Написать пост

paparazzio

День в Академии спортивного вождения Mazda


Когда первые лучи морозного зимнего солнца проскользили по покрытому льдом треку автодрома Мячково, группа учеников Академии уже собралась в теплой комнате с чашечками кофе полукругом вокруг Олега Кесельмана.

Долгого вступления не было, нас разбили на две подгруппы и направили отрабатывать первое упражнение — борьбу с заносом.

Для того, чтобы усилить эффект заноса задней оси на льду, передняя ось учебной двухлитровой Mazda 3 была обута в шипованную резину, а на заднюю ось была установлена перекачанная летняя резина.

Прямые участки на трассе были усложнены змейками из конусов, так чтобы весь круг проходился с постоянной рулежкой и корма провоцировалась на скольжение.

Сразу стало понятно, что без хорошей техники руления и быстрой реакции упражнение чревато частыми вылетами, что и доказал экипаж второй «матрешки», который почти каждый второй круг заканчивал вылетом с трассы, дежурный эвакуатор Mazda BT-50 никогда не скучал. Походу у них еще была ошибка в скорости.

К слову организаторы очень грамотно организовали обучение. Помимо пары эвакуаторов, рядом всегда стояли наготове запасные автомобили, а присутствие на трассе незастрахованных лиц не приветствовалось.

И вот это упражнение — борьба с заносом, его распознавание, стабилизация, мы отрабатывали, сменяясь, что называется, «до посинения», как на тренажере, до автоматизма. Частыми ошибками были позднее распознавание заноса, когда я слишком поздно реагировал, медленная работа рулем, когда занос развивался стремительнее, чем я успевал его «ловить» и неточное представление о текущем угле поворота колес, за которым следовало избыточное подруливание.

Хорошо удалось почувствовать, как в глубоких заносах, когда руль выкручен уже до упора и еще круче «парировать» занос уже не получится, спасительно работает педаль газа. Для меня было открытием почувствовать, что даже скользя кормой вперед, машину все еще можно стабилизировать и вытянуть газом, при этом важно не ошибиться с коррекцией на выходе. Амплитуда каждой последующей коррекции должна быть меньше предыдущей, иначе машина идет вразнос.

Вполне себе у нас срабатывал и такой «нелегальный» способ стабилизации, как «опереться» кормой о бруствер на внешнем радиусе, снег мягко притормаживал заднюю ось и возвращал машину на траекторию :)

Иногда не хватало ширины трека, когда в скольжении аккурат поперек трассы давишь на газ и тупо уже утыкаешься носом в бруствер на выходе из заноса.

На этом упражнении я понял, почему у некоторых спортсменов на руле стоит метка положении «12 часов», она позволяет периферийным зрением дополнительно контролировать текущее положение колес на выходе из заноса. Пару раз после выхода из заноса машина внезапно бросалась в сторону именно потому, что я неверно оценивал угол поворота передних колес перед восстановлением «зацепа».

Вот все эти нюансы мы отрабатывали до автоматизма, чтобы проходить трассу с хорошей скоростью и без разворотов. Даже лучше сказать — чтобы молниеносно распознавать и быстро гасить заносы без раскачки и тем более разворотов.

Солнце было уже «на обеде», когда мы вслед за инструкторской «трешкой» плавно перекатились на следующее упражнение. Машины были уже нормально обутые в шипованную резину на всех колесах. Тут надо сказать, что первое упражнение записалось на подкорку так, что ощущение того, как наша корма на каждом вираже будет болтаться как санки на веревке преследовало нас до самого конца дня ))

Итак следующее упражнение, динамическая змейка, призвана научить нас чувствовать переднюю ось. Машина разгоняется и обходит конуса: газ — сброс газа — поворот — газ — сброс газа — поворот. Первые несколько кругов мы вкатывались и поначалу не очень понимали, в чем, собственно фишка. А фишка-то вот в чем: поворот максимально эффективен на сбросе газа, когда передняя ось подгружается силой инерции машины и зацеп увеличивается. Для маневрирования даже на приличной скорости достаточно плавно поворачивать руль именно под сброс газа, тогда для успешного изменения траектории достоточно даже четверти оборота рулевого колеса. На выходе из поворота газ нужно добавлять уже в начале распрямления траектории, или говоря по-спортивному, на выходе из апекса.

Здесь наиболее распространенные ошибки — слишком резкие движения рулем (тогда передняя ось теряет зацеп), повороты руля на слишком большие углы (машина плужит). Неправильное чередование газа с рулежкой приводит к тому, что машина начинает «плужить» или развиваются заносы, скорость падает.

Как резюмировал Олег Кесельман, на льду рулежка должна быть очень плавной и на минимальные углы. Вроде очевидно, да? Но тем не менее, важно запомнить чувство плавного зацепа «рулящей» оси на сбросе газа.

Как заключительный этап нас выпустили на длинный трек, где мы применяли и закрепляли полученные навыки на «боевой» трассе. Через несколько десятков минут половину конусов посносили и траектория стала более «вариабельной». Было интересно нащупать новую, более быструю траекторию, «по зацепу», минуя раскатанные участки.

Это был адреналин!

Матрешка показала себя отличной машиной для учебы, что неудивительно. Правда, тесновата при правильной посадке для человека ростом под два метра :)

Резюмируя впечатления от курса, буду краток: если водить вам в кайф и научиться владеть машиной еще лучше вам интересно — то [вырезано как реклама]. Вы знаете, что делать.

Итоги дня:
Снесено конусов: около 20.
Разворотов: около 30.
Вылетов с трассы: 1.
Бамперов повреждено: 0.
Машин выведено из строя: 0.
20 комментариев 14нравится 13избранное
Rusman
renic
Tompson
Rosamaha
ganjainbox
deniskin
vitalyu
Kalashmatik
ken-ra
maxuv
FrISer
seven
Boomburum
PbICb
  • Boomburum
    01 фев 2012 в 23:43
    Хочууу туда!!! :)
    • paparazzio
      02 фев 2012 в 10:53
      Я бы тоже вернулся туда с огромным удовольствием! :)
  • Phaeton
    02 фев 2012 в 00:33
    если не ошибаюсь, balgorin в прошлом году катался в этой академии
    • paparazzio
      02 фев 2012 в 10:53
      В пост призывается @balgorin. balgorin, как впечатления?
      • Phaeton
        02 фев 2012 в 14:57
        не, badlogin вроде, а ваще хз, год уже прошел)
        • Phaeton
          02 фев 2012 в 14:58
          тут пост был, правда на старой кадабре, поищи, может найдется
  • maxuv
    02 фев 2012 в 00:49
    блин, завидую, очень круто) так же хочется!)
  • REWRET
    02 фев 2012 в 01:58
    Сколько стоит?
  • phoptik
    02 фев 2012 в 08:41
    Это Москва?
    Ребят, а кто в питере был на автодроме? Я туда вот хочу но летом...
    • paparazzio
      02 фев 2012 в 10:05
      Да, это Москва. Сам очень хочу летом пройти аналогичный курс. Летом скорости выше, реакции острее, концентрация еще больше.
      • kupec123
        02 фев 2012 в 10:14
        А разве это не Мячково?
        • paparazzio
          02 фев 2012 в 10:24
          Ну да, Мячково. Я имел в виду Московскую область. Там действующая взлетно-посадочная полоса рядом.
  • GEONIM
    02 фев 2012 в 12:50
    а сколько часов?
    • paparazzio
      02 фев 2012 в 13:15
      По программе — 4, фактически — примерно 5.
  • oversnow
    03 фев 2012 в 10:19
    Господа, дайте ссылочку на сайт академии, пожалуйста.
  • Rusman
    03 фев 2012 в 17:39
    прикольно, молодец, 5 баллов, никак не могу выудить фри мани на такой кайф!а вопрос - трешки на ручке?
    • paparazzio
      03 фев 2012 в 18:10
      все учебные трешки на автомате
  • Rusman
    04 фев 2012 в 14:22
    Автомат...странно,я понимаю тест драйв в салоне на автомате,но в АКАДЕМИИ делать змейку на автомате и другие упражнения считаю неправильным.педали газа электронные,задушенные,если только там стоит джеттер,либо ручной режим.имхо.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.