Написать пост

Dar4eG

Ощутить себя пьяным за рулем можно и без алкоголя

Для новичков за рулем далеко не очевидно влияние алкоголя на поведение за рулем. Казалось бы, на твердой земле все под контролем. А что будет за рулем?


В России появились очки, которые имитируют состояние алкогольного опьянения. Их используют во время подготовки водителей, чтобы наглядно продемонстрировать ученикам, как воспринимает окружающий мир человек, изрядно принявший на грудь. Инструкторы утверждают, что большинству учащихся достаточно один раз прокатиться в таких очках, чтобы никогда не садиться за руль, что называется, «под мухой». Наш корреспондент Юрий Богданов побывал в единственной российской автошколе, где используют эту методику, и попробовал сам сравнить настоящее опьянение с имитацией.

В глазах плывет, двоится и разъезжается. Предметы вокруг приобретают довольно причудливые формы. Вешки, которыми на автодроме обозначены элементы упражнений, уже не прямые и вертикальные, а изогнутые и какие-то гуттаперчевые. Пытаюсь сфокусироваться, трясу головой, всё вокруг в ответ весело подпрыгивает, но ясности такие упражнения не добавляют. Пробую последний проверенный способ – закрываю один глаз, в надежде, что границы объектов займут наконец-то отведенные природой формы, но все тщетно. Вешки, автомобили и даже дорожная разметка возомнили себя героями картины Сальвадора Дали. Не хватает, пожалуй, только знаменитых плавящихся часов.
Виной всему этому сюрреализму – специальные очки, которые имитируют состояние алкогольного опьянения. С виду они больше всего похожи на защитные строительные очки или дешевую горнолыжную маску.


Внутренняя сторона пластиковых линз сделана ребристой и за счет этого картинка очень сильно искажается. Модель, которую я держу в руках, имитирует среднюю степень опьянения. Если верить этикетке то, именно таким видит мир человек, в крови которого около одной промилле. Для моего веса и моей комплекции это будет примерно триста граммов водки. На родине симулятора - в Америке - бывают и другие дозировки.
Вообще такие очки последнее время набирают популярность в автошколах по всему миру. Их используют инструкторы не только в Соединенных штатах, но и в Польше, Германии, Израиле и даже в Белоруссии. Кстати, в Минской Госавтоинспекции ходит шутка, что тем, кто сможет проехать площадку в таких очках вообще без ошибок, разрешат ездить пьяными.
Итак, попробуем. Перед тем как сесть за руль, решаю проделать в чудо-очках несколько упражнений. Не оставляю надежды, что либо глаза привыкнут к необычным ощущениям, либо ноги и руки сообразят, что зрение почему-то решило их обмануть, и начнут действовать самостоятельно. Так часто бывает у сильно подвыпивших. Пробую пройти по прямой линии разметки, единственной уцелевшей на заснеженном автодроме. Черта-с два! В голове – качка, нога опускается на землю в десяти сантиметрах от белой полосы. При этом еще неплохо бы удержать равновесие. Что-то сомневаюсь я насчет одной промилле, тут их все полторы, а то и две. В итоге все-таки удалось найти более менее удачный способ передвижения по прямой. Если идти медленно, поднимать ноги довольно высоко, визуально контролировать каждый шаг и руками поддерживать равновесие, то устоять на разметке можно.


Правда, со стороны такая походочка вызывает гомерический хохот. Танец маленьких лебедей в исполнении нетрезвого тракториста. Ладно, за рулем-то ходить не придется, там важнее адекватно оценивать расстояние до объектов. Проверим глазомер: кладу на землю мобильный телефон, нагибаюсь, чтобы его поднять и … хватаю ладонью воздух. Трубка лежит намного правее. Опять промах и улыбки окружающих.
Всё – достаточно тренировок. Пора оценить очки за рулем. Чтобы быть объективным, решаю сначала все-таки проехать площадку, что называется, с незамутненным взором. Набор упражнений – самый подходящий для такого теста: параллельная парковка, разворот в ограниченном пространстве, заезд в бокс и змейка. При этом элементы расположены довольно далеко друг от друга и от одного к другому приходится пробираться по сугробам. Для чистоты эксперимента включаю секундомер и стартую. Машина скользит, стекла залепляет снегом и, чтобы ориентироваться по боковым зеркалам, при парковке в гараж открываю окна. Общее время заезда – две минуты девять секунд. Все упражнения – без ошибок. Стойки на месте, машина цела! Ну что же, пришло время выяснить, можно ли повторить то же самое в «пьяном» виде. Обращаю внимание, что инструктор, на чей машине предстоит ставить эксперимент, вдруг посерьезнел и стал прилаживать на место съемные вторые педали, которые до этого лежали в багажнике. Тянусь к ручке двери и вновь промахиваюсь на целую ладонь. Да уж, может проще вообще с закрытыми глазами? На первом же упражнении, понимаю, что абсолютно лишен бокового зрения. Все предметы на периферии заваливаются вбок и расплываются. Достоверно оценивать расстояние вообще невозможно.


В итоге припарковаться между двумя условными машинами получилось очень криво. Задним бампером чуть не уперся в препятствие, а спереди осталось полно места. Но ошибку осознаешь уже после того, как чуть было не отправил автомобиль на покраску. Как бы там ни было, штрафных баллов нет. С разворотом - проблем вообще не возникло. Главное было оставить сзади и по бокам хороший запас - все-таки нормативы у нас довольно мягкие. Змейку пришлось проходить скорее по наитию. Складывалось ощущение, что вешки в последний момент так и норовят сорваться с места и прыгнуть под машину. Но, если правильно выбрать амплитуду и сохранять ее, то проехать это упражнение особого труда не составит, так что обошлось без ошибок. Самым сложным элементом стал заезд задом в гараж. Не зря его так сильно не любят многие ученики автошкол. По зеркалам ориентироваться невозможно, поворот головы тоже не помогает – боковым зрением видишь только забор из кривых извивающихся вешек. И вот тут как раз не обошлось без ДТП. Вписаться в бокс удалось, но вот остановиться в нужной точке не получилось. Казалось, что места полно и надо подкатиться еще немного. В итоге - сбитая стойка и две минуты тридцать секунд на всю площадку.
Проводить третий заезд действительно в пьяном виде мы не решились, хотя изначально такая идея была. Дело в том, что после бутылки крепкого алкоголя не только двоится и плывет в глазах, но вообще по-другому воспринимается окружающее: нарушается координация, притупляется чувство опасности, замедляется реакция. Проверять за рулем насколько ты адекватен – идея слишком рискованная. Уверен, создатели имитирующих опьянение очков меньше всего хотели бы, чтобы их изобретение использовалось, как тренажер для любителей пьяной езды. Главная задача – напугать потенциальных нарушителей, чтобы им даже в голову не приходило испытывать судьбу и садиться за руль после застолья.

Текст и фото: Юрий Богданов, скопировано отсюда
26 комментариев нравится избранное
  • Dusha
    07 дек 2010 в 11:05
    состояние организма при употреблении алкоголя очками не добиться, можно только плохое зрение сделать)))
  • Dar4eG
    07 дек 2010 в 11:15
    @Dusha по личному опыту — если просто очки с диоптриями не теми надеть — сразу возникают проблемы с координацией движения…
  • vamp756
    07 дек 2010 в 11:20
    Да бред это. Допится до состояния когда в глазах расплывается — не каждый просто рискнет сесть за руль, сам забоится. А вот сесть за рули после 1й-2х бутылок пива, когда ничего не двоится — готов каждый второй.
  • zet-r
    07 дек 2010 в 11:34
    а на 4 фото при чем тут алкоголь? это парковка по звуку!
  • Ald
    07 дек 2010 в 11:36
    Когда видел это в новостях по телеку — ржал. Взрослые здоровые люди, а ведутся на такие очки. Каждый был бухой и знает, что в очках такого состояния не достичь.
  • Dar4eG
    07 дек 2010 в 11:38
    @zet-r Казалось, что места полно и надо подкатиться еще немного. В итоге — сбитая стойка...
    это чел в очках за рулем был.
  • zet-r
    07 дек 2010 в 11:39
    @Dar4eG да я так без очков паркуюсь :)
    всегда кажется, что места полно и бухать не надо для этого.
  • Dar4eG
    07 дек 2010 в 11:42
    @zet-r только вот без этой хрени чел нормально припарковался)
  • Dar4eG
    07 дек 2010 в 11:44
    @Ald равно как и манекенами не проверить в точности повреждения при тестах EuroNCAP.
    это лишь способ имитировать состояние, с пропагандистской целью — не садись за руль нетрезвым.
  • Primarius
    07 дек 2010 в 11:46
    Достаточно закрыть один глаз :) расстояние определить становится крайне проблематично.
  • Ald
    07 дек 2010 в 11:48
    @Dar4eG Это зрение. А как же скорость реакции и где моё море, которое в правильном состоянии бывает ровно по колено?
  • zlo500
    07 дек 2010 в 11:53
    бредятина какая-то. сколько не напивался, никогда в глазах не двоилось и не плыло. шатает — это да, тошнит и череп гудит. но не двоится, как в детских мультиках
  • Dar4eG
    07 дек 2010 в 12:01
    @Ald ну, как я понял, замедление скорости реакции обходится тем, что затрудняется точное позиционирование объекта. в итоге мозг видит, что что-то есть, но где это что-то: в 4 метрах впереди или в 2 справа — хрен разберешь…
  • Dar4eG
    07 дек 2010 в 12:06
  • Ald
    07 дек 2010 в 12:07
    @Dar4eG Ну согласитесь же, что это не самая удачная мысль — надеть мутные очки, чтобы почувствовать себя пьяным.
    Можно дать подышать чистого кислорода человеку — на пару минут опьянение гарантировано. Так подводники балуются, но слишком злоупотреблять нельзя — для мозга опасно.
  • Dar4eG
    07 дек 2010 в 12:12
    @Ald может быть.
    кстати, где-то был тест, там реально пили и катались по площадке. результаты были гораздо хуже…
  • Ufer
    07 дек 2010 в 12:34
    Ну как профилактика от пьянства за рулем для водителей-новичков, я думаю, штука действенная :)
  • vamp756
    07 дек 2010 в 12:35
    @zlo500 Я один раз в жизни напивался до двоения в глазах — это реально возможно. Просто не можешь сфокусировать глаза. Но при таком состоянии, я едва стоял на ногах, реально падал, друзья под руки тащили… Уж какой там руль…
  • temasan
    07 дек 2010 в 12:58
    @Kefir0 Если допиться до состояния как в этих очках, то проблема будет в другом. Море по колено становится.
  • Pechenka
    07 дек 2010 в 13:07
    @vamp756 Именно! И опасно не это расплывание, при котором даже алкоголик не поедет, а отключение всех тормозов в голове.
  • Pechenka
    07 дек 2010 в 13:08
    @Dar4eG в разрушителях мифов точно было
  • Pechenka
    07 дек 2010 в 13:10
    @vamp756 Странно, ни разу не получалось достичь такого состояния. Было только отрицание реальности и принятия её за сон, ибо все вокруг «как то нереально». Тогда я дел конечно наделал :)
  • nash71
    07 дек 2010 в 13:53
    я думаю важнее всего понимать то, что под мухой реально сложно оценить скорость и выстроить необходимую траекторию для движения.
  • Dusha
    07 дек 2010 в 13:58
    @Dar4eG а проблем с принятием решения и прочими умственными расчётами? если тебе глаза завязать у тебя с координацией ещё хлеще будет)))
  • Dar4eG
    07 дек 2010 в 14:05
    @Dusha есть трудноизменяемые параметры. вроде более замедленной реакции мозга в состоянии опьянения, из-за чего затрудняются все мыслительные процессы, особенно связанные с движущимися предметами.
    которые, на некотором участке с достаточной точностью можно эмулировать тем, что изменять зрительные параметры. в итоге время на точную оценку тех же самых процессов тратится примерно сопоставимо, только проблема в другом — в точности и скорости обработки входных данных.
    в итоге изменения одних параметров у пьяного человека эмулируется изменением других параметров у трезвого. чтобы получить примерную кривую, для примерно такой статьи)))
    а так — с тестом на «положите палец руки на кончик носа» — хорошо так не попал…
  • vamp756
    07 дек 2010 в 18:21
    @Pechenka Это если набухаться быстро. Помню пил коньяк, потом ебнул целый стакан и после это — это и произошло. С тех пор не пью ничего выше 12%
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.