Из Москвы в Финляндию и Швецию
«В ночь с 1 на 11 января» я ездил в Финляндию и Швецию на машине с друзьями. В общей сложности мы проехали 5000 км, машина работала как часы, омывалкой пользовался только на территории России. Под катом — отчет о поездке.
Пятница. Москва—Питер В 5 утра 2 января мы выехали в Питер. Великий Новгород — все такая же гадость, в остальном дорога нормальная. Долетели быстро и легко, благодаря тому, что 2 января мало кто едет, и нет ни гаишников, ни фур. Подъезжая к Питеру стали обзванивать всех знакомых в поисках ксенона, т. к. одна лампочка у меня на машине не горела, а в Финляндию с негорящей не пустят. Заодно, поменяв лампочки местами, выяснили, что дело в проводе, а значит придется менять весь комплект. Еле нашли в Питере комплект ксенона (все закрыто было, праздники же), поставили, попили рома с колой и легли спать. Суббота. Питер—граница—Котка—Kivijärvi В 4 утра мы выехали в сторону Выборга. По дороге заправились и оформили гринкарту (ОСАГО по-европейски). В 7 утра мы были на границе с Финляндией, в Торфяновке. Очередь в 30—40 машин нас не напугала, и мы заехали на мойку. Это было ошибкой! Нас мыли почти час (не понимаю, как можно мыть машину так долго). Мы выехали с мойки уже после 8 утра, т. е. как раз в пересменок. К этому моменту собралась очередь из нескольких сотен машин, так что стояли мы долго. Русскую границу проходили часа два. Фиников — минут пятнадцать, включая очередь. На русской границе нужно отдать декларацию в 2 экземплярах (заполнили заранее), один сохранять до конца поездки. Идет только водитель. Затем паспортный контроль — сначала водитель, потом пассажиры. Проверка машины заключалась в просьбе открыть багажник, после чего мы поехали в дьютик. Закупившись ящиком Будвайзера, бутылкой виски и Егермейстером, мы быстро прошли финскую границу (только паспортный контроль, машину не проверяли) и поехали в Котку. Нам туда нафиг не надо было, но мы решили, что раз уж она почти по пути, надо посмотреть, что это за город. Как оказалось, фигня эта Котка, не на что там смотреть ;-) Там мы поели, купили флешку для навигатора и поехали домой в центральную Финляндию, т. е. на север от Котки. Лирическое отступление. Наш навигатор (iGO на Windows Mobile) звали Лена, потому что из доступных голосов для оповещений («вы превышаете допустимую скорость!») голос под названием Лена был самый приятный. В «Лену» еще в Москве мы залили карты России, а вот карты Финляндии и Швеции у нас не заработали, поэтому пришлось ехать наугад. Я отдал другу «Лену» и ноут, чтобы ковырялся с картами, а сам порулил на север. Когда спустя полчаса Тарас смог заставить карты работать, «Лена» сказала: «Выполните разворот там, где это разрешено, и фигачьте назад 20 километров» =(( Дороги в Финке прекрасные. Каждые несколько километров организованы паркинги, где можно передохнуть. Камеры обозначены знаками. Чистота идеальная, машина оставалась чистой всю неделю. Останавливаться можно только на специально обозначенных площадках. Там это действительно имеет смысл, т. к. у дорог там нет обочин, а даже самая захолустная дорога оборудована паркингами и соответствующими знаками. К вечеру мы доехали до Kivijärvi, где у нас был заказан коттедж. Воскресенье. Saarijärvi Проехали 60 километров, покатались на сноубордах и посмотрели Saarijärvi. Деревня деревней, нечего там делать :-) К тому же, в воскресенье все закрыто, так что мы спокойно поехали домой. Недалеко от нашего коттеджа было три трассы: № 58, 77 и 13. Все три — без камер и с минимальным трафиком. Ни мы, ни финны скорость не соблюдали :-) В общем, рулить мне там понравилось даже зимой. Интересно, как там летом: места безумно красивые, но под снегом не так интересно. Понедельник. Tampere и Himos До Тампере нужно было проехать около 3 часов. Мы оплатили парковку в непереводимом финском автомате («вам какой язык больше нравится, финский или шведский?»), погуляли, поели, купили билеты на паром в Стокгольм и поехали кататься на горнолыжный курорт Himos, самый известный курорт в центральной и южной Финляндии. Дорогие катающиеся, ответственно заявляю: Himos — говно. Толпы русских в очередях на подъемник, высокие цены, лед на всех склонах, закрытие в 8 вечера. Наши Сорочаны куда круче.
Из дорожных наблюдений: если автоматическая заправка не работает с английским, можно и по фински неплохо заправляться, тыкая все кнопки наугад :-) Бензин, кстати, стоил от 1,09 до 1,14 €. Вторник. Kivijärvi, катание в Saarijärvi Разгрузочный день. Мы выспались, исследовали наш городок, погуляли по замерзшему озеру, пофоткали и опять поехали кататься в Саариярви. Среда. Хельсинки, Турку, паром Утро началось с того, что Лена (девушка, а не навигатор) перепутала время, так что мы встали в 6 утра. Приехали в Хельсинки (оказалось далеко), посмотрели город, поели, погуляли. В 17:00 решили, что неплохо бы потихоньку ехать в Турку, т. к. в 20:00 нужно быть на пароме. По расчетам нафигатора ехать нужно было 2 часа, так что особо не спешили. Постояли в пробке на выезде из города (как раз час пик). Местная пробка — это как зеленые стрелочки в московских Яндекс.Пробках, да и водители ведут себя гораздо адекватнее. Выехали мы на магистраль, едем-едем-едем, а тут бум: дороги дальше нет, ремонт. Нет, предупреждения висели, но там же все по-фински. Путь, перепроложенный «Леной» через какие-то деревни, занимал расчетных 3,5 часа, а у нас оставалось всего 2 часа. Мы поехали оооочень быстро. Не знаю, как я это сделал (а рулил я на грани разумного), но в 19:00 мы были уже на месте. Кстати, видели лису в лесу, пока ехали. По всей Финляндии висят знаки «Осторожно, лоси», но их мы так и не увидели. Билет на паром Viking Line Турку—Стокгольм и обратно, включающий четырехместную каюту класса А (с окном, туалетом и душем) на 3 человека и провоз автомобиля, обошелся нам в 130, кажется, евро. На пароме есть много интересного, особенно нас привлекли рестораны и дьютик ;-) Засыпали мы под вкуснейший ром с колой и ванилью. Четверг. Стокгольм Опять перепутали часовые пояса (там же еще минус час), встали на час раньше. Мы единогласно решили вернуться сюда летом, чтобы можно было гулять по городу и не мерзнуть. Стокгольм бесконечно красив. За день мы успели посмотреть ратушу, старый город, музей Vasa, музей Djurgarden, метро и многое другое. Сюда нужно ехать минимум на несколько дней. Очень всем советую посетить музей Васа, построенный вокруг корабля, пролежавшего под водой 333 года, впоследствии поднятого и отреставрированного. Особенно мне понравилась секция, моделирующая часть корабля, где люди стреляют из пушек, дерутся, отдыхают и т. п. Они сделаны как живые! Лучше заходить туда одному, эффект усиливается. Обычно не люблю музеи, но этот очень запомнился. В Djurgarden нужно идти летом, зимой там холодно, противно и все в снегу, поэтому не так интересно. Про метро расскажу желающим завтра на встрече Кадабры ;-) Вечером, когда у нас оставалось около часа до парома, мы вдруг поняли, что не знаем, где он. «Лена» не знала название порта, а мы не догадались по прибытии вбить в нее наше положение, т. к. когда мы прокладывали путь в Стокгольм из Кивиярви, она сама проложила его через паром, прямо через терминал Viking Line в Турку. Мы попробовали сделать то же самое, проложили путь от Стокгольма до Кивиярви, на что «Лена» отправила нас ехать через Лапландию! Паром мы нашли методом блужданий по городу вдоль набережной; погрузились и поплыли без приключений. Пятница. Турку, Тампере, Кивиярви Домой мы приехали в 3 часа дня, попутно заехав в Тампере, чтобы позавтракать. Остальное время до вечера мы гуляли, пили пиво и ром, и развлекались вовсю. Пятница получилась днем жестких приколов, которые не подойдут по формату к этому отчету :-) Суббота. Питер Границу на этот раз мы проходили в Брусничном. «Лена» опять нас поимела, поводив по деревням и вывев обратно на 13-е шоссе (которое идет почти от самого дома до границы с Россией), но мы не потеряли много времени. Самое тяжелое — дорога по России; на контрасте после Финляндии и Швеции ехать особенно противно. Кое-как доковыляли до Питера, поехали в Паберти и потом еще в какой-то бар, легли спать. Воскресенье. Питер—Москва Опять перепутали часовые пояса, но на сей раз встали на час позже. Дорога до Москвы оказалась ужасно тяжелой, но доехали мы быстрее, чем обычно — за 8,5 часов. Спрашивайте, отвечу ;-)
Из дорожных наблюдений: если автоматическая заправка не работает с английским, можно и по фински неплохо заправляться, тыкая все кнопки наугад :-) Бензин, кстати, стоил от 1,09 до 1,14 €. Вторник. Kivijärvi, катание в Saarijärvi Разгрузочный день. Мы выспались, исследовали наш городок, погуляли по замерзшему озеру, пофоткали и опять поехали кататься в Саариярви. Среда. Хельсинки, Турку, паром Утро началось с того, что Лена (девушка, а не навигатор) перепутала время, так что мы встали в 6 утра. Приехали в Хельсинки (оказалось далеко), посмотрели город, поели, погуляли. В 17:00 решили, что неплохо бы потихоньку ехать в Турку, т. к. в 20:00 нужно быть на пароме. По расчетам нафигатора ехать нужно было 2 часа, так что особо не спешили. Постояли в пробке на выезде из города (как раз час пик). Местная пробка — это как зеленые стрелочки в московских Яндекс.Пробках, да и водители ведут себя гораздо адекватнее. Выехали мы на магистраль, едем-едем-едем, а тут бум: дороги дальше нет, ремонт. Нет, предупреждения висели, но там же все по-фински. Путь, перепроложенный «Леной» через какие-то деревни, занимал расчетных 3,5 часа, а у нас оставалось всего 2 часа. Мы поехали оооочень быстро. Не знаю, как я это сделал (а рулил я на грани разумного), но в 19:00 мы были уже на месте. Кстати, видели лису в лесу, пока ехали. По всей Финляндии висят знаки «Осторожно, лоси», но их мы так и не увидели. Билет на паром Viking Line Турку—Стокгольм и обратно, включающий четырехместную каюту класса А (с окном, туалетом и душем) на 3 человека и провоз автомобиля, обошелся нам в 130, кажется, евро. На пароме есть много интересного, особенно нас привлекли рестораны и дьютик ;-) Засыпали мы под вкуснейший ром с колой и ванилью. Четверг. Стокгольм Опять перепутали часовые пояса (там же еще минус час), встали на час раньше. Мы единогласно решили вернуться сюда летом, чтобы можно было гулять по городу и не мерзнуть. Стокгольм бесконечно красив. За день мы успели посмотреть ратушу, старый город, музей Vasa, музей Djurgarden, метро и многое другое. Сюда нужно ехать минимум на несколько дней. Очень всем советую посетить музей Васа, построенный вокруг корабля, пролежавшего под водой 333 года, впоследствии поднятого и отреставрированного. Особенно мне понравилась секция, моделирующая часть корабля, где люди стреляют из пушек, дерутся, отдыхают и т. п. Они сделаны как живые! Лучше заходить туда одному, эффект усиливается. Обычно не люблю музеи, но этот очень запомнился. В Djurgarden нужно идти летом, зимой там холодно, противно и все в снегу, поэтому не так интересно. Про метро расскажу желающим завтра на встрече Кадабры ;-) Вечером, когда у нас оставалось около часа до парома, мы вдруг поняли, что не знаем, где он. «Лена» не знала название порта, а мы не догадались по прибытии вбить в нее наше положение, т. к. когда мы прокладывали путь в Стокгольм из Кивиярви, она сама проложила его через паром, прямо через терминал Viking Line в Турку. Мы попробовали сделать то же самое, проложили путь от Стокгольма до Кивиярви, на что «Лена» отправила нас ехать через Лапландию! Паром мы нашли методом блужданий по городу вдоль набережной; погрузились и поплыли без приключений. Пятница. Турку, Тампере, Кивиярви Домой мы приехали в 3 часа дня, попутно заехав в Тампере, чтобы позавтракать. Остальное время до вечера мы гуляли, пили пиво и ром, и развлекались вовсю. Пятница получилась днем жестких приколов, которые не подойдут по формату к этому отчету :-) Суббота. Питер Границу на этот раз мы проходили в Брусничном. «Лена» опять нас поимела, поводив по деревням и вывев обратно на 13-е шоссе (которое идет почти от самого дома до границы с Россией), но мы не потеряли много времени. Самое тяжелое — дорога по России; на контрасте после Финляндии и Швеции ехать особенно противно. Кое-как доковыляли до Питера, поехали в Паберти и потом еще в какой-то бар, легли спать. Воскресенье. Питер—Москва Опять перепутали часовые пояса, но на сей раз встали на час позже. Дорога до Москвы оказалась ужасно тяжелой, но доехали мы быстрее, чем обычно — за 8,5 часов. Спрашивайте, отвечу ;-)
Дороги там очень хорошие; если есть голова на плечах, можно и зимой, и летом ездить. Ну а по России… дорога знакомая, в Питер уже ездили, так что я спокойно ехал.
Коттедж — 20 т. р. в неделю (вся техника, сауна, камин, теплые полы, аж 10 спальных мест и пр.), ну там разных вариантов много. Если едет, к примеру, 8 человек, то получаем 20k/8=2500 рублей с человека.
Визы — тыщи по три, кажется. Остальное — бензин, поесть, попить, покататься на бордах, за паром. На это мы потратили около 20—25 т. р. на каждого, ни в чем себе не отказывая и не экономя.
Все деньги везли на карточках, но оплатить ими автоматические заправки у нас не получилось, так что пришлось иногда использовать наличные.
Раз о музеях заговорил. Музей современного искусства в Хельсинки я бы не рекомендовал посещать, если только вы не поклонник современного искусства, фантасмагорические инсталляции, я ничего не понял ^__^
Куплю иномарочку, тоже буду реализовывать подобные виды отдыха. На мой взгляд так куда интереснее, нежели на поезде или еще на чем подобном.
Едешь по финке — отдыхаешь за рулем.
Едешь от границы до дома (Питер, север) каждый раз сидеешь на полголовы.
Я уже второй год собираюсь выехать за пределы страны на машине и осуществить подобный трип, но все никак единомышленников не найду… Боязливый народ нынче :)
P.S. Только как можно пить ром-колу??)
просто был в Румынии в горах. там постоянно снег идет. Но на дорогах его никогда нет т.к. его убирают и дороги посыпают солью с песком.
Так там был для меня культурный шок — в Одессе сне лежит последние годы по несколько дней в году и никто солью дороги не посыпает. А там стекла приходилось поливать омывайкой постоянно. И на каждой заправке у каждой колонки стоят ведра с мыльным раствором и шваброй с валиком. Можно помыть даже если не заправляешься.
«Лена» определённо решает)))))
Из вашей команды кто-нибудь уже был в Финляндии и Швеции? или только «Лена»? Я имею ввиду что путеводители зачастую обманчивы. Зачастую описываемые маршруты не удобны и не содержательны.
1. Оплата парковки (это, по ходу, был единственный неанглизированный парковочный автомат в Финляндии и Швеции ). Остальные сто тыщ раз, когда мы оплачивали парковку, автомат поддерживал английский.
2. Какая-то сельская автоматическая заправка. Обычно везде есть английский, на этой не было.
3. Тарас в аптеке на пальцах объяснял «Больно, больно — мазь, мазь» ))) Шведы отлично знают английский. Финны, кажется, хуже, но все равно почти всегда знают.
До этого никто из нас в Ф. и Ш. не был.
А то может ну нафиг Урал — проще в Финку на машинах сгонять. И машина целее будет, и денег потратишь не больше (если не меньше...)
прекрасное путешествие, паром классный!
Почитать об этом и скачать бланки можно тут: www.to-finland.ru/trip.html#fix215
Еще бланки раздают при подъезде к таможне, т. е. можно заполнить, пока стоишь в очереди.