Лечу с горы крутой
Сегодня тема на самом деле странная. Странная для меня в первую очередь. Так получилось, что в этом году я впервые оказался на Черноморском побережье, в Крыму. Руль мне с собой в самолет протащить не удалось, поэтому дальше только ощущения пассажира.
Много я слышал о горных дорогах, видел их в фильмах - сразу скажу это не идет ни в какое сравнение с реальными ощущениями. Сначала движение показалось диковатым, типа как у нас до того, как стали отбирать права за пересечение сплошной линии разметки: все друг друга обгоняют подрезают, в глазах мельтешит. Но это я уже видел, а вот через горный перевал ехал впервые.
На подъем было еще ничего, хотя стал я вспоминать про рассказы друга из Владимира, у него квартира была рядом с владимирской кольцевой дорогой, которая в одном месте идет круто на подъем. Так вот дышать в квартире друга было тяжело - большегрузы, в основной массе представленные КАМАЗами очень тяжко преодолевали означаемый подъем, зачастую колеса крутились вперед, машина ехала назад. Пару раз мне казалось, что маршрутка (Мерседес системы Спринтер) вот-вот потеряет остатки крутящего момента и покатится назад. Но тяги хватало и я немного поуспокоился.
Интереснее стало на спуске. Казалось катись себе на передаче с горы и радуйся жизни. Но через несколько минут монотонного качения на передаче да еще и со стабильным разгоном становится как-то не по себе. Начинается даже паника небольшая. Небольшое успокоение дарят только улавливающие тупики на особенно крутых поворотах.
Вспомнилось, однажды по неопытности я перегрел тормоза, было это еще на Волге, помню это страшное ощущение, когда жмешь на педаль тормоза, а в ответ тебе не ожидаемое ускорение с отрицательным значением, не те ощущения к которым привык организм при торможении, а самое что ни на есть настоящее ускорение. Тогда закончилось все нормально, но уроком послужило хорошим.
Здесь же я сидел на пассажирском сидении и старательно формировал вмятину правой ногой, отчаянно тормозя. Поймал себя на мысли, что еслибы я был за рулем, то еще поворота два назад пришлось бы использовать улавливающий тупик по прямому назначению, а не для того, чтобы остановиться и размять затекшее тело, устроить пикничок или справить естественные потребности (по наблюдениям именно так тупики и используются). Выхваченная в Интернете фраза о том, что маршрутки в Крыму сплошь и рядом качественные, и вовсе не Газели, а связано это именно с необходимостью обеспечения безопасности, как-то сразу сразу оказалась истинной, хотя сильного значения поначалу я ей не придал.
Удивление и уважение к водителям, которые могут ездить по таким затяжным спускам и не пользоваться улавливающими тупиками, подкреплялось многочисленными машинами из советского прошлого. Кстати модный тренд играть на ностальгических струнах человеческой памяти в Крыму, похоже культивируется. Сколько здесь копеек, двоек, троек, нив и москвичей. Причем цвета этих машин сильно отличаются от тех, что я помнил из детства. У нас ездили машины белые, черные, красные (эдакие не яркие), зеленые, синие. Скука одним словом. А в Крыму цветовая гамма яркая, это и оранжевый, и благородный вишневый, и различные оттенки красного с рубиновым блеском.
Отдельная тема знаменитые троллейбусные маршруты Крыма, на которых трудятся многочисленные "рогатые" марки Шкода, их можно увидеть и на фотографиях 60-70- х годов и прямо сейчас и здесь. Прокатиться на них не довелось, к сожалению. Внешний их вид говорит о том, что время для техники в Крыму просто останавливается - техника просто отказывается ржаветь и терять товарный вид. Выгоревшие экземпляры есть, а вот гнилых я не заметил.
В общем я рад что мне довелось побывать в прошлом. В том прошлом, на которое пришлось мое ранее детство - ведь вернуться в детство это сказка.