Про перегрев зимней резины. (ОБНОВЛЕНА x1)
Москва. Третье кольцо. Суббота. Конец октября явно не радует погодой. Пасмурно, +3, снега нет (а очень хочется!). День выдался без дождя — и на том спасибо. Москвичи уже проснулись и толкаются в пробках, желая провести этот день в торговых центрах. Я неспешно еду по своим делам.
И тут передо мной появляется такой манящий красный задний бампер Киа.
Расстояние около 50-70 метров, сухой асфальт, нешипованная зимняя резина, спортивные тормоза — вполне достаточно условий, что бы не волноваться.
На всякий случай втапливаю педаль в пол. Отличная реакция тормозов и резины, хорошее замедление — все в порядке. Но буквально через секунду начинает трещать ABS, а очколоджик показывает, что замедление теряет свою интенсивность. В голове уже начинает всплывать номер колл центра гибдд. Что бы не расстраивать свою страховую и прекратить блокировку колес начинаю бороться за целостность машины и периодически кидать педаль. В нормальных условиях так конечно делать бессмысленно — ABS все делает лучше, но когда ситуация критическая и хуже уже не будет, мозг начинает искать альтернативные варианты.
ВНИМАНИЕ! НА ВИДЕО ПРИСУТСТВУЮТ НАРУШЕНИЯ ПДД. НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ СМОТРЕТЬ НИКОМУ!:
К счастью торможение началось в нужный момент и дедушка в Kia теперь никогда не узнает, что в него должен был влететь очередной дурак на BMW.
После того, как радость от съекономленных на ремонте денег прошла, в голове сразу возник вопрос: «Какого черта дорогая зимняя резина на сухом асфальте повела себя как в дождь или гололед?»
Версия с невидимым льдом или инеем сразу отметается — в первые мгновения машина тормозила в полную силу, значит с покрытием было все в порядке.
Объективные данные с акселерометра в видеорегистраторе подтверждают ощущения. В первый момент замедление достигло отметки в -1G…-1,1G, но потом упало до -0,5G (усредненное значение если отбросить колебания из-за работы ABS и моих попыток спасти положение).
Единственным разумным объяснением такого поведения может быть только перегрев зимней резины. И это не разовое явление. После этого случая в памяти всплыло еще несколько подобных торможений, а так же все заносы при выходе из поворота.
При околонулевой температуре зимняя резина ведет себя следующим образом:
В начале маневра (разгон на выходе из поворота, торможение, резкий поворот …) резина обеспечивает максимальное сцепление с дорогой, даже лучше чем на летней резине. Это создает ощущение безопасности и отличного контроля над машиной. Если интенсивность маневра и его длительность превышают определенный порог то температура резины очень быстро достигает критического уровня и коэффициент трения начинает очень быстро падать, а вы теряете контроль над ситуацией.
В случае с дрифтом разница очень заметна — летом на жесткой резине занос начинается плавно и сцепление задних колес с дорогой хорошо прогнозируется. На зимней резине при высокой температуре (около 0 и выше) занос очень сложно начать, а потом происходит резкий срыв оси.
Ситуация с перегревом усугубляется еще и тем, что обычно зимнюю резину покупают меньшей ширины, чем летнюю. Узкая резина в морозы быстрее и легче прогревается до оптимальной температуры и следовательно обеспечивает лучшее сцепление с дорогой.
Но при оттепелях на сухом асфальте перегрев становится главной проблемой узкой резины.
Зима — коварное время. Необходимо быть начеку не только в морозы с снежными заносами, но и в сухую теплую погоду. Мягкая резина обеспечивает отличное сцепление с дорогой, но лишь на короткое время.
UPDATE:
Возможно перегрев вызвало именно экстренное торможение «в пол». Несколько дней назад, двигаясь по трассе оттормаживался не менее активно, но плавно. Температура -3 градуса, но срабатывания ABS не происходило.
При резком торможении в начальный момент колесо блокируется - и начинает активно нагреваться. Перегрев снижает коэффициент трения, что опять приводит к блокировке и снижению эффективности торможения - возникает замкнутый круг.
На современных автомобилях устанавливается break assist - максимизирующий тормозные усилия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Тормозной_ассистент Его работа так же может усугубить ситуацию.
Видео торможения в по ссылке, в конце статьи. http://www.tech-drive.ru/?p=1564
Кроме того моя резина прошла около 10 тыс. км., следовательно внешний слой резины уже изменил свои свойства, стал более пористым и подверженным перегреву, что так же ухудшает реальные показатели по сравнению с тестами новой резины.
Еще один из факторов риска - возможное повышение давление воздуха выше рекомендованного из-за теплой погоды и, как следствие, - деформация и уменьшение пятна контакта и последующий перегрев.
Плавное торможение с постепенным наращиванием усилия вплоть до максимального скорее всего позволит сократить тормозной путь, за счет оптимальной температуры резины и высокого коэффициент трения.
Наглядный пример перегрева резины при экстренном торможении (перегрев возникает в результате блокировки колес и приводит к заносу):
__________________
P.S. Разъяснения по опросу №1 - в конце статьи: http://www.tech-drive.ru/?p=1564 и в комментариях.
СПАСИБО ЗА ВСЕ КОММЕНТАРИИ! Вы помогаете делать статьи лучше.
Может ли тормозной путь дорожного автомобиля, двигающегося со скоростью 100 км/ч, быть меньше 30 метров? (в нормальных условиях, за счет мощных тормозов и широкой резины.)
Да.
29
46.8%
Нет.
33
53.2%
проголосовало 62 пользователя
Одной из причин заноса жигулей на последнем видео (кроме неравномерных тормозных усилий) стала:
Потеря сцепления из-за перегрева заблокированных колес
3
21.4%
Действия водителя
8
57.1%
Скользкая дорога
0
0.0%
Плохая резина
2
14.3%
Другое (свой вариант в комментариях)
1
7.1%
проголосовало 14 пользователей
а ведь в европу так хотим....там за такие фокусы штрафубт так что на бензин не останется....
В скорости важно не относительное, а абсолютное превышение. +40 км/ч на трешке - ни о чем. Если бы не резина, то вообще никаких проблем.
Из ПДД:
"Препятствие" - неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.
Вторая часть комментария вообще прекрасна, логика из разряда, "зачем искать мусорку, чтобы выкинуть обертку, брошу на дорогу, и так грязно".
На работу 2 недели будешь возить меня?
Я вот, например, у Ренессанса беру, почитав отзывы о выплатах в интернетах.
дедушка на КИА три меясца бегает по страховым выбивая копейки на ремонт. Потом наскребает на юриста и подает на тебя в суд (разница в выполаченном+моральный вред). и в судебном процессе ты сразу встаешь и признаешь иск?
Так?
Виноват - значит смета из сервиса и оплата ремонта напрямую в сервис.
Была пара аварий по моей вине (то в столб жопой влетишь на выходе из поворота, то оградку помнешь;) ), ингосстрах по каске все ремонтировал. Можно было на след год уйти в ресо и съэкономить 40 штук на каско, но раз я виноват, то надо платить - продлеваю в ингосстрахе по высоким тарифам.
За границу не езжу - штрафы не плачу
выплаты за ремонт ждать можно вечно
Цена бензина в венесуэлле: 1 цент за литр. Раньше в ираке и ливии было еще дешевле, но там теперь демократия.
В России, по данным этого ресурса, - 76 центов. Я допускаю, что у нас выше затраты на добычу и переработку. Но даже если они выше в 7 - 10, то он должен стоить 7 центов, так что остальные 90% стоимости можно обьяснить только налогами и сборами. Кстати именно из за налогов бензин на городом дешевле (ниже экологический сбор).
Крайности типа Венесуэлы брать не будем, там бензин субсидируется, в этом тоже ничего хорошего.
Гражданская резина обладает коэффициентом трения 0,9-1,1.
Ни широкая резина, ни большие тормозные диски, ни всевозможные системы не позволят развить ускорение выше 9-11 м/с2 (0,9-1,1 G). И следовательно минимальный тормозной путь составит 30-40 метров на любом дорожном автомобиле с дорожной резиной. Те же 30-40 метров являются и пределом для ускорения до 100 км/ч — это около 2,5-2,7 секунды. С учетом перегрева резины и тормозов такие показатели являются недостижимым идеалом.
Аэродинамические обвесы в автоспорте и супермягкие слики могут остановить автомобиль в 2-3 раза быстрее, но на дорожных авто эти технологии не применяеются.
p.s. гы,купил континенталь :) рекламу не видел, чисто из любопытства,никогда на ней не ездил:)
Можно и за 15 метров на гоночных сликах =) но пока прошло 13 лет с той статьи, а ничего не поменялось - 1 g это предел для дорожной резины. 13 лет прошло а на лучшие спортивные авто так и не могут поставить эти чудо покрышки... все теже 35-37 метров: http://www.upsolute.ru/article.php?001_article_id=116&001_article_num=5
гонять,шашничать можно почти на любом авто, да
но когда авто быстрое и с хорошими тормозами понимая возросшие возможности,если конечно понимаешь, ездишь еще быстрее...
так что все таки авто провоцирует....
p.s. ездить люблю тоже быстро, но с головой и если тормоза мне не позволяют быстро оттормозиться я поеду тихо не смотря на что очень люблю скорость..
Перфорированные 360 мм-вые тормозные диски и мягкая резина намекали, что я смогу 2 раза там остановится...
уж разгонялся то уж точно быстрее:)
самое главное успел:)
вспоминаю , я всего два раза в жизни на скорости попадал в подобные ситуации...
но это было очень давно, 14 лет назад,я чуть не догнал на трассе газель поворачивающую внезапно без поворотника налево...
был ноябрь, сыро и татарская дорога,асфальт перемешанный с грязью...
и тогда в тот же год уже в декабре я на шипах чуть не догнал камаз...ехал быстро понадеявшись на шипы .... объехал по обочине...
и тот год был решающим,я перешел с шипов на липучку....