История одного суппорта
Все это началась еще прошлой зимой, когда я вдруг решил поменять колодки на задней оси. Это решение было весьма эпичным, не из-за предстоящей работы, а потому что оно перевернуло мою философию о ремонте данного автомобиля. На тот момент я относительно недолго владел Легавым, большинство его болтов были завинчены японскими
О том, как я познавал дзен, история под катом.
В процессе постижения Истины, я прошел путь от фразы
"Сейчас поменяю топливный фильтр и через 10 минут поедем"
до
"Ты пытаешься поменять лампочку, но ты делаешь это без уважения, не предлагаешь мне дружбу, ты даже иногда называешь меня японским ведром"
До Легавого я владел двумя авто, первым из которых было ведрище по имени ИЖ, а вторым - Нексия. Ижа я больше толкал, чем он меня возил, но я благодарен ему за опыт в сборке-разборке конструктора по имени автомобиль. Кратко охарактеризовать мой опыт на Иже можно такой системой: сломалось - поменял - снова сломалось. Нексия - уже совсем другая история. Она реально ездила и ломалась крайне редко, именно на ней я получил ачивки "замена гидрокомпенсаторов", "выставление опережения зажигания" и даже "что будет, если авто на домкрате не зафиксирован". Нексия работала по системе сломалось - починил - поехал дальше.
С легнумом эти системы не работают. Я еще не до конца вывел формулу, но черновой вариант таков:
сломалось - полез чинить - что-то пошло не так - сломалось еще больше - покурил форумы - починил.
Предыстория
Неизбежно настает такой момент, когда скрежет металлической основы колодки о тормозной диск становится совсем уж невыносимым, а прохожие оборачиваются и недобро сверлят тебя взглядом. Вот и мне это надоело, докучи постоянные закисания цилиндров и езда на неразомкнувшихся тормозах - приятного мало.
Одним прекрасным вечером, закупив комплект колодок, я решил разобраться с этими проблемами раз и на ... несколько тыщ километров. Первым разочарованием стало то, что направляющие суппорта напрочь отказались откручиваться. Они прямо-таки издевались надо мной и над моим верным помощником WD-40. Тогда я решил зайти с другой стороны и принял решение снимать суппорт и разбирать его.
Со снятием суппорта тоже было много плясок. Изношенным колодкам было кайфово сидеть в бороздах, которые они прорыли в тормозном диске, и всем своим видом они давали мне понять, что новый цех кирпичного завода вот-вот будет запущен. Что ж, глаза боятся, руки - делают, и через какое-то время диск отделился от суппорта, сдавшись весьма действенному союзу кувалдочки и моих матюгов.
В итоге, суппорт был разобран, тормозной цилиндр очищен, смазан и установлен обратно. Новые колодки встали на свои места. Предстояло прокачать тормоза. Навозившись с закисшими элементами, я не рассчитал силу и крутанул штуцер прокачки слишком резко, чем оторвал ему голову, оставив внутри суппорта всю резьбовую часть и надежды попить пива тем вечером.
О, сила трения, бессердечная ты сука!
На следующий день я всячески пытался вывернуть, высверлить, выдавить, высосать, одним словом, извлечь остатки штуцера. Было сломано несколько отверток и сверел, но никакого прогресса. Кончилось тем, что резьба на суппорте была повреждена и не подлежала восстановлению. Остаток штуцера все-таки герметизировал систему и удерживал необходимое давление. Я заполнил тормозухой все полости по максимуму и собрал всю систему. Педаль тормоза, конечно, приобрела свободный ход, но, поскольку это был задний суппорт, ездить в таком состоянии было возможно.
Таков был первый урок, данный мне моим сенсеем, японским джидаем. Урок я выучил: не стоит затягивать со сменой колодок, равно как и нельзя допускать клина цилиндров - все это ведет к перегреву суппорта, в результате чего и без того съеденный коррозией металл диффузирует с соседними элементами, что катастрофично для резьбы.
Шопинг в стране восходящего солнца
Как вы уже поняли, требовался новый суппорт. Его поиски осложнялись тем, что тормоза на Легавом стоят не родные, а от "старшего брата" - как сказал мне предыдущий владелец, при этом не уточнив, от какого именно. Используя метод дедукции, а чаще гадания по каталогам, я вычислил несколько кандидатов. Оказалось, что тормоза от Galant VR-4, более мощной, турбированной версии.
Я стал искать нужную деталь. Экзист со своим ценником 14000р и полным отсутствием неоригинала был сходу послан нафиг. Начался бесконечный процесс обзванивания разборок, поиска по форумам и тд. Суппорта были в наличии, но меня либо не устраивала цена, либо, что чаще, пугал вид ржавой железяки непонятных форм.
Дело было отложено на какое-то время. Я даже стал подумывать продать его к черту с таким суппортом. Но вдруг однажды, я смотрел на ютубе канал BMI Russian. Спонсором их роликов является некая компания Japex, занимающаяся доставкой товаров из Японии и США. Поначалу я не обратил внимания, подумав, что это очередной посредник покупок на ebay, но потом все-таки залез на их сайт.
Оказалось, что их поиск включает в себя несколько японских интернет-магазинов, которые не имеют английского интерфейса и от дизайна которых вытекают глаза:
Нужная деталь была найдена. По фотографиям - вполне ок, цена вообще смешная 2500 ¥ (900 руб). Начался процесс покупки. Полезной фичей Japex является то, что после покупки товара он лежит на складе компании, ты можешь купить несколько лотов и сформировать одну посылку.
Разумеется, я подозревал, что за доставку придется еще платить. Но я никак не ожидал такого соотношения цены товара и транспортных расходов, вот финстриптиз всего заказа в йенах:
Цена лота 2500
Комиссия 1000
Банковский перевод 500
Переупаковка 0
Доставка по Японии 1050
Налог 5% 125
Тариф EMS 7000
Итого: 12175¥ или 4200 руб.
Как выяснилось по трекингу, чугунок весом под 4 кг в упаковке был отправлен авиапочтой! Это при том, что я выбрал самый дешевый способ доставки. Стало ясно, откуда такой тариф EMS. Ну да ладно, все равно обошлось дешевле, чем на местных разборках. Только вот не покидало тревожное чувство, что же там мне придет и подойдет ли по вылету, резьбе и тд...
Распаковка и установка
Вот она, долгожданная посылка.Честно говоря, волновался, пока вскрывал.
Упаковали мой суппорт добротно: в куче упаковочной пленки и в герметичном мешке, который не давал проливаться оставшейся тормозной жидкости.
(Перевод: мы все взрослые до тех пор, пока кто-то не достанет пупырчатую пленку)
Вот она, моя прелесть.
Выглядит отлично, ни следа ржавчины или коррозии. Поршни и направляющие смазаны и подвижны, пыльники целые.
Понеслась! Фиксируем машину, вывешиваем ступицу.
Виновник торжества. Снимаем его без всякой жалости.
Ставим склянку для сбора утекающей тормозухи.
Здесь когда-то был штуцер. Пропил был сделан мной в попытках извлечь его.
"Что такое хорошо и что такое плохо".
Собираем, ставим обратно колодки. Теперь есть возможность установить их по-человечески, откинув поршневую часть суппорта.
Собрал.
По количеству способов применения термоусадки можно устраивать соревнования.
В данном случае использую ее как шланг для штуцера.
Потратился на нормальную тормозуху.
Мини-угадайка: что в салоне делает доска?
Заключение
На том заканчивается история с задним правым суппортом. Основной урок, который я извлек: к ремонту автомобиля старше десяти лет надо подходить с осторожностью. Сейчас, при выполнении любых работ, стараюсь менять уставшие болты и гайки, смазывать соединения. Кстати, из того, что я чинил или менял за время владения ничего не ломалось повторно - привет тазоводам!
Возможно, кто-то посчитает, что возиться с такой машиной - неприемлемая попоболь. Я отчасти его пойму. Действительно, машина морально и физически устарела, обслуживание требует регулярных вложений. Парадокс, но этот автомобиль приносит мне кучу удовольствия от вождения. Да не только от вождения, мне нравится в нем копаться, ремонтировать самому и видеть результат. Я чувствую, что у Легавого есть нераскрытый потенциал, но он состоит не в том, чтобы выкинуть оттуда все и сделать лютобешеный корч. Это просто нормальный гражданский автомобиль.
Признаю, что болен такого рода некрофилией. Ну разве он не крут?
Личный опыт:
Техническое обслуживание
По-угадайке - доска давит на тормоз конечно же.
По посту: офигенно, пиши еще и почаще!
Жмет с помощью твоей руки на педаль тормоза?
Спасибо, отлично написано.
может с правым?
Не добавляет живучести тнвд наш бенз. Заправляю 95 на газпроме, несте или киришах. Пока тьфу-тьфу-тьфу. С собой вожу несколько топливных фильтров (их три на всем топливопроводе), самый мелкий иногда засоряется.
Еще стараюсь менять масло раз в 5-6ткм - что нормально для японцев и немцев такого возраста.
>бенз
Шта??