Написать пост

SaltLake

Новый сезон — новые моторы. Formula1 2014



В этом году Формула 1 вступает в новую турбо-эру. Основной упор делается на увеличение эфективности, вместе с тем на экономию топлива и использование систем рекуперации энергии. Рассмотрим технические характеристики, которые коснулись силового агрегата.

Силовой агрегат


Это теперь не просто двигатель внутреннего сгорания, а полноценная гибридная силовая установка состоящая из шести частей: ДВС, системы рекуперации кинетической (MGU-K) и тепловой (MGU-H) энергии, система накопления энергии, турбокомпрессора и управляющей электроники. В этом сезоне доступны моторы Mercedes-Benz PU106A Hybrid, Renault Sport Energy F1-2014 и Ferrari 059/3 (в следующем ожидаем моторов от Honda).

Двигатель Mercedes-Benz

ДВС


Мотор представляет из себя бензиновый 1.6 литровый турбированный V6 (с развалом блоков в 90°) с непосредственным впрыском (давление топлива доходит до 500 атмосфер). Регламент допускает использование коленвала из стали и не допускает использование углеродосодержащих материалов для блока цилиндров и головки блока. Максимальные обороты — 15000 об/мин позволяющие получить 550 л.с. В этом году регламент жестко определяет диаметр — 80 мм и ход поршня — 53 мм, а также ход коленвала — 90 мм.

Двигатель Renault Sport

Система рекуперации кинетической энергии


Система KERS знакома еще по предыдущему поколению моторов, но если там это была пришлепка на уже имеющийся ДВС, то нынешний вариант силовой установки проектировался как единое целое. Разработка и тестирования длились три года (Renault начала испытания некоторых частей еще в начале 2012 года). Система состоит из мотор-генератора, который, работая как генератор во время торможения, запасает энергию в аккумулятор. Во время ускорения же система работает как электро-мотор и помогает раскручивать основной двигатель, используя запасенную энергию. Мотор-генератор механически связан с коленвалом ДВС и достигает скоростей вращения до 50000 оборотов в минуту. И может давать прибавку к основному двигателю в 163 л.с. (что в два раза больше чем в прошлом году). В силу своей компактности и сравнительно высокой мощности использует водяное охлаждение.

Система MGU-K

Brake-by-wire


Тормозная система претерпела значительные изменения. Виной тому возросшая производительность системы KERS. Болид формулы имеет два независимых тормозных контура — передний и задний. Поскольку система KERS накапливает энергию при торможении только с задних колес, при увеличившейся в двое производительности системы, теперь для управления балансом между торможением системой KERS и тормозными дисками приходится использовать электронику. Особенностью и технической сложностью является ограничение на количество накопленной энергии, по превышению этого количества KERS отключается и торможение осуществляется задними тормозными дисками. Также не стоит забывать про то что карбоновые тормоза, применяемые в формуле, эффективно работают только при определенных температурах, то есть их всегда нужно держать горячими. Передний тормозной контур по-прежнему управляется усилием нажатия на педаль тормоза.

Расширительные бачки и главный тормозной цилиндр

Система рекуперации тепловой энергии


Система представляет из себя мотор-генератор, сидящий на одном валу с турбокомпрессором. Выпускные газы используются не только для раскручивания турбинуы но и для заряда аккумулятора через этот мотор-генератор. Запасенная энергия, в свою очередь, дополнительно помогает раскручивать турбину во время разгона болида (100000 об/мин) и помогает бороться с так называемом турболагом. В первую эпоху прихода турбомоторов в формулу в 80-х годах турболаг составлял 2-3 секунды и пилотам приходилось подстраивать под это свой стиль вождения — в поворотах раньше тормозить, и раньше разгоняться чтобы поймать подхват в нужное время. Сейчас же турболаг сведен практически до нуля. Также мотор-генератор позволяет контролировать скорость вращения турбины, заменяя собой так называемый вейстгейт, также контролируя максимальный наддув (и соответственно максимальный расход топлива). Регламент не ограничивает давление наддува, но из-за ограничения потребления топлива не более, чем 140 л/час максимальный наддув составляет 3.5 атмосферы. Но за наддув приходится расплачиваться. Формула потеряла свой самый узнаваемый атрибут, свою визитную карточку — кричащий и оглушающий рев атмосферного мотора.

Система MGU-H

С одной стороны формула стала технологичнее, экономичнее, снизился уровень вредных выбросов. А с другой нововведения сильно повлияли на расклад уже по ходу первого Гран-При. Из-за проблем с KERS-ом были вынуждены сойти с гонки оба Лотуса. Действующий чемпион и обладатель поула — оба сошли из-за проблем с их моторами в самом начале гонки. А занявшего второе место Рикьярдо дисквалифицировали из-за превышения расхода топлива.

Материалы:
Описание двигателя Mercedes-Benz
Пресс-релиз Renault Sport
Brake-by-wire
19 комментариев 14нравится избранное
da
mpp181
Gryzli
TauRus36
xxppll
Tangerine
Boomburum
Turbocat
honest
Slava27
osa
SaintAnger
driusha
almor
  • kopusa
    1 17 мар 2014 в 02:23
    На 4 картинке, у вас ошибка. Это MGU-K (генератор кинетической энергии), а не MGU-H.
    • SaltLake
      17 мар 2014 в 11:24
      Да, вы верно заметили. Спасибо, исправил.
      Вообще я не берусь утверждать что именно приведенные на картинках системы (в этом виде) используются в нынешних двигателях формулы. Например на двигателе Renault хорошо видно, что сам мотор-генератор в системе MGU-H расположен "за" копрессорной частью, тогда как на картинке приведен вариант с расположением мотор-генератора между турбиной и компрессором.
  • kopusa
    17 мар 2014 в 02:27
    Думаю, нужно уточнить, что Риккьярдо, дисквалифицировали за превышение моментального расхода топлива а не за общее количество израсходованного.
  • venom777
    2 17 мар 2014 в 03:36
    ИМХО бред делать такие жесткие регламенты, это тормозит прогресс, я всегда считал что формула это борьба передовых разработок, именно оттуда к нам пришли аэродинамика, турбомоторы, непосредственный впрыск итд По мне надо делать ограничения максимум по литражу двигателя или вовсе никаких ограничений только по габаритам самого болида и по его общему весу.
    • kolipass
      12 17 мар 2014 в 06:25
      Как раз органичения и толкают на развитие технологий+добавлают зрелещьности и спортивного духа. По этому формулу интересно смотреть, а драг гонки не очень.
    • vamp756
      7 17 мар 2014 в 06:56
      Если убрать ограничения то самые богатые команды просто запихнут самый большой большой мотор на самых передовых разработках и никто не сможет с нею конкурировать. Тогда это будут гонки одной команды.

      Как раз жесткий регламент заставляет изобретать, миниатюризировать, выкручиваться. Ты вдумайся, что с мотора 1,6 они снимают 550 л/с- это и есть прогресс. Как бы не зажимали формулу регламентами, именно там рождаются передовые разработки, которые потом кочуют в гражданские авто.
      • rds
        1 17 мар 2014 в 09:43
        В этом сезоне еще ввели ограничения на кол-о двигателей на сезон, так что эти маленьки двигателя должны быть не только злыми, но еще и надежными. Надеюсь все фишки которые опробуют и обкатают в этом сезоне уже скоро пойдут в серию.
      • venom777
        1 17 мар 2014 в 11:57
        так и сейчас самая богатая команда делает двиг из самых лучших материалов, а за счет регламентов нет возможности экспериментировать с какими либо бюджетными решениями.

        а такой прогресс тоже не всегда ведет в хорошую сторону, вспомним всеми любимые коробки ДСГ для гражданских машин с ресурсом как будто они на пару гонок рассчитаны.

        имхо на данный момент в плане технологий для гражданки намного больше дают такие соревнования как дакар и ралли, где все элементы авто выдерживаю колоссальные нагрузки в течение продолжительного срока.
        • SaltLake
          17 мар 2014 в 13:03
          > так и сейчас самая богатая команда делает двиг из самых лучших материалов, а за счет регламентов нет возможности экспериментировать с какими либо бюджетными решениями.
          Это не совсем верно. Касательно двигателей регламент жестко запрещает использовать что-либо кроме стали и аллюминия. Например в гражданке давно применяются клапана с натриевым наполнением, в то время как в формуле этого делать нельзя.

          А в плане технологий для гражданки — формула сейчас в роли отстающего. По дорогам уже давно передвигаются автомобили с гибридными установками (Toyota Prius), массово производятся электромобили (Tesla, Nissan Leaf и другие). Audi делала эксперименты с рекуперацией тепловой энергии. Замечу, что ни одна из этих компаний в формуле не участвует, а Тесле, так и вообще удалось с нуля убежать далеко вперед от конкурентов.
        • vamp756
          1 18 мар 2014 в 05:27
          формула 1 это еще и шоу. Никому не интересно смотреть гонки когда из года в год будет побеждать одна команда. В любых соревнованиях есть регламент и в формелах и в дакаре потому что и там и там - это не только соревнования гонщиков а соревнования инженеров. Задача регламента - не допустить что бы прогресс развивался только в сторону скорости. Чем больше скорость = тем больше трагедий. Иженеры сконцентрированы как раз на надежности в первую очередь. Мотор в ф1 крутится до 15 тыс, это нифига не мало, по этому дистанция гонки ф1 - это одно из самых серьезных испытаний для моторов.
      • andrewcocos
        17 мар 2014 в 14:32
        А с ограничениями самовозы не строят конечно же. Тем более все заводские команды их успешно обходят.
  • Slava27
    2 17 мар 2014 в 08:20
    Очень понравился способ избежать турбоямы.
    Хороший пост, спасибо)
  • Ordall
    2 17 мар 2014 в 08:23
    Блин, следил за формулой в 2008-9, потом как то не получалось смотреть, теперь читаю последний абзац и думаю, что за хуйня с формулой стала, ребята?
  • vnztlv
    3 17 мар 2014 в 08:49
    все технологии это одно, а вот со звуком что делать? как теперь не пытаюсь - ну не могу я привыкнуть к такой тишине. думал, может с онборда услышу более-менее привычный визг.. нет - едва слышен булькающий рокот. по мне так это самое большое отличие стало. хрен с ними с носами, но без прежнего звука это не та формула((
    • reseta
      1 17 мар 2014 в 10:36
      да да да со звуком бедаааа ((((
      поеду на гран-при и надеюсь сильно не разочароваться в звуке(
    • lolwut
      4 17 мар 2014 в 10:39
      Да, звук отвратительный. Совершенно другая атмосфера. По звуку на формулу-3 какую-нибудь похоже.
      Ничто не сравнится со звуком старых V12 и V10.
      V12 звучал как оркестр. V10 звучал как стая бешеных демонов. Не то, что эта теперешняя пукалка V6.
  • degrion
    2 17 мар 2014 в 17:46
    Дисквалифицировали из-за превышения расхода топлива.

    Вот поэтому я не смотрю формулу...
    • andrewcocos
      10 июл 2014 в 12:10
      Смотришь только бои без правил?
  • freddynolin
    24 июн 2014 в 16:15
    новая эра двигателей
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.