Кто и как учит нас водить: откровенные заметки инструктора.
Ни для кого не секрет, что наша страна – одна из первых в мире по количеству автомобильных аварий. В России их происходит около 200 тысяч в год, и это — только зарегистрированных. При этом не менее 30 тысяч человек ежегодно погибает по причине ДТП. В европейских странах этот показатель ниже в 10-12 раз. В то же время социологические опросы показывают, что наши граждане довольно равнодушно относятся к проблеме безопасности на дорогах.
Почти каждый из нас видел на дороге искореженные автомобили, а многие даже сами были свидетелями аварии. Почти у каждого был случай представить себя на месте того, с кем случилась беда. Водители проезжающих авто снижают скорость, на время задумываются об опасности, которая подстерегает на каждом шагу, и даже начинают прилежно соблюдать правила… но через какое-то время все возвращается на круги своя. Да, того мужика жалко. Но со мной-то этого не произойдет!
День за днем в бездонную пропасть падают люди, часто увлекая за собой тех, кто оказался рядом и не мог повлиять на ситуацию. Кто-то попадет под колеса многотонного грузовика. Кому-то в доли секунды раскрошит череп и грудную клетку о руль и ветровое стекло – он даже не успеет испугаться. Кто-то вылетит из салона и его придавит собственный перевернувшийся автомобиль – ему было лень пристегнуться ремнем безопасности.
Уверяю вас, есть множество различных способов погибнуть при ДТП.
Судьба тех, кто выжил, часто не менее плачевна. Многие из них прикованы к постели или к инвалидной коляске и никогда уже не смогут жить полноценной жизнью. И таких людей очень много – фактически, их в 7-8 раз больше, чем тех, кто погиб.
А кто виноват?
В самом деле, чем мы хуже других стран мира? Может, автомобили наши виноваты, подушек безопасности у них нет? Согласен, по нашим дорогам ездит крайне мало автомобилей, оборудованных такими подушками и отвечающих современным требованиям безопасности. И все-таки у каждого, даже самого безопасного по современным меркам автомобиля, есть «мозг» – его водитель, а он-то в большинстве случаев и является причиной аварии.
Чаще всего столкновения происходят из-за ошибок водителя в выборе скоростного режима, неправильного торможения, запоздалых и неумелых действий рулем. Причиной ДТП может стать и излишняя самоуверенность некоторых водителей, их неумение предвидеть и предотвратить опасность. Как ни странно, даже приличный стаж водителя не является гарантией его мастерства. Но все же тому, кто недавно за рулем, бывает намного сложнее выйти невредимым из критической ситуации.
Те, кто отвечает за безопасность движения, например, высокие чины из ГИБДД, хором заявляют, что причина высокой аварийности — плохая подготовка водителей в автошколах. Дескать, учат там отвратительно, и потому именно новички часто становятся виновниками ДТП.
Это, конечно, далеко не единственная причина, но одна из основных. В наших автошколах действительно обучают плохо. Поскольку я сам инструктор, мне это хорошо известно.
Автошкол в крупных городах нашей страны не просто много, а очень много: буквально на каждом шагу можно встретить соответствующую рекламную вывеску. И разговоры о том, что пора, мол, повысить качество обучения, ведутся не первый день. Как раз недавно прошел очередной слух, что правила приема экзаменов на получение удостоверения будут вскоре ужесточаться, а продолжительность обучения в автошколах увеличится. Этот слух тут же породил массовый поток желающих как можно быстрее получить заветные «корочки».
Допустим, что слухи оправдаются – уже через год сдать экзамен «на права» будет намного труднее.
Только что это нам даст?
Рыба тухнет с головы!
Контролировать все лицензированные автошколы призваны два ведомства: Министерство образования и органы ГИБДД. Задача Министерства образования — выдавать лицензии на право обучения. Органы ГИБДД контролируют материально-техническую базу автошкол (вплоть до состояния учебных автомобилей!), и принимают экзамены на право управления у выпускников. Они же выдают и водительские удостоверения.
О механизме выдачи лицензий автошколам думаю, догадываются многие – за определенную плату можно оформить автошколу даже в вытрезвителе.
Что касается контроля над качеством обучения в той или иной автошколе – он также входит в обязанности ГИБДД. Показателем качества при этом почему-то считается процент учеников, сдавших экзамен с первой попытки.
Утром — деньги, вечером — стулья
Никого уже не удивляет немыслимый факт: водительское удостоверение в нашей стране можно получить, ни разу не садясь за руль автомобиля! Механизм покупки «прав» работает без всяких сбоев из года в год, конвейер запущен «на широкую ногу». И сколько еще лет он будет функционировать — предсказать трудно. Но нет никакого сомнения в том, что этот конвейер в итоге и поставляет будущих клиентов для той самой гильотины – иными словами, участников и виновников серьезных ДТП. Сдать экзамен за деньги просто: от кандидата требуется только присутствие и предварительная оплата (через посредника). А в нужный момент нужные педали за вас нажмут.
Принимает оплату инспектор ГИБДД. А посредником является инструктор автошколы. При этом сам экзамен – не более чем мистификация, небольшой спектакль для избранной публики. Иногда, к примеру, экзаменатор просит кандидата нарочно сбить стойку, чтобы можно было его побыстрее отпустить (сдача экзамена при этом все равно оформляется с первой попытки). Но чаще всего испытуемый, на глазах у толпы других кандидатов в водители, просто садится в экзаменационную машину, через минуту выходит из нее и покидает площадку. Оценка – сдал!
По моим приблизительным подсчетам, более 60% выпускников автошкол получают водительское удостоверение «обходным путем».
Теперь подумайте, чего мы добьемся, если сделаем условия сдачи экзамена еще более жесткими? Кого станет при этом больше: мужественных безумцев, готовых сдавать самостоятельно, или тех, кто предпочтет просто купить «права»? Ответ угадать нетрудно.
Похоже, что грозясь ужесточить условия экзамена, чиновники просто стараются отвлечь общество от основной проблемы — цветущей коррупции в органах ГИБДД. На деле же, как только экзамен усложнится – автоматически вырастут цены на покупку «прав», на радость инспекторам-экзаменаторам и инструкторам-посредникам.
«Хуже научу – больше заработаю» или как работает лицензированная автошкола
Большинство московских автошкол имеют «правильные» государственные лицензии. В этих школах есть оборудованные для обучения классы с плакатами и прочими наглядными пособиями. По окончании курса ученику выдается личная карточка водителя с сопутствующими документами. Автошколы также организуют и сдачу экзамена в ГИБДД.
Имеющая лицензию автошкола обязана соблюдать норму часов обучения по утвержденной программе подготовки водителей соответствующей категории. И действительно, по документам подготовка ведется надлежащим образом.
На самом деле общее количество отведенных для обучения часов часто умышленно сокращается. Например, длительность занятия по вождению по утвержденной программе составляет 2 часа (астрономических) – это 120 минут. Говоря «2 часа», инструктор любой автошколы имеет в виду часы академические – по 45 минут, итого получаются уроки по 90 минут. Вот такая игра слов.
По окончании всего курса учащегося ждет внутренний экзамен, состоящий из двух этапов: теории и вождения. Последний принимают инструкторы автошколы. В большинстве случаев внутренний экзамен по вождению показывает, что ученик к сдаче экзамена в ГИБДД не готов. Если еще чуть-чуть надавить психологически, то процент от взятки за «права» посредникам обеспечен.
На самом деле ученик часто не виноват в том, что пришел на внутренний экзамен неподготовленным. За то количество обязательных практических занятий, которое проходит обычный ученик автошколы, он просто не успевает усвоить все необходимые приемы вождения.
Ну, а если все же выпускник хорошо подготовлен, сам сдал внутренний экзамен и собирается экзаменоваться в ГИБДД? Представьте себе, для его «родной» автошколы это даже плохо. Ибо где гарантия, что экзамен он сдаст с первого раза, мало ли какие обстоятельства подвернутся! Не будем забывать, что именно процент сдавших «с первой попытки» для автошколы крайне важен, так как является показателем ее успешной деятельности. Тех, у кого этот процент низкий, органы ГИБДД могут и наказать, глядишь – лицензию отнимут. А вот если ученик заплатил – то результат гарантирован: процент сдачи будет стабильно высок и не «испорчен».
Инструктор автошколы является только начальным звеном цепочки, по которой передаются деньги за формальную сдачу экзамена в ГИБДД на получение водительского удостоверения. Следующее за ним звено – руководитель автошколы, который непосредственно и контактирует с представителями органов ГИБДД. Все они имеют свой процент от общей суммы, чаще всего четвертую часть.
Спрашивается, зачем инструктору хорошо учить, если он заработает больше, обучая плохо? Остается просто тянуть время на занятии, давая какие-нибудь элементарные навыки вождения, и урезать с каждого урока по несколько минут. Тронулся, остановился – вот и молодец, а если руль научился при этом вращать, то вообще асс. И получается: плати деньги, экзамен все равно сам не сдашь, а потом научишься, может быть… и вообще это будет уже не наша проблема. По этому принципу работает большинство автошкол.
К сожалению, количество учеников в автошколе не особенно зависит от качества обучения, так как, согласно опросам, автошколу чаще всего выбирают поближе к работе или к дому. А в последнее время спрос на эту услугу так высок, что у автошкол с набором клиентов проблем не возникает.
И если вам говорят по телефону: «У нас высокий процент сдачи экзамена в ГИБДД», то можете смело готовить деньги на поддержание этого самого процента.
Куда же руководство смотрит?
Обычно руководитель такой автошколы находится меж двух огней. С одной стороны — недовольные качеством обучения ученики. Ну, а с другой стороны — органы ГИБДД, у которых каждый руководитель лицензированной автошколы подвешен «на крючок». Как только снижается прибыль, которую автошкола приносит сотрудникам ГИБДД, они за этот крючок и начинают подергивать: «Плохо работаете, товарищ. В следующем месяце ждите представление!» (это такое письмо автошколе от органов ГИБДД: мол, низкий процент сдачи, плохо обучаете, примите меры). А «представление» для руководителя автошколы – все равно что укус гадюки: три таких письмеца за год — и ставится вопрос о приостановке действия лицензии. Вот и пресмыкается наш руководитель перед сотрудниками ГИБДД.
«Представление» высылается любой автошколе, у которой процент сдачи экзамена в ГИБДД с первого раза меньше среднего «по госпиталю», это примерно 60%. А поскольку завалить при желании можно любого кандидата в водители, и примеров тому множество, то получается: кто платит — тот и музыку заказывает. То есть, получает «права». А экзаменаторы, естественно, частенько отыгрываются на тех, кто не платит и, зачастую, действительно умеет водить. Это проще всего сделать в городе: ведь «катать» ученика можно и пять, и двадцать минут – пока не ошибется. А «помочь» ошибиться – тоже проще простого.
Осторожно: автошколы-хамелеоны!
Да-да, есть и такие. Это — автошколы, не имеющие лицензии. Как ни странно, именно автошколой-хамелеоном является одна из самых крупных автошкол столицы, имеющая филиалы почти во всех районах.
Завлекают клиента такие автошколы низкой ценой, сезонными скидками и удобным расположением площадок. Аудитории там большие, а для быстрой окупаемости количество теоретических занятий снижено до минимума. Такие автошколы вправе сами себе устанавливать количество часов и определять программу обучения.
Обычно ученик начинает подозревать неладное только при начале практического вождения. Обязательных часов занятий с инструктором в таких автошколах не установлено, а сами инструкторы перегружены (народу-то много!) и вовсе не горят желанием заниматься за оговоренную умеренную плату. Часто они произвольно увеличивают стоимость урока под любым предлогом (вечер, праздник, выходной день), а само занятие укорачивают на 10-15 минут. Занимаются с учеником такие инструктора обычно редко: один – два раза в неделю.
Администрация школы-хамеолеона будет вас уверять, что у них есть возможность организованной сдачи экзамена в ГИБДД. Однако это неправда. По окончании курса всем предлагается сдать экзамен в ГИБДД самостоятельно – экстерном. Тех же, кто пожелал сдавать организованно, записывают в автошколу-посредник, которая оформлена по всем правилам и имеет соответствующую лицензию. При этом учащимся предлагают сдать обязательный внутренний экзамен и подождать некоторое время. Это время они будут официально по бумагам обучаться в другой автошколе.
«Перемена цвета» происходит абсолютно бесшумно. О том, что вы учились в одной школе, а экзамены будете сдавать в другой, вам, разумеется, сообщать не станут. Иногда мимикрия достигает пределов возможного: название автошколы-посредника почти совпадает с автошколой-донором, и непосвященный ученик разницы не заметит.
Ну, а когда вы придете на обязательный внутренний экзамен – сработает описанный нами ранее механизм. Вы будете сдавать столько раз, сколько требуется для того, чтобы вы сдались и заплатили деньги. Вам – права, инструктору и экзаменатору – магарыч, автошколе-посреднику – хорошая статистика!
А если экстерном?
К экзамену на право управления автомобилем можно подготовиться и без автошколы. ПДД придется выучить самому. Что касается практической части, обучать вождению имеет право лишь лицо, имеющее соответствующее свидетельство и специально оборудованный учебный автомобиль. И если ваш родственник дядя Федя всю жизнь провел за баранкой, но не имеет свидетельства инструктора, он не имеет права даже на час посадить вас за руль своей «шестерки».
Однако частных инструкторов в Москве много. И многие из них — действительно профессионалы. Такое обучение стоит дороже, но обычно качество его намного выше, чем в автошколе. Вместе с тем, при такой форме обучения вам не помогут освоить теорию, и это – основной ее недостаток. Если вы предпочли частный инструктаж, стоит дополнительно самому почитать хорошие учебники по ПДД (Громаковского, Зеленина и др.).
Особый случай представляют собой различные курсы водительского мастерства. Специализация таких школ – обучение защитному, спортивному и экстремальному вождению. Правила дорожного движения там обычно не преподают, а «делают упор» на водительские навыки. Как правило, на курсы приходят те, кто уже имеет «права». Сдачу экзамена в ГИБДД такие школы не организуют.
По окончании самообучения вы приходите в одно из двух МРЭО ГИБДД (одно – для северных, другое – для южных округов), записываетесь на экзамен и можете сдавать. Разрешается одна попытка в неделю.
Будут ли гаишники вас «заваливать»?
Как ни невероятно это звучит, инспекторам ГИБДД невыгодно «заваливать» тех, кто сдает экстерном. Они обычно не берут взяток напрямую, а значит, получить деньги с этих кандидатов в водители для них проблематично.
Поскольку вождение (особенно в городе) поначалу не такое простое дело, то народ «заваливается» и без помощи экзаменатора: кто-то плохо подготовился, «недокатал» площадку или город, а кто-то не доучил ПДД. Вдобавок против ученика играет эмоциональный и психологический момент – страх перед испытанием и «гением зла» — гаишником, незнакомая машина и обстановка. С первого раза экстерном сдают довольно редко. И по сравнению с «проплаченным» процентом автошкол этот процент крайне низок – примерно 15-20. Но все же, пусть не с первой, а со второй, третьей, четвертой попытки сдать экзамен можно, без всяких взяток, самому! Конечно, при условии, что вы действительно научились водить.
В последнее время ходят слухи, что экстернат хотят отменить. Предлогом для отмены служит пресловутый низкий процент сдачи экзамена с первого раза.
Если произойдет отмена экстерната, полностью исчезнет та конкуренция автошколам, которую на сегодняшний день составляют квалифицированные частные инструктора и специализированные школы вождения. И тогда – празднуй, халтурщик и взяточник, господин инструктор автошколы: никуда клиенты не денутся, придут к тебе «учиться»… потому что больше идти будет некуда.
Что же делать?
Пока мы тут с вами беседовали, ваша очередь уже порядком подвинулась. А вы еще продолжаете в ней стоять? Может быть, плюнуть, пока не поздно, на это вождение, и бегом, бегом отсюда?
Что же, я вижу, вы человек упорный. Вы твердо решили научиться водить машину. И, в то же время, хотите сохранить в целости свою голову, а также автомобиль. В таком случае, позволю себе дать вам совет.
Если вы покупаете свои «права» – помните: вы полностью в ответе за то, что может случиться с вами (а также пассажиром вашей машины, ребенком на дороге) из-за вашей плохой подготовки. Никому потом вы не предъявите счет – ни автошколе, ни посреднику, через которого вы передали деньги, ни инспектору ГИБДД, который «поставил» вам высшую оценку ни за что.
Да, экзамен в ГИБДД, если его все-таки сдавать, тоже не проверяет водителя «на все сто», есть и там элемент случайности. Но за те несколько попыток, которые вы совершаете, вы все-таки учитесь многим важным вещам. И потом – если вы сдали сами, без взятки, значит, что ни говори, можете водить!
Итак, автошкола или экстернат?
Если уж без автошколы вам никак не обойтись, не выбирайте сразу то, что ближе к дому. Хорошие школы пока еще существуют, хотя их очень мало. Прислушайтесь к рекомендациям знакомых и друзей, но учтите, они не всегда могут быть объективны. Так же, впрочем, как и отзывы в Интернете. Не стоит забывать, что в одной автошколе может быть несколько преподавателей теории и, конечно же, инструктор тоже не один.
Школ-хамелеонов избегайте, как чумы! Узнать их можно по дешевой стоимости обучения, «укороченному» курсу теории и отсутствию обязательных часов практических занятий.
Не жалейте времени на теоретические лекции, даже если вам кажется, что правила можно выучить самому. Доскональное знание правил не только спасет вас от аварии на сложном перекрестке, но и сэкономит вам время и деньги при общении с инспектором ГИБДД.
Прежде, чем оплатить обучение, желательно сходить на одно занятие по теории, и если лектор «жует жвачку» — не ходите к нему, идите к другому. Без колебаний меняйте инструктора, если он вам не подошел. Автошкола берет у вас плату за обучение, и если взамен она предоставляет вам некачественные услуги – вы вправе жаловаться руководству и даже потребовать возврата денег.
То, что вы сегодня им «спустите», завтра станет нормой жизни по отношению к другим ученикам.
Сделайте все, что от вас зависит, чтобы сдать экзамен в ГИБДД самому. Если нужны дополнительные занятия – берите их без колебания, поскольку в идеале курс обучения вождению – это 130 часов, а вовсе не 30! И надо иметь в виду: сколько бы часов вы не отзанимались с инструктором, он не сможет вам постоянно подсказывать и думать за вас, научитесь принимать решения самостоятельно и быстро. Ведь в конце концов вы останетесь один на один с вашим автомобилем и дорогой.
Если все-таки решили платить, чтобы не тратить время и нервы, помните: в итоге вы можете оказаться в очереди на совершение ДТП. Может быть, даже со смертельным исходом. И тем, что вы дали взятку должностному лицу, пусть и через посредника, вы уже нарушили закон.
Спросите себя: уверенно ли я чувствую себя за рулем? Твердо ли знаю правила?
Понимаю ли меру ответственности за то или иное нарушение?
Ответили хоть раз «нет», или «не вполне» — не садитесь за руль. Занимайтесь дальше, открывайте ПДД и учите их заново. Иначе беда вас настигнет рано или поздно.
Если же вы будете сдавать сами – наберитесь упорства и мужества (даже если вы — девушка). Таких, как вы, в нашей стране сейчас мало. Но за вами будущее!
Если вы учитесь в автошколе, готовьтесь к тому, что вас всячески будут подталкивать на взятку заинтересованные лица. Экзамен, как внутренний, так и внешний, с первого раза сдают единицы. Но с каждой последующей попыткой ваш шанс сдать экзамен увеличивается. Если вы готовились сами и сдаете экстерном – не жалейте потраченного времени. Оно потрачено не зря! После каждой неудачной попытки проводите «разбор полетов» и «работу над ошибками».
Неважно, с какой попытки сдан экзамен, важно, что вы научились безопасно водить. Вы сражались в неравном бою, и в итоге сами одержали победу, в том числе — над собой. А в результате вы набрали необходимый опыт, и у вас есть все шансы никогда не попасть в пресловутую очередь.
Удачи вам в учебе и на дороге!
Источник: автопортал
А вот ездить правильно, соблюдать ПДД и ДДД, предвидеть обстановку на дороге и правильно её трактовать меня научил авто-раздел на местном форуме. Точнее подраздел «Авто. Аварии» и «Авто. Идиоты». Ну и опыт, конечно.
Разве это так? в Украине обучать может каждый, у кого есть соответствующий стаж. При этом обучающий несет ответственность за действия того, кто сидит за рулем. Был уверен, что у вас точно так же.