Трасса М4 Москва — Адыгея, июль 2007
Увидев в «Автопутешествиях» летний отчет о крымской поездке, вспомнила июльскую вылазку в Адыгею по трассе М4. Под катом — немного цифр, впечатлений и фотографий.
Проехать предстояло 1 500 в один конец. Ехать через Воронеж, Ростов, Краснодар. Дорога из Москвы в поселок под Майкопом заняла 22 часа. В 9 мы были в Воронеже, в 6 в Ростове и около 11 в Краснодаре. От Краснодара дорогу не знали, поэтому потеряли час времени, отыскивая в ночи нужные указатели. Обратно приехали уже за 21 час.
Рассвет встретили в Москве
Закат — в Краснодаре
Средняя скорость составила 70-75 км/ч. Минимальная падала до 20 км/ч, на хорошей дороге разгонялась до 140 километров. Самая отстойная дорога находится между Воронежем и Тулой. Двуполоски и почти везде сплошные. Приходилось долго и нудно ехать за неповоротливыми фурами, которые страшно тормозили под горку.
Под Воронежем находится платная дорога длиной в 18 километров. С легковушек берут 20 рублей, с фур 40-80 (в зависимости от тоннажа). Самая халявная дорога (отбойник и по 2 полосы в каждую сторону) располагается ближе к Туле, за Воронежем.
О том, что такое хорошая, а что – плохая, я узнала уже на месте. Состояние трассы
Дорога хорошая – это 2-х полоска в каждом направлении, ровная. Дорога средней паршивости: ровная 3-х полоска с разметкой, которая расширяет ореол движения то тебе, то встречке. Таким образом хвост, прилепившийся к фуре, в состоянии неземного счастья ее обходит. Кто не успел – тот не опоздал: дождется следующего расширения – оно будет скоро. Дорога дерьмовая: 1 полоса в каждом направлении, посреди – сплошная, впереди – куча поворотов. Тут состояние покрытия уже роли не играет, ибо по бокам хренова туча голодных волосатых палочек, готовых зохавать тебя за малейшее нарушение.
По всей трассе ведутся ремонтные работы. Расширяют дорогу или меняют покрытие.
Очень понравились участки трассы, где встречные потоки разнесены на приличное расстояние друг от друга. Опасность угодить кому-либо в лоб сводится к нулю. Остается только следить за попутными машинами. На таких кусках довольно спокойно проезжается на 130-140 за спонсорами.
Самые тяжелые участки дороги встретились между Воронежем и Ростовом. Там потеряли наибольшее количество времени. Однополоски с колдобинами, куча фур, собирающих приличный хвост. Идти на обгон бесполезно – встречка забита. Плачевное положение желающих обогнать усугубляется массой крутых поворотов.
К следующему году успеют закончить ремонт и расширение тех участков, которые делают сейчас. Проехать можно будет гораздо быстрее. Ощущения от платной дороги остались смутными. Разницы между трассами до платной дороги
и на ней
я не обнаружила. Гибддуны
Гиббон на трассе – это особый вид флоры и фауны, кардинально отличающийся от московского подвида. Замкадыши всегда напоминали мне лесных комаров. Вы заметили, как ленивы и размерены квартирные насекомые? А с какой жадностью сжирают задницу лесные кровососы, стоит снять штаны и зафиксироваться в кустах?
Основой жизнедеятельности гаев на трассе становится скорость. Летом эта кормушка становится особо прибыльной. Дело в том, что на готовых к употреблению участках дороги после ремонта забывают убрать ограничители скорости. И, разогнавшись до разумных 110 при лимите в 40 вы получаете вполне приличный геморрой. Мы попали на превышение в 57. Сошлись на 300 рублях.
На подъездах к Краснодару организованная колонна из 20-ти голодных ментов жадно вглядывалась в лица проползающих мимо них автомобилистов. Летний турист сродни арбузам на рынке в период ажиотажа. На расхват, так сказать. Гиббоны в славном городе Майкопе тоже жгут. Изобретают новые и неизведанные доселе тесты на алкогольное опьянение. Ласково просят зайти в свой имбицило-мобиль.
Довольный мент достает бумажку А4, сворачивает ее в кулечек и со всей серьезностью требует дунуть. Сдерживая тянущуюся лыбу, муж дует. Мент (дегустатором работал, без вариантов) подносит сверток к носу и, закатив глаза, подняв брови, медленно вдыхает концентрат. И вот тут я пожалела, что не накормила его чесноком. Первый раз в жизни пожалела. Не обнаружив ничего интересного, мент аморфно отпускает нас, заставив подоткнуть талон ТО под лобовуху. Чайник на трассе
Ну а теперь впечатления человека, впервые выехавшего на трассу. Первое, что я поняла – это принципиальная разница между напряженным движением в городе и на трассе. В городе глазомер и выбор скорости скорее рассчитаны на «горизонтальное» движение, на трассе – на «вертикальное». Ужас от встречных, «убирающихся» в последний момент, прошел довольно быстро. Уже через несколько часов я изобразила обгон средненького уровня сложности. В московском регионе такие маневры я списывала исключительно на недостаток ума у водителя.
Очень скоро я поняла, что наиболее смачные обгоны получаются у регионов типа 23 и 01 (Краснодарский край, республика Адыгея – холмистая местность, горы). Но в плотном московском потоке эти водители хватаются за сердце и с ужасом в глазах спрашивают, как мы можем ездить в таких условиях. Впрочем, каждому свое.
Честно говоря, я побаивалась не столько трассы, сколько передвижения по адыгейским дорогам. После горных поездок с родственниками я была свято уверена в том, что ездить там опасно для жизни. Оказалось, совершенно зря. В горах подавляющее большинство местных ведет себя очень спокойно и предсказуемо.
На трассе больше всего выматывает ночь, а конкретнее неосвещенная дорога. Тут физическое напряжение накладывается на нервное и получается быстро замученный и прибитый водитель. На второе место я бы поставила обгоны на двуполоске при интенсивно движущейся встречке. Ну и на третье — выматывающую езду за колонной фур, на скорости 20 или 30 км/ч.
За время пути я прониклась глубокой любовью к дальнобойщикам. Помимо того, что эти люди водят крупнотоннаж, который иногда мотает как сами знаете что в проруби, они всегда стараются пропускать собранный хвост. Иногда на грани фола — уходя на гравийку. Единственный раз заметила чисто «трассовую» световую сигнализацию – фура правым поворотником передала хвосту, что дорога свободна. Увидел – выдерни шнур, выдави стекло, набей морду водителю…
Или о том, что такое «Абсолютное Зло на трассе». Запомните, а лучше запишите название этого ужаса. Оно называется «Ростсельмаш» и с какого-то ляда выезжает на трассу стаями по 20 штук.
Этот кусок железного говна занимает 1 полосу и часть обочины. Развивает скорость до 20 км/ч. В отличие от дальнобойщиков, не оставляет «дырок», чтобы можно было обгонять эту колонну постепенно. За короткое время они собрали очень приличный хвост. Уйти на обочину они соизволили, промариновав нас около 40 минут. За это время мы успели проснуться, озвереть, проблеваться и проникнуться неземным счастьем, все-таки обогнав эту тюрьму на колесах.
А вместо послесловия небольшой шок.
Мойка в Адыгейском поселке. Бесконтактная. С отмыванием всех стекол снаружи и в салоне, с протиркой багажника и под капотом по периметру.
Сто. Пятьдесят. Рублей.
Завтра меняю место жительства:) В качестве PS несколько пейзажей. Не смогла удержаться — уж очень там красиво
Река Белая
Один из водопадов Руфабга
Пара красивых видов на горы
Проехать предстояло 1 500 в один конец. Ехать через Воронеж, Ростов, Краснодар. Дорога из Москвы в поселок под Майкопом заняла 22 часа. В 9 мы были в Воронеже, в 6 в Ростове и около 11 в Краснодаре. От Краснодара дорогу не знали, поэтому потеряли час времени, отыскивая в ночи нужные указатели. Обратно приехали уже за 21 час.
Рассвет встретили в Москве
Закат — в Краснодаре
Средняя скорость составила 70-75 км/ч. Минимальная падала до 20 км/ч, на хорошей дороге разгонялась до 140 километров. Самая отстойная дорога находится между Воронежем и Тулой. Двуполоски и почти везде сплошные. Приходилось долго и нудно ехать за неповоротливыми фурами, которые страшно тормозили под горку.
Под Воронежем находится платная дорога длиной в 18 километров. С легковушек берут 20 рублей, с фур 40-80 (в зависимости от тоннажа). Самая халявная дорога (отбойник и по 2 полосы в каждую сторону) располагается ближе к Туле, за Воронежем.
О том, что такое хорошая, а что – плохая, я узнала уже на месте. Состояние трассы
Дорога хорошая – это 2-х полоска в каждом направлении, ровная. Дорога средней паршивости: ровная 3-х полоска с разметкой, которая расширяет ореол движения то тебе, то встречке. Таким образом хвост, прилепившийся к фуре, в состоянии неземного счастья ее обходит. Кто не успел – тот не опоздал: дождется следующего расширения – оно будет скоро. Дорога дерьмовая: 1 полоса в каждом направлении, посреди – сплошная, впереди – куча поворотов. Тут состояние покрытия уже роли не играет, ибо по бокам хренова туча голодных волосатых палочек, готовых зохавать тебя за малейшее нарушение.
По всей трассе ведутся ремонтные работы. Расширяют дорогу или меняют покрытие.
Очень понравились участки трассы, где встречные потоки разнесены на приличное расстояние друг от друга. Опасность угодить кому-либо в лоб сводится к нулю. Остается только следить за попутными машинами. На таких кусках довольно спокойно проезжается на 130-140 за спонсорами.
Самые тяжелые участки дороги встретились между Воронежем и Ростовом. Там потеряли наибольшее количество времени. Однополоски с колдобинами, куча фур, собирающих приличный хвост. Идти на обгон бесполезно – встречка забита. Плачевное положение желающих обогнать усугубляется массой крутых поворотов.
К следующему году успеют закончить ремонт и расширение тех участков, которые делают сейчас. Проехать можно будет гораздо быстрее. Ощущения от платной дороги остались смутными. Разницы между трассами до платной дороги
и на ней
я не обнаружила. Гибддуны
Гиббон на трассе – это особый вид флоры и фауны, кардинально отличающийся от московского подвида. Замкадыши всегда напоминали мне лесных комаров. Вы заметили, как ленивы и размерены квартирные насекомые? А с какой жадностью сжирают задницу лесные кровососы, стоит снять штаны и зафиксироваться в кустах?
Основой жизнедеятельности гаев на трассе становится скорость. Летом эта кормушка становится особо прибыльной. Дело в том, что на готовых к употреблению участках дороги после ремонта забывают убрать ограничители скорости. И, разогнавшись до разумных 110 при лимите в 40 вы получаете вполне приличный геморрой. Мы попали на превышение в 57. Сошлись на 300 рублях.
На подъездах к Краснодару организованная колонна из 20-ти голодных ментов жадно вглядывалась в лица проползающих мимо них автомобилистов. Летний турист сродни арбузам на рынке в период ажиотажа. На расхват, так сказать. Гиббоны в славном городе Майкопе тоже жгут. Изобретают новые и неизведанные доселе тесты на алкогольное опьянение. Ласково просят зайти в свой имбицило-мобиль.
Довольный мент достает бумажку А4, сворачивает ее в кулечек и со всей серьезностью требует дунуть. Сдерживая тянущуюся лыбу, муж дует. Мент (дегустатором работал, без вариантов) подносит сверток к носу и, закатив глаза, подняв брови, медленно вдыхает концентрат. И вот тут я пожалела, что не накормила его чесноком. Первый раз в жизни пожалела. Не обнаружив ничего интересного, мент аморфно отпускает нас, заставив подоткнуть талон ТО под лобовуху. Чайник на трассе
Ну а теперь впечатления человека, впервые выехавшего на трассу. Первое, что я поняла – это принципиальная разница между напряженным движением в городе и на трассе. В городе глазомер и выбор скорости скорее рассчитаны на «горизонтальное» движение, на трассе – на «вертикальное». Ужас от встречных, «убирающихся» в последний момент, прошел довольно быстро. Уже через несколько часов я изобразила обгон средненького уровня сложности. В московском регионе такие маневры я списывала исключительно на недостаток ума у водителя.
Очень скоро я поняла, что наиболее смачные обгоны получаются у регионов типа 23 и 01 (Краснодарский край, республика Адыгея – холмистая местность, горы). Но в плотном московском потоке эти водители хватаются за сердце и с ужасом в глазах спрашивают, как мы можем ездить в таких условиях. Впрочем, каждому свое.
Честно говоря, я побаивалась не столько трассы, сколько передвижения по адыгейским дорогам. После горных поездок с родственниками я была свято уверена в том, что ездить там опасно для жизни. Оказалось, совершенно зря. В горах подавляющее большинство местных ведет себя очень спокойно и предсказуемо.
На трассе больше всего выматывает ночь, а конкретнее неосвещенная дорога. Тут физическое напряжение накладывается на нервное и получается быстро замученный и прибитый водитель. На второе место я бы поставила обгоны на двуполоске при интенсивно движущейся встречке. Ну и на третье — выматывающую езду за колонной фур, на скорости 20 или 30 км/ч.
За время пути я прониклась глубокой любовью к дальнобойщикам. Помимо того, что эти люди водят крупнотоннаж, который иногда мотает как сами знаете что в проруби, они всегда стараются пропускать собранный хвост. Иногда на грани фола — уходя на гравийку. Единственный раз заметила чисто «трассовую» световую сигнализацию – фура правым поворотником передала хвосту, что дорога свободна. Увидел – выдерни шнур, выдави стекло, набей морду водителю…
Или о том, что такое «Абсолютное Зло на трассе». Запомните, а лучше запишите название этого ужаса. Оно называется «Ростсельмаш» и с какого-то ляда выезжает на трассу стаями по 20 штук.
Этот кусок железного говна занимает 1 полосу и часть обочины. Развивает скорость до 20 км/ч. В отличие от дальнобойщиков, не оставляет «дырок», чтобы можно было обгонять эту колонну постепенно. За короткое время они собрали очень приличный хвост. Уйти на обочину они соизволили, промариновав нас около 40 минут. За это время мы успели проснуться, озвереть, проблеваться и проникнуться неземным счастьем, все-таки обогнав эту тюрьму на колесах.
А вместо послесловия небольшой шок.
Мойка в Адыгейском поселке. Бесконтактная. С отмыванием всех стекол снаружи и в салоне, с протиркой багажника и под капотом по периметру.
Сто. Пятьдесят. Рублей.
Завтра меняю место жительства:) В качестве PS несколько пейзажей. Не смогла удержаться — уж очень там красиво
Река Белая
Один из водопадов Руфабга
Пара красивых видов на горы
Участок М4 между Москвой и Воронежем за это время по рассказам очевидцев заметно улучшился. По личному опыту замечу, что на этом же участке очень хороший аппетит у липецких гаишников.
Ну а М4 и Новороссийско-батумская трасса — почти родные уже.
Очень правильная статейка. Всегда рад автопутешественникам! Ура!
ЗЫ:самое трудное проехать именно ростовскую область… После такой поездки при таком стаже лихачить перестал на дорогах, наверное навсегда. По поводу липецких гаишников — не сказал бы что очень любят останавливать, а вот в той же злополучной ростовской области — будьте аккуратны и не нарушайте скоростной режим, уж больно много ментов прям на дорогу под машину выбегают. В адыгее с ментами даже спорить нельзя, сколько скажут — столько и платить, так как знали, там не нарушали. Что еще — на КПП не любят тонированных машин, нас на машине без тонировки на них ни разу не останавливали, тонированные машины с московскими номерами стояли буквально рядком.
Второй раз мы нагнали хвост на М4, недалеко после Ростова, как раз когда дорога из 2х полосной стала 1 полосной. За ними мы зависли на 1 час 10 минут. Солнце к тому времени поднялось высоко, на улице было +37… В темно зеленой нетонированной Ладе без кондера в четвером мы испытали полный «кайф». Плохо стало даже машине. После того как мы комбайны обогнали и разогнались почти сразу мотор начил двоить, и потерял мощность. Заглушив и дав ему постоять 1 минуту все стало в норме, и мы с пробуксовкой выскочили прям перед первым комбайном.
А Липецкая область заслуживает отдельного упоминания, дорог там просто нет, зато есть много ментов, сплошная разметка, крутые подъемы, гда фуры ползут 20 км а на верху стоит ментяра и лыбу тянет. А еще там есть город Елец в котором течет река Сосенка, ну почему город имени Ёлки, а река в нем имени Сосны? сразу было ясно что тут ждет заподло. И заподло произошло, в виде ремонта моста через эту речку, с реверсивным движением. Еще час в пробке.
Если М4 станет нормальной, без комбайном и по 2 полосы в сторону как минимум, то даже не сильно нарушая скоростной режим путь сократится часа на 3-4.
А ВАЗ за что прокляли?:) Довез, вроде, быстро)
Осенью выезжала на М4, но ехали уже ближе, в Украину:) Кафешки искали именно таким образом:)
В общем, главное, что все поняли, о ком речь:)
А оптика — да, многое от нее в кромешной тьме зависит. На трассе с плохим светом кранты:)
хорошая статья. для меня познавательно направление в обратную сторону:)
а хороших мест полно не только в Адыгее. в принципе по дороге на море можно сделать пару остановок (проехав лишних 20 км) в районе Горячего ключа или Северского района, и почти на всем побережье.