Путешествие по Чуйскому тракту
В прошлом году я внезапно открыл для себя Горный Алтай. Ну да, я живу в Новосибирске, но так ни разу и не был на Алтае, не видел гор и бла-бла-бла :) Короче, вы все должны быть в курсе этой душещипательной истории. Впечатлений я тогда получил выше крыши, но забраться получилось не дальше Чемала. Поэтому в этом году я совершенно точно решил, что нужно ехать на Алтай и обязательно куда-нибудь подальше.
Кстати, Чуйский тракт уже давно доступен в Google Street View. ЗАЦЕНИТЕ!
Ну, началось все как всегда. Встали ни свет ни заря, чтобы миновать пробки, сели в машину и погнали до Телецкого озера. Я, жена моя, брат мой и его подруга. У брательника с машиной возникли кое-какие проблемы, поэтому пришлось вчетвером ехать на моем старичке. Честно говоря, я был слегка озабочен тем фактом, что придется обгонять по трассе и штурмовать перевалы с четырьмя человеками в салоне и при включенном кондиционере. К счастью, все оказалось не так страшно.
Первой остановкой на нашем пути был Горно-Алтайск. Очень милый город. Он, буквально, вытянулся вдоль пары улиц и со всех сторон зажат горами. Чем-то напомнил Карловы Вары. А еще запомнилось отношение к пешеходам. По-моему, тут очень охотно уступают им дорогу.
После Горно-Алтайска я отдал руль своему брату и, пожалуй, это самое интересное, что со мной случилось в тот день :) Если я не ошибаюсь, то это был первый раз, когда я ехал пассажиром на праворульном авто. И с непривычки это оказалось делом довольно страшным. Всю дорогу я ругался и просил брательника, чтобы он держался правее, потому что мне постоянно казалось, что я еду по встречке. А тот факт, что последнее время брат ездил на леворульной машине только усугублял мой страх. К счастью, вскоре я все же привык к габаритам и успокоился :)
В общем, пара часов страха на пассажирском сидении праворульного автомобиля и мы оказались в селе Артыбаш, что расположено на берегу Телецкого озера.
Само Телецкое озеро меня как-то не впечатлило. Ну да, это одно из самых больших пресных высокогорных озер. Его средняя глубина 175 метров, а максимальная доходит до 325! Оно раскинулось прямо между гор, и отвесные скалы резко уходят под воду. Но сами виды озера меня совсем не зацепили. Быть может, чтобы оценить его красоту, нужно провести там недельку (а то и две), порыбачить, пожить дикарями на берегу, сходить на лодке до его южного берега, и вдоволь насладиться тишиной. Что ж, все впереди...
Программа минимум на Телецком - это водная прогулка по северной части озера с посещением нескольких водопадов и каменного залива. Вот, например, водопад Чедор.
А это водопад Корбу.
Погостив немного на Телецком озере, мы двинули в обратную сторону. Озеро Ая и все, что с ним связано - довольно скучное туристическое место. Отдыхать в окрестностях озера Ая - это как ехать в Турцию, в пятизвездочный all-inclusive отель. В общем, популярное туристическое место. Ну, а мы хотели пару дней повялиться на пляже и составить свое мнение об этом месте.
Мы поплавали в озере, и еще разок сходили в Тавдинские пещеры. Но весь день и весь вечер нас манили холмы, видневшиеся с балкона домика, где мы остановились. На утро мы сели в нашу пузотерку и поехали их смотреть. Вскоре мы забрели на тропу, по которой катают туристов УАЗики. Меня все время не покидала мысль, что сейчас мы спустимся с очередного холма, а обратно забраться уже не получится. Экстрим для начинающих :)
В общем, мы все ехали-ехали, пока не стало очевидно, что на следующий холм нам не забраться. Так что мы решили оставить машину и немного прогуляться пешком. Найди кадабромобиль :)
Дорога в гору выглядела довольно короткой и совсем несложной для пешей прогулки, но как это часто случается в горах - это было ложное чувство. Зато вид с горы открывался обалденный... Этот день мне запомнился.
Обратно уставшие туристы решили срезать и поперлись по "короткой" траве... А теперь видишь кадабромобиль? :)
Дальше мы решили ехать по Чуйскому тракту как минимум до красных ворот, как максимум до снежных вершин и перевала Кату-Ярык
Семинский перевал мы совершенно случайно проскочили :) Ну, то есть он довольно органично вписался в горные серпантины, и я пролетел его наивысшую точку, только потом поняв, что это и был Семинский перевал. И вообще, это не перевал, а так... Перевалы будут дальше.
Но вот именно тут, за Семинским перевалом, и начинается самая-самая красота. Это уже совершенно другой Алтай.
Степь. Горы "лысеют".
Места становятся все более и более дикими. По дорогам разгуливают и бычатся коровы. Эти наглые животные вообще ничего не боятся. Так забавно смотреть, как они стоят, смотрят на тебя и даже глазом не ведут, а ты едешь на них со скоростью 60 км/ч. Железная выдержка.
К вечеру мы доехали до села Онгудай. Вот вам несколько фактов об этом селе:
1) В селе Онгудай и далее по Чуйскому тракту алтайцев больше, чем русских. Я бы даже сказал, что русских тут почти нет. Вместе с тем на дорогах начинают появляться автомобили с монгольскими номерами.
2) Здесь много сусликов. Любимое занятие сусликов - перебегать дорогу прямо перед автомобилем на радость городским жителям :)
3) Село Онгудай - это вам не Ая. Мы проехали село вдоль и поперек и насчитали всего 3-5 сдающихся туристам домиков. В итоге нам все-таки повезло найти турбазу, где был свободен один-единственный двухместный домик. Смотритель любезно согласился втиснуть в домик вторую кровать. Жизнь продолжается :)
Утром мы заправились на местной заправке сомнительного вида. В конце дня засекли расход топлива и он составил всего 6.7 литров на 100 км. «Да это же круто!», - подумал я. Четыре человека в машине, +30 за бортом, кондиционер на полную катушку, горные перевалы и агрессивная манера езды.
Продолжая обалдевать от местных видов, замечу, что таких гор вы не увидите ни в Чемале, ни на Телецком озере. Обязательно нужно съездить по Чуйскому тракту.
Перевал Чике-Таман. Абсолютная высота перевала - 1295 м. Перепад высот - 659 км. Классический серпантин. Было интересно порулить здесь.
Ну, и далее по маршруту масса красивых мест.
Катунь.
Село Иня примечательно Ининским подвесным мостом. Он был построен в 1936 году и стал первым двухсцепным висячим мостом в мире.
Шикарные виды.
Чем дальше, тем более роскошные виды предстают перед глазами. ЗАЦЕНИТЕ!
Слияние Чуи и Катуни.
Моя минута славы :)
Памятник "в честь мужественных водителей, которые по Чуйскому тракту в годы Великой Отечественной войны преодолевая труднодоступные перевалы и крутые повороты, возили грузы для фронта, потом для возрождения народного хозяйства, работали на благо и развитие Горного Алтая".
Шикарное место для памятника.
Еще один водопад.
К качеству дорог не придраться. Да и машин тут не много. Ехать - одно удовольствие.
По пути встретили много велосипедистов. В определенных кругах это называют это алтайским веломазохизмом.
А вот, собственно, и наша цель - красные ворота.
Пока все. Дальше мы в этот раз не поехали. Величественный Кату-Ярык, долину Чулчымаша, снежные вершины и ледники мы решили оставить на следующий раз.
Кстати, да. На обратном пути со мной приключилась странная вещь. При спуске с Семинского перевала на прямом участке я разогнался до 110 км/ч и при торможении ощутил очень и очень сильную вибрацию. Я даже подумал, что у меня колесо сейчас отвалится. К счастью, я не растерялся и затормозил двигателем вплоть до первой передачи. Потом это постепенно прошло.
Что это было? Перегрев тормозов? Если так, то значит, чтобы перегреть тормоза нужно разогнаться минимум до 100 км/ч, обязательно ехать с горки и более-менее интенсивно тормозить. Потому что даже при спуске с Чике-Тамана я смело давил на тормоз и ничего ни разу не перегрелось.
В этот раз не обошлось без сувениров от ГИБДД :)
Кстати, Чуйский тракт уже давно доступен в Google Street View. ЗАЦЕНИТЕ!
Новосибирск - Телецкое рзеро
Ну, началось все как всегда. Встали ни свет ни заря, чтобы миновать пробки, сели в машину и погнали до Телецкого озера. Я, жена моя, брат мой и его подруга. У брательника с машиной возникли кое-какие проблемы, поэтому пришлось вчетвером ехать на моем старичке. Честно говоря, я был слегка озабочен тем фактом, что придется обгонять по трассе и штурмовать перевалы с четырьмя человеками в салоне и при включенном кондиционере. К счастью, все оказалось не так страшно.
Первой остановкой на нашем пути был Горно-Алтайск. Очень милый город. Он, буквально, вытянулся вдоль пары улиц и со всех сторон зажат горами. Чем-то напомнил Карловы Вары. А еще запомнилось отношение к пешеходам. По-моему, тут очень охотно уступают им дорогу.
После Горно-Алтайска я отдал руль своему брату и, пожалуй, это самое интересное, что со мной случилось в тот день :) Если я не ошибаюсь, то это был первый раз, когда я ехал пассажиром на праворульном авто. И с непривычки это оказалось делом довольно страшным. Всю дорогу я ругался и просил брательника, чтобы он держался правее, потому что мне постоянно казалось, что я еду по встречке. А тот факт, что последнее время брат ездил на леворульной машине только усугублял мой страх. К счастью, вскоре я все же привык к габаритам и успокоился :)
В общем, пара часов страха на пассажирском сидении праворульного автомобиля и мы оказались в селе Артыбаш, что расположено на берегу Телецкого озера.
Само Телецкое озеро меня как-то не впечатлило. Ну да, это одно из самых больших пресных высокогорных озер. Его средняя глубина 175 метров, а максимальная доходит до 325! Оно раскинулось прямо между гор, и отвесные скалы резко уходят под воду. Но сами виды озера меня совсем не зацепили. Быть может, чтобы оценить его красоту, нужно провести там недельку (а то и две), порыбачить, пожить дикарями на берегу, сходить на лодке до его южного берега, и вдоволь насладиться тишиной. Что ж, все впереди...
Программа минимум на Телецком - это водная прогулка по северной части озера с посещением нескольких водопадов и каменного залива. Вот, например, водопад Чедор.
А это водопад Корбу.
Телецкое озеро - Озеро Ая
Погостив немного на Телецком озере, мы двинули в обратную сторону. Озеро Ая и все, что с ним связано - довольно скучное туристическое место. Отдыхать в окрестностях озера Ая - это как ехать в Турцию, в пятизвездочный all-inclusive отель. В общем, популярное туристическое место. Ну, а мы хотели пару дней повялиться на пляже и составить свое мнение об этом месте.
Мы поплавали в озере, и еще разок сходили в Тавдинские пещеры. Но весь день и весь вечер нас манили холмы, видневшиеся с балкона домика, где мы остановились. На утро мы сели в нашу пузотерку и поехали их смотреть. Вскоре мы забрели на тропу, по которой катают туристов УАЗики. Меня все время не покидала мысль, что сейчас мы спустимся с очередного холма, а обратно забраться уже не получится. Экстрим для начинающих :)
В общем, мы все ехали-ехали, пока не стало очевидно, что на следующий холм нам не забраться. Так что мы решили оставить машину и немного прогуляться пешком. Найди кадабромобиль :)
Дорога в гору выглядела довольно короткой и совсем несложной для пешей прогулки, но как это часто случается в горах - это было ложное чувство. Зато вид с горы открывался обалденный... Этот день мне запомнился.
Обратно уставшие туристы решили срезать и поперлись по "короткой" траве... А теперь видишь кадабромобиль? :)
Озеро Ая - село Онгудай
Дальше мы решили ехать по Чуйскому тракту как минимум до красных ворот, как максимум до снежных вершин и перевала Кату-Ярык
Семинский перевал мы совершенно случайно проскочили :) Ну, то есть он довольно органично вписался в горные серпантины, и я пролетел его наивысшую точку, только потом поняв, что это и был Семинский перевал. И вообще, это не перевал, а так... Перевалы будут дальше.
Но вот именно тут, за Семинским перевалом, и начинается самая-самая красота. Это уже совершенно другой Алтай.
Степь. Горы "лысеют".
Места становятся все более и более дикими. По дорогам разгуливают и бычатся коровы. Эти наглые животные вообще ничего не боятся. Так забавно смотреть, как они стоят, смотрят на тебя и даже глазом не ведут, а ты едешь на них со скоростью 60 км/ч. Железная выдержка.
К вечеру мы доехали до села Онгудай. Вот вам несколько фактов об этом селе:
1) В селе Онгудай и далее по Чуйскому тракту алтайцев больше, чем русских. Я бы даже сказал, что русских тут почти нет. Вместе с тем на дорогах начинают появляться автомобили с монгольскими номерами.
2) Здесь много сусликов. Любимое занятие сусликов - перебегать дорогу прямо перед автомобилем на радость городским жителям :)
3) Село Онгудай - это вам не Ая. Мы проехали село вдоль и поперек и насчитали всего 3-5 сдающихся туристам домиков. В итоге нам все-таки повезло найти турбазу, где был свободен один-единственный двухместный домик. Смотритель любезно согласился втиснуть в домик вторую кровать. Жизнь продолжается :)
Село Онгудай - Красные ворота - озеро Ая
Утром мы заправились на местной заправке сомнительного вида. В конце дня засекли расход топлива и он составил всего 6.7 литров на 100 км. «Да это же круто!», - подумал я. Четыре человека в машине, +30 за бортом, кондиционер на полную катушку, горные перевалы и агрессивная манера езды.
Продолжая обалдевать от местных видов, замечу, что таких гор вы не увидите ни в Чемале, ни на Телецком озере. Обязательно нужно съездить по Чуйскому тракту.
Перевал Чике-Таман. Абсолютная высота перевала - 1295 м. Перепад высот - 659 км. Классический серпантин. Было интересно порулить здесь.
Ну, и далее по маршруту масса красивых мест.
Катунь.
Село Иня примечательно Ининским подвесным мостом. Он был построен в 1936 году и стал первым двухсцепным висячим мостом в мире.
Шикарные виды.
Чем дальше, тем более роскошные виды предстают перед глазами. ЗАЦЕНИТЕ!
Слияние Чуи и Катуни.
Моя минута славы :)
Памятник "в честь мужественных водителей, которые по Чуйскому тракту в годы Великой Отечественной войны преодолевая труднодоступные перевалы и крутые повороты, возили грузы для фронта, потом для возрождения народного хозяйства, работали на благо и развитие Горного Алтая".
Шикарное место для памятника.
Еще один водопад.
К качеству дорог не придраться. Да и машин тут не много. Ехать - одно удовольствие.
По пути встретили много велосипедистов. В определенных кругах это называют это алтайским веломазохизмом.
А вот, собственно, и наша цель - красные ворота.
To be continued...
Пока все. Дальше мы в этот раз не поехали. Величественный Кату-Ярык, долину Чулчымаша, снежные вершины и ледники мы решили оставить на следующий раз.
Кстати, да. На обратном пути со мной приключилась странная вещь. При спуске с Семинского перевала на прямом участке я разогнался до 110 км/ч и при торможении ощутил очень и очень сильную вибрацию. Я даже подумал, что у меня колесо сейчас отвалится. К счастью, я не растерялся и затормозил двигателем вплоть до первой передачи. Потом это постепенно прошло.
Что это было? Перегрев тормозов? Если так, то значит, чтобы перегреть тормоза нужно разогнаться минимум до 100 км/ч, обязательно ехать с горки и более-менее интенсивно тормозить. Потому что даже при спуске с Чике-Тамана я смело давил на тормоз и ничего ни разу не перегрелось.
В этот раз не обошлось без сувениров от ГИБДД :)
Личный опыт:
Путешествие
место слияния рек никогда не забуду :) в этом месте воронки не дающие выплыть из них не прилагая усилий ...
а уже разница в цвете,точнее граница поражает еще больше :)
если чуя известкового цвета,узкая и быстрая,катунь же зеленая,мощная,внушающая,словно море...
спасибо!
Но, как я написал выше, после Онгудая с частниками становится сложнее. Турбаз тоже сильно меньше. Лучше бронировать заранее.
а так,там турбазы есть :)
тем более дорога не самая убитая....
по дороге красоты урала...
на автобусе с татарстана через тюмень мы доезжали за два дня,до татарстана от москвы 15 часов :)
1. http://grundik.livejournal.com/598811.html - про пороги на сплавах Алтая.
2. http://grundik.livejournal.com/536769.html - Телецкое, Чике-Таман
3. http://grundik.livejournal.com/505466.html - Чемал, Ая и прочий "ближний" Алтай
Недавно был корпоратив на Алтае, около Манжерока, но фотки там в основном корпоративные, так что показывать их смысла нет. В целом сейчас на Алтае стало ещё лучше. Как дочь подрастёт - обязательно поедем :)
Для затравки:
Церковь в Сростках
Телецкое:
Тавдынские пещеры:
Алтай-тюнинг: