Путешествие по Европе на МХ5 — 2014. Часть 12 – "Сколько стоит евротур?" или финансовый стриптиз поездки
В предыдущих одиннадцати частях я рассказал о своем большем путешествии по Европе. Мы побывали в 14 странах и проехали 8500 км за 29 дней и многие заинтересовались нашим опытом, желая повторить такое путешествие в той или иной степени.
Резонный вопрос, который сразу спрашивают люди, когда слышат о такой поездке – сколько? Сколько стоило вам это фантастическая поездка? В этом отчете я постараюсь раскрыть все финансовые тайны нашего тура.
1. Разовые траты
Естественно вам нужен исправный автомобиль и мы будем считать что он у вас уже есть, нужные ТО пройдены и ОСАГО присутствует.
Вам понадобится авто-страховка – зеленая карта. Её стоимость составляет 5 410 рублей на месяц (или 2 830 на 15 дней) и она действует на всей территории Шенгена а так же в Беларуси, Молдове и Украине.
Так же вам нужно получить визу (любой страны Шенгена), её стоимость около 4000 рублей + страховка здоровья, если у вас таковой нет – она стоит около 1000 руб/месяц на человека.
Итого 5400 на авто + 5000 на человека перед выездом.
2. Постоянные траты
2.1 Бензин
За месяц мы проехали 8500 км – это в среднем 300км/сутки что оптимально для путешествия и дает возможность проехав пару дней по 500км на третий остаться в каком-то месте на две ночи и не ездить в этот день вообще.
Оффтоп: одному человеку комфортно проехать за раз около 300 км. За сутки с перерывами до 600км. Вдвоем за раз можно проехать до 500км а за сутки около 800. Это адекватные цифры, которые не вызовут излишнего утомления и не превратят ваше путешествие в постоянное передвижение. Не старайтесь покрыть максимальное количество километров дороги – смысл вовсе не в этом. Средняя скорость передвижения между городами будет составлять 90-130 км/час в зависимости от выбранных дорог.
Т.к. передвижение в основном происходит по трассам между городами – ваш расход будет близким к оптимальному. На 2л двигателе мне без труда удавалось ехать с расходом 7.5л/сотню. Для упрощения и запаса мы будет считать расход как 10л/100км.
Итак со средним расстоянием за сутки в 300км нам понадобится 30л/бензина в день.
Стоимость бензина в странах Шенгена может сильно отличаться. Текущую стоимость вы можете увидеть в таблице http://autotraveler.ru/spravka/benzine-in-europe.html
Для примера я буду использовать цену 95 бензина. Могу подтвердить что в таблице она соответствует реальности. Самый дешевый бензин после пересечения границы в странах Прибалтики (Латвия, Литва, Эстония – около 1.1 евро/литр) и постепенно увеличивается с движением на юг Европы. В Польше и Чехии – 1.1, в Австрии и Словакии 1.2, во Франции и Германии – 1.4, В Швеции – 1.5, в Италии самый дорогой бензин – 1.7 евро/литр.
Так же сильно можно отличаться стоимость между разными заправками – например по ходу путешествия я лил бензин который стоил и 1.8 и 2/евро за литр в одной стране.
По нашему маршруту усредненная стоимость бензина составила около 1.2 евро/литр.
Таким образом на бензин необходимо около 1.2 x 30 = 36 евро/день.
2.2 Жилье
В автопутешествии очень важно хорошо высыпаться каждую ночь в комфортных условиях. Если вы планируете спать в машине или хостелах и сэкономить на этом – у вас должно быть очень крепкое здоровье, выносливость и спокойное отношение к отсутствию комфорта.
Мы хотели что бы путешествие прошло приятно и комфортно, а не являлось испытанием организма – поэтому останавливались в отеле каждую ночь по ходу всей поездки Чаще всего на одну ночь в каждом, но в некоторых местах мы жили 2-3 дня.
Мы будем рассматривать двухместные номера в отелях среднего уровня (2-3 звезды) в удобных для остановки местах, с расчетом на экскурсию по городам и парковки автомобиля. Во всех наших отелях был собственный душ и туалет, всегда горячая вода и комнаты не менее 10 квадратных метров на 2 человек. В большинстве были холодильники-минибары и бесплатный wi-fi.
Стоимость отелей зависит от качества номера, расположения (в центре города/на окраине/за городом) и страны/города расположения. Как и с бензином самые бюджетные отели находятся в северной части Европы, тогда как самые дорогие на побережьях Франции и Италии.
В Беларуси, Латвии, Литве и Польше можно пожить в нормальном отеле с хорошим завтраком примерно за 35-40 евро в сутки. Даже есть мотели за 20-25 евро/ночь
В Германии, Чехии и Франции – номер обойдется примерно в 50-60 евро, не считая центров крупных городом где цена около 60-70 евро за ночь.
В Австрии, Венгрии номер в центральной части города тоже будет стоить около 50-70 евро
В прибрежных городах Франции и Италии приличный номер на двоих с пешей доступностью до набережной в 5-10 минут будет стоить 70-90 евро.
В исторических центрах городов Франции и Италии (например Флоренция, Рим, Леон, Марсель) номер может стоить 90-100 евро.
.
.
Итого, учитывая что примерно половину времени мы провели в Италии и Франции – средняя стоимость проживания составила 60 евро/день.
2.3 Автомойки
В Европе летом довольно чисто – машина почти всю дорогу выглядела как будто её помыли пару дней назад. Так что мылся только один раз, после того как проехался по загородной дороге под дождем. Это стоило 4 евро в ручной мойке. Итого - нисколько в день :)
2.4 Парковка
Паркинг в европейских городах это проблема само по себе, а особенно паркинг на длительное время (а в нашем случае это было от 10 часов (на ночь) до 70 часов (на 3 дня).
Некоторые отели могут предоставить вам свой паркинг. Иногда это включено в стоимость номера (особенно за городом или на окраинах) – иногда это стоит дополнительные 6-12 евро/день. Будьте готовы, что «отель с собственным паркингом» может иметь всего 3-4 места, которые заняты примерно всегда. Особенно если речь идет о центре городов с плотной застройкой (Прага, Флоренция, Рим). В городах-курортах у моря могут дать квитанцию на городское парковочное место со скидкой за 3-4 евро/сутки.
Городской паркинг часто может быть бесплатным с 19 вечера до 8 утра или в другой «не рабочий» промежуток времени. Стоимость обычного городского паркинга сильно варьируется от города стоянки и удаленности от центра, но в среднем составляет 0.5 – 2 евро/час. При этом существует много мест, где нельзя стоять больше 2-3 часов подряд.
Если отель не имеет своей парковки, а городской паркинг либо лимитирован по часам либо чрезвычайно дорог – вас может спасти один из подземных паркингов. Они похожи на парковки в наших торговых центрах – въезд с шлагбаумом и талончиком и оплата через автомат перед выездом. Стоимость стоянки в таком паркинге составляет 10-18 евро/сутки.
Так же существуют частные паркинги с оплатой в кассе – такие есть например в Праге – в них чаще всего нужно оставлять ключи, т.к они постоянно переставляют машины для увеличения вместимости.
Проблемы с парковкой вы обычно встретите в городах Франции, Италии, Чехии и Австрии. В остальных странах проблемы обычно присутствуют только в центрах крупных городов.
Иногда нам удавалось вставать бесплатно, иногда на бесплатной или платной парковке отеля, иногда на городской парковке и иногда на подземной. Попробовали все варианты и в итоге потратили на паркинг около 200 евро за поездку, то есть в среднем 7 евро/день.
2.5 Платные дороги
Платные дороги вы встретите в основном во Франции и Италии. Так же существуют страны, где вы оплачиваете все платные магистрали разово покупая абонемент (виньетку) на заправке.
На нашем пути мы покупали абонемент - виньетку: в Чехии, Австрии, Венгрии и Словакии.
Виньетка на 10 дней (что является минимальным сроком) стоит в этих странах примерно одинаково – 10 евро.
В Германии дороги включая автобаны бесплатны. В Латвии и Литве на нашем пути так же не было платных трасс. В Польше сейчас строят платные автомагистрали, но они пока бесплатны для всех. Платная трасса в Беларуси бесплатна для авто на российских номерах.
Во Франции и Италии история другая. Там оплату требуется производить за каждую отдельную дорогу (их протяженность может быть как 20 км так и 200км и более). Обычно при въезде на платный участок нужно взять талон для оплаты у шлагбаума, а затем, на выезде скормить его другому автомату со шлагбаумом. Вам будет посчитано пройденное расстояние и требуемая оплата исходя из этого. Иногда плата фиксирована и взимается прямо на въезде на платный участок (особенно если это какой-то большой мост или тоннель). В среднем плата за участки составляет 5-15 евро и по стоимость примерна равна 1 евро/10км платного участка.
Все платные дороги имеют альтернативные бесплатные участки, но их длинна будет в 1.5-2 раза больше, чем платной магистрали, кроме того скорость на них ограничена 90км за городом и 50км в пределах города, в то время как ограничение на платаной трассе 130км/ч. Иногда из-за этой разницы дорога между двумя городами по платной трассе может занимать 2 часа и 5 по бесплатной.
Тем не менее, я вам очень рекомендую поездить по бесплатным дорогам Франции и Италии, т.к. именно там вы ощутите всю прелесть автопутешествия, увидите маленькие городки, горные серпантины, равнины, многокилометровые набережные, поля, леса и всю настоящую природу этих стран. Платные же магистрали, проложены посреди «ничего» с ограждениями и максимально ровно. На скорости 130км/ч огороженные от всего мира вы не увидите ничего. Вообще.
По ходу нашего путешествия мы выбирали компромисс между живописными бесплатными дорогами, когда у нас было на это время и платными быстрыми магистралями, когда нам было нужно нагонять график или приехать к отелю хотя бы до часу ночи с целью успеть поспать до выселения. Я бы сказал что наш путь прошел примерно 50/50 между этими вариантами.
Итого мы отдали 40 евро за 4 виньетки и 100 евро за отдельные платные участки Франции и Италии. В среднем по путешествию – 5 евро/день
2.6 Еда
В таком путешествии – еда, это еще один из тех пунктов на которых лучше не экономить слишком сильно. Именно местная кухня, приготовленная хорошим поваром – это то что дополняет впечатление о посещении каждой страны.
Питались мы 2-3 раза в день обычно имея легкий завтрак и потом либо только ужин, либо ранний обед и поздний ужин. Все зависело от нашего графика.
Завтрак в половине случаев был включен в цену нашего проживания. В большинстве из этих случаев – назвать его нормальным завтраком было нельзя. Но были и приятные исключения. Если покупать завтрак отеля, когда он не включен в стоимость номера – его цена примерно 6-12 евро за человека (и чаще всего он того не стоит). Если не было завтрака в отеле – его всегда можно найти в кафе, где он будет стоит 10-15 евро на человека, что будет включать например яичницу/омлет, хлеб, кофе и апельсиновый сок. Самое то что надо утром.
Обед у нас был не всегда, иногда это было связано со сложностью расписания работы ресторанов (например в Италии поесть где-то с 14 до 19 практически невозможно), иногда с графиком наших передвижения между городами и странами. Обедали мы примерно половину дней по ходу путешествия.
В любом случае у нас всегда был хороший ужин – в приличном кафе или ресторане. В северной части Европы (Польша, Латвия, Литва) приличный ужин стоит около 50 евро на двоих. В «средней части» (северо-восток Франции, Чехия) – около 60 евро. В прибрежной Франции и Италии (особенно в туристических местах) ужин на двоих уже обойдется около 80 евро. К этой сумме прибавьте 10-15 евро, если вы хотите к ужину вино. На ужин чаще всего можно смело брать только одно блюдо – т.к. порции весьма внушительны. Если мы не обедали – брали 3 блюда на двоих, чего было вполне достаточно компенсировать отсутствие нормальной еды днем.
Так же мы не пренебрегали различными небольшими перекусами и кофе-брейками по ходу дня. Кроме того у нас был «пикник-набор» с комплектом для приготовления бутербродов, всякие закуски, чипсы, пиво, вино. Если и всякие штуки типа мороженного, вафель. Покупали много воды и холодного чая.
В среднем за день на двоих мы тратили 10 евро на завтрак, 20 евро на обед и 50 на ужин а так же 10 на всякую мелочь. Повторюсь что цены усреднены по всем странам а так же завтрак мог быть включен в проживание а обеда могло не быть. Итого в среднем 90 евро/день на еду.
2.6 Развлечения
Само путешествие для нас было главным развлечением и аттракционом каждый день, так что мы посещали не очень много всяких соборов/музеев/выставок/экскурсий и прочих туристических мероприятий. О чем абсолютно не жалеем, т.к. цель была не в этом. Тем не менее у нас ни секунды не было какой-то мысли «скучно блин, куда бы сходить и чего поделать» - т.к. наши планы и желания были в два раза больше возможностей и мы просто выбирали из списка наиболее интересные занятия. Для понимания – чаще всего мы выписывались из отеля в 11-12 утра и заселялись в новый отель в 11-12 ночи. Каждый день. Так что активности у нас хватало и самостоятельной. Но сюда я включил аренду лежаков на пляжах, что стоило за 4 дня 30+30 в Ницце и 20+20 в Виареджио (Италия) евро.
Кроме того мы все таки посетили несколько туристических мест и пару экскурсий/выставок что стоило нам суммарно 200 евро, или 7 евро/день
2.7 Интернет
У нас был свой собственный WiFi интернет с тарифом Vodafone smart passport, который дает 500мб/сутки за 3 евро (и 2 евро на территории Италии). Изначально он стоил мне 70 евро с 10 евро на счету и суммарно нам обошелся в 20х3 + 10х2 + 70 = 150 евро или 5 евро/сутки (и это было прекрасно)
2.8 Штрафы
Обошлось без них. В основном я соблюдал скоростной режим, в чем мне очень помогал навигатор, информируя с какой максимальной скоростью я могу двигаться сейчас и издавая предупреждающий сигнал если я её превышаю. Не могу сказать что я соблюдал скоростной режим на 100% везде, а так же я несколько раз нарушил правила проезда, разметки и парковки – но тем не менее старался придерживаться правил.
2.9 Общественный транспорт
Т.к. мы передвигались на своем авто между городами и пешком в городе - у нас не было особенных трат на городской транспорт. Тем не менее, он может понадобится если: вы хотите посетить остров, вам нужно перемещаться в городе между достопримечательностями, которые не доступны пешком, ваш отель находится далеко от центра города куда вы хотите попасть, ваш паркинг находится далеко от отеля (бывает и так).
В основном все Европейские города не такие огромные как мы привыкли в Москве и центр вполне можно обойти пешком за 3-4 часа. Еще платными бывают всякие фуникулеры на высокие точки. Итого мы потратили на это 30 евро или 1/евро в день.
Итого ежедневные расходы составили:
Бензин – 36 евро
Жилье – 60 евро
Паркова – 7 евро
Платные дороги – 5 евро
Еда – 90 евро
Развлечения – 7 евро
Общественный транспорт – 1 евро
Итого: 206 евро в день.
На момент нашего путешествия курс был около 50рублей/евро так что мы тратили 10тыс руб в день на двоих.
Вышеприведенные расчеты очень точны, т.к. для интереса мы вели полную «бухгалтерию» всех трат по ходу поездки. И это факт – мы потратили за всю поездку 300 тыс руб на двоих что соответствует подсчетам +- 5%
Кроме стартовых расходов в 3-5 тыс руб на страховку авто и 5000 на визу + страховку для каждого человека – остальные расходы отлично масштабируются по дням.
Например отправляясь на две недели – вы с такими же расходами уложитесь в 206 * 14 = 2900 евро или около 190 тыс руб по ткущему курсу. Кроме того, за две недели вы скорее всего проведете большую часть в более «бюджетной» части Европы (где дешевле бензин, жилье, еда, парковка и дороги), так что можно смело отнять от суммы еще 20-30%
Если ехать одному – можно поделить сумму пополам, кроме затрат на автомобиль (бензин, парковку и дороги). А так же отели будут стоить не в два раза дешевле а примерно на 20-30%. Итого ваши расходы будут примерно 137евро/сутки.
Так же не забывайте, что в городе где вы живете – вы тоже делаете это не бесплатно. Например из тех 300 тыс мы бы на двоих за месяц потратили около 50-80 и в Москве, ведь тут тоже нужно есть, платить за бензин, парковки, развлечения и прочее.
Путешествуйте! На своем авто, на арендованном, пешком, на попутках или поездом. Делайте пока можете и вам будет что вспомнить и рассказать о вашей жизни.
Резонный вопрос, который сразу спрашивают люди, когда слышат о такой поездке – сколько? Сколько стоило вам это фантастическая поездка? В этом отчете я постараюсь раскрыть все финансовые тайны нашего тура.
1. Разовые траты
Естественно вам нужен исправный автомобиль и мы будем считать что он у вас уже есть, нужные ТО пройдены и ОСАГО присутствует.
Вам понадобится авто-страховка – зеленая карта. Её стоимость составляет 5 410 рублей на месяц (или 2 830 на 15 дней) и она действует на всей территории Шенгена а так же в Беларуси, Молдове и Украине.
Так же вам нужно получить визу (любой страны Шенгена), её стоимость около 4000 рублей + страховка здоровья, если у вас таковой нет – она стоит около 1000 руб/месяц на человека.
Итого 5400 на авто + 5000 на человека перед выездом.
2. Постоянные траты
2.1 Бензин
За месяц мы проехали 8500 км – это в среднем 300км/сутки что оптимально для путешествия и дает возможность проехав пару дней по 500км на третий остаться в каком-то месте на две ночи и не ездить в этот день вообще.
Оффтоп: одному человеку комфортно проехать за раз около 300 км. За сутки с перерывами до 600км. Вдвоем за раз можно проехать до 500км а за сутки около 800. Это адекватные цифры, которые не вызовут излишнего утомления и не превратят ваше путешествие в постоянное передвижение. Не старайтесь покрыть максимальное количество километров дороги – смысл вовсе не в этом. Средняя скорость передвижения между городами будет составлять 90-130 км/час в зависимости от выбранных дорог.
Т.к. передвижение в основном происходит по трассам между городами – ваш расход будет близким к оптимальному. На 2л двигателе мне без труда удавалось ехать с расходом 7.5л/сотню. Для упрощения и запаса мы будет считать расход как 10л/100км.
Итак со средним расстоянием за сутки в 300км нам понадобится 30л/бензина в день.
Стоимость бензина в странах Шенгена может сильно отличаться. Текущую стоимость вы можете увидеть в таблице http://autotraveler.ru/spravka/benzine-in-europe.html
Для примера я буду использовать цену 95 бензина. Могу подтвердить что в таблице она соответствует реальности. Самый дешевый бензин после пересечения границы в странах Прибалтики (Латвия, Литва, Эстония – около 1.1 евро/литр) и постепенно увеличивается с движением на юг Европы. В Польше и Чехии – 1.1, в Австрии и Словакии 1.2, во Франции и Германии – 1.4, В Швеции – 1.5, в Италии самый дорогой бензин – 1.7 евро/литр.
Так же сильно можно отличаться стоимость между разными заправками – например по ходу путешествия я лил бензин который стоил и 1.8 и 2/евро за литр в одной стране.
По нашему маршруту усредненная стоимость бензина составила около 1.2 евро/литр.
Таким образом на бензин необходимо около 1.2 x 30 = 36 евро/день.
2.2 Жилье
В автопутешествии очень важно хорошо высыпаться каждую ночь в комфортных условиях. Если вы планируете спать в машине или хостелах и сэкономить на этом – у вас должно быть очень крепкое здоровье, выносливость и спокойное отношение к отсутствию комфорта.
Мы хотели что бы путешествие прошло приятно и комфортно, а не являлось испытанием организма – поэтому останавливались в отеле каждую ночь по ходу всей поездки Чаще всего на одну ночь в каждом, но в некоторых местах мы жили 2-3 дня.
Мы будем рассматривать двухместные номера в отелях среднего уровня (2-3 звезды) в удобных для остановки местах, с расчетом на экскурсию по городам и парковки автомобиля. Во всех наших отелях был собственный душ и туалет, всегда горячая вода и комнаты не менее 10 квадратных метров на 2 человек. В большинстве были холодильники-минибары и бесплатный wi-fi.
Стоимость отелей зависит от качества номера, расположения (в центре города/на окраине/за городом) и страны/города расположения. Как и с бензином самые бюджетные отели находятся в северной части Европы, тогда как самые дорогие на побережьях Франции и Италии.
В Беларуси, Латвии, Литве и Польше можно пожить в нормальном отеле с хорошим завтраком примерно за 35-40 евро в сутки. Даже есть мотели за 20-25 евро/ночь
В Германии, Чехии и Франции – номер обойдется примерно в 50-60 евро, не считая центров крупных городом где цена около 60-70 евро за ночь.
В Австрии, Венгрии номер в центральной части города тоже будет стоить около 50-70 евро
В прибрежных городах Франции и Италии приличный номер на двоих с пешей доступностью до набережной в 5-10 минут будет стоить 70-90 евро.
В исторических центрах городов Франции и Италии (например Флоренция, Рим, Леон, Марсель) номер может стоить 90-100 евро.
.
.
Итого, учитывая что примерно половину времени мы провели в Италии и Франции – средняя стоимость проживания составила 60 евро/день.
2.3 Автомойки
В Европе летом довольно чисто – машина почти всю дорогу выглядела как будто её помыли пару дней назад. Так что мылся только один раз, после того как проехался по загородной дороге под дождем. Это стоило 4 евро в ручной мойке. Итого - нисколько в день :)
2.4 Парковка
Паркинг в европейских городах это проблема само по себе, а особенно паркинг на длительное время (а в нашем случае это было от 10 часов (на ночь) до 70 часов (на 3 дня).
Некоторые отели могут предоставить вам свой паркинг. Иногда это включено в стоимость номера (особенно за городом или на окраинах) – иногда это стоит дополнительные 6-12 евро/день. Будьте готовы, что «отель с собственным паркингом» может иметь всего 3-4 места, которые заняты примерно всегда. Особенно если речь идет о центре городов с плотной застройкой (Прага, Флоренция, Рим). В городах-курортах у моря могут дать квитанцию на городское парковочное место со скидкой за 3-4 евро/сутки.
Городской паркинг часто может быть бесплатным с 19 вечера до 8 утра или в другой «не рабочий» промежуток времени. Стоимость обычного городского паркинга сильно варьируется от города стоянки и удаленности от центра, но в среднем составляет 0.5 – 2 евро/час. При этом существует много мест, где нельзя стоять больше 2-3 часов подряд.
Если отель не имеет своей парковки, а городской паркинг либо лимитирован по часам либо чрезвычайно дорог – вас может спасти один из подземных паркингов. Они похожи на парковки в наших торговых центрах – въезд с шлагбаумом и талончиком и оплата через автомат перед выездом. Стоимость стоянки в таком паркинге составляет 10-18 евро/сутки.
Так же существуют частные паркинги с оплатой в кассе – такие есть например в Праге – в них чаще всего нужно оставлять ключи, т.к они постоянно переставляют машины для увеличения вместимости.
Проблемы с парковкой вы обычно встретите в городах Франции, Италии, Чехии и Австрии. В остальных странах проблемы обычно присутствуют только в центрах крупных городов.
Иногда нам удавалось вставать бесплатно, иногда на бесплатной или платной парковке отеля, иногда на городской парковке и иногда на подземной. Попробовали все варианты и в итоге потратили на паркинг около 200 евро за поездку, то есть в среднем 7 евро/день.
2.5 Платные дороги
Платные дороги вы встретите в основном во Франции и Италии. Так же существуют страны, где вы оплачиваете все платные магистрали разово покупая абонемент (виньетку) на заправке.
На нашем пути мы покупали абонемент - виньетку: в Чехии, Австрии, Венгрии и Словакии.
Виньетка на 10 дней (что является минимальным сроком) стоит в этих странах примерно одинаково – 10 евро.
В Германии дороги включая автобаны бесплатны. В Латвии и Литве на нашем пути так же не было платных трасс. В Польше сейчас строят платные автомагистрали, но они пока бесплатны для всех. Платная трасса в Беларуси бесплатна для авто на российских номерах.
Во Франции и Италии история другая. Там оплату требуется производить за каждую отдельную дорогу (их протяженность может быть как 20 км так и 200км и более). Обычно при въезде на платный участок нужно взять талон для оплаты у шлагбаума, а затем, на выезде скормить его другому автомату со шлагбаумом. Вам будет посчитано пройденное расстояние и требуемая оплата исходя из этого. Иногда плата фиксирована и взимается прямо на въезде на платный участок (особенно если это какой-то большой мост или тоннель). В среднем плата за участки составляет 5-15 евро и по стоимость примерна равна 1 евро/10км платного участка.
Все платные дороги имеют альтернативные бесплатные участки, но их длинна будет в 1.5-2 раза больше, чем платной магистрали, кроме того скорость на них ограничена 90км за городом и 50км в пределах города, в то время как ограничение на платаной трассе 130км/ч. Иногда из-за этой разницы дорога между двумя городами по платной трассе может занимать 2 часа и 5 по бесплатной.
Тем не менее, я вам очень рекомендую поездить по бесплатным дорогам Франции и Италии, т.к. именно там вы ощутите всю прелесть автопутешествия, увидите маленькие городки, горные серпантины, равнины, многокилометровые набережные, поля, леса и всю настоящую природу этих стран. Платные же магистрали, проложены посреди «ничего» с ограждениями и максимально ровно. На скорости 130км/ч огороженные от всего мира вы не увидите ничего. Вообще.
По ходу нашего путешествия мы выбирали компромисс между живописными бесплатными дорогами, когда у нас было на это время и платными быстрыми магистралями, когда нам было нужно нагонять график или приехать к отелю хотя бы до часу ночи с целью успеть поспать до выселения. Я бы сказал что наш путь прошел примерно 50/50 между этими вариантами.
Итого мы отдали 40 евро за 4 виньетки и 100 евро за отдельные платные участки Франции и Италии. В среднем по путешествию – 5 евро/день
2.6 Еда
В таком путешествии – еда, это еще один из тех пунктов на которых лучше не экономить слишком сильно. Именно местная кухня, приготовленная хорошим поваром – это то что дополняет впечатление о посещении каждой страны.
Питались мы 2-3 раза в день обычно имея легкий завтрак и потом либо только ужин, либо ранний обед и поздний ужин. Все зависело от нашего графика.
Завтрак в половине случаев был включен в цену нашего проживания. В большинстве из этих случаев – назвать его нормальным завтраком было нельзя. Но были и приятные исключения. Если покупать завтрак отеля, когда он не включен в стоимость номера – его цена примерно 6-12 евро за человека (и чаще всего он того не стоит). Если не было завтрака в отеле – его всегда можно найти в кафе, где он будет стоит 10-15 евро на человека, что будет включать например яичницу/омлет, хлеб, кофе и апельсиновый сок. Самое то что надо утром.
Обед у нас был не всегда, иногда это было связано со сложностью расписания работы ресторанов (например в Италии поесть где-то с 14 до 19 практически невозможно), иногда с графиком наших передвижения между городами и странами. Обедали мы примерно половину дней по ходу путешествия.
В любом случае у нас всегда был хороший ужин – в приличном кафе или ресторане. В северной части Европы (Польша, Латвия, Литва) приличный ужин стоит около 50 евро на двоих. В «средней части» (северо-восток Франции, Чехия) – около 60 евро. В прибрежной Франции и Италии (особенно в туристических местах) ужин на двоих уже обойдется около 80 евро. К этой сумме прибавьте 10-15 евро, если вы хотите к ужину вино. На ужин чаще всего можно смело брать только одно блюдо – т.к. порции весьма внушительны. Если мы не обедали – брали 3 блюда на двоих, чего было вполне достаточно компенсировать отсутствие нормальной еды днем.
Так же мы не пренебрегали различными небольшими перекусами и кофе-брейками по ходу дня. Кроме того у нас был «пикник-набор» с комплектом для приготовления бутербродов, всякие закуски, чипсы, пиво, вино. Если и всякие штуки типа мороженного, вафель. Покупали много воды и холодного чая.
В среднем за день на двоих мы тратили 10 евро на завтрак, 20 евро на обед и 50 на ужин а так же 10 на всякую мелочь. Повторюсь что цены усреднены по всем странам а так же завтрак мог быть включен в проживание а обеда могло не быть. Итого в среднем 90 евро/день на еду.
2.6 Развлечения
Само путешествие для нас было главным развлечением и аттракционом каждый день, так что мы посещали не очень много всяких соборов/музеев/выставок/экскурсий и прочих туристических мероприятий. О чем абсолютно не жалеем, т.к. цель была не в этом. Тем не менее у нас ни секунды не было какой-то мысли «скучно блин, куда бы сходить и чего поделать» - т.к. наши планы и желания были в два раза больше возможностей и мы просто выбирали из списка наиболее интересные занятия. Для понимания – чаще всего мы выписывались из отеля в 11-12 утра и заселялись в новый отель в 11-12 ночи. Каждый день. Так что активности у нас хватало и самостоятельной. Но сюда я включил аренду лежаков на пляжах, что стоило за 4 дня 30+30 в Ницце и 20+20 в Виареджио (Италия) евро.
Кроме того мы все таки посетили несколько туристических мест и пару экскурсий/выставок что стоило нам суммарно 200 евро, или 7 евро/день
2.7 Интернет
У нас был свой собственный WiFi интернет с тарифом Vodafone smart passport, который дает 500мб/сутки за 3 евро (и 2 евро на территории Италии). Изначально он стоил мне 70 евро с 10 евро на счету и суммарно нам обошелся в 20х3 + 10х2 + 70 = 150 евро или 5 евро/сутки (и это было прекрасно)
2.8 Штрафы
Обошлось без них. В основном я соблюдал скоростной режим, в чем мне очень помогал навигатор, информируя с какой максимальной скоростью я могу двигаться сейчас и издавая предупреждающий сигнал если я её превышаю. Не могу сказать что я соблюдал скоростной режим на 100% везде, а так же я несколько раз нарушил правила проезда, разметки и парковки – но тем не менее старался придерживаться правил.
2.9 Общественный транспорт
Т.к. мы передвигались на своем авто между городами и пешком в городе - у нас не было особенных трат на городской транспорт. Тем не менее, он может понадобится если: вы хотите посетить остров, вам нужно перемещаться в городе между достопримечательностями, которые не доступны пешком, ваш отель находится далеко от центра города куда вы хотите попасть, ваш паркинг находится далеко от отеля (бывает и так).
В основном все Европейские города не такие огромные как мы привыкли в Москве и центр вполне можно обойти пешком за 3-4 часа. Еще платными бывают всякие фуникулеры на высокие точки. Итого мы потратили на это 30 евро или 1/евро в день.
Итого ежедневные расходы составили:
Бензин – 36 евро
Жилье – 60 евро
Паркова – 7 евро
Платные дороги – 5 евро
Еда – 90 евро
Развлечения – 7 евро
Общественный транспорт – 1 евро
Итого: 206 евро в день.
На момент нашего путешествия курс был около 50рублей/евро так что мы тратили 10тыс руб в день на двоих.
Вышеприведенные расчеты очень точны, т.к. для интереса мы вели полную «бухгалтерию» всех трат по ходу поездки. И это факт – мы потратили за всю поездку 300 тыс руб на двоих что соответствует подсчетам +- 5%
Кроме стартовых расходов в 3-5 тыс руб на страховку авто и 5000 на визу + страховку для каждого человека – остальные расходы отлично масштабируются по дням.
Например отправляясь на две недели – вы с такими же расходами уложитесь в 206 * 14 = 2900 евро или около 190 тыс руб по ткущему курсу. Кроме того, за две недели вы скорее всего проведете большую часть в более «бюджетной» части Европы (где дешевле бензин, жилье, еда, парковка и дороги), так что можно смело отнять от суммы еще 20-30%
Если ехать одному – можно поделить сумму пополам, кроме затрат на автомобиль (бензин, парковку и дороги). А так же отели будут стоить не в два раза дешевле а примерно на 20-30%. Итого ваши расходы будут примерно 137евро/сутки.
Так же не забывайте, что в городе где вы живете – вы тоже делаете это не бесплатно. Например из тех 300 тыс мы бы на двоих за месяц потратили около 50-80 и в Москве, ведь тут тоже нужно есть, платить за бензин, парковки, развлечения и прочее.
Путешествуйте! На своем авто, на арендованном, пешком, на попутках или поездом. Делайте пока можете и вам будет что вспомнить и рассказать о вашей жизни.
Личный опыт:
Путешествие, Фото и видео
6 месяцев писал и наконец осилил, думал получится 4-5 а вышло 12 частей!
Придется теперь ехать в новую поездку за материалом :)
Скажи, пожалуйста, а в каком виде лучше иметь денежные средства, отправляясь в такую поездку - наличка или на карточках? Если наличка, то сколько можно провозить через границы, надо ли декларировать и т.п.?
Тот же вопрос - про оплату еды/отелей и т.п.
Наличка может понадобится:
- терминал оплаты картами сломан (не встречали)
- это уличная еда
- мелкие покупки (иногда карту не принимают в магазине при сумме покупок до 5 евро например)
- Оплата паркоматов (там карты почти никогда не принимаются - только монетки евро)
- Какие-то форсмажорные ситуации
На каждую 1000 евро на карте нужно брать 200 евро наличными. Этого достаточно
Провозить через границу без декларирования можно до 10 тыс евро на человека
Я дал 8 броней отелей по примерному маршруту (распечатки из букинга) и "маршрутный лист" где указал когда я в какой стране буду. Мне сказали что кроме Италии (куда я собирался) я мог бы в маршруте остальные не указывать
Брони все отменил как визу получил.
Читал вашу поездку тоже - очень понравилось.
Тоже не знаю получится ли в этом году что-то, но если будет сложно по финансам думаю хотя бы в Польшу сгонять (а может даже и в Чехию) - это выйдет сравнительно бюджетно
Вы динозавр просто)
От машины еще тоже зависит конечно. В матизе 300км за раз офигеешь ехать, а в audi a8 вообще не заметно
В серой сумки мои личные вещи, в рюкзаке несколько моих вещей, и частично то что нужно в путешествии - плед, фотик, гопро и все аксессуары. Еще моя черная сумка сверху с ноутом айпадом мышкой и зарядкой - для работы.
Если кажется что серая сумка и рюкзак - это очень мало для вещей:
vvvvvv MAGIC vvvvvvv
Доволен собой - правильно рассчитал количество и погоду
с полицией были встречи/вопросы?
в европе это были herz и budget в турции заказывал доставку автомобиля в отель. были проблемы в авто в другом городе, реагировали быстро, в теч часа, так что канторка не местного разлива, а как минимум имеет офисы в нескольких городах турции
общение с полицией было в горах в жопе ночью, оч неплохая возможность ебать мозги сраным русским.
Чё им надо было? И как разрулилась ситуация?
две полосы в каждую сторону.
за несколько сот метров стоят знаки, и конусы, сужения в одну полосу. с двух сторон стоят, останавливали всех. просто проверяли документы, просветили машину фонариками. отпустили. так было два раза. спросили из какой страны, откуда машина, откуда, куда и зачем едем.
Тем более, спасибо госуслугам, я сделал такие права за 2 дня проведя в ГИБДД 20 минут.
З.Ы. Почему я люблю путешествовать по Европе, так это потому что евро/кроны/лиры тратятся как-то незаметно и совсем жаба не душит :) 50 евро за ужин - не жалко, а вот 2000 рублей как-то ужу не очень. В этом году собираемся в Питер, тратить рубли, за одно проверю эту теорию.