Раллийный тест-драйв Citroen DS3 - впечатления и немного видео
В начале февраля я на своем абсолютно стандартном Citroen DS3 поехал в Ивановскую область на ралли. Впечатлений масса. Я раньше даже не представлял, что такое лететь по прямой, но совсем не ровной дороге 130-140км/ч, проходить повороты по укатанному снегу и льду в заносе под сброс газа. Да и вообще, на самом деле, я не представлял, что такое ралли.
Есть у автогонщиков такое правило: никогда не выступать на своей гражданской машине. Даже тогда, когда соревнования любительские. Но что делать тем, кто еще не знает — хочет он становиться гонщиком или нет? Размышляя над этим, после того, как я побывал зрителем на ралли «Золотые купола 2013», я решил, что пока я не стал настоящим гонщиком, можно это правило нарушить. В конце концов, новичкам, как известно, везет. Но знайте, если захотите последовать моему примеру, нарушить его можно только один раз. Хотя, конечно, вы можете проверить свою удачу и больше одного раза, но я для себя уже решил — это была первая и последняя гонка на моем любимом DS3, абсолютно гражданском, без каких-либо переделок.
Итак, день первый. Точнее, первое утро. Выезд из Москвы в 5 утра, чтобы приехать в Шую где-то поближе к началу регистрации. Настрой на гонки отличный. После тренировочных заездов по Яузе, где я наговаривал свою первую в жизни стенограмму, уже было понятно, что для гонщика ралли — это совсем не то же самое, что кольцо. Ломать голову придется заранее. И от того, насколько качественно ты будешь думать накануне, зависит исход гонки. Но пока об этом не думаешь. Пока ты просто едешь, все еще впереди.
Приезжаем, приходим в штаб, проходим регистрацию. Организаторы нас похвалили, что мы все подготовили заранее. Мелочь, а приятно. Получили наклейки, едем мыть машину, завтракать и клеиться. Мойка и обклейка затянулись надолго, поэтому время на ознакомление оказалось довольно ограниченным. Причем, поняли мы это уже после первого круга ознакомлений. Ну, хорошо, поедем по спецучасткам пошустрее. В итоге, на второй доп приезжаем чуть позже положенного времени, но судьи нас все равно пускают, даже не глядя на время.
После этого едем ознакомляться с третьим спецучастком. Он самый короткий и, как оказалось, самый жестокий. Понимаем, что на нем ориентироваться на норму времени будет абсолютно бесполезно — поедем, как поедется. В конце концов, наша задача — добраться до финиша на целой, по возможности, машине. После этого едем в штаб, сдаем контрольную карту и приступаем к техинспекции. Проходим ее без особых проблем — машина-то не боевая, к Стандарту особо не придираются.
На этом наш подготовительный день подошел к концу и мы отправились отдыхать перед гонкой в гостиницу, расположенную буквально в ста метрах от завтрашнего старта.
В 9 утра все машины уже на старте. Громкие звуки выхлопа, интервью гонщиков местному телевидению, фото зрителей с боевыми машинами. Казалось, что моя дээска ну никак не вписывается в этот праздник автоспорта. К тому же было ощущение, что большинство окружающих людей просто не верит, что она сможет добраться до финиша. Однако, многие из них вполне искренне желали удачи.
Торжественные речи, старт нулевых экипажей и вот первая боевая машина уже на трассе… Внутреннее напряжение растет обратно пропорционально времени оставшемуся до старта нашего экипажа. Ведущий мероприятия рассказывает что-то про все машины и спортсменов. Мы гадаем — что же скажут про нас? Это моя первая гонка, но кого это волнует, да и откуда ему это знать.
И тут ведущий делает мне подарок, которого я, честно говоря, не ожидал. Да конечно, я шутил, что Себастьен Лёб заканчивает свою карьеру на DS3, а я буду ее начинать на ней, но… В общем, ведущий говорит, что он впервые видит DS3 на ралли в России, хотя машина-то очень заслуженная и именно на ней в прошлом году Себ получил свой 9ый титул. Думаю, после этого чуть больше людей поверило в наши шансы. Ведь мало кто был в курсе, что машина абсолютно стандартная!
И вот, мы проехали стартовую арку и двигаемся к первому настоящему спецучастку в моей жизни. Едем спокойно, так как по дороге от СУ до СУ экипажи должны соблюдать все правила дорожного движения. Доезжаем до него заранее и ждем в очереди свою минуту, когда нам нужно будет зарегистрироваться на СУ…
Перед лобовым стеклом рука того, кто отсчитывает время. Штурман дублирует мне секунды по своим часам. Пять. Четыре. Три. Два. Один… В этот момент я отпускаю тормоз и машина немного скатывается вперед, буквально на полсантиметра. По лбу притекает холодный пот и у меня возникают мысли о фальшстарте… Но, нет. Судья убирает руку и мы едем. Я пытаюсь ехать быстро, но не могу. Потому что страшно. Да, я знаю, что «400 левый 1», т.е. впереди еще 400 метров прямой дороги, а за ней скрывается совсем некрутая «единичка», которую можно пройти не снижая скорости, но все равно. Я не могу заставить себя нажать на газ сильнее. А я-то думал, я умею быстро ездить, знаю на что способна моя машина и не боюсь скорости…
Но тут на очередной прямой я замечаю в зеркалах фары другого экипажа. Он едет на восьмерке и, тем не менее, меня догоняет. И вот тут я уже не могу не ускориться. Несколько раз на прямых я отрываюсь от него, разгоняясь примерно до 110-120 километров в час, но в поворотах он снова догоняет. Решаю, что пора уже его пропустить, но темп стараюсь не сбавлять. Правда, о красивом и быстром прохождении поворотов речи не идет вообще. Тупо тормозим заранее и медленно вкатываемся в поворот. Зрители жестами показывают, что надо бы ехать быстрее… Ну, на то они и зрители, им зрелища подавай. Мы финишируем на 1,5 минуты позже положенного, но мы финишируем без каких-либо происшествий за первые 18 боевых километров в моей жизни, и это уже хорошо!
После подпиравшей на прошлом спецучастке восьмерки, хочется, чтобы в этот раз никто не обгонял. Все-таки, лучше ехать осознанно быстро, а не торопиться из-за того, кто маячит в зеркалах. Стартуем. На прямиках слежу чтобы скорость была не меньше сотки, в «единички» стараюсь входить примерно на 90. Правда, торможу еще явно сильно заранее, но уже пытаюсь что-то изображать в самих поворотах. В паре поворотов чувствую снос задней оси. ESP не мешает бороться с ним рулем и газом. Впечатление от процесса — отличное, хотя пока что каждый такой эпизод заставляет немного напрячься. Едем, впереди ретардер. Если кто не в курсе, это такая штука из покрышек, которую ставят на длинной прямой. Захожу в него широко справа и не очень медленно, на выходе корму начинает довольно сильно вести в сторону сугроба по левой обочине дороги, но газ и руль снова выручают.
Едем дальше. На некоторых прямиках скорость переваливает за 130. Не впечатляет? А вы вспомните, что под колесами лед, при том совсем не ровный. Т.е. вас постоянно бросает из стороны в сторону, при попытке притормозить машина ведет себя непредсказуемо, а при слишком резком сбросе газа корма пытается обогнать нос. Все еще не впечатляет?
И вот уже финишный прямик. Разгруз, 400, финиш, правый четыре. Пролетаем финишный створ и штурман говорит мне, что мы привезли нормативу 3 секунды. Да, это, конечно, тоже штраф, но мы уложились! Для меня это было неожиданностью. Для него тоже — он даже не подумал, что перед финишем стоит посмотреть на часы.
После того, как мы обсудили, что это неплохой для первой гонки результат, прошу честно ответить — было ли страшно? Потому что, признаюсь, мне местами было. Ему тоже была, но он должен в меня верить. И он верил, сохранял спокойствие и продолжал читать стенограмму. Что ж, впереди ждет еще немного боевых километров и финиш первой секции.
Когда мы утром узнали норму времени для этого СУ, ничего кроме усмешки она не вызвала. 3 минуты на 4,5 километра трассы. Т.е. средняя скорость 90км/ч. Если бы вы видели этот участок своими глазами, вы бы поняли насколько это нереально. Лучшее время среди боевых экипажей — 5 с лишним минут. Понятно, что стандарту и до этого было далеко.
Стартую, захожу в первый поворот — машина как-то странно едет. Прохожу еще парочку и вязну в глубоком снегу. Жму на газ и ничего не происходит. Случается кратковременная паника, но тут я замечаю, что мигает лампочка ESP. Конечно, я же глушил машину и после этого забыл отключить противобуксовку. С третьей попытки попадаю по кнопке, мотор раскручивается, а колеса вытягивают нас обратно на трассу. Спокойно облизываем трамплин, около которого стоит толпа зрителей в ожидании зрелищ, и начинается ХД. Она же хреновая дорога. Если вы знаете, что такое трасса для могула, то можете попробовать себе представить машину, которая пытается ехать по ней быстро. И эта машина не ралли-рейдовый Mitsubishi Pajero (который выступал под номером 5), а маленький стандартный Citroen DS3.
Но после окончания ХД начинается довольно интересная конфигурация трассы. Я честно пытаюсь ехать по ней настолько быстро, насколько это все еще кажется мне относительно безопасным, но многочисленным зрителям этого явно мало. Пытаюсь чуть-чуть ускориться и проходить повороты в заносе под сброс газа. Что-то получается. Один из зрителей показывает большой палец. Не знаю — правда ему что-то понравилось (вряд ли езда, скорее машина) или он просто прикалывается, но это как-то приободряет. Также добавляет немного уверенности штурман, который при очередном удачном повороте с заносом вставляет «да, это ралли, чувак» между своими «тридцать», «правый», «левый», «два-три», «разгруз», «пятьдесят» и «внимание». Итоговое время в 2,5 раза больше нормы. Но главное другое — мы доехали! 50% задачи выполнено и все 44 боевых километра первой секции позади. Можно немного расслабиться.
Финиш первой секции. Сдаем карту, ставим машину в сервис-парк и спокойно идем обедать. Никаких поводов для тревоги нет, с машиной все в порядке, стенка бьется (в смысле, стенограмма хорошо ложится на трассу), а за первую секцию не случилось ничего экстремального. Но где-то в глубине души меня что-то гложет. Я понимаю, что вторая секция будет сложнее. По одной простой причине: на первой все было слишком гладко и ехать явно захочется быстрее. Пытаюсь гнать эти мысли, но получается с трудом.
По результатам первой секции порядок на старте поменялся и теперь сумасшедшая 34-ая восьмерка не будет нас обгонять. Отлично. Хотя, сзади неожиданно оказалась Subaru Impreza. Впрочем, она через одну машину, так что может и не догонит.
И вот, желтая Калина, которая теперь стартует перед нами, уже на трассе. А мы ждем своей минуты. 5-4-3-2-1-поехали. На этот раз едем явно шустрее, хотя, даже на длинных прямиках я не переключаюсь выше третьей передачи, да и на ней не раскручиваю мотор до ограничителя. Максимум всё те же 130 км/ч. И вот, на очередной прямой мы упираемся в Оку, которая едет на аварийке. У нее после третьего СУ болтался глушитель и теперь, видимо, все-таки отвалился. Ну, надо ее объехать. Но как? На большой скорости делать это немного пугает - машину бросает на кочках. Приходится притормозить и объезжать ее помедленнее. Теряем драгоценные секунды. На следующем прямике я замечаю, что где-то недалеко уже едет восьмерка. Правда, обогнать меня на прямой, если я не буду сбрасывать скорость, у него вряд ли получится. Но если он будет поджимать меня в поворотах, я явно буду нервничать. А это нехорошо. Решаю, что надо все-таки пропустить ребят. Притормаживаю, они объезжают меня и мигают аварийкой в знак благодарности. Спустя несколько километров нас догоняет еще и Субару. Впрочем, ее не нужно пропускать, потому что она летит намного быстрее нас...
Вижу финишный створ и стоящий перед ним экипаж под номером 26, понимаю, что если мы и отстаем, то в этот раз меньше, чем на одну минуту. Задаю вопрос штутрману - как ехать. В ответ звучит "финиш ходом" и итоговое время - "12.37". Больше нормы, но почти в три раза ближе к ней, чем в первый раз. Эх, если бы не Ока, если бы я не тормозил на прямой, чтобы пропустить вперед этот экипаж, финишировали бы вовремя. Причем, им бы это тоже не помешало. Но это спорт. Тут, как и в истории, не бывает сослагательного наклонения.
А теперь, перед тем, как читать про следующий спецучасток рекомендую вам посмотреть наше маленькое видео. Чтобы текст не послужил для него спойлером!
Итак, мы снова на старте самого интересного спецучастка, который мы в прошлый раз проехали на 3 секунды быстрее норматива. Ну, что ж, отлично. Надо повторить свой успех. Напрягает только одно - экипаж Субару снова намерен нас обгонять - его водитель даже подошел к нам и попросил, как только увижу его в зеркалах, аккуратно подвинуться. А финишная прямая довольно узкая и, если он там будет отстаиваться, то нам будет довольно непросто пройти ее ходом. Ладно, неважно. Старт.
Пять. Четыре. Три. Два. Один. Снимаю ручник, рев двигателя и… Отличное начало, я забыл воткнуть передачу. Ну, одна секунда погоды не сделает, если мы даже в прошлый раз проехали быстрее нормы. Едем. По ощущениям - быстрее, чем в прошлый раз. Повороты стараюсь проходить по правильным траекториям - это тоже способствует более высокой скорости. Правда, несмотря на это, два экипажа нас уже обошли.
И вот впереди самый вкусный участок трассы. Левая пятерка, много интересных связок, несколько прямиков и финиш. В повороте стоит толпа зрителей и я думаю, что надо их порадовать красивым вхождением в поворот. Но из моей попытки войти в эту пятерку максимально широко ничего хорошего не выходит. Руль, газ - ничего не помогает. И вот он мой первый сугроб. Сели конкретно, но зрители тут же подбежали и стали нас вытаскивать. Потеряли, наверное, полминуты, но мы снова на трассе. Правда не покидает, ощущение, что с правым передним колесом, которым мы воткнулись в сугроб, что-то не так...
Борясь с машиной и собой, доезжаем до финишной прямой. На ней виднеются Восьмерка и Субару. Надо аккуратно их объехать по левой стороне. Смещаюсь к брустверу. Начинаю объезжать восьмерку и чувствую, что что-то пошло не так и на ситуацию я уже никак не влияю... Дальше все происходит моментально. Сугроб засасывает морду, машину разворачивает, мы чудом пролетаем мимо обеих стоящих машин и застываем к ним лицом. В этот момент я неуверенно спрашиваю своего штурмана: "А можно ведь задом финиш переехать?", втыкаю заднюю передачу и по зеркалам добираюсь до флагов. После этого мы спокойно разворачиваемся, проезжаем немного по обычным дорогам и останавливаемся посмотреть на последствия. В результате двух столкновений с сугробами у меня слегка отщелкнулся передний бампер. И всё! Вставляю его на место и мы едем дальше.
После происшествия на финише СУ5 тяжело собраться. Я еду по обычной ровной асфальтовой дороге, а на руле появляются фантомные вибрации, кажется, что тормоза не тормозят, а подвеска убита вхлам. К тому же выясняется, что не работает омыватель лобового стекла. Мелочь, а неприятно. Пока доезжаю до старта следующего спецучастка, пару раз глохну при трогании. Что-то с двигателем? Или все-таки со мной что-то не так? Неважно. Остался один спецучасток и все. 84 боевых километра из 88 позади. Машина, вроде целая. Надо просто проехать. Уже неважно как.
Стартуем. По тому, сколько машина буксует на старте, понимаю, что нас ждет еще больше каши, чем в прошлый раз. Это напрягает. К тому же мысли заняты чем-то не тем и концентрироваться на стенограмме тяжело. Один раз даже штурман сбивается. Но потом все-таки собираемся, доезжаем до конца и получаем свое время. Оно хуже, чем в первое прохождение, но это прогнозируемо. И абсолютно не важно. Главное теперь одно - финишировать. Просто доехать по обычным дорогам до финиша и осознать - гонка позади. Я сделал это. Нет. Мы сделали это.
Мы узнали свой результат. Предпоследние из финишировавших. Конечно, хотелось бы быть повыше, но сегодня задача была другая - доехать. И, учитывая то, что стартовало 18 экипажей, а доехало только 13, со своей задачей мы справились неплохо и даже немного перевыполнили план, заработав "лишнее" место. А теперь самый главный вопрос - что дальше?
И первое, что я отвечаю на него, больше никаких гонок на этой машине. До тех пор, пока она моя единственная гражданская. Сегодня нам просто повезло. В следующий раз все может сложиться совсем иначе. Так что надо думать о прокате, покупке или постройке машины специально для гонок. А раз специально для гонок, то, как минимум с каркасом. И, желательно, с правильной подвеской.
P.S. Комментарии водителя субару на тему нашего эпического финиша.
Первая доза бесплатно
Есть у автогонщиков такое правило: никогда не выступать на своей гражданской машине. Даже тогда, когда соревнования любительские. Но что делать тем, кто еще не знает — хочет он становиться гонщиком или нет? Размышляя над этим, после того, как я побывал зрителем на ралли «Золотые купола 2013», я решил, что пока я не стал настоящим гонщиком, можно это правило нарушить. В конце концов, новичкам, как известно, везет. Но знайте, если захотите последовать моему примеру, нарушить его можно только один раз. Хотя, конечно, вы можете проверить свою удачу и больше одного раза, но я для себя уже решил — это была первая и последняя гонка на моем любимом DS3, абсолютно гражданском, без каких-либо переделок.
Это не развлечение. Это работа.
Итак, день первый. Точнее, первое утро. Выезд из Москвы в 5 утра, чтобы приехать в Шую где-то поближе к началу регистрации. Настрой на гонки отличный. После тренировочных заездов по Яузе, где я наговаривал свою первую в жизни стенограмму, уже было понятно, что для гонщика ралли — это совсем не то же самое, что кольцо. Ломать голову придется заранее. И от того, насколько качественно ты будешь думать накануне, зависит исход гонки. Но пока об этом не думаешь. Пока ты просто едешь, все еще впереди.
Приезжаем, приходим в штаб, проходим регистрацию. Организаторы нас похвалили, что мы все подготовили заранее. Мелочь, а приятно. Получили наклейки, едем мыть машину, завтракать и клеиться. Мойка и обклейка затянулись надолго, поэтому время на ознакомление оказалось довольно ограниченным. Причем, поняли мы это уже после первого круга ознакомлений. Ну, хорошо, поедем по спецучасткам пошустрее. В итоге, на второй доп приезжаем чуть позже положенного времени, но судьи нас все равно пускают, даже не глядя на время.
После этого едем ознакомляться с третьим спецучастком. Он самый короткий и, как оказалось, самый жестокий. Понимаем, что на нем ориентироваться на норму времени будет абсолютно бесполезно — поедем, как поедется. В конце концов, наша задача — добраться до финиша на целой, по возможности, машине. После этого едем в штаб, сдаем контрольную карту и приступаем к техинспекции. Проходим ее без особых проблем — машина-то не боевая, к Стандарту особо не придираются.
На этом наш подготовительный день подошел к концу и мы отправились отдыхать перед гонкой в гостиницу, расположенную буквально в ста метрах от завтрашнего старта.
Старт ралли
В 9 утра все машины уже на старте. Громкие звуки выхлопа, интервью гонщиков местному телевидению, фото зрителей с боевыми машинами. Казалось, что моя дээска ну никак не вписывается в этот праздник автоспорта. К тому же было ощущение, что большинство окружающих людей просто не верит, что она сможет добраться до финиша. Однако, многие из них вполне искренне желали удачи.
Торжественные речи, старт нулевых экипажей и вот первая боевая машина уже на трассе… Внутреннее напряжение растет обратно пропорционально времени оставшемуся до старта нашего экипажа. Ведущий мероприятия рассказывает что-то про все машины и спортсменов. Мы гадаем — что же скажут про нас? Это моя первая гонка, но кого это волнует, да и откуда ему это знать.
И тут ведущий делает мне подарок, которого я, честно говоря, не ожидал. Да конечно, я шутил, что Себастьен Лёб заканчивает свою карьеру на DS3, а я буду ее начинать на ней, но… В общем, ведущий говорит, что он впервые видит DS3 на ралли в России, хотя машина-то очень заслуженная и именно на ней в прошлом году Себ получил свой 9ый титул. Думаю, после этого чуть больше людей поверило в наши шансы. Ведь мало кто был в курсе, что машина абсолютно стандартная!
И вот, мы проехали стартовую арку и двигаемся к первому настоящему спецучастку в моей жизни. Едем спокойно, так как по дороге от СУ до СУ экипажи должны соблюдать все правила дорожного движения. Доезжаем до него заранее и ждем в очереди свою минуту, когда нам нужно будет зарегистрироваться на СУ…
Первый боевой спецучасток
Перед лобовым стеклом рука того, кто отсчитывает время. Штурман дублирует мне секунды по своим часам. Пять. Четыре. Три. Два. Один… В этот момент я отпускаю тормоз и машина немного скатывается вперед, буквально на полсантиметра. По лбу притекает холодный пот и у меня возникают мысли о фальшстарте… Но, нет. Судья убирает руку и мы едем. Я пытаюсь ехать быстро, но не могу. Потому что страшно. Да, я знаю, что «400 левый 1», т.е. впереди еще 400 метров прямой дороги, а за ней скрывается совсем некрутая «единичка», которую можно пройти не снижая скорости, но все равно. Я не могу заставить себя нажать на газ сильнее. А я-то думал, я умею быстро ездить, знаю на что способна моя машина и не боюсь скорости…
Но тут на очередной прямой я замечаю в зеркалах фары другого экипажа. Он едет на восьмерке и, тем не менее, меня догоняет. И вот тут я уже не могу не ускориться. Несколько раз на прямых я отрываюсь от него, разгоняясь примерно до 110-120 километров в час, но в поворотах он снова догоняет. Решаю, что пора уже его пропустить, но темп стараюсь не сбавлять. Правда, о красивом и быстром прохождении поворотов речи не идет вообще. Тупо тормозим заранее и медленно вкатываемся в поворот. Зрители жестами показывают, что надо бы ехать быстрее… Ну, на то они и зрители, им зрелища подавай. Мы финишируем на 1,5 минуты позже положенного, но мы финишируем без каких-либо происшествий за первые 18 боевых километров в моей жизни, и это уже хорошо!
Первый участок со вкусом
После подпиравшей на прошлом спецучастке восьмерки, хочется, чтобы в этот раз никто не обгонял. Все-таки, лучше ехать осознанно быстро, а не торопиться из-за того, кто маячит в зеркалах. Стартуем. На прямиках слежу чтобы скорость была не меньше сотки, в «единички» стараюсь входить примерно на 90. Правда, торможу еще явно сильно заранее, но уже пытаюсь что-то изображать в самих поворотах. В паре поворотов чувствую снос задней оси. ESP не мешает бороться с ним рулем и газом. Впечатление от процесса — отличное, хотя пока что каждый такой эпизод заставляет немного напрячься. Едем, впереди ретардер. Если кто не в курсе, это такая штука из покрышек, которую ставят на длинной прямой. Захожу в него широко справа и не очень медленно, на выходе корму начинает довольно сильно вести в сторону сугроба по левой обочине дороги, но газ и руль снова выручают.
Едем дальше. На некоторых прямиках скорость переваливает за 130. Не впечатляет? А вы вспомните, что под колесами лед, при том совсем не ровный. Т.е. вас постоянно бросает из стороны в сторону, при попытке притормозить машина ведет себя непредсказуемо, а при слишком резком сбросе газа корма пытается обогнать нос. Все еще не впечатляет?
И вот уже финишный прямик. Разгруз, 400, финиш, правый четыре. Пролетаем финишный створ и штурман говорит мне, что мы привезли нормативу 3 секунды. Да, это, конечно, тоже штраф, но мы уложились! Для меня это было неожиданностью. Для него тоже — он даже не подумал, что перед финишем стоит посмотреть на часы.
После того, как мы обсудили, что это неплохой для первой гонки результат, прошу честно ответить — было ли страшно? Потому что, признаюсь, мне местами было. Ему тоже была, но он должен в меня верить. И он верил, сохранял спокойствие и продолжал читать стенограмму. Что ж, впереди ждет еще немного боевых километров и финиш первой секции.
Ралли-спринтовый СУ
Когда мы утром узнали норму времени для этого СУ, ничего кроме усмешки она не вызвала. 3 минуты на 4,5 километра трассы. Т.е. средняя скорость 90км/ч. Если бы вы видели этот участок своими глазами, вы бы поняли насколько это нереально. Лучшее время среди боевых экипажей — 5 с лишним минут. Понятно, что стандарту и до этого было далеко.
Стартую, захожу в первый поворот — машина как-то странно едет. Прохожу еще парочку и вязну в глубоком снегу. Жму на газ и ничего не происходит. Случается кратковременная паника, но тут я замечаю, что мигает лампочка ESP. Конечно, я же глушил машину и после этого забыл отключить противобуксовку. С третьей попытки попадаю по кнопке, мотор раскручивается, а колеса вытягивают нас обратно на трассу. Спокойно облизываем трамплин, около которого стоит толпа зрителей в ожидании зрелищ, и начинается ХД. Она же хреновая дорога. Если вы знаете, что такое трасса для могула, то можете попробовать себе представить машину, которая пытается ехать по ней быстро. И эта машина не ралли-рейдовый Mitsubishi Pajero (который выступал под номером 5), а маленький стандартный Citroen DS3.
Но после окончания ХД начинается довольно интересная конфигурация трассы. Я честно пытаюсь ехать по ней настолько быстро, насколько это все еще кажется мне относительно безопасным, но многочисленным зрителям этого явно мало. Пытаюсь чуть-чуть ускориться и проходить повороты в заносе под сброс газа. Что-то получается. Один из зрителей показывает большой палец. Не знаю — правда ему что-то понравилось (вряд ли езда, скорее машина) или он просто прикалывается, но это как-то приободряет. Также добавляет немного уверенности штурман, который при очередном удачном повороте с заносом вставляет «да, это ралли, чувак» между своими «тридцать», «правый», «левый», «два-три», «разгруз», «пятьдесят» и «внимание». Итоговое время в 2,5 раза больше нормы. Но главное другое — мы доехали! 50% задачи выполнено и все 44 боевых километра первой секции позади. Можно немного расслабиться.
Перерыв
Финиш первой секции. Сдаем карту, ставим машину в сервис-парк и спокойно идем обедать. Никаких поводов для тревоги нет, с машиной все в порядке, стенка бьется (в смысле, стенограмма хорошо ложится на трассу), а за первую секцию не случилось ничего экстремального. Но где-то в глубине души меня что-то гложет. Я понимаю, что вторая секция будет сложнее. По одной простой причине: на первой все было слишком гладко и ехать явно захочется быстрее. Пытаюсь гнать эти мысли, но получается с трудом.
С мыслями о времени
По результатам первой секции порядок на старте поменялся и теперь сумасшедшая 34-ая восьмерка не будет нас обгонять. Отлично. Хотя, сзади неожиданно оказалась Subaru Impreza. Впрочем, она через одну машину, так что может и не догонит.
И вот, желтая Калина, которая теперь стартует перед нами, уже на трассе. А мы ждем своей минуты. 5-4-3-2-1-поехали. На этот раз едем явно шустрее, хотя, даже на длинных прямиках я не переключаюсь выше третьей передачи, да и на ней не раскручиваю мотор до ограничителя. Максимум всё те же 130 км/ч. И вот, на очередной прямой мы упираемся в Оку, которая едет на аварийке. У нее после третьего СУ болтался глушитель и теперь, видимо, все-таки отвалился. Ну, надо ее объехать. Но как? На большой скорости делать это немного пугает - машину бросает на кочках. Приходится притормозить и объезжать ее помедленнее. Теряем драгоценные секунды. На следующем прямике я замечаю, что где-то недалеко уже едет восьмерка. Правда, обогнать меня на прямой, если я не буду сбрасывать скорость, у него вряд ли получится. Но если он будет поджимать меня в поворотах, я явно буду нервничать. А это нехорошо. Решаю, что надо все-таки пропустить ребят. Притормаживаю, они объезжают меня и мигают аварийкой в знак благодарности. Спустя несколько километров нас догоняет еще и Субару. Впрочем, ее не нужно пропускать, потому что она летит намного быстрее нас...
Вижу финишный створ и стоящий перед ним экипаж под номером 26, понимаю, что если мы и отстаем, то в этот раз меньше, чем на одну минуту. Задаю вопрос штутрману - как ехать. В ответ звучит "финиш ходом" и итоговое время - "12.37". Больше нормы, но почти в три раза ближе к ней, чем в первый раз. Эх, если бы не Ока, если бы я не тормозил на прямой, чтобы пропустить вперед этот экипаж, финишировали бы вовремя. Причем, им бы это тоже не помешало. Но это спорт. Тут, как и в истории, не бывает сослагательного наклонения.
А теперь, перед тем, как читать про следующий спецучасток рекомендую вам посмотреть наше маленькое видео. Чтобы текст не послужил для него спойлером!
Это ралли…
Итак, мы снова на старте самого интересного спецучастка, который мы в прошлый раз проехали на 3 секунды быстрее норматива. Ну, что ж, отлично. Надо повторить свой успех. Напрягает только одно - экипаж Субару снова намерен нас обгонять - его водитель даже подошел к нам и попросил, как только увижу его в зеркалах, аккуратно подвинуться. А финишная прямая довольно узкая и, если он там будет отстаиваться, то нам будет довольно непросто пройти ее ходом. Ладно, неважно. Старт.
Пять. Четыре. Три. Два. Один. Снимаю ручник, рев двигателя и… Отличное начало, я забыл воткнуть передачу. Ну, одна секунда погоды не сделает, если мы даже в прошлый раз проехали быстрее нормы. Едем. По ощущениям - быстрее, чем в прошлый раз. Повороты стараюсь проходить по правильным траекториям - это тоже способствует более высокой скорости. Правда, несмотря на это, два экипажа нас уже обошли.
И вот впереди самый вкусный участок трассы. Левая пятерка, много интересных связок, несколько прямиков и финиш. В повороте стоит толпа зрителей и я думаю, что надо их порадовать красивым вхождением в поворот. Но из моей попытки войти в эту пятерку максимально широко ничего хорошего не выходит. Руль, газ - ничего не помогает. И вот он мой первый сугроб. Сели конкретно, но зрители тут же подбежали и стали нас вытаскивать. Потеряли, наверное, полминуты, но мы снова на трассе. Правда не покидает, ощущение, что с правым передним колесом, которым мы воткнулись в сугроб, что-то не так...
Борясь с машиной и собой, доезжаем до финишной прямой. На ней виднеются Восьмерка и Субару. Надо аккуратно их объехать по левой стороне. Смещаюсь к брустверу. Начинаю объезжать восьмерку и чувствую, что что-то пошло не так и на ситуацию я уже никак не влияю... Дальше все происходит моментально. Сугроб засасывает морду, машину разворачивает, мы чудом пролетаем мимо обеих стоящих машин и застываем к ним лицом. В этот момент я неуверенно спрашиваю своего штурмана: "А можно ведь задом финиш переехать?", втыкаю заднюю передачу и по зеркалам добираюсь до флагов. После этого мы спокойно разворачиваемся, проезжаем немного по обычным дорогам и останавливаемся посмотреть на последствия. В результате двух столкновений с сугробами у меня слегка отщелкнулся передний бампер. И всё! Вставляю его на место и мы едем дальше.
Завершение гонки
После происшествия на финише СУ5 тяжело собраться. Я еду по обычной ровной асфальтовой дороге, а на руле появляются фантомные вибрации, кажется, что тормоза не тормозят, а подвеска убита вхлам. К тому же выясняется, что не работает омыватель лобового стекла. Мелочь, а неприятно. Пока доезжаю до старта следующего спецучастка, пару раз глохну при трогании. Что-то с двигателем? Или все-таки со мной что-то не так? Неважно. Остался один спецучасток и все. 84 боевых километра из 88 позади. Машина, вроде целая. Надо просто проехать. Уже неважно как.
Стартуем. По тому, сколько машина буксует на старте, понимаю, что нас ждет еще больше каши, чем в прошлый раз. Это напрягает. К тому же мысли заняты чем-то не тем и концентрироваться на стенограмме тяжело. Один раз даже штурман сбивается. Но потом все-таки собираемся, доезжаем до конца и получаем свое время. Оно хуже, чем в первое прохождение, но это прогнозируемо. И абсолютно не важно. Главное теперь одно - финишировать. Просто доехать по обычным дорогам до финиша и осознать - гонка позади. Я сделал это. Нет. Мы сделали это.
Мысли по дороге домой
Мы узнали свой результат. Предпоследние из финишировавших. Конечно, хотелось бы быть повыше, но сегодня задача была другая - доехать. И, учитывая то, что стартовало 18 экипажей, а доехало только 13, со своей задачей мы справились неплохо и даже немного перевыполнили план, заработав "лишнее" место. А теперь самый главный вопрос - что дальше?
И первое, что я отвечаю на него, больше никаких гонок на этой машине. До тех пор, пока она моя единственная гражданская. Сегодня нам просто повезло. В следующий раз все может сложиться совсем иначе. Так что надо думать о прокате, покупке или постройке машины специально для гонок. А раз специально для гонок, то, как минимум с каркасом. И, желательно, с правильной подвеской.
P.S. Комментарии водителя субару на тему нашего эпического финиша.
Личный опыт:
Тест-драйвы и обзоры
Но тем, кто ходил по стартовой зоне и с недоверием смотрел на мою машину, я доказал, что она может доехать до финиша без потерь :)
лучше этот пост дополни
яб в ралли на своей не рискнул...слижком низкая....
а на асфальтовом кольце катался пару раз :)
вообще в мечтах купить девятко-восьмёрку и сделать из неё корч...тогда и в ралли можно и на кольцо...идеальный авто для корчевания.
Просто, если честно, без такого опыта сразу покупать было бы еще глупее, чем поехать на этой)
у нас на многих соревах каркасы запрещены,даже часто по регламенту нельзя задние сидухи снимать например.
Или например если каркас ставишь то попадаешь в категорию спорт,а там эволюшены и врыксы...не комильфо...
все от регламента зависит.
По поводу регламентов - понятно, что с каркасом уже никакого стандарта, только абсолют. Но там в абсолюте тоже есть разные классы. И Эвики со стишками едут не в том же классе, что восьмерки. Просто в ралли без каркаса стремно... Зимой-то все вон без последствий обошлось, а что было бы летом - хз
Дубасим на все деньги, встаём перед финишем за жёлтой Калиной, ждём! Приоткрыл своё окно, душно. Вижу в боковое зеркало подъезжает восьмёрка, встаёт за нами. Через некоторое время вижу в то же зеркало Ситроен прёт на финиш скоростным паровозом! Но узко, сука! И Ситро цепляя левый бруствер летит на нас уже правым боком! Зашвырнув через открытое окно мне в салон сугроб и пройдя в пяти сантиметрах от моего левого переднего крыла Ситро не останавливаясь, как в боевиках включает заднюю и таким образом проходит финишный створ. Со стороны можно было расценить такой маневр: "Учитесь салаги как ездить надо! Я вас задом объехал!" Да-а! Таких номеров я даже в цирке не видал!
В общем, явно пост с подробностями правил напрашивается. Постараюсь сегодня накатать)
http://www.rallyfan.ru/library/about_rally
Посмотреть - даже не знаю. Это был кубок ЦФО по ралли. Можно посмотреть еще кубки других округов.
Молодец!)
С подвеской у меня всё было плохо, но хотя бы не гремело, а теперь на всех кочках звуки в салоне)
Хотя с другой стороны мне в принципе пофиг. Любишь кататься, люби и катайся.
"Да все нормааально!" -- отлично просто ))
Крейзи рашнс )
Хотя, постараюсь по итогам пятничного дня рождения сделать материальчик. У меня там в программе сначала покатушки на экстримдрайвовском льду, а потом чемпионат по картингу.