Авария. О человечности.
Автор не я, букв много, возможно это баян, но я раньше не встречал. Мне очень понравилось, может и вам понравится, если минут 20 на чтение не пожалеете =)
- Давай еще фару поменяем? - сказал Сашка. - Их же штуки три в боксе новых валяется!
Мы стояли у тренировочной красной "девятки", отметившей свое семилетие сменой мотора и большинства принципиальных узлов и агрегатов. Предыдущий двигатель, передвигавший машину последние двести тысяч километров, благополучно сыграл в ящик в прямом и переносном смысле - его умерщвленные, обгоревшие останки теперь покоились в нетесаной деревянной таре, подготовленные к торжественному погребению в мусорном контейнере. Свежий мотор, которому отныне предстояло терпеливо тянуть лямку и сносить издевательства атакующего стиля вождения, взращенного молодостью, амбициями и занятиями автоспортом, был демонтирован с полученной после полугода ожесточенной битвы с руководством автобазы новой "восьмерки", из которой мы теперь строили очередную раллийную машину. Серийные двигатели для гоночных подвигов не годились, и "заряжать" их было экономически невыгодно. Вместо них в Тольятти покупались готовые к раллийным победам моторы, способные некоторое время терпеть тяготы и лишения безумного пилотажа и имеющие внутри конструктивные особенности и эксклюзивные детали, добавляющие в упряжку несколько десятков дополнительных "лошадок". Сдать новехонький серийный двигатель на склад в те славные времена, когда должностные лица и простые труженики тащили с работы в сторону дома даже мышеловки и пластмассовые сиденья от унитазов, было так же невозможно, как китайскому коммунисту не выучить цитатник Мао. Поэтому путем различных воздействий на мягкотелые жизненные позиции и нестабильную принципиальность материально-ответственного персонала автобазы "нулевый" мотор благополучно списали в утиль, затем "уничтожили в присутствии членов комиссии", после чего моментально разобрали и собрали вновь на официально числящемся за тренировочной машиной блоке и успешно инсталлировали в подкапотное пространство.
Теперь реанимированная, готовая к безжалостному употреблению "девятка" гордо стояла у спортивного бокса. Внешний облик машины, откорректированный пульверизатором базовского маляра Вити, заглотившего по традиции перед покраской кружку чифиря, стабильно приводящую его в состояние творческого аффекта, портило только треснувшее стекло левой фары и немного скособоченная облицовка радиатора.
- Сойдет, - сказал я, трогая пальцами скотч на трещине. - Вышибем окончательно, тогда и сменим. Я на ней сегодня домой поеду, заодно пообкатаю.
- Ну-ну: - с сомнением сказал Сашка.
На улице стояла поздняя весна начала 90-х. Радостное майское субботнее солнце кружило голову и кипятило адреналин. Было легко, весело и свободно, как бывает изредка, когда дела сделаны, очередные - не скоро, никто не ждет и никуда не надо.
Едва выехав за ворота базы, я моментально забыл тягомотную теорию приработки компрессионных колец к стенкам цилиндров и утопил газ на всю длину ноги. Новый мотор весело взвизгнул, как студентка, внезапно попавшая под дождик, и понес меня в разогревающийся утренний полупустой мегаполис, жители которого разом очнулись от зимнего прозябания и всем кагалом ринулись в область засевать свои "сотки" картофелем и заполнять заржавевшие мангалы первым шашлыком.
Я летел по городу, разметая запоздалых, томно тянущихся к МКАДу "чайников" с сучковатыми досками на багажниках и снайперской сосредоточенностью в глазах. Ручка коробки передач сходила с ума от агрессии, а тормозные колодки шипели в возмущении. Прерывистые и сплошные линии метались под колесами, глазастые светофоры не успевали вспыхнуть желтизной и полутемные тоннели кончались, едва начавшись. Пьяный в доску весенний ветер врывался в салон и кружил по нему в сумасшедшем вихре.
Я вырвался с напрочь зарельсованной трамвайными путями Преображенки и помчался по Большой Черкизовской, в то время не загроможденной до осевой линии "инфраструктурой" рынка с брошенными где попало ржавыми "жигулями", дистрофическими вьетнамцами с полутонными тележками и наивными гражданами, бегущими схватить, что подешевле. Миновав развилку с Сиреневым бульваром, я принялся лавировать в неплотном потоке автомобилей и, подъезжая к повороту на Никитинскую улицу, оказался в правом ряду. Когда до перекрестка осталось совсем немного времени и места, я поравнялся с рейсовым "Икарусом", ехавшим во втором ряду, и, уже вклинившись между ним и высоченным бордюром, вдруг понял, что сзади на автобусе мелькнул номер маршрута - 34. Нога бросила акселератор и впилась в тормозную педаль.
Еще мальчишкой я долго жил и учился в школе в Измайлово и знал, что "тридцать четвертый" поворачивает со Щелковского шоссе на Никитинскую. Подсознание моментально отработало ситуацию: длинному, с "гармошкой" в середине "Икарусу" просто не хватает места для поворота направо из крайнего ряда, и опытный водитель для этого всегда берет левее, чтобы сделать "замах". Машина встала в юз, но автобус уже "сломался" в середине и, поворачивая, закрыл мне дорогу. Я встал, упершись в бордюр, и отчаянно нажал на клаксон, но "Икарус" упорно выдерживал свою траекторию - его хвост все-таки зацепил "девятку" и прочертил по ней в районе переднего бампера. Что-то звякнуло, хрустнуло, автобус повернул на Никитинскую и как ни в чем не бывало подъехал к остановке. Закипев, как забытый на плите чайник, я рванулся в погоню, объехал обидчика и заблокировал его, поставив свою машину наискось перед кабиной. В моей обезумевшей от нестерпимой обиды голове пронеслись низменные междометия и нецензурные эпитеты. Я подлетел к кабине автобуса и заорал:
- Ты чего! Слепой?!
- А что? - удивленно спросил пожилой, лет шестидесяти водитель.
- Так ты не только слепой, но и глухой? Продрал весь бок своей "колбасы" по моей машине и даже не заметил?!
Во мне скворчали и выплескивались на теплый асфальт фекалии. Я находился в состоянии человека, которого несправедливо оскорбили, обманули и обокрали одновременно. Стопроцентная правота моей позиции и неоспоримая виновность оппонента придавали мне апломба, решительности и неразборчивости в выборе средств урегулирования конфликта.
- Иди, смотри на свои художества! - орал я, указывая на "девятку".
Водитель не спеша вылез из автобуса. За ним бросились на улицу и пассажиры. Наличие зрителей придало мне дополнительные силы.
У машины был поцарапан угол бампера со следами бежевой краски автобуса, сломаны боковые крепления предкапотной накладки и вырвана та самая левая фара, которая теперь без стекла болталась на одном, чудом уцелевшем винтике. После осмотра "девятки" мы прошли к автобусу - от "гармошки" до заднего колеса моим бампером была прочерчена полоса.
- Так это: - водитель наконец оценил ситуацию. - Я ж с правого ряда не умещаюсь:
- А зеркала у тебя на что? Пропустить-то ты обязан по-любому! - я был горд от своей доминирующей позиции, и, кроме того, доволен, что ранее разбитую фару теперь можно списать на неловкого труженика 10-го автобусного парка.
- Ладно, вызываем ГАИ, пусть разбираются.
Пассажиры, оставшиеся без средства передвижения, разом заняли позицию водителя и хором, не стесняясь в выражениях, принялись высказывать беспочвенные обвинения в мой адрес в стиле - "Гоняют, сволочи!". Это, вкупе с тем, что автобусник явно понимал "размер своего попадания", раззадорило меня еще больше.
- Бампер, облицовка, фара! Ты знаешь, сколько это стоит?
- Сколько? - спросил обмякший водитель с тоской в окруженных тонкими морщинами глазах.
- А считай, - я начал приводить ему калькуляцию предстоящего устранения неисправностей. Сумма получилась серьезной.
- У меня столько нет, - тихо сказал водитель. Он стоял какой-то внезапно сгорбившийся, поникший, опустив мозолистые руки с вздувшимися венами и большими, неловкими пальцами.
- Ну, тогда ГАИ! - самодовольно, обведя толпу победным взглядом, огласил я приговор.
- Не надо ГАИ: - еще тише произнес водитель и совсем опустил голову. - Лишат премиальных, отпуск на зиму перенесут: Сейчас с линии сойду - тоже все взыщут по средней. Да и шестьдесят стукнуло - могут и "обходным" угостить:
- И правильно сделают! Ну, что будем делать?
- Возьми мои права, - он полез в нагрудный карман старой клетчатой фланелевой рубашки. - Я завтра выходной: Наскребу, займу. Отдам.
- Ну конечно! Завтра ты скажешь, что меня впервые видишь!
- Нет: Куда же я без прав:
- Ладно, - подумав, сказал я. - Но учти, дед, если завтра денег не будет, то я твои права в мелкие клочья порву для получения хотя бы морального удовлетворения!
- Будут: - водитель тяжело вздохнул, разглядывая свои рваные сандалии.
Я записал его адрес, нарочито громко хлопнул дверью и, сорвавшись с пробуксовкой с места, поехал в автохозяйство.
Сашка еще был в боксе и возился с коробкой передач.
- Давай фару! - крикнул я с порога. - Есть добрые люди в государстве. Выдрали ее мне с кишками!
- А кто виноват? - спросил Сашка.
- Да дед какой-то на "Икарусе". Ни хрена не смотрит, куда едет. Заходил в правый поворот из левого ряда, а в зеркало даже не удосужился посмотреть.
- Без мигалки, что ли? - спросил Сашка. - "Икарус" же длинный, небось не помещался в радиус:
- Хрен его знает, мигал он или нет: Завтра оплатит ущерб и будет точно включать поворотники и назад смотреть.
- Ну, если мигал, то ты сам-то мог сообразить, что он не вписывается:
- Ладно! Хватит теории гнуть. Фару давай!
Через полчаса я снова выехал с автобазы. Царапина на бампере стерлась ацетоном, облицовку мы прижали шайбами, а новая левая фара была так хороша, что требовала замены правой.
Водитель жил в башне на 16-й Парковой возле кругового движения. Я поставил машину непосредственно на круге и, вглядываясь в каракули с адресом, вошел в подъезд. Обшарпанная, обитая старым дерматином дверь открылась не сразу. Пройдя в прихожую, я ощутил запах лекарств, смешанный с ароматом подгоревшей картошки. Квартира была однокомнатной, с выцветшими старыми обоями и такой же мебелью. Дверь в комнату была прикрыта. Водитель в старомодных очках, с сероватым лицом, одетый в знакомую фланелевую рубашку и пузырящиеся на коленях трико сгреб со старомодного трюмо приготовленные деньги и протянул мне.
- Чуть не хватает: - виновато сказал он. К потертым мелким бумажкам была даже добавлена мелочь.
- Ладно, - снисходительно процедил я сквозь зубы.
- Ваня! - вдруг раздался из комнаты приглушенный женский голос. - Напои человека чаем! И поблагодари!
- За что? - водитель приоткрыл дверь, и я увидел разложенную диван-кровать, на которой лежала бледная седая женщина. Рядом стояла табуретка, аккуратно застеленная обрезком выцветшей клеенки, с пузырьками и коробочками с лекарствами.
- Ну, он же пошел тебе навстречу: - сказала женщина.
- Болеет? - сдавлено спросил я.
- Инсульт. Полгода как парализовало ниже пояса: Будешь чай?
Из-под коленок, нарастая и усиливаясь к груди, по моему телу побежала дрожь. Я смотрел на водителя и становился ниже ростом. Мое тело уменьшалось в размерах и хотело уместиться в самую узкую щель между плинтусом и стенкой прихожей. В голове в каком-то необъяснимом хаосе проносились фрагменты с зеркальными отражениями моей надменной, алчной физиономии, победной позы, самодовольных гримас и игрой на публику. Трясущимися руками я сунул деньги и права в руки водителя и бросился прочь из квартиры. За спиной звенела мелочь, выпавшая на пол из неловких толстых пальцев.
Забыв про лифт, я ураганом слетел по лестнице вниз и, оттолкнув входившего в подъезд мужчину, выбежал на улицу. В "девятке" на меня навалился стыд. Это был не стыд зрителя, у которого в театре сломалась молния на ширинке, а ощущения человека, который совершил нечто подлое и грязное и вымазался этой подлостью и грязью с ног до головы. Я тер горевшее лицо, словно пытаясь очиститься от чуть было не совершенного, и не мог понять - почему все это пришло только сейчас? Как я не смог вчера на остановке не разглядеть в себе эту мелочность, не увидеть себя отвратительным и низменным? Я втягивал голову в плечи, стараясь спрятаться в себе самом от позора, а предательская, вырвавшаяся на волю дрожь все била и била меня изнутри, смешиваясь с унизительными пощечинами, которыми наотмашь хлестала меня распоясавшаяся совесть.
Прошло почти полтора десятилетия. Я давно забыл о том инциденте с автобусом. Жизнь изменилась. Мы пересели с "жигулей" на иномарки, сделали евроремонты в новых квартирах и стали ездить на отдых к чужим морям.
Однажды, за пару дней до Нового года возвращаясь с работы домой, я стандартно застрял в обычной пробке у одного из расплодившихся рынков. Дорога поднималась вверх и стоявшая передо мной древняя, как минимум десятилетняя "девятка" с областными номерами, трогаясь, неизменно откатывалась перед стартом. В очередной раз попытка продвинуться на следующие три метра кончилась неудачей - машина заглохла. Пытаясь запустить мотор, водитель покатился назад. Предчувствуя недоброе, я переключился на заднюю передачу, но тут же услышал напряженный гудок почти подперевшей мой бампер машины. Я нажал тормоз и надавил клаксон, но водитель "девятки" совсем растерялся и, безуспешно продолжая крутить стартер, не трогая тормозов въехал мне в решетку радиатора. Хруст ломающейся пластмассы полоснул меня ножом по сердцу. Я поставил машину в "паркинг" и пошел осматривать объем разрушений. Они были небольшими, но неприятными. Между тем из "девятки" вылез пожилой дядька в кроличьей шапке и женщина того же возраста. Они испуганно смотрели на проломленную дыру в иномарке и боялись вымолвить слово.
- Ручник перед заводкой дергать не пробовал? - спросил я и принялся собирать обломки решетки.
- Растерялся, - проговорил водитель. - В Москве редко бываю: Извините меня:
- Ты что ж натворил? - тихо, с отчаянием пролепетала женщина. - Это ж иномарка. Чем же мы расплатимся?!
Мужчина стер испарину со лба и молчал.
- Страховка есть? - я сложил многочисленные обломки решетки на капоте "Ниссана".
- Нет, откуда такие деньжищи:- выдавил водитель. - Это ты меня на этот чертов рынок подбила ехать! - набросился он на женщину. Они принялись выяснять, кто из них больше виноват в этой дорожной трагедии.
Я достал мобильник.
- Ты на работе?
- Да, уже приехал: - раздался словно приглушенный расстоянием до Нью-Джерси голос.
- Позвони срочно дилеру "Ниссана". Сколько стоит решетка радиатора и эмблема на мой "квест"?
- А куда делась старая?
- Выдавили на хрен:
- Сейчас, - зевнув, ответила трубка. - Почти "тотал лост":
Хозяева "девятки" слушали мой разговор с видом узников, приговоренных к смерти.
- Что сказали? - спросила женщина.
- Сейчас перезвонят, но навскидку - долларов семьдесят.
- Это сколько на наши?
- Тысячи две:
- У нас столько нет: - сумма словно оглушила водителя, а женщина закрыла лицо руками.
- ГИБДД? - поинтересовался я. - Езда без страховки:
- Нет-нет! - встрепенулась женщина. - Мы найдем!
Они даже не думали о том, что можно попытаться развернуть аварию в сторону моего удара им в задний бампер.
Зазвонил телефон.
- Шестьдесят три доллара некрашеная.
- Понял, я перезвоню, - ответил я и повернулся к оппонентам. - Ну, я не ошибся. С покраской - сотня их или две восемьсот наших.
- Мы в Егорьевске живем, - понуро сказала женщина. - Деньги отыщем, но как передать?
Я оглянулся на судорожно объезжающие и проклинающие нас машины. С неба хлопьями валил новогодний снег, и мягкий морозец пощипывал нос. Становилось и зябко, и неуютно.
- Давайте так, - я полез в карман. - Вот моя визитка. Там есть мобильный телефон. Соберете денег - позвоните, а там решим, где пересечься:
- Я к третьему точно найду, - торопливо пообещал водитель, принимая спасительную бумажку.
Я махнул рукой, залез в теплый мини-вэн и поехал в гараж.
На следующий день мы аккуратно склеили решетку и вернули ее на место.
Второго или третьего января мы строили в деревне снеговика. Он получился огромным, с веником в одной руке и красным ведром на голове. Не хватало носа и глаз, и я пошел в дом за картошкой и морковкой. Зайдя на террасу, я услышал надрывавшийся телефон.
- Слушаю!
- Здрасьте. Это Анатолий.
- Кто?
- Ну, который вам машину стукнул:
- А! Привет. Ну что?
- Мы собрали деньги: Как передать?
За окном светило яркое зимнее солнце. Дети и уподобленные им мамы резвились вокруг снеговика и, взвизгивая, катались на санках с горки. Генка с Лешкой, попивая Kozel жарили шашлык и как всегда болтали о машинах. Мать суетилась, бегая через террасу с кастрюлями:
И тут я внезапно вспомнил водителя автобуса из уже далекого прошлого, стоявшего передо мной, как перед палачом, с опущенной головой и бессильно брошенными вдоль тела большими руками с набухшими венами: Меня передернуло.
- Как жену зовут, Анатолий? - спросил я.
- Что? - не сразу сообразил он. - Валентина она:
- Ну, поздравь Валентину с Новым годом! И тебя тоже поздравляю!
- Что?!
- С Новым годом, говорю! - рассмеялся я.
- Спасибо, - Анатолий проговорил это, словно доставая слова из валенок. - А деньги?
- А ты их уже отдал.
- Когда? - он ничего не мог понять.
- А сейчас. Когда мой номер набирал! Удачи! - я выключил телефон, нашел необходимые снеговику овощи и пошел на улицу.
© Eulex 2006
- Давай еще фару поменяем? - сказал Сашка. - Их же штуки три в боксе новых валяется!
Мы стояли у тренировочной красной "девятки", отметившей свое семилетие сменой мотора и большинства принципиальных узлов и агрегатов. Предыдущий двигатель, передвигавший машину последние двести тысяч километров, благополучно сыграл в ящик в прямом и переносном смысле - его умерщвленные, обгоревшие останки теперь покоились в нетесаной деревянной таре, подготовленные к торжественному погребению в мусорном контейнере. Свежий мотор, которому отныне предстояло терпеливо тянуть лямку и сносить издевательства атакующего стиля вождения, взращенного молодостью, амбициями и занятиями автоспортом, был демонтирован с полученной после полугода ожесточенной битвы с руководством автобазы новой "восьмерки", из которой мы теперь строили очередную раллийную машину. Серийные двигатели для гоночных подвигов не годились, и "заряжать" их было экономически невыгодно. Вместо них в Тольятти покупались готовые к раллийным победам моторы, способные некоторое время терпеть тяготы и лишения безумного пилотажа и имеющие внутри конструктивные особенности и эксклюзивные детали, добавляющие в упряжку несколько десятков дополнительных "лошадок". Сдать новехонький серийный двигатель на склад в те славные времена, когда должностные лица и простые труженики тащили с работы в сторону дома даже мышеловки и пластмассовые сиденья от унитазов, было так же невозможно, как китайскому коммунисту не выучить цитатник Мао. Поэтому путем различных воздействий на мягкотелые жизненные позиции и нестабильную принципиальность материально-ответственного персонала автобазы "нулевый" мотор благополучно списали в утиль, затем "уничтожили в присутствии членов комиссии", после чего моментально разобрали и собрали вновь на официально числящемся за тренировочной машиной блоке и успешно инсталлировали в подкапотное пространство.
Теперь реанимированная, готовая к безжалостному употреблению "девятка" гордо стояла у спортивного бокса. Внешний облик машины, откорректированный пульверизатором базовского маляра Вити, заглотившего по традиции перед покраской кружку чифиря, стабильно приводящую его в состояние творческого аффекта, портило только треснувшее стекло левой фары и немного скособоченная облицовка радиатора.
- Сойдет, - сказал я, трогая пальцами скотч на трещине. - Вышибем окончательно, тогда и сменим. Я на ней сегодня домой поеду, заодно пообкатаю.
- Ну-ну: - с сомнением сказал Сашка.
На улице стояла поздняя весна начала 90-х. Радостное майское субботнее солнце кружило голову и кипятило адреналин. Было легко, весело и свободно, как бывает изредка, когда дела сделаны, очередные - не скоро, никто не ждет и никуда не надо.
Едва выехав за ворота базы, я моментально забыл тягомотную теорию приработки компрессионных колец к стенкам цилиндров и утопил газ на всю длину ноги. Новый мотор весело взвизгнул, как студентка, внезапно попавшая под дождик, и понес меня в разогревающийся утренний полупустой мегаполис, жители которого разом очнулись от зимнего прозябания и всем кагалом ринулись в область засевать свои "сотки" картофелем и заполнять заржавевшие мангалы первым шашлыком.
Я летел по городу, разметая запоздалых, томно тянущихся к МКАДу "чайников" с сучковатыми досками на багажниках и снайперской сосредоточенностью в глазах. Ручка коробки передач сходила с ума от агрессии, а тормозные колодки шипели в возмущении. Прерывистые и сплошные линии метались под колесами, глазастые светофоры не успевали вспыхнуть желтизной и полутемные тоннели кончались, едва начавшись. Пьяный в доску весенний ветер врывался в салон и кружил по нему в сумасшедшем вихре.
Я вырвался с напрочь зарельсованной трамвайными путями Преображенки и помчался по Большой Черкизовской, в то время не загроможденной до осевой линии "инфраструктурой" рынка с брошенными где попало ржавыми "жигулями", дистрофическими вьетнамцами с полутонными тележками и наивными гражданами, бегущими схватить, что подешевле. Миновав развилку с Сиреневым бульваром, я принялся лавировать в неплотном потоке автомобилей и, подъезжая к повороту на Никитинскую улицу, оказался в правом ряду. Когда до перекрестка осталось совсем немного времени и места, я поравнялся с рейсовым "Икарусом", ехавшим во втором ряду, и, уже вклинившись между ним и высоченным бордюром, вдруг понял, что сзади на автобусе мелькнул номер маршрута - 34. Нога бросила акселератор и впилась в тормозную педаль.
Еще мальчишкой я долго жил и учился в школе в Измайлово и знал, что "тридцать четвертый" поворачивает со Щелковского шоссе на Никитинскую. Подсознание моментально отработало ситуацию: длинному, с "гармошкой" в середине "Икарусу" просто не хватает места для поворота направо из крайнего ряда, и опытный водитель для этого всегда берет левее, чтобы сделать "замах". Машина встала в юз, но автобус уже "сломался" в середине и, поворачивая, закрыл мне дорогу. Я встал, упершись в бордюр, и отчаянно нажал на клаксон, но "Икарус" упорно выдерживал свою траекторию - его хвост все-таки зацепил "девятку" и прочертил по ней в районе переднего бампера. Что-то звякнуло, хрустнуло, автобус повернул на Никитинскую и как ни в чем не бывало подъехал к остановке. Закипев, как забытый на плите чайник, я рванулся в погоню, объехал обидчика и заблокировал его, поставив свою машину наискось перед кабиной. В моей обезумевшей от нестерпимой обиды голове пронеслись низменные междометия и нецензурные эпитеты. Я подлетел к кабине автобуса и заорал:
- Ты чего! Слепой?!
- А что? - удивленно спросил пожилой, лет шестидесяти водитель.
- Так ты не только слепой, но и глухой? Продрал весь бок своей "колбасы" по моей машине и даже не заметил?!
Во мне скворчали и выплескивались на теплый асфальт фекалии. Я находился в состоянии человека, которого несправедливо оскорбили, обманули и обокрали одновременно. Стопроцентная правота моей позиции и неоспоримая виновность оппонента придавали мне апломба, решительности и неразборчивости в выборе средств урегулирования конфликта.
- Иди, смотри на свои художества! - орал я, указывая на "девятку".
Водитель не спеша вылез из автобуса. За ним бросились на улицу и пассажиры. Наличие зрителей придало мне дополнительные силы.
У машины был поцарапан угол бампера со следами бежевой краски автобуса, сломаны боковые крепления предкапотной накладки и вырвана та самая левая фара, которая теперь без стекла болталась на одном, чудом уцелевшем винтике. После осмотра "девятки" мы прошли к автобусу - от "гармошки" до заднего колеса моим бампером была прочерчена полоса.
- Так это: - водитель наконец оценил ситуацию. - Я ж с правого ряда не умещаюсь:
- А зеркала у тебя на что? Пропустить-то ты обязан по-любому! - я был горд от своей доминирующей позиции, и, кроме того, доволен, что ранее разбитую фару теперь можно списать на неловкого труженика 10-го автобусного парка.
- Ладно, вызываем ГАИ, пусть разбираются.
Пассажиры, оставшиеся без средства передвижения, разом заняли позицию водителя и хором, не стесняясь в выражениях, принялись высказывать беспочвенные обвинения в мой адрес в стиле - "Гоняют, сволочи!". Это, вкупе с тем, что автобусник явно понимал "размер своего попадания", раззадорило меня еще больше.
- Бампер, облицовка, фара! Ты знаешь, сколько это стоит?
- Сколько? - спросил обмякший водитель с тоской в окруженных тонкими морщинами глазах.
- А считай, - я начал приводить ему калькуляцию предстоящего устранения неисправностей. Сумма получилась серьезной.
- У меня столько нет, - тихо сказал водитель. Он стоял какой-то внезапно сгорбившийся, поникший, опустив мозолистые руки с вздувшимися венами и большими, неловкими пальцами.
- Ну, тогда ГАИ! - самодовольно, обведя толпу победным взглядом, огласил я приговор.
- Не надо ГАИ: - еще тише произнес водитель и совсем опустил голову. - Лишат премиальных, отпуск на зиму перенесут: Сейчас с линии сойду - тоже все взыщут по средней. Да и шестьдесят стукнуло - могут и "обходным" угостить:
- И правильно сделают! Ну, что будем делать?
- Возьми мои права, - он полез в нагрудный карман старой клетчатой фланелевой рубашки. - Я завтра выходной: Наскребу, займу. Отдам.
- Ну конечно! Завтра ты скажешь, что меня впервые видишь!
- Нет: Куда же я без прав:
- Ладно, - подумав, сказал я. - Но учти, дед, если завтра денег не будет, то я твои права в мелкие клочья порву для получения хотя бы морального удовлетворения!
- Будут: - водитель тяжело вздохнул, разглядывая свои рваные сандалии.
Я записал его адрес, нарочито громко хлопнул дверью и, сорвавшись с пробуксовкой с места, поехал в автохозяйство.
Сашка еще был в боксе и возился с коробкой передач.
- Давай фару! - крикнул я с порога. - Есть добрые люди в государстве. Выдрали ее мне с кишками!
- А кто виноват? - спросил Сашка.
- Да дед какой-то на "Икарусе". Ни хрена не смотрит, куда едет. Заходил в правый поворот из левого ряда, а в зеркало даже не удосужился посмотреть.
- Без мигалки, что ли? - спросил Сашка. - "Икарус" же длинный, небось не помещался в радиус:
- Хрен его знает, мигал он или нет: Завтра оплатит ущерб и будет точно включать поворотники и назад смотреть.
- Ну, если мигал, то ты сам-то мог сообразить, что он не вписывается:
- Ладно! Хватит теории гнуть. Фару давай!
Через полчаса я снова выехал с автобазы. Царапина на бампере стерлась ацетоном, облицовку мы прижали шайбами, а новая левая фара была так хороша, что требовала замены правой.
Водитель жил в башне на 16-й Парковой возле кругового движения. Я поставил машину непосредственно на круге и, вглядываясь в каракули с адресом, вошел в подъезд. Обшарпанная, обитая старым дерматином дверь открылась не сразу. Пройдя в прихожую, я ощутил запах лекарств, смешанный с ароматом подгоревшей картошки. Квартира была однокомнатной, с выцветшими старыми обоями и такой же мебелью. Дверь в комнату была прикрыта. Водитель в старомодных очках, с сероватым лицом, одетый в знакомую фланелевую рубашку и пузырящиеся на коленях трико сгреб со старомодного трюмо приготовленные деньги и протянул мне.
- Чуть не хватает: - виновато сказал он. К потертым мелким бумажкам была даже добавлена мелочь.
- Ладно, - снисходительно процедил я сквозь зубы.
- Ваня! - вдруг раздался из комнаты приглушенный женский голос. - Напои человека чаем! И поблагодари!
- За что? - водитель приоткрыл дверь, и я увидел разложенную диван-кровать, на которой лежала бледная седая женщина. Рядом стояла табуретка, аккуратно застеленная обрезком выцветшей клеенки, с пузырьками и коробочками с лекарствами.
- Ну, он же пошел тебе навстречу: - сказала женщина.
- Болеет? - сдавлено спросил я.
- Инсульт. Полгода как парализовало ниже пояса: Будешь чай?
Из-под коленок, нарастая и усиливаясь к груди, по моему телу побежала дрожь. Я смотрел на водителя и становился ниже ростом. Мое тело уменьшалось в размерах и хотело уместиться в самую узкую щель между плинтусом и стенкой прихожей. В голове в каком-то необъяснимом хаосе проносились фрагменты с зеркальными отражениями моей надменной, алчной физиономии, победной позы, самодовольных гримас и игрой на публику. Трясущимися руками я сунул деньги и права в руки водителя и бросился прочь из квартиры. За спиной звенела мелочь, выпавшая на пол из неловких толстых пальцев.
Забыв про лифт, я ураганом слетел по лестнице вниз и, оттолкнув входившего в подъезд мужчину, выбежал на улицу. В "девятке" на меня навалился стыд. Это был не стыд зрителя, у которого в театре сломалась молния на ширинке, а ощущения человека, который совершил нечто подлое и грязное и вымазался этой подлостью и грязью с ног до головы. Я тер горевшее лицо, словно пытаясь очиститься от чуть было не совершенного, и не мог понять - почему все это пришло только сейчас? Как я не смог вчера на остановке не разглядеть в себе эту мелочность, не увидеть себя отвратительным и низменным? Я втягивал голову в плечи, стараясь спрятаться в себе самом от позора, а предательская, вырвавшаяся на волю дрожь все била и била меня изнутри, смешиваясь с унизительными пощечинами, которыми наотмашь хлестала меня распоясавшаяся совесть.
Прошло почти полтора десятилетия. Я давно забыл о том инциденте с автобусом. Жизнь изменилась. Мы пересели с "жигулей" на иномарки, сделали евроремонты в новых квартирах и стали ездить на отдых к чужим морям.
Однажды, за пару дней до Нового года возвращаясь с работы домой, я стандартно застрял в обычной пробке у одного из расплодившихся рынков. Дорога поднималась вверх и стоявшая передо мной древняя, как минимум десятилетняя "девятка" с областными номерами, трогаясь, неизменно откатывалась перед стартом. В очередной раз попытка продвинуться на следующие три метра кончилась неудачей - машина заглохла. Пытаясь запустить мотор, водитель покатился назад. Предчувствуя недоброе, я переключился на заднюю передачу, но тут же услышал напряженный гудок почти подперевшей мой бампер машины. Я нажал тормоз и надавил клаксон, но водитель "девятки" совсем растерялся и, безуспешно продолжая крутить стартер, не трогая тормозов въехал мне в решетку радиатора. Хруст ломающейся пластмассы полоснул меня ножом по сердцу. Я поставил машину в "паркинг" и пошел осматривать объем разрушений. Они были небольшими, но неприятными. Между тем из "девятки" вылез пожилой дядька в кроличьей шапке и женщина того же возраста. Они испуганно смотрели на проломленную дыру в иномарке и боялись вымолвить слово.
- Ручник перед заводкой дергать не пробовал? - спросил я и принялся собирать обломки решетки.
- Растерялся, - проговорил водитель. - В Москве редко бываю: Извините меня:
- Ты что ж натворил? - тихо, с отчаянием пролепетала женщина. - Это ж иномарка. Чем же мы расплатимся?!
Мужчина стер испарину со лба и молчал.
- Страховка есть? - я сложил многочисленные обломки решетки на капоте "Ниссана".
- Нет, откуда такие деньжищи:- выдавил водитель. - Это ты меня на этот чертов рынок подбила ехать! - набросился он на женщину. Они принялись выяснять, кто из них больше виноват в этой дорожной трагедии.
Я достал мобильник.
- Ты на работе?
- Да, уже приехал: - раздался словно приглушенный расстоянием до Нью-Джерси голос.
- Позвони срочно дилеру "Ниссана". Сколько стоит решетка радиатора и эмблема на мой "квест"?
- А куда делась старая?
- Выдавили на хрен:
- Сейчас, - зевнув, ответила трубка. - Почти "тотал лост":
Хозяева "девятки" слушали мой разговор с видом узников, приговоренных к смерти.
- Что сказали? - спросила женщина.
- Сейчас перезвонят, но навскидку - долларов семьдесят.
- Это сколько на наши?
- Тысячи две:
- У нас столько нет: - сумма словно оглушила водителя, а женщина закрыла лицо руками.
- ГИБДД? - поинтересовался я. - Езда без страховки:
- Нет-нет! - встрепенулась женщина. - Мы найдем!
Они даже не думали о том, что можно попытаться развернуть аварию в сторону моего удара им в задний бампер.
Зазвонил телефон.
- Шестьдесят три доллара некрашеная.
- Понял, я перезвоню, - ответил я и повернулся к оппонентам. - Ну, я не ошибся. С покраской - сотня их или две восемьсот наших.
- Мы в Егорьевске живем, - понуро сказала женщина. - Деньги отыщем, но как передать?
Я оглянулся на судорожно объезжающие и проклинающие нас машины. С неба хлопьями валил новогодний снег, и мягкий морозец пощипывал нос. Становилось и зябко, и неуютно.
- Давайте так, - я полез в карман. - Вот моя визитка. Там есть мобильный телефон. Соберете денег - позвоните, а там решим, где пересечься:
- Я к третьему точно найду, - торопливо пообещал водитель, принимая спасительную бумажку.
Я махнул рукой, залез в теплый мини-вэн и поехал в гараж.
На следующий день мы аккуратно склеили решетку и вернули ее на место.
Второго или третьего января мы строили в деревне снеговика. Он получился огромным, с веником в одной руке и красным ведром на голове. Не хватало носа и глаз, и я пошел в дом за картошкой и морковкой. Зайдя на террасу, я услышал надрывавшийся телефон.
- Слушаю!
- Здрасьте. Это Анатолий.
- Кто?
- Ну, который вам машину стукнул:
- А! Привет. Ну что?
- Мы собрали деньги: Как передать?
За окном светило яркое зимнее солнце. Дети и уподобленные им мамы резвились вокруг снеговика и, взвизгивая, катались на санках с горки. Генка с Лешкой, попивая Kozel жарили шашлык и как всегда болтали о машинах. Мать суетилась, бегая через террасу с кастрюлями:
И тут я внезапно вспомнил водителя автобуса из уже далекого прошлого, стоявшего передо мной, как перед палачом, с опущенной головой и бессильно брошенными вдоль тела большими руками с набухшими венами: Меня передернуло.
- Как жену зовут, Анатолий? - спросил я.
- Что? - не сразу сообразил он. - Валентина она:
- Ну, поздравь Валентину с Новым годом! И тебя тоже поздравляю!
- Что?!
- С Новым годом, говорю! - рассмеялся я.
- Спасибо, - Анатолий проговорил это, словно доставая слова из валенок. - А деньги?
- А ты их уже отдал.
- Когда? - он ничего не мог понять.
- А сейчас. Когда мой номер набирал! Удачи! - я выключил телефон, нашел необходимые снеговику овощи и пошел на улицу.
© Eulex 2006
почти так же, когда мне дядечка на Мерседесе CL65 AMG купэ полосу уступил, чтобы я налево повернуть смог. Спасибо.
А у нас как был совок, так и остался.