Написать пост

tolikblik

Как откручивать гайки

Пункт первый. (Господи, пронеси!)
Бывает так, что тяжело открутить гайку. Для этого применяют всякие насадки на ключ, типа трубы, которые увеличивают плечо силы, но это весьма чревато поломкой шпильки/болта (чаще всего), срывом резьбы или граней гайки.
Чтобы открутить сильно заржавевшую гайку надо:
1) Обстучать её с боков, по плоским граням, как на рисунке. Надо стучать не очень сильно, чтобы не повредить геометрию гайки.




2) Попробовать открутить просто ключем или головкой с обычным воротком, без всеких труб и удлинителей.
Внимание! Когда откручиваете заржавевшие гайки, используйте только накидной ключ-петлю, или головку! Ни в коем случае не откручивайте их рожковым ключом или пассатижами, чревато вторым пунктом!!!
3) Смочить гайку специальным составом, помогающим откручивать: WD-40, продаётся в любом автомагазине, стоит в районе ста рублей, либо простой тормозухой. Убедитесь, что раствор проник между гайкой и резьбой! Немного погулять.
4) Теперь можно откручивать!

Пункт второй. (Ёшкин кот!)
Ну вот, к несчастью мы добрались до второго пункта! Когда или грани "слизаны" или резьба сорвана или гайка всё равно не откручивается, несмотря на ужимки и прыжки п.1. Это конечно, сложнее, но человеку всё равно по-силам! В этом случае нужно немного побольше инструмента, так что желательно это делать в гараже или на месте стоянки.
Что же, не стоит терять голову, поехали:
Когда гайка всё равно не откручивается, мы поступаем одним из следующих методов:
1) В идеале, если есть газовая сварка или газовый резак (на пропане или ацетилене) можно нагреть гайку до красного цвета, тогда она легко открутится. Самый лёгкий метод, но нужен этот самый резак, что, естественно редкость!
2) Берём зубило, прикладываем его как на рисунке и пробуем открутить гайку ударом молотка по зубилу. Если получится, то гайку придётся выкинуть и купить новую, зато профит-то, профит!


3) Берём ножовку по железу или болгарку и спиливаем гайку как на рисунке, стараясь не покалечить болт/шпильку. После этого по гайке достаточно будет легко тюкнуть молотком и она открутится вручную! Этот метод стопроцентный, если позволяет место расположения гайки.


Пункт третий. (Всё, капец!)
Самый неприятный исход при откручивании гайки, когда отломилась шпилька, на которую эта самая гайка и надевается. Это прискорбно, но не смертельно, как думают начинающие автолюбители. Я знал человека, который, заломив шпильку на помпе, продал машину за копейки. Не поступайте так, друзья, это всё решается и лечится!
В основном вся проблема только во времени. Так, если гайку открутить занимает секунд 20-30, то с заломленной шпилькой придётся повозится опытному человеку, при наличии всех нужных инструментов и деталей минут десять с перекуром (если шпилько на "удобном" месте)
В лучшем случае, если торчит достаточно резьбы шпильки, на неё можно накрутить две гайки и вывернуть её. А по закону подлости чаще бывает что шпилька ломается "под корень", в таком случае читаем далее.
Потребуется следующее:
- Дрель (шуруповёрт)
- Набор свёрл по металлу
- Метчик по диаметру шпильки
- Сама шпилька
Как правило, дрель, метчик и свёрла можно попросить у соседа, если своих нет, а шпильку придётся купить новую.
Для начала сверлим "центрующее" отверстие по осевой линии заломленной шпильки. Это самый важный этап, и самый ответственный. Прежде чем сверлить, набейте лунку по центру шпильки, что бы сверло не съехало. Просверлите маленьким свёрлышком на глубину 1-2 см. Здесь самое важное! Если съехала центровка, то везите машину в сервис, здесь без координатного станка не обойтись! Если сломали сверло в отверстии, то же самое- в сервис! В этих случаях уже реально проще отдать 300 рублей за работу профессионалов.
Ну, а в нашем случае, надеюсь, всё обойдётся без эксцессов, и мы продолжаем высверливать далее. Как только "центрующее" отверстие готово, сверлим уже на полную глубину залегания шпильки свёрлами, с диаметром, постепенно приближающимся к диаметру шпильки.
Когда отверстие готово, метчиком "прогоняем" резьбу. Вот и всё, заворачиваем шпильку и наслаждаемся!

Пара общих советов:
- При демонтаже любых деталей, при возможности всегда прогоняйте резьбу на болтах и гайках соответственно лерками или метчиками. Это избавит их от "накипи", коррозии, грязи, что продлит жизнь резьбовому соединению и облегчит последующий демонтаж. Когда прикручиваете деталь на место, обязательно смажте резьбу графитовой смазкой! Особенно на коллекторах, выпускных трубах и прочих высоко температурных объектах. Это не даст "привариться" гайкам.
- Обязательно пристёгивайтесь, помните, что нет ничего важнее и дорожи жизни и здоровья!

Буду рад критике и дополнениям!

UPD. Shajtan подсказал, что ещё для удаления сломанных шпилек существует т.н. экстрактор, который забивается в высверленное в шпильке отверстие. Его плюс - отверстие не надо точно центровать.
Бывают с резьбой или обоюдоострыми гранями. На мой взгляд с гранями получше.
Вот они:

34 комментария 4нравится 4избранное
Spirit999
tolikblik
usverg
GeeZeR
  • Kalashmatik
    05 июл 2010 в 14:02
    1. Убери под кат.
    2. Есть еще один инструмент называется гайкорез, надевается на гайку и лезвием по принципу струпцины/тисков — разрезает гайку нафиг, без всяких извращений со стамеской, болкгаркой или еще хуже газовой сварки…
  • mumi
    05 июл 2010 в 14:03
    Когда товарищи из шиномонтажа обломали заподлицо шпильку, то на соседнем сервисе мужики приварили к ней трубу и со второй попытки открутили.
  • zlo500
    05 июл 2010 в 14:10
    Есть такое негласное правило, помогающее открутить закисший болт или гайку. Не стоит как говорят в народе «тянуть до усрачки» Нужно просто аккуратно установить ключ на болте или гайке, и ОЧЕНЬ РЕЗКО РВАНУТЬ ключ, то есть «тянуть болт» не нужно, необходимо сильное резкое движение. Если ключ сидел плотно на гайке, то она открутится в 99% случаев.
    И еще из собственной практики — если совсем глухо с откручиванием, используем законы физики. чтоб гайка легче открутилась, нагреваем ее. Чтоб болт легче выкрутился, нагреваем деталь, в которую он вкручен
  • RainbowDemon
    05 июл 2010 в 14:13
    «При демонтаже любых деталей, при возможности всегда прогоняйте резьбу на болтах и гайках соответственно лерками или метчиками» — ребята, не следуйте этому совету — вы только прослабите резьбу. Прогонять можно новой гайкой, но не стоит это делать инструментальной сталью. А еще лучше лишний раз не прогонять без особой нужды, а лишь смазать резьбу графитово-солидольной смесью (тут нудно быть внимательным — не стоит смазывать графиткой резьбу, которая будет работать в условиях повышенной температуры, т.к. может прикипеть)
  • Shajtan
    05 июл 2010 в 14:37
    Для извлечения шпилек есть специальный инструмент, называется — экстрактор, выглядит как странной формы сверло с левой резьбой. Сверлим в шпильке отверстие (центровка непринципиальна), затем загоняем в него соответствующий экстрактор и вращаем, отворачивая. Сначала экстрактор заходит по своей резьбе в отверстие, затем, зафиксировавшись там, начинает отворачивать шпильку. И никакой фигни с метчиками.
  • zlo500
    05 июл 2010 в 14:42
    @Shajtan есть такое дело
  • SCUD
    05 июл 2010 в 14:46
    Спасибо, интересно.
  • RainbowDemon
    05 июл 2010 в 14:47
    @zlo500 «ОЧЕНЬ РЕЗКО РВАНУТЬ» таки да — это отличнейший способ порвать болт.
  • tolikblik
    05 июл 2010 в 14:55
    @zlo500 Согласен полностью! Но сначала лучше всё-таки обстучать! Потом просто надеть вороток с головкой, и сильно и резко ударить основанием кисти. Но меру тоже знать надо, а она только с опытом приходит! ;-)
  • Primarius
    05 июл 2010 в 14:57
    Я помню когда мне отец пригнал 2105 :) и сказал — учись :) я первым делом пошел в магазин и накупил там всякого барахла, типа инерционных ремней, боковых зеркал, нового руля и новой ручки КПП.
    Заменил все, кроме фиксаторов ремня безопасности, они не откручивались, закисли снизу, так мне их в помощью газосварки откручивали, сначала раскалили, а потом приварили головки, за которые и выкрутили :)
  • tolikblik
    05 июл 2010 в 14:59
    @RainbowDemon Вы мне полностью противоречите!
    Мой опыт как раз об обратном говорит:
    — Не в коем случае нельзя прогонять новой гайкой, иначе грязь, песок, ржавчина и проч. источат витки резьбы.
    — Как раз высокотемпературные резьбы и смазывают «Графиткой». Солидол из неё испаряется, остаётся графит, которой является лучшим средством от «скипания» двух деталей, ибо не окисляется, устойчив и к воде и ГСМ.
  • tolikblik
    05 июл 2010 в 15:02
    @Shajtan Благодарю, был не в курсе! Сейчас обновлю пост, спасибо!
  • tolikblik
    05 июл 2010 в 15:12
    @Primarius Да, газовая сварка вещь очень полезная для таких случаев!
  • Boomburum
    05 июл 2010 в 15:13
    Использую не обычные ключи, а сменные торцевые головки (коих целая коробка) — ими хотя бы ребра (грани?) у гайки не сорвешь
  • RainbowDemon
    05 июл 2010 в 15:28
    @tolikblik «Вы мне полностью противоречите!» И? Должен был согласиться? Может пиписьками опытом меряться будем, кто больше в своей жизни гаек открутил? )) В графиках графит слишком мелкого помола для резьбы и нехило ее забивает. Для быстрого эксперимента можно смазать резьбу на свечах пожирнее, закрутить и проехать 1000 км без остановок, потом дать остыть и выкрутить свечи и убедится, что они выйдут с алюминием. И конечно, инструменталка будет очень хороша поверх грязи, да по старой резьбе.
  • tolikblik
    05 июл 2010 в 15:43
    @RainbowDemon Я не знаю, сколько Вы открутили гаек, и, конечно, опытом мериться не буду, хотя с машиной с шестнадцати лет ковыряюсь.
    Я не знаю, почему у нас такие разные подходы, может мы в разных гаражах работали? ;-)
  • zlo500
    05 июл 2010 в 15:53
    @RainbowDemon что в твоем понимании «порвать» болт, может ты имел в виду «обкатать»? если есть сноровка и инструмент хороший, а не наборчик китайский за 100 рублей, то обкатать болт невозможно
  • zlo500
    05 июл 2010 в 15:57
    @Boomburum накидной ключ злее в этом вопросе))) дело в том, что используя головку и вороток(трещетку) нужно очень точно и крепко держать инструмент в руках, так как плоскость откручивания с плоскостью, трещетки совпадать должна, иначе обкатаешь гайку. а накидными, если зазоров в нем нет, просто прицелился на глаз и крути, сколько душе угодно
  • zlo500
    05 июл 2010 в 15:57
    @Boomburum это я имею ввиду только случаи экстремального откручивания
  • RainbowDemon
    05 июл 2010 в 16:49
    @zlo500 порвать, это значит порвать — хрусь и пополам.
  • zlo500
    05 июл 2010 в 16:57
    @RainbowDemon ключ или гайка пополам?))
  • vkosinets
    05 июл 2010 в 18:32
    @zlo500 Болт. Сам не раз проделывал такие фокусы с хомутами на выхлопной трубе.
  • astrix
    05 июл 2010 в 18:32
    Давичо сорвал шляпку болта на впускном коллекторе. Подумал «во хуйня», а потом понял, что крутил по часовой стрелке.
  • Vufer
    05 июл 2010 в 18:35
    @RainbowDemon У меня к примеру ступичные гайки иначе не открутить, две полутораметровых трубы и четыре ключа стали жертвами, пока не догадались прыгнуть на трубе :)
  • sevich
    05 июл 2010 в 18:56
    @Kalashmatik хорошая штука, но я и зубилом неплохо справлялся с гайками, а газовый резак это вообще пестня, сдувает легко и непринужденно
  • RainbowDemon
    05 июл 2010 в 19:12
    @Vufer Расконтрить нужно было не забыть )) Ну а если серьезно: большой гайке — большое усилие. Бывало, что приходилось ступичные отворачивать двигателем автомобиля — головку, через маленький удлинитель, чтобы вороток немного выступал за пределы автомобиля, двухметровую трубу на вороток, трубу в пол и плавно отпускаем сцепление (тормоз на автомате). Но и даже таким способом бывало, что гайку не открутить и она «обходилась». Ну после этого начинался секос.
  • MaiKL63
    05 июл 2010 в 19:33
    Уважаемые кадабровчане. Здесь всё описано про идеально расположенные болты и гайки. А есть столько мест в авто, что все эти методы не помогают. Ни удлинители-усилители, ни сварка-резка, ни всякие приспособления. Я бы предложил заранее позаботиться и смазать такие соединения.
    З.Ы. Очень помогает обработка Репеллентом от комаров. Старого выпуска. Жёлты такой флакон. Разьедает всё, что угодно...)))
  • TsaaRr
    05 июл 2010 в 20:22
    Не рекомендуется смазывать резьбу болтов, которыми крепятся колеса. Наверное, в этом есть здравый смысл… :-)
  • Shajtan
    05 июл 2010 в 21:01
    @TsaaRr Резьбу — нет, смысла даже нету мазать, туда ничего не попадает. Мазать следует графиткой места соприкосновения болтов и колёсных дисков. Также полезно промазать места соприкосновения диска колёсного и диска тормозного (либо крышки барабана).
  • tolikblik
    05 июл 2010 в 22:31
    @astrix Да, кстати, хотел об этом сказать в посте, но забыл! ;-)
  • tmr
    06 июл 2010 в 21:05
    Полить гайку кипятком или нагреть строительным феном. Способ еще никогда не подводил. На неделе так разбирал насос, какой сука совецкий инженер догадался стянуть мотор тридцатисантиметровыми шпильками, за двадцать лет в воде шпильки превратились в говно и все полопались
  • Vufer
    12 июл 2010 в 09:45
    @RainbowDemon Расконтрить само собой, в том и дело, что срывали рывком, плавно — гнули трубу. А на раывок — легко и непринужденно…
  • Eduard125
    06 дек 2012 в 10:23
    Часто бывает, что гайку стронешь, а дальше никак, потому что торчащая резьба заржавела. Или открутишь, а прогнать резьбу шпильки плашкой мешают другие шпильки или детали. Я для этого переделал плашкодержатель. Описание на www.nastcart.ru/index.php/razborka-dvigatelya. Очень выручает.
  • nikolay1
    29 июн 2014 в 10:42
    Еще есть химический способ, типа как травление азотной кислотой. Тут суть метода: http://2garage.ru/article/sposoby-otkruchivaniya-boltov-gaek-i-shpilek/
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.