2 из 3
Можно много раз про что-то слышать, можно это даже многократно обсуждать и даже давать советы друзьям, знакомым и не очень знакомым людям, но только после того как это попробуешь понимаешь, обманывал ты людей или нет.
Довелось тут недавно испытать технику, о которой так много слышал, от которой ждал чего-то необыкновенного, какой-то сверхпроходимости, а оказалось все не так просто. Сегодня речь пойдет о необычном мотоцикле с коляской. Для многих, даже для мотоциклистов, ощущения от езды на мотоцикле с коляской являются чем-то за гранью понимания. Тело не понимает, что делать со всем этим железом, ощущения при добавлении скорости, что коляска поднимается, начинаешь компенсировать рулем, в итоге мотоцикл болтает по всей дороге - не езда, а борьба с вестибулярным аппаратом.
Все дело в том, что в силу конструкции, у мотоцикла с коляской при поворотах налево недостаточная поворачиваемость - коляска якорит и стремится распрямить траекторию, при повороте вправо наоборот, груз коляски направлен внутрь поворота и усиливает момент, поворачиваемость избыточная, да еще сам боковой прицеп стремится взлететь. Все указанное справедливо для мотоциклов с коляской справа (правостороннее движение), при левостороннем движении коляска устанавливается слева от мотоцикла и ощущения будут зеркальными.
Многие, кто ездил на отечественных мотоциклах с коляской слышали и даже видели на каких-нибудь выставках военной техники мотоциклы с приводом на коляску. Помятуя об УАЗах и прочей полноприводной технике у меня возникало представление о мотоцикле с приводом на коляску, как о некоей технике без границ в виде болот, грязи и прочих радостей любителей оффроуда. Я, похоже обманулся. Другу достался мотоцикл Днепр с приводом на колясочное колесо, а мне досталась возможность наконец-то понять, что это такое и какова эта техника в "ближнем" бою.
Бой был ближним, так как я не мог упустить возможности прокатить своих сыновей. Цель была простой - поехать на луг, поближе к болоту и найти немного грязи, несколько раз прохватить по жиже и сделать пару фотографий с вылетающими клоками грязи из под двух "грызастых" колес. Но моим мечтам удалось сбыться не до конца - два засушливых лета, сокращение поголовья скота в деревне почти в 20 раз (кстати заставляет задуматься что налито в пакеты, на которых написано "молоко"), банкротство колхоза - все эти факторы привели к тому, что не было сенокоса, не было ни Газонов, ни Беларусей, ни разномастной техники селян, после которой дорог на лугу не оставалось к осени совсем. Там где должны были быть залитые водой и болотной жижей колеи, красовалась твердая как камень ровная дорога, даже яма, которая осталась от мелиаративных мероприятий, и в которой должна была быть вода, была сухой.
В итоге дорога на "холмы", которая обычно занимала минут сорок, скрашенных борьбой с самим собой и с техникой, была дерзко преодолена за 15 минут. Точкой маршрута стал холм, на который мы частенько ездили, чтобы отдохнуть с друзьями, и чтобы вокруг не было больше никого, оказались уже достаточно обжитыми охотниками новой формации (это любители стрелять по опустошенным ими же самими бутылкам). Раньше можно было встретить на холмах охотников и провести с ними в разговорах и слушая их рассказы чуть ли не пол-суток.
Доехав до холма и сделав пару фотографий я хотел нырнуть в болото, но там теперь были только кочки, которые, кстати, могут оказаться и препятствием для мотоцикла с приводом на коляску, поскольку привод там "взрослый" с дифференциалом и при вывешивании одного из колес мотоцикл просто встанет и придется применять человеческие силы, чтобы спихнуть более 2,5 центнеров с кочки. Так вот, развернувшись и короткими прыжками преодолевая кочковник, я стал править в сторону крутого подъема на холм, забираться на который пришлось изрядно подогрев сцепление. Тут и возникло нехорошее подозрение, что при значительной вооружености против бездорожья у мотоцикла маловат крутящий момент, чтобы распоряжаться потенциалом в полный рост (но это обстоятельство еще требует уточнения, надеюсь получится после недельки затяжных дождей).
В чем привод на коляску помогал, так это в движении по разбитой грунтовке и по асфальту, дифференциал честно отрабатывал свой хлеб помогая ехать по траектории и по прямой и в поворотах, управляемость мотоцикла с коляской стала ближе к нейтральной как при поворотах направо, так и налево - кайф. Так просто ездить с коляской мне еще не приходилось! Я даже призадумался о покупке установочного комплекта привода на свой мотоцикл с коляской. Останавливают лишь достаточно большие капиталовложения и объем работ.
Отличия существенны - необходимо менять задний маятник редуктор и раму коляски. Дело в том, что для установки привода коляску и, соответственно, ее раму как бы отодвинули назад сделав задние колеса параллельными (на обычных колясочниках, колесо коляски сдвинуто немного вперед для повышения устойчивости - пятна контакта колес образуют не прямоугольный треугольник, а стремятся к ближе к равнобедренному). Это обстоятельство и сыграло злую шутку, когда дети уже покинули свой кокпит за руль сел друг, я занял место на крыле коляски. При преодолении препятствий и при движении по пересеченке лучше сидеть именно так, чтобы беспрепятственно иметь возможность покинуть мотоцикл. Так вот нагрузив перед коляски я спровоцировал нырок мотоцикла при резком левом (от коляски) повороте и был вышвырнут катапультой. Дорога была полевой и подстилающая поверхность мягкая, поэтому обошлось без травм, только несколько вмятин на земле от торчащих из меня неровностей в виде рук иног:)
Послесловие: за пассажиров замолвите слово.
Как приятно и необычно было мне наблюдать за детьми, которые первый раз так далеко отправились путешествовать в коляске. Было видно что азарт интереса был очень силен, они терпя (или не обращая внимания) осенний промозглый ветер сидели и наблюдали за всем происходящим вокруг, накрывшись тентом от коляски с красными от холода носиками. Я сразу вспомнил как убегал летом в поле, где ездили колхозные машины и трактора, и мог там провести целый день катаясь то на тракторе, то на грузовике, то на комбайне, терпя невыносимую жару и укусы оводов, порой достигавших размера в половину детской руки.