Нужно ли приспускать давление в шинах зимой?
Да, эта тема никак не дает мне покоя. В прошлый раз тема можно сказать заглохла. Авторитетные водители с многолетним стажем типа Ничегонепонимая высказались в стиле "убирай 0,1 и будет тебе счастье". Кто-то постарался дать научное объяснение, мол на приспущенных шинах пятно контакта больше, отсюда и сцепление на скользкой дороге лучше. Каждый просто высказал своё ИМХО, и на этом все успокоились. Все, кроме меня -- я решил обратиться к физике.
Сразу оговорюсь, в данном посте я не рассматриваю ситуации когда люди накачивают шины под себя, чтобы мягче проезжать неровности дороги и т.п. Я говорю исключительно о коэффициенте сцепления с дорогой. То есть какое давление оптимально для лучшего сцепления с дорогой, и, как следствие, лучшей управляемости.
Силой сцепления шин с дорогой называют максимальное значение горизонтальной реакции, пропорциональное вертикальной нагрузке на колесо. Один из основных параметров данной системы — коэффициент сцепления. В зависимости от направления скольжения колеса различают коэффициенты продольного (x) и поперечного (бокового) (y) сцепления.
Если сила тяги меньше силы сцепления, то ведущее колесо катится без пробуксовывания. Если сила тяги больше силы сцепления, ведущие колеса пробуксовывают и для движения используется лишь часть силы тяги. С увеличением скорости движения автомобиля коэффициент сцепления обычно уменьшается. Также большое влияние на сцепление оказывает высота рисунка протектора.
На дорогах с твердыми покрытиями коэффициент сцепления зависит главным образом от трения скольжения между шиной и покрытием дороги. Вспомним школьного курс физики, что там говорится про силу трения скольжения:
Сила трения скольжения — силы, возникающие между соприкасающимися телами при их относительном движении. Опытным путём установлено, что сила трения зависит от силы давления тел друг на друга (силы реакции опоры), от материалов трущихся поверхностей, от скорости относительного движения и не зависит от площади соприкосновения. (Это можно объяснить тем, что никакое тело не является абсолютно ровным. Поэтому истинная площадь соприкосновения гораздо меньше наблюдаемой. Кроме того, увеличивая площадь, мы уменьшаем удельное давление тел друг на друга.). В первом приближении сила трения скольжения может быть рассчитана по формуле:
На деформируемых дорогах коэффициент сцепления зависит прежде всего от сопротивления грунта срезу и от внутреннего трения в грунте. Выступы протектора ведущего колеса, погружаясь в грунт, деформируют и уплотняют его, увеличивая до некоторого предела сопротивление срезу. Однако затем начинается разрушение грунта, вследствие чего коэффициент сцепления уменьшается.
То есть на твердых ровных дорогах (будь это чистый асфальт или гладкий лёд), однозначно, увеличение пятна контакта не влияет на коэффициент сцепления, следовательно нет никакого практического смысла приспускать колеса. Тем более, что на приспущенных колесах, особенно с высоким профилем, появляется явление "бокового переката", когда диск колеса может смещаться вбок относительно нижней части шины. Устойчивости на дороге это явно не способствует.
На не твердых (рыхлых) поверхностях -- тут все намного сложнее, и однозначно утверждать нельзя. Но по опыту я знаю, что шины с широким профилем зачастую не продавливают снег до асфальта и из-за этого имеют меньший коэффициент сцепления, т.к. горизонтальная реакция рыхлого снега после вертикального сжатия весьма слабая.
Напоследок хочется сказать, что расчет коэффициента сцепления колеса с различными поверхностями -- это очень сложная наука. Большую роль играет и материал шины, и рисунок протектора, и наличие шипов, и форма покрышки. Изготовители шин этим занимаются профессионально, поэтому максимальный коэффициент сцепления следует ожидать при рекомендуемом производителем давлении. Тем более, как известно, недокачка колес приводит к перегреву шин, ускорению их износа и к повышенному расходу бензина.
P.S. Справедливости ради хочется отметить, что существуют ситуации, когда уменьшение давления в шинах может быть полезно. Например, при движении по песку: чтобы колеса меньше проваливались в песок, под которым все равно нет никакой твердой опоры. Возможно, при движении по тонкому льду, чтобы лёд не треснул; по болотистой местности. Но вот на счет снега на дороге...
после НГ спустил до 2.2 на переде, 2.0 на заде
Отличий не заметил, кроме того что машина стала чуть-чуть ниже
Вспомнил школьную физику, сказал напоследок, что нужно соблюдать давление указанное производителем и так и не дал четкого ответа на вопрос в заголовке. А раз так — качай азотом!