Автомобиль в Российской Империи
Царская Россия не входила в число ведущих автомобилестроительных держав. Крупных автозаводов в нашей стране было всего два — Руссо-Балт в Риге и завод Пузырева (РАЗИП) в Петербурге (кроме них автомобили выпускал еще и самолетостроительный завод DUX в Москве). Строительство еще шести крупных заводов было начато в 1915-1916 годах . А потом был 1917, разруха-с... И ни один новый завод до всех этих событий не был достроен.
Разумеется, недостаток машин собственного производства, компенсировался за счет многочисленных иномарок. Под катом — большая подборка автомобильных постеров той эпохи. На некоторых из них легко различима цена автомобилей в рублях. Для того, чтобы оценить уровень этих цен, достаточно знать уровень зарплат.
В Петербурге в 1910-х гг. средняя зарплата в промышленности составляла 450 рублей в год. Хорошей зарплатой для рабочего считалась сумма в 700 рублей в год. (В промышленности Германии средняя зарплата в пересчете на рубли составляла 707 рублей.) Слесари-сборщики на крупных заводах получали по 850-900 рублей в год или по 70-75 рублей в месяц. Сотни путиловских рабочих имели по 1200 рублей, а высшей была зарплата американского рабочего - 1300 рублей.
В системе горэлектротранса Петербурга мастера по ремонту оборудования получали 840 рублей в год, ремонтники стрелок - 720 рублей, простые слесари - 480 рублей, кондуктора и вагоновожатые - по 40 и 45 рублей в месяц и "квартиру натурой" - это означало проживание в служебном семейном общежитии. "Линейные работники", получавшие годовые оклады до 840 рублей и прослужившие не менее 1 года, получали наградные 2 раза в год по 70% оклада, или всего в год 140%.
В 1914 г. оклады были повышены: мастерам по ремонту трамвайных вагонов - до 1100 рублей в год, мастерам по ночному осмотру - до 1200 рублей, помощникам мастера - до 900 рублей, ремонтникам моторов - до 900 рублей.
А вот и курс доллара на 1910 год:
Так что минимальной конфигурации роскошь вполне укладывалась в годовой заработок квалифицированного рабочего.
Другое дело геморройное по тем временам это было занятие... Это вам не современное авто...
Проблема была в том, что автомобили были еще очень ненадежны и с ними приходилось очень много возиться. Поэтому самостоятельно обслуживали автомобили только задвинутые на технике энтузиасты. А таковых энтузиастов с лишними 5000 рублей было немного. В результате, 90% автовладельцев ездили с шоферами. Расход - бензин, ремонт, запчасти, зарплата шофера - составлял 1500-2000 рублей в год. И у самого автомобиля амортизации на 1 т.р. Итоговая стоимость владения 2.5-3 т.р. в год. Кстати, шины рвались чуть ли не ежедневно, и расход на новые шины был самой крупной статьей эксплуатационных затрат.
Отличный источник - мемуары военного министра Редигера. Когда тот был министром, то получал около 25 т.р. в год, и содержал кроме казенного автомобиля еще и собственный. Потом он из министров ушел, развелся с женой, платил ей содержание и был вынужден жить на 8-10 т.р. в год.
От автомобиля пришлось отказаться, хотя он очень привык.
Выводы: рабочим, а в статье говорится только о самой верхушке рабочего класса с огромными (по рабочим меркам) зарплатами, немножечко не хватало дохода для того, чтобы покупать автомобили. Где-то в 10 раз.
Семейные люди покупали автомобили при доходах выше 10-12 т.р. в год (это очень солидный доход). Одинокий человек мог купить автомобиль попроще при зарплате в 6-7 т.р., эксплуатировать его без шофера и всегда лежать под этим автомобилем перемазанным в масле или менять шины среди дороги в грязи три раза в неделю.
В воспоминаниях Б.Райкова, который был в войну проректором Психоневрологического института (в котором тогда было больше студентов, чем в Университете), рассказывается, что один из их профессоров (доход - около 3 т.р.) купил автомобиль. Маленький, одноместный, очень дрянной (автор, пищущий в 1950е говорит "вроде современной инвалидной мотоколяски"). Это подается как редкий случай и большое чудачество.
Наиболее существенными статьями расхода были: жалование шоферу – 600 рублей в год, ремонт и смена «пневматиков» (шин)– 620 рублей (тоже в разы - никак), аренда гаража- 240 рублей (никак), ремонт- 250 рублей (это запчасти, никак), расходы на бензин (180 рублей, никак) и масло (48 рублей, никак). Стоимость бензина в Петербурге составляла в среднем 3-3,5 рубля за пуд ( в Германии –1,6 рубля за 1 пуд). Налог на автомобиль указанной мощности составлял 39 рублей в год. Налог был установлен решением Государственного Совета от 20 января 1903 года в размере 3 рублей с 1 лошадиной силы налоговой мощности мотора (налоговая мощность вычислялась по специальной формуле и составляла чуть больше половины реальной мощности двигателя). Он уплачивался ежегодно с 15 марта по 30 апреля в Городской Управе. Там же одновременно проходил ежегодный технический осмотр автомобилей с выдачей новых номерных знаков (для сохранения старых номеров необходимо было подать специальное заявление не позже 14 марта).
Разумеется содержать машину рабочий не мог. А вот инженер со своими 2000- 3000р вполне уже мог, чему было масса примеров. Автомобиль из роскоши превращался в средство передвижения.Но не в этом суть.
Тенденция шла к быстрому удешевлению как машин так и обслуживания, а зарплата рабочего была весьма достойной...
Мотоцикл в 12 году стоил от 150 до 400 рублей, и вот его-то и мог себе позволить квалифицированный рабочий.
Отсюда.
Разумеется, недостаток машин собственного производства, компенсировался за счет многочисленных иномарок. Под катом — большая подборка автомобильных постеров той эпохи. На некоторых из них легко различима цена автомобилей в рублях. Для того, чтобы оценить уровень этих цен, достаточно знать уровень зарплат.
В Петербурге в 1910-х гг. средняя зарплата в промышленности составляла 450 рублей в год. Хорошей зарплатой для рабочего считалась сумма в 700 рублей в год. (В промышленности Германии средняя зарплата в пересчете на рубли составляла 707 рублей.) Слесари-сборщики на крупных заводах получали по 850-900 рублей в год или по 70-75 рублей в месяц. Сотни путиловских рабочих имели по 1200 рублей, а высшей была зарплата американского рабочего - 1300 рублей.
В системе горэлектротранса Петербурга мастера по ремонту оборудования получали 840 рублей в год, ремонтники стрелок - 720 рублей, простые слесари - 480 рублей, кондуктора и вагоновожатые - по 40 и 45 рублей в месяц и "квартиру натурой" - это означало проживание в служебном семейном общежитии. "Линейные работники", получавшие годовые оклады до 840 рублей и прослужившие не менее 1 года, получали наградные 2 раза в год по 70% оклада, или всего в год 140%.
В 1914 г. оклады были повышены: мастерам по ремонту трамвайных вагонов - до 1100 рублей в год, мастерам по ночному осмотру - до 1200 рублей, помощникам мастера - до 900 рублей, ремонтникам моторов - до 900 рублей.
А вот и курс доллара на 1910 год:
Так что минимальной конфигурации роскошь вполне укладывалась в годовой заработок квалифицированного рабочего.
Другое дело геморройное по тем временам это было занятие... Это вам не современное авто...
Проблема была в том, что автомобили были еще очень ненадежны и с ними приходилось очень много возиться. Поэтому самостоятельно обслуживали автомобили только задвинутые на технике энтузиасты. А таковых энтузиастов с лишними 5000 рублей было немного. В результате, 90% автовладельцев ездили с шоферами. Расход - бензин, ремонт, запчасти, зарплата шофера - составлял 1500-2000 рублей в год. И у самого автомобиля амортизации на 1 т.р. Итоговая стоимость владения 2.5-3 т.р. в год. Кстати, шины рвались чуть ли не ежедневно, и расход на новые шины был самой крупной статьей эксплуатационных затрат.
Отличный источник - мемуары военного министра Редигера. Когда тот был министром, то получал около 25 т.р. в год, и содержал кроме казенного автомобиля еще и собственный. Потом он из министров ушел, развелся с женой, платил ей содержание и был вынужден жить на 8-10 т.р. в год.
От автомобиля пришлось отказаться, хотя он очень привык.
Выводы: рабочим, а в статье говорится только о самой верхушке рабочего класса с огромными (по рабочим меркам) зарплатами, немножечко не хватало дохода для того, чтобы покупать автомобили. Где-то в 10 раз.
Семейные люди покупали автомобили при доходах выше 10-12 т.р. в год (это очень солидный доход). Одинокий человек мог купить автомобиль попроще при зарплате в 6-7 т.р., эксплуатировать его без шофера и всегда лежать под этим автомобилем перемазанным в масле или менять шины среди дороги в грязи три раза в неделю.
В воспоминаниях Б.Райкова, который был в войну проректором Психоневрологического института (в котором тогда было больше студентов, чем в Университете), рассказывается, что один из их профессоров (доход - около 3 т.р.) купил автомобиль. Маленький, одноместный, очень дрянной (автор, пищущий в 1950е говорит "вроде современной инвалидной мотоколяски"). Это подается как редкий случай и большое чудачество.
Наиболее существенными статьями расхода были: жалование шоферу – 600 рублей в год, ремонт и смена «пневматиков» (шин)– 620 рублей (тоже в разы - никак), аренда гаража- 240 рублей (никак), ремонт- 250 рублей (это запчасти, никак), расходы на бензин (180 рублей, никак) и масло (48 рублей, никак). Стоимость бензина в Петербурге составляла в среднем 3-3,5 рубля за пуд ( в Германии –1,6 рубля за 1 пуд). Налог на автомобиль указанной мощности составлял 39 рублей в год. Налог был установлен решением Государственного Совета от 20 января 1903 года в размере 3 рублей с 1 лошадиной силы налоговой мощности мотора (налоговая мощность вычислялась по специальной формуле и составляла чуть больше половины реальной мощности двигателя). Он уплачивался ежегодно с 15 марта по 30 апреля в Городской Управе. Там же одновременно проходил ежегодный технический осмотр автомобилей с выдачей новых номерных знаков (для сохранения старых номеров необходимо было подать специальное заявление не позже 14 марта).
Разумеется содержать машину рабочий не мог. А вот инженер со своими 2000- 3000р вполне уже мог, чему было масса примеров. Автомобиль из роскоши превращался в средство передвижения.Но не в этом суть.
Тенденция шла к быстрому удешевлению как машин так и обслуживания, а зарплата рабочего была весьма достойной...
Мотоцикл в 12 году стоил от 150 до 400 рублей, и вот его-то и мог себе позволить квалифицированный рабочий.
Отсюда.
А еще там стартер называется "самопуск" =)
Жесть :D