Тренинг "Безопасность на льду"
Некоторое время назад на кадабре проскакивал пост с видео «Танго на льду», сделанным инструкторами клуба «Экстрим-драйв». Видео получилось, на мой взгляд, довольно неплохое. И так уж сложилось, что до этого на новый год мне подарили сертификат на прохождение тренинга «Безопасность на льду» в этом клубе. Небольшой пост-обзор об этом мероприятии.
Итак, в январе у меня оказался в руках подарочный конверт с сертификатом на прохождение тренинга. Содержимое конверта было примерно следующим:
• Пластиковая карточка-сертификат, с номером, по которому в системе хранились уже мои ФИО и телефон (их указали при покупке сертификата до того, как дарить мне)
• Правила и меры безопасности прохождения тренинга на двух листах с местом для подписи
• Пластиковая клубная карта на скидку для следующих тренингов
• Схема проезда до места прохождения тренинга
Всё, что от меня требовалось – позвонить по номеру, указанному в конверте, выбрать дату и время прохождения тренинга, убедиться, что остались свободные места, и приехать на сам тренинг. Этот тренинг («Безопасность на льду») проходит с 1 декабря по 1 марта, поскольку потом может наступить потепление и лёд будет не таким уж и льдом. Я записывался в начале февраля, и ближайшая свободная дата была аж 26 февраля – в воскресение в 16.30. Каждое занятие проводится максимум с 10 участниками – большее количество просто будет толкаться на стадионе, на котором проходит тренинг.
Обучаемые проходят тренинг на своем автомобиле. Это довольно удобно в том плане, что не придется привыкать к новой машине, управлять будешь тем, к чему привык. В моем же случае у этого был и минус: логан – не самая веселая машинка для катания на льду. К тому же, под конец тренинга он еще и сломался =) .Тем не менее, тренинг дает немного прочувствовать свою же машинку в экстренной ситуации сноса, заноса, аварийного торможения на льду и т.д.
В правилах перечислен ряд требований, которые предъявляются к машине обучаемого – полная исправность узлов ходовой части, 30 литров бензина в баке (реально потребовалось около пяти), исправная световая сигнализация… Ничего сверхестественного, вобщем. Привод автомобиля не важен, среди нашей группы из 10 машин были и передне- и задне- и полноприводные автомобили. КПП тоже не важна – автомат или механика.
В назначенное время я на месте встречи. Вокруг еще 9 машин, самых разнообразных. Кто-то приехал один, кто-то с семьей, группой поддержки и т.д. Не принципиально, кто сидит у вас в машине во время тренинга, лишь бы особо не мешали. Выходит инструктор, собирает подписанные правила, сертификаты, выдает магнитные номера на автомобили, рации, настроенные на прием одной волны, и просит очистить машины от снега, в особенности колесные арки. По выданным рациям двое инструкторов рассказывают правила безопасности, проводят инструктаж по каждому упражнению, указывают на ошибки, дают советы, вобщем, управляют процессом. Канал общий, связь односторонняя. Здесь довольно большим минусом я для себя отметил то, что приходится довольно много времени тратить на прослушивание инструктажа для машин с другим типов привода и коробки передач. Мне, конечно, интересно послушать, как вызвать занос и правильно выйти из него на заднем или полном приводе, но гораздо более интересно проделать это на своем, переднем. Поэтому, мне кажется, было бы логично разбивать обучающихся на группы, в которых присутствуют только автомобили с одним типом привода.
Тренинг проходит на стадионе, где оранжевыми конусами выставлена разметка, обозначающая 2 рабочие зоны (где выполняются упражения) и 2 зоны безопасности (где ожидается очередь, проводится инструктаж, решаются проблемы).
Общий сценарий тренинга можно описать примерно так:
• Все выстраиваются в ряд в зоне безопасности так, чтобы видеть рабочую зону.
• В рабочей зоне инструктор показывает очередное упражнение, рассказывает основы теории (довольно поверхостно) и просто говорит, что именно мы делаем в этом упражнении и на что следует обратить внимание.
• Все катаются по кругу из одной рабочей зоны в другую через зоны безопасности и каждому инструкторы дают советы, замечания, рекомендации, как выполнить упражнение лучше, где была ошибка.
• Процедура повторяется для следующего упражнения.
Дистанция держится такая, чтобы в каждый момент времени в обеих рабочих зонах было по одной машине, выполняющей упражнение. Не сказать, что очень тесно, но ждать некоторое время приходится, этого времени, конечно, жалко, хочется больше практики.
За 3 часа тренинга успели попробовать несколько упражнений:
• Разгон на тяге и экстренное торможение
Машины становятся попарно на драг рейс, но не победы ради, а просто постараться максимально эффективно (без пробуксовки) разогнаться и максимально резко затормозить на льду. Немного размяться, освоиться со сцеплением с дорогой.
• Умышленный уход в снос
Упражнение для объяснения того, что такое снос. По одной машине двигаемся между конусами змейкой. При прохождении конуса на ровном газу резко крутим руль до упора в сторону поворота. Передние колеса начинает сносить, чувствуем, наслаждаемся своей беспомощностью.
• Выход из сноса поворотом руля
Аналогично предыдущему упражнению, но выводим машину из сноса уменьшением угла поворота руля. Ищем оптимальный угол, при котором машина таки начинает поворачивать и выходит из сноса. Стараемся делать упражнение на постоянном газу (не ускоряясь, не замедляясь)
• Занос (змейка)
Та же змейка, но конусы огибаем в заносе. Передний привод вызывает занос ручником. Учимся правильно выходить из заноса - руль прямо, резкая пробуксовка, выход на тягу.
• Полицейский разворот
Встаем кормой к рабочей зоне, убеждаемся, что никого не снесем, и разгоняемся. Когда скорость уже достаточная – выжимаем сцепление, резко руль до упора, тут же резко руль в прямое положение. Наслаждаемся разворотом на 180 градусов.
• Ритмический занос
На прямом участке разгоняемся, крутим руль и дергаем ручник, чтобы войти в занос. Стараемся погасить его, при этом не уйти в еще более сильный занос в противоположную сторону. Тут я могу ошибаться, потому что прямо перед этим упражнением у меня села батарейка в рации, пока мне её заменили – я половину прослушал, а когда приступили к выполнению – мой Логан не завелся – умер генератор. =) Но общую суть упражнения, думаю, я уловил.
Видео, на котором инструктор рассказывает и показывает, как выполняется полицейский разворот:
Самым интересным и динамичным был, пожалуй, полицейский разворот. Ну и довольно полезная змейка с заносами чтобы прочувствовать сам занос. Большой плюс такого формата тренинга в том, что он проходит на льду и для отработки упражнений совершенно не требуется большая скорость. Минус в том, что до автоматизма довести действия невозможно за такой короткий срок. Тренинг будет интересен тем, кто не так давно за рулем (требуется стаж от полугода) и хочет поучиться самому минимуму безопасности на скользкой дороге. Тем же, кто уже пытался баловаться на снегу, «ездить бочком», возможно, удастся немного систематизировать свои знания, но не сильно. Инструкторы хоть и дают регулярные замечания каждому, но не настолько много уделяют внимание, насколько хотелось бы. Возможно, на других тренингах клуба ситуация другая.
В целом, вот и всё. Надеюсь, кому-нибудь был интересен этот обзорчик. Прошу прощения, что совсем нет фоток и мало видео - было не до этого, поэтому те пару фоток, что я сделал, совсем не удались. Если у кого-то есть вопросы – попробую ответить. Вобщем, велкам в комменты.
Как я попал на тренинг
Итак, в январе у меня оказался в руках подарочный конверт с сертификатом на прохождение тренинга. Содержимое конверта было примерно следующим:
• Пластиковая карточка-сертификат, с номером, по которому в системе хранились уже мои ФИО и телефон (их указали при покупке сертификата до того, как дарить мне)
• Правила и меры безопасности прохождения тренинга на двух листах с местом для подписи
• Пластиковая клубная карта на скидку для следующих тренингов
• Схема проезда до места прохождения тренинга
Подготовка
Всё, что от меня требовалось – позвонить по номеру, указанному в конверте, выбрать дату и время прохождения тренинга, убедиться, что остались свободные места, и приехать на сам тренинг. Этот тренинг («Безопасность на льду») проходит с 1 декабря по 1 марта, поскольку потом может наступить потепление и лёд будет не таким уж и льдом. Я записывался в начале февраля, и ближайшая свободная дата была аж 26 февраля – в воскресение в 16.30. Каждое занятие проводится максимум с 10 участниками – большее количество просто будет толкаться на стадионе, на котором проходит тренинг.
Обучаемые проходят тренинг на своем автомобиле. Это довольно удобно в том плане, что не придется привыкать к новой машине, управлять будешь тем, к чему привык. В моем же случае у этого был и минус: логан – не самая веселая машинка для катания на льду. К тому же, под конец тренинга он еще и сломался =) .Тем не менее, тренинг дает немного прочувствовать свою же машинку в экстренной ситуации сноса, заноса, аварийного торможения на льду и т.д.
В правилах перечислен ряд требований, которые предъявляются к машине обучаемого – полная исправность узлов ходовой части, 30 литров бензина в баке (реально потребовалось около пяти), исправная световая сигнализация… Ничего сверхестественного, вобщем. Привод автомобиля не важен, среди нашей группы из 10 машин были и передне- и задне- и полноприводные автомобили. КПП тоже не важна – автомат или механика.
В назначенное время я на месте встречи. Вокруг еще 9 машин, самых разнообразных. Кто-то приехал один, кто-то с семьей, группой поддержки и т.д. Не принципиально, кто сидит у вас в машине во время тренинга, лишь бы особо не мешали. Выходит инструктор, собирает подписанные правила, сертификаты, выдает магнитные номера на автомобили, рации, настроенные на прием одной волны, и просит очистить машины от снега, в особенности колесные арки. По выданным рациям двое инструкторов рассказывают правила безопасности, проводят инструктаж по каждому упражнению, указывают на ошибки, дают советы, вобщем, управляют процессом. Канал общий, связь односторонняя. Здесь довольно большим минусом я для себя отметил то, что приходится довольно много времени тратить на прослушивание инструктажа для машин с другим типов привода и коробки передач. Мне, конечно, интересно послушать, как вызвать занос и правильно выйти из него на заднем или полном приводе, но гораздо более интересно проделать это на своем, переднем. Поэтому, мне кажется, было бы логично разбивать обучающихся на группы, в которых присутствуют только автомобили с одним типом привода.
Как проходит тренинг
Тренинг проходит на стадионе, где оранжевыми конусами выставлена разметка, обозначающая 2 рабочие зоны (где выполняются упражения) и 2 зоны безопасности (где ожидается очередь, проводится инструктаж, решаются проблемы).
Общий сценарий тренинга можно описать примерно так:
• Все выстраиваются в ряд в зоне безопасности так, чтобы видеть рабочую зону.
• В рабочей зоне инструктор показывает очередное упражнение, рассказывает основы теории (довольно поверхостно) и просто говорит, что именно мы делаем в этом упражнении и на что следует обратить внимание.
• Все катаются по кругу из одной рабочей зоны в другую через зоны безопасности и каждому инструкторы дают советы, замечания, рекомендации, как выполнить упражнение лучше, где была ошибка.
• Процедура повторяется для следующего упражнения.
Дистанция держится такая, чтобы в каждый момент времени в обеих рабочих зонах было по одной машине, выполняющей упражнение. Не сказать, что очень тесно, но ждать некоторое время приходится, этого времени, конечно, жалко, хочется больше практики.
Упражнения
За 3 часа тренинга успели попробовать несколько упражнений:
• Разгон на тяге и экстренное торможение
Машины становятся попарно на драг рейс, но не победы ради, а просто постараться максимально эффективно (без пробуксовки) разогнаться и максимально резко затормозить на льду. Немного размяться, освоиться со сцеплением с дорогой.
• Умышленный уход в снос
Упражнение для объяснения того, что такое снос. По одной машине двигаемся между конусами змейкой. При прохождении конуса на ровном газу резко крутим руль до упора в сторону поворота. Передние колеса начинает сносить, чувствуем, наслаждаемся своей беспомощностью.
• Выход из сноса поворотом руля
Аналогично предыдущему упражнению, но выводим машину из сноса уменьшением угла поворота руля. Ищем оптимальный угол, при котором машина таки начинает поворачивать и выходит из сноса. Стараемся делать упражнение на постоянном газу (не ускоряясь, не замедляясь)
• Занос (змейка)
Та же змейка, но конусы огибаем в заносе. Передний привод вызывает занос ручником. Учимся правильно выходить из заноса - руль прямо, резкая пробуксовка, выход на тягу.
• Полицейский разворот
Встаем кормой к рабочей зоне, убеждаемся, что никого не снесем, и разгоняемся. Когда скорость уже достаточная – выжимаем сцепление, резко руль до упора, тут же резко руль в прямое положение. Наслаждаемся разворотом на 180 градусов.
• Ритмический занос
На прямом участке разгоняемся, крутим руль и дергаем ручник, чтобы войти в занос. Стараемся погасить его, при этом не уйти в еще более сильный занос в противоположную сторону. Тут я могу ошибаться, потому что прямо перед этим упражнением у меня села батарейка в рации, пока мне её заменили – я половину прослушал, а когда приступили к выполнению – мой Логан не завелся – умер генератор. =) Но общую суть упражнения, думаю, я уловил.
Видео, на котором инструктор рассказывает и показывает, как выполняется полицейский разворот:
Заключение
Самым интересным и динамичным был, пожалуй, полицейский разворот. Ну и довольно полезная змейка с заносами чтобы прочувствовать сам занос. Большой плюс такого формата тренинга в том, что он проходит на льду и для отработки упражнений совершенно не требуется большая скорость. Минус в том, что до автоматизма довести действия невозможно за такой короткий срок. Тренинг будет интересен тем, кто не так давно за рулем (требуется стаж от полугода) и хочет поучиться самому минимуму безопасности на скользкой дороге. Тем же, кто уже пытался баловаться на снегу, «ездить бочком», возможно, удастся немного систематизировать свои знания, но не сильно. Инструкторы хоть и дают регулярные замечания каждому, но не настолько много уделяют внимание, насколько хотелось бы. Возможно, на других тренингах клуба ситуация другая.
В целом, вот и всё. Надеюсь, кому-нибудь был интересен этот обзорчик. Прошу прощения, что совсем нет фоток и мало видео - было не до этого, поэтому те пару фоток, что я сделал, совсем не удались. Если у кого-то есть вопросы – попробую ответить. Вобщем, велкам в комменты.
На видео у инструктора какой-то невнятный маневр, плохо разогнался, разворачивать надо на скорости не меньше 40 км/ч.
Инструктору, видимо, было немного неудобно говорить с рацией в одной руке и нормально выполнять упражнение. Да и целью скорее было показать не очень быстро. Хотя, было в принципе немало таких моментов, которые можно было показать/организовать/объяснить лучше. Я не стал эту тему подробно затрагивать.
Стоит добавить: в конце разворота воткнуть уже переднюю передачу и дать газу, чтобы машина без остановки ехала вперед, иначе смысл полицейского разворота?
На автомате: разгоняемся движением назад R, резко руль в сторону до упора, машина начала скользить и разворачиваться на 180 градусов, в середине разворота руль прямо и без педали тормоза переключаем на D (или другую передачу вперед) и газу.
На песчанной гонке случайно перестарался и переключил с положения 2 на R. Автомат проигнорировал, как будто ничего и не было...
Есть еще видео, где медленно по шагам рассказывают, как делать на автомате, кажется там ровно те же действия, но если интересно - могу выложить.
разве не в сторону заноса?
Я кнопок не видел, поэтому даже не пробовал использовать теги. Да и предпросмотром не пользуюсь обычно.