Написать пост

reseta

Как производят бензин и дизтопливо?

С начала года в РФ наблюдается постоянный рост стоимости автомобильного топлива. Цены на бензин волнуют многих наравне с качеством продукта, предлагаемого на АЗС. Чтобы выяснить, как из "черного золота" получается "92-ой" и "95-ый", отправимся на Московский нефтеперерабатывающий завод.



Изначально завод планировали создать для получения бензина из бакинской нефти, это было еще в довоенные годы. В войну МНПЗ было закрытым стратегическим предприятием. После началась реконструкция и установка нового оборудования. Практически все конструкции завода 64-го года выпуска, максимум 80-го. Сотрудники не скрывают, что давно настало время ремонта и замены многих установок. И последние три года правительство разрабатывает инвестиционные программы по оснащению завода новым дорогостоящим оборудованием. Производственная мощность завода на данный момент - 12 млн тонн нефти в год. План производства формируется примерно за год вперед.

По всей территории завода, которая занимает 350 гектаров, растянута сеть труб. По ним от установки к установке идут нефть, вода и другие компоненты. Еще более широкая "трубная паутина" находится под землей МНПЗ.



Вся нефть завода проходит атмосферно-вакуумную перегонку. После этого сырье распределяется на процессы. Часть сразу преобразовывается в прямогонный бензин для экспорта (голубая линия). Другая часть после гидроочистки превращается в топливо для реактивных двигателей и дизель класса "Евро-3" (серые линии). А производство бензина разделяется на два проходящих одновременно процесса - каталитический крекинг (красная цепочка) и реформин (оранжевая цепочка). После этого автобензин смешивается и разделяется на виды.

Очистка и переработка нефти происходит в специальных установках, по факту она скрыта от человеческих глаз, да это и не нужно. То есть, все процессы проходят за железными трубами и отображаются на компьютерных мониторах операторов, которые следят за происходящим в специальных комнатах. Правда, каждые два часа оператор встает с места и идет проверять вверенную ему часть техники и приборов. Датчики давления могут сработать, но на мониторе это может и не отразиться.

В таких резервуарах хранится нефть, которая поступает на завод по двум нефтепроводам. В этих железных чанах она смешивается и отстаивается.

Нефть приходит на МНПЗ уже в минимальной обработке. В резервуарах она усредняется, смешивается и немного отстаивается. Потом "черное золото" поступает на установку первичной подготовки нефти, которая начинает работу с обессоливания и обезвоживания. Когда нефть добывают, в нее иногда вкачивают какие-то реагенты, и еще она содержит определенные соли и воду, которые без обработки вызывают коррозию и износ оборудования. Во время обессоливания и обезвоживания в нефть добавляют воду и воздействуют электричеством, ненужные соли оседают, нефть как бы промывается.
Далее нефть поступает на блок атмосферно-вакуумной перегонки. При атмосферном давлении ее подогревают и в специальных колоннах разделяют на фракции (виды). "Проще говоря, эта установка работает как самогонный аппарат. При определенной температуре выделяются разные виды продукта, от газов до бензина и дизельного топлива. Но это только первичный отбор, появление первых компонентов. Единственное, что после этого уже можно выделить – прямогонный бензин. Он идет на экспорт. Остальное сырье отправляется на более глубокую переработку. А остатки от перегонки идут в вакуумный блок", - сообщила технолог. Стоит отметить, что на таком виде сырья автомобиль еще не поедет.

Установка первичной переработки нефти состоит из множества ячеек с узкими трубами, по которым идет нефть. После термической и вакуумной обработки отсюда выходит уже не нефть, а разные фракции - газы, бензин, дизель и другие компоненты.

Все кипящие компоненты вакуумного блока снова подвергаются воздействию температур, в результате чего выделяются светлые нефтепродукты, пригодные для дизельного топлива. "Все светлые виды имеют стоимость и заводу выгодно отобрать все до последней капли, поэтому остатки первичной переработки еще раз обрабатываются на предмет выделений бензина, керосина и дизельного топлива"
После этого все выделенные от первичной переработки фракции отправляются на установку каталитического риформинга. Первое, что делает эта установка – снова чистит будущий бензин на предварительном блоке. "Это делается для того, чтобы подогнать состав под катализатор, чтобы он не загрязнился и дольше прослужил. Катализатор занимается превращениями углеводородов, которые находятся в нефти, меняет ее химический состав на предмет октанового числа. Именно после установки каталитического риформинга выходят бензиновые фракции с именами "92-ой" и "95-ый". Но и это еще не все"

Установка каталитического риформинга присваивает бензиновым фракциям октановые числа. После того, как продукт побывал в этих трубах, он выходит уже с ярлыками "92" и "95".

После первичной переработки нефти не вся ее часть отправляется на вторичную перегонку и каталитический риформинг. Весомая доля продукта сразу же после атмосферно-вакуумной обработки идет в установку каталитического крекинга. Этот процесс подразумевает, что тяжелую нефть (вяжущая жидкость зеленовато-мутного цвета) расщепляют. Из этого получаются дополнительно газовые фракции бензина и дизельного топлива.

Проще говоря, в одно и то же время в двух разных установках завода на нефть воздействуют химические процессы вторичной переработки. И в том и в другом случае выделаются газы, бензин и дизель. Но риформинг наделяет продукт октановым числом, а крекинг расщепляет молекулы и чистит нефть от серы, "облагораживая" ее. После этого выделенные установками виды бензина и несколько ее компонентов по специальным расчетам смешиваются между собой и превращаются в конечный продукт. На все про все уходит примерно шесть часов, но с учетом всех перепроверок МНПЗ тратит на производство нефть-бензин рабочие сутки.
Из одной тонны нефти только 72% превращаются в то, что можно продать, остальное классифицируется как мазут. При этом из того, что можно назвать продуктом 11% - авиационное топливо, 7-8% - газ, 30% - дизель и, наконец, 23-24% приходится на бензин.

Есть на территории завода и своя лаборатория. Специалисты МНПЗ проверяют как приходящую нефть, так и продукт каждого этапа производства. "Если вдруг кто-то говорит, что я залил на заправке топливо Московского нефтезавода и оно плохое, это неправда. У нас в лаборатории есть склад хранения всех опечатанных образцов и проб, которые мы можем предъявить для независимых экспертов по первому требованию. Мы отправляем качественное топливо, а что с ним делают потом, неизвестно", - пояснила технолог МНПЗ.

Определить хороший ли бензин на глаз, невозможно. Единственное, что на что стоит обратить внимание - отсутствие воды и примесей. Бензин должен быть чистый и прозрачный. Дизельное топливо имеет слегка кислотно-желтоватый цвет, но конечный окрас для дизеля варьируется, поэтому определить его качество без лабораторного анализа тоже не получится.

Но несмотря на постоянные проверки бензинового и дизельного топлива, самый строгий контроль ведется за керосином. Более того, при отборе керосиновых проб на МНПЗ приезжает военный представитель. "Это очень важный вид топлива, как для военной техники, так и для авиаиндустрии. Производство керосина никогда не останавливается и не снижается"

Интересно, что в производственном ассортименте МНПЗ нет бензина Аи-98. По словам представителей завода, они отгружают компаниям только "92-ой" и "95-ый", а те уже в свою очередь, на специальных частных мелких НПЗ или нелегально повышают его октановое число до "98-го". За этим МНПЗ, естественно, не следит, поэтому качество бензина, который попадает в двигатели автомобилей полностью на совести АЗС. Именно частники разбавляют топливо химическими компонентами, зачастую очень вредными для человека и атмосферы (например, свинец).

Экологичность производимого дизеля МНПЗ уже соответствует нормам "Евро-4". С января 2012 года то же самое ждет и весь бензин предприятия. А вот всероссийский переход на "Евро-5", по словам представителей, завода займет ни один год и станет возможным только к 2015 году. Сделать этого раньше не сможет не только МНПЗ, но и любой другой нефтеперерабатывающий завод России, так как оборудование для перехода потребует многомиллиардных инвестиций.



Источник - Вести.ru
34 комментария нравится 1избранное
  • RainbowDemon
    25 июл 2011 в 09:33
    Судя по фото все еще очень даже неплохо — внешняя коррозия конструкций небольшая, металл живой, трубы на головы не падают, кирпичи не вываливаются, балки не лопаются — еще лет 10 можно тянуть на том, что есть.
  • FullZero
    25 июл 2011 в 09:42
    Обычная ситуация. На производстве вроде бы все хорошо и прекрасно, но в итоге все ездят на дорогущем дерьмище. Парадокс, блин.
  • Fukurokudzu
    25 июл 2011 в 09:43
    последняя фотка крутая, а на остальных какие-то подозрительные признаки благополучия.
  • reseta
    25 июл 2011 в 10:08
    на самом деле поразила синенькая стрелочка на — бензин прямогонный экспортный!
  • reseta
    25 июл 2011 в 10:09
    @RainbowDemon а потом сразу на евро 7 переведут )))
  • reseta
    25 июл 2011 в 10:09
    @Fukurokudzu остальные не так близко сфотканы )))
  • lexxor
    25 июл 2011 в 10:31
    @reseta чем поразила?
  • reseta
    25 июл 2011 в 10:47
    @lexxor интересно пачиму его не к нам? )))
  • lexxor
    25 июл 2011 в 10:53
    @reseta я сначала тоже подумал, что это какой то мега крутой и чистый бензин :) спросил у яндекса, оказалось, что на самом деле это по сути сырье, используемое для дальнейшей переработки, авто на нем не поедет — октановое число 40-60
  • Typuk
    25 июл 2011 в 12:15
    @RainbowDemon написано же — источник Вести.ru. Так они и показали лопнувшие балки и пр.
  • ivankuznetsov
    25 июл 2011 в 12:18
    @lexxor У нас на выходе Евро-3, а им нужно евро-4 + всякие доп. нормы, они покупают полуфабрикат и догоняют его под свои нужды.
  • cynical2207
    25 июл 2011 в 12:39
    Интересно, спасибо.
    А вообще абзац про 98-й правдив вообще для 98-го или для бензина как бы «от» данного конкретного НПЗ?
  • shirixae
    25 июл 2011 в 12:52
    @cynical2207 Да почти весь 95ый в россии — и тот — разбавлен и снабжён антидетонационными присадками. А уж про 98ой и говорить нечего.
  • GloooM
    25 июл 2011 в 14:23
    Вот забавно, наверняка в каждой статье о каждой НПЗ они будут самыми эффективными и производить самый качественный бензин, но в итоге в стране всеравно бензин плохой, а НПЗ надо модернизировать. Чудеса )
  • reseta
    25 июл 2011 в 14:43
    @GloooM надо государство модернизировать
  • ktulhufhtagn
    25 июл 2011 в 15:41
    Хорошо что не на тему «как производят метан»
  • Kalashmatik
    25 июл 2011 в 15:53
    вот поэтому всегда заливаю 92й и не имею проблем с красными свечами и прочим набодяженным барахлом
  • reseta
    25 июл 2011 в 16:02
    @Kalashmatik в 3-ю машину уже заливаю 95-й и тож ни ни проблем
  • Kalashmatik
    25 июл 2011 в 16:03
    @reseta поиграй в лотерею, тебе должно повезти )
  • reseta
    25 июл 2011 в 16:04
    @Kalashmatik не лотерея не камне
  • FullZero
    25 июл 2011 в 16:08
    @Kalashmatik Тоже не вижу смысла лить 95-й, когда на 92-ом машина едет и жрет так же, да еще и свечи не краснеют.
  • FullZero
    25 июл 2011 в 16:12
    @reseta Если бы владельцы наших АЗС имели хоть какую-нибудь совесть, можно было и 95-й лить. А в наших реалиях, на предыдущей машине, после перехода с 95-го на 92-й у меня движок тянуть стал лучше и расход на литр упал.
  • gugglegum
    25 июл 2011 в 16:12
    Очень познавательно. Я до сегодняшнего дня пребывал в заблуждении о том, что и 95-ый бензин у нас гонят из 92-ой (если только не из 80-го) путем химического повышения октанового числа, а оказывается 95-ый делают у нас на заводе. Правда, это московский завод, где делается 92 и 95 бензин, продающийся у нас на Урале — черт его знает. На заправке если спросить могут сказать что угодно, никак не проверить.
    Вообще, интересно было бы выяснить кто из крупных продавцов бензина самый честный, а кто наоборот. Лично я последние несколько лет заправляюсь исключительно на Лукойле, на 2-3 проверенных заправках и исключительно 92-ым (т.к. про 95-ый слышал много плохого), проблем особых пока не было, чего нельзя сказать, например, про Сибнефть, где мне залили как-то жуткую бодягу. На дороге к аэропорту кольцово у нас открылась недавно новая АЗС Лукойл, там везде расклеены надписи про «Евро-4». Есть бензин вплоть до 98-го. Интересно, из чего он сделан?
    Вообще, есть желание перейти на 95-ый бензин, ожидаю при этом ощутить увеличение мощности (что актуально на малолитражном двигателе 1.2 летом с кондеем) и уменьшение расхода топлива в среднем. По деньгам ясен пень ничего не выиграю, но зато буду меньше коптить небо и меньше ощущать снижение мощности при включенном кондее. Но, если честно, боязно как-то. Во-первых, кто-то говорил мне, что разные сорта бензина не желательно смешивать (не представляю как можно доехать до заправки с пустым баком), во-вторых, боюсь отложений оксида железа на свечах, форсунках и клапанах из-за добавляемой в бензин «красной заразы», которой в 95-ом как мне кажется должно быть больше.
  • Phaeton
    25 июл 2011 в 17:17
    @Kalashmatik хуясе на теану 92й?? да и хуй бы с ними с красными свечами, у мя иридиевые, да и срал я на них, пусть краснеют
  • Kalashmatik
    25 июл 2011 в 17:18
    @Phaeton могу фото книжки приложить, там черном по белому на Тиане 2,5л заливать только Аи-92, на 3,5л — Аи-95
  • Kalashmatik
    25 июл 2011 в 17:19
    @Phaeton да кстати — красные свечи это пропуск в цилиндре и воспламенение в катализаторе. цену его замены подсказать или сам догадаешься?
  • Phaeton
    25 июл 2011 в 17:25
    @Kalashmatik выкину нахер этот катализатор
  • Kalashmatik
    25 июл 2011 в 18:59
    @Phaeton ну с таким колхозным подходом, купи древний праворульный бмв и не парься на тему 92/95-го
  • gugglegum
    25 июл 2011 в 20:38
    @gugglegum > открылась недавно новая АЗС Лукойл, там везде расклеены надписи про «Евро-4»
    Ошибся. Глянул буклетик в машине — там аж Евро-5 обещают. Как так? Московский НПЗ только с 2012 года переходит на Евро-4, а на Урале в Екатеринбурге уже во всю продают бензин, соответствующий нормам Евро-5? Это очевидное наебалово или я просто чего-то не знаю про свой регион?
    (хотя должен отметить, что субъективно бензин там хороший, не хуже, чем на других заправках Лукойл, где я заправлялся до этого)
  • Phaeton
    25 июл 2011 в 21:22
    @Kalashmatik ладна, уговорил, буду его искать
  • Phaeton
    25 июл 2011 в 21:25
    @gugglegum на заборе тоже написано… у нас в стране можно обещать что угодно, это только на западе за пиздежь в рекламе можно налететь на нехилые бабки, а у нас только наебаловом и занимаются
  • GloooM
    26 июл 2011 в 07:35
    @reseta Дык, уже во всю идет модернизация, инновации, нанотехнологии, сколково!
  • GloooM
    26 июл 2011 в 07:44
    @FullZero А где вы находите такой 95-й? Я вот заправляю 95-й и на нем машина ощутимо лучше едет и расход на 0,5-1л меньше чем на 92, надо полагать машине 95й больше нравится.
  • FullZero
    26 июл 2011 в 09:27
    @GloooM Я его обычно на АЗС нахожу, расположенных в пределах досягаемости ) В частности такую хрень я дважды наблюдал заправляясь в течение года-полутора на заправках местного ВТК и Калины-Ойла. Не сказать чтобы у них всегда хреновый 95-ый, но стабильности в качестве никакой. 92-ой можно лить смело, ориентируясь только на цену, он примерно у всех одинаковый. Последние года два заправляюсь 92-ым на Роснефти, пытался несколько раз залиться 95-ым на разных заправках (Роснефть, Калина-Ойл, Лукойл), разницу почувствовал только в цене.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.