приус. Внешний вид, конечно, спорный, местами упоротый, и наверняка, как обычно многим не понравится. Нам и самим было сложно определиться со своим отношением к экстерьеру авто, до тех пор пока мы не познакомились с ним лично. Вкратце это сложное чувство можно описать так: "думали, будет хуже".
К середине дня тесного общения с "автомобилем будущего" перестаешь замечать эту странную внешность. Возможно, просто привыкаешь. А может и правда в живую всё воспринимается иначе. Тот случай, когда фотки это всего лишь фотки. В общем, мы прошли все стадии от отрицания до принятия. Корма же в целом более приятна глазу. Главное - осталось то самое, узнаваемое сдвоенное окошко Приуса на двери багажника.
Фары теперь во всех комплектациях светодиодные, причем диодный теперь как ближний, так и дальний свет. Самое главное отличие от предыдущих поколений во внешности, после бросающейся в глаза оптики, это отсутствие треугольных окошек на задней четверти и на передних стойках. Задняя стойка покрашена в черный, для придания эффекта “парящей крыши”. Передний свес увеличился значительно. Линия остекления в районе задних дверей стала еще выше, чем было в 30ке. На крыше вместо антенны появился “плавник”.
Кстати, крыша в комплектациях без люка теперь лишена продольного аэродинамического профиля и стала плоской.
Морда, конечно, вышла довольно злая, пожалуй, это самая сердитая машина в автосалоне Тойоты, даже стоящий неподалёку gt86 нервно покуривал. Вот только этот агрессивный вид никак не сочетается с характером приуса. Журналисты обещали нам самый "драйвовый" приус, на деле же оказалось, что машина стала плавной и спокойной, как буддийский монах на рассвете. И это не единственное несовпадение с нашими ожиданиями, но об этом чуть ниже.
Лючок бензобака тоже изрядно погнуло фантазией дизайнера, тем не менее, форма его стала ближе к двадцатке.
Фонари, несмотря на свою изломанность, не режут глаз, видимо к тому моменту художника-дизайнера стало потихоньку отпускать.
Prius-Философия подразумевает непохожесть на обычные автомобили во всем, чем только можно. Вы же помните, что “Prius” означает “идущий впереди”? Подумайте об этом перед тем, как написать очередное нытье в комментариях об уродливой внешности.
Под капотом
Под капотом, в первую очередь, обращает на себя внимание переехавший сюда из багажника вспомогательный аккумулятор на 12v. На предыдущих поколениях он был размером с мотоциклетный и из-за жрущей сигнализации, включенной на долгое время аварийки или же прослушивания громкой музыки в выключенном автомобиле аккумулятор можно было достаточно быстро посадить. Теперь аккумулятор увеличился в объеме и доступ к нему стал проще. Заливная горловина для омывайки лишилась щупа - наконец-то в этом поколении появился долгожданный датчик уровня омывающей жидкости! В целом доступ к агрегатам под капотом стал чуть лучше из-за более длинной морды и капота.
Двигатель новому приусу достался от предшественника, тут без изменений, те же 1,8л и 98л.с., что по-прежнему вписывается в минимальную ставку налога. Мощность электромотора уменьшили до 53 кВт (50 кВт в двадцатке и 60кВт в тридцатке), так что новый приус по своим динамическим характеристикам находится примерно между вторым и третьим поколением. Выходит, что тойота решила идти в сторону увеличения экономичности, против наращивания мощностей.
В весовой категории приус2016 опять оказался между 20кой и 30кой, 1790кг полной массы против 1725кг и 1805кг соответственно. Зато он продолжил расти и увеличился в длину и ширину, при этом клиренс стал всего 13 см, что на сантиметр меньше предыдущего поколения.
Интерьер
Первое, что хочется отметить, - обзор “за штурвалом” стал лучше за счет того, что стойки лобового стекла стали визуально тоньше, треугольные “иллюминаторы” переехали на двери и лишились толстой окантовки. Обзорность мне напомнила ощущения от двадцатки с ее низкой панелью, нежели массивное нагромождение жесткого пластика в тридцатке. Появилась опция, доступная ранее только владельцам правольрульных машин, - автоматическое складывание боковых зеркал при постановке на охрану. В них же находится индикатор системы контроля слепых зон (BCM).
В нашей комплектации были установлены тканевые сиденья с подкачкой поясничного валика, вполне удобные и комфортные для рослого водителя, хотя возможно кому-то будет не хватать боковой поддержки.
Эргономика требует небольшого привыкания, особенно это касается руля, который с каждым поколением меняется, причем без оглядки на старую концепцию. Дизайнерам завезли циркули, поэтому руль теперь круглый, а не овальный, как это было на предыдущих моделях.
Лично я считаю, что руль 20ки был идеален в плане эргономики, все основные действия, которые требуется совершать в движении, были расположены на нем, причем кнопки были тактильно разделены, поэтому промахнуться невозможно. Здесь же возникает некоторая путаница из-за наличия двух совершенно одинаковых джойстиков на правой и левой стороне руля.
Но это не единственный просчет просчет дизайнеров Тойоты: на центральной консоли царит обилие модного пластика под рояльный лак, собирающий все царапины, пыль и отпечатки пальцев.
Так же несколько странным решением выглядит центральный тоннель, во всех комплектациях выполненный в белом цвете и напоминающий сантехнический фаянс как по внешнему виду, так и по тактильным ощущениям, поэтому приходиться подавлять желание помыть руки в нише под беспроводную зарядку.
После обилия скрытых ниш и всевозможных емкостей в предыдущих поколениях, одинокий бардачок и небольшое отделение в подлокотнике в новом Приусе выглядят сиротливо.
Кстати бардачок теперь падает на ноги пассажира при открывании, и он стал меньше, буквально “перчаточный ящик”, лист А4 уже не поместится. Мы на радостях забыли сфотографировать бардачок, поэтому вот видео, где его видно:
Понравились кнопки и рычажки управления климатом - они механические, их приятно нажимать, особенно после новомодных сенсорных кнопок на экране.
Ручка КПП продолжила “гулять” по салону, и теперь она находится идеологически ближе к 20ке, внизу центральной консоли. Форма тоже изменилась - она стала граненой, под стать угловатым формам экстерьера.
"Длина нового приуса увеличилась на пользу пассажирам", говори они. Так вот тут нас опять удивили. Куда пошли дополнительные сантиметры не ясно, но салон стал значительно теснее. Водитель с передним пассажиром скорее всего не заметят разницы, им по-прежнему удобно и хорошо, а вот задних пассажиров создатели нового приуса почему-то возненавидели. Если в двадцатке ты едешь сзади как король, закинув ногу на ногу, в тридцатке - просто едешь не выпендриваясь, то в новом - ты просто раздавлен между креслами. "Подвинь сидение, а то нога застряла" до этого момента у нас такое было только в Daewoo Nexia, теперь же это новый Приус. Усугубляет проблему отсутствие развитого профиля под коленки на спинках передних сидений, как было в предыдущих поколениях. Задняя часть спинок теперь более плоская. Потолок на заднем ряду тоже стал чесать затылок людям выше 185см. Заявления о том, что автомобиль 5-местный немного преувеличены. В таком автомобиле мы бы уже не поехали, как раньше, впятером за полярный круг, увы. Двадцатка так и осталась самым просторным поколением.
Багажник стал больше главным образом за счет более низкого пола - под ним теперь нет тяговой аккумуляторной батареи, ее сдвинули целиком под заднее сидение. Из-за этого, кстати, вентиляционные отверстия батареи теперь находятся в ногах пассажиров заднего ряда. Хорошо это или плохо - покажет время.
Казалось бы, места должно стать больше, но радоваться рано - теперь под полом багажника, вместе с этим, пропала и удобная ниша для всякого барахла. В европейской версии там поместился лишь скромный набор инструментов и ремкомплект для колес.
Шторка багажника обзавелась ручкой - теперь удобнее закрывать и открывать, и пачкаться будет меньше.
Электронные компоненты
Приус с самого начала называли “компьютером на колесах” за его обилие электроники, и новое поколение не стало исключением. Первым делом на глаза попадается улучшенный, красочный цветной дисплей отвечающий за отображение скорости, информации об автомобиле и текущей поездке.
Настройки отображения и управления изменяются через кнопки на руле.
Машина, рассчитанная на экономию, ведет постоянный учет и расчет потраченного топлива, строит графики эффективности, дает оценку вашему вождению и даже ведет дневник ваших поездок! Немного жаль, что теперь вместо "зеленых машинок", заработанных на рекуперации, приус просто оценивает торможение в баллах.
Дисплей на приборной панели позволяет получить доступ к настройкам систем комфорта, безопасности и климата.
Для экономии топлива можно даже лишить “климата” задний ряд сидений
Чашка с “ВайФаем” - это регулировка чувствительности распознавания усталости водителя
Система безопасности Toyota SafetySense, устанавливается в Приус, начиная с самой начальной комплектации. В эту систему входит: активный круиз контроль, предотвращение столкновений с автомобилями и пешеходами, система слежения за полосами, индикатор наличия авто в слепой зоне в зеркалах, индикатор усталости водителя.
Так же на нашем авто была установлена система чтения дорожных знаков, которая предупреждала о превышении установленной скорости на центральном и проекционном дисплее.
Проекция стала больше, крупнее, обзавелась цветом и располагается по центру взгляда водителя, а не со смещением влево, как это было на 30ке, из-за чего приходилось наклонять голову. Проекция вышла из разряда “игрушки” и стала действительно удобным решением для контроля автомобиля.
О наличии функции “предупреждения об усталости водителя” мы узнали случайно: после пятой попытки сбить Приус с курса и пересечь разделительную линию и линию обочины без включения поворотника, автомобиль предложил перестать вилять по дороге и отдохнуть.
Работа системы контроля полосы:
Вы обратили внимание, что все фото сделаны с английским интерфейсом меню? Все европейские Приусы имеют на борту русификацию, но выглядит она так:
Ужас. Поэтому мы предпочли оставить все на английском языке.
Центральный дисплей обзавелся сенсорными кнопками по периметру. Расторопность отклика на нажатие дисплей не растерял. Навигацию полноценно протестировать мы не успели, поэтому скажу одно - она работает, показывает направления и маршруты.
По сути мультимедийное устройство изменилось только внешне, все функции, такие как радио, CD, MP3, USB, Bluetooth, AUX остались теми же, что и в предыдущем поколении.
Еще одна небольшая, но важная мелочь: в новом Приусе появилась возможность отключать противобуксовочную систему кнопкой. На предыдущих поколениях приходилось для этого активировать так называемый Inspection Mode, т.к. Тойота видимо беспокоилась о возможных проблемах для исправности автомобиля после отжига на дрифт-площадке в этом режиме.
Памятка для владельцев Prius 10/20/30
Перед активацией этого режима, стоит помнить, что крутящий момент силовой установки не будет ограничиваться электроникой, и есть риск сломать привода или трансмиссию!
1) Не нажимая тормоз, нажмите два раза кнопку Power
Примечание: дальнейшие действия необходимо выполнить в течение 60 с.
2) Два раза полностью выжмите педаль акселератора. После этого нажмите педаль тормоза.
3) Удерживая педаль тормоза нажатой, переведите селектор в положение "N".
4) Отпустив селектор, два раза полностью выжмите педаль акселератора.
Примечание: все манипуляции проводятся одной ногой, т.е. при нажатии педали акселератора педаль тормоза отпускается.
5) Нажимая педаль тормоза, нажмите кнопку "P"
6) Два раза полностью выжмите педаль акселератора.
7) Удерживая педаль тормоза нажмите кнопку Power
Автомобиль запустится в сервисном режиме. Для выхода из режима выключите автомобиль и включите его снова.
1) Не нажимая тормоз, нажмите два раза кнопку Power
Примечание: дальнейшие действия необходимо выполнить в течение 60 с.
2) Два раза полностью выжмите педаль акселератора. После этого нажмите педаль тормоза.
3) Удерживая педаль тормоза нажатой, переведите селектор в положение "N".
4) Отпустив селектор, два раза полностью выжмите педаль акселератора.
Примечание: все манипуляции проводятся одной ногой, т.е. при нажатии педали акселератора педаль тормоза отпускается.
5) Нажимая педаль тормоза, нажмите кнопку "P"
6) Два раза полностью выжмите педаль акселератора.
7) Удерживая педаль тормоза нажмите кнопку Power
Автомобиль запустится в сервисном режиме. Для выхода из режима выключите автомобиль и включите его снова.
Ощущения за рулем
Let my Prius go! Легкий в начале движения и тяжелеющий с увеличением скорости руль остается совершенно “пустым” в околонулевой зоне, и в этом можно обвинить особенность электроусилителя, находящегося на рулевой колонке. В целом рулевое управление осталось таким же как и на предыдущих моделях, чуть лучшую реакцию на рулежку я спишу на затвердевшие от ночных морозов покрышки. Финские дороги не изобилуют колдобинами и ямами, поэтому приходилось выискивать и прислушиваться к ударам, доносящимся снизу. Передняя подвеска осталась тем же макферсоном со своими плюсами и минусами, и главное надежностью. А вот корма приятно удивила! Весь тест-драйв меня не покидало ощущение, что задняя часть автомобиля сбросила добрый пуд, нет ощущения что над каждой ямкой работает хор железа, даже, как мне показалось, исчез эффект негативного подруливания, присущий задней балке. Тормоза остались информативными, уловить подключение гидравлических тормозов к электрическим практически невозможно. Конечно, размеренный финский траффик не дает насладиться возросшей отдачей силовой установки, о которой часто упоминается в рекламе, но… Отдачи и нет. Удивительное ощущение от того, что вроде как тебе рассказывают о возросшей эффективности, а на ходу все наоборот ухудшилось… стоп. Эффективность действительно увеличилась, расход топлива упал, а вот динамикой - увы, пришлось пожертвовать и за рулем AllNew Prius это очень хорошо чувствуется, причем не спасает даже режим Power, который заставляет удивляться в 30ке, здесь не меняет практически ничего.
Это обидно, ведь 30ка дарила ощущение драйва в плотом городском потоке, позволяя использовать всю мощь сразу и без замедлений, прыгая в любую дырку в потоке без раздумий. Когда мы выехали на автомагистраль, я вдавил “гашетку в пол”, но это ничего не изменило, под гулкий звук мотора цифры неторопливо менялись в большую сторону… Так это выглядело в живую:
Набрав крейсерскую скорость в 120 километров в час, я отпустил педаль, шум мотора стих, и машина продолжила размеренное движение по магистрали под гул колес. Кстати, гул в машине на скорости больше 100 км\ч ощущался очень хорошо, и исходил он именно с заднего ряда. Но, если вспомнить, для чего на самом деле предназначался Приус, то все становится на свои места.
Я очень рад, что тест-драйв проходит в Финляндии, где движение плавное и размеренное, именно этот факт позволяет добиться той фантастической экономичности, о которой так долго говорила Тойота в своих пресс-релизах. Вспомнив все это и отбросив предрассудки, я начал получать удовольствие от размеренного движения без рывков. Да, вот теперь я понял, для чего нужен этот автомобиль, для эгоистичного удобства водителя, безопасности, и глобальной экономии, именно эта троица здесь играет самые сильные ноты в общем оркестре будущего, называемого All New Prius!
P.S. Пост запилен творческим объединением @nyancat @cooleroff @lolwut
Ну заключили договор. На машину каска. И я обязался ее вернуть с тем же баком что и взял и чистую так же, как мне дали. И все.
Отвечу еще раз - вот у тебя пришлось таки договор заключить. А у нас вообще ничего - просто ключи дали, и все.
Когда вместе с манагером кружок: ничего не нужно.
А уж что в салоне уаза творится - там без внесения залога тебе даже показывать автомобиль не желают, например.