Написать пост

MaxDM

Что будет, если днём ездить без «ближнего»?

Напомним историю вопроса. С 1 января 2006 российских водителей обязали включать фары днём, но пока — только на загородных трассах: «в светлое время суток... ближний свет должен быть включен при движении вне населенных пунктов», — гласили тогдашние Правила дорожного движения. С 20 ноября 2010 года данный пункт снова стал звучать иначе: «в светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах... должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни».


Первыми на постсоветском пространстве пользу от включенного днём «ближнего» оценили белорусы: с ноября по апрель 2003-2004 годов количество наездов на пешеходов сократилось на 2,6%, лобовых столкновений — на 7,3%, столкновений на пересечениях дорог и поворотах — на 10,0%

Как всегда бывает при любых нововведениях, армия водителей разделилась пополам: одни посчитали, что обновление ПДД пойдёт на пользу безопасности дорожного движения, а другие ворчали, что так бензина и лампочек не напасёшься. Со временем, конечно, голоса недовольных затихли — как только сотрудники ГИБДД начали штрафовать экономных автовладельцев, включать фары стали все без исключения. (Сейчас по статье 12.20 КоАП РФ наказание за выключенный днём свет — предупреждение или штраф 500 рублей).

И вот — очередная волна недовольства. В разгар кризиса автомобилисты снова вспомнили, что автомобильное электричество — отнюдь не дармовое. Его вырабатывает генератор, приводимый от двигателя внутреннего сгорания: чем больше включено электроприборов, тем больше нагрузка на генератор, а это — больший расход топлива. Насколько больший? Давайте посчитаем.

В чём убытки?


Суммарно лампочки ближнего света, габаритных огней и подсветки номерного знака требуют около 150 ватт. А светодиодные дневные ходовые огни — максимум 15 ватт. На этом разговор можно заканчивать. Сравните: в среднем, компрессор кондиционера потребляет 4500 Вт — в 30 раз больше, чем лампочки накаливания! И в 300 раз больше, чем светодиоды. Так что любителям экономии, в первую очередь, стоит отказаться от «кондея», а не от включенных фар.

Но мы не поленились и подсчитали, во сколько обходится включенный «ближний». Притом на иллюстрации ниже специально приведены подробные расчёты, чтобы любой желающий смог их проверить. Итоги занимательной математики таковы: «ближний» повышает расход бензина на 0,1 л/ч. Или — на 1-2% (для дизелей показатели ниже). Копейки! Которые рубль не сберегут: выгоду от выключенного «ближнего» разом перечеркнёт, например, внезапно возникший затор или движение на высоких оборотах.


Приведённые здесь формулы весьма просты, чтобы любой желающий смог перепроверить наши расчёты. В теории, в среднем включенный ближний свет увеличивает расход бензина на 0,127 литра, а для дизельной машины из-за более высокого КПД (эти расчёты мы оставили за скобками) расход вырастает на ничтожные 0,069 литра

Теорию нужно проверять практикой. Опрошенные нами инженеры подтвердили: величина, на которую вырастет расход топлива, — мизерная, так как погрешность результатов измерений выше, чем реальный прирост расхода горючего. «Гораздо большее влияние на расход оказывают, например, неправильно накачанные покрышки и манера езды», — отметили инженеры Горьковского автозавода.

К аналогичному выводу пришли и эксперты НАМИ: специалисты на беговых барабанах измеряли расход топлива «Волги» ГАЗ-3110 при разных положениях переключателя света. Измерив топливную экономичность на холостом ходу, а также на режимах постоянных скоростей при включенной прямой передаче, они сделали ожидаемые выводы: в целом, расход топлива остался на прежнем уровне! Так что, вопреки заблуждениям, включенные фары отнюдь не обернутся лишними литрами сожжённого топлива.

Ещё одно популярное заблуждение — постоянно включенные фары резко сокращают срок службы ламп накаливания. Снова приведём конкретные факты. Заявленный срок службы хорошей автомобильной «галогенки» — 1 000 часов. То есть, если фары будут гореть ежедневно по 12 часов, лампочек должно хватать на 83 дня. Или меньше 3 месяцев.


Производители автомобильной оптики подсчитали, что среднестатистический водитель меняет лампочки каждые 25 тысяч км (для справки, лампы Long Life могут проехать и 100 тысяч км). Средний срок службы «ксенона» — минимум втрое больше, а светодиоды вообще должны прослужить весь срок службы автомобиля

Но почему менять перегоревшие источники света приходится гораздо реже? Даже когда приходится ежедневно жечь свет по 12 часов подряд. Ответ таков: в большинстве случаев лампы перегорают не по причине «преклонного возраста», а из-за вибраций и перепадов напряжения бортовой электросети. Именно поэтому многие производители предлагают «галогенки» Long Life — с увеличенным сроком службы, — которые лучше переносят плохие дороги.

Также владельцы «Жигулей» и прочих «Москвичей» наверняка вспомнят такое страшное для советских автомобилистов словосочетание как «отрицательный энергобаланс» — когда генератор не даёт достаточной зарядки при малой частоте вращения коленчатого вала. Миф? Отнюдь: для карбюраторных машин родом из СССР такое явление весьма характерно. (Что легко проверить, включив несколько потребителей и подсоединив амперметр между аккумулятором и генератором.)

Но! Во-первых, «в минус» исправный генератор работает только на холостых оборотах, а стоит раскрутить двигатель до 2000-3000 об/мин, как баланс становится положительным. То есть вредят аккумулятору только многочасовые пробки! Во-вторых, бояться за состояние батареи нужно только на старых отечественных машинах, коих, к счастью, осталось сравнительно немного.

В чём польза?


Получается, для кошелька автовладельца включенные днём фары практически безвредны, поэтому теперь давайте попытаемся понять, как ближний свет днём влияет на безопасность дорожного движения. Простейший эксперимент — припаркуем микроавтобус «Соболь» (машину крупную и хорошо заметную) и будем смотреть, насколько хорошо он виден зимним сумеречным днём.

1. Лесная дорога. Расстояние — всего 200 метров, но на довольно прямой дорожке машину совершенно не видно на фоне деревьев! Включаем ближний свет — микроавтобус «проявляется», выключаем — автомобиль буквально исчезает. По лесным тропкам наши автомобилисты ездят, конечно, нечасто, но такой эксперимент очень показателен: зимой даже крупная машина может стать незаметной для пешеходов и других водителей, притом на совсем небольшой дистанции.


Заснеженная лесная дорога. Расстояние до «Соболя» — 200 метров. Снимки сверху вниз: свет выключен; включены габаритные огни; включен ближний свет. Личные наблюдения: звук работы турбодизеля отчётливо слышен, но сама машина без включенного света за деревьями совершенно не видна

2. Загородная трасса. С расстояния 300 метров «Соболь» на открытом пространстве неплохо виден. Но... только пока машина на дороге одна. Если мимо проезжают автомобили со включенными фарами, микроавтобус теряется на фоне более «ярких» соседей. Увеличиваем дистанцию. На расстоянии километра «Соболь» без «ближнего» вообще «исчезает» — даже самые «глазастые» участники эксперимента признают, что машину не видно! Включаем фары — машина «появляется».


Очищенная загородная трасса. Расстояние до «Соболя» — 300 метров. Снимки сверху вниз: свет выключен; включены габаритные огни; включен ближний свет. Личные наблюдения: когда свет выключен, машина плохо различима на фоне грязного асфальта, особенно если мимо проезжают «подсвеченные» соседи по потоку

Вывод? Пасмурным днём включенные фары здорово повышают видимость. Что особенно хорошо при обгоне — водитель сильно заранее видит встречную машину. Также отмечают несомненную пользу от автомобильных огней пешеходы — для них метры и секунды имеют особенное значение, так как скорости движения человека и автомобиля не сопоставимы.

Наши эксперименты подтверждены аналогичными опытами Голландского научно-исследовательского центра безопасности дорожного движения. В яркий солнечный день легковой автомобиль на прямом горизонтальном участке шоссе становится заметным на расстоянии примерно 1,5-1,0 км. Включенный ближний свет увеличивает дистанцию примерно на 1000 м. Для водителей, движущихся навстречу друг другу со скоростью 90 км/ч, это — 20 дополнительных секунд для оценки ситуации и принятия решения.

А вот российская ГИБДД серьёзных исследований, как обязанность «светить всегда, светить везде» повлияла на аварийность, не проводила. Хотя, если напрямую сравнивать 2010 и 2011 годы (напомним, весь 2011-й россияне уже ездили со включенным светом), нельзя не отметить положительную динамику: без обязательного «ближнего» произошло 47,4 аварии на каждые 10 тысяч транспортных средств, а включенные фары уменьшили количество ДТП до 46,1 на каждые 10 тысяч машин.


Включенные днём габаритные огни хороши всем кроме одного факта: тормозные сигналы труднее заметить, а потому при плотном движении риск наезда сзади, напротив, возрастает (в среднем, на 9%), хотя наличие третьего стоп-сигнала (того, что обычно крепится на заднем стекле) резко снижает риск попутного столкновения

Заграничные исследователи уже давно подготовили более качественные выкладки. Так, например, существует составленный норвежским Институтом экономики транспорта Справочник по безопасности дорожного движения, который не только приводит данные, основанные на собственном дорожном опыте Норвегии (там обязательное пользование фарами ближнего света было введено 1 января 1985 года), но и оценивает выводы экспертов из других стран.

Результаты десятков исследований таковы. В целом включенный «ближний» снижает вероятность аварии для отдельно взятого водителя автомобиля на 13%. Отдельно отмечается, что на 10% уменьшаются шансы лобового и бокового столкновений, на 15% меньше опасность сбить пешехода и на 10% — велосипедиста. То есть скандинавы на основе статистики подтверждают, что обгон становится безопаснее, а пешеходы меньше «бросаются под колёса».

Так польза или убытки?


С дневными ходовыми огнями ситуация понятная: они потребляют настолько мизерное количество энергии, что никак не влияют на увеличение расхода топлива. А классические «галогенки»? 150 ватт, которые требуются для питания «ближнего»,. тоже не станут серьёзной обузой для кошелька, ведь самый негативный сценарий — это ухудшение топливной экономичности на 1-2%. То есть, если водитель ежемесячно тратит на бензин, допустим, 10 000 рублей, его расходы вырастут на 100-200 «деревянных».

Но главное — включенные днём фары позволяют экономить не деньги, а сотни метров и десятки секунд — расстояние и время, необходимые для принятия верного решения и осуществления безопасного манёвра. Не случайно скряги-скандинавы больше 30 лет подряд ездят со включенным «ближним»! Они давно поняли, что хорошо видимая на дороге машина — это польза, а не убытки. Так что отменять пункт российских ПДД, вызвавший столько споров, явно не следует.

Отсюда.
48 комментариев 4нравится избранное
Unik
badmolot
TrueNoName
klinsmann
  • pivanovmail
    16 09 янв 2016 в 14:21
    После начала рассчетов перестал читать, но свет имхо нужен.

    P.S. бесят долбоебы, которые не только днем без света ездят, но и в сумерки
    • andrewcocos
      1 11 янв 2016 в 15:53
      А меня бесят долбоёбы, которые слепят своим говноксеноном даже днем!
  • Rosamaha
    09 янв 2016 в 14:45
    И вот — очередная волна недовольства. В разгар кризиса автомобилисты снова вспомнили, что автомобильное электричество — отнюдь не дармовое.
    Серьезно? А кто вспомнил? Что-то не замечал нытья в интернетах на этот счет.

    Меня больше напрягает машины у которых стопари нормально не видно при торможении. Либо лампы слабые, либо вообще только габаритные горят, а дополнительных источников света показывающие торможение - нет :|

    Интересно, а габариты сойдут за включенный свет? Понятно, что это не ДХО и не ближний, но все же.
    • TeleTaip
      1 09 янв 2016 в 15:07
      Я 4 января отхватил 500 рублей за то что ехал только с габаритами по трассе
      • Rosamaha
        09 янв 2016 в 18:57
        Хотел дописать уточнение про город.

        Они прям сразу определили, что у вас габариты были включены? Или вы какой-то пункт проезжали? Ладно - 500 р. если вообще без фар, но могли и предупредить, свет то был.
        • TeleTaip
          09 янв 2016 в 19:27
          Меня остановил патруль ДПС на трассе. Было светло и я просто забыл включить фары. А габариты горели. У меня сразу видно что габариты горят а фары нет.
          Я тоже рассчитывал на предупреждение, тем более что у меня нет других штрафов. Но видимо начало года и надо начинать план
  • ATHeiSt
    09 янв 2016 в 14:46
    На трассе 100% нужен круглые сутки, в городе тоже хорошо, особенно если погода не ясная. Хотя в солнечную погоду тоже бывает никуя не видно.
    • Rosamaha
      09 янв 2016 в 14:47
      В солнечную из-за включенного света, порой вообще не видно - тормозят ли.
      • mikebutrimov
        09 янв 2016 в 23:14
        шта?
      • fearmer
        10 янв 2016 в 13:55
        В солнечную погоду, особенно зимой, совершенно не видно встречную машину без фар если солнце в лицо. С фарами видно.
        • Rosamaha
          12 янв 2016 в 11:08
          В общем - фары хорошо. Я понял :D Еще бы у всех они корректно работали.
          • fearmer
            12 янв 2016 в 12:26
            Днем - без разницы.
  • intersign
    2 09 янв 2016 в 15:18
    «Гораздо большее влияние на расход оказывают, например, неправильно накачанные покрышки и манера езды» - с языка сняли. Ездил всегда с ближним, даже ещё до ввода обязаловки. Реально не видно иногда в зеркало, если кто-то едет без света.
  • rvs
    3 09 янв 2016 в 16:19
    Особенно ничего не будет. Живу в стране где такого правила нету. Аварийность гораздо ниже, за 3 года наверное по одной аварии в год видел.

    Гораздо более значение оказывают нормальные дороги, знаки, разметка и культура вождения.
  • Nikitian
    09 янв 2016 в 17:53
    Включенные фары однозначно нужны. Теперь банально проще мельком взглянув, понять: движется машина или припаркована.
    А вот бесят те, кто вместо ближнего света использует птф. Да ещё и задние до кучи включают, чтобы слепить всегда, слепить везде!
    • Rosamaha
      2 09 янв 2016 в 18:59
      Бывают фары такие, что и без птф слепят сильнее. Замечал на какой-то Ауди со светодиодными стопарями, глаза вечером просто выжигает.
    • Spellos
      2 09 янв 2016 в 19:05
      • Nikitian
        09 янв 2016 в 19:47
        Да, бздеть в приличном обществе тоже законом допускается, но можно и по лицу получить, ничего не нарушив )
        • He1ix
          09 янв 2016 в 21:03
          И сколько же негодяев наказал лично ты?
          • Nikitian
            09 янв 2016 в 21:05
            Я по другую сторону баррикад :P
            • He1ix
              09 янв 2016 в 21:09
              Касаемо ПТФ или бздёжа?
              • Nikitian
                4 09 янв 2016 в 21:09
                Сохраню интригу
    • ottoshtirlic
      10 янв 2016 в 21:03
      Некоторые думают что ПТФ гораздо эффективнее ближнего. Глупыши. птф эффективны только в туман и при мороси чтобы светить дорогу перед собой куда ближний не попадает, причем это все, да и то не значительно эффективнее чем ближний.
  • klinsmann
    1 09 янв 2016 в 17:55
    Оч много всё равно без света ездят задолбали уже
  • f1203
    4 09 янв 2016 в 18:08
    Капитан Очевидность разбушевался, такую простыню накатал.
  • savagebk
    1 09 янв 2016 в 21:55
    Про Беларусь гонево, до сих пор днем не обязательно что-либо включать, только голову и поворотники со стоп-сигналами.
  • axtrace
    3 09 янв 2016 в 23:14
    я помню, как стало легче идти на обгон на трассах после внедрения этого закона. Стало видно машины!
    • horses
      10 янв 2016 в 11:42
      Солидарен. Днем в некоторых случаях не понятно на тебя едет машина или попутная. Это особенно актуально, если нужно обогнать фуру или даже несколько фур, идущих друг за другом.
      Со светом все становится ясно. Правда бесят дебилы, которые его не включают. Было раз или два, что уже во время обгона понимал, что машина то встречная и приходилось что-то решать (обычно вклиниваться между фур).
  • mvcdev
    5 10 янв 2016 в 11:37
  • horses
    10 янв 2016 в 11:44
    "Экономным" предлагаю дома все пульты засунуть в пакетики, использовать во всем доме пару слабенбких,тусклых лампочек. И не дай боже, чтобы они просто так горели. Стирать руками, а не в машинке стиральной (столько воды и света). Ни когда не пользоваться кондиционером! Не пользоваться холодильником. Вот это будет экономия реальная.
    • savagebk
      2 10 янв 2016 в 14:38
      думаю пульты у них и так в пакетиках
  • rds
    3 10 янв 2016 в 12:12
    Вчера вренулся с дальней дороги и всем кто возмущается хочу сказать засунуть свое возмущение куда подальше. Встречал тех, кто и в городе и на трассе ездил без света. И даже встречал тех кто ездит с ДХО в сумерки/туман/пугру(по дороге все было). Так вот для ДХО заметил такую штуку, что задние габариты не горят и машина становится не видна для тех кто сзади, а когда такая машина выходит на обгон без поворотников то она превращается в призрака на твоем пути, которого можно заметить слишком поздно. Встречал возмущение водителей которые за год меняют по 3-4 комплекта ламп, мой совет простой поставьте ДХО.
    В дороге был случай когда начало носить на заснеженной трассе, и спереди и сзади народ начал притормаживать в том числе из-за того что мои фары вдруг начали из стороны в сторону светить. Сам видел пару таких машин по пути, которых начинало носить.
    На мой взгляд 1% расхода или цена комплекта ламп не должна останавливать водителей от включения ближнего света ибо цена выключенному свету жизнь
    • ottoshtirlic
      1 10 янв 2016 в 20:57
      Поддерживаю полностью. Видел уродов которые в метель едут с ДХО которых нихера не видно. Очень не хочется выехать такому в лоб при обгоне.
  • Suhoy
    13 янв 2016 в 19:22
    На каких же сверхзвуковых скоростях вы летаете, что машины без фар не замечаете? Тем, кому удобно мельком глянуть, что бы понять, стоит машина или едет, хочется сказать: в телефон меньше втыкайте, и по сторонам глазенками следите. Любой адекватный человек должен быть в курсе обстановки вокруг себя, для этого нужно постоянно оглядываться, а не смотреть в зеркала только перед перестроением. Что касается пешеходов, то они делятся на баранов, которые еще не попали под колеса, и здравомыслящих, которые отличаются от первых тем, что смотрят по сторонам. И что будет у вас включен свет, что не будет - баран все равно не увидит. Все вышесказанное относится исключительно к городу. На трассе свет обязан быть включен, не обсуждается. А я как ездил днем в городе без света, так и буду продолжать, и плевать на нытиков, которые жалуются, что меня поздно заметили.
    • Suhoy
      13 янв 2016 в 19:24
      И выше правильно сказали, что главное влияние на безопасность оказывает состояние дорог, разметка, и культура (читай адекватность) водителей.
      • fearmer
        14 янв 2016 в 10:19
        и культура (читай адекватность) водителей.
        Поэтому вам следовало бы сдать права - человек, постоянно и осознанно нарушающий ПДД даже в таком пустяковом вопросе явно не имеет права считать себя адекватным и культурным.

        Кстати, а чем вам так мешает свет, что вы принципиально его не включаете?
        • He1ix
          14 янв 2016 в 10:43
          Лампочки очень дорогие, видимо.
          • Suhoy
            14 янв 2016 в 23:02
            Петросян.
        • Suhoy
          14 янв 2016 в 23:10
          Можно на "ты". Вот скажи, раньше этого пункта в правилах не было, и никто не заморачивался, кто хотел - включал. Теперь поправку ввели, и все, меня нужно записывать в число злостных нарушителей? В чем логика? А если завтра скажут всем носить оранжевые галстуки, тоже в меня помидорами бросать будете? Я, конечно, утрирую, но это для наглядности. Свет мне, во-первых, лень включать-выключать, а те умники, которые оставляют его включенным на постоянку сейчас, зимой, слепят первые этажи во время ночных автозапусков, это пример из моего двора. Во-вторых, мне не нравится, как выглядит машина днем со включенным светом, я считаю это маразмом. Ну и до кучи, машина с включенным светом "затмевает" пространство за собой, видно только фары, все остальное засвечивается. Мне трудно объяснить это словами, тем более в такой форме. Но это индивидуально, я полагаю.
          • fearmer
            2 15 янв 2016 в 13:20
            Раньше в правилах много чего не было. И хорошо, что нормативные документы хоть как-то дорабатываются в сторону обеспечения безопасности дорожного движения.

            Кому-то неудобен ремень.
            Кому-то жарко в тазу без кондея или стыдно смотреть в глаза окружающим. Он тонируется в ноль по кругу.
            Кому-то далеко идти от парковки до входа в Ашан и он ставит машину на места для инвалидов.
            Кто-то считает, что все лохи, кто стоит в очереди на поворот и пролезает вторым/третим/пятым рядом.

            Твои аргументы - "Мне лень" и "мне не нравится". Очень по-взрослому.
            Садясь за руль автомобиля, ты принимаешь на себя обязательства перед другими участниками дорожного движения. В том числе - соблюдать правила (по закону) и создавать минимум неудобств другим (по понятиям).
            Лень включать фары - это одновременно и то и другое.
            в ЛЮБОЙ ситуации машина, обозначенная огнями, заметнее, чем без них. А это непосредственно влияет на безопасность дорожного движения.

            Давай завтра твой стоматолог не наденет перчатки со словами "а мне неудобно, не нравится латекс, я руки мыл, да раньше перчаток вообще не было". Как ты отреагируешь?
            • Suhoy
              16 янв 2016 в 09:02
              Нормально я отреагирую, не думаю, что у него на помытых руках будет больше микроорганизмов, чем в полости рта любого ) Более того, я как не пристегивался, так и не собираюсь, и не потому что лень или ремень мешает, нет, это личный выбор после обдумывания, хотя и автобус догонял, и на мосту в колею попадал с переборкой половины машины. И тонировка у меня пятаком в круг, кроме лобового, и ничего из этого не мешает ни мне ни другим водителям. Не видно сквозь мою машину на повороте? Какие проблемы? Подожди, пока я поеду, потому что я сквозь поток все-равно не проскочу, либо после меня. К тому же, есть джипы, газели, вэны, сквозь которых тоже не видно. А вот парковка на местах для инвалидов и влезание со вторых/третьих рядов я считаю грубостью и наглостью, которая и рядом не стояла с включенными фарами, не нужно сваливать все в одну корзину. Все-таки есть градация от "мелких нарушений" до "в конец охренел". Ты бы еще сравнил меня с теми, кто на красный летает, чё, логика же железная..
              • andrewcocos
                1 16 янв 2016 в 16:58
                Ну то есть ты официально признаёшь, что ты мудак. Окей.
                • Suhoy
                  17 янв 2016 в 02:47
                  Иди куда шел.
            • Suhoy
              16 янв 2016 в 09:04
              Ну, в общем, дальнейший спор бессмыслен. Ты так и будешь утверждать, что меня не видно, и я сволочь последняя, а я буду посылать таких как ты за биноклями, раз дальше своего капота ничего разглядеть не могут.
    • fearmer
      1 14 янв 2016 в 10:17
      На каких вы дорогах ездите, что у вас не бывает ни солнца в глаза, ни грязи, которая залепляет стекла?
      А я как ездил днем в городе без света, так и буду продолжать
      19.5
      И чем вы лучше тех, кто паркуется на газонах?
      • Suhoy
        14 янв 2016 в 23:11
        А с какого перепугу тут уместно сравнение с газонщиками?
      • Suhoy
        14 янв 2016 в 23:12
        И раз уж на то пошло, то выключенные фары не перегораживают путь пешеходам, не занимают место на детской площадке, и не портят клочки оставшейся городской природы.
        • fearmer
          1 15 янв 2016 в 13:22
          С того, что и ты и они нарушают ПДД.
          И ты и они мешают другим людям.
          Да, ты не перегораживаешь проход. Но ты мешаешь людям разглядеть твой автомобиль с безопасного расстояния.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.