Преодоление неровностей: боковая разгрузка
На курсах контраварийного вождения рассказывали про полезнейший для наших дорог приём, боковую разгрузку автомобиля - под катом подробно описана физика процесса.
У меня не очень хорошо получалось это упражнение, поэтому я предложил инструктору показать мне пару уроков его кунг-фу. В итоге получилось видео упражнения с двух ракурсов, совмещённое с небольшим тест-драйвом моего «тапка» :)
Итак, что за разгрузка и для чего она нужна?
Довольно часто на наших дорогах встречаются «критические» препятствия, наезд на которые почти гарантированно гнёт/ломает диск, делает грыжу на резине или как минимум ощутимо бьют по подвеске - открытый люк, глубокая яма и т.д. Хорошо, если вы заметили неровность заблаговременно и смогли оттормозиться/объехать её, но что делать после точки невозврата? Выход есть, но не все о нём знают и уж тем более не все умеют делать.
Манёвр под названием «боковая разгрузка» основан на использовании центробежной силы, возникающей при повороте - когда одна из сторон автомобиля динамически разгружается за счёт переноса части её веса на противоположную сторону. Ведь не секрет, что в повороте колёса на внутренней стороне дуги ощутимо легче преодолевают препятствия, т.к. упругие элементы подвески разжаты и могут работать на полный ход; в то время как основная часть массы машины «давит» на противоположные колёса (находящиеся на внешней стороны дуги). Ничто не мешает использовать этот приём и на ровной дороге, разгружая необходимую сторону автомобиля резким поворотом руля «вправо-влево» или наоборот. Примерно как для преодоления препятствия поднимают одну ногу лыжники/роллеры/конькобежцы (это к вопросу о цапле в начале поста, если кто не понял).
Правильное выполнение приёма позволяет не только разгрузить нужную сторону, но и приподнять колесо над опасным препятствием, что повышает шансы сохранить автомобиль (пассажиров и т.д.) в целости и сохранности. При желании (= при наличии навыков) можно приподнять и оба колеса, но в первую очередь позаботиться надо именно о переднем, которое априори важнее заднего, так как является управляемым; а на переднем и полном приводах оно же ещё и ведущее, сложнее подвешено и уязвимее.
1. Упражнение необходимо выполнять в границах одной полосы движения;
2. Для усиления разгрузки можно предварительно раскачать автомобиль в боковой плоскости, выполнив контрсмещение, то есть небольшой поворот в сторону, противоположную главному манёвру;
3. Скорость не ниже 30 км/ч (помните, что чем выше скорость, тем быстрее «набегает» препятствие и тем раньше надо начинать прием). Газ во время маневра не сбрасывается;
4. Непосредственно перед самим препятствием максимально быстро производятся два рывка рулем (двумя руками до скрещивания): первый — в сторону препятствия, второй (без паузы) — для возврата к исходному направлению движения («руль прямо»). Даже на скользкой дороге такой манёвр безопасен для траектории движения, но если сделать хотя бы небольшую паузу между рывками, это послужит «приглашением к заносу». Чем выше скорость, тем меньшей должна быть амплитуда рывкового руления;
5. В завершающей фазе манёвра (возврат к прежней траектории) делаются компенсирующие движения рулем для стабилизации автомобиля.
- Необходим высокий коэффициент сцепления шин с дорогой (асфальт, бетон)
- Препятствие должно быть узким (коротким) - не на всю ширину дороги;
- Прием опасен в плотном потоке машин, так как резкий маневр может вызывать еще более резкую реакцию соседей (что может привести к столкновению или наезду на пешеходов). Говоря проще - спасать подвеску имеет смысл только в том случае, если это не приведет к более тяжелым последствиям;
- Мягкая длинноходная подвеска и высоком центр тяжести (то есть речь о джипах) на высокой скорости может сильно и опасно раскачать автомобиль;
- При преодолении больших бугров, камней и других неровностей с выпуклой поверхностью — удар разгруженного колеса о высокое препятствие может привести к опрокидыванию автомобиля;
Для отработки упражнения необходимо проделать 100-200 повторений, предварительно изучив технику силового рывка двумя руками без перехватывания. Сперва «преодолевается» психологическая сложность - поворот руля в сторону препятствия, а не от него (сперва возникает естественное желание уехать от препятствия). Затем отрабатывается минимальный увод передней части автомобиля и точное попадание разгруженного колеса на препятствие, потом всё остальное (увеличение скорости, «прыжки», более высокие препятствия). В качестве «тренировочного» препятствия вполне подойдёт какая-нибудь доска или кусок покрышки (или лежачий полицейский, не доходящий до края дороги).
- Недостаточная скорость (возможно, лучше будет оттормозиться)
- Плавное и медленное руление, приводящее к повороту, а не к разгрузке;
- Ожидание “реакции” автомобиля после первого рывка - обычно, занос;
- Позднее выравнивание автомобиля после маневра;
- Опоздание и, как следствие этого, создание загрузки, а не разгрузки;
- Колесо не попадает на препятствие (промах - бывает и такое).
Ну а теперь обещанное видео (извините за качество - снимал на стабилизатор от объектива):
Манёвр (по крайней мере первый) на видео выполнялся на скорости порядка 70 км/ч. Как видите, из-за жёсткой подвески и низкопрофильной резины (которая почти не деформируется) на «тапке» эффект «подпрыгивания» проявляется в минимальной степени - при переезде ямки или доски удар можно разве что смягчить. Но я попробовал проделать это же упражнение (к сожалению, видео нет) на LX570 - там, при желании, можно и КаМАЗ перепрыгнуть ;)
Моей ошибкой на “тапке” была недостаточная интенсивность и амплитуда поворота руля - когда я попробовал сделать как инструктор, всё получилось.
Ещё существует продольная разгрузка, но об этом как-нибудь в другой раз. Пока же можете почитать про «Одноглазого Джо». Берегите себя и свой автомобиль!
У меня не очень хорошо получалось это упражнение, поэтому я предложил инструктору показать мне пару уроков его кунг-фу. В итоге получилось видео упражнения с двух ракурсов, совмещённое с небольшим тест-драйвом моего «тапка» :)
Итак, что за разгрузка и для чего она нужна?
Довольно часто на наших дорогах встречаются «критические» препятствия, наезд на которые почти гарантированно гнёт/ломает диск, делает грыжу на резине или как минимум ощутимо бьют по подвеске - открытый люк, глубокая яма и т.д. Хорошо, если вы заметили неровность заблаговременно и смогли оттормозиться/объехать её, но что делать после точки невозврата? Выход есть, но не все о нём знают и уж тем более не все умеют делать.
Манёвр под названием «боковая разгрузка» основан на использовании центробежной силы, возникающей при повороте - когда одна из сторон автомобиля динамически разгружается за счёт переноса части её веса на противоположную сторону. Ведь не секрет, что в повороте колёса на внутренней стороне дуги ощутимо легче преодолевают препятствия, т.к. упругие элементы подвески разжаты и могут работать на полный ход; в то время как основная часть массы машины «давит» на противоположные колёса (находящиеся на внешней стороны дуги). Ничто не мешает использовать этот приём и на ровной дороге, разгружая необходимую сторону автомобиля резким поворотом руля «вправо-влево» или наоборот. Примерно как для преодоления препятствия поднимают одну ногу лыжники/роллеры/конькобежцы (это к вопросу о цапле в начале поста, если кто не понял).
Правильное выполнение приёма позволяет не только разгрузить нужную сторону, но и приподнять колесо над опасным препятствием, что повышает шансы сохранить автомобиль (пассажиров и т.д.) в целости и сохранности. При желании (= при наличии навыков) можно приподнять и оба колеса, но в первую очередь позаботиться надо именно о переднем, которое априори важнее заднего, так как является управляемым; а на переднем и полном приводах оно же ещё и ведущее, сложнее подвешено и уязвимее.
Техника выполнения упражнения:
1. Упражнение необходимо выполнять в границах одной полосы движения;
2. Для усиления разгрузки можно предварительно раскачать автомобиль в боковой плоскости, выполнив контрсмещение, то есть небольшой поворот в сторону, противоположную главному манёвру;
3. Скорость не ниже 30 км/ч (помните, что чем выше скорость, тем быстрее «набегает» препятствие и тем раньше надо начинать прием). Газ во время маневра не сбрасывается;
4. Непосредственно перед самим препятствием максимально быстро производятся два рывка рулем (двумя руками до скрещивания): первый — в сторону препятствия, второй (без паузы) — для возврата к исходному направлению движения («руль прямо»). Даже на скользкой дороге такой манёвр безопасен для траектории движения, но если сделать хотя бы небольшую паузу между рывками, это послужит «приглашением к заносу». Чем выше скорость, тем меньшей должна быть амплитуда рывкового руления;
5. В завершающей фазе манёвра (возврат к прежней траектории) делаются компенсирующие движения рулем для стабилизации автомобиля.
Важно помнить:
- Необходим высокий коэффициент сцепления шин с дорогой (асфальт, бетон)
- Препятствие должно быть узким (коротким) - не на всю ширину дороги;
- Прием опасен в плотном потоке машин, так как резкий маневр может вызывать еще более резкую реакцию соседей (что может привести к столкновению или наезду на пешеходов). Говоря проще - спасать подвеску имеет смысл только в том случае, если это не приведет к более тяжелым последствиям;
- Мягкая длинноходная подвеска и высоком центр тяжести (то есть речь о джипах) на высокой скорости может сильно и опасно раскачать автомобиль;
- При преодолении больших бугров, камней и других неровностей с выпуклой поверхностью — удар разгруженного колеса о высокое препятствие может привести к опрокидыванию автомобиля;
Для отработки упражнения необходимо проделать 100-200 повторений, предварительно изучив технику силового рывка двумя руками без перехватывания. Сперва «преодолевается» психологическая сложность - поворот руля в сторону препятствия, а не от него (сперва возникает естественное желание уехать от препятствия). Затем отрабатывается минимальный увод передней части автомобиля и точное попадание разгруженного колеса на препятствие, потом всё остальное (увеличение скорости, «прыжки», более высокие препятствия). В качестве «тренировочного» препятствия вполне подойдёт какая-нибудь доска или кусок покрышки (или лежачий полицейский, не доходящий до края дороги).
Типичные ошибки при выполнении упражнения:
- Недостаточная скорость (возможно, лучше будет оттормозиться)
- Плавное и медленное руление, приводящее к повороту, а не к разгрузке;
- Ожидание “реакции” автомобиля после первого рывка - обычно, занос;
- Позднее выравнивание автомобиля после маневра;
- Опоздание и, как следствие этого, создание загрузки, а не разгрузки;
- Колесо не попадает на препятствие (промах - бывает и такое).
Ну а теперь обещанное видео (извините за качество - снимал на стабилизатор от объектива):
Манёвр (по крайней мере первый) на видео выполнялся на скорости порядка 70 км/ч. Как видите, из-за жёсткой подвески и низкопрофильной резины (которая почти не деформируется) на «тапке» эффект «подпрыгивания» проявляется в минимальной степени - при переезде ямки или доски удар можно разве что смягчить. Но я попробовал проделать это же упражнение (к сожалению, видео нет) на LX570 - там, при желании, можно и КаМАЗ перепрыгнуть ;)
Моей ошибкой на “тапке” была недостаточная интенсивность и амплитуда поворота руля - когда я попробовал сделать как инструктор, всё получилось.
Ещё существует продольная разгрузка, но об этом как-нибудь в другой раз. Пока же можете почитать про «Одноглазого Джо». Берегите себя и свой автомобиль!
Личный опыт:
Разное
Очень удобно стыки на эстакадах и небольшие лежачие полицейские проходить.
Правда на автомате к концу набираешь "первую космическую" :) Несколько резких ускорений и к концу эстакады прилетаешь на скорости около 100-110. При начальной скорости в районе 80-ти.
Смысл в двух словах: при резком наборе газа (не зависит от привода) центр тяжести смещается к задней оси. Перед препятствием дается резкий газ, перед приподнимается. Затем в момент когда разгруженная передняя ось пересекает препятствие, педаль газа отпускается и нагрузка с задней оси переносится на переднюю (и задняя ось проходит препятствие с уменьшенной нагрузкой).
Правда на автоматах пара таких кик-даунов и машина разгоняется до первой космической.
Насчет притормозить - так тоже можно, но не на всех препятствиях такое решение более удачное.
З.Ы. Тренируйтесь там где нет машин :)
Если я к лежацему копу подъезжаю на скорости 5км/ч, стоит ли тут разгоняться-тормозить?
правое и левое поднимать не пробовал
Но, на всякий случай, стоит иметь ввиду ;) При неправильно рассчитанной разгрузке, налетаешь на препятствие наоборот со сжатыми амортизаторами.
даже пробовал подгазовывать непосредственно перед ним, но тут требуется еще более высокая точность
Эм... Или ну её нахер эту подвеску, бах-бах и едем дальше. Зато все рядом
- кто-то не захочет тормозить в пол, потому что боится заноса
- кто-то уйдет на встречку, потому что "там вроде никого, попробую быстро объехать препятствие и вернуться"
- кто-то не посмотрит в зеркало при перестроении.
чтобы руки сперва сделали, а потом мозг подумал - "твою мать, яма!!!"
из-за жесткой подвести тяжело, плохо она раскачиванию поддается.
решил забить на это, а просто объезжать ямки) благо подвеска жесткая позволяет.
но без первого смещения от ямки, сразу начинаю его перелетать загружая противоположные колеса :)
хотя бы небольшое но смягчение удара
Ладно при разгрузке, но при развороте у него руки вообще в узлом завязаны
чтобы зеленые водители не наломали дров. А с опытом можно и животом рулить,если сильно захотеть :D
В этом случае действительно придется докручивать животом или зубами
P.S. Посмотрел видео и поймал себя на мысли, что на трассе использовал этот прием совершенно неосознанно. И неоднократно. (Приятель этой весной приехал и Сочи. От Волгограда до Самары — 60 км/ч, два пробитых колеса, 2 погнутых диска. Гольф пятый. Чуть позже я поехал. Тот же участок — 80-90 км/ч. Колеса целы :) Аутбэк '05.)
снегопад выпал накануне ужасный (один из последних если кто помнит)
машину я буквально откапывал.
так вобщем ехал я тихо, 60-80 км, ибо устал,а на дороге было чертизнаетчто, и время позднее,в районе 12.
В левой полосе колея прокатанная до льда и все там куда-то торопились.
По этому я ехал потихоньку в правой полосе по снежку. Но на одном мосту я ВНЕЗАПНО пробил себе покрышку :) ямы я не видел вообще, до того момента пока я в нее не въехал я о ней не подозревал.
Удар был ужасный, то что я пересрался это мягко сказано :)видимо снегом как-то занесло, а с низкой посадкой эти ямы и так плохо видно. Вобщем то что колесо я пробил я понял сразу. В дырку которая осталась от той ямы, пролазил мой палец :)
Странно то, что машина сразу после удара как ехала прямо так и ехала. Я ее почти даже не ловил.
Думал при пробое колеса обычно бывает все хуже.
http://www.youtube.com/watch?v=gorMUIUXs90&feature=plcp
Хоть и рекламы там хватает
на более "расхлябанной" подвеске выходило снижать силу удара........
но на мазде с её острыми реакциями на руль и короткоходной подвеской по-моему проще обрулить :)