Написать пост

Xtrime

Зимняя резина. Шипованная или нешипованная? [Обновлена х3]

[Статья обновлена, по просьбе в комментариях добавлен личный опыт]
[Дополнил личный опыт]
[Добавлено видео со сравнением всесезонки с летней и зимней нешипованной резинами]


В статье отвечу на следующие вопросы:

-Насколько зимняя резина лучше летней?
-Чем отличается европейская липучка от арктической?
-В каких условиях лучше ведет себя шипованная резина?
-В каких регионах нужно покупать шипы, а в каких - липучку?
-Личный опыт эксплуатации мощного заднеприводного автомобиля зимой.


Поверьте, ответы на эти вопросы отличаются от стандартных - "Ездишь в теплом городе - бери липучку"
Под катом графики и ссылки на источники :)



Если вас интересуют не только ответы на вопросы, но и результаты тестов, таблицы, ссылки на источники данных, то прошу ознакомится с моей полной статьей: http://www.tech-drive.ru/?p=864

Для всех остальных привожу здесь основные моменты.

1. Летняя или нешипованная зимняя?

Для начала определимся насколько же нужна зимняя резина:



Для тех, кто не знаком с английским языком или лень смотреть то при температурах от +7 градусов и ниже нешипованная резина ваш абсолютный бро, а летняя - не бро.

На мокрой дороге при температуре +6 тормозной путь 80-0 км/ч снижается с 42,5 до 35,5 метров. При торможении на летней резине машина будет ехать со скоростью 30 км/ч на той отметке, где она остановилась бы на зимней резине.

На снегу ситуация предсказуема.

С другой стороны мой друг, купив новую машину в марте на летней резине, почти без проблем отъездил на ней до тепла. И таких историй много. Если есть голова на плечах, и очень надо — то можно. Только вероятность попасть в видео-подборки с регистраторов в таком случае растет ;)

Вот отдельное видео для любителей чуда инжнерной *читать: маркетинговой* мысли под названием "всесезонная резина":


2. Европейская нешипованная против арктической

В тесте Авторевю участвовали, как арктические покрышки, такие как Nokian Hakkapeliitta R2, так и покрышки для европейской зимы, вроде Michelin X-Ice 3.

На снегу при -14 и сухом асфальте при +9 градусах тип нешипованной резины не играет никакой роли, на льду или мокром асфальте и разница составляет 10% и более. Но примечательно, что во всех случах «арктическая» Hakkapeliitta R2 лучше европейской X-Ice 3.

Итог - особой разницы между этими типами нет.

3. Зачем нужны шипы?

На графике приведен свод результатов тестов шипованной и нешипованной резины журналом Авторевю в 2013 году (приношу извинения за "маркетинговую" ось длины тормозного пути):



В 2-х тестах выиграла липучка, в 1 тесте ничья, на льду лучше сработали шипы. Если обратить внимание на абсолютные результаты, то видно, что хорошая липучка будет лучше плохих шипов. Однако разница в результатах не такая уж и большая на всех покрытиях, кроме льда.

Для тех кто все еще уверен, что на снегу нужна шипованная резина еще один график из другого теста от 2012 года:



Получается, что брать шипы нужно только если в вашем регионе гололедица частый гость?

Неожиданный ответ на этот вопрос принес тест зимней резины в «За Рулем» в 2009 году. Как оказалось, нешипованная резина тормозит на голом льду лучше шипованной при температурах ниже -13 градусов!



Объяснение феномену нашлось. Шипованные покрышки разрабатываются таким образом, что бы шипы при движении по асфальту утапливались в глубь колеса, для снижения шума и улучшения сцепления с дорогой. При температурах ниже минус 13 градусов лед становится достаточно твердым, шипы перестают цепляться и утапливаются в резину. При температуре выше минус 10 на голом льду шипы вгрызаются в лед или разрушают его - сцепление с дорогой улучшается. Липучки в таких условиях скользят, как лыжи, так как тонкий слой воды между льдом и колесом выступает в роли смазки.

ИТОГ: шипованная резина работает лучше липучки только на льду при температурах от 0 до -10 градусов. Во всех иных условиях, включая лед при более низких температурах, нешипованная резина лучше или не уступает.


4. Где же нужны шипы?


Для того что бы образовался гололед необходимо застывание воды. Снег может стать причиной гололеда только если сначала расстает.

При очень низких температурах снег больше похож на песок — он мелки и жесткий, не прилипает к поверхностям, а с дороги его сдувает проезжающий транспорт.

Следовательно, для образования гололеда нужна нулевая температура днем и отрицательная ночью.

Именно при температуре -10 … 0С шипы эффективны. При температурах ниже -15…-20С поведение шипованной и нешипованной резины на льду одинаково.

По данным Википедии среднегодовое число дней с гололёдом (я знаю, что это не совсем гололедица, но условия близки) в некоторых городах России следующее: Архангельск — 6, Мурманск — 1, Санкт-Петербург — 5, Москва — 6, Воронеж — 17, Ростов-на-Дону — 10, Астрахань — 6, Самара — 15, Казань — 7, Екатеринбург — 5, Сыктывкар — 12, Оренбург — 9, Омск — 6, Ханты-Мансийск — 5, Томск — 2, Иркутск — 0, Якутск — 0, Петропавловск-Камчатский — 2, Хабаровск — 0, Владивосток — 1.

Видна четкая зависимость — чем ближе средняя температура к 0, тем чаще гололед. В сибирских городах, таких как Якутск, гололед вообще редкое явления.



Если вы все еще считаете, что шипованная резина хороший выбор для северных регионов, так как ее используют в скандинавских странах - в полной статье http://www.tech-drive.ru/?p=864 есть обзор климата в Норвегии.

Так же в статье есть разбор мифа, связанного с летней резиной, согласно которого ширина резины влияет на сцепление с дорогой.

5. Личный опыт



Два года езжу на следующей резине:

Перед: Winter SottoZero Serie 2 235/35 R19 87V
Зад: Pirelli Winter SottoZero 265/30 R19 93V

Выбирал исходя из наличия разноширокой резины моего типоразмера одной марки/модели. В итоге в москве смог найти всего один варинт, который и приобрел. Нет выбора - нет проблем ;)

Держак на асфальте при любых температурах - лучше, чем летнем мишлене. В занос даже на мокром асфальте машину пустить очень проблематично.

На снегу, льду и прочих гадостях резина ведет себя терпимо. Участвовал на ней в зимнем автоспринте (отчет в статье http://www.tech-drive.ru/?p=506).

Во время оттепелей иногда возникают проблемы с карабканьем по укатанному снегу в горку, однако покупать шипы ради 1-2 случаев за зиму не вижу смысла.

Был случай - в феврале ночью ехал по межгороду и на дороге образовался "черный лед" http://www.meteoprog.ua/ru/news/43576/ . Очень мерзкая штука, скажу я вам. Но резина (и машина) успешно справилась с этой напастью - машина была управляема вплоть до 140-160 км/ч. Естественно, торможение на "черном льду" было крайне вялым, но тут уж ничего не поделаешь...
К сожалению на других машинах/резинах в "черный лед" не попадал, так что сравнить не с чем.

От нешипованной резины не ждут выдающихся характеристик. Поэтому зимой она чаще радует, чем огорчает ;)

Резиной полностью доволен.
Какую резину используете?
Холодный климат + нешипованная.
51
27.1%
Холодный климат + шипы
117
62.2%
Теплый климат (средяя температура днем около 0) + нешипованная
11
5.9%
Теплый климат (средяя температура днем около 0) + шипы
9
4.8%
проголосовало 188 пользователей
229 комментариев 11нравится 5избранное
asbear
Moor
BeeRMaN
paparazzio
Turbocat
f1203
manlix
scl
nex2hex
mvcdev
Moonshine
  • dolgonosic
    1 06 окт 2014 в 20:17
    надоели про резину. два раза за день - перебор
    • Xtrime
      6 06 окт 2014 в 20:18
      Именно потому что в той статье написан бред - я и сделал свой обзор.
      • dolgonosic
        7 06 окт 2014 в 20:20
        а по мне так и тут написан бред для человека. который уверен в своей правоте.
        • Xtrime
          06 окт 2014 в 20:26
          Не совсем понял: вы считаете, что я привел недостаточно аргументов?
          • dolgonosic
            7 06 окт 2014 в 20:29
            я считаю да
          • theFerret
            3 07 окт 2014 в 09:24
            Все теоретические аргументы идут куда подальше после столкновения с практикой.
            Например: http://www.youtube.com/watch?v=n3A8b62lShA

            Про тесты можно сказать отдельно - почитай методику внимательно, и убедись, что тесты гавно.

            У нас в городе температура зимой далеко не в районе нуля, а вовсе даже -35 или -45, и я каждый день зимой выезжая с работы (у меня там горочка) наблюдаю неопровержимый железный аргумент тому, что только шипы зимой годятся, ибо смотришь на резину тех, кто не может в горку заехать - а там шипов нет.

            Человек кстати в ту горку не заберётся - соскользнёт, я проверял.

            PS: если что у меня передний привод.
            • Xtrime
              2 07 окт 2014 в 09:54
              Я читал тесты и методику и, с моей точки зрения, очень качественная работа. Мы все будем вам признательны, если вы укажете на их недостатки.

              По поводу видео - вас не смущает, что оно из Владивостока, города на побережье, в котором, согласно википедии, оттепели случаются в любом месяце зимы, несмотря на морозную погоду?

              Я видел много таких коментариев, но я бы хотел получить какие нибудь обьективные подтверждения. Я точно так же как и вы был очень удивлен результатами тестов на льду, и если окажется, что в реальной жизни все не так - я буду рад исправить ошибку.
              • theFerret
                3 07 окт 2014 в 10:17
                Мне видео с Новосибирска лень искать, да и без шипов у нас тут машин довольно мало, у нас даже летом на шипах куча народа ездит, лентяи.

                Описания методики нашёл два:
                http://www.autoreview.ru/_archive/section/detail.php?ELEMENT_ID=68309&SECTION_ID=1949
                http://www.autoreview.ru/_archive/section/detail.php?ELEMENT_ID=66745&SECTION_ID=1875

                В обоих случаях грубейшие ошибки:
                1. не указана температура покрытия на момент тестов, да и температура воздуха указывается далеко не всегда.
                2. функция "усреднения" не раскрыта, на 16 повторениях по уму нужно указывать доверительный интервал согласно коэф. Стьюдента (первый курс матстата, кто этого не знает - не должен проводить замеров). По их результатам невозможно оценить дисперсию, то есть невозможно понять, насколько результат замеров стабилен. То есть непонятно, насколько именно шины влияют на результат. Ещё по уму же из этих 16 замеров надо выбрасывать первые разогревочные (это аксиома для тех, кто по-настоящему занимается измерениями).
                3. нет теста, имитирующего реальную дорогу, то есть асфальт с участками льда, участками снега, всё это засыпано песком и покрыто реагентами. А это самые частые условия для работы шин. То есть авторевю тестирует крайние случаи (у них даже лёд ровный, без бугров и трещин, и снег укатаный, а не рыхлый), а типичный случай не тестирует. О какой связи с реальностью может идти речь?
                4. экспертная оценка поведения шины в поворотах должна указываться совершенно отдельно и никак не влиять на "строгие" (то есть не экспертные) оценки.

                Для меня этих косяков достаточно, чтобы считать тесты авторевю фуфлом.
                • manlix
                  1 07 окт 2014 в 12:27
                  >у нас даже летом на шипах куча народа ездит, лентяи
                  Долбоебы, а не лентяи. Они же как на коньках на своих шипах.
                • dolgonosic
                  1 07 окт 2014 в 12:51
                  на 16 повторениях
                  га 16ти повторениях даже движения ногой на педали тормоза будут разными, ибо к конце 16 тестов человек уже тормозит по другому, чем вначале этих тестов в целом.
      • rds
        1 06 окт 2014 в 20:35
        Интересней было бы сравнить нокиан нешип и шип. А так же всесезонку. По своему опыту скажу шип на тяжелых машинах лучше липучки
        • Xtrime
          06 окт 2014 в 20:37
          В таблице с результатами сравнения на снегу есть Hakka 7 и Hakka R - результаты одинаковы, еще больше данных в статье Авторевю: http://www.autoreview.ru/_archive/section/detail.php?ELEMENT_ID=125807&SECTION_ID=7096
          • Xtrime
            06 окт 2014 в 20:45
            Только нужно учитывать, что сейчас выпускается Hakka R2 - она намного лучше на асфальте.

            По поводу всесезонки - хорошее предложение, может дойдут руки найти по ней информацию)

            По поводу шипа на тяжелых машинах - слышал в комментариях на другом ресурсе, что шип лучше на легких машинах (тоже по личному опыту). Счет 1:1 Ссылка на комент http://pikabu.ru/story/kakaya_zimnyaya_rezina_luchshe_shipovannaya_ili_neshipovannaya_2695343#comment_34613379

            Встречный вопрос - как же быть с автобусами и фурами, который весь год на одной резине ездят (вполне успешно, за исключением сильных снегопадов/гололеда)?
            • rds
              07 окт 2014 в 12:51
              Так как в тестах сравнивались именно Hakka R и Hakka 7, то по ним можно сказать шипы лучше(универсальней).
              По поводу автобусов и прочих фур за счет прижимной силы цепляются за асфальт, но будь у них шипы они бы его резали и результаты были бы лучше. По поводу автобусов можно так же вспомнить, что они передвигаются по тем дорогам которые часто посыпают реагентами.
              П.С. На тяжелой переднеприводной машине тяжело подниматься в гору из-за разгруженного переда.
              • Xtrime
                1 07 окт 2014 в 12:57
                Соглашусь, шип универсальней. Но это не значит что липучка - плохая резина. Просто нужно самому задуматься и выбрать ту резину, которая подходит под конкретные дорожные условия.
        • Xtrime
          12 окт 2014 в 01:02
          Вот сравнение всесезонки, летней и зимней нешипованной резины на льду: http://www.youtube.com/watch?v=2JGw573ZCbs
          • rds
            13 окт 2014 в 15:48
            Собственно, таковы и были мои ощущения зимой на всесезонке
  • dolgonosic
    06 окт 2014 в 20:28
    однако для предотвращения перегрева эти покрышки обладают большим радиусом
    читать статью о размере резины и видеть только слово радиус и ни одного слова диаметр......
    • Xtrime
      06 окт 2014 в 20:35
      Мне кажется вы придираетесь ;) Или это какой то тонкий сарказм, которого я пока не могу понять :(
      • dolgonosic
        3 06 окт 2014 в 20:38
        в контексте статьи, конечно ошибки нету, но говоря о размере резины принято говорит о ее диаметре, а не радиусе. люди зачастую путают и говорят резина 16го радиуса, что в корне не верно. но т.к. такого контекста не было в статье, или он нарочно избегался, но факт остается фактом.
        • Xtrime
          06 окт 2014 в 20:47
          Кстати по поводу радиуса/диаметра загуглил и вы оказались правы - в размерности фигурирует диаметр в дюймах, но обозначается он как R (что ж за логика такая?!).

          Сейчас внесу поправку в статью, спасибо!
          • dolgonosic
            5 06 окт 2014 в 20:52
            Кстати по поводу радиуса/диаметра загуглил и вы оказались правы - в размерности фигурирует диаметр в дюймах, но обозначается он как R (что ж за логика такая?!).
            о боже. вы рассуждаете и даете советы о резине, но не знаете что означает R в маркировке?

            R — шина имеет каркас радиального типа (если буквы нет — шина диагонального типа). Частая ошибка — R принимают за букву радиуса. Возможные варианты: B — bias belt (диагонально-опоясанная шина. Каркас шины тот же, что и у диагональной шины, но имеется брекер, как у радиальной шины), D или не указан — диагональный тип каркаса.
            • Xtrime
              06 окт 2014 в 20:58
              Благодарю. Видимо придется делать статью по маркировке шин, что бы разобраться подробнее ;) Еще интересная штука это обозначения treadwear, traction и temperature.
              • dolgonosic
                06 окт 2014 в 21:00
                Видимо придется делать статью по маркировке шин, что бы разобраться подробнее
                зачем? кмк это очевидно для всех и нормальный водитель об этом знает.
              • binba
                2 06 окт 2014 в 21:00
                Не нужно. Уже есть. Лучше вряд ли будет.
                • Xtrime
                  06 окт 2014 в 21:33
                  Спасибо, это лучше чем те, что видел в интернете. Сюда выкладывать свой креатив по маркировке тогда не буду)
        • Xtrime
          06 окт 2014 в 20:50
          Человека, который в чем то разбирается - сразу видно, любая неточность сразу режет ему глаз)
  • neosasha
    06 окт 2014 в 21:11
    автор ты бы лучше расказал на чем сам зиму откатал, и как ведет себя резина при твоей манере езды, почему выбрал конкретный тип, и не срывает ли ее с таким количесвом лошадей на жопе
    • Xtrime
      06 окт 2014 в 21:22
      Езжу на липучке Pirelli:
      Перед: Winter SottoZero Serie 2 235/35 R19 87V
      Зад: Pirelli Winter SottoZero 265/30 R19 93V

      Держак на асфальте при любых температурах - лучше чем летнем мишлене. На снегу, льду и прочих гадостях вполне нормально. Даже учавствовал на ней в зимнем автоспринте. Резиной полностью доволен.

      Тут есть отчет по соревнованиях (в начале немного про уличный дрифт - можно проскролить ниже): http://www.tech-drive.ru/?p=506

      Сейчас дополню пост...
      • dolgonosic
        06 окт 2014 в 21:31
        а зачем, автор, разноразмерная резина, на что она влияет?
        • neosasha
          06 окт 2014 в 21:43
          для бмв это норма, жопа всегда шире, если жопа привод
          • dolgonosic
            06 окт 2014 в 21:45
            вопрос зачем.
            • neosasha
              06 окт 2014 в 21:47
              для держака очевидно, на 5 серии и x5 точно, жопа шире штатно стоит с завода.
              • dolgonosic
                06 окт 2014 в 21:49
                автор утверждает что держак от ширины не зависит
                • Xtrime
                  06 окт 2014 в 21:52
                  Летом широкие задние колеса не для держака, а для сопротивления ускоренному перегреву и износу при разгоне.

                  Касательно зимней резины никакой практической пользы нет - делал исключительно из истетических соображений (красота колес).
                  • neosasha
                    06 окт 2014 в 22:02
                    а можно про перегрев шин подробнее, первый раз слышу
                    • Xtrime
                      06 окт 2014 в 22:08
                      В основном брал информацию отсюда (английский): https://www.physicsforums.com/threads/wider-tire-giving-better-traction-debate.330790/
                    • Xtrime
                      1 06 окт 2014 в 22:24
                      Цитата из (ссылка есть в статье) :

                      "Сила трения покоя равна произведению веса (измеряется в ньютонах) на коэффициент трения. (Формула отражает суть процесса сцепления с дорогой в максимально упрощенном виде, в реальности это материал для целой диссертации).

                      Для резины и сухого асфальта значение приблизительно равно единице, т.е. сцепление с дорогой равно весу автомобиля.

                      Уже заметили, что нет ни слова про размер резины или площадь пятна контакта? Так зачем же нужна широкая резина?

                      Самое главное, что нужно помнить о резине — она обеспечивает сцепление c дорогой только при правильной температуре. Чем шире резина, тем медленнее она прогревается, рассеивает больше тепла и следовательно будет дольше не перегреваться при интенсивных нагрузках. "

                      Перегретая резина обладает гораздо меньшим коэффициентом трения.
                      • dolgonosic
                        1 06 окт 2014 в 22:48
                        мне казалось, что резина максимально эффективна, когда она прогрета, таким образом, выходит, что резину прогревать не надо, и лучше когда она холодней?
                        • Xtrime
                          1 06 окт 2014 в 22:51
                          Нет прогреветь нужно - я же написал "при правильной температуре", а не "при низкой" Иногда узкая резина лучше, так как быстрее прогревается.
                          • scl
                            1 06 окт 2014 в 22:54
                            ммм, интересно зачем тогда в -30 в категории нешип, на резине нишп ралли 2000 спортсмены грели резину?
                          • scl
                            07 окт 2014 в 00:03
                            а еще более узкая резина зимой устойчивее,не едет как на лыжах на более широкой...
                            • Xtrime
                              07 окт 2014 в 09:57
                              Узкая резина зимой быстрее и лучше прогревается, так что соглашусь. Но вот на своей 265 -й, чесно говоря, проблем не испытывал, хотя были опасения.
                        • scl
                          06 окт 2014 в 22:52
                          именно,причем на соревнованиях ее греют как раз и на зимних, и на летних перед стартом
                          • Xtrime
                            06 окт 2014 в 23:08
                            Вы немного путаете. В тестах сравнивали между собой поведение шипа/нешипа при разных температурах воздуха. Температура воздуха при этом влияла на покрытие сильнее чем на резину.

                            На одинаковом покрытии прогретая резина будет лучше непрогретой - это логично и не противоречит результатам тестов.
                            • scl
                              06 окт 2014 в 23:11
                              так я не про шип не щип ,а вообще про прогрев шин перед стартом
                              • Xtrime
                                06 окт 2014 в 23:19
                                Давайте еще раз:

                                По результатам теста нельзя сказать, что теплая резина хуже холодной, так как сравнение будет некорректным из-за неравных условий: при 0 градусов покрытие - вода, при -15 - лед.

                                В одинаковых погодных условиях резина правильной температуры будет иметь лучшее сцепление. Под правильной температурой я имею ввиду именно температуру колеса, а не воздуха или покрытия.

                                При этом правильная температура зависит от мягкости резины. Зимняя резина - очень мягкая для нее правильная температура будет -10...+10 (мои фантизии реальных цифр не искал), летняя резина более жесткая, для нее нормальная температура +40...+60.
                                • scl
                                  06 окт 2014 в 23:25
                                  так то оно так,но как раз в -30 я был от начала и до конца внутри кольца на соревнованиях и четко видел как происходил старт,резина грелась так в -30, что образовывалась вода под колесами:)
                                  ручник,вторая передача- старт,отпуск ручника и старт
                                  • Xtrime
                                    06 окт 2014 в 23:28
                                    Оптимальная температура резины, допустим, 0, а на улице -30. Значит надо греть. Летом температура зимней резины выше оптимальной - вот она у вас и текла. Можно уточнить, в чем вопрос?
                                    • scl
                                      06 окт 2014 в 23:33
                                      тут не было вопроса:) я просто написал про то, когда сам в живую столкнулся всего раз в жизни с потекшей резиной...
                                      когда резина реально перегрелась до жидкого состояния...
                                      ну и наверное шины грузовиков также доводятся до такого состояния при экстренном торможении
                                      и,да я имел ввиду штатные ,ну или почти штатные состояния
                                      спорт не сравним,там другие нагрузки и другие шины
                                      речь же идет о гражданских шинах...
                                      • Xtrime
                                        06 окт 2014 в 23:36
                                        Ок. Хорошо, что поняли друг друга) Кстати мне интересно, а какая была температура воздуха, когда у вас потекла липучка? Градусов 20?
                                        • scl
                                          06 окт 2014 в 23:38
                                          примерно так,да
                                          конец июля,в заполярье
                      • theFerret
                        07 окт 2014 в 09:33
                        У меня один простой вопрос.
                        Если сцепление колёс с поверхностью зависит только от веса и коэффициента сцепления, то зачем же нам на шинах протектор?
                        • Xtrime
                          07 окт 2014 в 09:59
                          Для отвода воды. Загуглите про сликовую резину для автоспорта. По сухому асфальту лысая резина ведет себя нормально, а вот в дождь начинаются большие проблемы.
                          • theFerret
                            1 07 окт 2014 в 10:07
                            Ну то есть всё-таки в реальности сцепление шины с дорогой зависит не только от веса машины и материала шины? Внезапно оказывается, что всё гораздо сложнее, чем формула силы трения покоя из пятого класса школы?

                            Внезапно в формуле оказывается вода, оказывается тип протектора, оказывается мягкость резины (списать это на Ктрения нельзя, ибо на разных скоростях влияние разное), оказывается давление шины, а если начнём копать чуть дальше, то и ширина шины тоже появится (хотя там всё-таки довольно косвенное влияние именно на сцепление с дорогой), а также подвеска и качество покрытия (в виде статистической оценки прерывания пятна контакта).

                            Про температуру шины уже выше начали писать, что, внезапно, температура шины влияет. А в формуле что-то не вижу температуры.

                            В общем, когда за физику берутся те, кто не разбирается в ней, то получается херня, простите за резкость.
                            • Xtrime
                              07 окт 2014 в 10:20
                              Я написал после формулы, что в максимально упрощенном виде отражает ситуацию. Теперь по пунктам:

                              Вода - влияет на коэффициент трения, это даже в википедии написано
                              Давление шины участвует косвенно - уменьшит пятно контакта.
                              Температура шины - влияет на коэффициент и это основная причина дя увеличения ширины профиля.

                              Я лишь хотел показать, что при одинаковой температуре колес широкая и узкая резина обеспечат одинковое сцепление с дорогой. В долгосрочной перспективе, при интенсивных нагрузках узкая резина перегреется и потеряет сцепление. Однако для городских условий это условие очень труднодостижимо.
                              • theFerret
                                07 окт 2014 в 10:36
                                > широкая и узкая резина обеспечат одинаковое сцепление с дорогой

                                Только в определённых условиях, а именно на хорошем однородном ровном сухом чистом асфальте одинаковой температуры.

                                Открыл инженерный справочник - зависимость Ктрения покоя от температуры прописана только в случае льда, в других случаях зависимости не указано. Инженеры тупые и чего-то не знают? :)

                                От температуры зависит Ктрения скольжения.

                                Касательно силы трения шин в реальности тема интересная, ибо трение ли это покоя, трение качения или трение скольжения - очевидный ответ легко может оказаться неправильным ;)


                                Про воду (точнее, смазку) и про остальное. Надоело в общем намёками разговаривать ;)

                                У шины в разных её местах пятна контакта коэффициенты трения РАЗНЫЕ, потому что соприкасаются разные поверхности, там разная смазка, разная температура, разный тип силы трения и так далее.

                                Поэтому разница в силе сцепления между широкой и узкой шиной в реальных неидеальных уловиях ЕСТЬ.

                                И ещё - НЕЛЬЗЯ рассматривать ТОЛЬКО силу сцепления (силу трения), ибо, например, на рыхлых грунтах (грязь, снег) очень важным параметром становится давление (ибо нужно пробуриться до того материала, с которым сила сцепления приличная), а также влияние грунтозацепов (особенно боковых). На сыпучих грунтах (гравий, песок) тоже всё очень интересно и совсем не так, как на асфальте.
                            • Xtrime
                              07 окт 2014 в 10:25
                              Если бы ширина влияла на сцепление с дорогой то на драгстерах TOP FUEL, мощностью 8 000 л.с. Ширина резины была бы намного больше, а так на них стоят покрышки всего в 2-3 раза шире моих, а мощность на колесах больше в 20 раз, считаю что прямой вклад ширины резины в сцепление с дорогой минимален.

                              Согласен что через нагрев ширина будет влиять - но это длительный а не моментальный процесс.
                              • theFerret
                                07 окт 2014 в 10:38
                                В другом комменте ответил, что есть условия, когда ширина шины на сцепление практически не влияет (у драгстеров и протектора нет, это же не значит, что он не нужен гражданским машинам), ну и что собственно силу трения нельзя рассматривать в отрыве от других параметров.
                        • Xtrime
                          07 окт 2014 в 10:00
                          Если говорить про зимнюю резину то там протектор нужен для передвижения по снегу, для отвода воды и для эффекта "прилипания" к асфальту.
                    • Xtrime
                      06 окт 2014 в 22:38
                      Это меня уже глючит или я все таки оставлял комент про источник перегрева при разгоне, а он пропал?
                    • scl
                      1 06 окт 2014 в 22:59
                      сам лично перегрев шин до состояния потекла расплавленная резина видел всего раз:)
                      прошлым летом поленился сменить липучку на летнюю, в результате чего на кольском пытаясь подняться по отшлифованному камню на горном перевале шины у меня буквально начали течь,увидев это бросил идею,достал трос и стал ждать проезжающих мимо джиперов
                  • dolgonosic
                    06 окт 2014 в 22:45
                    а при торможении резина не греется? тормозит то мшина в основном передом? почему бмв предпочла устранить перегрев при разгоне, а при торможении им пренебрегла?
                    • Xtrime
                      06 окт 2014 в 23:04
                      Хороший вопрос. И еще один плюс в пользу того, что ширина напрямую не влияет на сцепление с дорогой.

                      Ответа нигде не видел. Но попробую предположить, что сделано из-за совокупности факторов:

                      1. Передние колеса не только тормозят, но и обеспечивают прохождение поворотов.
                      2. При торможении нагрузка на передние колеса выше, чем при разгоне - на здание (ускорения при торможении больше чем при разгоне), следовательно они могут обеспечить лучшее сцепление, чем задние даже работая не в оптимальной температуре;

                      Узкие передние шины являются балансом между тормозным путем и скоростью прохождения поворотов.
                      • dolgonosic
                        06 окт 2014 в 23:56
                        1. Передние колеса не только тормозят, но и обеспечивают прохождение поворотов.
                        это еще дополнительный нагрев к торможению.
                        они могут обеспечить лучшее сцепление, чем задние даже работая не в оптимальной температуре;
                        т.е. дело не в ширине профиля?
                        скоростью прохождения поворотов
                        так пятно контакта не влияет на трение качения
                        • Xtrime
                          07 окт 2014 в 00:33
                          Передние колеса обеспечивают лучшее сцепление (при торможении) за счет большего на них давления, а не из-за другой ширины профиля.

                          Увеличения ширины передних колес приведет к увеличению неподресоренных масс и усложнению конструкции подвески. Вероятно выигрыш в управляемости и тормозном пути слишком мал (либо вообще отсуствует), что бы оправдать такие усилия.
                          • dolgonosic
                            07 окт 2014 в 08:11
                            так при большем давлении итемпература больше, разве нет? в общем нет ответа, зачем сзади бооее шииокая резина, если, по идее, ей бы спереди быть?
                            • Xtrime
                              07 окт 2014 в 10:09
                              По этому поводу с утра на свежу голову пришла мысль. Я тоже сначала подумал что чем выше нагрузка тем больше нагрев, но это не так.

                              Нагрев возникат из за трения скольжения. Чем больше на колесо давит вес тем меньше будет скольжение и тем меньше будет нагрев. При торможении передняя ось хорошо загружается и поэтому резина не перегревается, при поворотах хорошо загружается внешнее колесо, и оно так же не перегревается. Внутреннее будет нагреваться сильнее, но оно участвует в поворачивании минимально - его перегрев не играет роли.

                              С разгоном ситуация другая - загрузка задней оси гораздо менее выражена, следовательно загрузка оси меньше, а значит скольжения больше, что ведет к усиленному нагреву.

                              Из доказательств такой концепции могу привести только игру gran turismo 5 и 6 - там есть индикатор температуры резины и при ускорении в поворотах он всегда показывает перегрев внутреннего колеса на ведущей оси, которое менее загружено.
                              • dolgonosic
                                07 окт 2014 в 10:50
                                Чем больше на колесо давит вес тем меньше будет скольжение и тем меньше будет нагрев
                                а от качения нагрева не бывает?
                                При торможении передняя ось хорошо загружается и поэтому резина не перегревается, при поворотах хорошо загружается внешнее колесо, и оно так же не перегревается.
                                да ну?
                                если тереть ладошками друг об друга они нагреваются? а если их сжать посильней разве им не теплее становится? для примера качения между ладошками можно взять чтонить цилиндрическое?
                                С разгоном ситуация другая - загрузка задней оси гораздо менее выражена, следовательно загрузка оси меньше,
                                при разгоне на заднем приводе загрузка задней оси меньше?
                                разве?
                                Из доказательств такой концепции могу привести только игру gran turismo 5 и 6 - там есть индикатор температуры резины и при ускорении в поворотах он всегда показывает перегрев внутреннего колеса на ведущей оси, которое менее загружено.
                                доказательство да! приведу контр аргумент
                                http://www.youtube.com/watch?v=_PrnJXZhyd4
                                тут наоборот...внешнее более подвержено температуре.
                                • Xtrime
                                  07 окт 2014 в 11:12
                                  По поводу ладошек. - Если вы сожмете их настолько сильно, что не сможете ими тереть используя прежнее усилие - будут они нагреваться? ;) Хороший пример - сцепление. Оно перегревается только если его не до конца отпустить, как только оно опущено до конца нет трения и нет нагрева. С резиной при торможении точно так же.

                                  В вашем видео - равномерный нагрев всех колес из за огромной прижимной силы. Во время сноса передней оси - согласен, нагревается сильнее внешнее колесо, как в вашем примере с ладошками.

                                  Насчет разгона - опять вы искажаете мои слова, "загрузка задней оси гораздо менее выражена" - означает что при разгоне задняя ось загружается те так сильно, как передняя при торможении.


                                  Я вот уже не очень понимаю, о чем мы спорим. ;)


                                  • dolgonosic
                                    07 окт 2014 в 11:16
                                    мы не спрорим, я хочу ответ, почему более термоподверженая передняя резина меньше размером
                                    • Xtrime
                                      07 окт 2014 в 11:22
                                      Я тоже хочу ответ) На данный момент факты следующие:

                                      Нагрев передних колес выше
                                      Сцепление из за перегрева должно быть ниже

                                      Есть вариант, что все дело в неподрессоренных массах, и конструкции подвески. Вероятно выигрыш от снижения неподрессоренных масс больше, чем от увеличения ширины передних колес и улучшения их температурного режима.

                                      И опять мы возвращаемся к тому, что ширина прямо не влияет на сцепление с дорогой в достаточной мере ;)
                                      • dolgonosic
                                        07 окт 2014 в 12:35
                                        Нагрев передних колес выше
                                        Сцепление из за перегрева должно быть ниже

                                        ага, их бы сделать потолще. ан нет.
                                        Вероятно выигрыш от снижения неподрессоренных масс больше, чем от увеличения ширины передних колес и улучшения их температурного режима.
                                        накинем сюда еще массу двигателя и коробки спереди. как не крути, нагрузка на перед больше.
                                        И опять мы возвращаемся к тому, что ширина прямо не влияет на сцепление с дорогой в достаточной мере ;)
                                        и снова вопрос, зачем сзади более широкая резина.
                                        • Xtrime
                                          07 окт 2014 в 12:47
                                          Масса двигателя и коробки не играет роли, у спортивных авто развесовка 50:50

                                          Вечером еще приду посмотрю на температуру резины в гран туризмо, не помню, что бы в поворотах она перегревалась, но вот если влупить по тормозам и повернуть руль - да, но это неправильная техника прохождения поворотов )
                                          • dolgonosic
                                            07 окт 2014 в 13:02
                                            Масса двигателя и коробки не играет роли, у спортивных авто развесовка 50:50
                                            аргумент. а на всяких ламбо на полном приводе тоже разноразмерная резина, например.
                                          • dolgonosic
                                            07 окт 2014 в 13:02
                                            Вечером еще приду посмотрю на температуру резины в гран туризмо, не помню, что бы в поворотах она перегревалась, но вот если влупить по тормозам и повернуть руль - да, но это неправильная техника прохождения поворотов )

                                            как видишь поворот на полностью открытом газе.

                                            • Xtrime
                                              07 окт 2014 в 13:24
                                              Как мы видим прохождение поворота на скорости 216 км/ч не вызывает перегрева ни передней ни задней резины))
                                              • dolgonosic
                                                07 окт 2014 в 13:51
                                                да, только внешней, наиболее нагруженной в повороте
                                            • Xtrime
                                              07 окт 2014 в 13:24
                                              А по поводу снижения темперетуры с ростом нагрузки - был не прав.
                                            • Xtrime
                                              07 окт 2014 в 17:30
                                              Пораскинул мозгами, так же подумал над вашей картинкой - мне кажется зависимость между нагревом/нагрузкой будет такой:



                                              Шокирующая новость!
                                              Умные люди подсказали, что на Porsche Caynenne резина спереди и сзади одинаковой ширины.

                                              Пруф http://avto-russia.ru/autos/porsche/porsche_cayenne_turbo_s_4-8_at.html

                                              После такого можно смело говорить, что разноширокая резина это (на выбор):
                                              -Маркетинг
                                              -Красота и эстетика
                                              -Удешевление и упрощение конструкции за счет незначительного снижения стоимости передней подвески.
                                              • dolgonosic
                                                07 окт 2014 в 17:59
                                                Пораскинул мозгами, так же подумал над вашей картинкой - мне кажется зависимость между нагревом/нагрузкой будет такой:
                                                *картинка ваш жпег перевернут на 180 градусов*
                                                а мне кажется так.
                                                Шокирующая новость!
                                                Умные люди подсказали, что на Porsche Caynenne резина спереди и сзади одинаковой ширины.

                                                для кого шокирующая, а кому не очень.
                                          • dolgonosic
                                            07 окт 2014 в 13:03
                                        • basilduty
                                          07 окт 2014 в 12:49
                                          По поводу неподрессориных масс это тут не к месту вообще-то )
                                          Если брать усредненное значение и одинаковый внешний диаметр, то 15 с высокой резиной будет легче 18 на липучке.
                                          • Xtrime
                                            07 окт 2014 в 12:52
                                            Мы говорим про ширину: например, 205мм с 19 диаметром против 265мм с 19 диаметром - при одинаковой высоте проифиля в мм второе колесо будет пропорционально тяжелее (на 30%!!! )
                                            • basilduty
                                              07 окт 2014 в 12:59
                                              ЭЭэээээээээ
                                              неееет )
                                              Оно будет тяжелее однозначно. Но на вес ленты протектора шириной 60мм и вес ленты обода шириной 60мм, а основные скопления массы будут неизменны - это боковины покрышки, спицы и бортики диска.

                                              Так что твоё утверждение верно только для полнотелого предмета, коим колесо не является ну никак )
                                              • Xtrime
                                                07 окт 2014 в 14:36
                                                Да - лажанул) процентов 10-15 вместо 30 будет.
                                          • Xtrime
                                            07 окт 2014 в 12:55
                                            Наша долгая дискуссия с тов. dolgonosic про летнюю резину) Если что, ноги растут из моей полной статьи (ссылка в посте). Там в начале есть раздел про летнюю резину.
                              • dolgonosic
                                07 окт 2014 в 11:05
                                Из доказательств такой концепции могу привести только игру gran turismo 5 и 6 - там есть индикатор температуры резины и при ускорении в поворотах он всегда показывает перегрев внутреннего колеса на ведущей оси, которое менее загружено.
                                не поленился и включил форзу сутра.
                                bmw 135
                                старт - все колеса холодные.


                                старт в пол



                                едем - зад подостыл



                                поворот



                                тормозим в пол



                                как видим в повороте нагружается внешнее колесо по температуре догоняет ведущие..а при торможении передние перегреваются сильнее задних на старте.
                                • f1203
                                  18 07 окт 2014 в 11:14
                                  В gran turismo не играл, но из опыта warcraft знаю, что если долго бить здание топором оно загорится.
                                  • dolgonosic
                                    07 окт 2014 в 11:17
                                    пять блять)))))))
                                  • scl
                                    1 07 окт 2014 в 11:27
                                    трение на лицо?:)
                                • Xtrime
                                  07 окт 2014 в 11:25
                                  Кстати, два вопроса - нет ли возможности проверить на прямом треке, без бокового уклона, и включен ли ABS?
                                  • dolgonosic
                                    07 окт 2014 в 11:32
                                    уже уехал работать. вечером. абс выкл. в игрушки можно себе позволить ишрать без помощников.
                                    • Xtrime
                                      07 окт 2014 в 11:50
                                      Что значит "игрушки"?! У нас тут серьезная эксперементальная работа!!!! ;)
                                      • dolgonosic
                                        07 окт 2014 в 11:52
                                        в симуляторе гоняю без помощнтков
                                  • dolgonosic
                                    07 окт 2014 в 11:36
                                    я даже резину разноразмерную могу поставить для наглядности.
                                  • dolgonosic
                                    1 08 окт 2014 в 13:44
                                    итак.
                                    абс - вкл
                                    кту - вкл
                                    трекшн - вкл.

                                    стоим.



                                    стартуем с антибуксом (кту - контроль тягового усилия), видим что температура вполне себе равномерна, резкого перегрева зада, как на без антибукса нет.



                                    в повороте видим повышенный нагрев внешних колес - самый пологий затяжной поворот



                                    тоже самое спустя несколько кругов.



                                    тормозим в пол с абс, перегрева как такового опять нет, температура повышается не значительно.
                                    170 км\ч


                                    45 км\ч


                                    берем авто повеселей.
                                    картина с поворотом и нагревом переднего колеса такая же

                      • scl
                        07 окт 2014 в 00:09
                        тут наверное надо было указать как минимум задний привод...

  • Dar4eG
    06 окт 2014 в 21:32
    есть еще такое чудесное явление, как тающий лед, покрытый коркой воды... тормозя на этом на чудо-бриджах, реально было страшно...
    • Xtrime
      06 окт 2014 в 21:49
      Последний график и тормозной путь при 0 градусов на льду как раз отражают такую ситуацию.
  • reseta
    06 окт 2014 в 22:59
    Простите, а вы кто собственно?
    • Xtrime
      06 окт 2014 в 23:23
      Это тонкий намек на похожие аватарки или ...?)
      • reseta
        07 окт 2014 в 10:27
        да вот просто читаю и не понимаю...
        авторевю, википедия, grand turismo =)
        • Xtrime
          07 окт 2014 в 12:05
          Нет, я не журналист/не спортсмен/, просто авто энтузиаст, и пытаюсь разобраться во всем и попутно выкладываю свои наблюдения.

          А для того, что бы доказать что "в интернете кто то не прав" сгодяться все способы))

        • dolgonosic
          1 07 окт 2014 в 12:36
          да вот просто читаю и не понимаю...
          авторевю, википедия, grand turismo =)

          эээ....как ти не панимаищь...блоггир!
  • basilduty
    07 окт 2014 в 10:18
    Небольшая ремарка к образованию гололеда.
    В нормальных странах всё так и обстоит.
    Но вот в подмосковье льют реагенты, которые замечательно помогают образовывать гололед как раз при температурах около -10 -15 градусах.

    Что с этой херней делать я не знаю. И что лучше работает на таком черном льду я тоже не знаю.
    Жаль никто не замерял.
    • Xtrime
      07 окт 2014 в 10:29
      Если поедположить, что результаты тестов верны, то комунальщикам надо сказать спасибо. Потому что при температурах ниже -15 нешипованная резина ведет себя на льду очень плохо. Комунальщики же гарантируют что до -15 на дорогах будет мокрый асфальт, на котором липучка нормально работает, а после -15 на льду не будет слоя воды и липучка опять же будет работать нормально.
      • basilduty
        07 окт 2014 в 10:43
        Чёт ты путаешь.
        Ты по этой херне ездил сам-то? Какое спасибо надо говорить ублюдкам когда дорога в -15 скользкая как в гололед и эта хрень не высыхает сутками?

        И это, как раз в мороз липучка нормально работает, сам себе не противоречь!
    • Dar4eG
      07 окт 2014 в 10:32
      скорее всетаки шиповка. потому, что лед на дороге - он не идеально ровный. и шипы, попадая в неровности, совершают дополнительную механическую работу на ее преододение...
  • mikebutrimov
    4 07 окт 2014 в 10:28
    1. на счет тестов. Авотревю - не самый компетентный источник, тесты выглядят весьма синтетически.

    2. Шипы / не шипы. Шипы работают лучше в тех ситуациях, где они могут достать до льда (если он есть). Если по каким-либо причинам они не могут достать до льда, или льда вообще нет, шипы работают незначительно хуже чем нешиповка. Проблема в том, что если один раз за зиму возникнет ситуация, когда на дороге вдруг окажется очень много льда и ничего более - последнее, о чем вам захочется думать, это об акустическом комфорте, разрушении асфальта, экономии топлива и "но в тестах же говорили что".

    3. Размерность (ширина) колеса.
    3.1 Если манипулировать только школьной физикой, то да, сила трения покоя не зависит от площади поверхностей, грубо говоря потому что:
    увеличивая площадь контакта в два раза, мы уменьшаем давление на единицу площади в два раза, но увеличиваем площадь в два раза. В формуле трения покоя нет площади поверхности, все в шоке, но сон постепенно восстанавливается.

    3.2 Реальный мир наносит ответный удар. В нем все как всегда сложнее. И трение оказывается внезапно очень сложным процессом. Во-первых коэффициент трения. Он зависит от степени адгезии материала. Адгезия зависит от температуры, формы, состава, площади поверхности (!) и множества других параметров (вообще адгезия может возникать по массе причин, и в зависимости от механизма - определяться разными параметрами).

    3.3 Реальный мир продолжает наносить удары. Колесо не статично в процессе движения. Колесо деформируется, распределяет температуру, остывает и снова нагревается, блокируется и не блокируется, катится быстро, медленно а то и вообще - поворачивает. Все это порождает огромное число процессов внутри, влияющих как на силу трения качения так и на площадь пятна контакта. Колесо загружается неравномерно. Колесо прогревается неравномерно. Колесо может получить область локального перегрева в пятне контакта (например наружная сторона в повороте) и там начать кипеть и испаряться, при этом внутренняя сторона будет обладать нормальной температурой. Тогда у нас уже на одном колесе в рамках одного пятна контакта будет и сухое трение и трение жидкостное, и все становится еще интереснее. Оо, я могу долго продолжать, ведь еще нет даже аэродинамики широких / узких колес, нет массы широких / узких и тд.

    3.4 ну и под конец - размеры колес так же диктуются геометрией подвески в общем случае и углами установки колес - в частном. А это задается разработчиками на этапе конструирования.

    • Xtrime
      07 окт 2014 в 10:39
      Вы все правильно пишете, и это замечательно, что есть люди которые разбираются в вопросе лучше меня, но цель то другая - многие думают, что поставив колеса на 30% шире их тормозной путь станет на 30% короче,. В реальности же, надеюсь вы со мной согласитесь, тормозной путь если и стенет короче, то на единицы процентов.
    • basilduty
      2 07 окт 2014 в 10:40
      Шикарно расписано! )

      Но есть еще практика или как это выводы, достигнутые эмпирическим путем, во!

      И этот опыт нам говорит, что зимой предпочтительно резину брать более узкую для:
      1. Меньшее сопротивление лобовое в снегу, каше и воде
      2. Высокое удельное давление на единицу площади, а значит машине проще "провалится" до твёрдой дороги через кашу, грязь и снег
      3. Ну и изсходя из первых двух пунктов выходит, что узкая резина менее склонна к аквапланированию или всплытию в снежной каше

      И этот же опыт говорит, что брать нужно более высокую резину. Т.к. у неё выше проходимость, комфорт, она более стойка к ударам и лучше ведет себя в колее. При этом на ухудшение поведения машины можно забить, т.к. основным ограничивающим фактором всё равно будет выступать коэффициен сцепления резины с дорогой, который по эффективности значительно перекроет все остальное
      • mikebutrimov
        07 окт 2014 в 10:43
        это никак не расходится с моими словами. Я бы даже сказал - подтверждает их.
        • basilduty
          07 окт 2014 в 10:46
          Так я и не спорил, я просто добавил пункт 3.4. "Результаты полученные опытным путем"
          • mikebutrimov
            07 окт 2014 в 10:54
            ну и еще опытным путем про шип и не шип на льду и снегу со льдом.
            В прошлом году на пикнике кадабры на горелом пруду. Резина - восьмая хаккапелита. Там где чистый лед - нужно приложить очень много усилий чтобы дестабилизировать машину. Там где лед под снегом - нужно прикладывать усилия, чтобы стабилизировать машину.

            В прошлом году так же после занятий в академии вождения мерседес провели эксперимент - две машины, шип и не шип, торможение с 70 до полной (!) остановки. Покрытие - лед и местами лед под снегом. Массы машин примерно одинаковые (может 50 кг разницы, может 100), резина - конти не шип, хакка -шип. Какие точно - не помню, но топовые лапти. Таки без шипов машина уезжала раза в полтора дальше. Ради эксперимента нашли машину с летом. Уехала так далеко, что никто даже не замерял - в ловушке не застряла и на том спасибо.
            • scl
              07 окт 2014 в 10:59
              ну как бы не удивительно :) и все же я шипы не выбираю по причине того ,что на шипах мне небезопасно из за того, что появляется излишнее чувство уверенности...
              начинаю ездить небезопасно,на липучках же я себя сильнее контролирую,так как знаю ее пределы...езжу аккуратно,спокойнее... по всем видам дорог и в разных регионах нашей страны
              основная проблема на липучках у меня это трогание в горку на льду,но это не критично....
            • basilduty
              07 окт 2014 в 11:08
              Горелый пруд, родные пенаты......
              А ведь форестерклуб там делал первые встречи, а уж потом растрепали.... ))))

              Про личный опыт еще.
              Зимние раллиспринты.
              Если посмотреть на топ5 быстрейших в любую погоду и на любой трассе.
              Там точно будет только шип и скорее всего Хакка 7, Хакка 8 и Контик Викинг чёто-там, причем, скорее всего, на первой или минимум на второй позиции.

              Это не уже даже не личный опыт, а хорошая такая репрезентативная выборка получается )
        • mikebutrimov
          07 окт 2014 в 10:49
          Я же не говорил что зимой нужна широкая резина, а летом - узкая. Обратного тоже не говорил :) Я лишь пытался показать, что ширина задействует гораздо больше параметров чем "красота" и "диски мимими".

          Посмотрим на ралли зимой - узкие шипы.Решают как раз задачу "продавливания" снежной каши до поверхности, за которую можно зацепиться. То есть стремятся заставить работать те силы трения, которые обеспечиваются шипами о поверхность, которую шип может покрошить и за которую - зацепиться, а не те, которые возникают между резиной и слоем воды на снегу.

          Посмотрим на королеву автоспорта. Там вообще все интересно. Шины широкие - вроде согласуется. Сзади шире чем спереди - тоже пока согласуется. Потом начинается интересное - высокие боковины. Не согласуется. Однако стоит вспомнить, что в Ф1 подвеска и шины рассчитаны на то, что колесо будет поглощать часть воздействия до передачи его подвеске. О, снова согласуется. Смотрим записи с термальных камер - о, видно что колесо нагревается и остывает неравномерно при каждой эволюции машины. Снова согласуется :)
      • scl
        07 окт 2014 в 10:44
        все так и есть :)
        лето 195/50R15 зима 185/55R15
      • Xtrime
        07 окт 2014 в 10:58
        Согласен по всем пунктам.

        Но выше шел разговор про ширину резины летом. Исходя из логики про нагрев - зимой будет предпочтительнее узкая резина, так как она быстрее и легче прогревается до оптимальной температуры.

        Кстати у вас скорее не опыт, а опять же логические рассуждения, с которыми я полностью согласен.

        А вот именно личный опыт сложно анализировать, так как он базируется на субьективных впечатлениях, которые очень сильно зависят даже от ожиданий.

        В статье написана размерность моей резины и, по логике, на такой резине лучше вообще на улицу не выезжать :) Но я ездил на ней и в Москве и в провинциальной Костроме, где дороги не чистят, и по толстому снегу до горнолыжных склонов в Плесе и под Ярославлелем. За 2 зимы она меня ни разу не подвела.

        • mikebutrimov
          07 окт 2014 в 11:07
          если бы я хотел написать про опыт, я бы написал про опыт. Но тут есть нюанс. Дело в том что один сетап в рамках личного опыта - это один сетап в рамках личного опыта.
          Если бы их было 5, 6. 7 и все разные - это было бы уже более объективно.
          У меня нет опыта смены трех или четырех различных размерностей для зимней резины. Я не могу однозначно сказать, какая из этих размерностей поведет себя лучше. Теоретически могу, подтвердить практически - ну если мне дадут пару комплектов, я придумаю как их объективно оттестировать :)
          • basilduty
            07 окт 2014 в 11:11
            Я там выше отписался про выборку репрезентативную по резине.
            Сколько ездил на зимние раллисприны, в топ5 ВСЕГДА только шипы и почти 100% есть Хакка7, Хакка8 и КонтиВикингКонтакт, причем контик на первом/втором месте обязательно!
  • etti82
    07 окт 2014 в 11:32
    Каждый год одинаковые темы - каждый год 98% зимы наблюдаю в Москве сухой или мокрый асфальт без снега и шипы, кругом шипы, 98% шипов! Называется - накопил деньги на шины, так пусть в них будет все: шипы, шарики, цепи! :-)
    • f1203
      07 окт 2014 в 11:42
      Шипы как страховка от гололёда, не понадобились и слава богу.
      • dolgonosic
        07 окт 2014 в 11:43
        + одного раза достаточно чтоб шуршать всю зиму при прочих равных
        • Xtrime
          2 07 окт 2014 в 11:45
          Лучшая страховка от голодледа - голова на плечах, иначе и шипы не помогут ;)
          • f1203
            07 окт 2014 в 11:48
            Тогда к чему этот пост? Голова есть - езди на лете круглый год.
            • etti82
              1 07 окт 2014 в 11:50
              К тому, что в качестве страховки - пример не удачный. Если зимой вести себя как зимой, липучка по льду не сильно шипам уступает. Ну, а если как летом гонять - тут и шипы не помогут.
              • snikeg
                07 окт 2014 в 12:14
                Ещё как удачный, в наш микрорайон ведет две дороги и обе в горку, очень весело было наблюдать пару раз как обе эти дороги покрылись льдом, сам лично два раза вставал на горке с липучкой так, что тронуться с места было невозможно, даже из машины не выйти, попросить помощи, потому как только отпускаешь газ она начинала сползать вниз, минуты две пришлось шлифовать что бы зацепиться за более менее сухой асфальт. Этого случая мне достаточно что бы потом всю зиму ездить пусть и по сухому асфальту на шипах.
                • Xtrime
                  07 окт 2014 в 12:17
                  В статье как раз рекомендую, что бы люди в регионах с частыми оттепелями покупали шипы, а не липучку "потому что тепло же".
        • etti82
          2 07 окт 2014 в 11:47
          Много лет назад с шипов перешел на липучку - в гололед проблем не ощущаю, ниже правильно сказали, шуршать головой надо в первую очередь. Если головы нет - резина не поможет.
          • dolgonosic
            1 07 окт 2014 в 11:55
            безусловно, но моей голове спокойней шуршать на шипах, это субъективный выбор и общего правилв для всех нету.
          • dolgonosic
            07 окт 2014 в 11:56
            ну и я пробовал липучку одну две зимы.... вернулся на шип
            • scl
              2 07 окт 2014 в 12:06
              аналогично попробовал снова шипы в 2008 и вернулся снова на липучку:)
              • f1203
                07 окт 2014 в 12:14
                Ездил только на шипах и всесезонке. Вернулся к шипам.
                • etti82
                  1 07 окт 2014 в 12:22
                  Не бывает всесезонки, это выдумка маркетологов. По сути - это летняя резина, ничего общего не имеющего с зимней.
                  • Xtrime
                    07 окт 2014 в 12:35
                    По поводу "всесезонки". На второй машине с завода стояла "всесезонка", на зиму купили хакку, а всесезонку было решено катать летом. В итоге она прошла тысяч 50 км. и 8 летних сезонов)) Явно делают ее из очень жесткой резины и зимой она работать не может.
                    • etti82
                      07 окт 2014 в 12:46
                      Конечно жесткая - даже если тактильно потрогать, они ничего общего с липучкой не имеет. Я на практике испытывал зимой такую резину. Машина на липучки - с места трогалась и заползала на ледяную горку, на всесезонке просто шлифовала лед.
                  • dolgonosic
                    07 окт 2014 в 12:45
                    а всякие там резины для жипов типа такой?
                    • etti82
                      07 окт 2014 в 12:49
                      Ламелей нет - в теории по льду и снежной дороге точно сливать зимней будет. На практике не знаю, не ездил.
                    • basilduty
                      07 окт 2014 в 12:53
                      Они дубеют до звона ) И работают только в снегу и гравии более-менее.
                      На льду и мерзлом асфальте - жуть
                      • basilduty
                        07 окт 2014 в 12:54
                        Это из практики
  • manlix
    1 07 окт 2014 в 12:34
    Автор молодец, проделал гигантскую работу! Без всяких тестов понятно что в городских условиях шипы не нужны совсем. Тормозить на шипах по асфальту еще то удовольствие. Ну а что касается тех кто и летом ездит на шипах..ну их можно оправдать: они колхозят ксенон, спиливают пружины, тонируют наглухо..одним словом - мозгов не достаточно.
    • dolgonosic
      07 окт 2014 в 12:39
      Тормозить на шипах по асфальту еще то удовольствие.
      хз....нормально тормозит....не испытывал трудностей.

      • Xtrime
        07 окт 2014 в 12:42
        Все так. По тестам, что шип, что нешип ведут себя в среднем одинаково на всех поверхностях. +-10%-20% не заметишь в реальной жизни. Холивары про лед - отдельная тема, тут каждому свое)
        • dolgonosic
          07 окт 2014 в 12:46
          об чем и речь. если сравнивать резину из одинакового ценового диапазона, то она себя +\- ведет себя одинаково, вопрос религии
      • f1203
        07 окт 2014 в 12:47
        Используй аргумент липучколюбов: голова нужна на плечах, иначе и .... не поможет
      • etti82
        07 окт 2014 в 12:50
        Нормально, но хуже липучки точно. При блокировки колес - ощущение, что ты на коньках, если сравнивать с липучкой.
        • dolgonosic
          07 окт 2014 в 13:00
          блокировка колес? остались такие автомобили?)
          • etti82
            07 окт 2014 в 13:18
            Вы думаете, на современных авто ABS работает по сигналу с небес и блокировки совсем-совсем не происходит?
            • dolgonosic
              07 окт 2014 в 13:52
              нет, если совсем-совсем, то да происходит...я про блокировку колес от начала торможения и до его конца.
              • etti82
                07 окт 2014 в 14:03
                Что происходит - мы же про блокировку колес, так - для того, чтобы они не блокировались срабатывает ABS. ABS работает так - считывает показание скорости каждого колеса и если она есть, прижимает систему, предотвращение его полной блокировки.

                Теперь возьмите две одинаковые машины без ABS и попробуйте нажать в пол на разной резине по сухому асфальту (на шипах и липучке). Разница почувствуйте сразу, как я говорил - шипы будут вести себя так, словно вы на коньках.

                Вернемся к теории. При экстренном торможении, ABS будет "зажимать" систему до тех пор, пока попытки блокировки не закончатся. Теперь вопрос - как вы думаете, сколько времени ABS потребуется на то, чтобы остановить автомобиль при экстренном торможении при разных сцепных свойствах резины?


    • Xtrime
      07 окт 2014 в 12:40
      Спасибо, сразу видно человека, который не читал комментариев к моему предыдущему посту ;)

      Уважительное отношение и т.д...
  • EmmGold
    08 окт 2014 в 12:34
    Эмм. MacOS - говно, Windows - ширпотреб, Linux - для ботанов, BSD - рулит!!!
    • scl
      08 окт 2014 в 12:42
      Сам ты ботан :) Gentoo Рулит:) сижу на ней с 2002 года:)
      • Q2W
        08 окт 2014 в 21:29
        Ты красноглазик штоле? Сколько часов в месяц ты тратишь на ковыряние в генте своей?
        • scl
          08 окт 2014 в 21:34
          А то:)
          Не время ковыряния прошло:)
          Юзаю анмаскед версию:) нравится когда софт самый свежий:)
          eix-sync -a && emerge -uDN world по крону :) юзаю как десктоп на нетбуке:)
          • Q2W
            08 окт 2014 в 22:05
            Не время ковыряния прошло:)
            Не может этого быть.
            Юзаю дебиан стейбл и то раз в полгода что-нибудь да приходится делать.
            • scl
              08 окт 2014 в 22:13
              Ну я имею ввиду не сижу ночами напролет как вначале..
              Если обновлять каждый день проблемы минимальны,благо в генту очень быстро исправляют ебуилды ,в крайнем случае сам правлю,зато софт самый самый свежий:)
              Хуже было когда были целики 400е
              Когда фаерфокс и ядра собирались часами,опенофис по два дня,спасало опенмосикс и потом уже дистсс:))
            • scl
              08 окт 2014 в 22:14
              Я вот в выходные собрал свое ядро для нексуса,теперь могу йотовский инет раздавать без ограничений,душа радуется :)
              • Q2W
                08 окт 2014 в 22:28
                Всмысле, ты в телефоне ядро поменял?
                А кроме ядра ты на нём окружение линуксовое развернул? Или никак, только через костыль с vnc?
                • scl
                  08 окт 2014 в 22:53
                  к концу воскресения у меня уже была мысль поднять на нексусе окружение,ибо нетбук слабее чем смартофн:))
                  но, нет,выдержал,собрал на нетбуке :)
                  нахрена мне внс?
                  toolchains же достаточен:)
                  проблема была в сборках ядер ...
                  то с цветами проблема,то нет поддержки включения по двойному тапу на экран
                  в итоге пришлось хуеву тучу ядер собрать:)))
                  радует что хоть не зря:)
                  ну и самое главное йотовцы наконец то исправили косяк с долгой перерегистрацией из 2г в 3г и обратно,теперь юзать можно их сеть...
                  • scl
                    08 окт 2014 в 22:56
                    ну да,ядро на на смарте поменял,нужна была поддержка смены ttl
                    загрузка модулей в ядре была выключена,поэтому пришлось пересобрать ядро под свои нужды
                    теперь думаю как бы на мобильном ротутере ттл поменять :)
                    на роутере было бы удобнее симку юзать...
    • Xtrime
      08 окт 2014 в 13:18
      Я вообще пост с нокия 3310 отправил, компы для мажоров...
      • Q2W
        08 окт 2014 в 21:30
        У нокии хоть сеть есть. Настоящие <даже не знаю, кто> постят с тетриса, как я.
    • dolgonosic
      08 окт 2014 в 13:45
      акпп vs ркпп
      ифон vs андроид
      • Q2W
        08 окт 2014 в 21:30
        Смотря какая акпп подразумевается.
        Я вот за HSD приусовский, тока чтоб с мотором повеселей каким-нить.
        • dolgonosic
          09 окт 2014 в 10:15
          акпп есть только одна - акпп, что есть hybrid synergy drive ?
          • Q2W
            09 окт 2014 в 12:41
            автоматических коробок переключения передач полно:
            гидротрансформаторная классическая, т.е. с планетарными передачами и фрикционными тормозами;
            гидротрансформаторная с вариатором;
            роботы всякие;

            что есть hybrid synergy drive ?
            Это когда мы крутим ДВСом планетарку, её же крутит электромотор/генератор. В итоге можем держать ДВС на любых оборотах, и не зависим, соответственно, от них. Это, в свою очередь, даёт нам возможность разгоняться всегда на максимальной тяге.
            • dolgonosic
              1 09 окт 2014 в 13:19
              по моему мнению акпп есть одна, классическая гидротрансформатор, варик это вар к, робот это робот.
              таким образом хсд это тип силовой установки, а не вид кпп?
              • Q2W
                09 окт 2014 в 14:47
                Автоматическая коробка переключения передач (=акпп) это коробка переключения передач, которая переключает передачи автоматически.

                Вариатор, робот, просто планетарки с тормозами - это уже типа акпп. Но они все являются автоматическими коробками передач.

                Всегда ваш, кэп.

                P.S.: а люди, не относящие вариатор с роботом к автоматическим кпп улыбают примерно так же, как люди, называющие мкпп просто "коробкой", а машины, оборудованные мкпп, коробчатыми. Типа все остальные машины лишены коробки переключения передач.
                Фейспалм.жпг, короче.
                • dolgonosic
                  09 окт 2014 в 15:05
                  пусть каждый останется при своем
                • dolgonosic
                  09 окт 2014 в 21:58
                  педия с тобой не согласна
                  • basilduty
                    1 10 окт 2014 в 16:47
                    Железный аргумент. Пойду подправлю чтоб была согласна, да.
                    • dolgonosic
                      10 окт 2014 в 19:01
                      окей....ожидаю опровержения в статье на википедии и по всему интернету.
                  • basilduty
                    10 окт 2014 в 16:49
                    А вот auto.ru согласна, кстати )
                    Там есть только Ручная и Автоматическая, а вот в автоматической уже подразделы )
                    • dolgonosic
                      10 окт 2014 в 19:01
                      по нтв тоже много чего говорят. но здравый смысл есть здравый смысл
                  • Q2W
                    10 окт 2014 в 20:47
                    Педия, противоречащая очевидным вещам, не нужна.
                    Она, кстати, уже давно не торт.
                    • dolgonosic
                      10 окт 2014 в 22:41
                      вариатор, автоматическая коробка переключеня передач? по мне так варик вполне бесступенчатая коробка с изменямой главной парой, не? робот, это ручная с робототизированым переключением, если мне манагер ауди или ниссана скажет что на тачках стоит автомат - он не компетентный манагер.
                      • Q2W
                        1 10 окт 2014 в 23:33
                        Передаточное число-то он меняет. При чём автоматически.

                        Ручная с автоматизированным переключением - это автоматическая =).

                        если мне манагер ауди или ниссана скажет что на тачках стоит автомат - он не компетентный манагер.
                        Потому что не разглядел твоих тараканов? =)
                        • EmmGold
                          11 окт 2014 в 10:02
                          менеджер должен видеть клиента на сквозь )
                        • dolgonosic
                          11 окт 2014 в 10:55
                          Потому что не разглядел твоих тараканов? =)
                          потому что это не верно.
                        • dolgonosic
                          11 окт 2014 в 11:00
                          Передаточное число-то он меняет. При чём автоматически.

                          Ручная с автоматизированным переключением - это автоматическая =).

                          так же как подключаемый привод называть полным
                          • Q2W
                            11 окт 2014 в 21:56
                            Так он полный. Когда подключен. Т.е. подключаемый полный привод. Problems?
                            • dolgonosic
                              12 окт 2014 в 10:28
                              1% времени, а понта, как будто квадро
                              • Q2W
                                12 окт 2014 в 13:02
                                Это уже всё детали. Факт в том, что подключаемый полный привод бывает полным, а значит он полный.
                                • dolgonosic
                                  12 окт 2014 в 14:04
                                  согласен, с пп не оч пример...что не отменяет, что есть автомат, робот и вариатор, и только несведущие называют это одним словом.
                                  • Q2W
                                    12 окт 2014 в 14:59
                                    Ниодного аргумента в пользу своей точки зрения ты не привёл.
                                    Так не интересно спорить.
                                    • dolgonosic
                                      12 окт 2014 в 17:36
                                      ну мне твои тоже както в аргументы не годятся.
                        • Xtrime
                          11 окт 2014 в 19:26
                          Dolgonosic, похоже, зарплату платят за холивары в комментах))
                          • dolgonosic
                            12 окт 2014 в 10:28
                            ответ про разноразмерные колеса будут?
                            • Xtrime
                              12 окт 2014 в 12:19
                              Я думал мы уже разобрались с этим вопросом: широкая резина спереди (porsche cayene) дает несколько лучшее сцепление с дорогой в экстренных случаях (торможение с блокировкой, снос), но усложняет конструкцию и увеличивает цену, поэтому в бмв используют узкую резину спереди. Выигрыш в сцеплении от увеличения ширины резины крайне не значителен, либо отсуствует.
                              • Q2W
                                12 окт 2014 в 13:05
                                Выигрыш в сцеплении от увеличения ширины резины крайне не значителен, либо отсуствует.
                                Не знаю, о чём вы тут спорите, но широкая резина нужна для того, чтобы меньше перегреваться. Более широкую резину можно производить из компаунда, который больше греется, но лучше цепляется к асфальту. Хоть он греется и больше, за то размер такой резины позволяет рассеять больше тепла, т.е. нивелируется этот минус.
                                Именно поэтому сложно найти хорошую резину, которая была бы узкой.
                                • dolgonosic
                                  12 окт 2014 в 14:08
                                  оппонент приводил в пример игру, сославшись на нее же я ему противостоял тем, что с электронными помощниками резина особо не перегревается.
                                • Xtrime
                                  13 окт 2014 в 20:49
                                  Моя точка зрения полностью соответствует вашей - при одинаковой температуре широкая и узкая будут иметь одинаковое сцепление, но под нагрузкой узкая быстрее перегреется и потеряет его. А то что резина не перегревается с abs и esp еще раз говорит о том что широкие колеса больше маркетинг и красота нежели необходимость.
                              • dolgonosic
                                12 окт 2014 в 14:06
                                у каена резина одинаковая, а не широкая спереди. как выяснилось с антибуксом и абс и всякой электронной шнягой резина не перегревается. так зачем?
                                • Q2W
                                  12 окт 2014 в 15:00
                                  У меня перегревается. Но не всякая. От резины сильно зависит.
                                  • dolgonosic
                                    12 окт 2014 в 17:37
                                    значит у тебя плохая?
                                    • Q2W
                                      12 окт 2014 в 18:53
                                      Да, есть комплект плохой резины.
                                      • dolgonosic
                                        13 окт 2014 в 22:31
                                        это какая? ну мне просто инетерсно на сколько зависит от?
                                        у тебя перегревается какая то среднестатистическая...а не перегревается какая то хитровыжопая из узкоглазии...или он действительно плохой, кама или амтел?
                                        • Q2W
                                          14 окт 2014 в 15:31
                                          У меня toyo proxes r1r сначала вела себя нормально, но как только сточился верхний слой где-то в миллиметр-два толщиной, резина стала заметно хуже держать, перегреваться даже без скольжения и вообще вести себя заметно менее стабильно. Короче, под верхним хорошим слоем оказался какой-то дешёвый плохой.
                                          Ну ещё федералы зимние есть ваще уг =). Но они вроде из дешёвого сегмента.
                                • Xtrime
                                  13 окт 2014 в 20:55
                                  1 - противостоять износу;
                                  2 - отсутствие перегрева говорит о том что ширина выбрана инженерами с запасом, что бы гарантировать нормальную температуру во всех условиях.
                                  3 - маркетинг и эстетика, покупателю наплевать на перегрев резины и сцепление с дорогой, он доплачивает 250 штук за красивые диски, а красивые диски должны быть не только 21 диаметра но и широкие, так как это ассоциируется с автоспортом.

                                  Пользы от широкой резины столько же сколько от аэродинамических обвесов и спойлеров. Они работают в автоспорте, но не на гражданских авто.
                                  • dolgonosic
                                    13 окт 2014 в 22:26
                                    Пользы от широкой резины столько же сколько от аэродинамических обвесов и спойлеров. Они работают в автоспорте, но не на гражданских авто.
                                    тогда зачем тебе широкая сзади?)
                                    • Xtrime
                                      14 окт 2014 в 11:40
                                      1. Шла с завода.
                                      2. Широкие диски красивее.

                                      PS. Когда сотрется заводской мишлен я планирую ставить назад дешевый federal, так как сцепление с дорогой меня совсем не волнует.
                                  • rds
                                    1 15 окт 2014 в 10:08
                                    Инженеры разрабатывают подвеску и стараются сократить вес неподрессоренных масс, это исльно сказывается и на управляемости(работа подвески) и на ускорении(особенно заметно на малолитражка, к примеру 9ках в которые ставят 15е колеса). Ну и не маловажный фактор это естественно расход топлива с большими колесами больше.
                                    Так вот сам вопрос зачем тогда с завода ставят широкие колеса?
                                    • Xtrime
                                      16 окт 2014 в 01:07
                                      В статье (ссылка в посте) расписана моя точка зрения на этот вопрос. Есть там и таблица с размерами резины на различных авто м серии бмв. Четкой связи между мощность/массой и шириной резины нет. Мне кажется это больше маркетинг.

                                      Например на SUV порше и бмв с завода стоят 18 диски, но за лишние 150-250 тысяч тебе поставят красивые здоровенные 21 дюймовые, естественно с более широкой резиной. Более того, на каждом автомобиле список одобренных заводом типоразмеров резины/дисков довольно широк и ширина может варьироваться процентов на 30%.
                                      • rds
                                        16 окт 2014 в 10:45
                                        Когда еду за x3,x5,x6 всегда мой взгляд приковывает ширина резины. Стоит понимать что для асфальта такая резина не сильно нужна, а вот на сыпучем и вязком грунте она проявляет себя гораздо лучше.
                                        • Xtrime
                                          17 окт 2014 в 02:50
                                          Ну она будет лучше распределять нагрузку по рыхлым/вязким покрытиям, но с протектором ориентированным на асфальт (без агрессивного протектора) на бездорожье она не большой помощник. Красота/малый износ и более плавное ухудшение сцепления с дорогой при заносе/сносе/буксе и прочих "перегревах".

                                          В итоге - платишь за красоту и не более того)
                                          • rds
                                            17 окт 2014 в 09:40
                                            Я бы не стал покупать резину, которая не отходит и сезон
                            • Xtrime
                              17 окт 2014 в 10:43
                              Кстати, в голову пришла еще мысль по разноширокой резине - на треке намного важнее быстрый выход из поворота, чем торможение (все это знают, но вот объяснение на всякий случай http://www.youtube.com/watch?v=hjg69lEGtNA&list=PL6jNEDEcpcn1iupVQCFcgmno2NF3oceEa). Так как при выходе из поворота задняя ось разгружается, то в первые секунды разгона ось будет пробуксовывать и уходить в занос, что сильно нагревает колеса. Конечно все зависит от настроек подвески избыточной поворачиваемости и тд. Но у бмв даже самую слабую м-ку очень весело болтает при выходе из поворота, если переборщить с газом, что уж говорить о m3,m5 и тд.
                • EmmGold
                  10 окт 2014 в 19:15
                  Меня всегда напрягала "механическая" кпп, эмм. ИМХО, но все коробки механические. И ручные кстати, разве, что на некоторых мотоциклах - ножные ;). Вперёд/назад руками выбираем ведь...
    • Q2W
      08 окт 2014 в 21:28
      У тя bsd на десктопе?
      • EmmGold
        09 окт 2014 в 08:51
        Ха, была одно время, с полгода.
  • scl
    20 окт 2014 в 08:09
    не знаю кто там что пишет и утверждает, что липучка в около нулевой погоде пасует,сегодня было в кайф ездить по жиже и снегу в нулевую температуру :)
    • rds
      20 окт 2014 в 09:14
      Это скорость по gps? И тут не видно температуры
      • scl
        20 окт 2014 в 09:16
        по гпс :)
        а зачем тут температура нужна? это же навигационная программа:) можно автору программы написать чтобы добавил датчик температуры :) но он будет измерять либо температуру смартфона,либо через интернет внешнюю,а для этого потребует интернет:)
    • Xtrime
      16 ноя 2014 в 20:53
      Работой завалило, отвечу через месяц) Ключевое в вашем комментарии - "по жиже и снегу". Это нормальные условия для липучки, спасибо комунальщикам или теплой земле. Вот если бы был лед а на нем вода, жижа и снег то было бы совсем не весело) кстати готов еще один очерк про зимнюю резину, с данными с акселерометра и видео со своего регистратора. Сейчас выложу...
      • scl
        16 ноя 2014 в 21:01
        ну как бы это не открытие:)))
        разумеется на жидком льду спасует липучка :) личный рекорд на липучке по сплошной непрерывной жиже по разбитой в хлам дороге в марте по вологодской трассе около 600 км:)
        не смертельно, ехать можно, но максимально аккуратно:)
        а короткие городские вылазки уже своем не пугают по такому дороге:)
        • Xtrime
          16 ноя 2014 в 21:19
          Ну для кого то может не открытие, а я прошлой зимой думал, что в теплую погоду липучка самое то, а оказывается не совсем и не всегда)
          • scl
            16 ноя 2014 в 21:24
            очень сильно зависит от резины...
            скажем йокохама на льду с водой очень плохо себя показала:(
            а вот бриджи и гудиеры справились отлично с жижей
            в этом году буду пробовать континенталь :)
            в первую в этом году живу вот как раз показали себя отменно ...

            по крайне мере на кольце на пригорке на старте не шлифовали ,на йоке и гудиере я на кольце миклухо-маклая обычно шлифовал,на конти даже предпосылки не было...
            • Xtrime
              16 ноя 2014 в 21:28
              Вы работаете в магазине резины? Я вот как купил колеса - так на них и езжу годами) Да, где то ведут себя хорошо, где то не очень, зато поведение во всех условиях известно)
              • scl
                16 ноя 2014 в 21:33
                нее :) я просто много езжу:))) либо износ,либо случайности типа порвал резину об камень:)
            • Moonshine
              16 ноя 2014 в 21:38
              Что за континенталь?
              • scl
                16 ноя 2014 в 21:40
                не помню модель,знаю что не свежая
                завтра посмотрю напишу :)
              • scl
                16 ноя 2014 в 21:57
                Continental ContiVikingContact 3
                • Moonshine
                  1 16 ноя 2014 в 22:11
                  Понятно. Едет то она хорошо, но как и весь континентал мягковата в боковинах. Осторожнее на ямах.
                  • scl
                    16 ноя 2014 в 22:15
                    угу
                    что то мне кажется что все липучки шибко мягкие в боковинах
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.