Путь из B в A
Многие из здесь присутствующих хоть раз в жизни задумывались о том, чтобы завести помимо четырехколесных друзей, еще и двухколесных. Причины у всех разные, а вопросы очень похожие. На часть вопросов я пытался найти ответы прошлым летом. Скажу сразу две вещи:
- в первую очередь целью занятий было удовлетворить любопытство
- категорию A я пока так и не открыл
Еще раз прошу не судить меня строго - двухколёсного опыта, не считая велосипеда, у меня совсем мало. Кстати, именно с велосипеда всё и началось. Когда я носился на нём с метромоста в правом ряду, адреналин впрыскивался в мозг в нереальных дозах по нескольким причинам. Во-первых, ощущения при езде 60км/ч на двух колесах совсем не те, что на четырех (а без шлема - так вообще). Во-вторых, когда тебя обгоняет фура или троллейбус, страшно просто нереально. Впрочем, страх постепенно проходил и его заменяло желание ехать быстрее. Именно тогда и появилось желание попробовать - что такое мотоцикл.
Спустя некоторое время инструктор, который учил меня водить машину, сказал, что теперь по выходным преподаёт вождение мотоцикла. Я знал, что этот человек не допускает халтуры, и если уж у кого-то и учиться, то лучшую кандидатуру найти будет сложно. Узнал подробности: занятия длятся 2 часа, по три человека на площадке. По стоимости получалось дороже, чем за то же время на машине (индивидуально), но оно и понятно - ему надо окупать площадку и мотоциклы (3 Yamaha YBR-125). В общем, нашел двух друзей, которым эта тема тоже интересна и мы приехали на первое занятие.
Сперва немного теории и вот мы уже пытаемся тронуться и повилять рулем. После машины сама механика вождения мотоцикла мне показалась простой. Но вот если на машине медленно катиться немного проблематично, то на мотоцикле (убрав ноги с асфальта) нереально сложно. А именно это мы делали первый день. Мы учились трем вещам: трогаться, вертеть рулем и тормозить.
Лично у меня процесс трогания проблем не вызвал. Сцепление здесь ручное, коробка передач под ногой. Всё просто: чтобы тронуться нужно поднять "ручку КПП" мыском левой ноги и плавно отпустить сцепление левой рукой, а дальше, чтобы переключаться нужно дергать ее вниз. (тьфу ты, всё наоборот. Сначала вниз, потом наверх... Совсем склероз замучал! Спасибо, AlexusPro за исправление) С кручением рулём - уже хуже. Нужно это делать практически всем корпусом, как будто пытаешься кого-то ударить. С одной стороны ничего сложного, с другой - довольно быстро устаешь. А вот торможение - это вообще отдельная песня.
В отличие от машины, тормоза у мотоцикла раздельные. Правая нога тормозит задним тормозом, а правая рука - передним. АБС постепенно приходит в мотомир, но если вы только учитесь водить и не собираетесь потратить на мотоцикл целое состояние, то рассчитывать на его наличие не приходится. И вот тут важно, чтобы ваш инструктор следил за техникой. Любое вождение - это искусство. Искусство требует мастерства. Мастерство требует техники. Правильная постановка ног, правильные движения очень сильно помогают точно дозировать усилия. Но, как показала практика обучения вождению машины, очень мало кто из инструкторов следит за этим.
Самое сложное - это торможение на участках с неравномерным сцеплением колёс с дорогой. Это может быть либо песок, либо просто участки влажного асфальта. Пока сцепление хорошее мотоцикл эффективно замедляется. Попадаем на влажный участок и заднее колесо блокируется. Тут самое главное привыкнуть на это вовремя реагировать и ослаблять усилие до того, как вас начало сносить.
Второе занятие было интереснее. Мы уже не просто ездили по кругу, а нас посвятили в то, что будет на экзамене в ГАИ. А будет "всего" три упражнения. Зато каких. Собственно, именно на этом занятии и удалось ощутить всю прелесть мотоцикла. Всю его маневренность и послушность. А дело всё в том, что нам объяснили и показали, что такое контрруление.
Все мы видели мотогонки, где в поворотах спортсмены лихо перекладывают мотоцикл с боку на бок. Это кажется очень просто до тех пор, пока сам не попробуешь это сделать. Пробуешь и понимаешь, что либо ты не довернешь, либо мотоцикл в итоге упадет на тебя и раздавит. Тут снова вступает в дело техника. На самом деле, чтобы резко повернуть направо, нужно дернуть руль влево. При этом, правда, корпусом нужно свеситься направо. После этого мотоцикл сам наклонится в нужную вам сторону. Осталось только вовремя повернуть руль обратно и остановить это самое падение.
После первичного усваивания контрруления, мотоцикл становится опьяняюще послушным. Так и хочется нарезать ещё и ещё дугу. Правда, попытка проехаться по площадке возвращает вас с небес на землю - всё не так просто, как только что казалось...
На этом мой моторнодвухколёсный "опыт" заканчивается по одной простой причине - любопытство удовлетворено, а лишних денег на дальнейшие занятия и последующую покупку мотоцикла не было. Очень может быть, что если бы не армия, этим летом я бы все-таки открыл категорию A. Теперь ждём до следующего.
В принципе, в сдаче экзамена ничего сложного нет. Экстернат разрешён для мотоциклов (вроде даже во всех отделениях ГАИ). Сначала сдаём теорию (да-да, то, что у вас уже есть права не освобождает от повторной сдачи теории), а потом площадку. В идеале неплохо бы договориться с инструктором о том, чтобы вы сдавали на том же мотоцикле, на котором учились. Потому что на ГАИшных мотоциклах это сделать совсем непросто.
P.S. Вы можете попробовать задать вопросы в комментах, но не уверен, что я смогу ответить. Раньше у нас был AlexusPro, который неплохо разбирался в скутерной и мототематике, но он куда-то пропал :( AlexusPro на самом деле с нами, просто он хорошо шифруется. Если я не смогу, может быть, он ответит на ваши вопросы
- в первую очередь целью занятий было удовлетворить любопытство
- категорию A я пока так и не открыл
Еще раз прошу не судить меня строго - двухколёсного опыта, не считая велосипеда, у меня совсем мало. Кстати, именно с велосипеда всё и началось. Когда я носился на нём с метромоста в правом ряду, адреналин впрыскивался в мозг в нереальных дозах по нескольким причинам. Во-первых, ощущения при езде 60км/ч на двух колесах совсем не те, что на четырех (а без шлема - так вообще). Во-вторых, когда тебя обгоняет фура или троллейбус, страшно просто нереально. Впрочем, страх постепенно проходил и его заменяло желание ехать быстрее. Именно тогда и появилось желание попробовать - что такое мотоцикл.
Спустя некоторое время инструктор, который учил меня водить машину, сказал, что теперь по выходным преподаёт вождение мотоцикла. Я знал, что этот человек не допускает халтуры, и если уж у кого-то и учиться, то лучшую кандидатуру найти будет сложно. Узнал подробности: занятия длятся 2 часа, по три человека на площадке. По стоимости получалось дороже, чем за то же время на машине (индивидуально), но оно и понятно - ему надо окупать площадку и мотоциклы (3 Yamaha YBR-125). В общем, нашел двух друзей, которым эта тема тоже интересна и мы приехали на первое занятие.
Сперва немного теории и вот мы уже пытаемся тронуться и повилять рулем. После машины сама механика вождения мотоцикла мне показалась простой. Но вот если на машине медленно катиться немного проблематично, то на мотоцикле (убрав ноги с асфальта) нереально сложно. А именно это мы делали первый день. Мы учились трем вещам: трогаться, вертеть рулем и тормозить.
Лично у меня процесс трогания проблем не вызвал. Сцепление здесь ручное, коробка передач под ногой. Всё просто: чтобы тронуться нужно поднять "ручку КПП" мыском левой ноги и плавно отпустить сцепление левой рукой, а дальше, чтобы переключаться нужно дергать ее вниз. (тьфу ты, всё наоборот. Сначала вниз, потом наверх... Совсем склероз замучал! Спасибо, AlexusPro за исправление) С кручением рулём - уже хуже. Нужно это делать практически всем корпусом, как будто пытаешься кого-то ударить. С одной стороны ничего сложного, с другой - довольно быстро устаешь. А вот торможение - это вообще отдельная песня.
В отличие от машины, тормоза у мотоцикла раздельные. Правая нога тормозит задним тормозом, а правая рука - передним. АБС постепенно приходит в мотомир, но если вы только учитесь водить и не собираетесь потратить на мотоцикл целое состояние, то рассчитывать на его наличие не приходится. И вот тут важно, чтобы ваш инструктор следил за техникой. Любое вождение - это искусство. Искусство требует мастерства. Мастерство требует техники. Правильная постановка ног, правильные движения очень сильно помогают точно дозировать усилия. Но, как показала практика обучения вождению машины, очень мало кто из инструкторов следит за этим.
Самое сложное - это торможение на участках с неравномерным сцеплением колёс с дорогой. Это может быть либо песок, либо просто участки влажного асфальта. Пока сцепление хорошее мотоцикл эффективно замедляется. Попадаем на влажный участок и заднее колесо блокируется. Тут самое главное привыкнуть на это вовремя реагировать и ослаблять усилие до того, как вас начало сносить.
Второе занятие было интереснее. Мы уже не просто ездили по кругу, а нас посвятили в то, что будет на экзамене в ГАИ. А будет "всего" три упражнения. Зато каких. Собственно, именно на этом занятии и удалось ощутить всю прелесть мотоцикла. Всю его маневренность и послушность. А дело всё в том, что нам объяснили и показали, что такое контрруление.
Все мы видели мотогонки, где в поворотах спортсмены лихо перекладывают мотоцикл с боку на бок. Это кажется очень просто до тех пор, пока сам не попробуешь это сделать. Пробуешь и понимаешь, что либо ты не довернешь, либо мотоцикл в итоге упадет на тебя и раздавит. Тут снова вступает в дело техника. На самом деле, чтобы резко повернуть направо, нужно дернуть руль влево. При этом, правда, корпусом нужно свеситься направо. После этого мотоцикл сам наклонится в нужную вам сторону. Осталось только вовремя повернуть руль обратно и остановить это самое падение.
После первичного усваивания контрруления, мотоцикл становится опьяняюще послушным. Так и хочется нарезать ещё и ещё дугу. Правда, попытка проехаться по площадке возвращает вас с небес на землю - всё не так просто, как только что казалось...
На этом мой моторнодвухколёсный "опыт" заканчивается по одной простой причине - любопытство удовлетворено, а лишних денег на дальнейшие занятия и последующую покупку мотоцикла не было. Очень может быть, что если бы не армия, этим летом я бы все-таки открыл категорию A. Теперь ждём до следующего.
В принципе, в сдаче экзамена ничего сложного нет. Экстернат разрешён для мотоциклов (вроде даже во всех отделениях ГАИ). Сначала сдаём теорию (да-да, то, что у вас уже есть права не освобождает от повторной сдачи теории), а потом площадку. В идеале неплохо бы договориться с инструктором о том, чтобы вы сдавали на том же мотоцикле, на котором учились. Потому что на ГАИшных мотоциклах это сделать совсем непросто.
P.S. Вы можете попробовать задать вопросы в комментах, но не уверен, что я смогу ответить. Раньше у нас был AlexusPro, который неплохо разбирался в скутерной и мототематике, но он куда-то пропал :( AlexusPro на самом деле с нами, просто он хорошо шифруется. Если я не смогу, может быть, он ответит на ваши вопросы
Аффтар, статья зачотная =)
Я с вами, не волнуйтесь, просто смысла писать не наблюдаю.
Про коробку ты перепутал, первая внизу, а вторая и далее — вверх. Еще о некоторых вещах я бы написал по-другому, но статья ознакомительная, так что пусть будет как есть. С общей мыслью согласен на все 100% — мотоцикл не так прост как велосипед. Просто сесть и помчать может плохо кончиться.
Тоже катал в том году два занятия, в конце второго было уже «экстренное торможение с последовательным переключением вниз», но у меня небольшой скутерный опыт (2 сезона), так что на трогании/маневрировании мы не задерживались, а сразу перешли к разворотам, змейкам и т. п. Потом пошел сдал экзамен без проблем на арендованном мотоцикле.
Так как сезон все равно думал докатать на скутере, то больше занятий не брал. На НГ вот купил себе мотоцикл, по весне возьму еще несколько занятий, застрахуюсь от всего, докуплю экипировки, да начну.
Не скажу, что дешево выходит (сама техника, экипировка, стоянка, сервис, расходники), но то, что быстро, удобно, интересно и просто приятно — факт. Однажды вечером в пятницу я на скутере обогнал друзей на машине часа на три, кажется, до Ногинска ехали :)
И от темы не отклоняйтесь, пост не про меня все же.
Kawasaki ZZR 250
Рад, что ты с нами, хоть тебя и не видно особо)