Черная полоса Собянина
Сразу оговорюсь, что это перепост отсюда. Для меня как не москвича статься показалась интересной. Автор собирает в ней в кучу аналитику по поводу выделенных полос в ДС.
Если сочтете неуместной, удалю без вопросов.
Едва ли получится вспомнить хотя бы одно нововведение в области транспорта, которое вызвало бы среди населения такую же реакцию, как выделенные полосы для автобусов в Москве. Накануне выборов городские власти ругают депутаты, чиновники, правозащитники и обычные автомобилисты. Остается ждать, как из этой ситуации выпутается мэр Москвы.
Кому это нужно
Как известно, пробки в Москве образуются по ряду причин: 40 процентов мест притяжения трудовой силы находится в центре, доля улично-дорожной сети в общей площади Москвы крайне мала, а столичный автопарк при этом уже перевалил за отметку в четыре миллиона машин. Быстро вывести из центра магазины и учреждения не получится, построить дороги — тоже. Поэтому и было решено увеличить эффективность существующих дорог. Ведь если все будут ездить на общественном транспорте, то на дорогах станет меньше трафика, а количество перевезенных людей увеличится, логично решили чиновники.
Но поскольку невозможно всех сразу заставить пересесть на автобусы, власти стали рисовать выделенные полосы – пока все стоят в пробке, общественный транспорт быстренько перемещается из точки «А» до точки «Б». У кого много времени – сидят в своих машинах, у кого мало – пользуются автобусом. Предполагается, что в будущем маршрутный транспорт будет ходить от МКАДа до центра города вдоль линий метро, поэтому часть пассажиров из метрополитена пересядут в автобусы, разгрузив подземку. Расчет сделан на то, что 40 процентов москвичей уже сейчас пользуются наземным общественным транспортом, и полосы якобы рисуют исключительно ради их блага. А мнение еще 25 процентов жителей Москвы, которые ездят на личных автомобилях, при организации полос учитывать никто не собирается.
Утопия и реальность
Проблема лишь в том, что все вышеописанное – не более чем утопическая модель в головах чиновников. На практике организация полос дала совсем другой эффект.
Планы правительства Москвы – запустить еще 300 километров полос в течение трех лет. Однако первую разметку начали наносить заранее, уже нынешней осенью, аргументируя это тем, что краска не ложится на асфальт при температуре ниже +5 градусов по Цельсию. При этом никто не объясняет, почему необходимо наносить разметку для 228 километров полос в срочном порядке именно в этом году – ведь это 75 процентов от суммарно запланированного до 2015 года объема работ.
К тому же, из-за спешки полосы стали запускать не целиком, как по идее должно быть, а кусками. На проспекте Андропова движение автобусов организовали от метро «Коломенская» до метро «Каширская», сократив на 30 процентов проезжую часть. Расширять улицу не стали – власти говорят, что некуда, хотя это не так. Ведь на более застроенных Каширском и Варшавском шоссе место нашли – там полосу пустят только после реконструкции магистралей.
На работе метро нововведение никак не отразилось, потому что никто не станет выходить на улицу ради того, чтобы проехать быстро одну станцию, да еще и заплатить за проезд на автобусе. При этом скорость движения автомобилей по проспекту Андропова уменьшилась, согласно исследованию ГК «Эшелон Геолайф», на 43,9 процента. Еще одна полоса нарисована на участке от метро «Новые Черемушки» до улицы Вавилова, где не существует ни одного маршрута, который ходил бы между этими точками. Похожая ситуация на Звенигородском проспекте, где общественный транспорт никогда не был особенно развит (там скорость потока с введением полос упала на 18 процентов).
Чиновники в ответ на эти претензии предъявляют данные, свидетельствующие о росте скорости движения автобусов, но водителей, понятное дело, это мало волнует.
Другая проблема – организация полос на перегруженных магистралях. Волоколамское шоссе – одна из самых проблемных улиц в городе, так как она пересекается с улицей Свободы и Ленинградским проспектом, а также ведет в Митино и Красногорск. Не так давно на пересечении с улицей Свободы организовали новую систему светофоров, которая позволила слегка улучшить ситуацию. Но все равно после введения выделенных полос движение значительно ухудшилось – теперь по утрам пробка стабильно растягивается до «Тушинской». Власти активно пиарят транспортно-пересадочный узел около этой станции, только пересаживаться там некуда – стоянки для хранения машин до сих пор не появилось.
И все это происходит на фоне несогласованности действий чиновников, которые держат в неведении водителей. В постановлении правительства Москвы №453 от 27 сентября сказано, кто и за что отвечает в процессе организации полос. А именно: Москомархитектура подбирает для них земельные участки, департамент ЖКХ наносит разметку и ставит знаки, департамент капитального ремонта делает заездные карманы для автобусов и разворотные площадки, ГУ «ЦОДД» вешает над полосами автоматические камеры, департамент транспорта выпускает приказ о запуске полосы. Однако из-за того, что нет ведомства, отвечающего за весь процесс целиком, получается неразбериха.
По официальной информации, которая звучит из уст заммэра Николая Лямова, сейчас запущено около 40 километров выделенных полос – на проспекте Андропова, Вернадского, Ленинградском и Севастопольском проспектах, Щелковском, Пятницком, Волоколамском шоссе. Еще на четырех улицах запустят в начале ноября – на Ярославском шоссе, на Боровском шоссе, на Аминьевском шоссе, на Липецкой улице.
Чтобы полоса стала эксплуатироваться официально, на ней сначала нужно поставить знаки и щиты, а потом выпустить приказ департамента транспорта – только тогда камеры и инспекторы получат законное право фиксировать нарушения ПДД на этой полосе. Но по факту получилось так: одни чиновники нарисовали разметку, другие в это время повесили камеры и… включили их. Поднялся скандал из-за пробок, но разметка и камеры остались. В некоторых местах знаки повесили, но чехлы не сняли. Где-то, например, на Боровском шоссе, дежурят сотрудники ГИБДД и штрафуют водителей за выезд на выделенную полосу, хотя официально, со слов того же Николая Лямова, она еще не введена в строй. Где камеры продолжают работать, а где нет – держится в секрете. Известно только, что за октябрь камеры зафиксировали 855 случаев выезда на выделенные полосы, то есть выслали водителям штрафов на 256 тысяч рублей!
Недоумение вызывает и вольное толкование чиновниками законодательства. Николай Лямов заявил, что пока нет приказа департамента транспорта, по полосам можно ездить, и искреннее удивился, что его «наставлением» никто не пользуется. В свою очередь, ПДД дают четкое указания – пересекать сплошную линию разметки запрещено, КоАП предусматривает за это штраф в 300 рублей. А ГИБДД заявила, что ездить по полосам, которые готовятся к запуску, можно, но заезжать на них нужно только через разрыв.
Что делать
Редко бывает, когда проблемой городского уровня возмущаются все слои населения. Каждое десятое ругательство водителей в блогах и соцсетях – в адрес выделенных полос. Даже «Единая Россия» обрушилась с критикой в адрес чиновников, потому что депутаты вдруг стали ездить на работу по три часа. Случай невиданный, потому что обычно партия власти работает в тесном контакте с мэрией, всячески поддерживая ее начинания.
К волне возмущения присоединились правозащитники, ранее не участвовавшие в транспортных дискуссиях (например, Лев Пономарев), найдя единомышленников в рядах заклятых врагов (Московской центр по борьбе с пробками, проект движения «Наши»). И если вспомнить, как в течение 10 лет боролся с пробками Юрий Лужков, едва ли удастся вспомнить какую-либо из его инициатив, которая была встречена подобной волной негатива.
Главный вопрос – что же будет с полосами дальше? Пока чиновники говорят, что о проблемах знают и занимают их «анализом». Еще месяц назад они хотели пустить 228 километров полос, но как только поднялся шум, то сразу умерили аппетиты до 80 километров.
Существует несколько сценариев развития событий. Первый заключается в том, что водители станут массово игнорировать разметку, выезжая на полосу, а ГИБДД не будет никого штрафовать. В автомобильных форумах уже обсуждают возможные способы ухода от ответственности – теоретически, если ехать за «Икарусом» на расстоянии 10 метров, то камера вас не увидит. Но в таком режиме система долго существовать не сможет, потому что с 1 июля 2012 года штраф за выезд на полосу составит 3 тысячи рублей, а 150 камер не могут висеть вечно без дела – на них уже потратили 800 миллионов рублей.
Другой сценарий: в одну из пробок попадет кто-нибудь из администрации президента и не успеет на самолет. Будет скандал, и половину полос закроют, смыв в спешке разметку и убрав камеры. Такая ситуация вполне возможна – совсем недавно по такой же причине проверяли мигалки в центре Москвы. Третий сценарий – водители ударятся в экстремизм. На форумах уже появляются первые призывы стрелять из винтовок в камеры и блокировать проезд автобусов на полосах. Если пробки будут набирать силу (а с первым снегом это произойдет обязательно), то настроения в автомобильном сообществе могут достигнуть предела.
Четвертый сценарий – самый худший для автолюбителей. Несмотря на приближающиеся парламентские выборы, Сергей Собянин переждет критику, но продолжит рисовать полосы. В какой-то момент водители не выдержат и действительно начнут пользоваться общественным транспортом, не в силах проводить по полдня в пробках. А значит, и заторы вдруг перестанут быть вселенским злом – ведь именно они помогли властям пересадить водителей на автобусы и троллейбусы.
Сравнение: сколько места на дороге занимает траспорт:
------------автомобили ------------------------ автобус------------------------- велосипеды------------
Если сочтете неуместной, удалю без вопросов.
Едва ли получится вспомнить хотя бы одно нововведение в области транспорта, которое вызвало бы среди населения такую же реакцию, как выделенные полосы для автобусов в Москве. Накануне выборов городские власти ругают депутаты, чиновники, правозащитники и обычные автомобилисты. Остается ждать, как из этой ситуации выпутается мэр Москвы.
Кому это нужно
Как известно, пробки в Москве образуются по ряду причин: 40 процентов мест притяжения трудовой силы находится в центре, доля улично-дорожной сети в общей площади Москвы крайне мала, а столичный автопарк при этом уже перевалил за отметку в четыре миллиона машин. Быстро вывести из центра магазины и учреждения не получится, построить дороги — тоже. Поэтому и было решено увеличить эффективность существующих дорог. Ведь если все будут ездить на общественном транспорте, то на дорогах станет меньше трафика, а количество перевезенных людей увеличится, логично решили чиновники.
Но поскольку невозможно всех сразу заставить пересесть на автобусы, власти стали рисовать выделенные полосы – пока все стоят в пробке, общественный транспорт быстренько перемещается из точки «А» до точки «Б». У кого много времени – сидят в своих машинах, у кого мало – пользуются автобусом. Предполагается, что в будущем маршрутный транспорт будет ходить от МКАДа до центра города вдоль линий метро, поэтому часть пассажиров из метрополитена пересядут в автобусы, разгрузив подземку. Расчет сделан на то, что 40 процентов москвичей уже сейчас пользуются наземным общественным транспортом, и полосы якобы рисуют исключительно ради их блага. А мнение еще 25 процентов жителей Москвы, которые ездят на личных автомобилях, при организации полос учитывать никто не собирается.
Утопия и реальность
Проблема лишь в том, что все вышеописанное – не более чем утопическая модель в головах чиновников. На практике организация полос дала совсем другой эффект.
Планы правительства Москвы – запустить еще 300 километров полос в течение трех лет. Однако первую разметку начали наносить заранее, уже нынешней осенью, аргументируя это тем, что краска не ложится на асфальт при температуре ниже +5 градусов по Цельсию. При этом никто не объясняет, почему необходимо наносить разметку для 228 километров полос в срочном порядке именно в этом году – ведь это 75 процентов от суммарно запланированного до 2015 года объема работ.
К тому же, из-за спешки полосы стали запускать не целиком, как по идее должно быть, а кусками. На проспекте Андропова движение автобусов организовали от метро «Коломенская» до метро «Каширская», сократив на 30 процентов проезжую часть. Расширять улицу не стали – власти говорят, что некуда, хотя это не так. Ведь на более застроенных Каширском и Варшавском шоссе место нашли – там полосу пустят только после реконструкции магистралей.
На работе метро нововведение никак не отразилось, потому что никто не станет выходить на улицу ради того, чтобы проехать быстро одну станцию, да еще и заплатить за проезд на автобусе. При этом скорость движения автомобилей по проспекту Андропова уменьшилась, согласно исследованию ГК «Эшелон Геолайф», на 43,9 процента. Еще одна полоса нарисована на участке от метро «Новые Черемушки» до улицы Вавилова, где не существует ни одного маршрута, который ходил бы между этими точками. Похожая ситуация на Звенигородском проспекте, где общественный транспорт никогда не был особенно развит (там скорость потока с введением полос упала на 18 процентов).
Чиновники в ответ на эти претензии предъявляют данные, свидетельствующие о росте скорости движения автобусов, но водителей, понятное дело, это мало волнует.
Другая проблема – организация полос на перегруженных магистралях. Волоколамское шоссе – одна из самых проблемных улиц в городе, так как она пересекается с улицей Свободы и Ленинградским проспектом, а также ведет в Митино и Красногорск. Не так давно на пересечении с улицей Свободы организовали новую систему светофоров, которая позволила слегка улучшить ситуацию. Но все равно после введения выделенных полос движение значительно ухудшилось – теперь по утрам пробка стабильно растягивается до «Тушинской». Власти активно пиарят транспортно-пересадочный узел около этой станции, только пересаживаться там некуда – стоянки для хранения машин до сих пор не появилось.
И все это происходит на фоне несогласованности действий чиновников, которые держат в неведении водителей. В постановлении правительства Москвы №453 от 27 сентября сказано, кто и за что отвечает в процессе организации полос. А именно: Москомархитектура подбирает для них земельные участки, департамент ЖКХ наносит разметку и ставит знаки, департамент капитального ремонта делает заездные карманы для автобусов и разворотные площадки, ГУ «ЦОДД» вешает над полосами автоматические камеры, департамент транспорта выпускает приказ о запуске полосы. Однако из-за того, что нет ведомства, отвечающего за весь процесс целиком, получается неразбериха.
По официальной информации, которая звучит из уст заммэра Николая Лямова, сейчас запущено около 40 километров выделенных полос – на проспекте Андропова, Вернадского, Ленинградском и Севастопольском проспектах, Щелковском, Пятницком, Волоколамском шоссе. Еще на четырех улицах запустят в начале ноября – на Ярославском шоссе, на Боровском шоссе, на Аминьевском шоссе, на Липецкой улице.
Чтобы полоса стала эксплуатироваться официально, на ней сначала нужно поставить знаки и щиты, а потом выпустить приказ департамента транспорта – только тогда камеры и инспекторы получат законное право фиксировать нарушения ПДД на этой полосе. Но по факту получилось так: одни чиновники нарисовали разметку, другие в это время повесили камеры и… включили их. Поднялся скандал из-за пробок, но разметка и камеры остались. В некоторых местах знаки повесили, но чехлы не сняли. Где-то, например, на Боровском шоссе, дежурят сотрудники ГИБДД и штрафуют водителей за выезд на выделенную полосу, хотя официально, со слов того же Николая Лямова, она еще не введена в строй. Где камеры продолжают работать, а где нет – держится в секрете. Известно только, что за октябрь камеры зафиксировали 855 случаев выезда на выделенные полосы, то есть выслали водителям штрафов на 256 тысяч рублей!
Недоумение вызывает и вольное толкование чиновниками законодательства. Николай Лямов заявил, что пока нет приказа департамента транспорта, по полосам можно ездить, и искреннее удивился, что его «наставлением» никто не пользуется. В свою очередь, ПДД дают четкое указания – пересекать сплошную линию разметки запрещено, КоАП предусматривает за это штраф в 300 рублей. А ГИБДД заявила, что ездить по полосам, которые готовятся к запуску, можно, но заезжать на них нужно только через разрыв.
Что делать
Редко бывает, когда проблемой городского уровня возмущаются все слои населения. Каждое десятое ругательство водителей в блогах и соцсетях – в адрес выделенных полос. Даже «Единая Россия» обрушилась с критикой в адрес чиновников, потому что депутаты вдруг стали ездить на работу по три часа. Случай невиданный, потому что обычно партия власти работает в тесном контакте с мэрией, всячески поддерживая ее начинания.
К волне возмущения присоединились правозащитники, ранее не участвовавшие в транспортных дискуссиях (например, Лев Пономарев), найдя единомышленников в рядах заклятых врагов (Московской центр по борьбе с пробками, проект движения «Наши»). И если вспомнить, как в течение 10 лет боролся с пробками Юрий Лужков, едва ли удастся вспомнить какую-либо из его инициатив, которая была встречена подобной волной негатива.
Главный вопрос – что же будет с полосами дальше? Пока чиновники говорят, что о проблемах знают и занимают их «анализом». Еще месяц назад они хотели пустить 228 километров полос, но как только поднялся шум, то сразу умерили аппетиты до 80 километров.
Существует несколько сценариев развития событий. Первый заключается в том, что водители станут массово игнорировать разметку, выезжая на полосу, а ГИБДД не будет никого штрафовать. В автомобильных форумах уже обсуждают возможные способы ухода от ответственности – теоретически, если ехать за «Икарусом» на расстоянии 10 метров, то камера вас не увидит. Но в таком режиме система долго существовать не сможет, потому что с 1 июля 2012 года штраф за выезд на полосу составит 3 тысячи рублей, а 150 камер не могут висеть вечно без дела – на них уже потратили 800 миллионов рублей.
Другой сценарий: в одну из пробок попадет кто-нибудь из администрации президента и не успеет на самолет. Будет скандал, и половину полос закроют, смыв в спешке разметку и убрав камеры. Такая ситуация вполне возможна – совсем недавно по такой же причине проверяли мигалки в центре Москвы. Третий сценарий – водители ударятся в экстремизм. На форумах уже появляются первые призывы стрелять из винтовок в камеры и блокировать проезд автобусов на полосах. Если пробки будут набирать силу (а с первым снегом это произойдет обязательно), то настроения в автомобильном сообществе могут достигнуть предела.
Четвертый сценарий – самый худший для автолюбителей. Несмотря на приближающиеся парламентские выборы, Сергей Собянин переждет критику, но продолжит рисовать полосы. В какой-то момент водители не выдержат и действительно начнут пользоваться общественным транспортом, не в силах проводить по полдня в пробках. А значит, и заторы вдруг перестанут быть вселенским злом – ведь именно они помогли властям пересадить водителей на автобусы и троллейбусы.
Сравнение: сколько места на дороге занимает траспорт:
------------автомобили ------------------------ автобус------------------------- велосипеды------------
Потому что на общественном транспорте быстрее.
Так что может и 4-й вариант сработает.
Так что мне кажется ничего не изменится - какая жопа сейчас имеется/появилась, такая и останется. Распределение людей на общественном транспорте и авто будет приблизительно так же.