Одноглазый Джо
На курсах контр-аварийного вождения инструктор Александр Илюхин рассказывал много интересных историй как из жизни, так и просто теоретических. Одна из них - про "аварийный" выход зрения из строя. Хотите об этом поговорить? ;)
Думаю, вы не раз видели видео с авариями, которые происходят в тоннелях - один Лефортовский чего стоит:
// Откуда вторая газель на 0:58? )
Кто-то считает это мистикой, но даже на парах светотехники нам говорили, что ничего сверхъестественного на самом деле тут нет. Давайте копнём чуть глубже, в глаз - вспомним, как устроено наше зрение. Всех прошу в спойлер, остальные могут читать дальше.
Но есть помимо совета еще один лайфхак, про который и рассказали на курсе. Водитель может помочь сам себе, для чего ему потребуется... да-да, всего-то закрыть один глаз. То есть заезжать в тоннель с одним закрытым глазом, чтобы его можно было открыть при смене обстановки. Подобную технику применяют в спецслужбах - например, когда идёт захват какого-нибудь помещения: если что-то взорвётся (или просто будет яркая вспышка), то для удержания контроля над ситуацией останется еще один глаз, “запасной” :) Ну или еще один пример, более автомобильный: на большинстве автомобилей есть омыватели фар, которые работают одновременно - в случае их применения ночью, велик шанс ослепить встречный транспорт даже ближним светом. В то время как кто-то из прошаренных производителей (возможно, субарики - если не прав, то поправьте) сделали работу омывателей по-поочерёдной. Такая вот, казалось бы, мелочь, а делает свой вклад в пассивную безопасность.
Несмотря на некоторую шуточность лайфхака, дело не такое уж и простое - меняется всё: цвета, расстояния, периферийное зрение (“мёртвые зоны” становятся ещё больше) и т.д. Ещё один “интересный” эффект - потеря “объёмности” зрения: когда вы не будете понимать какой из предметов ближе, а какой дальше. Хотя чего я объясняю - закройте один глаз да попробуйте :)
На этом перечень аномалий не заканчивается. Слепота может возникнуть и в следствие сильной перегрузки - не только от резкого торможения (авария), но даже от ускорения. Стоит втопить тапок в пол на машине, которая разгоняется до 100 км/ч за 3-4 секунды, как у неподготовленного человека в глазах “поплывут звёздочки”. Ну или всё потемнеет, глаза станут “стеклянными” - у каждого по-разному. “Демо-версию” можно посмотреть, если посидеть на корточках и потом резко встать. Всё это вроде как из-за слабого “мышечного корсета”, но как его “качать” - не сказали ) Думаю, если потренироваться с ускорениями (сперва хотя бы на пассажирском сиденье), то со временем организм должен привыкнуть - гонщиков же как-то готовят.
Невольно вспоминается анекдот:
Едет мужик на велосипеде, вдруг видит - валяется коровья лепёшка. “Вдруг пригодится!” - подумал мужик и взял лепёшку с собой. Через год снова едет по той же дороге - останавливается, достаёт пакет и вываливает оттуда лепёшку. - “Не пригодилась”.
Так и тут - тренируйте глаза, вдруг пригодятся ) А, ну и вот еще:
Берегите себя!
Думаю, вы не раз видели видео с авариями, которые происходят в тоннелях - один Лефортовский чего стоит:
// Откуда вторая газель на 0:58? )
Кто-то считает это мистикой, но даже на парах светотехники нам говорили, что ничего сверхъестественного на самом деле тут нет. Давайте копнём чуть глубже, в глаз - вспомним, как устроено наше зрение. Всех прошу в спойлер, остальные могут читать дальше.
Про палочки, колбочки и тоннели
Как же теперь жить? Вообще, конечно, против физики не попрёшь - взять и отменить световые аномалии не получится. Единственное, что можно посоветовать для предотвращения ДТП из-за плохой видимости - держать дистанцию. Учитывая то, что на адаптацию при смене условий нужно минимум 2-4 секунды (в самом лучшем случае), автомобиль при скорости 60 км/ч успеет проехать до 66 метров, а при 90 км/ч – все сто. Поэтому всегда оставляйте впереди себя “пробел” нужных размеров - и при въезде и при выезде из тоннеля.
Видим мы довольно хреновенько - наши глаза способны работать только в очень узкой полосе электромагнитного спектра: от длины волны 380 нм (фиолетовая область) до 760 нм (красная область). Если не говорить про оптическую систему и обработку изображения мозгом, то нас интересует только “вещественное” строение глаза.
На данный момент известно, что в человеческом глазу есть два вида фоторецепторов, отвечающих за “зрение” - палочки и колбочки (есть еще и третий вид рецепторов, отвечающий за биоритмы, но сейчас не об этом). Внутри каждого рецептора содержатся светочувствительные вещества, имеющие различные уровни светопоглощения и распадающиеся под действием света. Так, например, внутри колбочек находится йодопсин, состоящий из трёх веществ (с разными уровнями светопоглащения - в коротко–, средне– и длинноволновой зонах спектра), что даёт нам возможность различать цвета. В палочках же содержится родопсин, максимальное светопоглощение которого соответствует длине волны примерно 500 нм (зеленый свет). В ночное время (когда поток фотонов недостаточен для нормальной работы колбочек), зрение обеспечивают именно палочки (для раздражения им достаточно слабого сумеречного света), поэтому ночью мы не может различать цвета.
Процесс разрушения веществ в глазу является обратимым, то есть после распада на ионы всё готово к восстановлению в исходную форму. Более того - реакции распада и восстановления происходят постоянно и непрерывно, благодаря чему обеспечивается долгая нормальная работа глаз.
Эту скучную теорию легко подтвердить практикой: проснитесь ночью и включите свет в туалете. Всё нормуль? ;) Слепота возникает из-за того, что восстановление светочувствительных веществ отстает от очень интенсивного их распада - даже скукожившиеся зрачки тут не помогут. Идём на кухню, попить - вроде уже и глаза можно открыть. Но через пару минут возвращаемся в тёмную комнату и... ищем кровать исключительно на ощупь. Пусть и недолго: зрачки раскукоживаются, фотончиков попадает всё больше - способность различать предметы восстанавливается (примерно через час она становится максимальной).
Аналогичная ситуация возникает тогда, когда водитель с ясного солнечного дня въезжает в пасмурный полумрак слабоосвещенном тоннеля. При переходе “дневного” зрения к “вечернему”, исчезают определяющие форму предметов контрасты светотени, искажаются глубина, объем и цвета окружающего пространства - глаз способен различить лишь общие контуры предметов. В первые секунды движения водитель не способен оценивать дорожную ситуацию – состояние дорожного покрытия, наличие попутных и встречных автомобилей, препятствия, дорожные знаки и разметку. В обратном порядке всё повторяется при выезде из тоннеля.
Частично проблему решают дорожные службы, точнее, проектировщики тоннеля: с целью предотвращения возникновения ДТП, они стараются свести к минимуму контраст между дневным светом и искусственным освещением внутри тоннеля. Делается это за счет установки световых приборов (лампы, факелы или что у них там так хреново светит?) на въезде и на выезде из тоннеля - своего рода подготовка к “погружению во мрак” и “выходу в свет”. В середине тоннеля, как правило, не так светло - свет там исключительно для обеспечения видимости. Вообще, в цивилизованных странах подход совсем серьезный - учитываются ориентация тоннеля, среднестатистические внешние условия (например, снег), скорость, объем трафика итд; используются профессиональное оборудование, фотодатчики, могучие и живучие осветительные приборы (в том числе и ультрафиолетовые - для езды в тёмное время суток) - всё по нормам, с учетом особенностей зрения человека. У нас же такое вряд ли имеет место быть, если уж асфальт укладывают дощечками.
Короче, может я тут и загнул с научной точки зрения, но факт есть факт - самое ужасное творится именно при резких перепадах освещения, так что бойтесь их )
На данный момент известно, что в человеческом глазу есть два вида фоторецепторов, отвечающих за “зрение” - палочки и колбочки (есть еще и третий вид рецепторов, отвечающий за биоритмы, но сейчас не об этом). Внутри каждого рецептора содержатся светочувствительные вещества, имеющие различные уровни светопоглощения и распадающиеся под действием света. Так, например, внутри колбочек находится йодопсин, состоящий из трёх веществ (с разными уровнями светопоглащения - в коротко–, средне– и длинноволновой зонах спектра), что даёт нам возможность различать цвета. В палочках же содержится родопсин, максимальное светопоглощение которого соответствует длине волны примерно 500 нм (зеленый свет). В ночное время (когда поток фотонов недостаточен для нормальной работы колбочек), зрение обеспечивают именно палочки (для раздражения им достаточно слабого сумеречного света), поэтому ночью мы не может различать цвета.
Процесс разрушения веществ в глазу является обратимым, то есть после распада на ионы всё готово к восстановлению в исходную форму. Более того - реакции распада и восстановления происходят постоянно и непрерывно, благодаря чему обеспечивается долгая нормальная работа глаз.
Эту скучную теорию легко подтвердить практикой: проснитесь ночью и включите свет в туалете. Всё нормуль? ;) Слепота возникает из-за того, что восстановление светочувствительных веществ отстает от очень интенсивного их распада - даже скукожившиеся зрачки тут не помогут. Идём на кухню, попить - вроде уже и глаза можно открыть. Но через пару минут возвращаемся в тёмную комнату и... ищем кровать исключительно на ощупь. Пусть и недолго: зрачки раскукоживаются, фотончиков попадает всё больше - способность различать предметы восстанавливается (примерно через час она становится максимальной).
Аналогичная ситуация возникает тогда, когда водитель с ясного солнечного дня въезжает в пасмурный полумрак слабоосвещенном тоннеля. При переходе “дневного” зрения к “вечернему”, исчезают определяющие форму предметов контрасты светотени, искажаются глубина, объем и цвета окружающего пространства - глаз способен различить лишь общие контуры предметов. В первые секунды движения водитель не способен оценивать дорожную ситуацию – состояние дорожного покрытия, наличие попутных и встречных автомобилей, препятствия, дорожные знаки и разметку. В обратном порядке всё повторяется при выезде из тоннеля.
Частично проблему решают дорожные службы, точнее, проектировщики тоннеля: с целью предотвращения возникновения ДТП, они стараются свести к минимуму контраст между дневным светом и искусственным освещением внутри тоннеля. Делается это за счет установки световых приборов (лампы, факелы или что у них там так хреново светит?) на въезде и на выезде из тоннеля - своего рода подготовка к “погружению во мрак” и “выходу в свет”. В середине тоннеля, как правило, не так светло - свет там исключительно для обеспечения видимости. Вообще, в цивилизованных странах подход совсем серьезный - учитываются ориентация тоннеля, среднестатистические внешние условия (например, снег), скорость, объем трафика итд; используются профессиональное оборудование, фотодатчики, могучие и живучие осветительные приборы (в том числе и ультрафиолетовые - для езды в тёмное время суток) - всё по нормам, с учетом особенностей зрения человека. У нас же такое вряд ли имеет место быть, если уж асфальт укладывают дощечками.
Короче, может я тут и загнул с научной точки зрения, но факт есть факт - самое ужасное творится именно при резких перепадах освещения, так что бойтесь их )
Но есть помимо совета еще один лайфхак, про который и рассказали на курсе. Водитель может помочь сам себе, для чего ему потребуется... да-да, всего-то закрыть один глаз. То есть заезжать в тоннель с одним закрытым глазом, чтобы его можно было открыть при смене обстановки. Подобную технику применяют в спецслужбах - например, когда идёт захват какого-нибудь помещения: если что-то взорвётся (или просто будет яркая вспышка), то для удержания контроля над ситуацией останется еще один глаз, “запасной” :) Ну или еще один пример, более автомобильный: на большинстве автомобилей есть омыватели фар, которые работают одновременно - в случае их применения ночью, велик шанс ослепить встречный транспорт даже ближним светом. В то время как кто-то из прошаренных производителей (возможно, субарики - если не прав, то поправьте) сделали работу омывателей по-поочерёдной. Такая вот, казалось бы, мелочь, а делает свой вклад в пассивную безопасность.
Несмотря на некоторую шуточность лайфхака, дело не такое уж и простое - меняется всё: цвета, расстояния, периферийное зрение (“мёртвые зоны” становятся ещё больше) и т.д. Ещё один “интересный” эффект - потеря “объёмности” зрения: когда вы не будете понимать какой из предметов ближе, а какой дальше. Хотя чего я объясняю - закройте один глаз да попробуйте :)
На этом перечень аномалий не заканчивается. Слепота может возникнуть и в следствие сильной перегрузки - не только от резкого торможения (авария), но даже от ускорения. Стоит втопить тапок в пол на машине, которая разгоняется до 100 км/ч за 3-4 секунды, как у неподготовленного человека в глазах “поплывут звёздочки”. Ну или всё потемнеет, глаза станут “стеклянными” - у каждого по-разному. “Демо-версию” можно посмотреть, если посидеть на корточках и потом резко встать. Всё это вроде как из-за слабого “мышечного корсета”, но как его “качать” - не сказали ) Думаю, если потренироваться с ускорениями (сперва хотя бы на пассажирском сиденье), то со временем организм должен привыкнуть - гонщиков же как-то готовят.
Невольно вспоминается анекдот:
Едет мужик на велосипеде, вдруг видит - валяется коровья лепёшка. “Вдруг пригодится!” - подумал мужик и взял лепёшку с собой. Через год снова едет по той же дороге - останавливается, достаёт пакет и вываливает оттуда лепёшку. - “Не пригодилась”.
Так и тут - тренируйте глаза, вдруг пригодятся ) А, ну и вот еще:
Берегите себя!
Насчет одноглазого - были рекомендации, когда ночью входишь в подъезд, один глаз сразу прикрыть, если там темно, входишь, открываешь - одним глазом уже нормально видно, что да как, и есть время принять решение.
Только в угловых скобках )
Этот лайфхак можно использовать когда ночью вам навстречу едет кто-то с дальним светом и не гасит его.
Своим друзьям и знакомым тоже советую подучиться.
А по поводу аварийности в лефортовском тоннеле слышал другую версию: там не работает радио, народ начинает судорожно переключаться на диски/флешки, отвлекается от дороги и вуаля.
Думаю Александр вам тоже этот ролик показывал.
Тогда придется тренироваться постоянно, чтобы организм не отвыкал от таких нагрузок. А где это делать? =) На дороге общественного пользования - опасян!