Связь в автоколонне. Сравнение LPD/PMR раций.
Два автомобиля это компания, а три это уже колонна. И чем больше участников, тем сложнее координироваться. Остро встает вопрос оперативной и надежной связи. Казалось бы, самый простой и очевидный вариант - сотовая связь. Но она обладает несколькими серьезными недостатками: зависимость от доступности сотовой вышки, необходимость ожидания установления соединения, услуги оператора не бесплатные.
Быстро и решительно избавляемся от оператора сотовой связи, переходим из цифры в аналог, уходим в законодательно разрешенный диапазон частот - и мы получаем перед собой радиостанцию гражданского диапазона (CB, LPD или PMR). Мы больше не зависим от инфраструктуры посредника-оператора, мы можем оперативно общаться друг с другом нажатием одной кнопки, мы платим только за батарейки или зарядку аккумулятора. Но и здесь, увы, не без недостатков.
Есть такое понятие, как дальность устойчивой связи. Она складывается из мощности передатчика, избирательности и чувствительности приемника, эффективности передающей и принимающей антенны, уровня электромагнитных помех, препятствий между приемником и передатчиком и так далее. То есть, для максимального качества связи нам нужно взять мощный передатчик и качественный приемник, установить антенну с большим коэффициентом усиления, найти свободную от помех частоту и постараться устранить все препятствия. Вот так плавно и ненавязчиво мы пришли к набору оборудования базовой радиолюбительской станции, с которым можно общаться на десятки, сотни, а то и тысячи километров )
Наша задача скромнее: как правило, при движении в колонне дальность связи особо большая не требуется, должно хватить нескольких километров (при условии, что экипажи дисциплинированы и не норовят растянуться и растеряться кто куда). Так же важен "порог вхождения" - очевидно, что CB (27 MHz) диапазон оптимален для сухопутной передвижной радиосвязи, но чтобы общаться в этом диапазоне придется установить на машину довольно длинную антенну, на что готовы пойти далеко не все - заморочек весьма много. На диапазонах LPD и PMR требования к длине антенны намного ниже. Поэтому самым логичным вариантом выглядит покупка портативных трансиверов диапазона LPD/PMR (433 / 446 MHz), то есть именно того, что подразумевается большинством при слове "рация".
Моделей, входящих в диапазоны LPD/PMR, продается огромное количество, как правило, большинство из них идет комплектом "по две рации". Законодательство предусматривает ограничение максимальной мощности передатчика для LPD(433MHz) - 0,01Вт, для PMR(446MHz) - 0,5Вт. Применение внешних и направленных антенн запрещено. На самом деле, можно без проблем приобрести LPD рацию мощностью, например, в 4 ватта - и куда только смотрит радиочастотный центр? ))
Поскольку за обзоры нам денег не платят, рации собирали как могли - у кадабры.
Подобралась следующая компания:
LPD:
Midland GXT-1050
PMR:Стандарт | LPD |
Диапазон частот | 433.075-434.775 МГц |
Мощность передатчика | 0.01 Вт |
Переключение мощности передатчика | есть |
Количество каналов | 69 |
Поддержка кодирования | CTCSS, DCS |
Количество кодов | 142 |
Количество элементов питания | 1 |
Формат | свой собственный |
Тип аккумулятора | Ni-MH |
Емкость аккумулятора | 800 мАч |
Подключение зарядного устройства | есть |
Особенности | индикатор заряда. можно использовать 4 AA батарейки или аккумуляторы |
Средняя цена | 3 800 руб. |
Voxtel MR-190
Стандарт | PMR |
Диапазон частот | 446-446.1 МГц |
Радиус действия | 3 км |
Количество каналов | 8 |
Количество элементов питания | 3 |
Формат | AAA |
Тип аккумулятора | Ni-MH |
Подключение зарядного устройства | нет |
Особенности | индикатор заряда |
Размеры (ШхВхТ) | 51x148x32 мм |
Средняя цена: | 1 090 руб. (аккумуляторы в комплект не входят) |
Motorola T5622
*видимо тонкий намек на то, что рацию можно "раскрыть" на большую мощность
Диапазон частот | 446,00625 - 446,09375 (PMR) |
Число каналов | 8 |
Количество частотных кодировок (CTCSS/DSC) | 38 |
Мощность передатчика | 0,01 Вт |
Максимальная мощность передатчика | 0,5 Вт* |
Радиус действия | до 5 км |
Питание | батарея NiCd аккумуляторов |
Габариты | 102x60x30 |
Вес | 179 гр |
Средняя цена: | Модель снята с производства |
Cobra MT600-2
VHF/UHFСтандарт | PMR |
Диапазон частот | 446-446.1 МГц |
Радиус действия | 5 км |
Количество каналов | 8 |
Поддержка кодирования | CTCSS, DCS |
Количество кодов | 121 |
Количество элементов питания | 4 |
Формат | AAA |
Подключение зарядного устройства | есть |
Особенности | индикатор заряда, режим сохранения энергии |
Средняя цена: | 2 150 руб. |
Baofeng UV-5R
Эта рация охватывает намного больший диапазон, чем обычные LPD/PMR. Есть возможность работать на прием и передачу с 400 и до 480 Mhz. Так же, есть второй диапазон (т.н. "двойка") 136-174Mhz, что позволяет расценивать данный трансивер как радиолюбительское устройство.
Стандарт | VHF/UHF |
Диапазон частот | 136-174 МГц, 400-480 МГц |
Мощность передатчика | 4 Вт |
Переключение мощности передатчика | есть |
Вид модуляции | FM |
Чувствительность | 0.2 мкВ (12dB SINAD) |
Поддержка кодирования | CTCSS, DCS, DTMF |
Количество кодов | 154 |
Антенна | съемная |
Время работы | 12 ч |
Количество элементов питания | 1 |
Формат | свой собственный |
Тип аккумулятора | Li-Ion |
Емкость аккумулятора | 1800 мАч |
Подключение зарядного устройства | есть |
Особенности | индикатор заряда, режим сохранения энергии |
Размеры (ШхВхТ) | 58x110x32 мм |
Рабочая температура | -20 - 60 °C |
Средняя цена: | 2 290 руб.за одну рацию |
Была возможность протестировать его со стандартной и с удлиненной антеннами, поэтому в таблицах будут периодически встречаться то один, то оба варианта.
Отдельно вне зачета (потому, что с ней связь такая, что проще в окно друг другу кричать) CB-портативка
Midland Alan 42
Мы сразу решили, что будем проводить тесты, исключительно находясь в салоне автомобиля, то есть заведомо усложнили условия. Все должно было быть максимально приближенным к реальности, ведь не будешь же постоянно останавливаться на обочине и залезать на пригорок, чтобы передать какую-нибудь информацию далекому абоненту.
Стандарт | CB |
Диапазон частот | 26.965-27.405 МГц |
Мощность передатчика | 4 Вт |
Переключение мощности передатчика | есть |
Вид модуляции | AM/FM |
Чувствительность | 0.5 мкВ (10 dBS/N, AM) |
Количество каналов | 40 |
Антенна | съемная |
Подключение внешней антенны | есть |
Количество элементов питания | 8 |
Формат | AA |
Подключение зарядного устройства | есть |
Особенности | индикатор заряда, режим сохранения энергии |
Средняя цена: | 4 150 руб. за одну рацию |
Местность для тестирования была выбрана двух типов: город с плотной застройкой и загородная трасса. При этом проводилось по две серии тестов в каждой локации: при наличии прямой видимости и при наличии препятствий между двумя абонентами. Для теста были взяты два автомобиля Kia Sportage первого поколения, на которых установлены комплекты автомобильной CB радиосвязи - через нее мы поддерживали постоянную связь между экипажами.
Сами тесты выглядели так: оба автомобиля останавливаются в одной точке (А), один автомобиль остается на месте, второй отъезжает на заданное расстояние (измерялось GPS навигатором по прямой) и останавливается. Включаем первый комплект раций, первая машина вызывает вторую, затем наоборот, оценку пишем по субъективной десятибалльной шкале, выключаем рации, берем следующий комплект, и так далее, пока не проверим все. После этого первый автомобиль так и продолжает стоять на том же месте, а второй едет дальше, и все начинается сначала.
И так, первая локация - "город":
Очень кстати пригодился длинный и прямой Богатырский проспект. Связь по прямой мерили вдоль него. Результаты записывались с точки зрения абонента в данном конкретном автомобиле. То есть, были ситуации, когда абонент в авто №1 вообще не принимал абонента из авто №2, в то же время в обратном направлении связь была вполне хорошая. Возможно, это объясняется наличием э/м помех в разных точках локации, которые забивали прием, но не мешали передаче. Получились вот такие результаты:
Город, прямая видимость
Midland GXT-1050 | Voxtel MR-190 | Motorola T5622 | Cobra MT600-2 | Baofeng UV-5R | |
---|---|---|---|---|---|
500м | 10 | 8 с шумами | Сигнал 8, разборчивость 2, плохая модуляция | Приём 6, с шумами, передача 0-1. | 10 |
800м | Прием 8, передача 6 | 4 | Прием 1, передача 0-1 | 0 | 9, со стандартной антенной 8 |
1100м | Прием 4, передача 3 (на другом канале 6) | 3 | Roger beep 5, разборчивость 0 | Прием 2, передача 0 | 8, со стандартной антенной 7 |
1660м | 6 | 1 | Roger beep 3, разборчивость 0 | Прием 1, передача 0 | 7, со стандартной антенной 6 |
2050м | 2 с шумами (с откл. шумодавом) | 1 | Roger beep 1, разборчивость 0 | 0 | 5, со стандартной антенной 3 |
2600м | 0 | 0 | 0 | 0 | 5, со стандартной антенной 7 |
3200м | 0-1 | 0 | 0 | 0 | Прием 0, передача 7 |
Город, с препятствиями (дома, городская застройка)
Midland GXT-1050 | Voxtel MR-190 | Motorola T5622 | Cobra MT600-2 | Baofeng UV-5R | |
---|---|---|---|---|---|
480м | 9 | 7 | 5 | Прием 7, передача 0 | 10, со стандартной антенной 10 |
780м | 5 | 3 | Roger beep 5, модуляция 2 | roger | 3, со стандартной антенной 3 |
1050м | 5 | 0 | Roger beep: Прием 4, передача 0-1 | 0 | 4, со стандартной антенной 2 |
1550м | Только roger beep | 0 | 0 | 0 | 2, со стандартной антенной 0 |
2000м | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2630м | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
1. В лидеры вышел с большим отрывом Baofeng - это и не удивительно, при 4 ваттах мощности и эффективной антенне с ним тяжело конкурировать. В один из моментов стандартная антенна стала работать на прием даже лучше, чем удлиненная - возможно более эффективная антенна, благодаря своей чувствительности, смогла "поймать" какую-то помеху, которую короткая "не услышала".
2. На втором месте по дальности оказался Midland GXT-1050.
3. Неожиданно третье место занял Voxtel MR-190.
4. Cobra MT600-2 - одна из раций в этом комплекте оказалась с дефектом и отказывалась нормально работать на передачу, оценивать связь пришлось в одностороннем режиме.
5. Motorola T5622 - удивительная рация. Казалось бы, достаточно мощный сигнал, который уверенно открывал шумодав вплоть до 2км по прямой. Но модуляция настолько отвратительная, что разобрать слова совершенно невозможно. Ощущение, что человек разговаривает с заклеенным ртом. Поэтому в ячейке присутствует две оценки - баллы разборчивости голоса и баллы разборчивости Roger Beep (сигнал окончания передачи, отправляется рацией автоматически при отпускании кнопки). Почетное последнее место.
Участвующий вне зачета Midland Alan 42 выбыл из борьбы уже на 500м. Дело в том, что даже на таком смешном расстоянии пришлось выйти из автомобиля на улицу - при передаче из салона он даже не мог открыть шумодав у другого абонента. На передачу он отработал на 1 балл, после чего стало ясно, что смысла тратить время на его дальнейшее тестирование нет никакого. Снова подтвердилась аксиома, что в CB диапазоне имеет смысл работать только при наличии достаточно серьезного набора оборудования. Портативкам тут места нет.
Перемещаемся на вторую локацию - "загородная трасса"
Трасса с неровностями рельефа
Midland GXT-1050 | Voxtel MR-190 | Motorola T5622 (оценка только по Roger Beep) | Cobra MT600-2 | Baofeng UV-5R | |
---|---|---|---|---|---|
600м | 9 | 8 | 6 | Прием 6, передача 0 | 10 |
1000м | 7 | 2 | 2 | Прием 1, передача 0 | 8, со стандартной антенной 7 |
1600м | Прием 0, передача 6 | Прием 0-1, передача 3 | - не проверялось - | - не проверялось - | Прием 3, передача 7 |
2000м | Прием 2, передача 7 | 0 | - не проверялось - | - не проверялось - | Прием 1, передача 2 |
2500м | 0 | - не проверялось - | - не проверялось - | - не проверялось - | 0 |
Трасса по прямой
Midland GXT-1050 | Voxtel MR-190 | Motorola T5622 (оценка только по Roger Beep) | Cobra MT600-2 | Baofeng UV-5R | |
---|---|---|---|---|---|
1100м | 8 | 3 | - не проверялось - | - не проверялось - | 9 |
1800м | 6 | 1 | 1 | 0 | 7 |
2000м | Прием 1, передача 8 | 0 | - не проверялось - | - не проверялось - | Прием 4, передача 6 |
Тест "по прямой" пришлось прекратить на 2000м по причине того, что ровная асфальтовая прямая на этом заканчивалась, и дальше шли повороты. Поэтому предельную дальность связи по прямой за городом установить так и не получилось. Но цель нашего исследования состояла не столько в том, чтобы выявить самую "дальнобойную" рацию, а для того, чтобы определить на каком расстоянии, в общем и целом, можно комфортно общаться при передвижении на автомобилях. Кстати CB за городом работало на всех вышеприведенных расстояниях вполне хорошо.
Вывод таков: при использовании обычных популярных PMR/LPD, продающихся комплектами, при езде и по городу, и за городом - не стоит разделяться дальше, чем на ~1.5км - любая неровность местности, поворот или другое препятствие, и дальность связи сразу же падает очень сильно. А заявленные в брошюрах оптимистичные цифры дальности нужно смело делить на 2.
Огромное спасибо одноклубникам по кадабре: @Turbocat, @BeeRMaN, @Michspar и @Cooleroff за предоставленные рации. А так же @Michspar и @Cooleroff отдельное спасибо за помощь в проведении тестов.
В этом году поднимаясь на вулкан авачинский слушал радио в колонне по громкой связи… прямо как в 90е с магнитофоном на плече:)) правда переговоры мчс периодически прерывали радио:) ну и в режиме радио с громкой связью аккумулятор сдох за 6 часов…
Я взял желтую и синюю:))
И гарнитуру к ним еще ,плюс две карманные и две длинные антенны
Хочу автомобильную зарядку докупить или сам соберу…
СИБИ за городом ощутимо качественнее LPD. Сибихе пофиг на всякие там горки, повороты и деревья
Если серьезно, то Баофенг по соотношению "цена-качество" самый годный вариант портативки. Не сочтите за рекламу.
PS:баофенги отличные рацийки, страйкболисты их давно ценят и любят.
То есть, в условиях работы их салона авто, стандартных настроек шумодава хватает для большинства случаев. А если шумодав не открывается, то значит и голос мы там вряд ли сможем услышать.
Кстати, если строго следовать букве закона, в LPD/PMR диапазоне использование внешних антенн запрещено.
Давайте пожелаем ему творческих успехов, удачи во всех делах и скажем огромное спасибо за интересные посты (как этот) ради которых и существует наш ресурс! Ура!!!
Рад, что не зря стараюсь.
Хороших постов!)
Давно пользуемся такими радейками в лесу (страйкбол), по соотношению цена/качество нет равных.
Есть еще один огромный плюс у этой рации - даже в режиме активного использования она живет на батарее больше суток.
@Lolwut - с днем рождения и спасибо за пост)