Игрушки, говорите?
Пока вы тут сидите перед монитором и таращитесь на нарисованные буковки и картинки, в Арабских Эмиратах простой парень из Владивостока по имени Марк Шульжицкий выступает в первой большой гонке в своей жизни: 24 часа Дубая. Да-да, вот прямо сейчас: квалификация уже состоялась (у экипажа Марка поул в своем классе!), а старт гонки намечен на 14:00 по Москве. А ведь еще летом он ни о чем подобном всерьез и помыслить не мог! Сидел себе, рубился в Gran Turismo на приставке, никого не трогал… Хоттабыч? Золотая рыбка? Добрые инопланетяне, вооруженные волшебными палочками? Все проще: в России с этого года заработала программа GT Academy, делающая из геймеров реальных пилотов. Мне посчастливилось оказаться в британском Сильверстоуне на финальном этапе отбора и не только все это собственноглазно (есть такое слово?) увидеть, но и в некоторой степени собственношкурно (если нет, то пусть будет) ощутить. Под катом — пусть и не 24 часа чтения, но все же многабукв, осторожно.
Начнем, пожалуй, с самого сотворения мира. Nissan GT Academy работает аж с 2008 года и постепенно набирает обороты. Если в первый год выпускник был всего один — Лукас Ордонез, который с тех пор успел выступить в куче соревнований, включая 24 часа Ле-Мана, причем вполне успешно, — то год две тысячи двенадцатый принес уже четырех новобранцев: из России, Америки, Германии и Европы. Да, Германия в данном случае — не Европа, ибо так же, как и Россия со Штатами, включена в программу впервые в истории. То есть, в первый год участия страны у нее гарантированно будет свой собственный победитель, а вот дальше — уже не факт.
Как это все работает? С гениальной простотой. Каждый, у кого дома пылится PS3, волен бесплатно скачать специальную сборку Gran Turismo 5, запустить и кататься сколько влезет. Важно: без руля там делать нечего. Поиграться можно, но ни о какой конкурентоспособности лучше не заикаться. Игра разделена на восемь этапов, которые становятся доступны в строго определенное время, но в зачет идет только самый-самый последний из них, остальные — суть тренировка. Дальше нужно всего ничего: пробиться в топ-28 времен (из примерно 30 тысяч участников, делов-то) и дождаться приглашения на второй отборочный тур в рамках летнего шоу Moscow City Racing.
Небольшое лирическое отступление: на Moscow City Racing мне удалось навязаться в пассажиры к прошлогоднему победителю GT Academy Янну Марденборо, причем управлял он не абы чем, а уникальным Nissan Juke-R. Ну да, тем самым «Жуком», поставленным на агрегаты от GT-R. «Пончики» на этой штуковине по перекрытому Большому Москворецкому мосту — одно из тех ощущений, ради которых вообще стоит жить, вот что я вам скажу. Обороте на третьем я вдруг осознал, что термин «крутить жука» приобрел новое и невероятно точное значение. И здорово, что хватило знания английского, чтобы объяснить соль шутки Янну: поржали уже вдвоем. Тем временем участникам отбора было не до смеха.
Им предстояло снова объехать конкурентов на симуляторе, а затем продемонстрировать навыки реального вождения на небольшой, но коварной трассе из конусов за рулем совершенно материального Nissan Juke. Забавно, но в этот момент выяснилось, что некоторые полуфиналисты на машине с тремя педалями никогда не ездили — пара человек в итоге так и не тронулись с места. Если же все вышеописанные действия выполнены верно и успешно, ты попадаешь в число 14 счастливчиков, которых месяц спустя грузят в самолет и увозят на неделю в гоночный лагерь, стоящий в центре той самой трассы Сильверстоун, на которой проходит Гран-При Великобритании. Для многих уже это стало бы пределом мечтаний, но не для участников GT Academy.
Хотя… Все живые люди, и некая расслабленность у парней, как ни крути, поначалу присутствовала. Винить их трудно: как-никак, 14 быстрейших «гран-туристов» страны! Вот только организаторы GT Academy эту спесь с них сбили в первый же день. Представьте: сидите вы дружно в комнате, все такие талантливые и крутые, вдыхаете британскую атмосферу — и тут в дверь залетает светошумовая граната, а следом пара дымовух и несколько крепких ребят в полной спецназовской экипировке.
Причем ребята заходят вовсе даже не поздороваться, а с той только целью, чтобы чуть ли не пинками выгнать вас в ближайшую лесополосу и заставить там бегать, отжиматься, подтягиваться и ползать в грязи. Этого, кстати, по телевизору не показывали. Жестко? Ну так все, карапузики, игры кончились! Профессиональные гонки на выносливость — занятие жутко требовательное что к физической подготовке, что к психологической.
Следующие дни — череда самых разнообразных испытаний, причем не только гоночных. Каждое утро у слушателей GT Academy начинается с зарядки, а потом — бешеный микс из фитнеса и вождения. Пробежал пять километров? Прыгай за руль 370Z и вали по Сильверстоуну на время. Удалось не облажаться? Пересаживайся в GT-R и наматывай круги по небольшому кольцу Stowe, проложенному прямо внутри основной трассы. И так далее, и тому подобное.
От разношерстности техники, на которой испытуемым довелось проехать за неделю, рябит в глазах. Карты, Nissan 370Z (обычные и подготовленные для трека, леворукие и праворукие, с «механикой» и «автоматом»), Nissan GT-R, электромобили Nissan Leaf, 350Z гоночной категории GT4 и даже одноместные болиды Formula Silverstone. Задачки тоже разные: на «Лифах», к примеру, ребята проводили ночную гонку, ибо в темноте в 24-часовых марафонах ездить всяко придется.
Почему именно на «Лифах»? А потому что они электрические и бесшумные, а вокруг трассы находится несколько деревень, чьи обитатели за ночной рев моторов не поленятся написать пару гневных писем «куда надо»!
Еще одно лирическое отступление. Собственными руками-ногами-задницей удалось пощупать три агрегата: 370Z на «автомате», GT-R (правда, старой модификации 2011 года) и, что самое вкусное, «Формулу». Про первые две машины долго рассуждать смысла не вижу, тем более что на «триста семидесятом» я ездил по куску основного Сильверстоуна и больше кайфа ловил от самой трассы, чем от автомобиля (хотя он весьма и весьма приятен), а на «Джитиаре» мы носились как раз по внутреннему кольцу Stowe, и там этому монстру, несмотря на отличный баланс, все же тесновато.
А вот на «Формуле» остановлюсь чуть подробнее, ибо возможность поездить на подобной технике выпадает ой как нечасто. Formula Silverstone — это по сути Formula Ford предыдущего уже поколения, но с антикрыльями, а в нашем конкретном случае — еще и с наклейками Nissan поверх всех имеющихся в наличии логотипов Ford. Движок там именно фордовский, причем всего 120-сильный, объемом 1,6 литра. Но ведь и не весит машинка практически ничего, поэтому до сотни пуляет за отличные 4,3 секунды!
Фотопруф для тех, кто думает, что этот пост откуда-то скопипасчен: моя рожа :)
Педали в кокпите три, но сцепление нужно только при старте, дальше переключаться можно без него. Коробка — четырехступенчатая «механика», причем не секвентальная, а обычная, с H-образной схемой. Только ходит рычаг очень странно: нейтраль просторная, как в обычной легковушке, а расстояние между первой и второй (и третьей и четвертой, соответственно) передачами — зверски маленькое, и для того, чтобы нормально этим делом пользоваться, надо основательно придр… ну вы поняли. Спасало только то, что весь трек (а это снова было малое кольцо Stowe) можно идти на третьей и четвертой передачах, просто тыкая рычагом вперед-назад.
Завожу движок… Очень громко, тряско, все вибрирует и ничего не понятно! Оттого — страшно. При первом старте позорно глохну: надо смелее давать газ, смелее бросать сцепление и ни в коем случае не убирать ногу с акселератора, когда машина неожиданно резко прыгнет вперед. Дубль два. Погнали! И вдруг выясняется, что на нормальных скоростях Formula Silverstone совсем не так жестока, как казалось. Я ожидал полного набора бед, которые подстерегают дилетанта при общении с любым серьезным инструментом, но нет! Пониженную можно включать очень рано, и машину не развернет; «открываться» тоже можно чуть ли не до апекса, причем сразу в пол — и занос если и появится, то совсем небольшой и без проблем корректируемый. Потрясающе стабильная техника с уровнем хватки, который ни одному дорожному аппарату просто не снился!
Коварных моментов всего два. Первый: на торможениях надо быть все-таки поосторожнее, ибо ABS нет, и колеса имеют свойство блокироваться. И второй: не дай бог вы решите посмотреть в зеркала, летя на максимальной скорости! Голову набегающим потоком прижимает вбок настолько сильно, что обратно ее вернуть — целая проблема.
Но, несмотря на некоторый опыт езды по гоночным трассам, я прекрасно понимал, что за те 15-20 минут, которые были у меня в распоряжении, к возможностям машины не подобрался и близко. Лучшему из участников GT Academy я проиграл то ли три, то ли четыре секунды — и это с круга, который проходится за минуту! Да, у парней было больше времени на тренировки, но ведь и прессинг сумасшедший: в конце каждого дня кто-то из них собирает вещи и отправляется домой. Точнее, домой все равно летели все вместе, после окончания программы, но в испытаниях исключенные, разумеется уже не участвовали, вместо этого просто тусуясь на трассе и болея за (или против, что тоже было) более удачливых конкурентов.
А теперь главное. Чтобы победить в GT Academy, недостаточно быть самым быстрым. У судей есть и другие требования: железная сила воли, высочайшие способности к саморазвитию и прогрессу, умение учиться на собственных ошибках, работоспособность, ум, знание английского, умение общаться с прессой и так далее, пока у вас не кончатся все пальцы. Слишком рано сдаешься — мимо. Слишком гордишься успехами — прощай. Любишь поспорить с инструктором — на выход. Повторяешь один и тот же косяк больше двух раз — ты кто такой?.. Судьи — ребята жесткие, но справедливые, иначе тут и быть не может.
Кстати о них. Выделять лучшего среди российских геймеров взялись несколько опытнейших английских инструкторов, российский пилот Формулы Renault 3.5 Даниил Мове и наш же соотечественник Роман Русинов, давно и здорово выступающий в различных endurance-чемпионатах. Более того, Русинов не просто судил: он фактически выбирал себе напарника на эту самую сегодняшнюю гонку в Дубае. Вот так-то!
Напарником, как известно, стал Марк Шульжицкий, за сложность фамилии быстро получивший от англичан «погоняло» Shoots-to-kill. Шульжицкий, который первую половину состязаний на самом деле не слишком-то и блистал скоростью. Который не может в полной мере считаться человеком, пересевшим из виртуального гоночного кресла прямиком в виртуальное — на счету у него и титул чемпиона Дальнего Востока по картингу, и участие в любительских автогонках.
Ну так и что? Чистокровный геймер в Сильверстоуне был вообще один, зато среди остальных парней можно было найти и профессионального мотогонщика, и человека, который участвует в Lada Granta Cup, и владельца команды, выступающей в немецком любительском чемпионате VLN. В конце концов, полушепотом по лагерю переговаривались и о том, что Русинов в Марке видит не только напарника, но и потенциальные спонсорские деньги: династия Шульжицких в Приморье заметна — чего стоит только основанный дедом Марка музей автостарины.
Но знаете что? Это все детали и чепуха, всерьез которую можно воспринимать разве что от зависти. Суть в другом. Без GT Academy этот 23-летний парень скорее всего никогда не стал бы профессиональным гонщиком. И почти наверняка — не подписал бы контракт с заводской командой Nissan, не прошел бы полугодовой курс интенсивных тренировок и не защищал бы сейчас честь российского флага в Дубае. А главное — его путь уже через полгода, когда начнется новый сезон Nissan GT Academy, сможет повторить кто угодно. Вот хоть ты, %username%, если у тебя действительно есть задатки настоящего гонщика. А значит — давайте пожелаем Марку удачи. Он ее заслужил.
Для тех, кто долистал не читая, а также для тех, кто дочитал и заинтересовался :)
Во-первых, за ходом 24 часов Дубая, по идее, можно будет следить тут. Старт, напоминаю, 11 января в 14:00 по Москве.
Во-вторых, обо всем этом было снято восьмисерийное реалити-шоу, которое можно скачать здесь или посмотреть на официальном канале.
Ну а в-третьих — спасибо за внимание и приятных всем выходных :)
Но идея у Ниссана действительно классная. Хочу чтобы Субару такую штуку замутили ;)
Сейчас купил себе PS3 и не жалею - GT5 - отменные гонки.
Задумка хорошая: я как-то видел сюжет о том, как чуваку надоело кататься в Richard Burns Rally, он скопил денег и купил себе настоящую STI и стал на ней участвовать в каком-то местном ралли, занимать хорошие места он начал буквально с самого начала.
За то сколько эмоций я испытал с ним в GT4! =)
Я вот только в тысячу попал. Этот последний этап для меня был уже "unreal": смог добиться опережения "призрака" лидера лишь на первом повороте. Потом всё - сдувался с каждым поворотом.
И в общем-то, по моему мнению, соревнования несколько не объективные: выигрывает тот, кто во-первых, конечно имеет дар к вождению, а во-вторых, имеет время на задрочку, т.к. количество попыток не ограничено. Думаю, что если бы дали определённое количество кругов, например, три (два на разминку и один - зачётный), то картина победителей была бы несколько иная.
Хотя то, что на финал дали трассу, которой в основной игре не было (по крайней мере в 5-й части), было шикарным решением!
Что, вот так сразу, с игровой консоли/ПК сразу за руль?! REALLY?
Да, я умею взлетать на Ил-2, но это же не значит, что посади меня в реальную кабину прям сейчас, я прям с ходу заведусь, взлечу, сделаю три круга и как ас сяду на аэродром?
Правила, к сожалению, на флеше, поэтому стянуть их оттуда я не знаю как. Вот ссылка на правила, кто сумеет.
- период проведения:1.05.2012 - 25.06.2012
- участники конкурса: РФ, 18 лет, имеющие действительные права, имеющие загранпаспорт без нарушений визового режима
- плата: бесплатно, но нужно скачать игру и пройти как написал топик, и уже потом по результатам выдвигаются в Сильверстоун.
добывать больше золотабольше желания! :)Фото злосчастного колесотерятеля (это, как я понимаю, второй его раз):
Вести с полей: Марк отлично проехал свой отрезок, следом за ним уже вторую смену отработал Лукас Ордонез, и только что за руль (тоже во второй раз) сел Русинов. За прошедшее время ребята пробились на 37 место в общем зачете, на восьмое в классе и отыграли у лидера класса два круга. Жмите, парни!
К слову, в марафоне участвует и еще один заметный российский гонщик, Сергей Афанасьев. Он выступает в самом крутом классе A6-Pro на Mercedes SLS AMG GT3, и в какой-то момент его экипаж держался в первой тройке. Увы, сейчас они откатились на шестое место, но впереди еще больше половины гонки...
Валят, валят! 30 место в общем зачете, пятое в своей категории, десять кругов до лидера класса. Роман Русинов заканчивает свой отрезок, впереди очередь европейского победителя GT Academy Вольфганга Рейпа выходить на вторую смену.
Тем временем в бой вернулся и второй экипаж Nissan GT Academy Team RJN, состоящий из еще двух победителей этого года (Стив Доэрти и Питер Пизера), легендарной Сабины Шмиц, пилотирующей гоночное такси BMW M5 на Северной Петле, и опытного Алекса Банкомба. Машина попала в серьезную переделку, после которой на возвращение в боксы и ремонт потребовалось около часа. Шансов на победу, разумеется, уже не остается, но это вовсе не значит, что гонщики намерены опускать руки.
11 часов до конца гонки, вторая смена Шульжицкого. Марк заступает на дежурство на 26 месте в общем зачете и в шаге от подиума в своем классе. Правда, шаг этот равен целым четырем кругам...
Марк безошибочно провел свою сессию и передал управление Ордонезу: 25 место в общей классификации, до подиума в классе остается уже всего три круга. Увы, дальше держать руку на пульсе гонки не могу, оставляю ребят на ваше попечение :) Берегите их :)