Написать пост

Boomburum

Как устроены игровые рули

Привет, Автокадабра! Вчера случайно наткнулся на Хабре на свой же пост, старый как мир. Но считаю, что вам будет интересно его почитать - тем более, если хоть раз, играя на компьютере в гонки, у вас мелькала мысль о покупке руля.


Все, что вы хотели знать, но боялись спрость ) Доступным языком, подробно и наглядно. Трафик.

На самом деле, в начале должно быть небольшое введение про разновидности игр, в которых может понадобиться указанные выше манипуляторы. Я не являюсь матерым игроком (не знаю, к счастью или к сожалению… просто нет на это времени, хотя поиграть иногда хочется), но думаю, не ошибусь, если назову две разновидности гонок – аркады и симуляторы.
Первые – поэффектней, но попроще в плане управления. Разработчики не прикладывают огромных усилий для создания реалистичной физической модели поведения игрового автомобиля, а просто дают возможность вдоволь погонять. Ввиду своей зрелищности и геймплея, как правило, такие игры пользуются большим спросом у многих категорий игроков. Типичный пример - серия NFS, Race Driver: Grid.

Симуляторы – дело посерьезней, потому и менее распространенное. Главный козырь в таких играх – реалистичное управление и множество настроек, которые действительно так или иначе влияют на игровой процесс. Примеры - NFS Shift, Colin McRae Rally, Live For Speed, GTR и GTR2, rFactor, Richard Burns Rally.


Даже если моя классификация не верна, сути это особо не меняет – очевидно, что руль в гонках позволяет добиться большего погружения в игру, нежели пара кнопок на клавиатуре.

Как известно, основная задача руля – точно измерять угол отклонения оси от «начала координат», после чего передавать эти значения в игру. Т.е. если физически баранка была повернута на 15 градусов, это же значение (ни больше, ни меньше!) должно передаться в игру, чтобы авто повернул в нужную сторону.


То же и с педалями – чем больше тапка в пол, тем быстрей взлетим ;) Но вот тут-то и начинается самое интересное...


Думаю, ни для кого не секрет, что каждый производитель игровой периферии старается выдумать что-то свое – тогда есть вероятность, что товар купят. Поэтому, на данный момент, существует несколько технологий, которые применяются в подобных устройства. Если быть точным, решения проблемы три (если кто-то еще что-то знает на этот счет – добавляйте!) – механическое, оптическое и магнитное. Давайте разберемся, что к чему и где какие подводные камни.

Переменный резистор (потенциометр)


Самое простое и дешевое решение – вы могли многократно видеть его в огромном количестве устройств, даже в бородатые года.


Принцип действия прост - на оси руля (под корпусом, мы этого не видим) крепится небольшая шестеренка, которая своими зубцами соединена с другой шестеренкой, установленной на оси потенциометра. Поворачивая руль, механизм приходит в действие – контакты потенциометра передают значения угла поворота руля к контроллеру, а тот – в игру. Бывает и такое, что оси педалей связаны с потенциометрами напрямую, но это не делает погоды – эти «часы» устроены таким образом, что в любом случае будут люфты.


Они в свою очередь являются причиной «мертвых зон» руля, когда игра не видит незначительных поворотов руля. А механический износ деталей этому только поспособствует.

Но не люфтами едиными сыт обладатель подобного устройства. Основной проблемой является разрушение движков и стирание резистивной дорожки потенциометра. Один движок скользит по ротору, второй – по резистивной дорожке. Ничто не вечно - все эти элементы стираются. Для более наглядного представления, внизу приведен рисунок.


В итоге через некоторое время потенциометр начинает давать не правильные данные (те, кто застал советские телевизоры и радиоприемники, на которых громкость регулировалась как раз потенциометрами, должны помнить, как при вращении регулятора звук начинал «хрипеть» – именно так и проявляется внутреннее разрушение потенциометра). Именно поэтому потенциометр не может проработать очень долго - против законов природы не попрешь… и все, что трется, рано или поздно выйдет из строя. И чем энергичнее трешь – тем быстрее это случится.


Результат - дорогое устройство через непродолжительное время станет всего лишь «визуальным» дополнением к игре, но никак не средством для получения удовольствия ;)

Плюсы
- Простота и дешевизна изготовления.
Минусы
- Недолговечность к механическому износу;
- «Мертвые зоны» руля и педалей.

Оптический датчик (энкодер)


Другим, более надежным вариантом решения проблемы, является использование оптического датчика.
Принцип действия так же может быть многим знаком еще из школьного курса физики. На специальной подставке закреплен вращающийся диск с прорезями, показания поворота с которого считывает закрепленный фотоэлемент. Благодаря тому, что нет механического контакта между «колесом» и фотоэлементом, механический износ сведен к минимуму. НО… из-за того, что этот диск не имеет «центра» (начала отсчета), его приходится калибровать при каждом включении.


Именно поэтому, некоторые рули, при включении компьютера или его перезагрузке, встроенным приводом сперва поворачивают руль до конца в одну сторону, потом в другую. Деля полученное значения пополам, устройство узнает, от какого положения диска с прорезями надо производить отчеты.

Несмотря на то, что дешевизна самого датчика имеет место быть, рули на оптике стоят значительно больше рулей на потенциометрах. Именно из-за необходимости калибровки разработчик руля на оптике и попадает в засаду. Датчик-то дешевый, но как при включении узнать, в центральном ли положении находится баранка? Повсеместно применяемое решение – поставить электромотор, который будет крутить баранку, чтобы найти центр. Но чтобы электромотор мог крутить баранку, надо ставить редуктор, который переведет скоростное вращение вала мотора в плавное движение баранки. В итоге дешевый датчик влечет за собой дорогую механику – электромотор и редуктор.


Мертвых зон, как правило, нет, но они могут возникнут по мере износа шестерен редуктора, которые с помощью мощной обратной связи (Force Feedback) могут убиться еще быстрее.
Далее по списку – достаточно большие размеры датчика и редуктора, благодаря чему оптику вставляют только в рули. Поэтому все рули, работающие на оптических датчиках, комплектуются педалями на… переменных резисторах, о которых говорилось выше )

Результат – похожая песня, но за бОльшие тысячи. «Подсластить» эмоции от дополнительных затрат может Force Feedback (силовая обратная связь), которую реализуют за счет упомянутого выше двигателя. Не простаивать же ему просто так ) Но проблемы с педалями-то это не решает!...

Плюсы
- Бесконтактный, нет трения;
- Дешевизна самого энкодера;

Минусы
- Требуется принудительная калибровка;
- Большие габариты редуктора, сложно установить в педали;
- Дороговизна изготовления редуктора и электропривода для калибровки.

Сейчас самое время сделать небольшое лирическое отступление, ведь постепенно мы подкрались к самому интересному ;) Если рассмотреть более глобальную сферу деятельности, хотя бы такую, как автомобилестроение, то можно обратить внимание на то, что все ведущие компании в большинстве случаев давно отказались от переменных резисторов и оптических датчиков в своих автомобилях. Повсеместно используется магнитные датчики, крупнейшим поставщиком которых является небезызвестная компания Philips, точнее ее дочерняя компания Philips NXP Semiconductors.

Такие датчики могут применяться где угодно – в отклоняющихся спинках автокресел, напичканных электроникой; в педалях и в руле, в дворниках, в элементах двигателя… да много где!


Вряд ли производители выбирали бы ненадежные решения… так почему бы не применить эту технологию в геймерских продуктах? Ведь в таком случае руль будет как в хороших иномарках ;)

Магнитный датчик


Принцип работы в следующем – берется диаметрально намагниченный магнит, который надежно устанавливается в подвижной части корпуса, в нашем случае это сама баранка.


В неподвижном корпусе крепят непосредственно сам датчик, который обрабатывает значения углов поворота магнита.


Благодаря тому, что вумная электроника способна работать с магнитом на некотором расстоянии от него, то механического износа нет как такового. Ломаться тоже нечему – мелкие хрупкие детали просто отсутствуют.


Второй бочкой меда в ложке дегтя является высочайшая точность, которая получается при таком подходе – электроника способна регистрировать повороты в сотые доли градуса!
Ну и третий не менее приятный бонус – небольшие размеры магнита и датчика, что делает возможным их установку хоть в руль, хоть в педали. Собственно, так и делают.


Плюсы
- Бесконтактная работа, отсутствует трение и механический износ;
- Высокая точность и регистрация малейших отклонений руля или педалей;
- Небольшие размеры.

Минусы
- Дороже чем резисторы и оптические энкодеры.

Дописывая текст про третий вид датчиков, невольно возникает чувство гордости за «наших» - до недавнего времени никто, кроме отечественной компании Gametrix эту технологию в доступных игровых устройствах вроде не применял.


У них датчики имеют имя MaRS (Magnetic Resistive Sensor, Магнитный Резистивный Сенсор).

Теория vs практика


Народная пословица намекает, что лучше один раз увидеть, нежели сто раз услышать ;) Что же, давайте подкрепим сказанное практическим испытанием.

Для эксперимента понадобится:


- Три руля (на трех видах датчиков – резисторный, оптический и магнитный)
- Программа JoyTester (для наглядно отображения данных, полученных от контроллера руля и педалей)
- Чемпион мира 2006-ого года по игре в NFS - Алан Енилеев :)


Итак, сначала были взяты три руля, которые были последовательно подключены к компьютеру. Играть пока не будем – просто небольшие полевые испытания в программе JoyTester. Эта программа в координатной плоскости рисует линии, соответствующие углам поворота руля или степени нажатия педалей.


Датчик на потенциометре


Начнем с того, что руль совершенно не обрабатывает небольшие отклонения руля вправо и влево, которые совершаются непосредственно вблизи «центра координат». Те самые мертвые зоны, о которых я говорил. Т.е. если вы несетесь в игре по прямой, то можно не делать вид матерого водилы, который небольшими поворотами держит полный контроль над дорогой ) Говоря проще, игра не заметит ваших стараний ) Мало того, без внимания остаются движения, которые совершаются в максимальных углах поворота. Из-за этого у многих людей складывается впечатление, что все рули и игры с рулями – фигня. Мол крутишь баранку, а машине хоть бы хны. Это сильно бьет по самолюбию действительно опытных автомобилистов ;)

Производитель гордится углом поворота руля в 270 градусов (а бывает и 900!), мол можно крутеть-вертеть-неперевертеть. Что же… учитывая, что почти везде используется 8-битный контроллер, который выдает 256 отсчетов, минимальный угол восприятия - 270/256 = 1,056 градуса. Этот самый градус, точнее «лестницу», которую получает игра, мы можем видеть в программе, значительно отклоняя руль.

Еще один всплывший недостаток – нелинейность. Т.е. разница между реальным углом отклонения игрового устройства и данными, переданными игре.


Педали – это тоже что-то. Все начинается с того, что педали не обрабатывают мертвую зону в самом начале, а она составляет ни много, ни мало – примерно 30% от всего диапазона (15-30 градусов). Те же 30% составляет мертвая зона в конце того диапазона, который предлагает комплект. Итого в нашем распоряжении есть всего 40 процентов от полного хода педалей.


Результат – мы жмем тапку в пол, а игра смотрит на это и откровенно ржот ) Соответственно, вы не сможете точно «дозировать» газ и тормоз – нажимая педаль на 70%, игра будет принимать их за все 100. Куда это годится? )

Оптический датчик


Тут уже все лучше. Во-первых, нет мертвых зон, во-вторых, точность намного выше. Данные поступают плавно, «ступенек» нет. Немного напрягают ясно ощущающиеся при вращении руля зубчики шестеренок редуктора, но к ним быстро привыкаешь.


Но… рули на оптических датчиках комплектуются педалями на резисторах )
Педали из комплекта:


Данные поступают рывками (явно видны ступеньки), в начале и в конце большие мертвые зоны. Что, впрочем, не удивительно.

Магнитный датчик


В руле Gametrix Viper три магнитных датчика – один в руле и два в каждой педали (позволяют обрабатывать повороты и нажатия от 0.06 градуса).

Для более очевидной разницы поведения, был собран макет, в котором для одной баранки применяются сразу два датчика – магнитный и резисторный.


Запускаем программу и… думаю, комментарии излишни.


Но если вы ничего не поняли – магнитный датчик регистрирует даже самые незначительные отклонения руля от центра, полностью отрабатывает весь диапазон, который предоставляет руль… и то же самое касается педалей. Думаю, это именно то, на что рассчитывают разработчики игр, выпуская свои шедевры.

3... 2... 1... GO!


Ну и самая, пожалуй, интересная часть теста. Алану Енилееву, лучшему виртуальному автогонщику мира 2006-ого года, было предложено прокатиться в игре под наблюдением программ, таких как JoyLogger и WheelTester.

Анализируя запись игры Алана, было выяснено, что самыми востребованными углами поворота в игре находятся в диапазоне от -20 до +20 градусов от центра. Именно те градусы, которые в рулях на потенциометрах находятся в мертвой зоне ;)


Так же выяснилось, что в среднем игрок совершает одно движение рулем в секунду. А учитывая, что ресурс бюджетного потенциометра всего 800 000 циклов (800 000 секунд), то игровое время, на которое рассчитан руль – всего 250 игровых часов! Ну или чуть больше 10 суток непрерывной игры… мда.


Если играть 2-4 часа в день, то удовольствие будет длиться всего 4-6 месяцев (собственно, тут можно обратить внимание на срок гарантии, которую предоставляют большинство производители). Даже если по истечении этого времени руль останется жив, то показания, передаваемые им в игру, будут далеки от настоящих.
А ведь это всего лишь кроха внутри устройства, которую мы даже не видим… про остальные артефакты, которые вылезут на дешевых устройствах, я даже не говорю.


Итого


Если Вы действительно неравнодушны к автомобильным симуляторам на компьютере, то без руля и педалей «радость будет неполной». Ассортимент игровых устройств на рынке сейчас очень широк, но по сути, все они одинаковые – меняется лишь «кожура». Поэтому первый совет – не введитесь на россыпи кнопок, кучи педалей, всякие рюшечки и прочие закосы под знаменитых брендов типа Ferrari (ой, случайно возникла ассоциация с черкизовскими мажорами в куртках «Харли Дэвидсон»). Да, все эти модные отделочки могут быть красивыми, но… 15 килобайт текста выше подтверждены практикой и многочисленными темами форумов.

Ничто не вечно – любой продукт, а тем более, подверженный активному механическому воздействию, рано или поздно выйдет из строя. Но сроки жизни у этих устройств сильно разнятся. Поэтому, я считаю, лучше не иметь отдельную статью расходов, покупая раз в год новый комплект рулей и педалей, а купить один раз, но долговечный и более функциональный продукт.
После покупки в долгу останутся разработчики игр – действительно качественные автосимуляторы сейчас можно посчитать по пальцам.

* UPD: Программы JoyLogger и JoyTester. Можете скачать и попробовать запустить ) Если что-нибудь получится - сравните с вышеописанным ;)

Успехов!
41 комментарий 24нравится 7избранное
Kalashmatik
O58RUS
sterhel
ken-ra
tErMiT
Megajack
AlienJust
Posledny
lkamenl
espro
jartashi
vovka2012
AndreyKo
toff
spirit73
severvam
vdv73rus
vovanz
freewood
  • MaxKadett
    28 сен 2012 в 16:13
    Познавательно, даешь магниты везде и всюду :)
  • Molodec
    5 28 сен 2012 в 16:18
    Давно как то читал эту статью на Хабре кажется.
    • Molodec
      1 28 сен 2012 в 16:24
      ах да, нужно ж читать первые строки )
      • Boomburum
        28 сен 2012 в 16:25
        Остальные тоже можно :)
        • Molodec
          28 сен 2012 в 16:38
          Я остальные прочитал, первые пропустил )
  • olegsuv
    1 28 сен 2012 в 16:25
    Читал статью давно на хабре.
    Недавно увидел на аукционе б/у руль Logitech Momo, вот думаю, покупать или нет?
    Новый руль за 150$ брать мне незачем, т.к. поиграюсь я неделю-другую и будет он пылиться.

    А реально на магнитах сейчас рули делает только Gametrix?
    И все ли рули Gametrix сделаны на магнитах?
    Вот эту опцию, кстати, никто толком не указывает (по крайней мере в каталогах-подборах).
    • Boomburum
      28 сен 2012 в 16:29
      Я сейчас не в курсе про модельный ряд Gametrix, но первая модель (Viper) точно была на магнитах.
      Недавно задавался поиском еще магнитных рулей - нашел парочку от Fanatec, но они стоят нереальных денег, что-то вроде 10-15-20 тысяч.
  • antoxa256
    28 сен 2012 в 16:27
    Я поступил аналогично последнему абзацу - взял дорогой и надолго, но вы правы: играть действительно мало во что можно, особенно мало игр поддерживают механическую КПП :(
    • DjFiesto
      01 окт 2012 в 20:26
      Могу предложить вариант - есть программы-эмуляторы, т.е. находите игру у которой переключение на цифрах и прога эмулирует нажатие цифр положением КПП...
  • freewood
    28 сен 2012 в 16:28
    Спасибо, интересная статейка. Помнится, читал подобную статью (может и от того же автора), но про джойстики, очень интересная.
    • Boomburum
      28 сен 2012 в 16:30
      Не, про джойстики я не писал :)
      • freewood
        1 28 сен 2012 в 17:15
        Как то я упустил из виду, что твой пост. )
        Вот собственно пост про джойстики, сильно перекликается с этим постом, почитать интересно даже людям далеким от этого дела. Если не ошибаюсь, то там как раз история появления MaRS в Gametrix.
        Читать про джойстики
        • Boomburum
          2 28 сен 2012 в 17:21
          Это как раз сотрудник компании Gametrix - после моего поста они очень заинтересовались Хабром и завели свой блог там :) Эх, когда ж уже на Кадабре так будет - ведь тоже всё пишу и пишу...)
          • Timur1976
            28 сен 2012 в 19:08
            Бурум, а можно с ним как-то пообщаться?
            • Boomburum
              28 сен 2012 в 19:21
              Ну, на Хабре пишешь ему в ЛС и готово )
              • Timur1976
                29 сен 2012 в 06:09
                Гм... Думал, он тут, на кадабре тож есть. Придется региться на хабре :)
  • nooze
    28 сен 2012 в 16:38
    Пользуясь случаем )) Продам свой легендарный logitech momo. Слегка б/у - сам поигрался недели две, другу дал на недели две, на том и закончилось, дальше времени не было а теперь xbox.
    Соответственно чего хорошей вещи пропадать - отдам за недорого либо махну на руль от xbox'a (а вдруг)
    • nooze
      28 сен 2012 в 16:39
      Даже коробка есть, в ней он собственно и пролежал почти всю свою жизнь
  • yar-neon
    28 сен 2012 в 16:51
    Как машину купил, так не рулю за компом :(
  • HeaDekBaT
    1 28 сен 2012 в 17:10
    был сначала момо,теперь г27)разница конечно ощутима намного
    • Moonshine
      28 сен 2012 в 17:19
      r27 это вы имеете ввиду G27?
      • HeaDekBaT
        28 сен 2012 в 19:11
        ну да)там буква г русская)а не r
  • Moonshine
    2 28 сен 2012 в 17:34
    Протестировал свой ветеранский logitech G25: результат даже лучше, чем я думал.
    Руль: реагирование на малейшее колебание, какое я только смог устроить (~0.5 градуса)
    Педали: реагирование на малейшее колебание, какое я только смог устроить (буквально просто поставил ногу без нажатия).

    Руль:

    Педаль газа:
    • AndreyKo
      28 сен 2012 в 18:15
      G27 то же
    • Korak
      28 сен 2012 в 18:41
      Был у меня такой, хорошая штука. Но проблема в том, что для него нужно постоянное место, а доставать и убирать после каждой игры слишком хлопотно. Постоял месяц и отправился в шкаф. А через некоторое время оттуда новому владельцу.
      • Moonshine
        1 28 сен 2012 в 18:42
        А зря. Мой уже шестой год мне служит: отличная штука.
        • IgorAntarov
          28 сен 2012 в 20:46
          во что играете? тоже есть g27... не пользуюсь 8)
          • Moonshine
            1 28 сен 2012 в 20:53
            Richard Burns Rally, NFS SHIFT, NFS SHIFT 2, GRID, Test drive unlimited, Scania truck driving simulator. Это из того, что понравилось. А так стараюсь в любые гоночки с рулем играть :-)
            • IgorAntarov
              02 окт 2012 в 01:35
              Спасибо, надо будет последние NFS и GRID все-же попробовать.

              Когда руль пробовал, хитами были RBR, TDU и Live For Speed
  • awen
    28 сен 2012 в 19:41
    Я так понял, что эти супер-пупер рули российская компания больше не выпускает?
    Где купить?
    • Boomburum
      28 сен 2012 в 19:42
      Руль-то можно купить, но он самый обычный (кроме магнитного механизма). Здесь же я больше делал акцент на самих принципах действия )
      • awen
        28 сен 2012 в 21:16
        Я болел раньше авиасимуляторами, а именно ИЛ-2, после пробы 2-3 джойстиков (в дешевом ценовом сегментом, студенты же) бросил идею, и мечтаю либо о дорогом оборудовании с "многа-многа" мониторов и всякими попотрясами, либо о частном кукурузнике
        • Moonshine
          28 сен 2012 в 21:29
          Я одно время болел Microsoft Flight Simulator X и купил себе такую штуку:
          Saitek Pro Yoke Flight System

          Стоит 5.000, но сделана очень качественно и классно. Когда при взлете тянешь на себя ощущения офигенные.
          • awen
            28 сен 2012 в 21:33
            Я вот такой имел, не нравился, но лучше чем клавиатура, в ИЛушку по сети играли классно было.
            • Moonshine
              28 сен 2012 в 21:35
              Я такой пробовал. Неплохо, но Боинг 747 хочется вести чем-то большим и серьезным :-)
              • awen
                28 сен 2012 в 21:40
                Нее, гражданская это не по мне
                Вот любимое

                Пе-2
                • Boomburum
                  28 сен 2012 в 23:57
                  Попахивает авиакадаброй :)
                  • Timur1976
                    02 окт 2012 в 02:35
                    А что, есть наметки? Я бы там тоже зарегился :)
  • Kalashmatik
    07 окт 2012 в 15:58
    хех, после этой статьи я так и купил этот viper :) уж много лет прошло, сейчас руль раздалбывает малышня, но он по чувствительности не отличается от нового, в общем датчики вещь!
  • aggress
    05 фев 2017 в 20:13
    Вот делаю самодельный руль на энкодере https://youtu.be/1h6noenGizc
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.