Написать пост

Boomburum

Одноглазый Джо

На курсах контр-аварийного вождения инструктор Александр Илюхин рассказывал много интересных историй как из жизни, так и просто теоретических. Одна из них - про "аварийный" выход зрения из строя. Хотите об этом поговорить? ;)


Думаю, вы не раз видели видео с авариями, которые происходят в тоннелях - один Лефортовский чего стоит:


// Откуда вторая газель на 0:58? )

Кто-то считает это мистикой, но даже на парах светотехники нам говорили, что ничего сверхъестественного на самом деле тут нет. Давайте копнём чуть глубже, в глаз - вспомним, как устроено наше зрение. Всех прошу в спойлер, остальные могут читать дальше.
Про палочки, колбочки и тоннели
Видим мы довольно хреновенько - наши глаза способны работать только в очень узкой полосе электромагнитного спектра: от длины волны 380 нм (фиолетовая область) до 760 нм (красная область). Если не говорить про оптическую систему и обработку изображения мозгом, то нас интересует только “вещественное” строение глаза.

На данный момент известно, что в человеческом глазу есть два вида фоторецепторов, отвечающих за “зрение” - палочки и колбочки (есть еще и третий вид рецепторов, отвечающий за биоритмы, но сейчас не об этом). Внутри каждого рецептора содержатся светочувствительные вещества, имеющие различные уровни светопоглощения и распадающиеся под действием света. Так, например, внутри колбочек находится йодопсин, состоящий из трёх веществ (с разными уровнями светопоглащения - в коротко–, средне– и длинноволновой зонах спектра), что даёт нам возможность различать цвета. В палочках же содержится родопсин, максимальное светопоглощение которого соответствует длине волны примерно 500 нм (зеленый свет). В ночное время (когда поток фотонов недостаточен для нормальной работы колбочек), зрение обеспечивают именно палочки (для раздражения им достаточно слабого сумеречного света), поэтому ночью мы не может различать цвета.


Процесс разрушения веществ в глазу является обратимым, то есть после распада на ионы всё готово к восстановлению в исходную форму. Более того - реакции распада и восстановления происходят постоянно и непрерывно, благодаря чему обеспечивается долгая нормальная работа глаз.

Эту скучную теорию легко подтвердить практикой: проснитесь ночью и включите свет в туалете. Всё нормуль? ;) Слепота возникает из-за того, что восстановление светочувствительных веществ отстает от очень интенсивного их распада - даже скукожившиеся зрачки тут не помогут. Идём на кухню, попить - вроде уже и глаза можно открыть. Но через пару минут возвращаемся в тёмную комнату и... ищем кровать исключительно на ощупь. Пусть и недолго: зрачки раскукоживаются, фотончиков попадает всё больше - способность различать предметы восстанавливается (примерно через час она становится максимальной).

Аналогичная ситуация возникает тогда, когда водитель с ясного солнечного дня въезжает в пасмурный полумрак слабоосвещенном тоннеля. При переходе “дневного” зрения к “вечернему”, исчезают определяющие форму предметов контрасты светотени, искажаются глубина, объем и цвета окружающего пространства - глаз способен различить лишь общие контуры предметов. В первые секунды движения водитель не способен оценивать дорожную ситуацию – состояние дорожного покрытия, наличие попутных и встречных автомобилей, препятствия, дорожные знаки и разметку. В обратном порядке всё повторяется при выезде из тоннеля.


Частично проблему решают дорожные службы, точнее, проектировщики тоннеля: с целью предотвращения возникновения ДТП, они стараются свести к минимуму контраст между дневным светом и искусственным освещением внутри тоннеля. Делается это за счет установки световых приборов (лампы, факелы или что у них там так хреново светит?) на въезде и на выезде из тоннеля - своего рода подготовка к “погружению во мрак” и “выходу в свет”. В середине тоннеля, как правило, не так светло - свет там исключительно для обеспечения видимости. Вообще, в цивилизованных странах подход совсем серьезный - учитываются ориентация тоннеля, среднестатистические внешние условия (например, снег), скорость, объем трафика итд; используются профессиональное оборудование, фотодатчики, могучие и живучие осветительные приборы (в том числе и ультрафиолетовые - для езды в тёмное время суток) - всё по нормам, с учетом особенностей зрения человека. У нас же такое вряд ли имеет место быть, если уж асфальт укладывают дощечками.

Короче, может я тут и загнул с научной точки зрения, но факт есть факт - самое ужасное творится именно при резких перепадах освещения, так что бойтесь их )
Как же теперь жить? Вообще, конечно, против физики не попрёшь - взять и отменить световые аномалии не получится. Единственное, что можно посоветовать для предотвращения ДТП из-за плохой видимости - держать дистанцию. Учитывая то, что на адаптацию при смене условий нужно минимум 2-4 секунды (в самом лучшем случае), автомобиль при скорости 60 км/ч успеет проехать до 66 метров, а при 90 км/ч – все сто. Поэтому всегда оставляйте впереди себя “пробел” нужных размеров - и при въезде и при выезде из тоннеля.

Но есть помимо совета еще один лайфхак, про который и рассказали на курсе. Водитель может помочь сам себе, для чего ему потребуется... да-да, всего-то закрыть один глаз. То есть заезжать в тоннель с одним закрытым глазом, чтобы его можно было открыть при смене обстановки. Подобную технику применяют в спецслужбах - например, когда идёт захват какого-нибудь помещения: если что-то взорвётся (или просто будет яркая вспышка), то для удержания контроля над ситуацией останется еще один глаз, “запасной” :) Ну или еще один пример, более автомобильный: на большинстве автомобилей есть омыватели фар, которые работают одновременно - в случае их применения ночью, велик шанс ослепить встречный транспорт даже ближним светом. В то время как кто-то из прошаренных производителей (возможно, субарики - если не прав, то поправьте) сделали работу омывателей по-поочерёдной. Такая вот, казалось бы, мелочь, а делает свой вклад в пассивную безопасность.

Несмотря на некоторую шуточность лайфхака, дело не такое уж и простое - меняется всё: цвета, расстояния, периферийное зрение (“мёртвые зоны” становятся ещё больше) и т.д. Ещё один “интересный” эффект - потеря “объёмности” зрения: когда вы не будете понимать какой из предметов ближе, а какой дальше. Хотя чего я объясняю - закройте один глаз да попробуйте :)

На этом перечень аномалий не заканчивается. Слепота может возникнуть и в следствие сильной перегрузки - не только от резкого торможения (авария), но даже от ускорения. Стоит втопить тапок в пол на машине, которая разгоняется до 100 км/ч за 3-4 секунды, как у неподготовленного человека в глазах “поплывут звёздочки”. Ну или всё потемнеет, глаза станут “стеклянными” - у каждого по-разному. “Демо-версию” можно посмотреть, если посидеть на корточках и потом резко встать. Всё это вроде как из-за слабого “мышечного корсета”, но как его “качать” - не сказали ) Думаю, если потренироваться с ускорениями (сперва хотя бы на пассажирском сиденье), то со временем организм должен привыкнуть - гонщиков же как-то готовят.

Невольно вспоминается анекдот:
Едет мужик на велосипеде, вдруг видит - валяется коровья лепёшка. “Вдруг пригодится!” - подумал мужик и взял лепёшку с собой. Через год снова едет по той же дороге - останавливается, достаёт пакет и вываливает оттуда лепёшку. - “Не пригодилась”.

Так и тут - тренируйте глаза, вдруг пригодятся ) А, ну и вот еще:



Берегите себя!
38 комментариев 43нравится 6избранное
SumMrak
patriot
lafredo
AndreyKo
Lipton
vovka2012
iDoX
iAxeL
paparazzio
shurikki
sniffersly
Anselm
MaxKadett
ZagZag
wolknarmo
Allalala
vitalyu
komun1st
Vetal4eg
  • ShpurloS
    8 24 мая 2012 в 14:37
    @Boomburum, с 2006 гадаю откуда там газель...)
    • Boomburum
      24 мая 2012 в 14:40
      Кстати, именно в этом фрагменте есть версия, что там планировалось покушение на машину с мигалкой (которая выезжает сразу), но оказалось что просто так грохнулись )
      • Timur1976
        24 мая 2012 в 15:15
        Я тоже, когда увидел тот ролик с газелью, удивился. Сначала думал, там что-то типа выезда, ну как в метро, когда поезда по разным веткам идут. Потом понял, что нет. Что удивляет д осих пор - газельки похожие друг на друга, и свалились еще зеркально.

        Насчет одноглазого - были рекомендации, когда ночью входишь в подъезд, один глаз сразу прикрыть, если там темно, входишь, открываешь - одним глазом уже нормально видно, что да как, и есть время принять решение.
      • ShpurloS
        24 мая 2012 в 16:48
        Спустя 6 лет ещё несколько раз подробно рассмотрел - всё встало на свои места наконец то о том как оно вышло :)
      • kwin
        1 24 мая 2012 в 22:52
        чего куда свалилось? можно подробнее
        • Boomburum
          25 мая 2012 в 00:11
          На 0:58 две газели врезаются - когда это было, была версия что это было подготовлено для покушение на машину с мигалкой, которая там сразу влево уезжает. Больше ничего по этому вопросу не знаю )
          • kwin
            25 мая 2012 в 00:18
            ясненько, спасибы
    • Hellfis
      24 мая 2012 в 15:00
      первый обгонял второго и размазал по стенке, вроде так, если глазы меня не подводят
      • Timur1976
        24 мая 2012 в 15:17
        Ну как-то первый на среднюю полосу подскочил так нехило после удара...
  • Dostavalli
    4 24 мая 2012 в 14:41
    Яростно плюсую
  • Lexozz
    5 24 мая 2012 в 15:42
    закрываю один глаз, когда ночью в туалет или кухню отлучаюсь))
  • xahgmah
    5 24 мая 2012 в 17:03
    Насчет закрытого глаза - идея стара как мир. Именно поэтому часто пираты имея два здоровых глаза один закрывали повязкой, чтобы во время абордажа хорошо видеть спустившись с солнечной палубы в мрачные трюмы
    • gugglegum
      4 24 мая 2012 в 17:55
      Имхо брехня это. Во время абордажа способность иметь объемное зрение намного важнее видения при спуске в трюм. Тем более, что при спускании в трюм можно точно так же закрыть один глаз, не используя повязку. Т.е. использовать максимум зрительных возможностей там, где это особенно необходимо. Спуск в темный трюм -- один раз за нападение, нападение, ну пусть раз в неделю. Ради одного раза в неделю всю неделю жить с одним глазом? Попробуйте, если не драться на шпагах, то хотя бы намазать бутерброд, используя один глаз, и вы поймёте, что оно того не стоит. Истинная причина глазных повязок у пиратов кроется в том, что они были жадными, азартными, и часто имели дело с острыми предметами.
    • WIllyVel
      25 мая 2012 в 01:54
      ага, пользуюсь, когда во сне на телефоне время смотрю или смску пишу.
      • Boomburum
        25 мая 2012 в 09:02
        Чтобы второй глаз продолжал спать? ;)
  • J1mm
    24 мая 2012 в 18:27
    Бурум, а как спойлер вставлять в посты?
    • Boomburum
      4 24 мая 2012 в 18:35
      (spoiler title="текстик")содержимое(/спойлер)
      Только в угловых скобках )
      • Timur1976
        7 25 мая 2012 в 01:39
        Добавить в редактор, и нет проблем?
        • Boomburum
          1 26 мая 2012 в 10:36
          Добавим ;)
  • DjFiesto
    24 мая 2012 в 19:54
    На днях прочел о таком лайфхаке в юмористической книге "Снова Корпорация М.И.Ф., или Нечто оМИФигенное", даже и не задумывался, что на дороге ее можно применять, хотя... у нас в городе тоннелей то нет (-:
    • Clevik
      24 мая 2012 в 21:48
      Как и @Boomburum посетил те же курсы.
      Этот лайфхак можно использовать когда ночью вам навстречу едет кто-то с дальним светом и не гасит его.
      • Boomburum
        25 мая 2012 в 09:01
        Не пожалел, что сходил? ;)
        • Clevik
          25 мая 2012 в 10:01
          Абсолютно ни капельки не жалею :)
          Своим друзьям и знакомым тоже советую подучиться.
  • Tompson
    2 24 мая 2012 в 20:48
    Совет дельный, сам всегда пользуюсь. Даже один раз курьёз был: ехали как-то с братом из кино. Ночь, темно, встречка слепит. Ну я периодически правый глаз закрываю. В один из таких моментов брат охуевшим голосом говорит: "Бля! Ты чего глаза закрываешь! Разобьёмся же нафиг!" Даже не нашёлся что ему ответить:)
    А по поводу аварийности в лефортовском тоннеле слышал другую версию: там не работает радио, народ начинает судорожно переключаться на диски/флешки, отвлекается от дороги и вуаля.
    • Boomburum
      3 25 мая 2012 в 00:12
      Я так один раз над приятелем прикольнулся, когда он параллельно со мной ехал... встали на светофоре, я закрыл ближний к нему глаз и улегся на подголовник, мол сплю...(а сам одним глазом палю). И потихоньку так трогаюсь с вывернутым в его сторону рулём... ох как он бибикал ))
  • Clevik
    24 мая 2012 в 21:51
    @Boomburum а ты ролик про спринтера и гонщика на двух колесах по краю обрыва не находил?
    Думаю Александр вам тоже этот ролик показывал.
    • Boomburum
      25 мая 2012 в 00:14
      Думаю, ролики схожие были ) про спринтера тут уже выкладывали у нас, про Х5 на обрыве тоже... а вот что меня впечатлило (я не нашел в сети) - когда джип метров 500 по какому-то мосту на двух колёсах едет, встав на них без всяких трамплинов )
  • DeadFine
    24 мая 2012 в 23:23
    Слышал, что именно по похожей причине пираты носили чёрные повязки на глазу: чтобы при спуске в трюм, где было темно, (Электроприборов тогда не было, увы) можно было сразу видеть другим глазом, уже привыкшим к темноте.
    • Boomburum
      25 мая 2012 в 00:15
      Уже высказывали выше эту версию ;)
      • DeadFine
        25 мая 2012 в 08:32
        Не читай комментарии, сразу пиши! )
        • pomkaster
          25 мая 2012 в 19:01
          Чукча не читатель, чукча писатель!)
  • CactusLuis
    25 мая 2012 в 07:00
    | "Думаю, если потренироваться с ускорениями"
    Тогда придется тренироваться постоянно, чтобы организм не отвыкал от таких нагрузок. А где это делать? =) На дороге общественного пользования - опасян!
  • Vaskrol
    25 мая 2012 в 19:58
    Насколько я знаю, омыватели фар включаются по очереди вовсе не для того, чтобы предупредить ослепление встречных автомобилей. Если залить пеной из бачка обе фары одновременно, они начинают гораздо хуже светить, отчего в течение нескольких секунд, пока фары не очистятся, становится нихуа не видно самому водителю "фароомывающего" автомобиля.
    • Boomburum
      26 мая 2012 в 10:37
      Ну это примерно то же самое ) всмысле если они одновременно работают, то неудобства могут быть как у водителя, так и у встречных машин.
      • Vaskrol
        26 мая 2012 в 12:16
        Какая разница встречному автомобилю, одна фара омывается или две? По такой логике его и так и так может ослепить.
        • Boomburum
          27 мая 2012 в 12:05
          Ну вот представь - ночь, едешь с ближним светом, тебе едут навстречу. Включаешь омывайку - две струи псссссшшшш на фары - во всех этих брызгах свет запросто превратится в дальний, что запросто может привести к аварии ) В случае с поочерёдной работой этот эффект снижен как минимум вдвое.
  • Fukurokudzu
    29 мая 2012 в 04:47
    аыэм. на въезде в тоннель снять солнцезащитные очки, на выезде одеть. и никаких проблем с определением дистанции до ближайших автомобилей (что, имхо, гораздо важнее).
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.