Фотоотчёт с курса контраварийной подготовки
Всем привет! Напомню, что где-то в начале весны я записался на курсы контраварийного вождения в школе Extrim Drive - сперва была интересная теория, а вскоре после неё - не менее интересная практика.
Занятия проходили на автодроме в Мытищах (в 7 км от МКАД) - по большому счету это всего лишь подходящая площадка на территории учебного центра "Автопилот". Площадка довольно большая и по всему периметру огорожена забором и ограждениями из покрышек:
На фото влезло примерно 2/3 площадки:
Три дня по 3 часа, то есть суммарно под пристальным вниманием инструкторов мы откатали 9 часов - учитывая стоимость курса (12900), стоимость часа иненсивной практики получается вполне приемлемые 1400 рублей. Понимаю, что для получения опыта (с большой буквы "О") этого времени маловато, но лучше уж так, чем никак. Хотя 9 часов вполне хватает для того, чтобы отработать и запомнить на мышечном уровне некоторые движения и маневры.
По ряду причин он проходится на своем автомобиле, то есть учебные автомобили (которые "не жалко"), как в автошколах, не выдают - в противном случае стоимость курса была бы больше; да и зачем, если ездить после курса придётся именно на своей машине. Но переживать не стоит - вся программа составлена с умом и ни одной из упражнений не выходит за рамки штатных возможностей автомобиля. Я проходил курс на новой резине и не заметил хоть сколько-нибудь заметного износа. Тяжелей всего, как мне показалось, было тормозам, но и о них инструкторы заботились - подъезжать к каждому упражнению надо было без тормозов, за счет чего они более-менее успевали "отдохнуть".
Курс вели два ведущих инструктора клуба Extrim Drive: Андрей Лунин (автор курса «Безопасное управление автомобилем в условиях интенсивного движения», обладатель «Кубка России» по трофи-рейдам от Российской автомобильной федерации) и Лукашевич Иван (двукратный чемпион России по картингу, участник программы подготовки пилотов Формула-1 Marussia). На деле же - хорошие и общительные парни :) Андрей ездил на УАЗ Патриоте, а Иван - на Volvo XC90.
Итак, приезжаем на место (можно взять "группу поддержки" - я брал друга @vabank) - на месте выдают рацию и несколько магнитных номерков на машину. Номера держатся более-менее сносно, но вот с рацией не так всё просто - если не найти ей подходящего места, то она будет летать по всему салону. Я прикрепил её к солнцезащитному козырьку, но и оттуда она пару раз падала на поворотах (в том числе в меня).
Связь односторонняя, то есть говорят только инструктора - все остальные только слушают. Если хочется что-то сказать или спросить, то достаточно остановиться на аварийке - инструкторы тут же подъезжали и решали вопрос. Вообще, все организовано и отработано довольно хорошо - работа с группой (построения, передвижения и так далее), выполнение упражнений (оперативная смена "декораций", контроль за каждой из машин) - всё на совесть, инструкторы честно и старательно отрабатывают оплаченное время: следят за каждым авто, дают персональные указания.
Вся зона площадки разделена на 4 зоны - две "рабочих" области (параллельных друг другу) и две "зоны безопасности". В зонах безопасности все двигаются максимально медленно и аккуратно, а в рабочих областях - с дистанцией в "два шага разметки". Как результат - аварийные ситуации практически исключены даже при большом количестве машин на площадке.
У нас было порядка 10 машин - мой тапок, VW Scirocco, VW Passat CC, две Honda Jazz (синяя и красная - как боксеры в разных углах ринга), Toyota RAV4, Nissan Tiida, какой-то пыжик и ВАЗ 2106. Это я к тому, что проходить курс можно на любом автомобиле.
Занятия строятся от более простых упражнений к более сложным. В первый день - самые азы, в третий день - самые сложные упражнения. Программа в общих чертах выглядит следующим образом:
- Рациональные, эффективные и экстренные разгоны-торможения, с учетом электронных систем безопасности автомобиля. Больше всего понравилось интенсивное торможение после интенсивного разгона - честно скажу, знал как разгоняется моя машина, но как она ведёт себя при "изо всех сил тормоз в пол на 80 км/ч" и каков при этом тормозной путь - не знал. В городе как-то некомфортно такое проверять, а здесь - пожалуйста: и сам импровизированных пешеходов посбиваешь, и на других посмотришь.
Наглядно было видно, как разгоняются и тормозят разные автомобили, кто на что способен. Но божественней всех тормозила шестёрка )
- Приемы скоростного прохождения различных видов дорожных препятствий (люк, рельсы, ямы, «лежачий полицейский» и др.) посредством перераспределения веса автомобиля. Тут в основном отрабатывались упражнения по продольной и поперечной разгрузке.
- Методы скоростного маневрирования для объезда внезапно возникших препятствий на дороге. Помимо перечисленных ранее препятствий, здесь отрабатывались пешеходы и "лоси".
- Статические и динамические кузовные габариты автомобиля. Учили чувствовать габариты при торможении, при активном рулении, в полосах и поворотах.
- Навыки построения безопасных, скоростных и оптимальных траекторий движения автомобиля и техникой исправления критических ошибок в поворотах. Отрабатывались траектории движения в поворотах (апексы), на разных скоростях и при разных обстоятельствах (одной рукой, другой, с закрытым глазом и т.д.).
Понравилось упражнение под названием "змейка-ловушка" - змейка, шаг разметки которой постоянно уменьшается, но проезжать которую надо на скорости. С одной стороны, в жизни такая ситуация вряд ли встретится, с другой стороны - отличное упражнение для отработки "заходов" в разные повороты и, соответственно, интенсивного вращения руля и работы педалями.
В самом конце курса все участники выполняют на скорость целый комплекс упражнений: по два участника (которые стоят диаметрально противоположно друг другу) на скорость выполняют по площадке несколько кругов через фишки, расставленные особым образом - отрабатываются и "заходы" в повороты, и заносы и руление. Насколько помню, я занял второе место, первое - парень на СС.
- Время. Курс длится 9 часов, то есть три дня по три часа. Мне повезло, что моё обучение прошло в майские праздники и я без проблем смог пройти их - в другие дни выбраться было бы сложнее. Мое предложение - сделать 2 дня по 4-5 часов, чтобы можно было уложиться в одни выходные.
- Место проведения. Понимаю, что это не вина автошколы и подстроиться под всех они не могут, но ездить в диаметрально противоположный конец Москвы очень непросто даже в праздничные дни - было бы здорово, если бы на выбор было несколько площадок.
- Ветер и песок. Опять же, не вина автошколы, но очень неприятный момент - конусы то и дело сдувало ветром (а их поднятие отнимало ценное время), а в открытые окна постоянно задувало песок с соседней горы, который попутно "шлифовал" автомобили. Отсюда же и постоянные шипения в рации на ветру.
- Маловато экшена ) Я, конечно, не планировал выйти оттуда Кеном Блоком, но всё же планировал получить навыки в каких-то более экстримальных ситуациях. Здесь же было немало простых ситуаций, которые вполне спокойно "разрулит" даже средней опытности водитель. Возможно, некоторую неудовлетворённость я получил из-за жёсткой подвески своего автомобиля - те же упражнения на продольную и поперечную разгрузку я проехал, особо не поняв, что к чему )
В общем же и целом, все очень понравилось - похоже, со школой я не прогадал. Постарался по-максимуму наматывать на усы, буду применять полученный опыт на разных авто.
Если надумаете пойти на эти курсы (а я советую сходить - опыт лишним не бывает), то вот вам несколько советов:
- Вода. Запаситесь водичкой - во время занятий будет очень сильно хотеться пить, особенно в жару.
- Уберите все лишнее. Оставьте дома весь хлам, который есть в машине - чтобы ничего не гремело и не летало по салону.
- Проверьте машину. Убедитесь, что всё исправно и на месте - у одной из машин, например, не было правого бокового зеркала (и владелец даже не знал об этом).
- Группа поддержки. Возьмите с собой друга или подругу, брата или сестру - пусть сидят рядом и наматывают на ус хотя бы информацию. Ну и рацию смогут подержать, если что :)
Две общие рекомендации, которые хочется дать после прохождения курса:
- Читайте инструкцию к своему автомобилю. Даже если вам кажется, что вы знаете о своем автомобиле всё - откройте инструкцию и поймёте, что это не так. А знать надо как можно больше ) Не просто где и что находится, а каждую циферку - что, как и при каких условиях работает, в той или иной ситуации.
- Будьте осторожны на дороге - следите за зрением, чтобы видеть знаки; смотрите на дорожную обстановку, чтобы свести к минимуму количество опасных и "некомфортных" ситуаций. "Читайте" дорогу. Не испытывайте судьбу со скоростным режимом и заранее просчитывайте траекторию своего движения (и "запасные" варианты). Уважайте других участников движения, думайте в том числе и об их удобстве и безопасности - повышайте уровень культуры на дорогах.
Все, курс пройден - водительский опыт пророс через открывшиеся чакры, дорожная карма почистилась. Хотя стоит понимать, что после 9 часов интенсивной практики все "ученики" не забрались на вершину водительского мастерства, а лишь приобрели дополнительный опыт, поставили колёса на нужный вектор - если после этого мы будем ездить безопасней и делать меньше ошибок, то это уже отлично.
В конце ожидаемо пригласили на остальные курсы - зрею на "сложную версию" данного курса, хотя больше всего по-прежнему хочется на наиболее интересную, как мне кажется, езду на льду. В общем, еще недавно я ждал лета, а теперь вот вовсю жду зимы.
Семейное фото с инструкторами, в конце пару кружков проехался на Сирокко - чумовая капсулка, надо достать-покататься )
Берегите себя, друзья!
Занятия проходили на автодроме в Мытищах (в 7 км от МКАД) - по большому счету это всего лишь подходящая площадка на территории учебного центра "Автопилот". Площадка довольно большая и по всему периметру огорожена забором и ограждениями из покрышек:
На фото влезло примерно 2/3 площадки:
Три дня по 3 часа, то есть суммарно под пристальным вниманием инструкторов мы откатали 9 часов - учитывая стоимость курса (12900), стоимость часа иненсивной практики получается вполне приемлемые 1400 рублей. Понимаю, что для получения опыта (с большой буквы "О") этого времени маловато, но лучше уж так, чем никак. Хотя 9 часов вполне хватает для того, чтобы отработать и запомнить на мышечном уровне некоторые движения и маневры.
По ряду причин он проходится на своем автомобиле, то есть учебные автомобили (которые "не жалко"), как в автошколах, не выдают - в противном случае стоимость курса была бы больше; да и зачем, если ездить после курса придётся именно на своей машине. Но переживать не стоит - вся программа составлена с умом и ни одной из упражнений не выходит за рамки штатных возможностей автомобиля. Я проходил курс на новой резине и не заметил хоть сколько-нибудь заметного износа. Тяжелей всего, как мне показалось, было тормозам, но и о них инструкторы заботились - подъезжать к каждому упражнению надо было без тормозов, за счет чего они более-менее успевали "отдохнуть".
Курс вели два ведущих инструктора клуба Extrim Drive: Андрей Лунин (автор курса «Безопасное управление автомобилем в условиях интенсивного движения», обладатель «Кубка России» по трофи-рейдам от Российской автомобильной федерации) и Лукашевич Иван (двукратный чемпион России по картингу, участник программы подготовки пилотов Формула-1 Marussia). На деле же - хорошие и общительные парни :) Андрей ездил на УАЗ Патриоте, а Иван - на Volvo XC90.
Итак, приезжаем на место (можно взять "группу поддержки" - я брал друга @vabank) - на месте выдают рацию и несколько магнитных номерков на машину. Номера держатся более-менее сносно, но вот с рацией не так всё просто - если не найти ей подходящего места, то она будет летать по всему салону. Я прикрепил её к солнцезащитному козырьку, но и оттуда она пару раз падала на поворотах (в том числе в меня).
Связь односторонняя, то есть говорят только инструктора - все остальные только слушают. Если хочется что-то сказать или спросить, то достаточно остановиться на аварийке - инструкторы тут же подъезжали и решали вопрос. Вообще, все организовано и отработано довольно хорошо - работа с группой (построения, передвижения и так далее), выполнение упражнений (оперативная смена "декораций", контроль за каждой из машин) - всё на совесть, инструкторы честно и старательно отрабатывают оплаченное время: следят за каждым авто, дают персональные указания.
Вся зона площадки разделена на 4 зоны - две "рабочих" области (параллельных друг другу) и две "зоны безопасности". В зонах безопасности все двигаются максимально медленно и аккуратно, а в рабочих областях - с дистанцией в "два шага разметки". Как результат - аварийные ситуации практически исключены даже при большом количестве машин на площадке.
У нас было порядка 10 машин - мой тапок, VW Scirocco, VW Passat CC, две Honda Jazz (синяя и красная - как боксеры в разных углах ринга), Toyota RAV4, Nissan Tiida, какой-то пыжик и ВАЗ 2106. Это я к тому, что проходить курс можно на любом автомобиле.
Занятия строятся от более простых упражнений к более сложным. В первый день - самые азы, в третий день - самые сложные упражнения. Программа в общих чертах выглядит следующим образом:
- Рациональные, эффективные и экстренные разгоны-торможения, с учетом электронных систем безопасности автомобиля. Больше всего понравилось интенсивное торможение после интенсивного разгона - честно скажу, знал как разгоняется моя машина, но как она ведёт себя при "изо всех сил тормоз в пол на 80 км/ч" и каков при этом тормозной путь - не знал. В городе как-то некомфортно такое проверять, а здесь - пожалуйста: и сам импровизированных пешеходов посбиваешь, и на других посмотришь.
Наглядно было видно, как разгоняются и тормозят разные автомобили, кто на что способен. Но божественней всех тормозила шестёрка )
- Приемы скоростного прохождения различных видов дорожных препятствий (люк, рельсы, ямы, «лежачий полицейский» и др.) посредством перераспределения веса автомобиля. Тут в основном отрабатывались упражнения по продольной и поперечной разгрузке.
- Методы скоростного маневрирования для объезда внезапно возникших препятствий на дороге. Помимо перечисленных ранее препятствий, здесь отрабатывались пешеходы и "лоси".
- Статические и динамические кузовные габариты автомобиля. Учили чувствовать габариты при торможении, при активном рулении, в полосах и поворотах.
- Навыки построения безопасных, скоростных и оптимальных траекторий движения автомобиля и техникой исправления критических ошибок в поворотах. Отрабатывались траектории движения в поворотах (апексы), на разных скоростях и при разных обстоятельствах (одной рукой, другой, с закрытым глазом и т.д.).
Понравилось упражнение под названием "змейка-ловушка" - змейка, шаг разметки которой постоянно уменьшается, но проезжать которую надо на скорости. С одной стороны, в жизни такая ситуация вряд ли встретится, с другой стороны - отличное упражнение для отработки "заходов" в разные повороты и, соответственно, интенсивного вращения руля и работы педалями.
В самом конце курса все участники выполняют на скорость целый комплекс упражнений: по два участника (которые стоят диаметрально противоположно друг другу) на скорость выполняют по площадке несколько кругов через фишки, расставленные особым образом - отрабатываются и "заходы" в повороты, и заносы и руление. Насколько помню, я занял второе место, первое - парень на СС.
Что не понравилось
- Время. Курс длится 9 часов, то есть три дня по три часа. Мне повезло, что моё обучение прошло в майские праздники и я без проблем смог пройти их - в другие дни выбраться было бы сложнее. Мое предложение - сделать 2 дня по 4-5 часов, чтобы можно было уложиться в одни выходные.
- Место проведения. Понимаю, что это не вина автошколы и подстроиться под всех они не могут, но ездить в диаметрально противоположный конец Москвы очень непросто даже в праздничные дни - было бы здорово, если бы на выбор было несколько площадок.
- Ветер и песок. Опять же, не вина автошколы, но очень неприятный момент - конусы то и дело сдувало ветром (а их поднятие отнимало ценное время), а в открытые окна постоянно задувало песок с соседней горы, который попутно "шлифовал" автомобили. Отсюда же и постоянные шипения в рации на ветру.
- Маловато экшена ) Я, конечно, не планировал выйти оттуда Кеном Блоком, но всё же планировал получить навыки в каких-то более экстримальных ситуациях. Здесь же было немало простых ситуаций, которые вполне спокойно "разрулит" даже средней опытности водитель. Возможно, некоторую неудовлетворённость я получил из-за жёсткой подвески своего автомобиля - те же упражнения на продольную и поперечную разгрузку я проехал, особо не поняв, что к чему )
В общем же и целом, все очень понравилось - похоже, со школой я не прогадал. Постарался по-максимуму наматывать на усы, буду применять полученный опыт на разных авто.
Советы ведущих собаководов
Если надумаете пойти на эти курсы (а я советую сходить - опыт лишним не бывает), то вот вам несколько советов:
- Вода. Запаситесь водичкой - во время занятий будет очень сильно хотеться пить, особенно в жару.
- Уберите все лишнее. Оставьте дома весь хлам, который есть в машине - чтобы ничего не гремело и не летало по салону.
- Проверьте машину. Убедитесь, что всё исправно и на месте - у одной из машин, например, не было правого бокового зеркала (и владелец даже не знал об этом).
- Группа поддержки. Возьмите с собой друга или подругу, брата или сестру - пусть сидят рядом и наматывают на ус хотя бы информацию. Ну и рацию смогут подержать, если что :)
А вообще...
Две общие рекомендации, которые хочется дать после прохождения курса:
- Читайте инструкцию к своему автомобилю. Даже если вам кажется, что вы знаете о своем автомобиле всё - откройте инструкцию и поймёте, что это не так. А знать надо как можно больше ) Не просто где и что находится, а каждую циферку - что, как и при каких условиях работает, в той или иной ситуации.
- Будьте осторожны на дороге - следите за зрением, чтобы видеть знаки; смотрите на дорожную обстановку, чтобы свести к минимуму количество опасных и "некомфортных" ситуаций. "Читайте" дорогу. Не испытывайте судьбу со скоростным режимом и заранее просчитывайте траекторию своего движения (и "запасные" варианты). Уважайте других участников движения, думайте в том числе и об их удобстве и безопасности - повышайте уровень культуры на дорогах.
Все, курс пройден - водительский опыт пророс через открывшиеся чакры, дорожная карма почистилась. Хотя стоит понимать, что после 9 часов интенсивной практики все "ученики" не забрались на вершину водительского мастерства, а лишь приобрели дополнительный опыт, поставили колёса на нужный вектор - если после этого мы будем ездить безопасней и делать меньше ошибок, то это уже отлично.
В конце ожидаемо пригласили на остальные курсы - зрею на "сложную версию" данного курса, хотя больше всего по-прежнему хочется на наиболее интересную, как мне кажется, езду на льду. В общем, еще недавно я ждал лета, а теперь вот вовсю жду зимы.
Семейное фото с инструкторами, в конце пару кружков проехался на Сирокко - чумовая капсулка, надо достать-покататься )
Берегите себя, друзья!
0_о
P/S: на фото не семерка, а шестерка)
Что я тут увидел - инструктор рулит как ему удобно (примерно так, как бы я рулил если бы не знал как правильно), схрещивает руки, что затрудняет рулежку, скользит ими по рулю. Конечно это мой непрофессиональный взгляд, может это такая техника, но меня учили контролировать руль в каждый момент.
А так курсы оказались очень полезными и интересными ) (в Киеве школа Carbon)
http://www.youtube.com/watch?v=aKGLMAgsk-o
Инструкторы про это что-нибудь говорили?
Площадок в Москве нет. Есть Ходынка, есть Мневники (по запредельным ценам), есть трасса в Тушино (но там тоже очень дорого выйдет). И в общем-то и все.
У нас лучше ТЦ новый отгрохают вместо нормального полигона для обучения.
* у меня больше впечатлений от прохвата после, чем от первого дня после ;)