Написать пост

Rai
Rai

Транспортное средство - своими руками.

DIY
Давным давно, ещё на старой кадабре, я как-то писал про свою самоделку. Сегодня продолжение истории. Пост не совсем по тематике ресурса, но... DIY + транспортные средства - надеюсь никто не расстроится :)



Закончил собирать то, что задумал. Хочу рассказать как делал и что получилось в итоге. И немножко поагитировать кадабравцев за сборку своего электротранспорта. Из поста ясно, что электрифицировать велосипед можно за вечер.

Сердцем большинства электровелосипедов является мотор-колесо. Они бывают двух видов - с планетарным редуктором и с прямым приводом. С прямым круче, тише, надежнее и обычно мощнее, с планетарным - дешевле. Можно найти передние и задние мотор-колеса. Поставить переднее совсем просто - вынуть простое и воткнуть моторизированное.



Мотор цепляется за стандартные ушки в "вилке". Ушки эти не были рассчитаны на то, что за них будут таскать велосипед, поэтому мощный мотор может их выломать. В моем случае в моторе всего 250W и 36V. По слухам мне это не страшно. А вот по ширине мотор-колеса обычно шире своих безмоторных собратьев. Мое в вилку не входило, поэтому пришлось её разжать. Я сделал это с помощью автомобильного домкрата. На установку колеса в итоге ушло 10 минут.



Дальше ставится "навесное оборудование". Вообще его бывает очень много, но основное, это ручка "газа". Чтобы ехать, её надо крутить как в мотоцикле. Внутри стоит датчик холла, так что никакой механики или резисторов - все работает очень гладко. Тормоза тоже имеют концевики, чтобы включать торможение двигателем и зажигать стоп-сигналы. На всё это я честно забил :-)



В комплекте мне досталась кнопка "звонка", который правильнее назвать писком мыши-мутанта. Звонок я отключил, а кнопка отлично подошла для управления вторым мотором, о котором дальше. Так что теперь это кнопка "турбо!".



На "приборной панели" отлично прижилась железная пластинка из Оби неизвестного назначения. На ней - простенький велокомпьютер, крепление для телефона и ключ "зажигания", который по сути является обычным выключателем. Ну и сумка для инструментов. Одуванчики добавил 3.5 летний сын. Как он объяснил, во время движения они будут крутиться и велосипед будет ехать быстрее :-)



Также в комплекте к контроллеру прилагалась фара, которая отлично освещает сама себя и больше ничего, но судя по времени остывания жрет кучу электричества. Толку с нее не было бы вообще, если бы не датчик напряжения на обратной стороне.



Все эти провода подключаются к контроллеру - мозгу всей системы. В нем просто уйма выходов, большая часть из которых отвечает за обвес - тормоза, фары и прочая ерунда, которую можно не использовать. У моего велосипеда два мотора и соответственно два контроллера. Этот отвечает за работу переднего мотор-колеса.



Задний мотор с прошлого года не изменился - коллекторный, с редуктором на 350W и 24V. Крутит цепь и задние колеса.



Вот так выглядит задний мост - дисковый тормоз и хорошая так сказать "защита картера".



Ну и контроллер заднего мотора. Снова куча проводов, которые и не нужны вроде и не отрежешь. В итоге просто убрал подальше, под сиденье. Кстати, большую часть проводки сделал с помощью аудиокабеля - отличный вариант по-моему! Медный, с хорошим сечением.



Аккумуляторная сборка у меня такая: два основных аккумулятора по 90 А*ч дают основную тягу для заднего мотора, а небольшая батарея на 50 А*ч повышает их напряжение до 36 вольт, чтобы крутить передний. Схема, конечно, не самая оптимальная, но делал, как говорится, из того что было, так что вариантов было не много.

Аккумуляторы, кстати, можно использовать самые обычные, автомобильные и стартерные (очень дешевые), но обязательно надо найти малосурьмянистые - они не боятся глубоких разрядов. Покупать специальные тяговые на мой взгляд - просто переплачивать за маркетинг.



Весь аккумуляторный отсек накрывается крышкой (сейчас - деревянной) на которой может сесть ещё один человек.

Ну и зарядка. Я купил зарядник "Орион", который может работать и на 12 вольт и на 24. Зарядник отличный, чтобы не писали про "все эти покупные зарядки" в интернетах. Заряжает в три этапа, ни разу мне не "вскипятил" батарейки. По времени заряда сказать не могу, ведь я ещё не смог посадить батарейки. Обычно так - 20 минут катался, 40 минут потом заряжался. Но тут сложно, т.к. процесс заряда асимптотически стремится к бесконечности.



Ну и получившиеся ТТХ:
Меня в гору да по грунтовке тянет с ускорением (на одном моторе не тянул или тянул едва-едва).
Ездили на нем втроем - я, жена и ребёнок, все не маленькие для своего возраста. Везет отлично.
Ребёнок мой его быстро освоил. Только-только до руля дотянулся и сразу стал ездить вполне сносно.
Запас хода не известен.
Максимальная скорость - 24 км/ч ограничена отсутствием асфальта. Дальше просто страшно уже. Ограничение на контроллере снимать не стал.
Имеет склонность к заносу задницы и дрифту, что тут же приводит к восьмеркам на задних колесах (прописываю им мотоциклетные спицы, как на переднем).

Ну и какой же хобби-пост без главного? Дачная кошка. Пока я собирал велосипед, она родила котят.



Видео о том, как велосипед ездит с водителем, я снять не могу, т.к. водитель я. Зато снял, как он ездит без водителя!



Интересно, отношение закона к этой штуке. Оказывается, в определение мехинческого транспортного средства (МТС) нашлось место и для электротранспорта. МТС'ом считается устройство, имеющее на борту двигателей на 2 киловатта. Мой велосипед содержит в сумме 600W, так что МТС не является. Права и номера ему не нужны, как и какая-либо регистрация в ГАИ. Трехколесные велосипеды - тоже велосипеды, это в ПДД прописано.

Ну и по ценам:
Мотор-колесо с контроллером я купил в Москве за 6000 рублей.
Задний мотор и всю обвязку - $250, заказал в Китае.
Аккумуляторы в сумме вышли тысяч в 8.
Исходные трехколесный дрын сложился исторически.
19 комментариев 35нравится 4избранное
lafredo
WIllyVel
Mpako6ec
vitalyu
iAxeL
Rusman
founder
zloyantoha
xDemon
TBC
tipi4niy
Dretun
BeeRMaN
murzila51
deniskin
vantus
kulakowka
sh00ter
barsuk777
  • renic
    3 14 мая 2012 в 15:50
    Турбо кнопка это стильно =)
    • Rai
      4 14 мая 2012 в 15:54
      Поколение Dandy, фигли :)
  • Turbocat
    1 14 мая 2012 в 15:51
    Прикольный драндулет, можно к нему еще тележку -прицеп и чего нить возить)
    • Rai
      2 14 мая 2012 в 15:55
      Да, бак с водой на 100л пару раз возил.
      • shirixae
        2 14 мая 2012 в 16:21
        Бак с аккумуляторами)
  • Kalashmatik
    1 14 мая 2012 в 16:03
    вещь! :)
  • Chevava
    14 мая 2012 в 16:06
    Ну ты крут!
    Я правильно понимаю, что при нажатии на тормоз, тяга двигателя автоматически отключается или же перед нажатием на тормоз следует вернуть газ в нулевое положение?
    Интересно, какая будет максималка на хорошем покрытии...
    • Rai
      1 14 мая 2012 в 16:31
      Перед нажатием на тормоз надо отпустить газ и кнопку. Если этого не сделать, то в принципе ничего страшного не случится - моторы переживают работу в заблокированном режиме.

      По ровной дороге максималка будет где-нибудь 35. Можно было бы больше, если бы сзади были передачи, а так мотор просто упирается в максимальные обороты.
  • abuharsky
    6 14 мая 2012 в 16:30
    привет приусоводу и электровеловипедисту от единомышленника ;)

    у меня штука более похожая на обычный вел, 42 км/ч тянет на протяжении 22 км :)



    (на фото без батареи, батарея в другой сумке, которая примерно втрое больше той, что на фото)
    • Rai
      14 мая 2012 в 16:32
      О, я не одинок! А что за аккумуляторы? Липо или лифер?
      • abuharsky
        14 мая 2012 в 16:33
        lifepo4
        вообще, я тут тусуюсь electroltransport.ru
        • Rai
          14 мая 2012 в 16:34
          Я тоже оттуда родом :) Правда с моим монстром коллег там у меня не много.
          • Dretun
            14 мая 2012 в 20:42
            Давно хочу сделать электропривод на вел, но не знаю где купить мотор ))
    • Chevava
      1 14 мая 2012 в 16:46
      Почему не было поста? :)
      • abuharsky
        14 мая 2012 в 16:49
        в черновиках на хабре уже полгода, никак не закончу
        • Chevava
          1 14 мая 2012 в 18:02
          Ну ждём!
  • akhnak
    14 мая 2012 в 16:41
    клевая тема ;) вот только с погодой обломно, если дождик? ;)
    большой респект и уважуха! ;)
  • Boomburum
    2 14 мая 2012 в 17:51
    Ты маньяк! :)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.